Анни Безант

RSS канал автора
Поделиться:
Иллюстрация № 1 читать онлайн КулЛиб

Анни Безант, лучшая ученица Блаватской, была президентом Теософского общества с 1907 по 1933 год. Ей пришлось увидеть и расцвет теософской доктрины, и крах всех мистических ожиданий. В небольшой и, быть может, самой известной своей книжке «Мистицизм» Анни писала: «Цель философии — положить конец страданию. Это — цель каждого познающего, ради этого и стремится он к познанию. Окончить страдание — это конечный смысл для философии, и не истинна та мудрость, что не ведет к нахождению мира».
Увы, как раз именно мира, покоя ей найти так и не удалось. Она постоянно пребывала с кем-то в полемике, постоянно шла от разочарований к озарениям и от них опять к разочарованиям. Но каждый день в этой богатой и многообразной жизни был насыщен поиском соответствия самой себе, своего потерянного и обретаемого «я»...
Безант родилась 1 октября 1847 года. Ее родители, ревностные англикане, преподали дочери строгое религиозное воспитание. Она даже замуж вышла за англиканского священника – настолько сильно проявилось в девушке стремление служить Богу и людям.
Однако официальная религиозность викторианской Британии категорически противопоказана искренним и романтическим натурам. Все вокруг Анни казалось пропитанным ханжеством и лицемерием. Ей снились страшные сны, что так можно прожить всю жизнь, притворно улыбаясь и произнося обтекаемые фразы. Не живые люди, а безразличные марионетки приличий и церемоний окружали ее.
Безант бросила мужа и с головой окунулась в политическую деятельность.
Социалистическая утопия – вот что теперь ее увлекало. Роман с лидером социалистической группы «Свободомыслие» Чарльзом Брадлау, левая журналистика, кружки для бедных в Ист-Энде, благотворительные столовые, чтение лекций на рабочих окраинах, Фабианское общество Бернарда Шоу – в этом круговороте Анни чувствовала себя как рыба в воде. Пожалуй, в ту пору не было в Англии ни одной известной оппозиционной организации, которая бы не видела Анни среди своих предводителей. Но и здесь томила, раздражала вечная умеренность, постоянная недоговоренность, неполнота окружающего. Окончательно разочарование пришло в 1886 году. Во время одной из демонстраций они шли с Шоу во главе колонны. Полицейские набросились на них с дубинками. Безант считала, что вот сейчас наконец настало их время и ее друзья обязательно совершат что-нибудь героическое. Однако Шоу сказал: «Надо поскорей выбраться отсюда!» – и добавил, что ему-де слишком хорошо известен печальный опыт Парижской коммуны.
Как ни жаль, но и среди этих людей ей тоже делать было нечего.
Выход из тупика был найден неожиданно. Анни Безант рассказывает, что, когда она прочитала «Тайную доктрину» Блаватской, ее почти сутки била крупная дрожь. Впервые встретившись с Блаватской, она не удержалась и долго целовала подол ее платья. Путь был найден.
Экзальтированная атмосфера Теософского общества удивительно подходила нашей героине. Тут не задерживались на полумерах, тут мечтали о полном переустройстве всего мира. И Безант увлеченно включилась в работу.
Однако сама теософия в ее интерпретации сильно изменилась. Блаватская и ее ближайший сотрудник Генри Олкотт оставались чистыми спиритуалистами, и окружающая общественная жизнь их мало интересовала. Анни же, персонаж совершенно другого склада, один из лидеров социалистического движения, человек открытый и публичный, не умела тайно, втихую менять идеалы. Брошюру «Почему я стала теософкой?» прочитала вся Англия. О ней спорили и в университетских аудиториях, и на пролетарских окраинах. К тому же сама деятельность общества быстро перенеслась в области, ей доселе неведомые. Безант один за другим открывала детские приюты, школы для бедных, бесплатные столовые. В принципе она продолжала ту же свою филантропическую работу, но только на новых основаниях. Речь здесь не шла о разгадке тайн бытия ради самих этих тайн, речь шла о служении людям...
Можно долго спорить о значении литературного наследия Анни Безант. Плодовитая писательница, она опубликовала множество околофилософских работ: “В преддверии храма”, “Путь к посвящению и усовершенствованию человека”, “Духовная алхимия”, “Братство религий”, “Законы высшей жизни”. Разумеется, на всех этих книгах лежит отпечаток типичного теософского умозрения – бесконечные «тонкие миры», «духовные энергии» и «абсолютные тождества» способны утомить, а то и просто рассмешить неподготовленного читателя. Еще больше раздражает неоправданно высокопарный тон, имена собственные типа «Познание», «Учитель», «Путь», убийственная серьезность. И все-таки из такой влажной материи, как теософия, она пыталась отжать всю лишнюю воду и стремилась к религиозно-философскому синтезу, который ”...способен удовлетворить разум как философия и в то же время дать миру всеобъемлющую религию и этику...”, послужить “единым источником, откуда ведут свое происхождение все учения, все священные книги Востока, все древние учения, уцелевшие до наших дней, содержащие в себе знания о Боге, о человеке, о Вселенной”.
Разумеется, все это очень общо сказано. Теософы, так же как и социалисты, любили порассуждать о своей всемирно-исторической роли. Но призыв к религиозной терпимости, внятно впервые именно ими озвученный в европейской духовной культуре, если не считать, разумеется, скептиков и материалистов, которым, в сущности, не было дела до всех этих запутанных материй, – даже не просто призыв, а подлинная тоска, глубокая страсть по терпимости никак не потеряли своего значения и в наши дни.
С конца 80-х годов Анни Безант все чаще бывала в Индии. Здесь вновь был востребован ее общественный пафос. Влюбленная в индийский народ и индийскую культуру, она не только постепенно перенесла центр Теософского общества в Мадрас, но и стояла у истоков партии Индийский национальный конгресс, занимала даже в 1889–1891 годах пост председателя конгресса. Среди ее ближайших друзей и собеседников почти все лидеры индийского духовного и национально-освободительного движения рубежа XIX и ХХ веков – Дадобхай Наороджи, Гопал Кришна Гокхале, Свами Вивекананда, Ауробиндо Гхош, Балганданхар Тилак, Мотилал Неру. Они вместе сотрудничают в издаваемой Безант газете «Нью-Индия», борются за расширение самоуправления колоний, ведут активную правозащитную деятельность. Пройдет еще много времени, прежде чем Анни окончательно уйдет из политики...

Показывать:   Сортировать по:

Показываем книги: (Автор) (все книги на одной странице) (названия списком)

Количество книг по ролям: Автор - 39.
По форматам:  fb2 книги - 39 (14.95 Мб)
Всего книг: 39. Объём всех книг: 15 Мб (15,676,947 байт)

Автор

Эзотерика, мистицизм, оккультизм  

Религия  

- Древние легенды [windows-1251] 361 Кб скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Эзотерика, мистицизм, оккультизм  

- Дхарма [windows-1251] 94 Кб скачать: (fb2) - (исправленную)  читать: (полностью) - (постранично)

Биографии и Мемуары   Литература ХIX века (эпоха Промышленной революции)   Проза   Публицистика  

Эзотерика, мистицизм, оккультизм  

- Смерть, а потом? [windows-1251] 137 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Здоровье  

- Совершенный человек [windows-1251] 22 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Эзотерика, мистицизм, оккультизм  

- Учителя [windows-1251] 74 Кб скачать: (fb2) - (исправленную)  читать: (полностью) - (постранично)
- Учителя (пер. K. Z) [windows-1251] 75 Кб скачать: (fb2) - (исправленную)  читать: (полностью) - (постранично)
- Шесть жизней (пер. Сергей Зелинский) [windows-1251] 668 Кб скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично)

Зарегистрируйтесь / залогиньтесь для выкачки нескольких книг одним файлом.