Борис Юлианович Поплавский

RSS канал автора
Поделиться:
Иллюстрация № 1 читать онлайн КулЛиб

Борис Юлианович Поплавский (1903–1935) – русский поэт и прозаик.
Родился 24 мая (6 июня) 1903 в Москве, выходец из родовитой польско-литовско-украинской семьи. Отец – выпускник Московской консерватории, один из учеников П.И.Чайковского. В доме Поплавских в арбатском переулке собирался литературно-музыкальный кружок, сестра поэта Наталья опубликовала в 1917 Стихи зеленой дамы.
В 1918 семья разделилась: Наталья с матерью остались в Москве, Поплавский с отцом переехали в Харьков, затем в Ялту. Одно из первых произведений Поплавского Ода на смерть государя императора относится к этому времени. В ялтинском Чеховском кружке он впервые выступил с чтением своих стихов. Первая публикация состоялась в 1920 в Ростове-на-Дону.
С 1920 Поплавский в эмиграции, сначала в Константинополе, затем в Берлине, наконец в Париже. Долгое время Поплавский не печатался. Его дебют в эмиграции состоялся в 1928 в журнале «Воля России», хотя в списках стихи, впоследствии составившие единственную прижизненно изданную книгу Флаги (1931), были известны парижским литературным кругам и раньше, а время от времени Поплавский принимал участие в вечерах молодой поэзии. С появлением подборок его стихов в журналах «Звено», «Современные записки», «Числа» за Поплавским установилась репутация «самого сильного голоса» из прозвучавших в поэзии изгнания (Г.Адамович), «самого взрослого, самого законченного» из «молодых поэтов» (К.Мочульский).
Своеобразие поэзии Поплавского, часто вызывавшей сравнения с Блоком, родство с которым, по мнению Адамовича, прорывалось «сквозь другие влияния, уклонения, подражания, привязанности», заключалось в том, что она была рождена не памятью об утраченной России, а исключительно опытом эмигрантской жизни. С юности испытав сильное тяготение к французской поэтической традиции и особенно к А.Рембо, Поплавский следил и за модернистскими веяниями западной культуры 1920-х годов. И по своим преобладающим мотивам, и по главным особенностям художественного языка стихотворения Поплавского выразили позицию и поэтику «Парижской ноты», основные устремления которой охарактеризованы в его статьях на страницах «Чисел».
Постепенно поэзия Поплавского все более отчетливо начала говорить об искании Бога, о боли и муках этого пути – поэтическая тема, которая занимает главенствующее место во многих стихотворениях, составивших посмертно изданные книги Снежный час (1936), В венке из воска (1938), Дирижабль неизвестного направления (1965).
Еще в Берлине Поплавский начал писать роман Аполлон Безобразов, завершенный им десять лет спустя в Париже (1932), публиковавшийся отрывками в журналах «Числа» и «Встречи», полностью напечатанный только в 1992. Идея романа была подсказана единственным крупным прозаическим произведением Э.По Повесть об Артуре Гордоне Пиме, где явь отступает перед страшными видениями моряка на гибнущем корабле. Смешение реальности и фантасмагории образует ткань построенного в виде фрагментов романа о мистике и стоике, фигура которого многим напоминала Александра Гингера – поэта, близкого «Парижской ноте».
Второй роман Поплавского Домой с небес остался в рукописи (фрагменты появились в 1936–1938, полное издание в 1993). Это автобиографическое повествование, лишенное фантастики и воссоздающее типичную для творчества Поплавского драму одиночества, непонятости, «глухонемоты», «беспамятства» и безнадежности, которой кончаются попытки выработать для себя последовательную жизненную позицию. Любовь к девушке, тщетно зовущей героя вернуться «с небес», то есть из книг, снов и видений, подогреваемых искусственными стимуляторами, в реальное пространство человеческих обязанностей и забот, кончается для него еще одной травмой, после которой надежды на духовное спасение не остается.
Поплавский вел дневники, после его смерти сохраненные другом писателя Н.Д.Татищевым и изданные в 1936. Они показывают глубину и постоянство интереса Поплавского к метафизическим проблемам большой сложности, его увлечение теософией и поисками критериев разграничения добра и зла. Частично дневниковые записи использованы в обоих романах Поплавского.
Первая публикация фрагментов этого текста (1938) вызвала отклик Н.Бердяева: отметив, что записи Поплавского «поражают отсутствием простоты и прямоты», он вместе с тем почувствовал в них «подлинное религиозное беспокойство и искание».
Умер Поплавский в Париже 9 октября 1935.

Источник: Энциклопедия Кругосвет

Показывать:   Сортировать по:

Показываем книги: (Автор) (все книги на одной странице)

Количество книг по ролям: Автор - 10.
По форматам:  fb2 книги - 10 (8.59 Мб)
Всего книг: 10. Объём всех книг: 9 Мб (9,008,728 байт)
Средний рейтинг 5Всего оценок - 2, средняя оценка книг автора - 5
Оценки: нечитаемо - 0, плохо - 0, неплохо - 0, хорошо - 0, отлично! - 2

Автор

Поэзия   Сборники, альманахи, антологии  

Антология поэзии

Поэзия  

Литература ХX века (эпоха Социальных революций)   Русская классическая проза  

Русская классическая проза  

Поэзия  

Поэзия   Авторские сборники, собрания сочинений  

Поэзия  

Русская классическая проза  

Поэзия  


Зарегистрируйтесь / залогиньтесь для выкачки нескольких книг одним файлом.