Лауреаты империализма [Герберт Аптекер] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

вступительная статья

Предлагаемая вниманию советского читателя брошюра известного американского историка и публициста Герберта Аптекера, вышедшая в свет в Нью–Йорке в 1954 году, посвящена разоблачению тех представителей американской реакционной историографии, которые выступают под эгидой «Общества истории бизнеса», ведущего атаку на историческую науку с позиций «большого бизнеса», то есть монополистического капитала.


Крупнейшие монополии делают попытки захватить историческую науку в свои руки, они щедро субсидируют историков, взявших на себя задачу изобразить монополии и их хозяев в роли «движущей силы» американской истории. Монополисты продвигают на руководящие академические посты, награждают крупными премиями, увенчивают лаврами почетного звания лауреата тех реакционеров от науки, которые воспевают «благотворное влияние» монополистического капитала, изображают его в роли «создателя страны, ее силы и могущества».


В своем боевом разоблачительном памфлете, который издается на русском языке с незначительными сокращениями, Аптекер показывает, как монополии и их историки–«лауреаты» пытаются перекроить историю на свой лад. Он знакомит читателя с широкой сетью академических и иных учреждений и организаций, созданных и финансируемых крупнейшими монополиями с целью пропаганды «нового подхода» к истории США. Аптекер называет имена главных исполнителей этого социального заказа американской монополистической буржуазии. Приведенные автором выдержки из их работ дают ясное представление о подлинной сущности историографии монополистического капитала.


Изображая крупнейших финансовых магнатов как «героев Америки», «творцов ее истории», эти историки не только замалчивают роль подлинного творца истории – трудящихся масс, но и извращают общеизвестные факты из прошлого и настоящего Соединенных Штатов. В угоду Уолл–стриту историки монополистического капитала поносят демократические традиции американского народа, проповедуют расизм, и особенно «белый» шовинизм, восторгаются «доблестями» фашистов Гитлера и Муссолини, убийц из Ку–клукс–клана. Их книги и статьи проникнуты духом мистицизма, реакции и человеконенавистничества. Эти историки стремятся убедить американских трудящихся в том, что монополии являются носителями прогресса и «друзьями народа».


Новый поход американских монополий «а историческую науку, усилившийся особенно после второй мировой войны, объясняется не только внутриполитическими и внешнеполитическими задачами, которые они стремятся разрешить, но и растущими классовыми противоречиями. В американском народе все больше растет протест против всесилия монополистического капитала, в котором трудящиеся массы все отчетливее видят своего непосредственного врага. Монополии пытаются предупредить неизбежное обострение на этой основе классовой борьбы в США, нанести поражение рабочему движению не только путем открытого террора и преследования передовых людей Америки, но и путем идеологического воздействия на свой народ.


Они стремятся навязать свою точку зрения на историю США всем американским историкам, они вводят в историографию режим регламентации исследовательской и преподавательской работы. Они диктуют ученым, как писать и преподавать историю в духе, отвечающем их классовым интересам. Это насилие над наукой привело к глубокому кризису американской реакционной историографии, наличие которого не могут замолчать и представители официальной исторической науки США. Протест против крайнего опошления истории, ее приспособления к интересам монополий захватывает также круги Американской исторической ассоциации. Американский буржуазный историк Чарльз Ноуэлл, выступая в 1951 году в Нью–Йорке на заседании ассоциации, признал, что американские историки стоят перед опасностью... «потерять историю». Ноуэлл говорил, что в США право исследовать, преподавать и интерпретировать историю все больше переходит в руки Голливуда, писателей исторических романов, сенсационных биографов и создателей юмористических книг. Он жаловался, что в Европе все больше усиливается впечатление, что американец плохо знает историю, включая свою собственную[1].


Режим регламентации в исследовательской работе в области истории не может не вызывать протеста и со стороны профессиональных историков академического мира. Герберт Аптекер называет имена буржуазных историков, выступающих против грубого искажения истории, против диктата монополий в исторической науке.


В американской историографии все большую роль начинает играть направление, ведущее борьбу за материалистическое понимание истории. Американские прогрессивные историки, историки–марксисты за последние годы опубликовали немало исследований, в которых раскрывается активная роль американского народа в истории своей страны, разоблачается