Александр Александрович Богданов

RSS канал автора
Поделиться:
Иллюстрация № 1 читать онлайн КулЛиб

Богданов (псевдоним; настоящая фамилия Малиновский; другие псевдонимы — Вернер, Максимов, Рядовой) Александр Александрович [10(22).8.1873, г. Соколка Гродненской губернии, — 7.4.1928, Москва], экономист, философ, политический деятель, учёный-естествоиспытатель. Окончил медицинский факультет Харьковского университета (1899). Участвовал в народническом движении. С 1896 член социал-демократической партии. В 1903 примкнул к большевикам; избирался в ЦК на 3-м (1905), 4-м (1906) и 5-м (1907) съездах РСДРП. Уже в этот период обозначились теоретические разногласия Б. с В. И. Лениным, что, однако, не повлияло в то время на возможность их сотрудничества. В письме А. М. Горькому В. И. Ленин писал: "Летом и осенью 1904 г. мы окончательно сошлись с Богдановым, как беки (т.е. большевики. — Ред.), и заключили тот молчаливый и молчаливо устраняющий философию, как нейтральную область, блок, который... дал нам возможность совместно провести в революцию... тактику революционной социал-демократии..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 47, с. 142).

В 1905—07 Б. возглавлял вместе с Л. Б. Красиным, большевистскую боевую техническую группу. После ареста и высылки за границу Б. нелегально вернулся в Россию и сотрудничал в редакциях большевистских печати, органов ("Пролетарий", "Вперёд", "Новая жизнь"). По вопросу об участии большевиков в 3-й Государственной думе стоял на позициях бойкотистов. В 1908 возглавлял т. н. ультиматистов, протестовавших против работы большевиков в легальных органах, был одним из организаторов и лекторов Каприйской школы,из которой впоследствии выросла фракционная группа "Вперёд", и аналогичной школы в Болонье. В 1909 Б. был исключен из партии за фракционную деятельность. Во время 1-й мировой войны Б. занимал интернационалистическую позицию. После Октябрьской революции был членом Комакадемии, читал лекции по экономике в Московском университете. В этот период выступал против политики партии, главным образом в области культуры. В 1918 стал идеологом Пролеткульта, участвовал в организации "Пролетарского университета". С 1921 целиком посвятил себя научным исследованиям, главным образом в области геронтологии и гематологии.Б. — организатор и директор первого в мире Института переливания крови (1926; ныне Центральный ордена Ленина институт гематологии и переливания крови). Умер в результате эксперимента по переливанию крови, поставленного на самом себе. Институту было присвоено имя Б.

Эволюция философских взглядов Б. прошла четыре этапа: стихийный материализм ("Основные элементы исторического взгляда на природу", 1899); увлечение энергетизмом В. Ф. Оствальда ("Познание с исторической точки зрения", 1901); переход к механицизму и махизму ("Эмпириомонизм. Статьи по философии", кн. 1—3, 1904—06). Четвёртый, последний этап связан с отрицанием Б. философии в традиционном смысле, на место которой Б. ставил строго научные ценности. По Б., философские понятия — дух, материя, субстанция и т.п.— суть "идолы и фетиши познания", порожденные трудовыми отношениями в определённую эпоху и не имеющие смысла за её пределами (см. "Очерки по философии марксизма", СПБ, 1908, с. 215—42). Истина, по Б., есть организующая форма коллективного опыта (см. "Философия живого опыта", 1913). Рассматривая марксистскую диалектику как форму организации, упорядочения знания, Б. выдвинул в качестве более совершенной, с его точки зрения, формы свою "организационную диалектику" (см. "Тектология", ч. 3). Производственные отношения, по Б., суть "группы первично-организующих идеологических комбинаций" ("Эмпириомонизм", кн. 3, СПБ, 1906, с. 54, прим.) и поэтому "общественное бытие и общественное сознание, в точном смысле этих слов, тождественны" ("Из психологии общества", СПБ, 1906, с. 57). "Какой бы „точный” смысл слов „общественное бытие” и „общественное сознание” Богданов ни придумывал, остается несомненным, что приведенное нами положение его неверно" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 18, с. 342—43). Концепция Б. была подвергнута критике В. И. Лениным, квалифицировавшим философские взгляды Б. как идеалистические и реакционные. Вместе с тем В. И. Ленин подчёркивал, что "Богданов лично — заклятый враг всякой реакции и буржуазной реакции в частности" (там же, с. 346). В труде "Всеобщая организационная наука" (т. 1—2, 1913—17) Б. выдвинул идею создания науки об общих законах организации — тектологии, выступив одним из пионеров системного подхода в современной науке (см. Система). В ряде новейших исследований советских и зарубежных авторов отмечается, что некоторые положения тектологии предвосхитили идеи кибернетики (принцип обратной связи, идея моделирования и др.). В тектологии отразились и механистические ошибки Б.

Б. принадлежит несколько экономических работ, в том числе "Краткий курс экономической науки" (1897), высоко оцененный В. И. Лениным (см. там же, т. 4, с. 35—43). Б. прослеживает экономическое развитие от первобытного общества до социализма. Одним из первых он верно оценил образование синдикатов и трестов как "высшую форму капитализма". Б. изложил марксистское понимание теории стоимости в связи с историей развития обмена. Однако в более поздних работах ("Введение в политическую экономию", 1914; "Курс политической экономии", т. 1—2, 1910—19) Б. рассматривал стоимость с точки зрения "энергетического направления".

Б. — автор научно-фантастических романов о будущем обществе — "Красная звезда" (1908) и "Инженер Мэнни" (1912).

Показывать:   Сортировать по:

Показываем книги: (Автор) (все книги на одной странице) (названия списком)

Количество книг по ролям: Автор - 38.
По форматам:  fb2 книги - 36 (45.93 Мб),  djvu книги - 1 (20.97 Мб),  pdf книги - 1 (0.45 Мб)
Всего книг: 38. Объём всех книг: 67 Мб (70,625,304 байт)
Средний рейтинг 4.27Всего оценок - 11, средняя оценка книг автора - 4.27
Оценки: нечитаемо - 2, плохо - 0, неплохо - 0, хорошо - 0, отлично! - 9

Автор


Антология военной литературы
История: прочее   Сборники, альманахи, антологии  

Антология фантастики
Научная Фантастика   Сборники, альманахи, антологии   Боевая фантастика   Социально-философская фантастика   Публицистика   Современная проза   Попаданцы   Компиляции   Российская фантастика  

Очерки организационной науки

Политика и дипломатия   Философия  

Культурология и этнография   Советская проза   Философия  

Научная Фантастика  

- Инженер Мэнни [windows-1251] 227 Кб скачать: (fb2) - (исправленную)  читать: (полностью) - (постранично)

Фантастика: прочее  

- Инженер Мэнни [издание 1929] 470 Кб скачать: (fb2) - (исправленную)  читать: (полностью) - (постранично)

Научная Фантастика   Социально-философская фантастика  

- Инженеръ Мэнни [издание 1918] 869 Кб скачать: (fb2) - (исправленную)  читать: (полностью) - (постранично)

Научная Фантастика  

-  Красная звезда  [Издание 1925] 20.97 Мб скачать: (djvu) - (djvu+fbd)  читать: (полностью) - (постранично)

Научная литература  

Политика и дипломатия  

Философия  

Историческая проза  

Философия  

-  Новый мир  462 Кб скачать: (pdf) - (pdf+fbd)  читать: (полностью) - (постранично)

Политика и дипломатия  

- О социализме [windows-1251] 204 Кб скачать: (fb2) - (исправленную)  читать: (полностью) - (постранично)

Философия  

Научная Фантастика  

Философия  

Политика и дипломатия  

- Путь к социализму [windows-1251] 75 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Философия  

- Революция и философия [windows-1251] 40 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Научная литература  

Философия  

Корпоративная культура   Политика и дипломатия  

Философия  

- Эмпириомонизм [windows-1251] 1.25 Мб скачать: (fb2) - (исправленную)  читать: (полностью) - (постранично)

Эссе, очерк, этюд, набросок  

Зарегистрируйтесь / залогиньтесь для выкачки нескольких книг одним файлом.

Впечатления

AaS про Богданов: Красная звезда (Научная Фантастика) в 10:56 (+04:00) / 30-08-2013

Прочитал для общего развития и для лучшего представления о советской фантастике начала ХХ века. Имя автора мне хорошо известно, но я знаю о нём исключительно как о враче, учёном и экспериментаторе, поэтому книгу открыл из любопытства, чтобы узнать, что из себя представляет Богданов (Малиновский) как писатель. Роман был написан и издан в 1908 году, переиздан в 1919. Суть романа - социалистическая утопия. Язык - бравурный, тяжеловесно-выспаренный, "под классику", сюжет не увлекательный. Но если я напишу, что не нашёл тут для себя интересных идей и мнений, я покривлю душой.
Сюжет такой: марсиане, далеко передившие нас в развитии, решаются на контакт с землянами, за жизнью которых они давно уже наблюдают. На роль контактёра, после долгих размышлений, они выбирают лучшего представителя человечества - пламенного революционера, умного, честного, хорошо образованного. Вот маленькая цитата, наилучшим образом, на мой взгляд, характеризующая личность ГГ:
" Первое, что меня поразило в природе Марса и с чем мне всего труднее было освоиться, — это красный цвет растений. (...)
Заботливый Нэтти предлагал мне носить предохранительные очки, чтобы избавиться от непривычного раздражения глаз. Я отказался.
— Это цвет нашего социалистического знамени, — сказал я. — Должен же я освоиться с вашей социалистической природой." (с)
У описываемого Автором общества много общих для подобной литературы черт - свобода личности на перемещение, выбор профессии, размытая гендерность и равноправие полов, обобществлённо-интернатное, в отрыве от семьи, воспитание подрастающего поколения. Для марсианского коммунизма характерна анархическая система управления экономикой - точнее, отсутствия управления и планирования как таковых. Граждане, ориентируясь на статистические данные о выполнении "трудовых единиц", самопроизвольно осуществляют перемещение внутри отраслей экономики. Общество всеобщего счастья, процветания и равенства. Всё чудесно, всё замечательно. Но... Несколько месяцев пребывания в "коммунистическом рае" заканчивается для ГГ тяжелейшим психическим расстройством.
Ну а потом ГГ открывается истинное лицо марсианского коммунистического общества - не социалистического, а национал-социалистического. В связи с вырисовывающейся в перспективе проблемой продовольственного обеспечения, оптимальным выбором признаётся не временное ограничение рождаемости, а экспансия; необходимость полного уничтожения разумной земной цивилизации при этом никого не смущает. " Высшей жизнью нельзя жертвовать ради низшей. Среди земных людей не найдется и нескольких миллионов, сознательно стремящихся к действительно человеческому типу жизни. Ради этих зародышевых людей мы не можем отказаться от возможности зарождения и развития десятков, может быть, сотен миллионов существ нашего мира — людей в несравненно более полном значении этого слова. И не будет жестокости в наших действиях, потому что мы сумеем выполнить это истребление с гораздо меньшими страданиями для них, чем они сами постоянно причиняют друг другу." (с) Вот такие дела...
В итоге, к концу романа я пребывал в полном замешательстве: что всё-таки хотел сказать автор читателям на самом деле? Ставит ли он далекоидущие цели или предостерегает? Утопия это или антиутопия? Коммунизм - тот социальный строй, к которому должно стремиться человечество, или то, чего всеми силами необходимо избежать? Я не нашёл в книге однозначных ответов на эти вопросы.
Кстати, в книге присуствствует и немалая доля автобиографичности. Хорошо и ярко расписанная картина депрессивного психоза у ГГ - следствие профессионального опыта автора, а доктор Вернер (кстати, это ещё один из псевдонимов А.А.Малиновского), психиатр земской клиники, где лечится ГГ после возвращения на Землю - фактически его автопортрет. На момент написания книги автор как раз практиковал психиатром в земской больнице. Ну и, наконец, не могу не обратить внимание на ещё один интересный момент. Марсиане излечивают многие болезни и продлевают свою жизнь до 200 лет при помощи переливаний крови. Об этом написано с подробностями и хорошим знанием темы, и это не случайно. Дело в том, что Богданов (Малиновский) — организатор и директор первого в мире Института переливания крови, открытого в 1926 году; фанатично преданный делу учёный-эксперементатор, который неоднократно проводил на себе эксперименты по переливанию крови, во время последнего из которых, двенадцатого по счёту, он и погиб. В 20-х годах прошлого века идеи Богданова были очень популярны в России, и у него было множество последователей. Вера в чудодейственные свойства переливаемой крови порой доходила до абсурда, как конкретный пример не могу не упомянуть полусумасшедшего физиолога И.П.Михайловсокго, который хранил в шкафу своего кабинета мумифицированный труп своего сына, совершенно серьёзно собираясь вернуть мальчика к жизни посредством переливаний крови.
Тем не менее, не могу всвязи с вышесказанным не отметить один факт. Период с середины 20х по середину 30х годов прошлого века отмечен печатью веры во всесилие науки. Не только фантасты и обыватели, но и многие учёные верили в то, что человек может путешествовать к звёздам, опускаться на дно океана и путешествовать к центру Земли; изменять природу, превращать мёртвые планеты в цветущие сады; излечивать неисцелимые болезни и воскрешать мёртвых. Фантастическая литература этого периода была лишь отражением этого убеждения: "Науке подвластно всё!" И это, что интересно, характерно было не только для Советской России, со всеобщим воинствующим атеизмом и революционным романтизмом. На страдающем от от всяких экономических кризисов и депрессий Западе фантасты писали ровно о том же самом. Куда потом всё это в людях подевалось?
Завершая и без того получившимся слишком длинным отзыв. Эта книга исключительно для читателей того времени и страны, где она была написана. Она выполнила свою кратковременную задачу, благополучно умерла, и незачем её воскрешать. Оставлю без оценки.

Рейтинг: +1 ( 1 за, 0 против).