Сергей Донатович Довлатов

RSS канал автора
Поделиться:

ДОВЛАТОВ, СЕРГЕЙ ДОНАТОВИЧ (наст. фамилия – Мечик) (1941–1990), родился 3 сентября 1941 в Уфе – известный прозаик, журналист, яркий представитель третьей волны русской эмиграции, один из наиболее читаемых современных русских писателей во всем мире. С 1944 жил в Ленинграде. Был отчислен со второго курса Ленинградского университета. Оказавшись в армии, служил охранником в лагерях Коми АССР. После возвращения из армии работал корреспондентом в многотиражной газете Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям», затем выехал в Эстонию, где сотрудничал в газетах «Советская Эстония», «Вечерний Таллинн». Писал рецензии для журналов «Нева» и «Звезда». Произведения Довлатова-прозаика не издавались в СССР. В 1978 эмигрировал в Вену, затем переехал в США. Стал одним из создателей русскоязычной газеты «Новый американец», тираж которой достигал 11 тысяч экземпляров, с 1980 по 1982 был ее главным редактором. В Америке проза Довлатова получила широкое признание, публиковалась в известнейших американских газетах и журналах. Он стал вторым после В.Набокова русским писателем, печатавшимся в журнале «Нью-Йоркер». Через пять дней после смерти Довлатова в России была сдана в набор его книга Заповедник, ставшая первым значительным произведения писателя, изданным на родине. Основные произведения Довлатова: Зона (1964–1982), Невидимая книга (1978), Соло на ундервуде: Записные книжки (1980), Компромисс (1981), Заповедник (1983), Наши (1983), Марш одиноких (1985), Ремесло (1985), Чемодан (1986), Иностранка (1986), Не только Бродский (1988).
В основе всех произведений Довлатова – факты и события из биографии писателя. Зона – записки лагерного надзирателя, которым Довлатов служил в армии. Компромисс – история эстонского периода жизни Довлатова, его впечатления от работы журналистом. Заповедник – претворенный в горькое и ироничное повествование опыт работы экскурсоводом в Пушкинских Горах. Наши – семейный эпос Довлатовых. Чемодан – книга о вывезенном за границу житейском скарбе, воспоминания о ленинградской юности. Ремесло – заметки «литературного неудачника». Однако книги Довлатова не документальны, созданный в них жанр писатель называл «псевдодокументалистикой». Цель Довлатова не документальность, а «ощущение реальности», узнаваемости описанных ситуаций в творчески созданном выразительном «документе». В своих новеллах Довлатов точно передает стиль жизни и мироощущение поколения 60-х годов, атмосферу богемных собраний на ленинградских и московских кухнях, абсурд советской действительности, мытарства русских эмигрантов в Америке.
Свою позицию в литературе Довлатов определял как позицию рассказчика, избегая называть себя писателем: «Рассказчик говорит о том, как живут люди. Прозаик – о том, как должны жить люди. Писатель – о том, ради чего живут люди». Становясь рассказчиком, Довлатов порывает с обиходной традицией, уклоняется от решения нравственно-этических задач, обязательных для русского литератора. В одном из своих интервью он говорит: «Подобно философии, русская литература брала на себя интеллектуальную трактовку окружающего мира… И, подобно религии, она брала на себя духовное, нравственное воспитание народа. Мне же всегда в литературе импонировало то, что является непосредственно литературой, т.е. некоторое количество текста, который повергает нас либо в печаль, либо вызывает ощущение радости». Попытка навязать слову идейную функцию, по Довлатову, оборачивается тем, что «слова громоздятся неосязаемые, как тень от пустой бутылки». Для автора драгоценен сам процесс рассказывания – удовольствие от «некоторого количества текста». Отсюда декларируемое Довлатовым предпочтение литературы американской литературе русской, Фолкнера и Хемингуэя – Достоевскому и Толстому. Опираясь на традицию американской литературы, Довлатов объединял свои новеллы в циклы, в которых каждая отдельно взятая история, включаясь в целое, оставалась самостоятельной. Циклы могли дополняться, видоизменяться, расширяться, приобретать новые оттенки.
Нравственный смысл своих произведений Довлатов видел в восстановлении нормы. «Я пытаюсь вызвать у читателя ощущение нормы. Одним из серьезных ощущений, связанных с нашим временем, стало ощущение надвигающегося абсурда, когда безумие становится более или менее нормальным явлением», – говорил Довлатов в интервью американскому исследователю русской литературы Джону Глэду. «Я шел и думал – мир охвачен безумием. Безумие становится нормой. Норма вызывает ощущение чуда», – писал он в Заповеднике. Изображая в своих произведениях случайное, произвольное и нелепое, Довлатов касался абсурдных ситуаций не из любви к абсурду. При всей нелепости окружающей действительности герой Довлатова не утрачивает чувства нормального, естественного, гармоничного. Писатель проделывает путь от усложненных крайностей, противоречий к однозначной простоте. «Моя сознательная жизнь была дорогой к вершинам банальности, – пишет он в Зоне. – Ценой огромных жертв я понял то, что мне внушали с детства. Тысячу раз я слышал: главное в браке – общность духовных интересов. Тысячу раз отвечал: путь к добродетели лежит через уродство. Понадобилось двадцать лет, чтобы усвоить внушаемую мне банальность. Чтобы сделать шаг от парадокса к трюизму».
Стремлением «восстановить норму» порожден стиль и язык Довлатова. Довлатов – писатель-минималист, мастер сверхкороткой формы: рассказа, бытовой зарисовки, анекдота, афоризма. Стилю Довлатова присущ лаконизм, внимание к художественной детали, живая разговорная интонация. Характеры героев, как правило, раскрываются в виртуозно построенных диалогах, которые в прозе Довлатова преобладают над драматическими коллизиями. Довлатов любил повторять: «Сложное в литературе доступнее простого». В Зоне, Заповеднике, Чемодане автор пытается вернуть слову утраченное им содержание. Ясность, простота довлатовского высказывания – плод громадного мастерства, тщательной словесной выделки. Кропотливая работа Довлатова над каждой, на первый взгляд банальной, фразой позволила эссеистам и критикам П.Вайлю и А.Генису назвать его «трубадуром отточенной банальности».
Позиция рассказчика вела Довлатова и к уходу от оценочности. Обладая беспощадным зрением, Довлатов избегал выносить приговор своим героям, давать этическую оценку человеческим поступкам и отношениям. В художественном мире Довлатова охранник и заключенный, злодей и праведник уравнены в правах. Зло в художественной системе писателя порождено общим трагическим течением жизни, ходом вещей: «Зло определяется конъюнктурой, спросом, функцией его носителя. Кроме того, фактором случайности. Неудачным стечением обстоятельств. И даже – плохим эстетическим вкусом» (Зона). Главная эмоция рассказчика – снисходительность: «По отношению к друзьям мною владели сарказм, любовь и жалость. Но в первую очередь – любовь», – пишет он в Ремесле.
В писательской манере Довлатова абсурдное и смешное, трагическое и комическое, ирония и юмор тесно переплетены. По словам литературоведа А.Арьева, художественная мысль Довлатова – «рассказать, как странно живут люди – то печально смеясь, то смешно печалясь».
В первой книге – сборнике рассказов Зона – Довлатов разворачивал впечатляющую картину мира, охваченного жестокостью, абсурдом и насилием. «Мир, в который я попал, был ужасен. В этом мире дрались заточенными рашпилями, ели собак, покрывали лица татуировкой и насиловали коз. В этом мире убивали за пачку чая». Зона – записки тюремного надзирателя Алиханова, но, говоря о лагере, Довлатов порывает с лагерной темой, изображая «не зону и зеков, а жизнь и людей». Зона писалась тогда (1964), когда только что были опубликованы Колымские рассказы Шаламова и Один день Ивана Денисовича Солженицына, однако Довлатов избежал соблазна эксплуатировать экзотический жизненный материал. Акцент у Довлатова сделан не на воспроизведении чудовищных подробностей армейского и зековского быта, а на выявлении обычных жизненных пропорций добра и зла, горя и радости. Зона – модель мира, государства, человеческих отношений. В замкнутом пространстве усть-вымского лагпункта сгущаются, концентрируются обычные для человека и жизни в целом парадоксы и противоречия. В художественном мире Довлатова надзиратель – такая же жертва обстоятельств, как и заключенный. В противовес идейным моделям «каторжник-страдалец, охранник-злодей», «полицейский-герой, преступник-исчадие ада» Довлатов вычерчивал единую, уравнивающую шкалу: «По обе стороны запретки расстилался единый и бездушный мир. Мы говорили на одном приблатненном языке. Распевали одинаковые сентиментальные песни. Претерпевали одни и те же лишения… Мы были очень похожи и даже – взаимозаменяемы. Почти любой заключенный годился на роль охранника. Почти любой надзиратель заслуживал тюрьмы». В другой книге Довлатова – Заповедник – всевозрастающий абсурд подчеркнут символической многоплановостью названия. Пушкинский заповедник, в который главный герой Алиханов приезжает на заработки, – клетка для гения, эпицентр фальши, заповедник человеческих нравов, изолированная от остального мира «зона культурных людей», Мекка ссыльного поэта, ныне возведенного в кумиры и удостоившегося мемориала. Прототипом Алиханова в Заповеднике был избран Иосиф Бродский, пытавшийся получить в Михайловском место библиотекаря. В то же время, Алиханов – это и бывший надзиратель из Зоны, и сам Довлатов, переживающий мучительный кризис, и – в более широком смысле – всякий опальный талант. Своеобразное развитие получала в Заповеднике пушкинская тема. Безрадостный июнь Алиханова уподоблен болдинской осени Пушкина: вокруг «минное поле жизни», впереди – ответственное решение, нелады с властями, опала, семейные горести. Уравнивая в правах Пушкина и Алиханова, Довлатов напоминал о человеческом смысле гениальной пушкинской поэзии, подчеркивал трагикомичность ситуации – хранители пушкинского культа глухи к явлению живого таланта. Герою Довлатова близко пушкинское «невмешательство в нравственность», стремление не преодолевать, а осваивать жизнь. Пушкин в восприятии Довлатова – «гениальный маленький человек», который «высоко парил, но стал жертвой обычного земного чувства, дав повод Булгарину заметить: «Великий был человек, а пропал, как заяц». Пафос пушкинского творчества Довлатов видит в сочувствии движению жизни в целом: «Не монархист, не заговорщик, не христианин – он был только поэтом, гением, сочувствовал движению жизни в целом. Его литература выше нравственности. Она побеждает нравственность и даже заменяет ее. Его литература сродни молитве, природе…». В сборнике Компромисс, написанном об эстонском, журналистском периоде своей жизни, Довлатов – герой и автор – выбирает между лживым, но оптимистичным взглядом на мир и подлинной жизнью с ее абсурдом и ущербом. Приукрашенные журналистские материалы Довлатова не имеют ничего общего с действительностью, изображенной в комментариях к ним. Довлатов уводит читателя за кулисы, показывая, что скрывается за внешним благополучием газетных репортажей, обманчивым фасадом. В Иностранке Довлатов начинает выступать как летописец эмиграции, изображая эмигрантское существование в ироническом ключе. 108 - я улица Квинса, изображенная в Иностранке, – галерея непроизвольных шаржей на русских эмигрантов. Ленинградской молодости писателя посвящен сборник Чемодан – история человека, не состоявшегося ни в одной профессии. Каждый рассказ в сборнике Чемодан – о важном жизненном событии, непростых обстоятельствах. Но во всех этих серьезных, а подчас и драматичных, ситуациях автор «собирает чемодан», который становится олицетворением его эмигрантской, кочевой жизни. В Чемодане вновь проявляет себя довлатовский отказ от глобализма: человеку дорога лишь та житейская мелочь, которую он способен «носить с собой». Умер Сергей Довлатов 24 августа 1990 в Нью-Йорке. В творчестве Довлатова – редкое, не характерное для русской словесности соединение гротескового мироощущения с отказом от моральных инвектив, выводов. В русской литературе ХХ века рассказы и повести писателя продолжают традицию изображения «маленького человека». Сегодня проза Довлатова переведена на основные европейские и японский языки.

Язык:   Показывать:   Сортировать по:

Показываем книги: (Автор) (все книги на одной странице) (названия списком)

Количество книг по ролям: Автор - 104. ( 3 на иностранном языке)
По форматам:  fb2 книги - 104 (67.78 Мб)
Всего книг: 104. Объём всех книг: 68 Мб (71,070,152 байт)
Средний рейтинг 4.51Всего оценок - 49, средняя оценка книг автора - 4.51
Оценки: нечитаемо - 0, плохо - 4, неплохо - 3, хорошо - 6, отлично! - 36

Автор


Антология современной прозы
Современная проза   Сборники, альманахи, антологии  

Довлатов С. Собрание прозы в 4 томах (2017)
Современная проза  

Довлатов С.Д. Собрание прозы в 4 томах (2017)
Современная проза  

Записные книжки
Современная проза   Русская классическая проза  
- Соло на ундервуде (а.с. Записные книжки -1) [windows-1251] 94 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

С. Довлатов. Собрание сочинений в 4 томах
Современная проза  

Собрание сочинений в 4 томах

Русская классическая проза  

Советская проза  

- Ариэль 12 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Биографии и Мемуары  

Русская классическая проза  

Публицистика   Современная проза  

Русская классическая проза  

- Бывальщина 13 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)
- Виноград 31 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Современная проза  

Русская классическая проза  

- Дальше [windows-1251] 11 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Современная проза  

Русская классическая проза  

Современная проза  

- Заповедник 492 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Литература ХX века (эпоха Социальных революций)   Авторские сборники, собрания сочинений   Для взрослых 18+  

Современная проза  

Советская проза  

- Игрушка 13 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Современная проза  

- Иная жизнь [windows-1251] 52 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Советская проза  

- Иностранка 288 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Современная проза  

- Иностранка 502 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 
- Интервью 98 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Литература ХX века (эпоха Социальных революций)   Русская классическая проза  

Русская классическая проза  

- Как издаваться на западе [windows-1251] 19 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Современная проза  

- Компромисс [windows-1251] 293 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Литература ХX века (эпоха Социальных революций)   Советская проза   Авторские сборники, собрания сочинений  

Русская классическая проза  

Советская проза  

Биографии и Мемуары   Критика   Публицистика   Современная проза  

Русская классическая проза  

Советская проза  

- Наши [windows-1251] 156 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Современная проза   Юмористическая проза  

- Наши 370 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Биографии и Мемуары  

Юмористическая проза  

Русская классическая проза  

- Ослик должен быть худым [windows-1251] 42 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Документальная литература   Эпистолярная проза  

Русская классическая проза  

Публицистика  

Русская классическая проза  

Современная проза  

Русская классическая проза  

- Ремесло [windows-1251] 270 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Публицистика   Современная проза  

Русская классическая проза  

- Роль 28 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 
- Рыжий 10 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Самиздат, сетевая литература  

Русская классическая проза  

- Соглядатай 10 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Современная проза  

Русская классическая проза  

- Уроки чтения 17 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Современная проза  

- Филиал [windows-1251] 184 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 
- Филиал 402 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Русская классическая проза  

Современная проза  

- Чемодан 392 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 
- Чемодан 606 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Литература ХX века (эпоха Социальных революций)  

- Чемодан [litres] 778 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Русская классическая проза  

- Эмигрантская пресса [windows-1251] 8 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)
- Эмигранты 7 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Современная проза  

Зарегистрируйтесь / залогиньтесь для выкачки нескольких книг одним файлом.

Впечатления

Joel про Довлатов: Зона: Записки надзирателя (Современная проза) в 14:54 (+04:00) / 17-08-2013

Хорошо, но очень грустно. Для любителей вспоминать, какую страну (речь об СССР) потеряли, думаю, будет небезынтересно. Для прочих сгодится в качестве очередного образца современной прозы.

4 балла.

p.s. Что характерно, текст вполне себе растащили на цитаты - народ небезосновательно считает их вполне подходящими под ситуацию современности...

Рейтинг: -1 ( 0 за, 1 против).