Дом, который построил… [Евгений Валерьевич Лазарев] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Евгений Лазарев Дом, который построил…

Эта история произошла со мной в один из знойных августовских дней, в то время, когда вода в Днепре цвела, а асфальт в центре города был накалён до предела. В тот день я проходил мимо одного величественного здания, которого я раньше здесь никогда не видел. Не то, чтобы я был потрясён увиденным зданием — нет. В тот момент я смотрел на этот дом так, будто бы он здесь стоял уже давно, невесть сколько столетий. Сначала здание показалось мне выполненным в стиле классицизма, но через некоторое время, строение перед моими глазами вобрало в себя черты необарокко.

Мне стало интересно рассмотреть этот дом изнутри. Когда я собрался зайти внутрь, мне опять показалось, что здание снова поменяло свой стиль — теперь на лицо все признаки модернизма. В общем, постройка меняла свой облик чуть ли не каждую минуту, и пока я мешкал у входа, передо мной уже красовалась обыкновенная хрущёвка.

Как только я вошёл внутрь, на меня тут же повеяло освежающей прохладой, словно это сам дом вздохнул, избавившись от тяжестей архитектурных изысков прошлых эпох. В воздухе явственно ощущался запах ментола и лайма. Я подошёл к ресепшену. За столиком стояла красивая молодая девушка лет двадцати пяти, с тёмными кучерявыми волосами, в белой полосатой рубашке, чёрных штанах и туфлях на среднем каблуке. На губах красная помада. Ногти на руках были выкрашены в тот же оттенок красного цвета.

В первую очередь я хотел бы узнать, что собой представляет это здание.

— Простите!

— Чем могу помочь?

— Я проходил мимо и решил зайти сюда и посмотреть, что это за здание в центре города, которое я здесь раньше никогда не видел прежде. Я хотел бы узнать что это — ресторан, гостиница или, может, музей?

— Как вам будет угодно.

— В смысле, «как вам будет угодно»?

— Очень просто. Мы настолько ценим своих клиентов, что подстраиваемся под любые их желания, даже подсознательные.

«До чего дошёл прогресс?» — вспомнил я слова песни из фильма «Приключения Электроника».

— Да? И как вам это удаётся?

— Коммерческая тайна.

— Хорошо. Значит, пусть это здание будет рестораном.

— Это здание и есть ресторан. Пройдите вон в тот зал, сейчас наши официанты обслужат вас в мгновение ока.

Я прошёл в зал, на который мне указала девушка в ресепшион-холле, и сел за случайно выбранный столик. Через несколько минут передо мной уже стояли тарелка окрошки, два блинчика с грибами в сметане, холодный чёрный чай со смородиной, клубникой, лимоном и мятой, и кусок медового торта с кусочками малины.

— Откуда вы узнали, что я хочу именно это? — спросил я у официанта. На вид ему было лет двадцать один-двадцать два, немногим младше меня.

— Как, вы же сами только что заказывали эти блюда?! — удивился официант.

— Да? — переспросил я, хотя был уверен, что ничего не заказывал.

Я принялся есть. Процесс моего поедания непременно сопровождался музыкой, которая мне очень нравилась, которую я открыл для себя не так давно. Это были песни новозеландской певицы Лорд из её второго альбома «Melodrama», который я приобрёл на прошлой неделе в Play Market за 33 гривны. Я слушаю этот альбом каждый день по нескольку раз, разбирая зашифрованные символы в песнях, не переставая удивляться таланту двадцатилетней Эллы О'Коннор, известной под сценическим псевдонимом Лорд, и той продюсерской работе, которая была проделана над альбомом. Я горжусь своим поколением. Я очень рад, что во время моей молодости создаётся такая музыка. Вообще, я люблю своё время!

Когда я окончил трапезу и потребовал счёт, один из официантов подошёл ко мне и предложил сыграть в бильярд, в девятку, с одним из завсегдатаев этого ресторана, с человеком безумно интересным в общении.

— А как же счёт?

— Обед для вас был абсолютно бесплатным.

— Как?

— Дело в том, что вы пересекли порог нашего ресторана ровно в двенадцать часов ноль минут и ноль секунд. Тем, кому посчастливилось выполнить этот трюк, мы предоставляем стопроцентную скидку на любые блюда в нашем ресторане.

— Вот как? Надо же, угораздило! — простодушно удивился я.

После партии игры в бильярд я снова подошёл к ресепшену, чтобы: 1) поближе познакомиться с той девушкой, которая встретила меня в холле, а затем указала, где ресторан и 2) узнать об этом здании побольше информации.

— Скажите, могу я заказать для себя персональную экскурсию?

— Конечно, — ответила девушка. — Сейчас я позову нашего экскурсовода, и он проведёт для вас экскурсию на высшем уровне.

— Извините, можно одну просьбу?

— Да.

— Я хочу, чтобы вы были моим экскурсоводом.

— Что вы? Ведь я не так много знаю, — девушка немного засмущалась.

— А мне не нужны подробности. Я хотел бы познакомиться с этим зданием лишь в самых общих чертах.

— Ну что ж, если только в самых общих… Хорошо, пройдёмте. Сейчас я покажу вам несколько интересных мест. Первое, что вам нужно знать об этом здании, это то, что о нём достоверно ничего не известно.

— Как, совсем ничего?

— Представьте себе, совсем ничего!

— Ну, хотя бы год постройки здания должен быть известен?

— Увы, и этот факт от нас сокрыт. Правда, уже были попытки написать историю этого здания, я вам скажу больше, уже вышло несколько книг, претендующих на достоверность описываемых в ней фактов, но всё это не более чем мистификации, используемые отдельными кругами лиц для манипуляции общественным мнением.

— А кто построил этот дом? — задал я ещё один вопрос.

— Вы будете удивлены, но у этого здания нет архитектора.

— Как нет?! — воскликнул я. — Творение, у которого нет творца? Возможно ли это?

— Более чем. Ведь это здание ещё не создано. Оно существует сейчас как бы в планах, улавливаете? И оттого, какой архитектор будет у этого здания, зависит его дальнейшая судьба.

— А может быть так, что у этого здания так и не будет творца, и оно так и останется в планах?

— Так не бывает. Если есть творение, значит, будет и его автор. Автор обязательно найдётся.

— И когда это произойдёт?

— Может быть, завтра. Может быть, через несколько лет. А может, и через десятилетия. Но тогда в проект нужно будет внести изменения, чтобы сделать здание более современным.

— Скажите, — обратился я к девушке с новым вопросом, — автором здания может быть любой человек? Ну, разумеется, тот, у кого есть архитектурное образование.

— Любой человек, который знает это здание, как свои пять пальцев.

— Может быть такое, что это здание, к примеру, построил я? — спрашиваю я, сам удивляясь своему нескромному предположению.

— А у вас есть архитектурное образование?

— Есть.

— Что ж, очень может быть, что вы построите это здание в будущем.

— А можно это каким-нибудь образом узнать?

— Да, сейчас я вам покажу одно помещение, представляющее собой лекционную аудиторию. Вот, смотрите, мы как раз подошли к этому месту. Вы можете пройти внутрь.

Я зашёл внутрь. С виду это была самая обычная лекционная аудитория, рассчитанная человек на сто. Места практически все были заняты. Молодёжь и люди зрелого возраста слушали лекцию одного пожилого профессора, который рассказывал им о…

— О чём рассказывает этот профессор? — поспешил я поинтересоваться у своего персонального экскурсовода.

— Об истории архитектуры. Эти люди собрались здесь изучать это здание вдоль и поперёк.

— И зачем это им нужно?

— Тот, кто узнает об этом здании всё до мельчайших подробностей, до каждого болтика, до каждого проводка, станет его архитектором.

— Странно. Неужели нет какого-нибудь другого способа стать архитектором?

— Есть. Только он стоит больших денег.

— И сколько же эти собравшиеся люди будут изучать это здание, как вы говорите, до мельчайших подробностей?

— Ровно один год. Если вам не удалось осилить это здание ровно за один год, вы не станете его архитектором.

— Как вы думаете, мне стоит испытать свои силы?

— Ну что ж вы у меня спрашиваете?! Это же решать вам.

— Просто мне интересно ваше мнение. Даже нет, не интересно, а важно. Да, мне очень важно ваше мнение. Хотя лучше я бы сказал вот так — я хочу, чтобы кто-то поверил в мои силы. Скажите, как вас зовут?

— Ира.

— А меня Коля.

— Очень приятно! Ну что ж, Николай, я верю в ваши силы, если вы это хотели услышать.

Ничего не ответив, я лишь улыбнулся в ответ.

Через месяц я принял твёрдое решение жениться на этой девушке, а ещё через одиннадцать месяцев я выучил вдоль и поперёк всё здание и был готов сдавать окончательный экзамен.

— Вы уверены, что обозначили все элементы этого здания? — спросил у меня один из экзаменаторов, который был одет почему-то в костюм шута.

— Конечно, вот, можете посмотреть, у меня всё здесь записано, — я протянул этому «шуту» экзаменационный лист.

— Мне кажется, вы забыли одну маленькую деталь, находящуюся на лестничной площадке между вторым и третьим этажом, — спрашивает у меня второй экзаменатор, который сидел в маске осла.

— Не знаю, не знаю, лично я уверен, что назвал всё. Если кто-то из посетителей вдруг оказался не совсем опрятным, и ненароком чем-нибудь там насорил на лестничной площадке, так я за это ответ держать никак не могу. К тому же, мусор, это ведь не элемент декора, не так ли.

— Согласен с вами, молодой человек, но, речь идёт как раз не о мусоре, — сказал третий экзаменатор, который сидел в костюме пожарного. — Ладно, времени осталось не так уж и много, нам ещё с коллегами протоколы составлять, так что поторопимся. Даю вам на ответ… Ммм… Десять секунд.

Я смотрел на то, как песок в песочных часах пересыпался снизу вверх. В этот момент я почему-то даже и не напрягал свой мозг, чтобы вспомнить какой-то забытый мною элемент декора, вместо этого я подумал о местной баскетбольной команде, состоящей из девушек-подростков.

— Ну, что? — прервал мои мысли экзаменатор, переодетый в пожарного. — Вы знаете ответ на вопрос?

Я решил ответить наобум.

— Да, конечно! На лестничной площадке, между вторым и третьим этажом была вкручена светодиодная лампочка мощностью в семь ватт.

— Нет, в указанном месте в стену был вколочен гвоздь длиной в 60 мм. Вы прошли мимо, не заметив его.

— Какой гвоздь? Не было там никакого гвоздя, я всё пересмотрел! Вот мои бумаги, здесь отмечены все детали, все, вплоть до маленьких гвоздиков!

— Не нужно кричать, молодой человек! Посмотрите, и сами во всём убедитесь, — объявил «шут».

— Не может быть! — воскликнул я, оказавшись в указанном месте. — Не мог упустить я это из виду. Что же это получается, из-за какого-то гвоздика в 60 мм я не стану автором этого здания? Тогда, кто же им станет? И когда? Может быть, это какая-то афёра? Здание-квест? Или банальный развод?

— Молодой человек! — позвал меня кто-то, выходя из-за угла.

— Да, — ответил я и увидел приближающегося ко мне человека, с которым год назад я играл в бильярд.

— Что, не сдал экзамен?

— Нет.

— Не расстраивайся. Я тебе всё объясню. Но для начала сыграем в бильярд?

— Да.

Во время нашей игры этот человек приоткрыл для меня завесу тайны и дал ответы на все волнующие меня вопросы.

— На самом деле, ты всё сделал правильно. Ты должен был успешно сдать экзамен и стать архитектором этого здания, но дело в том, что экзаменационная комиссия оказалась подкупленной. Они знали о том, что никакого гвоздя в стене не было, он был вколочен в момент сдачи твоего экзамена.

— И что же мне теперь делать? — спросил я в недоумении. — Смириться с системой?

— Да. Или вступить в мой отряд «борцов за сохранение архитектуры».

— А причём здесь сохранение архитектуры, если речь идёт о подкупленной экзаменационной комиссии?

— Комиссия была подкуплена для того, чтобы те, которые её подкупили, смогли превратить это здание в торговый центр и выкачивать из этого места деньги, совершенно не думая о своём культурном наследии.

— Ах, так вот оно в чём дело. Хорошо, допустим, я согласен вступить в ваш отряд борцов за… Как вы там говорили?

— За сохранение архитектуры.

— Вот-вот.

— Наследие прошлого достойно лучшего будущего!

— Да, хорошо сказано.

— Это будет нашим слоганом.

— Да, замечательным слоганом. А как насчёт флага?

— Ах, да, флага. Нужно придумать какой-нибудь флаг. Какая же это будет борьба без флага?

— Как мы будем бороться?

— Я вызову их на дуэль.

— На дуэль?! Какую ещё дуэль, вы с ума сошли!

— Ничуть. Смотри, что сейчас будет.

Лидер только что созданного партизанского отряда совершил звонок рейдерам, чтобы вызвать их на игру в девятку.

— На кону у нас будет судьба этого здания, — сказал лидер отряда. — Если выиграю я, вы отдаёте это здание мне, если проиграю — соответственно, это здание остаётся у вас.

— Вызов принят! — ответили на другом конце связи.

— Теперь тебе остаётся только смотреть, что будет дальше.

— Достойная работа участника партизанского отряда. Кстати, почему вы сказали, что в случае вашего выигрыша дом переходит в ваше распоряжение?

— Я сказал это лишь для того, чтобы рейдеры согласились принять мой вызов, иначе бы они его отклонили, если бы я сказал им, что дом перешёл бы в ваше владение.

— А у вас что, здесь такой недюжинный авторитет?

Мой вопрос остался без ответа, так как в этот момент к нам подошли рейдеры, готовые начать это финальное сражение.

Последующие пять минут мне оставалось лишь наблюдать за тем, как инициатива переходила то к рейдерам, то к руководителю отряда, состоящего, как известно, из двух человек. Поначалу игра проходила более-менее спокойно, но затем лидер отряда заметил, как один из рейдеров вдруг начал незаметно подвигать шары.

— Постой, это что такое?! — воскликнул руководитель.

— Где?

— Вот это!

— Разве вы не видите — шар!

— Вижу, что не кубик Рубика! Зачем вы его подвинули?

— Кого?

— Шар!

— Ничего я не подвигал.

— Как же, не подвигал! Этот шар стоял вот здесь.

— Нет, этот шар стоял здесь. Это могут подтвердить мои свидетели.

— Зачем мне твои свидетели, когда я сам только что видел, как ты, — руководитель сам не заметил, как перешёл на «ты», — собственноручно подвинул этот шар под номером «восемь». Я требую начать игру сначала!

— Нет, ты не можешь начать игру сначала, потому что она уже начата, и её нужно довести до победного конца!

— Нет, я имею право начать сначала, потому что ты не так играешь, как подобает честному человеку.

— Значит, ты не хочешь продолжать игру?

— С тобой нет никакой возможности играть.

— Раз нет возможности, значит, здание остаётся у нас, мы тебе его не отдадим! — закричали рейдеры, и давай кривляться.

Руководитель не выдержал этого зрелища, схватил кий и давай с ними сражаться. Рейдеры тут же приняли следующий вызов, и через мгновение перед моими глазами развернулась настоящая сцена баталий времён романтизма — только вместо шпаг были кии, что, само по себе, как вы понимаете, выглядело довольно глупо.

Пока они решали судьбу моего здания, я решил сходить в бар, чтобы заказать немного виски и колу. Стоило мне уйти, как эти ребята последовали за мной. Они распотрошили весь коридор, все люстры были разбиты, все пальмы в горшках были завалены, все картины были сбиты со своих гвоздей. В конце концов, они вдребезги разнесли весь бар.

— Что здесь происходит?! — в ужасе воскликнула Ира, прибежавшая ко мне из-за всего этого шума.

— Что-то вроде бесплатного цирка, — сказал я невозмутимым тоном, улыбнувшись так, как это умеет делать известный киноактёр Кристофер Ламберт. — Ты сейчас не занята чем-нибудь очень важным?

— Нет, моя смена уже закончилась, к тому же, после всего увиденного мной сейчас, я хотела бы поскорее отсюда уволиться.

— Прекрасно! Не могли бы мы провести этот вечер в каком-нибудь кафе в центре города?

— С удовольствием!

— Тогда не будем здесь больше задерживаться.

Мы вышли из этого странного места, держа друг друга за руку. Нам вслед из окна вылетел стул, едва нас не задев. Стеклянные осколки градом обрушились на асфальт, но в нас, слава Богу, ничего не попало. Мы шли по вечернему, погружённому в сумерки, городу, среди мириад разноцветных огней, окружавших нас всюду. Мы шли по городу, улицы которого были сплошь застроены торговыми центрами. Мы поднялись на верхний этаж одного из торговых комплексов и увидели из окна бесконечный ряд светящихся торговых комплексов, уходящих за горизонт. Этот город стал сплошным торговым центром. Можно было даже не выходить на улицу — все комплексы между собой были соединены переходами. В этих торговых комплексах люди жили, ели, спали, ходили на работу, перемещались на автомобилях, развлекались, знакомились, заводили семьи, разводились, путешествовали, смотрели фильмы, читали книги, ходили на концерты, занимались спортом и много чего прочего. Мне пора завершать рассказ.