Эдвард Гиббон

RSS канал автора
Поделиться:
Иллюстрация № 1 читать онлайн КулЛиб



Edward Gibbon
Родился: 27 апреля 1737 г., Патни, близ Лондона, Великобритания
Умер: 16 января 1794 г., Лозанна, Швейцария

Биография

Эдвард Ги́ббон (англ. Edward Gibbon; 1737, близ Лондона, Великобритания — 1794, Лозанна, Швейцария) — английский историк. Родился в Патни 27 апреля 1737. Воспитывался дома, а также посещал частные школы, в 1748-1750 учился в Вестминстер-скул. Слабое здоровье препятствовало посещению школ, поэтому образование было в основном получено Эдуардом самостоятельно, из книг, которых он прочел неимоверное количество.

Мемуары (англ. Memoirs of my life and writings) и письма Гиббона дают богатый материал для его биографии. Историк принадлежал к древнему роду, от которого, впрочем, не получил «ни славы, ни позора». Из ближайших предков Гиббона особенно выдающимся был его умный дед, успешно ведший обширные торговые предприятия. Отец весьма неудачно занимался сельским хозяйством. Детство Гиббона, хилого от природы, прошло довольно беспорядочно: болезненность мешала систематическим занятиям, но помогала, приковывая ребенка надолго к постели или комнате, развитию в нём охоты к чтению. Мальчик увлекался путешествиями, причём познакомился весьма обстоятельно и с историей Востока.

Результатом этого знакомства была попытка на 16 году написать «Век Сезостриса».

При поступлении в Оксфордский университет в 1752 году он имел массу сведений по истории турок и сарацин, римлян и греков. В университете он стал заниматься богословием и под влиянием этих занятий перешёл из англиканства в католицизм. Обрядовая сторона католического вероисповедания на него сильно подействовала. К тому же чтение сочинений Боссюэ: «История разновидностей английского протестантизма» (фр. Histoire des variations des églises protestantes) и «Объяснение католического учения» (фр. Exposition de la doctrine catholique) убедило его в превосходстве католического учения над протестантским.

За перемену вероисповедания он был удален из университета и отправлен отцом к кальвинистскому пастору Павильяру в Лозанну. В Лозанне ему пришлось страшно скучать, вследствие незнания французского языка, и переносить материальные лишения. В нём стал ослабевать благородный пыл, с которым он намеревался пожертвовать собой ради интересов веры и истины, и он начал чистосердечно искать какой-нибудь «разумный» повод для возвращения на лоно англиканства. Благодаря одному аргументу пастора Павильяра против пресуществления, Гиббон снова перешёл в протестантство.

В Лозанне Гиббон познакомился с Сюзанной Кюршо (впоследствии Неккер), дочерью бедного пастора; сближению их воспрепятствовал отец Гиббона, который вызвал сына в Англию. Пятилетнее пребывание в Лозанне было важно для Гиббона и в других отношениях: здесь он отлично освоился с французским языком и литературой и, бывая часто в кругу французских энциклопедистов, освободился от многих английских предрассудков и познакомился с интеллектуальным движением, происходившим тогда во Франции.

В 1758 году Гиббон поступил капитаном в английские войска, набранные по случаю Семилетней войны. Знакомство с военным делом отразилось впоследствии в его мастерских описаниях походов Юлиана, Велисария и Нарсеса. Поездка в Рим определила его призвание: «15 октября 1764 года, — пишет Гиббон, — сидя на развалинах Капитолия, я углубился в мечты о величии древнего Рима, а в это же время у ног моих босоногие католические монахи пели вечерню на развалинах храма Юпитера: в эту-то минуту во мне блеснула в первый раз мысль написать историю падения и разрушения Рима». Вернувшись в Англию, Гиббон был избран в члены парламента, но не принимал активного участия в политических делах.

В 1760-1762 Гиббон служил в подразделении самообороны в Южном Гэмпшире. Его первая книга - Этюд об изучении литературы (Essai sur l'tude de la litrature) была опубликована в 1761. Гиббон вел дневник (изданный Д.Лоу в 1929 под названием Дневник Гиббона до 1763, Gibbon's Journal to 1763). Когда в 1763 Семилетняя война была окончена, он отправился в Париж, а затем в Лозанну. Дневник, который он вел в то время, был опубликован Ж.Боннаром в 1945 (Дневник Гиббона в Лозанне, Le Journal de Gibbon Lausanne). Затем будущий историк отправился в Италию, где задумал написать большой труд по истории Рима. В Риме он познакомился с Джоном Холройдом, будущим лордом Шеффилдом, ставшим его близким другом.

С 1765 он жил с отцом в Беритоне, вместе с Девердю работал над журналом 'Литературные памятники Великобритании' ('Mmoires littraires de la Grande Bretagne'), два выпуска которого были изданы в 1768 и 1769. В 1770 Гиббон опубликовал анонимно Критические замечания к шестой книге Энеиды (Critical Observations on the Sixth Book of the Aeneid). Первый том Истории упадка и разрушения Римской империи вышел в 1776. Книга имела грандиозный успех, хотя некоторые критические статьи вынудили его написать в 1779 ответ: В защиту некоторых мест... в Упадке и разрушении Римской империи (A Vindication of Some Passages in the... Decline and Fall of the Roman Empire). Второй и третий тома книги вышли в свет в 1781.

Гиббон, сторонник лорда Норта, был членом парламента в 1774-1784 и главой Совета по торговле с 1779. В июле 1779 он написал в защиту внешнеполитического курса Меморандум против обвинений со стороны французского двора (Mmoire justificatif pour servir de rponse l'expos de la cour de France). Когда Совет по торговле был упразднен в 1782, Гиббону пришлось экономить средства, и он решил переехать в Лозанну, где жил в доме Девердю 'Ла Грот' в 1783-1793, вернувшись ненадолго в Англию в 1787-1788, чтобы проследить за выходом последних трех томов Упадка и разрушения. Смерть Девердю вскоре после его возвращения, собственное шаткое здоровье, угроза мирной жизни со стороны французских войск омрачили последние годы Гиббона. В 1793 он спешно вернулся в Англию, чтобы поддержать лорда Шеффилда после кончины его супруги. Впоследствии Гиббон жил то в Лондоне, то в Шеффилд-парке в Суссексе. Умер Гиббон в Лондоне 16 января 1794.

Библиография

Закат и падение Римской империи (комплект из 7 книг)

Сочинение, обессмертившее имя Гиббона, История упадка и разрушения Римской империи, охватывает период с конца 2 в. н.э. (правление Коммода) до падения Константинополя в 1453 (первоначально Гиббон планировал довести свой труд до падения Западной Римской империи, но потом расширил его, прибавив к трем уже вышедшим томам еще три). Пожалуй, то было первое в западной литературе историческое сочинение, обращенное, несмотря на научность, к широкой публике и нашедшее у нее восторженный прием. Благодаря великолепному стилю книгу продолжают читать и теперь, хотя многие содержащиеся в ней представления давно преодолены, а общий просветительски-антихристианский пафос выглядит устаревшим.

Охватывая период времени почти в полтора тысячелетия, преследуя задачу уяснить условия, при которых пало римское государство, сочинение Гиббона блестящим образом преодолело все трудности такой сложной темы.

Но критика вплоть до XIX века находила в нём и крупные недостатки, и прежде всего — его отношение к христианству, рельефно выразившееся в главах XV и XVI.

Здесь историк, в объяснении причин успехов христианства, отодвигая на второй план сущность христианского учения, считает следующие факты главнейшими агентами распространения религии Христа: 1) нетерпимую ревность христиан; 2) чудесные действия, приписываемые первобытной Церкви; 3) учение о загробной жизни, 4) чистоту и строгость морали верующих, и 5) единодушие и твердую организацию граждан христианской республики. Нападки на эти главы были так многочисленны и так ожесточённы, что Гиббон был вынужден на них ответить особой брошюрой: «В оправдание некоторых мест из XV и XVI глав „Истории падения…“» (англ. A vindication of some passages in the XV and XVI chapters of the Hist. of the decline etc.). Если в указанном отношении Гиббона к христианству можно видеть влияние французской просветительной литературы, то в его изображении Юлиана можно говорить об особой точке зрения историка.

В противность Вольтеру и энциклопедистам, он видел в этом императоре не рационалиста, выступившего на борьбу с христианством в силу философских принципов, а лишь типичного представителя отживающего политического миросозерцания, полного предрассудков, предубеждения и тщеславия.

Меньше всего нападали на Гиббона за вторую половину труда, где он необыкновенно мрачными красками изобразил византийскую историю: для него Византия — воплощение нравственного и политического застоя. Сочинение Гиббона переведено на все европейские языки.

Ссылки

Работы Гиббона в Проекте «Гутенберг» (на английском языке)


http://www.livelib.ru/author/237315

Показывать:   Сортировать по:

Показываем книги: (Автор) (все книги на одной странице) (названия списком)

Количество книг по ролям: Автор - 16.
По форматам:  fb2 книги - 15 (58.77 Мб),  pdf книги - 1 (5.05 Мб)
Всего книг: 16. Объём всех книг: 64 Мб (66,921,265 байт)
Средний рейтинг 4Всего оценок - 7, средняя оценка книг автора - 4
Оценки: нечитаемо - 0, плохо - 0, неплохо - 0, хорошо - 7, отлично! - 0

Автор


Закат и падение Римской империи

История: прочее  

Древнеевропейская литература   История: прочее  


История: прочее  

Зарегистрируйтесь / залогиньтесь для выкачки нескольких книг одним файлом.