Неизданные места из "Дневника" [протоиерей Александр Васильевич Горский] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Содержание

Неизданные места из «Дневника»*

[1834 г.]. Мои фантазмы.

Еще юность ли лет, в которые душа любит жить в идеалах, более ли истинная и прочная неудовлетворимость ума и чувства на основании коренных начал добра утвержденная,-увлекают меня иногда далеко за пределы действительного и возбуждают желать во многом его преобразования.

Есть искусительное стремление к устроению своей судьбы будущей:-Будущее, как говорят, не от нас зависит, но я скажу: однако же справедливо и то, что оно от нас зависит. Есть в нем часть независимого, и часть нам – от первой минуты времени, которую мы могли уж с сознанием нравственным и разумным назвать временем – даром неба для устроения вечности,-с этой еще минуты, говорю, уж нам принадлежит в порядке естества. Итак почему же мне не дозволено проникать ко временам и в сей мрак с своим светочем? Почему и здесь не позволено мне избирать себе по приличию моему званию, образованию, намерениям касательно образа жизни, какую-либо точку, обставить себя такими и другими лицами, предметами, обстоятельствами, случаями, и в них предначертывать себе некоторые планы действования, так сказать привешиваться к той тяжести, которая со временем, может быть, падет на мои плечи, осмотреть ее со всех сторон – чтобы после удобнее ее взять и проч... Может быть некоторые из сих планов и удачны, и будут годны к приведению в действительность. – Я обязан например теперь своею должностию к прохождению известной науки, ей посвящаю все труды свои и силы; собираю относящиеся к ней сведения из различных источников-и не только для настоящего ее преподавания, но еще с большими видами и надеждами на будущее; и меня, конечно, никто не будет за cиe обвинять, хотя также никто не может заверить, что приведется исполнить все настоящие мои от себя требования и достигнуть предела моих исследований; не может уверить даже и в том, дано ли мне будет продолжать сии следования,-не говорю уж совершить.-Прилагаю cиe к настоящему моему предмету мыслей; раздвигаю пределы моего примера; вместо частного, известными временами определенного, назначения и занятия-беру целое дело моей жизни,-смотрю на мое главное назначение и призвание в настоящем мире, выраженное Державным Мироправителем-в моем рождении, образовании, настоящем положении моего внутреннего и внешнего состояния; я стою теперь на точке окончательного определения особенно сего последнего, так сказать, уж начав курс своей судьбы, могу ли не сказать себе, не должен ли сказать ceбе: трудись, собирай наблюдения, уроки для звания предназначаемые нам Богом; сравнивай примеры действующих уже там, где ты хочешь действовать; изъясняй для себя наставления; переносись чаще в сию область будущего; вызнавай тщательнее его тебя требования; заготовляй исподволь-издалека – заблаговременно, чем удовлетворить опыт; вооружайся против опасностей; предотвращай тяжесть убожества и оскудения, могущих тебя постигнуть – запасливым собиранием и скоплением нужных тебе сокровищ внутреннего достояния: добрых правил, полезных опытов, благоразумных планов на все случаи...

Вот в каких мыслях взял я перо, чтобы начертить в заглавии нарочито сшитой тетради: Мои фантазмы. Я назвал сии желания и мечты преобразований, и сии планы и наставлешия для себя в будущем – фантазмами, потому, что истина будущего, и предначертание преобразовашй имеющих непременно совершиться-могут быть только в уме Того, кто действует выше, нежели человеческою силою.

Итак, виват, мои фантазмы!

C’est gros Jean qui remontre a son cure. Яйца курицу не учат.–

Нежность материнская измыслила в язычестве особых покровителей и покровительниц между небожителями – для приучения детей к пище:-Едуза или Едулия; для приучения их к питию: Понтика или Потика; для приучения их спать, после колыбели, на постели – Кубина или Куба.

Cui non risere parentes.Nec Deus hunc mensa, Dea nee dignata cubila est. Wirgilius-о несчастномъ младенце.1

[1833 г.] 0бщий недуг, которыми немощствует душа и тело,-нерадение о своем спасении 2

Источники Жизни и спасения в Боге чрез Иисуса Христа. Средств, которыми можно приближаться к сему источнику и почерпать из него, много. Но для меня служило почти только одно: посещение общественного Богослужения, хотя не только не всегдашнее, но иногда очень редкое. Другие средства, напр., чтение душеполезных книг, добрые беседы,-не были много изыскиваемы, но если я иногда ими пользовался, то потому, что они сами приходили в мои руки. Наука, которою я занимаюсь, приводила меня немногому. Люди, которые меня окружают, намеренно и ненамеренно сообщали мне добрые наставления и возбуждали добрые желания.-Домашняя моя молитва была весьма недостаточна. Весьма часто и ложился я, и вставал без надлежащей молитвы. Это еще бывало, что иногда несколько минут по утру или по вечеру ходя один,