Речь — Река. Сокровенная суть человека [Олег Владимирович Ермаков] (pdf) читать постранично

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Олег Ермаков

РЕЧЬ – РЕКА
Сокровенная суть человека
Oleg V. Yermakov. – Speech is the River.
The inmost essence of human

ЧТО РЕЧЕМ ЛЮДИ МЫ — ТО МЫ ЕСТЬ
Факт, что столп нашей плоти — вода,
несет смысл тайный. Мир, Лоно сущих — Река
кольцевая: из Бога и в Бога ток; речь — явь
ее. Миром сложены как Водой капли (учил
Демокрит так) — ток Речи, Реки рек,
есть мы, души Дýша сего.

ЧИСЛОВО
САКРАЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА
РИФМА ЧИСЛА, АРИФМЕТИКА СЛОВА

Киев – 2019

Человек в сути — Мир. Речь
людская — глас Мира в устах
наших. Речь нам познать —
познать Мир как Себя,
в чем Оракула зов.

Все мои труды:
https://univ-kiev.academia.edu/OlegYermakov

РЕЧЬ
РЕКА
ДУША
ЛУНА

2

Преамбула

Река — древнейший образ речи
Наиболее древние свидетельства рефлексии человека над речью известны из древнеиндийской мифологии. Это
связано с принципиальной «словоцентричностью» (В.Н. Топоров) культуры Древней Индии: такая культура
«ставит в своем начале Слово как высшую реальность…». Во все времена древнеиндийская культура «сохраняла
глубочайшее понимание суверенности Слова, Речи и уникальную среди исторически известных культур
осознанность своего отношения к языку» (Топоров, 1985, 6).
В древнеиндийской мифологии Сарасвати – имя главной, наиболее почитаемой реки и имя богини этой реки (по
некоторым данным, Сарасвати – сакральное название Инда); одновременно Сарасвати – это и богиня речи,
покровительница поэзии; она изобрела санскрит и деванагари Санскрит (др.-индийск. `составленный,
обработанный, достигший формального совершенства') – литературный древнеиндийский язык послеведийской
поры (памятники начиная с IV в. до н.э.; до сих пор язык части гуманитарного знания и культа; о санскрите см.
§3.2.); деванАгари (санскритск. deva – `бог' и nagari – `городской') – алфавит, сложившийся к VII-VIII вв. на
основе древнейшего индийского письма брАхми; с XI в. самое распространенное в Индии письмо (используется
в санскрите, хинди, маратхи, непали и других языках). Иногда Сарасвати отождествляют с богиней речи Вач
(др.-индийск. `речь, слово'), дочерью божественного провидца Амбхрины (его имя означает `влажный') и одной
из жен Праджапати (творца всего сущего), «создавшего воды из мира в образе речи» (В. Н. Топоров, статья
«Вач» в МНМ, I, 220; см. также статью Топорова «Сарасвати» в МНМ). Вач обитает на небе и на земле, но ее
лоно – в воде, в море. Таким образом, мифологическое сознание соединяет узами родства речь и реку (течение
воды).
Связь речи с рекой представляет собой древнейший архетипический образ, отраженный в некоторых
мифологических традициях и языках. У хеттов (индоевропейцы, жившие в центральной части Малой Азии), у
ханаанеян (древняя Палестина, Сирия, Финикия) река – это божество, символизирующее высший суд. Следы
этих представлений сохранялись в обычае «клятвы при воде»; в ритуалах испытания водой. Например, в
средневековой Европе в судебных процессах такое испытание – `утонет или нет' – было одной из форм ордалии
(«Божьего суда») наряду с испытанием огнем. В древней Англии реки почитались за их пророческую силу
(Топоров, 1988[а], 376).
Обозначения реки и речи происходят от разных корней, но почему-то они похожи, причем в разных языках.
Например, греч. rheos `течение, поток' (отсюда, например, термин физики реология – `наука о течении и
деформации вязких и пластичных (текучих) сред') и греч. rhe – корень слов со значением `речь, слово' (от
производного с этим корнем позже образовали термин риторика).
Этимологические словари славянских языков не указывают на родство слов речь (из праслав. *rekti – `говорить')
и река, но эту близость допускал В.И.Даль: «речь» по отношению к «река» – «вероятно, того же корня, но
отшатнулось и стоит по себе» (Даль, IV, 94). Возможно, это поэтическая этимология, но именно в народном,
мифопоэтическом сознании речь человека издавна сближалась со звучащим течением воды. Это хорошо видно в
сочетаемости слов. Ср. вполне обычные, с едва ощутимой образностью сочетания-полуклише: льется речь (и
«Лейся, песня, на просторе!»), поток слов, плавная речь, течение речи, термин психолингвистики речевой поток,
а также фразеологизмы, включающие сближение речи (или мысли) и льющейся воды: «растекаться мыслию по
древу», «переливать из пустого в порожнее», «заткни фонтан!» и под. В нефольклорной поэзии этот образ, в силу
привычности, почти не используется; ср., впрочем, «полноводная речь» (П. Вяземский), «тихоструйная речь» (Ю.
Герман), а также в фольклорно-стилизованном контексте:
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
(А. Пушкин)

В обычной речи образность сочетаний вроде «течение речи» едва ощутима, но тем очевиднее, что сближение
речи и реки существовало в далеком прошлом человеческого сознания.

Н.Б. Мечковская. Язык и религия. Лекции по филологии и истории религий

3

Иначе как чрез Слово Мир постичь нельзя: ведь Сл’OVO — OVO, Мир, Яйцо всего.

WORD IS WORLD

Luna * Oleg * Vladimirovich * Ermakovv

In the beginning