Анатолий Петрович Днепров

RSS канал автора
Поделиться:
Иллюстрация № 1 читать онлайн КулЛиб

Анатолий (Петрович) Днепров (1919 - 1975)— псевдоним профессионального разведчика Анатолия Петровича Мицкевича, — русского писателя-фантаста, журналиста, одного из ведущих и оригинальных авторов «третьей волны» советской научной фантастики (НФ) 60-х гг. Анатолий Мицкевич родился 18 ноября 1919 года в городе Днепропетровске (с этим и связано возникновение псевдонима автора). Окончил физический факультет МГУ в 1941 году, но тут в жизнь вторгается война. Во время Великой Отечественной войны Мицкевич выполнял задания Главного разведуправления Красной Армии, служил шифровальщиком в штабе Роммеля в Северной Африке, потом работал в Италии. При подписания капитуляции гитлеровской Германии в Карлсхорсте офицер Мицкевич был переводчиком маршала Г. Жукова. После демобилизации он начинает заниматься научной деятельностью, работал в Академии наук СССР, в оборонном научно-исследовательском институте, стал кандидатом физико-математических наук. Такая биография не могла не отразиться на творчестве писателя, в котором присутствует антивоенная тематика, тема ответственности ученого за свои открытия. В центр своих произведений Днепров всегда помещал некое удивительное изобретение, вокруг которого развиваются, как сейчас говорят, “драйв” и “экшн”.

Днепров опубликовал свой первый НФ-рассказ поздно, почти в сорок лет («Кораблекрушение», 1958). Вскоре появляется небольшая повесть «Суэма» (1958) — одно из первых произведений о разумных роботах в советской фантастике. Именно Днепров в ряде произведений одним из первых в советской НФ представил широкому читателю весь спектр технических и социальных проблем, которые принесла в мир кибернетика и интеллектроника. В своем великолепном рассказе «Крабы идут по острову» Днепров применил законы дарвиновской эволюции к саморазмножающимся автоматам Фон Неймана. В 1960 году эти произведения войдут в первую книгу Днепрова — сборник НФ повестей и рассказов «Уравнение Максвелла», который сразу ставит его в ряд ведущих советских писателей-фантастов. Название сборника идёт от повести «Уравнение Максвелла», в которой мозг человека против его воли используется в качестве компьютера.

В начале 60-х Днепров уходит из науки в редакцию «Техника-молодежи», где работал заведующим редакцией НФ, научным редактором и научным обозревателем, был членом редколлегии журнала. В это время внимание автора переключается на молекулярную биологию и проблемы манипулирования психобиологическими функциями человека. Этому посвящена одна из лучших повестей Днепрова — “Глиняный бог” (1963), в которой рассказывается о замене атома углерода в основе химической структуры живого организма на кремний. На секретном полигоне в Сахаре создается новая раса суперсолдат — кремнийорганические киборги. В подобном ключе написаны рассказы «Пятое состояние» (1961), где ученые пытаются создать живую клетку; “Ферма “Станлю” (1964) и “Трагедия на улице Парадиз” (1961), где практически впервые в отечественной фантастике встречается описание клонов. Развивая тему инженерной биологии, писатель вплотную подходит к следующей проблеме — возможности целенаправленного вмешательства в сферу эмоций и сознания. Подходы его весьма разнообразны. Из рассказов “Банка без наклейки” (1964), “Голова напрокат” (1965), “Человек для архива” (1967), “Пророки” (1970) можно узнать о “нейтринной теории мышления, о химической природе памяти, об электронной природе нервного импульса”. Небольшой рассказ «Формула бессмертия» (1962) представляет собой веер оригинальных (для своего времени) НФ идей и гипотез: полная запись человеческой личности (для последующего воспроизведения и передачи на другую планету), получение детей в искусственной аппаратуре, изменение «программы развития» человека, записанной в ДНК — с целью устранения старости и смерти. Днепрову не чужды памфлеты (“Мир, в котором я исчез“, 1961) и юмористические рассказы (“Конец «Рыжей хризантемы», 1963; “Интервью с регулировщиком уличного движения“, 1964). Механическая «героиня» юмористической новеллы «Суэма», вообразив себя женщиной, требует от изобретателя-мужчины соответствующего к себе уважения и со скальпелем собирается «выяснить», как устроен мозг ее создателя.

Последние годы жизни Днепров работал в Институте экономики и международных отношений, жил в Москве. Ближе к концу жизни Анатолий Днепров все более стал интересоваться проблемами времени. Об этом свидетельствуют статья “Время течет вперед”, рассказы “Там, где кончается река” (1966) и “Смешной баобаб” (1970). Времени подвластно все, в том числе человеческая жизнь. Неподвластна ему лишь память потомков. Анатолия Днепрова, его НФ и научно-популярные произведения помнят и знают до сих пор и советские, и иностранные читатели. Друзья называли его «наш Миц». Этим выражалось уважение к его таланту, доверие к его эрудиции, дань его бескрайней доброте и чувству товарищества.

В ВИКИПЕДИИ написано совсем другое
Анато́лий Днепро́в (псевдоним; наст. Анато́лий Петро́вич Мицке́вич 17 ноября 1919 — 1975, Москва) — советский писатель-фантаст.

Родился в Днепропетровске. Окончил физический факультет МГУ (1941). Участник Великой Отечественной войны. В первые дни войны добровольцем ушел в армию. Служил в Орской спецшколе. С февраля 1942 по июль 1943 гг. учился на Военном факультете иностранных языков в г. Ставрополь. В августе 1943 г. отозван в ГРУ Генштаба, где служил до июня 1956 г. В дальнейшем работал начальником отдела НИИ. Кандидат технических наук (1952). Имел 19 научных трудов. С 1956 в Институте металлургии АН СССР, затем — в Институте мировой экономики и международных отношений АН СССР. Работал научным редактором журнала «Техника — молодёжи». Прозу публикует с 1958.
Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями. Про службу у РОММЕЛЯ ни слова

Язык:   Показывать:   Сортировать по:

Показываем книги: (Автор) (все книги на одной странице) (названия списком)

Количество книг по ролям: Автор - 102. ( 12 на иностранном языке)
По форматам:  fb2 книги - 102 (85.31 Мб)
Всего книг: 102. Объём всех книг: 85 Мб (89,450,599 байт)
Средний рейтинг 4.26Всего оценок - 34, средняя оценка книг автора - 4.26
Оценки: нечитаемо - 1, плохо - 1, неплохо - 6, хорошо - 6, отлично! - 20

Автор

Научная Фантастика   Приключения   Сборники, альманахи, антологии  

Антология приключений

Сборники, альманахи, антологии   Социально-философская фантастика  

Антология фантастики

Научная Фантастика  

Научная Фантастика   Отрывок, ознакомительный фрагмент  

Научная Фантастика  

Газеты и журналы   Детектив   Научная Фантастика   Приключения   Сборники, альманахи, антологии  


Зарегистрируйтесь / залогиньтесь для выкачки нескольких книг одним файлом.

Впечатления

DXBCKT про Биленкин: НФ: Альманах научной фантастики. День гнева (Научная Фантастика, Сборники, альманахи, антологии) в 13:01 (+03:00) / 10-08-2020

Комментируемый рассказ С.Гансовский-День гнева
Под конец выходных прочитав полностью взятую (на дачу) книгу — опять оказался перед выбором... Или слушать аудиоверсию чего-то нового (благо mp3 плайер на такой случай набит до отказа), либо взять что-то с полки...

Взять конечно можно, но на (ней) находтся в основном «неликвид» (старые сборники советской фантастики, «Н.Ф» и прочие книги «отнесенные туда же» по принципу «не жалко»). Однако немного подумав — я все таки «пересилил себя» и нашел небольшую книжицу (сборник рассказов) издательства «знание» за 1992 год... В конце концов — порой очень часто покупаешь книги известных серий (например «Шедевры фантастики», «Координаты чудес», «Сокровищница фантастики и приключений», «МАФ» и пр) и только специально посмотрев дату издательства отдельных произведений (с удивлением) видишь и 1941-й и 1951-й и прочие «несовременные даты». Нет! Я конечно предолагал что они написаны «не вчера», но чтоб настолько давно)). Так что (решил я) и сборник 1992-года это еще «приемлемый вариант» (по сравнению с некоторыми другими книгами приобретенными мной «на бумаге»)

Открыв данный сборник я «не увидел» ни одного «знакомого лица» (автора), за исключением (разве-что) Парнова (да и о нем я только слышал, но ни читал не разу)). В общем — Ф.И.О автора первого рассказа мне ни о чем не сказала... Однако (только) начав читать я тут же частично вспомнил этот рассказ (т.к в во времена «покупки» этой книжицы — эти сборники были фактически единственным «окошком в мир иной» и следовательно читались и перечитывались как откровение). Но я немного отвлекся...

По сюжету книги ГГ (журналист) едет с соперсонажем (назовем его «Егерь») в некое место... Место вроде обычное. Стандартная провинциальная глухомань, в которой... В которой (тем-не менее) с некоторых пор водится нечто... Нечто непонятное, пугающее и странное...

Этот рассказ ни разу не «про ужасы», однако при его прочтении порой становится «немного неуютно». По замыслу автора — ГГ (журанлист) словно попадает из мирного (и привычного) мира на войну... Место где не работают «права и свободы», место где тебя могут сожрать «просто так»... Просто потому что кто-то голоден или считает тебя угрозой «для местных».

Как и в романе Уиндема «День Триффидов» здесь заимствована идея «вырвавшейся на свободу военной разработки», которая (в короткое время) подчинило себе окрестности и корреным образом изменило жизнь всех людей данной области... По замыслу рассказа (автор) так же (как и Уиндем) задается вопросом: «...а действительно ли человек венец природы»? Или кто-то (что-то) может внезапно прийти «нам на смену» и забрать у нас «жезл первенства»? По атору этим «чем-то» стали существа (отдаленно напомнившие умных мутантов Стругацких из «Обитаемого острова»). Они могут разговаривать с Вами, могут решать математические задачи и вести с Вами диалог... что-бы в следующий миг накинуться и сожрать Вас... Зачем? Почему? Вопрос на который нет ответа...

ГГ который сначала воспринимает все происходящее как очередное приключение быстро понимает что вся эта «цивилизационная шелуха» (привычная в уютном мире демократий) здесь не стоит ни чего... И самая главная (необходимая) способность (здесь) становится не умене «делать бабло» (критиковать начальство или правительство), а выживать... Такое (казалось бы) простое действие... Но вот способны это делать не все... А в наше «дебилизирующее время» - так вообще почти единицы... И это очередной довод для темы «кто кому что должен» (в этой жизни) и что из себя представляет «правильное большинство», имеющее (свое) авторитетное мнение практически по «любой теме» разговора.

P.S И последнее что хочется сказать — несмотря на массовую обработку сознания (ведущуюся десятилетиями) и привычное отношение к ней (мол «а я не ведусь»), мы порой (до сих пор) все же искренне удивляемся тем вещам которые были написаны (о боже!!!)) еще советскими фантастами... При том что раньше думали (здесь я имею прежде самого себя) что «тут-то вроде ничего такого, уж точно не могло бы быть»)) В чем искренне каюсь...

Рейтинг: -1 ( 1 за, 2 против).
Argentum74 про Стругацкий: Парень из преисподней (Научная Фантастика) в 11:46 (+03:00) / 01-03-2018

Ну, конечно, отлично. Так сразу и не понял я в первый раз, что сия книга, практически прямой антипод ТББ. Две книги о том, как трудно быть Богом среди дьяволов, и как выходцу из преисподней трудно быть среди Богов. Иногда до дрожи пробирает. Омерзение и вместе с тем восхищение. Странный коктейль из чувств: Гага и очень жаль, и очень хочется придушить. Ну вот как-то так. Рекомендую.

Рейтинг: +3 ( 3 за, 0 против).
dngrshv про Гуревич: Дорога в сто парсеков (Социально-философская фантастика, Сборники, альманахи, антологии) в 08:54 (+03:00) / 28-10-2016

Книги моего детства! Прекрасные и полезные!

Рейтинг: +2 ( 2 за, 0 против).