Валерий Яковлевич Брюсов

RSS канал автора
Поделиться:
Иллюстрация № 1 читать онлайн КулЛиб

Валерий Яковлевич Брюсов (1873–1924) – русский поэт-символист, прозаик, переводчик, критик, литературовед. Глава московской ветви символизма.
Родился 1 декабря 1873 г. в Москве в купеческой семье. Дед с материнской стороны А.Я.Бакулин был поэтом-самоучкой. Отец Брюсова, сын разбогатевшего крестьянина, занимался самообразованием, слушал лекции в Петровской сельскохозяйственной академии, любил читать и сам пробовал заниматься литературой. Свое творческое становление Брюсов подробно описал в автобиографии (Из моей жизни). В 1885 г. в возрасте 11 лет он поступил во 2-й класс гимназии. По собственному признанию, рано начал сочинять, но к поэзии обратился только в гимназии под влиянием однокашников. Вместе они стали издавать рукописный журнал «Начало». Тогда же Брюсов начал читать русскую литературу «от Пушкина и Лермонтова, через Тургенева, Толстого, Достоевского, до Лескова...» (до того он увлекался историей и естественными науками). Первые стихотворные опыты Брюсова были вдохновлены Н.А.Некрасовым, а позже М.Ю.Лермонтовым и популярным в то время С.Я.Надсоном, сочетавшим гражданские мотивы с романтическим духом. Вслед за «Началом» Брюсов, уже в одиночку, выпускает рукописный «Листок V класса», посвятив его не литературе, а политике и сатире на гимназическую жизнь. Это стало причиной исключения Брюсова из гимназии.
Осенью 1890 г. поступает в 6-й класс другой гимназии, где увлеченно занимается математикой, изучает философию (Канта, Шопенгауэра, особенно Спинозы). Его литературные интересы становятся более разнообразными. Он заново перечитывает Пушкина, но восхищается и «новыми» поэтами, Д.С.Мережковским и К.М.Фофановым. В это же время впервые знакомится с поэзией французских символистов П.Верлена, А.Рембо и С.Малларме, которые определят в дальнейшем его литературные вкусы. Он начинает переводить символистов и подражать им. Символистская поэзия стала для Брюсова «целым откровением: не будучи знаком с западно-европейской литературой последнего полустолетия», он «только из их стихов понял, как далеко ушла поэзия от творчества романтиков» (там же). Брюсов посвящает себя служению «новому искусству» и записывает в дневнике: «Что ни говорить... будущее будет принадлежать ему, особенно когда оно найдет достойного вождя. А этим вождем буду Я! Да, Я!».
В 1893 г. Брюсов поступил на историко-филологический факультет Московского университета, сперва на отделение классической филологии, а затем на историческое. В университете, кроме классических дисциплин, изучал философию (в частности, теорию познания Г.В.Лейбница, повлиявшую в дальнейшем на его эстетические взгляды).
В 1893 г. вышла статья Д.С.Мережковского О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы, ставшая манифестом русского символизма. В 1894–1895 гг. Брюсов вместе с другом А.Л.Миропольским выпустил три сборника Русские символисты. Это трехчастная антология, составленная из переводов (поэзии П.Верлена, А.Рембо, С.Малларме, М.Метерлинка, А.Э.По, Лорана Тальяда) и подражаний. Подражание в данном случае не было простым эпигонством, оно позволяло осваивать новый поэтический язык, прививать формальные новшества западных образцов русскому стиху. При этом Брюсов замаскировал свои опыты несколькими псевдонимами: каждый представлял особый темперамент и особое ответвление «нового искусства». Стихотворение Осеннее чувство (Гаснут розовые краски в бледном отблеске луны...) варьировало мотивы Малларме и Бодлера, Самоуверенность (Золотистые феи в атласном саду...) играло метафорами на манер Рембо, а Творчество (Фиолетовые руки на эмалевой стене...) было примером «утаивания», характерного для «суггестивной» поэзии и т.д. Сборники должны были создать иллюзию существования целого направления символистской поэзии в России. Несмотря на слабость большинства стихотворений, мистификация удалась. Русские символисты подверглись яростной критике, что создало его авторам скандальную славу. Символизм в России был признан существующим. Но Брюсова окрестили «декадентом», и на целых пять лет журналы оказались для него закрыты.
Одновременно с третьим выпуском Русских символистов Брюсов опубликовал первую книгу своих стихов Chefs d'oeuvre (Шедевры, 1895). В 1896 г. выпустил вторую книгу стихов Me eum esse (Это – я, датировано 1897). В этих книгах, несмотря на их эпатажность, уже видны основные приемы творчества Брюсова: лейтмотивы, самоцитаты и повтор названий; объединение стихотворений в циклы для их тематической организации; игра культурными ассоциациями, когда образ творится за счет уже известных, привычных читателю образов и форм. Появились в них и темы, которые Брюсов будет развивать в последующих книгах: тема поэта и поэзии; тема современного города, впервые зазвучавшая у Бодлера; тема личности и истории; «декадентские» мотивы смерти и любви как губительной страсти; лирические пейзажные зарисовки в духе романтиков, с одной стороны, и Верлена, с другой.
Книга Tertia Vigilia (Третья стража, 1900), третий поэтический сборник Брюсова, принесла ему признание и обозначила начало его творческой зрелости. Варьируя намеченные в предыдущих книгах мотивы, Брюсов изменил акценты. Третья стража начинается (после программного пролога Возвращение) циклом Любимцы веков, посвященным истории и месту личности в ней. Сборник Chefs d'oeuvre открывался подциклом Полдень Явы из цикла Стихи о любви, пронизанным декадентскими настроениями, атмосферой душной эротики. В сборнике Me eum esse за прологом (Новые заветы), где речь шла о новых поэтических задачах автора, следовал цикл Видения, в котором, подключая контекст поэзии Бодлера и Малларме, Брюсов решал проблему соотношения земной жизни и небесного идеала. В Любимцах веков и в подобных циклах из других сборников (Баллады в Urbi et Orbi; Правда вечная кумиров в Stephanos; Правда вечная кумиров и Приветствия в книге Все Напевы; Властительные тени в Зеркале Теней и т.д.) Брюсов-поэт говорил от лица исторических персонажей, героев древнегреческой и библейской мифологии, обобщенных героев, символизирующих определенную эпоху. Таким образом, по собственному выражению, он творил «храм всем богам, дню и ночи, и Христу, и Адонису, и демонам» (из письма И.И.Ореусу-Коневскому 15 марта 1899). Свободное отношение Брюсова к наследию веков, к мифологиям и религиям позволяло ему, смешивая их, создавать единую систему культурных знаков, где отдельные «портреты» призваны были символизировать непрерывность, единство культуры и диалогичность времени. При этом само движение временного потока оказывалось возможным благодаря усилиям отдельной воли, сильной и яркой личности.
Два следующих сборника, Urbi et orbi (Городу и миру, 1903) и Stephanos (Венок, 1905) вводят бытовые и гражданские мотивы в поэзию Брюсова. По-новому определяется и его взгляд на творчество. В Urbi et orbi в стихотворениях Работа и В ответ (цикл Вступления) Брюсов в противовес идее спонтанности, «стихийности» поэтического акта, популярной среди символистов, утверждал необходимость сознательной работы над стихом. Он сравнивал поэтическую мечту с волом, а поэта с ее погонщиком. Не случайно обратился он и к теме ежедневного труда, продолжавшей тему города: Здравствуй, жизни повседневной / Грубо кованная речь! / Я хочу изведать тайны, / Жизни мудрой и простой, / Все пути необычайны. / Путь труда, как путь иной… (Работа). Новый поэтический предмет требовал нового языка. Стихотворения Фабричная, Сборщиков, Девичья и др. из цикла Песни окрашены разговорными интонациями и фольклорным звучанием. В Stephanos поэт еще пристальнее вгляделся в реальность. Цикл Современность посвящен событиям русско-японской войны и первой русской революции. Книга Urbi et orbi произвела сильное впечатление на современников, в частности, на молодого А.Блока. А апокалипсическое видение поэмы Конь Блед (Stephanos) было созвучно настроениям «младших» символистов. Однако эти новые темы не стали определяющими для Брюсова, они вошли в его поэзию наравне с уже существующими.
К этому моменту Брюсов – уже признанный «вождь» московских символистов, глава издательства «Скорпион», редактор журнала «Весы». Он был известен не только как поэт, но и как критик, переводчик (Ш.Бодлера, П.Верлена, М.Метерлинка, Э.Верхарна, Р.Гиля и др.), теоретик перевода (Фиалки в тигеле, 1905).
В 1907–1908 в журнале «Весы» публиковался его роман Огненный ангел. Это яркий пример символистской прозы, где сквозь исторический план Германии 16 в. проглядывают конфликты, характерные для начала 20 в., исследуются сознание и подсознание современника, но в то же время поднимаются проблемы природы зла в мире, возможности спасения для человека и сохранения собственного «я». После закрытия «Весов» Брюсов в 1910–1912 рр. заведовал литературно-критическим отделом журнала «Русское богатство», печатал статьи в новом символистском журнале «Аполлон». Брюсов выступил и как драматург: ему принадлежат драма Земля (1904, опубл. 1907), «психодрама» Путник (1911), трагедия Протесилай умерший (1913).
Важен вклад Брюсова в теоретическое обоснование символизма и творчества в целом. Начиная с брошюры О искусстве (1899) и статьи Истины. Начала и намеки. (1901), он постоянно развивал свою эстетическую теорию. От представления об искусстве как средстве общения он пришел к идее искусства как «постижения мира иными, не рассудочными путями» (Ключи тайн, 1904; Священная жертва, 1905). Однако «постижение тайн» Брюсов не связывал с мистикой, чем противопоставил себя многим символистам. В статье «О речи рабской», в защиту поэзии (1910) он выступил с критикой «младших» символистов, считавших поэзию формой «теургизма», религиозного служения. Брюсов же провозглашал искусство (и в частности, символизм) сферой свободного взаимодействия смыслов, не подчиненной ни науке, ни общественности, ни религии.
Из поэтических сборников в эти годы вышли Все напевы (1909), Зеркало теней (1912), Семь цветов радуги (1916), готовилась к печати Девятая камена. Поэтическое качество этих книг уступает более ранним сборникам, хотя автору еще казалось, что он находится в творческом поиске. Новые темы принесла Первая мировая война и связанный с ней патриотический подъем. Затем, побывав на фронте в качестве военного корреспондента и увидев реальность войны, Брюсов убедился в ее бессмысленности и создал ряд антивоенных стихотворений, не имевших, впрочем, большого резонанса. Более значимым гражданским поступком Брюсова стал выпуск антологии армянской поэзии (1916) в тот момент, когда армянский народ подвергся жестокому геноциду. Брюсов выступил как переводчик и редактор тома, побывал в Ереване и встретился с армянскими писателями. Был удостоен звания народного поэта Армении. С 1962 в Ереване проводятся филологические Брюсовские чтения.
Октябрьская революция явилась для Брюсова важным поворотом как в жизни, так и в творчестве. Приняв новую власть, он стал главой Комитета по регистрации печати (1917–1919), заведующим московским библиотечным отделом при Наркомпроссе (1918–1919), председателем Президиума Всероссийского союза поэтов (1919–1921). В 1920 е. вступил в РКП(б). Взяв на себя роль воспитателя нового поколения поэтов, в 1921 г. организовал Высший литературно-художественный институт (впоследствии ВЛХИ). Просветительская деятельность не ограничивалась чтением лекций. Он публикует статью Вчера, сегодня, завтра русской поэзии, где намечает пути развития литературы; создает историко-литературную антологию Сны человечества, попытавшись представить «все формы, в какие облекалась человеческая лирика». В Сны вошли как переводы Брюсова из латинских и армянских поэтов, так и стилизации, воспроизводящие различные стихотворные формы от алкеевой строфы до японской танки. В это же время работает над проблемами стиховедения (книга Опыты по метрике и ритмике, по евфонии и созвучиям, по строфике и формам, 1918; статья Звукопись Пушкина, 1923).
Формальные эксперименты отразились на поздних поэтических сборниках Брюсова: Последние мечты (1920), В такие дни (1921), Миг (1922), Дали (1922) и Mea (Спеши, 1924, опубл. посмертно). Здесь даются образцы «научной поэзии», которая привлекала его еще с 1900-х (ее изобретателем был французский поэт, корреспондент Брюсова, Р.Гиль). Таковы стихотворения Мир электрона, Мир N измерений, Явь (Meа). Хотя поздние стихи из-за излишней усложненности оказались непонятны современникам и не повлияли на развитие поэзии, они интересны как демонстрация возможностей русского стихосложения.
Обширное наследие Брюсова очень разнообразно. Кроме поэтических и прозаических произведений, свое значение сохраняют многочисленные переводы из античной, французской, английской, немецкой, итальянской и др. поэзии. Его критические статьи являются важным материалом для понимания литературной ситуации рубежа 19–20 вв. Его исследования поэзии 19 в. и работы по стиховедению внесли серьезный вклад в русское литературоведение.
Умер Брюсов в Москве 9 октября 1924 г.

Автр статьи: Татьяна Михайлова
Источник: Энциклопедия Кругосвет

Показывать:   Сортировать по:

Показываем книги: (Автор) (Переводы) (Об авторе) (все книги на одной странице) (названия списком)

Количество книг по ролям: Автор - 187. Переводы - 41. Об авторе - 7.
По форматам:  fb2 книги - 226 (212.38 Мб),  pdf книги - 6 (25.99 Мб),  djvu книги - 3 (13.84 Мб)
Всего книг: 235. Объём всех книг: 252 Мб (264,461,263 байт)
Средний рейтинг 4.4Всего оценок - 57, средняя оценка книг автора - 4.4
Оценки: нечитаемо - 1, плохо - 1, неплохо - 12, хорошо - 3, отлично! - 40

Автор


Антология детской литературы
Детские стихи   Классическая русская поэзия   Сборники, альманахи, антологии   Для начальной школы 6+   Для среднего школьного возраста (Подростковая литература) 12+   Эпическая поэзия  

Антология классической прозы
Новелла   Сборники, альманахи, антологии   Русская классическая проза   Ужасы   Приключения   Фольклор: прочее   Классическая проза   Компиляции  

Антология поэзии
Поэзия   Сборники, альманахи, антологии   Классическая русская поэзия   Классическая проза   Лирика   Литература ХX века (эпоха Социальных революций)   Самиздат, сетевая литература   Литература ХIX века (эпоха Промышленной революции)   Современная русская поэзия   Классическая зарубежная поэзия   Литература V-XIII веков (эпоха Средневековья)   Литература ХXI века (эпоха Глобализации экономики)   Советская поэзия   Компиляции  

Антология ужасов
Альтернативная история   Ужасы   Фэнтези: прочее   Научная Фантастика   Русская классическая проза   Компиляции   Сборники, альманахи, антологии   Социально-философская фантастика   Триллер  

Антология фантастики
Научная Фантастика   Газеты и журналы   Компиляции   Сборники, альманахи, антологии   Ужасы   Приключения   Палеонтологическая фантастика  

Проза Валерия Брюсова
Русская классическая проза  

Собрание сочинений в семи томах
Поэзия   Русская классическая проза   Критика   Публицистика  

Фантастический раритет

Критика  

Критика   Эссе, очерк, этюд, набросок  

Критика   Публицистика  

Поэзия  

- Chefs d'œuvre 76 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)
- Juvenilia 35 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)
- Me eumm esse 71 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Публицистика  

Поэзия  

- Stephanos 141 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)
- Tertia Vigilia 251 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)
- Urbi et Orbi 207 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Критика   Эссе, очерк, этюд, набросок  

Критика  

Классическая русская поэзия  

Историческая проза   Мистика   Русская классическая проза  

Публицистика  

Русская классическая проза   Ужасы  

Историческая проза   Русская классическая проза  

Поэзия  

- В такие дни 100 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Критика   Публицистика  

Историческая проза  

Классическая проза   Современная проза  

Историческая проза  

Биографии и Мемуары   Поэзия   Сборники, альманахи, антологии  

Критика  

Научная Фантастика   Недописанное  

Поэзия  

- Все напевы 200 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Критика   Публицистика  

Критика  

Классическая проза   Научная Фантастика   Русская классическая проза  

Научная Фантастика  

- Гора Звезды [windows-1251] 152 Кб скачать: (fb2) - (исправленную)  читать: (полностью) - (постранично)

Критика  

Поэзия  

Критика   Публицистика  

Критика  

Поэзия  

Детская проза   Русская классическая проза  

Критика  

О любви   Русская классическая проза  

Публицистика  

Критика   Публицистика  

Рассказ   Русская классическая проза   Современная проза  

Критика   Эссе, очерк, этюд, набросок  

Поэзия  

Критика  

Поэзия  

Критика  

Критика   Эссе, очерк, этюд, набросок  

Критика  

Политика и дипломатия  

Критика   Публицистика   Эссе, очерк, этюд, набросок  

- Карл V 145 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Публицистика   Русская классическая проза  

Русская классическая проза  

- Краткая автобиография [windows-1251] 7 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Критика  

Критика   Публицистика  

Критика  

Поэзия  

- Меа 106 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Критика  

Критика   Публицистика  

Поэзия  

- Миг 65 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Русская классическая проза  

Критика  

Публицистика  

Научная Фантастика  

Русская классическая проза  

Критика  

Критика   Публицистика  

Критика  

Научная Фантастика  

Критика  

Критика   Публицистика  

- О рифме 173 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Критика  

Русская классическая проза  

Критика  

Публицистика   Языкознание  

Публицистика  

Рассказ   Русская классическая проза   Современная проза  

Научная Фантастика  

Критика  

Русская классическая проза  

Критика   Публицистика  

Поэзия  

Научная Фантастика   Рассказ   Русская классическая проза   Современная проза   Социально-философская фантастика  

Критика  

Критика   Публицистика  

Критика  

Критика   Публицистика  

Критика  

Русская классическая проза  

- Рассказы [windows-1251] 153 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 
- Рассказы 386 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Критика  

Критика   Публицистика  

Научная Фантастика   Недописанное   Русская классическая проза  

Поэзия  

Рассказ   Русская классическая проза   Современная проза  

Критика   Публицистика  

Поэзия  

Публицистика  

Поэзия   Русская классическая проза  

- Сочинения 5.71 Мб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Критика   Публицистика  

Русская классическая проза  

- Стихи [windows-1251] 45 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Поэзия  

Критика  

Публицистика  

Маньяки   Русская классическая проза   Ужасы  

Публицистика  

Критика   Публицистика  

Критика  

Критика   Публицистика  

Русская классическая проза  

О любви   Русская классическая проза  

Критика   Публицистика  

Культурология и этнография   Научная литература  

Историческая проза  


Научная Фантастика  
-  Завоевание неба (полутом 2)  [[Космические путешествия, контакты с инопланетянами в произведениях советских фантастов 20-х — начала 40-х годов ХХ века] (а.с. Фантастический раритет) 5.51 Мб скачать: (pdf) - (pdf+fbd)  читать: (полностью) - (постранично)

Переводы


Антология классической прозы
Языкознание   Сборники, альманахи, антологии  

Антология поэзии
Ужасы   Эпическая поэзия   Сборники, альманахи, антологии   Античная литература   Поэзия   Драматургия  

Антология сказок
Древневосточная литература   Мифы. Легенды. Эпос   Народные сказки   Фольклор: прочее   Пословицы, поговорки   Для взрослых 18+   Сборники, альманахи, антологии  

БВЛ. Серия вторая
Классическая проза   Поэзия   Драматургия   Авторские сборники, собрания сочинений  

д'Аннунцио, Габриэле. Собрание сочинений в шести томах
Классическая проза   Авторские сборники, собрания сочинений  

Собрание сочинений в трех томах
Драматургия   Юмор: прочее  

Стивенсон, Роберт. Собрание сочинений в 5 томах (1981)

Поэзия  

Классическая зарубежная поэзия   Поэзия  

Поэзия  

Драматургия  

Былины   Мифы. Легенды. Эпос  

Авторские сборники, собрания сочинений   Классическая проза   Поэзия  

Поэзия  

Зарубежная классическая проза   Литература V-XIII веков (эпоха Средневековья)   Старинная литература   Авторские сборники, собрания сочинений  

Драматургия  

Поэзия   Религия  

Драматургия   Классическая проза  

Лирика   Поэзия  

Поэзия  

Поэзия   Проза  

Античная литература  

Поэзия  

Авторские сборники, собрания сочинений   Поэзия  

Поэзия  

Литература ХIX века (эпоха Промышленной революции)   Поэзия  

Поэзия  


Классическая проза  

Об авторе


Годы странствий
Современная проза   Русская классическая проза   Биографии и Мемуары  

Жизнь замечательных людей
Биографии и Мемуары  

Силуэты русских писателей

Русская классическая проза  

Критика  

Биографии и Мемуары   Критика   Литературоведение (Филология)  

Литературоведение (Филология)  


Критика   Литературоведение (Филология)  

Зарегистрируйтесь / залогиньтесь для выкачки нескольких книг одним файлом.

Впечатления