Идеология [Сергей Анатольевич Ситкевич] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]

Сергей Анатольевич Ситкевич Идеология

Лекция 1. Идеология белорусского государства - предмет и методология изучения

Понятие идеологии. Актуальность проблемы теоретической разработки идеологических, мировоззренческих приоритетов в современных условиях.

В переломные периоды мировой истории одной из важнейших проблем является проблема поиска дальнейших путей развития общества. Ее решение предполагает переосмысление существовавших ранее ценностей, формирования новой системы мировоззренческих ориентиров и приоритетов. Такие ценности и приоритеты должны быть не только адекватны потребностям современной эпохи, но и соответствовать долгосрочным перспективам развития всего общества. Они должны выступать в качестве сплачивающей, объединяющей все общество силы. Комплекс таких идей, ценностей и приоритетов определяется в науке понятием идеология.

Термин «идеология» (от греч. idea – мысль, замысел и logos – слово, учение) ввел в научный обиход в конце XVIII в. французский ученый, философ Дестют де Траси (1754–1830). Он понимал под этим термином теорию идей, то есть учение о их происхождении, взаимодействии и переходе от одних к другим. Первоначально понятие идеологии использовалось для обозначения науки об идеях как самостоятельной области познания, предметом которой являются закономерности возникновения и эволюции идей, а вместе с ними и всей совокупности теорий, изучающих человеческую психику и сознание. Однако указанный смысл за этим понятием не закрепился и в современной научной и общественно-политической литературе данный термин имеет другое значение.

Под идеологией принято понимать систему взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных существующих общественных отношений.

Идеология представляет собой совокупность философских, политических, экономических, правовых, этических, эстетических и религиозных взглядов. Носителями таких взглядов и идей являются определенные социальные группы и общности, а содержание отвечает их интересам и устремлениям. Внешними формами выражения идеологии являются социально-политические учения, концепции и доктрины. При этом идеология может быть зафиксирована в виде одного систематизированного учения (например, мировой религии, марксизма) или быть рассеянной по многочисленным и разнородным текстам.

Любая идеология находится в тесной взаимосвязи с интересами различных социальных групп и общностей. В зависимости от основного ее носителя существуют различные виды идеологий: рабовладельческая, феодальная, буржуазная, пролетарская, мелкобуржуазная и т.п. Они дополняются такими видами, как национальная идеология, государственная, партийная, политическая, официальная, оппозиционная. В последнее время все чаще выделяют виды идеологий по сферам или направлениям социальной жизни: гуманитарная, экономическая, экологическая, идеология прав человека и т.п.

Как общественное явление идеология развивается вместе с развитием общества, претерпевает при этом качественные изменения. Идеология имеет объективные социально-политические корни своего существования, она непосредственно связана с общественным и индивидуальным сознанием, жизнедеятельностью классов, наций, партий, государств. Идеология отвечает мировоззренческим и коммуникативным потребностям людей, является способом осознания и выражения групповых и общественных интересов, социально-политических идеалов и ценностей, средством управления поведением индивидов и различных социально-политических общностей.

Политическая идеология как форма общественного сознания

Политическая идеология, являясь одной из форм общественного сознания, обладает определенной спецификой. Она заключается в функциональной зависимости содержания той или иной идеологической системы от интересов и политических устремлений того социального субъекта, из которого она исходит.

Политическая идеология – это упорядоченная система понятий, идей, представлений, в которых различные субъекты политических отношений (индивиды, социальные группы, классы, нации, общество в целом) осознают свои политические позиции и интересы и которыми они оправдывают свои политические устремления и действия.

В ее содержании синтезируются результаты как научного познания социальной действительности, так и субъективного осознания людьми своих интересов, социально-политических позиций и устремлений.

Политическая идеология является одним из важнейших компонентов политического процесса. Вне идеологии не бывает политической практики. Именно идейно-политические представления, трансформируясь в систему убеждений и позиций человека, предрасполагают его к действию, нацеленному на осуществление признанной им наилучшей формы общественного устройства. Без этого не может существовать никакое политическое движение, ни одна политическая партия.

Одним из главных субъектов политических отношений являются народы. Именно они выступают в качестве носителей определенных идеологических (идейно-политических) воззрений, в которых они осознают самих себя как целостность, свое положение в окружающем мире, свои интересы как единого сообщества и которыми они оправдывают свои социально-политические устремления и действия. На протяжении своей истории каждый народ вырабатывает и определенную сумму идей относительно способов своего оформления в единое целое, путей поддержания своей целостности, форм своих взаимоотношений с другими народами, целей своего исторического развития. Такую совокупность воззрений можно назвать национальной идеологией.

Поскольку выразителем и основным инструментом реализации национальной идеологии является государство, то образующую ее совокупность идей, понятий, представлений, убеждений, верований можно назвать также государственной идеологией. Не существует государственно оформленных сообществ людей, то есть наций или народов, без своей государственной идеологии. Таким образом, понятие «государственная идеология» включает в себя широкий комплекс идей и представлений, выработанных данным народом относительно своего прошлого, особенностей своего становления и развития в качестве социально-политической целостности, о своем месте и роли в мировом сообществе, основных направлениях и задачах своей внутренней и внешней политики, путях и способах их осуществления.

В качестве частного понятия по отношению к понятию государственной идеологии выступает понятие идеологии государственности. Оно означает систематизированную сумму выработанных данным народом идей и представлений о предпосылках и об истории становления и развития своего государства, особенностях устройства институтов государственной власти, о направлениях, целях и задачах дальнейшего развития государства, формах и способах его взаимодействия с другими государствами.

Структура и функции идеологии. Особенности развития политической идеологии в переходном обществе.

Политическая идеология представляет собой духовное образование, предназначенное для идейной и целевой ориентации политического поведения граждан.


Выделяют следующие уровни ее функционирования:

1. теоретико-концептуальный – политическая идеология формулирует основные положения, раскрывающие ценности и идеалы определенной социальной группы;

2. программно-политический – социально-философские принципы и идеалы переводятся в программные лозунги и требования политической элиты; программы разрабатываются для ведения непосредственной политической борьбы;

3. актуализированный – степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, что воплощается в практических делах и поступках. Данный уровень характеризуется довольно широким спектром вариантов усвоения людьми идеологических установок: от легкой смены политических позиций до восприятия своих политических привязанностей, как глубинных мировоззренческих ориентиров.


Политическая идеология разрабатывается особым слоем людей – теоретиками, представителями интеллектуальной элиты класса, нации, народа. Практическое же воплощение осуществляется через психологический настрой элит и рядовых граждан. Степень претворения политической идеологии в жизнь зависит, прежде всего, от эмоциональной чувствительности индивида (группы) к политическим нормам и идеалам. Поэтому в конкретной системе в мотивации людей могут доминировать либо общие ценности, либо нормы и требования, сформированные отдельными политическими партиями. Именно от царящих в группе привычек и стереотипов, сложившегося психологического микроклимата зависит определение ведущих политических установок индивида, форм его политического участия. Еще одним фильтром, отбирающим значимые для человека идеологические требования, выступают индивидуальные особенности психики.


Основные функции политической идеологии:

1. ориентационная – она заключается в формировании основополагающих представлений об обществе, социальном прогрессе, личности и власти;

2. мобилизационная – политическая идеология настраивает социальные группы на реализацию идеалов более совершенного общества;

3. интегративная – идеология противостоит частным и корпоративным интересам, наделяя смыслом политическое действие в рамках действующей политической системы;

4. амортизационная – служит ослаблению социальной напряженности в ситуациях, когда возникает несоответствие между потребностями общества, группы, индивида и реальными возможностями их удовлетворения;

5. охранительная – выражает и защищает интересы определенных социальных групп.


К основным особенностям становления идеологи в трансформирующихся обществах относятся следующие:

1. идеология должна объединять, а не разъединять

2. идеология должна быть реалистичной

3. идеология должна быть оптимистичной.

Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты

Культурно-историческая составляющая государственной идеологии Республики Беларусь включает совокупность устоявшихся идей и представлений относительно происхождения и особенностей формирования белорусского этноса, развития его самосознания и становления в качестве самобытного народа.

Политическая составляющая государственной идеологии РБ – комплекс идей и представлений белорусского народа относительно условий становления и особенностей институтов своей государственности, понимания сущности нынешней политической системы страны. Политическая составляющая государственной идеологии включает представление о характере социально-политического строя Республики Беларусь в целом, о путях его модернизации. Она охватывает также и внешнеполитические аспекты жизнедеятельности белорусского народа, совокупность идей относительно места и роли белорусов в мировом политическом процессе.

Экономическая составляющая включает комплекс реализуемых государством и отвечающих интересам народа идей относительно формирования и развития национальной экономики.

Социогуманитарная составляющая – комплекс реализуемых государством идей, касающихся взаимоотношений общества и человека. Человек рассматривается как высшая ценность и цель общества и государства.

Глоссарий

Государство – основной институт политической системы общества, организующий, направляющий и контролирующий совместную деятельность и отношения людей, общественных групп, классов и ассоциаций. Государство представляет собой центральный институт власти в обществе и концентрированное осуществление политики этой властью.

Идеология – система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели и программы социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных существующих общественных отношений.

Политика – сфера деятельности, связанная с отношениями между классами, нациями, другими социальными группами, имеющая целью завоевание, организацию и использование государственной власти, управление социальными процессами.

Политическая идеология – упорядоченная система представлений как о существующей социально-политической действительности, так и о необходимости и путях ее изменений с точки зрения группы или общности, интересы и действия которых она обслуживает.

Лекция 2. Глобальные политические идеологии: генезис и современное состояние

Либерализм и неолиберализм.

Либерализм – это идейно-политическое течение, объединяющее сторонников буржуазно-парламентского строя, которые выступают против любых форм контроля за его экономической и духовной деятельностью со стороны светской и церковной власти. Это термин вошел в употребление в первой половине XIX в., когда в Европе появились первые либеральные партии, однако истоки либерализма восходят к эпохе буржуазных революций XVII-XVIII вв.

Ведущие идеологи классического либерализма – Дж. Локк, А. Смит, Ш. Л. Монтескье, А. Токвилль, Т. Джефферсон. Существенный вклад в формирование либерального мировоззрения внесли представители европейского и американского Просвещения, французские физиократы, представители немецкой классической философии, европейской классической политэкономии. При всех различиях общим для этих мыслителей было то, что каждый из них по своему, в соответствии с реальностями своего времени высказывался за пересмотр устоявшихся, но устаревших ценностей и подходов к решению важнейших социально-экономических и политических проблем, за перестройку общественно-политических и государственных институтов, за ревизию основных положений, доктрин и концепций в соответствии с изменением ситуации в обществе. «Декларация независимости США» от 4 июля 1776 года стала первым документом, в котором эти идеи и принципы получили формальное выражение. Поворотным пунктом в формировании либерализма и в размежевании основных течений западной общественно-политической мысли Нового и Новейшего времени стала Великая французская революция. «Декларация прав человека и гражданина» 1789 года легитимизировала идеи, ценности и установки, которые впоследствии стали важнейшими системообразующими составляющими классического либерализма.

Либерализм формируется и развивается в различных социально-исторических и национально-культурных условиях. В различные периоды он выступает в разных формах. Выделяют две исторически сложившиеся либеральные традиции – англосаксонскую и либерально-европейскую. В XIX веке англосаксонская традиция ассоциировалась со свободой торговли, интернационализмом, развитием конституционных норм и укреплением демократических ценностей. Носительницей важнейших ценностей и принципов этой традиции стала либеральная партия Великобритании, ставшая во второй половине XIX века одной из двух ведущих политических партий страны. В континентально-европейской традиции больший акцент делался на процессы национальной консолидации отказ от всех форм экономического, политического и интеллектуального авторитаризма.

На первоначальном этапе комплекс ценностей и идей, составляющий сущность либерализма, включал индивидуальную свободу, достоинство человеческой личности, право отличаться от других и быть самим собой. Свобода понималась приверженцами либерализма в негативном смысле, т.е. в смысле свободы от политического, церковного и социального контроля со стороны феодального государства. Борьба за свободу означала борьбу за уничтожение внешних ограничений, накладываемых на экономическую, физическую и интеллектуальную свободу человека. Частная собственность рассматривалась как гарант и мера свободы. Господствующие принципы – laissez faire, laissez passez, свобода рынка и свобода конкуренции социальной и экономической сферах. Постулаты либерализма выражались в законодательном закреплении принципов равенства всех перед законом, в идеях государства – «ночного сторожа» и правового государства, демократии и парламентаризма. Приоритет отдавался гражданскому обществу перед государством. Исторической заслугой либерализма и партий либеральной ориентации является то, что они сыграли ключевую роль в формировании и институциализации в конце XIX – первых десятилетий XX века основных принципов и институтов современных политических систем, таких как парламентаризм, разделение властей, правовое государство и др.

Конец XIX – начало XX века стали новым рубежом в судьбах либерализма. В это время выдвинулась целая плеяда политэкономистов, социологов, политологов и политических деятелей, выступивших с предложением о пересмотре важнейших положений классического либерализма. Под влиянием марксизма и восходящей социал-демократии была признана позитивная роль государства в социальной и экономической жизни и пересмотрены отдельные базисные принципы классического либерализма. Водоразделом, утвердившим новый или социальный либерализм в качестве одного из важнейших течений общественно-политической мысли, стал Великий экономический кризис 30-х годов XX века.

Центральное место среди идей либерализма занимает идея индивидуальной свободы и естественных прав человека на жизнь и собственность. Однако практика показала, что безграничная свобода в полной мере не решила ни одной поставленной задачи. Кризис классического капитализма потребовал решительного пересмотра принципов либерального действия.

На смену классическому либерализму пришла идея социального либерализма – неолиберализм. Наибольший вклад в ее развитие внес английский экономист Дж. Кейнс (1881–1946). Центральное положение его теории – это признание решительной роли государства в регулировании экономического развития и в социальной политике.

Идея социального либерализма была реализована в практике «нового курса» Рузвельта. Вступление развитых капиталистических стран в полосу экономического и структурного кризиса потребовало новых форм регулирования, разработки новых методов управления. Для регулирования экономики в США были приняты «Закон о восстановлении промышленности» и «Закон о регулировании сельского хозяйства». Проводилась демонополизация промышленности, государственное регулирование производства, а также единая политика цен, распределение рынков сбыта. «Новый курс» предусматривал активную социальную политику. Неолиберализм с его идеей всеобщего благосостояния доминировал в политике, экономике, духовной жизни вплоть до середины 1970-х гг.

Консерватизм и неоконсерватизм.

Консерватизм – это система воззрений в отношении окружающего мира, тип сознания и политико-идеологических ориентаций и установок. Консерватизм вобрал в себя различные, порой противоречивые идеи, концепции, доктрины, традиции, а потому не всегда он ассоциируется с конкретными политическими партиями.

История консерватизма начинается со времен Великой Французской буржуазной революции, которая бросила вызов основам прежнего порядка, всем традиционным силам, всем формам господства наследственной аристократии. Впервые его основные положения были сформулированы в работе английского философа Э. Берка (1729–1797) «Размышления о революции во Франции». Выступая как противник идей европейского Просвещения и Французской революции, Берк доказывал, что общественная жизнь основывается на традициях, обычаях, моральных и материальных ценностях, унаследованных от предшествующих поколений и взаимосвязанных между собой. Он критикует идеи рационализма, индивидуализма, безраздельного господства рынка, считает, что эти идеи разрушают вековые нравственные устои, ведут к хаосу и раздорам. Общество должно следовать таким принципам, как стабильность, равновесие, постепенное обновление. Только в этом случае может быть обеспечено его будущее. Сам же термин «консерватизм» впервые был употреблен французским писателем Р. Шатобрианом, который стал издавать журнал «Консерватор», и произошло это в 1815 году.

Консерватизм признает незыблемость естественным образом сложившихся вещей, иерархичность человеческого общества, привилегий отдельных социальных слоев, отдает приоритет преемственности над инновациями. Власть дана от бога, она носит сакральный характер. Государство не должно вмешиваться в отношения, которые освящены моралью, оно должно способствовать усилению семьи, побуждать людей к объединению на местном, региональном уровне. Консерваторы считали, что в сознании людей надо культивировать частную собственность, гуманные традиции прошлого, идеи децентрализации власти. Важнейшей чертой консерватизма было положение об изначальной и абсолютной несовместимости свободы и равенства людей. Консерватор, в отличие от либерала, – носитель интегративного сознания, для него интересы государства, нации, общности выше, чем интересы индивида или социальной группы.

После второй мировой войны консервативная идеология приобретает новые формы. Предпринимается попытка обосновать третий путь, отличный от либерализма и социализма. Для него характерно соединение старых ценностей доиндустриальной эпохи (семья, религия, мораль) с ценностями постиндустриальной эпохи (творческий труд, уникальность личности, ускоренное развитие нерыночной сферы – культуры, образования). Формируются различные разновидности консерватизма: технократические, традиционалистские, христианско-католические, реформистские, радикалистские, рейганизм в США, тэтчеризм в Великобритании. Неоконсерватизм проявляет большую склонность к либеральным ценностям, мягче относится к государственному регулированию, участию населения в управлении, но и требуя укрепления законности и порядка. Неоконсерватизм предложил обществу ясные духовные приоритеты семьи, религии, социальной стабильности. Приверженность рыночному хозяйству, привилегированность отдельных слоев рассматриваются как основа для сохранения универсальных нравственных законов, человеческих качеств.

В современном консерватизме органично сочетаются две тенденции: уважение классического либерализма к свободе отдельного человека и традиционная для консерваторов защита таких ценностей, как религия, семья, закон, порядок, протестантская этика.

Идеологи неоконсерватизма – полагают, что современное государство переживает кризис, обусловливающийся действиями профсоюзов террористов, которые парализуют высшее системное правление. Расширение демократии, выполнение несвойственных государству социальных функций ослабляют его, что может в итоге привести к диктатуре и гибели западноевропейской культуры. Только государство понимает, что есть всеобщее благо, и только оно способно его осуществить. Сегодня разница между неоконсерватизмом и неолиберализмом не столь существенна, в главных идеях они сходятся.

Социализм и его формы.

Социалистическая идеология имеет длительную историю. Сам же термин «социализм» (от лат. socialis – общественный) появился сравнительно недавно. Его ввел в оборот французский теоретик Пьер Леру, который в 1834 году написал статью «Об индивидуализме и социализме». Он употребил термин «социализм» с целью противопоставления его понятию «индивидуализм». С тех пор с этим понятием связываются социально-политические концепции, целью которых был поиск путей к социальной гармонии. Эти концепции исходят из того, что на смену индивидуализму идет совместная деятельность людей, интересы которых не вступают в разрушительный конфликт. Преодолеть эгоизм и взаимоотчуждение людей должно общество, основанное на принципах коллективизма, равенства и социальной справедливости.

В основе различных подходов к пониманию социализма лежит вопрос о том, какова материальная, экономическая основа будущего общества. Различные ответы на этот вопрос порождают и многочисленные разновидности концепций социализма.

Одним из направлений в развитии социалистической идеологии является концепция утопического социализма. Его основоположники – англичанин Томас Мор (1478–1535), автор книги «Утопия», и итальянец Томмазо Кампанелла (1568–1639), написавший «Город солнца». Они считали, что именно общественная собственность создает условия для справедливого распределения, равенства людей, благополучия и социального мира.

Наибольший вклад в разработку социалистических концепций утопического направления внесли французы А. Сен-Симон (1760–1825), Шарль Фурье (1772–1837) и англичанин Роберт Оуэн (1771–1858). Теоретики утопического социализма сформулировали основные принципы организации будущего справедливого общества: от каждого по его способностям, каждому по его делам; всестороннее и гармоническое развитие личности; ликвидация религий между городом и деревней; разнообразие и смена физического и духовного труда; принцип свободного развития каждого как условия свободного развития всех.

Воззрения теоретиков утопического социализма формировалось под воздействием Великой Французской революции и бурного развития промышленного капитала. Социалистическая идеология в этих условиях целеустремленно защищала интересы трудящихся, идею социального прогресса и веры в прекрасное будущее человечества.

В этот период времени возникает и крайнее проявление социализма – коммунистическая идеология. Она была более последовательна в стремлении преобразовать общество на основе равенства посредством установления общественной собственности на средства производства, а иногда и на предметы потребления.

Представители утопического социализма и коммунизма по разному относились к методам реализации своих идей. Сен-Симон и Фурье считали, что главный путь – реформы. Другие – Мабли, Бабеф – призывали трудящихся к революции.

В 40-е годы XIX в. возникает марксизм как теоретическое выражение пролетарского движения. К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895) создали философскую, экономическую и социально-политическую теорию, которая оказала огромное влияние на историю человечества второй половины XIX-XX веков. Марксизм и коммунистическая идеология стали синонимами.

В учении Маркса о новом обществе можно выделить две стороны: теоретическую и политическую. Теоретическая часть этого учения анализирует суть социализма (коммунизма) как общественно-экономической формации, обосновывает закономерность его порождения всем ходом естественноисторического процесса. Политическая сторона посвящена выражению, артикуляции интересов рабочего класса и обоснованию политических средств их реализации так, как это виделось Марксу в середине XIX века.

Учением о классовой борьбе, которую ведет пролетариат и которая должна завершиться революцией и установлением диктатуры пролетариата Маркс предельно радикализировал идею социализма. Он придал ей характер не только научно-теоретического знания, но и программной революционно-практической установки.

Сегодня очевидно, что политическая сторона учения Маркса во многом устарела, ряд ее положений требует пересмотра или современной интерпретации. Это относится, в первую очередь, к идее насильственной революции пролетариата и установления его классовой диктатуры. Однако главный смысл марксовой теории социализма заключен в раскрытии экономической закономерности перехода к общественной собственности и в выяснении ее сущности.

На рубеже XIX-XX вв. в марксизме возникают два основных направления – ревизионистское (реформистское) и радикально-революционное, которые с разных позиций стремились осмыслить новые процессы.

Сущность ревизионизма заключается в ориентации на реформистское эволюционное преобразование капитализма и медленное приближение к строю социальной справедливости и равенства граждан при сохранении социального мира.

Радикально-революционное направление в марксизме – ленинизм. В. И. Ленин (1870–1924) защищал в марксизме учение о классовой борьбе, диктатуре пролетариата и неизбежности социалистической революции. Постепенно идейная эволюция марксизма-ленинизма шла в сторону все большего догматизма. Абсолютным выражением философии насилия и нетерпимости к инакомыслию стал сталинизм. На практике марксизм-ленинизм все больше и больше превращался в идеологию тоталитарного общества.

Социал-демократическая концепция

Социал-демократия представляет собой весьма сложный и многоплановый феномен. Этим понятием принято обозначать теорию и практику партий, входящих в Социалистический интернационал, а также те социальные и политические силы, которые составляют эти партии. Социал-демократию можно рассматривать и как социально-политическое движение и как идейно-политическое течение. При этом существует целый ряд национальных и региональных вариантов, социально-философских, идеологических и политических течений, существуют скандинавская и шведская модели, интегральный социализм, основывающийся на австромарксизме, выделяют фабианский социализм, гильдейский социализм и т.д. Все эти разновидности объединяются общим понятием «демократический социализм».

Теоретические основы социал-демократических идей были заложены немецким теоретиком Э. Бернштейном (1850–1932) в работе «Проблемы социализма и задачи социал-демократии» (1899). В ней он обосновал тезис о способности капитализма к саморазвитию и на этой основе осуществил ревизию (пересмотр) классического марксизма. Впоследствии многие идеи Бернштейна вошли в политическую доктрину современной социал-демократии, которая была сформулирована на Учредительном конгрессе во Франкфурте-на-Майне в 1951 г. в концепции «демократического социализма».

Популярность идей социал-демократии обусловлена их привлекательностью для широких слоев населения. Социальная политика социал-демократов оказалась плодотворной в таких странах, как Швеция, Австрия, Норвегия и ряде других, где благодаря тому, что социал-демократы долгое время находились у власти, был достигнут высокий жизненный уровень населения и высокая степень его социальной защиты. В наиболее завершенной форме преобразования капитализма реализованы в Швеции, вследствие чего скандинавская модель демократического социализма более известна под названием шведской модели. Основными особенностями шведской модели социализма являются: создание за сравнительно короткий период времени высокоэффективной экономики, обеспечение занятости практически всего трудоспособного населения, ликвидация бедности, создание самой развитой в мире системы социального обеспечения, достижение высокого уровня грамотности и культуры.

В последние два-три десятилетия в социал-демократии наблюдалась тенденция к усилению акцента на пересмотр позитивной роли государства, на индивидуальную свободу, частную собственность, рыночные отношения и другие, связанные с ними ценности и установки. Партии демократического социализма все более решительно поддерживают институты, ценности и нормы либеральной демократии. В 70–80-е гг. большинство социал-демократических партий приняло новые программные документы. В их основе лежат следующие базовые установки: политический плюрализм, частнокапиталистические рыночные принципы экономики, государственное регулирование экономики на основе кейнсианских рекомендаций, социальная помощь неимущим слоям населения, обеспечение максимального уровня занятости и т.д.

В последние годы в социал-демократии все большую популярность получает положение, что государство благосостояния уже выполнило свои задачи и его необходимо заменить обществом благосостояния. Признается необходимость децентрализации функций и прерогатив государства по реализации социальных программ и их передачи местным властям и общественным институтам. Главную задачу социал-демократы видят в устранении мелочной государственной опеки. Государству отводится функция органа общего регулирования, решения глобальных внешних и внутренних проблем. При этом вопросы, касающееся здравоохранения, образования, жилищного хозяйства, организации труда, передаются в ведение муниципалитетов.

Центральное место в демократическом социализме занимает вопрос о соотношении целей и средств реформирования общества. Ключ к пониманию этой проблемы можно обнаружить в знаменитой фразе Э. Бернштейна «цель, какой бы она ни была, для меня ничто, а движение – все». Движению вперед, по пути прогресса, практике осуществления так называемых малых дел отдается приоритет перед отдаленной абстрактной целью.

Сегодня трудно провести сколько-нибудь четкие различия между социал-демократами и партиями других идейно-политических организаций. Многие принципы, установки, ценности, нормы политической демократии, которые раньше были полем ожесточенной борьбы между ними, стали их общим достоянием. Но по-прежнему спорным остается вопрос о пределах демократии. Консерваторы и либералы настаивают на том, что демократия представляет собой сугубо политический феномен и поэтому не должна распространятся на другие сферы, в частности, на экономическую. Социал-демократы же, наоборот, придерживаются той позиции, что демократия, свобода, равенство – величины субстанциональные и поэтому не должны быть ограничены политической сферой. Речь, таким образом, в обоих случаях идет не о самой демократии, а о сферах и пределах ее распространения.

Национализм. Фашизм.

Сущность национализма как политической идеологии состоит в абсолютизации собственной национальной исключительности с одновременным недоверием к чужим этическим общностям, а в крайних проявлениях – отказом им в праве на существование. Идеология национализма постулирует приоритет национальных ценностей перед личностными, приоритет национального прошлого и желаемого будущего перед настоящим. Национализм абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую к упрощению, застою и упадку данной национальной культуры.

Идеология национализма родилась в процессе распада средневековых государственных образований, формирования наций и образования национальных государств в Новое и Новейшее время. Первое значимое проявление и формирование национальной идеи относится к эпохе Великой Французской буржуазной революции. Именно тогда был четко выражен принцип суверенности нации как субъекта государственной жизни. Только государству принадлежит право устанавливать законы для граждан, человек же должен быть предан нации и наряду с правами имеет и определенные гражданские обязательства.

До середины XIX в. развитие национальной идеи в большинстве европейских стран было связано с идеями либерализма, то во второй половине века появился новый вид национализма – с сильными милитаристскими тенденциями, оказавший значительное воздействие на европейскую государственно-политическую жизнь.


В современном мире можно выделить такие формы национализма, как:

1. политический национализм – как выражение тенденции к созданию собственного государства на основе осознания единства нации, ее истории, культуры, территории, интересов;

2. культурный – как проявление стремления к сохранению своей духовной неповторимости и определенности;

3. языковой – как защита важного фактора единства нации, укрепления и развития отношений между людьми, что связано с укреплением политического единства;

4. экономический, который направлен на обеспечение приоритета своим национальным промышленным и сельскохозяйственным производителям в международной экономической конкуренции и который чаще всего принимает форму протекционизма.


Понятие «фашизм» (от лат. fasio, итал. fasismo, fascio – пучок, связка, объединение) используется в двух значениях:

1. Как тип общественного и государственного устройства, противоположный конституционной демократии (в Европе XX в. – это Португалия при режиме Салазара, Испания – при Франко, Италия – при Муссолини, Германия – при Гитлере).

2. Как идеология, теория и практика правоэкстремистского движения в 1920–1990-х гг. в Европе.


Характерные черты идеологии фашизма: антидемократизм; антимарксизм; антисемитизм; расизм и идеи расового превосходства; шовинизм; мистический вождизм; культ тоталитарного государства и социального насилия; концепция нации как вечной и высшей реальности, основанной на общности крови; готовность к борьбе за порабощение «низших» народов и рас; оправдание геноцида последних.

Лекция 3. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства

Понятие Конституции. Важнейшие свойства Конституции.

Слово «конституция» (от лат. constitution) означает установление, строение. Конституция представляет собой один либо совокупность писаных актов, которыми определяются наиболее важные вопросы государства и общества.

Конституция является ядром правовой системы государства. В ней невозможно полностью раскрыть содержание того или иного права. В соответствии с этим в развитие конституционных норм принимаются законы, указы, постановления, другие акты.

В конституции определяется иерархия юридических актов, т.е. их соподчиненность. Она обладает верховенством и по отношению к тем правовым актам, которые были приняты ранее.


Юридическими свойствами конституции являются:

1. Конституция – это основной Закон страны.

2. Конституция представляет собой ядро правовой системы.

3. Конституция обладает высшей юридической силой.

4. Конституция определяет степень важности юридических актов.


По юридической силе (степени важности) юридические акты можно расположить в следующей последовательности:

1. Конституция

2. Конституционные законы (например, закон о толковании конституции)

3. Международные договоры Республики Беларусь

4. Законы, декреты и указы (соотношение между ними зависит от конституционных полномочий президента и парламента).

5. Постановления правительства

6. Акты министерств и государственных комитетов

7. Решения местных Советов, исполнительных и распорядительных органов.


Мировой практике известны следующие способы принятия конституции:

1. Народом – путем референдума. Таким образом были приняты в последующие годы конституции в России, Эстонии, Румынии, Казахстане и в других странах.

2. Парламентом

3. Специально создаваемым только для этих целей органом, например, Конституционной ассамблеей, учредительным собранием и путем «дарования» монархом конституции народу.


Из всех способов принятия конституции самым демократичным является референдум.

Структура Конституции Республики Беларусь. Контроль за соблюдением Конституции.

Конституция Республики Беларусь имеет преамбулу, основную часть, заключительные и переходные положения. В преамбуле сжато закрепляются руководящие начала, на которых базируется Конституция. Основная часть состоит из восьми разделов.

В первом раскрываются основы конституционного строя.

Второй раздел посвящен правам, свободам и обязанностям человека и гражданина.

В третьем разделе фиксируются основные положения, касающиеся избирательной системы и референдума.

Четвертый раздел посвящен статусу государственных органов, изложенные с учетом принципа разделения властей.

Пятый раздел касается местного управления и самоуправления.

В шестом разделе содержатся нормы, регламентирующие деятельность двух государственных органов – прокуратуры и комитета государственного контроля.

Раздел VII содержит нормы, касающиеся финансово-кредитной системы Республики Беларусь.

В VIII разделе решаются вопросы действия конституции и порядка ее изменения.

В ІХ разделе Конституции помещаются заключительные и переходные положения.

Весь текст Конституции состоит из 146 статей. Контроль за соответствием Конституции всех нормативных актов в Республике Беларусь осуществляет Конституционный Суд. Вынесенные им заключения является окончательным, обжалованию и опротестованию не подлежат.

Лекция 4. Политическая культура и идеологические процессы 

Понятие, структура и функции политической культуры

Политическая культура является одним из важнейших элементов политической системы общества, неотъемлемой составной частью общенациональной культуры. Отражая политическую и юридическую компетентность граждан, общественных и политических деятелей, она оказывает большое влияние на функционирование политических и государственных институтов, придает значимость политическим процессам, определяет характер взаимосвязи государства и гражданского общества.

Термин «политическая культура» впервые появился в трудах немецкого просветителя XVIII века И. Гердера (1744–1803). Теория же политической культуры сформировалась лишь в конце 50-х – 60-х гг. XX в. в русле западной политологической традиции (Г. Алмонд, С. Верба, Р. Роуз, Д. Каванах и др). Поводом к активизации политико-культурных исследований послужило развернувшееся после окончания второй мировой войны сравнительное изучение политических систем. Теория политической культуры позволила объяснить, почему одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах действует по-разному, глубже исследуют мотивацию политическогоповедения граждан, выявить причины множества конфликтов. Особая заслуга в разработке концепций политической культуры принадлежит американским политологам Г. Алмонду и С. Вербе. Сформулированные ими дефиниции политической культуры считаются в политологии классическими.

Политическая культура включает в себя, прежде всего, политический опыт человечества, социальных общностей, групп, являющийся основой естественного развития. Этот опыт усваивается людьми в процессе политической социализации. Среди различных форм политического опыта важное место занимают политические традиции. Их сохранение и развитие является одним из условий политической стабильности общества и его прогрессивного развития. На основе политического опыта людей формируется их политическое сознание – система политических знаний, ценностей и идейно-политических убеждений, на основе которых вырабатываются политические ориентации и установки в отношении политической системы и их места в данной системе.

Еще одним структурным элементом политической культуры является политическое поведение – практическое взаимодействие человека с политической средой, выражающееся в той или иной форме политического участия. Политическая культура проявляется в политической деятельности людей и обнаруживает уровень их политической культуры на практике. Формы политического поведения (участия) – активное участие, пассивное участие, неучастие. Посредством участия в политической процессе и гражданин, и общество в целом обретают новый политический опыт, способствующий дальнейшему развитию политической культуры.

Политическая культура функционирует на нескольких уровнях.


Выделяют:

1. познавательный (когнитивный) уровень (знание о политике, о законах ее функционирования, о политической жизни, политическом процессе);

2. эмоциональный (аффективный) уровень (чувства, эмоции, настроения и т.п.);

3. оценочный (аксиологический) уровень (выражается ценностное отношение к политике и политическим явлениям через соотношение с системами ценностей личностной, семейной, групповой).


Функции политической культуры вытекают из ее сущности и характеризуют ее значение в политической системе общества:

1. познавательная функция (формирование у граждан общественно-политических знаний, взглядов, политической компетентности);

2. интегративная (достижение на базе существующих в обществе политико-культурных ценностей согласия, стабилизация политической жизни, повышения эффективности управления);

3. коммуникативная (дает возможность установить связь между участниками политического процесса, способствует трансляции накопленного политического опыта);

4. функция обеспечения социального процесса (способствует эффективному развитию политической системы и общества в целом);

5. нормативно-регулятивная функция (формирование и закрепление в общественном сознании политических установок, ценностей, мотивов и норм поведения, которые воплощаются в нормативных политических решениях государства и способствуют эффективному регулированию отношений в рамках политической системы);

6. воспитательная функция – функция политической социализации.


Данные функции показывают, что применительно к политической системе общества политическая культура имеет тотальный характер, пронизывает всю совокупность отношений, складывающихся между участниками политического процесса.

Типы политической культуры

Воздействие политической культуры на реальную политическую жизнь зависит от ее типа, качественной определенности. Существуют различные типологии политической культуры.


Наиболее используемой ее классификацией является выделение трех типов политической культуры, предложенное Алмондом и Вербой в работе «Гражданская культура»:

1. Патриархальная. Для нее характерно индифферентность по отношению к политике, переплетенность религий, экономических и политических представлений, низкая политическая компетентность и активность. Такая культура характеризует неразвитые в политике отношения общества.

2. Подданническая (традиционная). Ее особенностями являются усвоение индивидами исполнительных политических функций и ролей, политическая пассивность и крайне слабый интерес к политике в целом. Данный тип политической культуры наиболее адекватен авторитарным формам правления.

3. Активистская. Ее отличает высокий интерес граждан к политике, хорошая информированность, стремление реализовать при помощи власти собственных цели и интересы, высокая активность.


Современной представительной демократии наиболее адекватна гражданская культура, являющаяся синтезам подданнической и активистской культур. Согласно Алмонду и Вербе, гражданская культура предполагает ослабление интереса граждан к политике в условиях благополучного правления и активизацию их политические участия в кризисных ситуациях.

В зависимости от степени политического консенсуса общества политическая культура делится на фрагментированную и интеграционную.


Фрагментированная политическая культура
Характеризуется неоднородностью и конфликтностью субкультур, отсутствием доверия между субъектами политики, высокой степенью использования насилия.


Интегративная политическая культура
Отличается высокой степенью гомогенности (однородности) культуры и доверия между субъектами политики, формированием общепринятых ценностей.


В качестве критерия выделения типов политической культуры выступают базовые ценности, на которые ориентируются та или иная общность в политической деятельности или в политическом процессе.


Культура высокой гражданственности.
Базовой ценностью является человек с его потребностями и интересами. Политическая система и ее структурные элементы носят демократический характер. Высока политическая активность участников политического процесса.


Элитарная политическая культура.
Базовая политическая ценность – власть или властные структуры общества. Человек – лишь средство достижения цели, которую ставит политическая элита. Основная часть общества не принимает участия в решении политических проблем, ее характеризует низший уровень политической активности.


Архаическая политическая культура.
В качестве главной ценности выступают интересы этноса. Индивид не осознает себя как личность и не отделяет себя от этнической общности.

Еще одним критерием для типологизации политической культуры является ориентация общества на те или иные регулятивные механизмы в рамках политической системы. Два основных регулятивных механизма – государство и регион. Соответственно выделяют бюрократический и рыночный типы политической культуры.


Рыночная политическая культура.
Политика рассматривается как разновидность бизнеса, политические решения – как результат «торговой сделки». Это культура индивидуализма, высшей целью ее которой являются частные интересы. Данный тип культуры ориентирован на конкурентную борьбу как универсальный принцип функционирования политической системы.


Бюрократическая политическая культура
Связывает решение политических проблем с действием механизмов государственного регулирования и контроля за политическим процессом. Она ориентирована на ограничение и запрещение конкретной борьбы. Интересы государства выше частных.

В чистом виде названные типы встречаются очень редко. Можно говорить лишь о преобладании того или иного типа в смешанной политической культуре.

Особенности политической культуры в современной Беларуси

Для основной массы населения Беларуси характерна подданическая политическая культура. Она отличается достаточно сильной ориентацией граждан на структуры политической системы, главным образом, на органы государственной власти, большими надеждами на результаты деятельности последних, но слабым участием в обеспечении их функционирования. Существовавшая в дооктябрьский период (1917г.) нашей истории авторитарно-монархическая разновидность подданической культуры в советское время сменилась ее авторитарно-вождистской разновидностью. Носитель такой культуры ориентируется не на нормы закона, не на принципы деятельности институтов политической системы, а ан волю первого лица в государстве.

Белорусы веками жили между двумя цивилизациями – западной и восточной. Это нашло свое отражение и в религиозном сознании белорусов. Православие предполагает «врастание» индивидов в систему социальных институтов. Католицизм и протестантизм выступают за секуляризацию государственной жизни. Через отношение к богу формируется и отношение к власти. У нас соседствуют ценности и одного, и другого порядка.

Огромное влияние на менталитет народа оказали войны, оккупации. Народ привык терпеть тяготы и лишения, следствием чего является толерантность как одна из важнейших черт менталитета белорусов.

На протяжении всей истории существования белорусского этноса продолжался процесс замещения народа небелорусами – за счет приезжих, представителей других этносов, носителей другой культуры, другого менталитета. Только за 90-е годы прошлого века национальный состав населения изменился на 10%. Из республики выехало 400 тыс. человек, приехало – 600 тыс., из которых только половина – белорусы.

Продолжается процесс поглощения горожан сельской психологией. Слабым является не только национальное самосознание людей, но и национальное самосознание элиты. Очень сильны патерналистские надежды людей на государство, на власть, велики ожидания позитивных перемен. Одной из важнейших черт, характеризующих политическую культуру современных белорусов, является ностальгия по советскому прошлому.

Глоссарий

Политическая культура – система исторически сложившихся устойчивых политических представлений, знаний, убеждений, ценностных ориентаций, моделей и норм политического поведения людей, а также принципов и способов функционирования политических институтов и образуемой ими системы.

Политическое сознание – сфера общественного сознания, образуемая совокупностью социальных чувств, представлений, взглядов, отражающих реальные политические отношения.

Политический миф – эмоционально окрашенное чувственное представление о политической действительности, замещающее и вытесняющее реальное представление о ней.

Лекция 5. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства

Определение политической системы в политологии и ее сущность

Категория «политическая система», наряду с категорией «власть», занимает одно из центральных мест в политической науке. Эта категория получила широкое распространение после второй мировой войны, что было связано с серьезными изменениями, которые произошли в изучении политических явлений на протяжении первой половины XX века. В самом широком смысле политическая система – это совокупность политических институтов и организаций, политической идеологии, нравственных и правовых норм, общественного мнения, политической культуры и других элементов, с помощью которых осуществляется политическая власть.

Политическая система общества характеризуется властным верховенством. С ее помощью осуществляется верховная власть в обществе, принимаются решения, обязательные для всех. Каждый субъект политической системы стремится реализовать свои интересы с помощью механизма политической власти, но делает это в контексте системной интеграции. Поэтому сущность политического взаимодействия между индивидами, группами, организационными структурами заключается в обеспечении достижения общих целей. Общая цель, общий интерес не появляются произвольно из головы политической элиты или государственных чиновников, а становятся результатом взаимодействия политических влияний, сложным компромиссом между требованиями различных социальных групп.

Обладая властным верховенством, политическая система является легитимной, поддерживающей порядок в обществе. Она претендует на конечный контроль над применением физического принуждения, на законное право наказывать, подчинять, выносить обязывающие решения. Это связано с наличием государства как основного элемента политической системы. Поэтому политическую систему иногда определяют как совокупность социальных отношений и взаимодействий, охватывающих управление государством и все политические процессы в нем, направленных на целедостижение, интеграцию и адаптацию внутри общества посредством применения легитимного принуждения.

В политической науке существует несколько подходов к изучению политической системы, каждый из которых под собственным углом зрения рассматривает политические отношения. Институциональный подход рассматривает политическую систему как совокупность государственных и негосударственных институтов, социальных и правовых норм, посредством которых реализуются политико-властные отношения. Предметом исследования являются обособленные, организационно оформленные центры власти: государство, партии, общественные организации. Вместе с тем в стороне остаются неинституциональные формы взаимодействия таких субъектов политики, как личность, малые социальные группы, группы интересов и группы давления.

Системный подход преодолевает правовую и институциональную ограниченность, характерную для институционального подхода, и обращает внимание на всю сферу политической деятельности. Главным предметом анализа является не институт, а социальное взаимодействие между индивидами и группами, осуществляющими определенные политические роли.

Структура политической системы

Политическая система обладает определенной структурой – устойчивыми элементами и устойчивыми связями между этими элементами. Политические системы могут иметь сложную или простую структуру. Это зависит от институтов, входящих в нее, степени дифференциации и специализации элементов системы, глубины политического разделения труда.

Политическая система включает различные организации, как собственно политические – государство, политические партии, так и неполитического характера, которые могут преследовать серьезные политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей, церковь и другие. В политической системе социальные группы стремятся реализовать свои интересы с помощью механизма власти. Власть дает возможность конкурирующим группам распределять ценности, блага в соответствии с весомостью их влияния.

Политическая система имеет определенные компоненты, без которых невозможно ее существование. Прежде всего, это политическое сообщество – совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но связанных вместе определенной политической культурой, знаниями о политике, историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в отношении политической системы и целей правления. Вторым необходимым компонентом являются должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как обязательные. Должностные лица персонифицируют должностные посты, они – основа политической власти, правят и действуют от имени и в пользу системы.


Существует два слоя должностных лиц:

1. Первый – должностные лица, занимающие посты в общесистемной иерархии, имеющей более общий характер. Это президент, глава правительства, министры, главы администрации президента, губернатор и т.п.

2. Второй слой – лица, выполняющие исполнительную работу специального профиля, а также исполнители-посредники, т.е. чиновники, которые должны беспристрастно управлять, точно и добросовестно выполнять приказы, распоряжения; крепить государственную дисциплину и служить государственному интересу в соответствии с законом.


Третий компонент – правовые нормы и нормы политической этики, которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической власти. Данный компонент находит свое выражение в политическом режиме.

Четвертый компонент – территория, которая выполняет связующую роль и имеет определенные границы. Территория как компонент политической системы не обязательно равнозначна государству. Город, городской или сельский район с их политическим сообществом, органами местного управления, территорией – это тоже политическая система.

Функции политической системы

Американский политолог Г. Алмонд в работе "Политика развивающихся регионов" разграничил функции политической системы, которые она выполняет на "входе" и на "выходе".

"Входные" функции осуществляют различные неправительственные ассоциации: группы интереса, политические партии, независимые средства массовой информации. Так, многообразные требования выражаются группами интереса, аккумулируются партиями, которые завершают работу по приданию этим требованиям политической формы.

"Выходные" функции выполняются государственными структурами. Эти функции в основном прерогатива органов государственной власти и управления, которые принимают авторитетно-властные решения, пригодные для окончательной подачи на "выход".


К функциям на "входе" в политическую систему относятся:

1. Политическая социализация и рекрутирование. Политическая социализация – это процесс освоения личностью политики как особой сферы жизнедеятельности. В результате личность усваивает определенные политические знания, нормы, ценности, модели поведения. Политическое рекрутирование означает функцию заполнения ролей в политической системе. то есть выполнение личностями определенных политических ролей: выборщика, гражданина, президента, депутата, министра, мэра, судьи, партийного или профсоюзного функционера и т.д.

2. Артикуляция интересов. Артикулирование интересов – процесс, посредством которого выражаются требования. Непосредственно реализуют эту функцию группы интереса. Они определяют настроения и требования, формирующиеся в обществе. В рамках политической системы действуют разные участники (акторы). Все они преследуют собственные цели и интересы. Интересы формируются и достигаются посредством деятельности групп и ассоциаций. Группы возникают на основе идентификации человека с профессией, нацией, религией, возрастной категорией и т.п., они могут оказывать существенное влияние на властные структуры, отражая все многообразие и сложность общества.

3. Агрегирование интересов.  Агрегирование интересов – функция превращения требований отдельных субъектов политики в альтернативы государственной политики. Данная функция предполагает сбор, накопление интересов, подведение их под более общие, чем те, которые существовали на стадии первоначального артикулирования. Агрегированные интересы оформляются в политические заявления, программы, законодательные предложения, предвыборные платформы. Функции артикулирования и агрегирования тесно связаны, и все структуры, которые артикулируют интересы, могут и агрегировать их. Однако в современных политических системах существуют специализированные структуры, которые лучше всего выполняют эту функцию. Это политические партии и государственный бюрократический аппарат. Эти структуры обеспечивают прямые связи между многообразными группами интереса и лицами, принимающими решения.

4. Политическая коммуникация. Функция политической коммуникации обеспечивает связь между элементами политической системы, а также между политической системой в целом и средой. Политическая коммуникация несет в себе огромный информационный потенциал. Циркулируя по всему контуру «вход» – «выход» – «обратная связь», информация дает возможность властным институтам обеспечить правильное принятие решений и поддержку системы ее членами. Коммуникативная функция тесно связана с деятельностью средств массовой информации, которые существенно влияют на утверждение духовных ценностей, оказывают воздействие на оценки и поведение людей, во многом формируют общественное мнение, интересы и общие цели.


На "выходе" политическая система выполняет функции:

1. Нормотворчества. Функция нормотворчества включает в себя процесс разработки законов, определяющих правовые нормы поведения людей и групп в обществе, а также деятельность социальных институтов. В эту функцию входит и принятие решений исполнительными органами. Нормотворчество – это и выбор общих целей, и стратегии для их достижения. Это выработка общественной политики и принятие конкретных решений, предназначенных для ее осуществления.

2. Применения правил и норм. Функция применения правил и норм подразумевает приведение их в действие, в социальную практику. Государственная политика не исчерпывается принятием законов, постановлений, выработкой инструкций. Окончательная судьба политического решения зависит от его реализации. Применение правил и норм, в свою очередь, стимулирует действия администрации, законодательных органов, правовых структур, неправительственных структур, групп и ассоциаций. Происходит изменение среды, возникают новые условия, требующие модификации правил и норм.

3. Контроля за соблюдением правил и норм. Функция контроля над соблюдением правил и норм включает в себя интерпретацию законов, определение фактов их нарушения, применение соответствующих санкций за это. Контрольная функция находится преимущественно в компетенции судебной ветви власти. Однако и законодательная, и исполнительная власть играют в ее реализации немалую, а нередко и доминирующую роль.


"Входящие" и "выходящие" функции тесно связаны между собой и обеспечивают адаптацию системы к окружающей среде. В этих функциях проявляется реагирующий и саморегулирующий потенциал системы, который позволяет ей корректировать внутренние процессы и структуры, чтобы избежать разрушения.


В обобщенном виде в качестве основных функций политической системы выделяют следующие:

1. Функция целеполагания (выявление, обобщение и реализация интересов субъектов политической жизни общества). Данная функция осуществляется через деятельность различных политических институтов и организаций)

2. Мобилизационная и распределительная функции. Они направлены на стабилизацию политических процессов, на интеграцию всех элементов общественной структуры.

3. Функция легитимации власти.

4. Функция политической социализации.


Политическая система эффективна тогда, когда она не разделяет общество, а способствует его объединению, консолидации, сохраняя при этом собственную целостность и автономию от общества.

Типы политических систем

В основу типологии политических систем могут быть положены разные критерии. Общепринятой является типология, основанная на характере политического режима – совокупности способов осуществления власти. Именно политическая власть и предопределяемые его характер и направленность социального развития являются основным критерием, в соответствии с которым политические системы подразделяются на тоталитарные, авторитарные и демократические. Различия между ними обусловлено различным типом взаимоотношений между политическими системами и гражданским обществом, т.е. внешней средой.

Американские политологи Алмонд и Пауэлл в 1966г. предложили типологию, в основу которой был положен уровень развития политической системы.


Ученые выделили три типа:

1. Примитивные системы

2. Традиционные системы. Они обладают дифференцированными государственными структурами, но в обществе преобладает культура подчинения. Это феодальная система современной традиционной монархии.

3. Современные системы. Они обладают не только дифференцированными государственными структурами, но и дифференцированной структурой других политических институтов (партий, групп давления и пр.) В таких условиях развивается культура участия.


В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются на консервативные и трансформирующиеся.

По характеру взаимодействия со средой политические системы могут быть открытыми (современные западные демократии) или закрытыми (бывшие тоталитарные системы Восточной Европы).

По уровню концентрации или распределения власти – централизованные (основные рычаги власти сосредоточены в руках центра) и децентрализованные (значительный объем властных полномочий передан территориальным органам).

Существует и ряд других типологизаций. Так, американский политолог Г. Алмонд различал англо-американский тип политической системы, континентально-европейский (за исключением стран Скандинавии и Бенилюкса), доиндустриальный или полуиндустриальный, тоталитарный. М. Дюверже выделял следующие типы: либерально-демократический, социалистический, консервативно-диктаторский, традиционная монархия.


Оглавление

  • Лекция 1. Идеология белорусского государства - предмет и методология изучения
  •   Понятие идеологии. Актуальность проблемы теоретической разработки идеологических, мировоззренческих приоритетов в современных условиях.
  •   Политическая идеология как форма общественного сознания
  •   Структура и функции идеологии. Особенности развития политической идеологии в переходном обществе.
  •   Структура идеологии белорусского государства и ее основные компоненты
  •   Глоссарий
  • Лекция 2. Глобальные политические идеологии: генезис и современное состояние
  •   Либерализм и неолиберализм.
  •   Консерватизм и неоконсерватизм.
  •   Социализм и его формы.
  •   Социал-демократическая концепция
  •   Национализм. Фашизм.
  • Лекция 3. Конституция Республики Беларусь – правовая основа идеологии белорусского государства
  •   Понятие Конституции. Важнейшие свойства Конституции.
  •   Структура Конституции Республики Беларусь. Контроль за соблюдением Конституции.
  • Лекция 4. Политическая культура и идеологические процессы 
  •   Понятие, структура и функции политической культуры
  •   Типы политической культуры
  •   Особенности политической культуры в современной Беларуси
  •   Глоссарий
  • Лекция 5. Белорусская политическая система в контексте идеологии белорусского государства
  •   Определение политической системы в политологии и ее сущность
  •   Структура политической системы
  •   Функции политической системы
  •   Типы политических систем