Литературная Газета 6609 (№ 32–33/2017) [Литературная Газета] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Чья возьмет?


Чья возьмет?

Книжный ряд / Первая полоса / Книга недели

Теги: Станислав Бышок , Новая Европа Владимира Путина , Уроки Запада для России


Станислав Бышок. Новая Европа Владимира Путина. Уроки Запада для России. М. Книжный мир 2017 606 с. 1000 экз.

Кажется, все мы в последние 2–3 года особо наглядно убедились, что Запад, прежде всего в лице его правящих ныне элит, нацелен на то, чтобы как можно сильнее ослабить Россию и её лидера, а попутно доить нашу страну. Словом, иллюзий, что достижимо цивилизованное сотрудничество и взаимодействие, почти не осталось. Однако так ли мы хорошо представляем, что происходит в самих странах Западной Европы? Не исходим ли порой в рассуждениях и действиях (это относится к нашим властям) из устоявшихся штампов? Видим ли происходящие в «другой» цивилизации изменения?

На эти и многие другие вопросы пытается, и не без успеха, ответить автор книги. Особо подробно С. Бышок останавливается на евроскептиках национально ориентированных партиях в Европе, включая французский «Национальный фронт», итальянскую «Лигу Севера», нидерландскую Партию свободы и «Альтернативу для Германии». И неслучайно. Ведь эти партии, выдвигаемые ими идеи становятся всё более популярными среди граждан старого континента. При этом евроскептики видят именно в России положительный ориентир, которому должны следовать европейские страны, если они хотят восстановить национальный суверенитет и самобытность. Так что, как говорится, ещё не вечер.

(обратно)

Ступени Вампилова


Ступени ВампиловаВыдающемуся драматургу исполнилось бы 80 лет

Литература / Первая полоса / ТЕМА НОМЕРА

Поляков Юрий

Художник Юрий Квасов

Теги: Александр Вампилов


Александр Вампилов – главный драматург моего поколения. Спектакли, которые режиссёры наперегонки ринулись ставить, когда он погиб в ледяных волнах Байкала, вызывали чувство радостно-щемящего открытия. Увидев «Провинциальные анекдоты» в «Современнике», я был потрясён как зритель и, только много позже, поработав в драматургии, попытался объяснить самому себе причины того потрясения. Чем же автор «Прощания в июне» выделился тогда, в 1970-е, на фоне многих профессио­налов, пишущих для театра, чем зачаровал наши сердца? Ведь его современниками были не «братья Дурненковы» (так я собирательно именую «новую драму»), а блестящие мастера: Арбузов, Розов, Рощин, Друцэ, Володин, Зорин… Чем он, начинающий, по сути, провинциальный драматург, взял всесоюзного зрителя, как в ту пору выражались?

Попытаюсь ответить. С Вампиловым на сцену вернулось чувство живой меняющейся России, как-то притуплённое рутинным валом оте­чественной и зарубежной классики, отголосками великой военной темы, премиальными страданиями совестливых советских пролетариев и драматургическими жертвоприношениями на алтарь дружбы народов, не спасшей СССР. Зритель подустал и от интеллигентной фронды, запрятанной чаще всего в лукавые вариации на вечные темы. Ну сколько можно было срамить безусого Нерона и убивать дракона, который давно уже сам издох? Зритель хотел настоящей, заоконной России, и он её получил от молодого драматурга из Сибири.

Скажу больше: Вампилов – очень русский драматург, и это сразу заметили, так как «русскость» в ту пору на советских подмостках уже воспринималось как мягкая экзотика.

Из пьес Вампилова на сцену шагнул новый герой, что бывает совсем не часто, ведь писатель не в состоянии его изобрести, автор может высмотреть в жизни и запечатлеть в художественном образе реальный социально-психологический типаж, ещё не замеченный или не воплощённый другими. Более того, явлением литературы такой герой становится лишь в том случае, если его главным (но не единственным) прототипом является сам автор. Такова тайная природа полнокровного образа. Когда Флобер заявлял, что «Эмма Бовари – это я!», он шутил лишь отчасти. Обычно же драматурги заимствуют типажи не у жизни, а друг у друга, как незапасливые хозяйки гусятницу. И это сразу бросается в глаза публике, но не критикам. Они как раз лучше усваивают эпигонов. Зрители сразу же узнали в вампиловских героях своих, как говорили тогда, современников, друзей-приятелей, советских интеллигентов, уставших от постылой стабильности и насильственного оптимизма. Из их душ обаятельная амбивалентность и иронический цинизм почти уже выдавили традиционную мораль и социальную ответственность, столь характерные для прежних поколений. Именно амбивалентные вампиловские герои позволили обрушить страну в 1991-м, подобно тому, как милые чеховские болтуны довели дело до