Ромейское царство [Сергей Борисович Сорочан] (fb2) читать постранично

Книга 467020 устарела и заменена на исправленную


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Сергей Сорочан Ромейское царство Книга для чтения по истории Византии Часть 1

Что знаем мы о Византии,
Её таинственных веках?
Она на трех материках
Воздвигла храмы золотые.
Сошлись в ней Запад и Восток,
И Север с Югом встали рядом —
Неодолимая преграда,
Людской прервавшая поток.
Который бесконечно тек,
И был Восток — его исток…
Преграда рухнула когда-то,
О ней забыло большинство,
Но древних храмов волшебство
В своих руинах даже свято!
Александр Космин[1]
Возлюбих брега понтийския,
Сладок говор, нежный взгляд,
Возвышенный чувств обряд,
Разны игрища витийския,
Красны чары византийския,
Дев изысканный наряд,
Возлюбих брега понтийсия,
Сладок говор, нежный взгляд.
Любы песни мне дорийския,
Где несть тьмы, далече ад,
Речи сладкия мусикийския.
Возлюбих брега понтийския…
Чары Византии
(рондель, со старославянского варианта)

Предисловие

Во всемирной истории византийской цивилизации принадлежит особое и, несомненно, выдающееся место. Ее мощнейшее политическое, историко-культурное влияние покрывало громадные пространства и массу народов от Ближнего Востока до западной Европы. Будучи не просто наследницей, а, по сути дела, оставаясь самой Римской империей, Ромейское царство, больше известное нам под искусственным названием Византийская империя, впитала в себя греко-эллинистические и римские традиции, а также лучшие достижения ближневосточных народов, создало утонченную, яркую, оригинальную материальную и духовную культуру, смогло защитить собой Европу от грозной мусульманской угрозы и заложило основы европейского Возрождения — Ренессанса. Изучением наследия этой жемчужины средневековья занимается византинистика или византиноведение — историческая дисциплина, которая по праву считается «орхидеей наук».

Предлагаемая учебная книга для чтения может послужить своеобразным введением в специальность «византиноведение» и будет особенно полезна для начинающих. Эта книга затрагивает все аспекты социальной жизни — политику, войны и военное дело, управление, экономику, коммерцию, религию, образование, семью, брак, питание и пищу, одежду, сексуальные традиции, манеру поведения византийцев. Она охватывает самые сложные и самые волнующие проблемы удивительной Империи, которые становятся фокусом изложения и позволяют создать историческую модель Ромейского царства от истоков движения до последнего рубежа, самое главное, понять, что нам завещали византийцы, о чем успели предупредить, предостеречь. Написанная достаточно живо и образно, с максимальной доступностью изложения, она ни в коей мере не является еще одним объемистым трактатом, излагающим предмет на уровне академического справочного издания или университетского курса византинистики, некоторые аспекты в ней сознательно опущены, дабы с лихвой восполнить данный пробел более глубокой трактовкой материала за счет самостоятельных размышлений читателей над прочитанным, включая извлечения из письменных источников, — источников, доносящих живые голоса прошлого, «шорох времени». Именно этот материал поистине составляет сердцевину книги, адресованную всем, начинающим самостоятельное «путешествие» в увлекательном мире византийской истории.

Итак, еще раз подчеркнем, что книга для чтения, акцентируем — прежде всего для чтения, не содержит предельно детального, системно-хронологического описания политической, социально-экономической, культурной истории Византийской империи. Её главная цель в ином — помочь восстановить цепь времен, дать почувствовать содержание разных эпох, периодов византийской истории, понять наиболее важные особенности, специфику эволюции этой средневековой «сверхдержавы», раскрыть ее сильные и слабые стороны, причины блестящих успехов и роковых неудач, в итоге приведших к трагической гибели великой Империи.

В основу деления истории Византии положена периодизация, принятая в византинистике. В соответствии с ней первая, наиболее объемная часть книги состоит из пяти разделов и охватывает весь период существования Ромейского царства — с 330 до 1453 гг.

Во второй части рассматриваются проблемы общественного и частного быта византийцев, специфика их мировоззрения и культуры, что позволяет погрузиться в «атмосферу» эпохи, постигнуть археологию