Истины бытия и познания [Валерий Семенович Хазиев] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

В. С. Хазиев Истины бытия и познания (избранные сочинения)

Рецензенты:

Кафедра философии и социологии Уфимского государственного аграрного университета, доктор философских наук, профессор А. Я. Канапацкий

Введение

Этот сборник избранных трудов содержит фрагменты разных работ и статьи, написанные в разное время и на разные темы. Но их объединяет не только автор. Они слиты в единый поток размышлений о человеке и его судьбе в страшном XX веке. Две мировые войны. Фашизм и социализм. Геноцид и апартеид. Ядерная бомбардировка. Терроризм и СПИД. Глобальные проблемы и мозаика локальных войн.

Успехи науки и техники налицо. Но мир добрее не стал. Он стал еще ужасней, чем раньше. Однако мы жили, учились, работали, рожали детей и ждали прекрасного Завтра. Век, как и жизнь многих, бестолковый и безжалостный. «Проклятый век человечества» не сомневаюсь, он войдет в мировую историю под таким названием. Более жуткого века, пожалуй, не было. И он достался нам… Верю, что и не будет, ибо более жестокий век станет последним в истории земной разумной материи.

Статьи не о чем, как и вся жизнь человечества в этом веке. Дорога в никуда. Жалкая идея, что переходит из одной статьи в другую, — о необходимости сопровождать интеллектуальное развитие человечества нравственным и эстетическим эскортом — не новость. То ли просьба, то ли мольба, то ли отчаянный крик ужаса возник тоже не сегодня.

Здесь собрано далеко не все, что автор написал за свою предыдущую жизнь, а лишь те статьи и фрагменты из работ, которые были написаны по «зову души», а не по каким-то конъюнктурным соображениям и по внешней необходимости. Поэтому автор счел возможным не менять в них ни содержания, ни стиля изложения. То, что было написано и не опубликовано в начале восьмидесятых годов двадцатого века, сегодня потеряло, возможно, практическую актуальность, но не теоретическую. Современная гуманитарная наука страдает теми же недостатками, что и в прошлом столетии по двум причинам. Во-первых, в большинстве остались и трудятся на ниве отечественной науки и философии те же ученые и «ученые», которые кормились при науке и философии и раньше. Им все равно: и в прошлом веке в науке их интересовала не истина, а конъюнктура — угодить начальству, и сегодня та же ситуация. Во-вторых, истинные достижения науки рождаются не политическими изменениями, даже не социально-историческими реалиями, которые лишь могут способствовать или мешать научному познанию, а достижениями ученых. От того, что вместо «строительства коммунизма» общество стало «строить демократическое гражданское общество», копилка науки в целом, и гуманитарной науки в частности, вдруг богаче не стала. Нужны серьезные научные исследования, а не декларации. Поэтому то, что нарабатывалось в период тоталитаризма в аспекте методологии и разработки методик гуманитарных наук, остается актуальным и сегодня.

И последнее, совсем личное замечание. Так уж случилось: маленькое эссе «Единичка» — самая первая и завершенная вещь. Не думал никогда, что написанное на заре молодости станет таким близким на пороге старости. Поэтому я поместил эту малюсенькую работу в качестве «Заключения» избранных из тридцатилетнего творчества работ.

Глава I. Философия

1. Возможен ли искусственный интеллект?

Возникла парадоксальная ситуация. Вторая половина семидесятых и начало восьмидесятых годов ознаменовались спадом уверенности в скорейшем создании искусственного интеллекта, даже в возможности создания вообще. Сегодня уже не встретишь категорического утверждения, что мы стоим на пороге конструирования искусственного интеллекта, который по своим возможностям ничуть не уступает естественному человеческому сознанию, а по определенным параметрам даже его превосходит. Однако вызывает удивление, что остывание страстей сопровождается невиданным увеличением потока литературы, посвященной искусственному интеллекту, роботам и робототехнике.

Правда, в работах последних лет все больше и больше усиливается крен в сторону признания искусственного интеллекта не столько интеллектом, сколько своеобразным орудием труда.

Но такая практика поведения сторонников возможности создания искусственно мыслящего не нова. Во всех предшествующих попытках конструирования искусственного сапиенса вслед за вспышкой оптимизма наступал период перевода технических исканий на этом пути на рельсы создания новой техники. Этим дело и заканчивалось до нового всплеска надежды создания искусственного мыслящего.

Возможен ли искусственный интеллект?

Уже сама постановка вопроса вызывает оживленную дискуссию. Такая постановка вопроса возможна и нужна, дискуссия допустима, но не актуальна, и третья точка зрения гласит, что этот вопрос так же правомерен, как: возможна ли черная белизна?

Что касается самого вопроса,