По неутоплении - сжечь ! [Юрий Владимирович Росциус] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Росциус Юрий По неутоплении - сжечь !

Юрий РОСЦИУС

По неутоплении - сжечь!

Наука рождается в затяжном и мучительном, нередко драматическом конфликте между реальностью и нашими попытками ее понять. Французский ученый Бернар Фонтенель как-то заметил: "Прежде чем объяснить факты, необходимо удостовериться в их существовании; поступая таким образом, избегаешь опасности очутиться в смешном положении, что отыскал причину несуществующего". Однако удостовериться в существовании факта зачастую невероятно тяжело. Хорошей иллюстрацией этому служит загадка многотысячелетней давности, не решенная и по сей день. По оценкам исследователей, Западная Европа заплатила за нее 10000000 человеческих жизней. Именно столько было сожжено инквизицией. Проблема выявления правонарушителя стара, как мир. Суду легко решить вопрос о виновности подсудимого при наличии свидетелей, улик, вещественных доказательств. По как быть, когда ничего этого нет? Под воздействием неустановленных ныне причин были разработаны два способа выяснения вины подозреваемых в правонарушениях разного рода. Не будем касаться правомочности и эффективности их использования в юриспруденции, займемся исключительно фактической стороной дела. Один из способов назывался испытанием холодной водой. Первое упоминание о нем относится к XXIV веку до н. э. Известный востоковед Б. А. Тураев пишет: "Еще Урукагина хвалится: "Прежде женщины безнаказанно жили с двумя мужчинами, теперь их за это бросают в воду..." Обвинение замужней женщины со стороны кого бы то ни было требовало суда божия: жена прыгала в реку, и невиновность ее могла быть доказана только тем, "что река ее охватывала", и она оставалась невредима". Сходное испытание водою описывается и в священной древнеиранской книге Авеста (IX-VII вв. до н. э.). Говорится о нем и в древнеиндийских Законах Ману, известных в редакции II века до н.э. В начале нашей эры оно применялось древними кельтами, франками, лангобардами, норманнами, жившими на территории Западной Европы. О применении этого метода в Индии на рубеже 1-II тыс. н. э. свидетельствует Аль Бируни. Об испытаниях водой на территории России пишет Серапион Владимирский (XIII в.): "Вы же воду послухомь постависте и глядите: аще оутапати начнеть, неповинна есть: аще ли попловеть, волховь есть". Испытания водой, принятые "на .юружение" инквизицией, носили массовый публичный характер. Они проводились на реках, озерах и прудах, то есть в пресноводных бассейнах. Раздетого несчастного связывали крестообразно (большой палец правой руки к большому пальцу левой ноги и наоборот) и на длинной веревке, конец которой удерживали, бросали в воду. Подозрение снималось, если человек начинал тонуть. Но вина его считалась доказанной, если он плавал на поверхности. Его ждал костер! Очевидцы такого рода "следственных экспериментов" утверждали, что связанные обвиняемые находились в воде нередко до получаса и плавали практически не погружаясь, подобно пробке. Второй широко распространенный метод средневековых следователей взвешивание. Ныне затруднительно сказать, как и почему пришла к нему инквизиция. Некоторые исследователи полагают, что это было обусловлено сложностью испытаний водой, требовавших предварительного связывания. Играли роль и другие обстоятельства. Хотя английский король Яков в своей "Демонологии" и утверждал, что вода не принимает ведьму, поскольку она, дескать, "стряхнула с себя святую воду крещения", возникали сомнения в справедливости такой "аргументации". Как тогда трактовать канонизированных библейских персонажей, которые ходили по воде "яко по суху"? И не является ли непогружение в воду, наоборот, проявлением "святости"? А раз так, то кого сжигать - плавающих или тонущих? Обсуждение этого жгучего вопроса было длительным и серьезным. Наконец в 1594 году ученые медицинского и философского факультетов Лейдена, совместно обосновав свою точку зрения, высказались против испытания водой. Взамен было предложено вернуться к "хорошо зарекомендовавшей себя" пытке. Ведь под пыткой нетрудно выколотить любые показания, угодные суду. Пример тому - процесс тамплиеров. Однако инквизиция почему-то цепко держалась за более древние способы, в том числе испытание весами. Считают, что первые весы были изготовлены более шести тысячелетий назад. Без весов немыслимо одно из древнейших занятий - торговля. Их изображения мы видим на пирамиде в Гизе. Теорией весов занимались Аристотель, Евклид, Архимед, Уже в средние века арабы добились точности взвешивания порядка 0,005 г. Наиболее совершенны коромысловые равноплечие чашечные весы. Таковые до сих пор демонстрируются, например, в ратуше города Оуде-Ватер (Нидерланды). Именно этот экземпляр, по рекомендации Карла V, был использован трибуналом инквизиции для взвешивания колдунов и прочих связавшихся с нечистой силой, именно он послужил прототипом для изготовления весов аналогичного назначения в ряде городов Западной Европы. Обвинение снималось с подозреваемого, если