Лесные братья [Аркадий Петрович Гайдар] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]





ЛЕСНЫЕ БРАТЬЯ




















Аннотация

В книге впервые собраны вместе ранние приключенческие повести

Аркадия Гайдара, написанные в двадцатые годы. В их числе произведения, которые не печатались многие десятилетия. Это «Жизнь ни во что

(Лбовщина)» и продолжающая ее повесть «Лесные братья (Давыдов-

щина)», повесть «Всадники неприступных гор» и фантастический роман

«Тайна горы». Здесь же печатаются повесть «На графских развалинах»

и ранний полный вариант повести «Реввоенсовет», предназначенный для

взрослого читателя.

ЖИЗНЬ НИ ВО ЧТО (ЛБОВЩИНА)1

У Пермских лесов, в зеленом шелесте расцветающих лужаек, над гладкой скатертью хрустящего под лыжами снега, под мерный плеск седоватых волн молчаливой гордой Камы, при ярких солнечных блесках зимних дней и при темных тревожных шорохах летних ночей, охваченных кольцом ингушей и казаков, БЫЛО ВСЕ ЭТО.

Эта повесть – памяти Александра Лбова, человека, не знающего

дороги в новое, но ненавидящего старое, недисциплинированного, невы-

держанного, но смелого и гордого бунтовщика, вложившего всю нена-

висть в холодное дуло своего бессменного маузера, перед которым в те-

чение долгого времени трепетали сторожевые собаки самодержавия.

Памяти «разбойника Лбова» и его товарищей: Демона, Грома, Змея, Фомы, Матроса и многих других, имена которых окутаны уже

дымкой легенд по рабочему Уралу.

Памяти тех, которые нападали с криком, умирали со смехом и во

время нервных, безрассудно смелых схваток ставили свою собственную

ЖИЗНЬ НИ ВО ЧТО.


1 Историко-революционная приключенческая повесть А. Гайдара «Жизнь ни во что (Лбовщнна)» — самое значительное произведение уральского цикла. Впервые опубликована 29-ю подвалами в пермской окружной газете «Звезда» в 1920 году (с 10 января по 3 марта). В мае того же года в Перми вышло первое и пока единственное отдельное издание повести тиражом восемь тысяч экземпляров, сразу же ставшее библиографической редкостью. В четырехтомник произведений Гайдара (издательство

«Детская литература») повесть вошла лишь в 1981 году. Здесь печатается по сборнику: А. Гайдар. Уральские рассказы и повести. – Пермь, 1903, с. 101-103. (Вступительная статья и комментарии, составление и подготовка текста А. Никитина.) Для настоящего издания книжный текст впервые вышедшей в Перми повести (1926) заново сверен с идентичным газетным вариантом в «Звезде», внесены отдельные коррективы, исправлены ошибки и опечатки. Одновременно учтены некоторые изменения в тексте повести при ее перепечатке в газете «Комсомолец» во время работы Гайдара в Архангельске в

1929 году.


ЧАСТЬ I


1. О чем ревели гудки Мотовилихинского завода

Над рекой, над хмурыми берегами застывшей Камы, в пяти верстах от Перми раскинулся по крутым холмам рабочий поселок – Мотовилиха…

В ночь на 13 декабря 1905 года этот поселок никоим образом не мог числиться входящим в состав Великой

Российской империи, ибо за день перед этим он плюнул в лицо этой империи свинцом винтовочных пуль, отгородился от нее баррикадами из выломанных заборов и вывороченных ворот и глядел огоньками раскинувшихся домиков.

Чутко всматривался глазами мерзнувших на перекрестках часовых вниз, в темноту, где черная морозная ночь изменчиво прятала темные папахи казачьего отряда.

Рабочие пушечного завода, разбившись на десятки, заняли холмы, заняли перекрестки изломанных улиц, и всю ночь потрескивали и росли скелеты бесформенных, наспех сколоченных заграждений. И торопливо шныряли бессонные тени восставших в эту сумасшедшую по подъему и по энергии ночь.

У Малой проходной крепко засел десяток эсдеков, на углу Камской выкинули красный флаг эсеры, и в темноте красный флаг казался черным – черным крылом трепыхающей птицы.

А на Висиме, на горе, светились костры, то и дело гулко тюхались сваленные бревна. На Висиме тоже вырастала баррикада, была она тяжела, неуклюжа. Но крепка и прочна была Висимская баррикада.

– Бросай!.. Раз – бросай!. Два… Ну, довольно, пока хватит.

Пламя костра, трепыхнувшись от ветра, озарило наваленную груду бревен и лицо высокого черного человека,