Вдохновение по заказу? [Михаил Алексеевич Дмитрук] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Знак вопроса 1989 № 8 Михаил Алексеевич Дмитрук Вдохновение по заказу?

К читателю

Люди создали очень умные и сильные машины с поистине уникальными способностями. Но стал ли сам человек от этого умней и сильней? Всемирная организация здравоохранения печально констатирует, что новые поколения оказываются слабее предыдущих. И если этот процесс устойчив и будет продолжаться дальше, то не вымрут ли люди подобно динозаврам?

Когда-то о подобных перспективах говорили только фантасты, а сейчас серьезные ученые не в шутку обеспокоены таким положением, дел.

В чем оке ученые видят выход? Восстановить утраченные способности людей — умственные и физические — и затем постоянно их совершенствовать. Пути достижения этой цели могут быть самыми различными. О некоторых из них рассказывается в этой брошюре. И хотя они далеко не исчерпывают всего спектра, но дают представление о практически неограниченных возможностях человеческого организма, о том, каких результатов можно добиться путем настойчивых и целенаправленных упражнений.

Наверное, цивилизация пойдет именно по этому пути, и человечество в своем развитии поднимется еще на одну ступеньку.


ДМИТРУК Михаил Алексеевич — журналист, корреспондент газеты «Социалистическая индустрия», специализирующийся на теме резервных возможностей человека.

Вдохновение по заказу?

Предисловие

Есть ли пределы человеческих способностей? «Нет, — говорят индусы. — На пути к совершенству йоги овладевают чудесными силами — могут читать чужие мысли и предсказывать будущее, ходить по воде и летать по воздуху, жить в Гималаях без одежды и пищи. А на вершине совершенства достигают всезнания, всемогущества, все-блаженства и становятся подобными богам.:. Но вот беда — эти способности нельзя демонстрировать непосвященным: они могут использовать их во вред людям».

Верить индусам на слово? А что, если это игра воображения: изнуренные голодом и холодом, йоги начинают видеть галлюцинации? Как бы то ни было, проверить мы не можем. «Боги» прячутся в Гималаях, не желая участвовать в научных экспериментах.

Куда реальнее изучать способности факиров. Они охотно их демонстрируют, зарабатывая этим на жизнь. Но, увы, их «чудеса» часто оказываются ловкими трюками или гипнозом. Да и вообще факиры не любят выдавать свои секреты, боясь лишиться куска хлеба. Обычно они избегают контактов с учеными.

К счастью, бывают исключения. Среди советских артистов оригинального жанра есть несколько человек, которые реально обладают феноменальными способностями и поэтому не боятся сотрудничать с исследователями. И есть надежда, что когда-нибудь они разработают методику, которая позволит каждому человеку уподобиться гениям. Начнется индустрия блистательных талантов, и человечество сделает еще один шаг в своем развитии… Неужели это возможно?

Компас указывает… на восток

В Доме учёных читал лекцию человек, на первый взгляд весьма далекий от науки, — артист Валерий Васильевич Авдеев. Но его выступление вызвало огромный интерес у медиков, психологов, биофизиков. Он рассказал ученым, как развил в себе феноменальные способности, демонстрируемые в программе психологических опытов «Познай самого себя».

…На сцене обыкновенный компас. Его черная стрелка, как и положено, показывает на север. Это видят все зрители: увеличенное изображение стрелки проецируется на большой экран.

Из глубины сцены появляется Валерий Авдеев. Его лицо сосредоточено, руки широко разведены. Легкими движениями пальцев он как будто перебирает в воздухе нечто невидимое публике, но ощущаемое им самим. Словно почувствовав незримую преграду, артист останавливается приблизительно в метре от стола.

Широко раскрыв глаза, затаив дыхание, он начинает осторожно сдвигать эту преграду. Проходит минута, другая — стрелка не двигается, хотя руки теперь очень близко от нее. Но когда Валерий сделал резкий выдох, она неожиданно отклонилась на восток, повинуясь мановению его руки.

Опыт усложняется. Авдеев напрягся и замер над компасом. Его лицо покрылось испариной, на руках вздулись вены, дыхания совсем не слышно. И вдруг через минуту компас ожил: несколько раз дернувшись, он начал медленно вращаться, постепенно, удаляясь от артиста. Передвинувшись сантиметров на пятнадцать, остановился на краю стола.

Зал взрывается аплодисментами.

Признаться, на этом концерте я усомнился в чистоте эксперимента — уж очень эффектно получился телекинез, прямо как фокус. Но через несколько дней мой скепсис рассеялся. Я видел, как артист демонстрирует этот опыт академику АН СССР Герою Социалистического Труда Юрию Борисовичу Кобзареву. Тогда было сделано все, чтобы исключить влияние сквозняков, вибраций, магнитов, гипноза и прочих помех, — стрелка все равно вращалась на