Женщины-легенды [Виктор Анатольевич Федосик] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Сост. Виктор Федосик Женщины-легенды

Женщины-легенды
Хатшепсут

Нефертити

Ариадна

Федра

Медея

Сапфо

Аспазия

Олимпиада Роксана

Динамия

Клеопатра

Агриппина

Мессалина

Боудикка

Ипатия

Феодора

Евфросинья Полоцкая

Маргарита Наваррская

Елизавета Английская

Мария Стюарт

Открывшему эту книгу…

Книга, которую держит в руках читатель, состоит из двадцати биографических очерков, посвященных знаменитым женщинам древности и средневековья. Героини этой книги — женщины незаурядной судьбы, они оставили свой след в истории, их имена стали поистине легендарными. Впрочем, среди реальных исторических фигур встречаются и женские образы античной мифологии.

Женщины, о которых пойдет речь в этом сборнике, из разных эпох, у них разные характеры, устремления, по-разному сложились их судьбы. Здесь и те, кто сыграл важную роль в политике, и те, чьим призванием стали наука и литература. В книге есть образцы женской добродетели, материнской любви, супружеской верности, но история сложилась так, что рядом с добродетелью нередко соседствовал порок, и поэтому в сборнике представлены жизнеописания и тех женщин, чьи имена стали олицетворением худших сторон человеческой натуры и многие века произносились людьми с содроганием и ненавистью.

Авторы книги не ставили целью добиться сенсационности путем публикации сомнительных, скандальных фактов, многие из которых в действительности были лишь порочащими слухами, далекими от реальности. И уж тем более не хотелось за счет голой фантазии придумывать какие-то новые «факты», которых на самом деле не было. В отличие от ряда изданий коммерческого характера, повествующих о выдающихся женщинах прошлого, где историческая правда нередко приносится в жертву занимательности сюжета и авторскому домыслу, содержание этой книги опирается только на данные исторических источников. Очерки написаны историками-профессионалами, специалистами в области истории Древнего Востока, античности и средневековья. Конечно, авторы старались сделать книгу занимательной, но отнюдь не за счет отступления от источников, дошедших до нас. Было бы соблазнительно, например, увлечь читателя расхожей версией о сексуальных наклонностях великой древнегреческой поэтессы Сапфо Лесбосской, однако исторические факты доказывают, что эта редкого таланта женщина не имела никакого отношения к тому, что ныне называют лесбийской любовью. Так что читатели, вероятно, найдут немало нового для себя в жизнеописаниях известных женщин прошлого — и тех, чьи имена у всех на слуху, и тех, кого мы пока мало знаем.

Бесспорно, многим будет интересно впервые прочитать о судьбе женщины-фараона Хатшепсут — явления уникального для истории Древнего Египта. Зато имя Нефертити всем хорошо известно и ассоциируется с идеалом женской красоты. И действительно, египетская царица, само имя которой означало «Прекрасная пришла», восхищала своей красотой и обаянием. Но мало кто знает, что Нефертити была заботливой матерью шестерых дочерей и супругой знаменитого фараона-реформатора Эханатона. В своей жизни она испытала и пламенную любовь, и горькие муки ревности, сначала была горячей сторонницей реформ своего мужа, а затем — их противницей. По скупым сведениям сохранившихся источников в книге восстанавливаются судьбы этих двух выдающихся женщин Древнего Египта.

Европа, Ариадна, Федра, Медея — эти персонажи древнегреческой мифологии многие века вдохновляли поэтов, драматургов, художников на создание шедевров мировой культуры. Не случайно в сознании людей эти образы стали классическими. Они так и запечатлелись — испуганная красавица Европа на спине плывущего по морю Зевса-быка; критская царевна Ариадна, дарящая путеводную нить своему возлюбленному Тесею, а затем брошенная им на пустынном острове; мучимая любовным недугом Федра; жестоко мстящая за свою отвергнутую любовь Медея… Но не только эти классические сюжеты в книге. В причудливых переплетениях мифологических линий авторы старались найти и воссоздать реалии, жизни людей на начальном этапе европейской цивилизации, и, прежде всего, такую важнейшую сторону человеческой жизни, как взаимоотношения мужчины и женщины.

В древнегреческой мифологии встречается множество женских образов и имен. По-видимому, эта ситуация отражает то положение, которое женщина занимала в тогдашнем обществе. Но вот появляются труды историков, литераторов, описывающих реальную жизнь более близкого к нам времени, и мы обнаруживаем, что в них женщинам отведено мало места — они чаще всего безлики, женские имена называются редко, гражданские дела вершатся сильной половиной человечества, удел же гречанки — семья, дом; даже на людях она появляется нечасто. Исключения редки, но тем ярче они выглядят, как, например, Аспазия, подруга и соратница выдающегося афинского