Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики [Коллектив авторов] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Пифагор Золотой канон Фигуры эзотерики

Серийное оформление, дизайн книги и оформление обложки Елены Шамрай

Подготовка текста, комментарии, вступительная статья А. Шапошникова

Поэтические переводы И. Евсы

Переводы Диогена Лаэртия и Порфирия выполнены М.Л. Гаспаровым

В оформлении книги использованы фрагменты графических работ Виктора Вазарели

ОСЕННЕЕ РАВНОДЕНСТВИЕ В ГОД ГНЕВНОГО СОЛНЦА ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Издавна европейское богословие внедряет в сознание обывателей идею о том, что никто до Иешу Амашшии[1] не возвестил миру о вселенской всеобъемлющей божественной любви, через которую придет спасение. Однако за пять веков до иудейского мессии ясную и внятную весть о вселенской божественной любви (Ф1Л1А) принес цивилизованному миру Пифагор, которому удалось многого добиться в деле практического утверждения любви — основы душевной гармонии, телесного здоровья, семейного согласия и государственного порядка. Об этом богословы предпочитают молчать. Как, впрочем, и о первом в истории человечества рациональном подтверждении существования единого Бога, найденном Пифагором.

Что знает современный образованный человек о Пифагоре? Пару геометрических теорем из школьного учебника, дюжину изречений из расхожего сборника афоризмов мудрецов да бессвязный набор фраз из университетского курса истории философских учений.

Между тем вклад Пифагора и его школы в мировую культуру огромный и поистине основополагающий.

Совершенно забыты даже антиковедами достижения школы Пифагора, фундаментальные для развития всей античной цивилизации: создание системы начального, среднего и высшего образования; детальная разработка содержания и объема учебного материала семи наук (грамматики, риторики, поэтики, арифметики, геометрии, астрономии и музыки); основание и руководство первой философской школой, давшей Элладе целую плеяду блестящих деятелей во многих областях науки, религии, искусства, политики, права, этики; огромный вклад Пифагора в развитие физики твердого тела, астрономии и оптики; проектирование первых зданий амфитеатра и театра; первый опыт организации цивильного тайного мужского союза; разработка теории и реализация на практике государственного управления полисом; революционное реформирование традиционной греческой религии и богослужения и многое, многое Другое. Именно в пифагорейском учении сокрыты корни Академии и Ликея, римских гражданских доблестей и раннехристианской апологетики и экзегезы.

Мы, не задумываясь о первоисточнике, до сих пор пользуемся культурной терминологией, введенной некогда самим Пифагором: философия и философ, эзотерика, символ и символика, математик, симметрия, катет и гипотенуза, парабола, гипербола и эллипс, оптика, цикл и эпицикл, эксцентриситет, эклиптика, диатоника, энгармоника и др.

Место Пифагора в истории мировых философско-религиозных систем находится в одном ряду с Заратуштрой[2], Джиной Махавирой[3], Буддой[4], Кун Фуц-зы[5] и Лао Цзы[6]. Его учение проникнуто ясностью и просветленностью. В нем меньше воинственности, чем в гатах[7] Заратуштры, меньше устремленности в нирвану[8], чем в сутрах[9] Махавиры и Будды, меньше нравственного и государственного ригоризма, чем у Конфуция, но не меньше широты, чем в учении о дао[10].

Пифагорейское учение — один из краеугольных камней вселенского здания божественного духа. Пифагор, словно великий Атлант, несет на своих плечах небосвод духовности западных стран. Он не просто один из многих известных эллинских философов, геометров и астрономов. Он — великий посвященный, просветленный учитель и духовный предводитель, ясновидящий и пророк.

Чтобы осознать это, лучше всего обратиться к первоисточникам наших знаний и представлений о Пифагоре и его учении.

Предлагаемый суду читателей полный свод всех дошедших до нас письменных сообщений древних авторов о Пифагоре и его учении — воплощение давнего замысла. Осознание неоспоримого первенства и величия Пифагора, незаслуженности его забвения и сознательного замалчивания основных положений его учения в наши дни пришло в начале девяностых годов. Тогда же нами был начат сбор всей доступной информации об этом просветленном учителе.

Мы совершенно сознательно свели к минимуму редакторское вмешательство в текст книги, отказались от пространных комментариев, сносок, стилистической правки и текстуальной подгонки цитат и изречений древних писателей. Единственное, что мы позволили себе — приблизительно распределить фрагменты древних текстов по определенным тематическим разделам, соответствующим направлениям научных поисков Пифагора, его учеников и