Сумасшедший творец [Кларк Эштон Смит] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Кларк Эштон Смит «Сумасшедший творец» Clark Ashton Smith «Schizoid Creator» (1953)

В частной лаборатории, которую доктор Карлос Морено построил, оснастил и содержал благодаря доходам от своей психиатрической практики, шли последние приготовления к опыту, едва ли укладывавшемуся в рамки современной науки. Инструкции доктор выписал из старинных колдовских книг, которые завещали ему предки, навлекшие на себя отеческий гнев испанской инквизиции. Согласно скандальной семейной легенде, остальные предки подвизались в рядах оной.

В конце длинной, заставленной оборудованием комнаты он расчистил участок пола, оставив на нём лишь огромный хрустальный шар, похожий на аквариум. Освящённым ножом, атамом колдуна, Морено заключил шар в окружность и вписал в неё пентаграммы и различные имена Бога на арамейском. Кроме того, на расстоянии нескольких шагов он начертил ещё один, меньший круг, и разрисовал его сходным образом.

Облачившись в чёрный балахон без рукавов и швов, Морено стоял внутри меньшего, защитного круга. К груди и лбу его были привязаны соломоновы печати, искусно изготовленные из нескольких металлов. Единственный свет давала серебряная лампа на подставке рядом, украшенная гравировкой из таких же символов. В расставленных на полу курильницах горели алоэ, камфора и стиракс. Правая рука держала атам, левая — ореховый посох с сердцевиной из намагниченного железа.

Подобно доктору Фаусту, Морено задумал призвать Дьявола. Правда, для несколько иной цели.

Долгие усиленные размышления о загадочных тайнах мироздания и разнице меж добром и злом в итоге привели Морено к поразительно простому выводу.

Возможно, полагал он, есть лишь один Творец — Бог, который изначально был милостив. Тем не менее всё свидетельствует о том, что параллельно существует злое творческое начало, Сатана. Получается, Бог страдает раздвоением личности и порой выступает как Дьявол — своего рода Джекил и Хайд.

Эта двойственность, утверждал Морено, несомненно, разновидность того, что обычно называют шизофренией. Он твёрдо верил в действенность шоковой терапии при лечении подобных расстройств. Если Бога, когда тот выступает в роли Дьявола, как-то поймать и подвергнуть терапии, такое лечение может принести плоды. И тогда под началом здравомыслящего, избавленного от своей сатанинской половины божества многочисленные проблемы Вселенной разрешатся сами собой.

У стены стеклянного шара, изготовленного за большие деньги специально ради опыта, виднелся электрический аппарат — собственное изобретение Морено. Эта машина была намного сложнее, чем переносные аппараты, обычно используемые в шоковой терапии, и могла выдать мощность достаточную, чтобы одновременно казнить электричеством всех обитателей какой-нибудь государственной тюрьмы. Морено рассудил, что для лечения сверхъестественной личности меньшего не хватит.

Он запомнил древнее заклинание, призванное вызвать Дьявола и заключить его внутри бутылки. Стеклянный шар чудесно выполнил бы роль вышеупомянутой бутылки.

Само заклинание представляло собой кровосмесительный плод греческого, арамейского и латыни. Точное значение текста казалось сомнительным. Он был щедро пересыпан такими словами, как «Элоха», «Тетраграмматон», «Элион», «Элохим», «Садай» и «Саваоф» — святыми и могущественными именами Господа. Пару раз мелькало слово «Бифронс», несомненно бывшее одним из многочисленных имён Дьявола. Но существовал всего один Дьявол.

Морено считал детскими древние представления о демонах, согласно которым ад населяют многочисленные злые духи — каждый с собственным именем, рангом и должностью. Итак, всё было готово. Уверенным, зычным голосом священника, читающего мессу, он приступил к заклинанию. Призыв застал Бифронса в самый разгар фривольной болтовни с чертовкой по имени Фоти. Подобно Янусу, Бифронс был двулик и обладал множеством конечностей. Поскольку Фоти и сама отличалась несколько необычным телосложением, занимаясь любовью, им приходилось преодолевать немало сложностей.

Бифронс начал убирать конечности, выпуская чертовку из объятий.

— Какой-то колдунишка, будь он проклят, только что заполучил древнее заклинание с моим именем. Такого не было вот уж две сотни лет. Однако придётся пойти.

— Не задерживайся, — предупредила Фоти, капризно надув четыре губы, две из которых находились на животе. — Если не поспешишь, можешь застать меня за другим занятием.

Недовольный Бифронс пулей вылетел за пределы ада.


Увидев в шаре существо, которое явилось на зов заклинания, доктор Морено опешил и даже испугался. Он толком не знал, чего ждёт, к тому же уделял мало внимания старинным рисункам и описаниям Дьявола, считая их просто суеверным бредом средневековья. Два лица Бифронса поочерёдно распластывались по стенам шара, а тело, руки, ноги и прочие многочисленные конечности судорожно извивались в яростной попытке убежать. Но благодаря толщине стекла и