Равновесие. Как достичь баланса души и тела [Виталий Николаевич Богданович] (fb2)


Виталий Николаевич Богданович  

Психология  

Равновесие. Как достичь баланса души и тела 2.01 Мб, 239с.
скачать: (fb2) (исправленную)  читать: (полностью) 

Равновесие. Как достичь баланса души и тела (fb2)Добавлена: 12.04.2020 Версия: 1.
Дата создания файла: 2020-04-09
Кодировка файла: UTF-8
Поделиться:
  (Fb2-info)    (ссылка для форума)     (ссылка для блога)     (QR-код книги)  

Аннотация

Мы не знаем, что будет с нами завтра, какой сюрприз преподнесут нам близкие, политики, природа. Мы угодили в мир неопределенности. Чтобы жить в нем успешно и приобретать навык перевода проблем в задачи, нам просто необходим некий внутренний стержень. Этим стержнем может стать наше внутреннее душевное равновесие. Оно есть у каждого и в каждом.

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох-ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!


А. Барто


Я пишу книги, чтобы что-то у читателей менялось к лучшему. Главным образом у тех, кому нужно и важно быть лучше. И чтобы жить им тоже хотелось гораздо лучше, чем пока получается! Причем не «ва-а-аще», а в стране, городе, регионе, районе, доме, в семье. Прав был Владимир Высоцкий:
Если, путь прорубая отцовским мечом,
Ты соленые слезы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почем, — Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Вдруг и одна из моих книг окажется нужной!
В силу этой причины мне неинтересно писать о поп-психологии. Хочется, чтобы мои книги что-то вносили в сознание, мышление, меняли к лучшему время и тех, кто их читает, пространство, в котором мы существуем. Чтобы если не мы, то наши потомки жили в мире, более приспособленном для того, чтобы хоть на чуть-чуть было проще стать и оставаться человеком. Нашей стране это по плечу, и у нее нет других рук, кроме наших. Это стремление, цель будет лейтмотивом книги.
Увидев в тексте директивные вводные «надо», «нужно», «необходимо», «должен» и прочие, не торопитесь закрывать книгу, сердиться или злиться. Эти слова означают лишь «надо мне», «нужно мне», «хочу я», «необходимо мне», «должен себе», а не абстрактные установки в виде
[11 «хочу» автора^.
— Папа, чем задачи отличаются от проблем?
— Задача — это когда надо попасть в цель, а проблема — когда целятся в тебя.
Для начала несколько общих моментов о равновесии, чтобы яснее представить себе предмет обсуждения.

РАВНОВЕСИЕ — состояние, когда одни воздействия на кого-то или что-то компенсированы другими или отсутствуют. Такое состояние можно назвать устойчивостью.

Все мы бежим по жизни — за целями, признанием общества или в глазах соседа, пытаемся следовать идеалам, навязанным невесть кем, соответствовать не нужным нам запросам общества, родовым сценариям или родительским наказам, перепрыгивая через преграды и препятствия: «Ты оправдал чужие ожидания?»
Понятие равновесия — одно из универсальных в науке и по жизни. Оно применимо к любой системе: планет, движущихся по стационарным орбитам вокруг звезды; популяции тропических рыбок в лагуне атолла и т. д. Что такое равновесное состояние системы, проще понять на примере любой механической мандри]2]. В механике система находится в равновесии, если все действующие на нее силы полностью уравновешены и гасят друг друга. Вы читаете эту книгу, сидя в кресле, и незаметно для себя находитесь в состоянии равновесия, потому что сила земного притяжения, тянущая вас вниз, полностью компенсирована силой давления кресла на ваше тело, действующей снизу-вверх. Вы не проваливаетесь и не взлетаете, так как пребываете в механическом равновесии.
Различают три типа равновесия, соответствующие трем ситуациям:
1. Устойчивое равновесие. Именно его большинство из нас понимает под термином «равновесие». Представьте шар на дне сферической чаши. В состоянии покоя он расположен строго в центре, где действие силы земного притяжения уравновешено опорностью шара. Он спокойно лежит на месте, а вы сидите в кресле. Если сместить шар в сторону, он откатится к центру, потому что там залог его устойчивого равновесия.
В мире есть масса примеров устойчивого равновесия. Отношения «хищник — жертва» в экосистеме. Отношения «преследователь — жертва» в так называемом Треугольнике Карпмана]3]. Аналогичный эффект можно наблюдать в экономике (товар — деньги — товар). В экологических, экономических, психологических системах могут действовать внешние факторы, отклоняющие их от равновесного состояния: сезонный отстрел животных, государственное ценовое регулирование/ квотирование, прием у психолога и т. п. Вмешательство приводит к временному смещению равновесия. Можно привести в пример стабильное равновесие уравновешенного и уверенного в себе человека. Какие бы внешние/внутренние силы на него ни действовали, он всегда возвращается в исходное состояние равновесия.
2. Неустойчивое равновесие. Не каждое равновесие устойчиво, как не любой циркач удержится на канате под куполом цикла. Сила притяжения уравновешена силой его реакции и умением контролировать опорность. Стоит центру тяжести сместиться в сторону от точки покоя всего на пару миллиметров, например из-за порыва ветра, — и равновесие исчезнет. Сила притяжения его отклонит.
Примером такого равновесия служит тепловой баланс Земли при смене периодов глобального потепления новыми ледниковыми периодами, и наоборот14]. Можно вспомнить и метастабильное (квазиустойчивое) равновесие. Пример: шар в узкой и неглубокой канавке, на лезвии конька для катания. Незначительное отклонение от точки равновесия приведет к его возврату в равновесное состояние. Однако, если приложить значительную силу, шар упадет с лезвия. Такие системы какое-то время пребывают в равновесии, но в результате внешних воздействий «падают» в нестабильность. В качестве примера приведу некоторые типы лазерных установок, цепную реакцию при ядерном взрыве. А также поведение в меру уравновешенного человека, который в ответ на воздействие внешних или внутренних сил может выйти из себя и не вернуться в прежнее, стабильное состояние. Воздействие бывает значительным и малым, но достаточным, чтобы стать искрой для «бочки с порохом».
3. Безразличное равновесие. Это промежуточный вариант между устойчивым и неустойчивым равновесием. При нем любая точка системы является точкой равновесия, а отклонение системы от исходной точки покоя ничего не меняет во внутреннем раскладе сил. Пример — шар, лежащий на гладком горизонтальном столе. Как бы его ни перемещали, он сохранит равновесие. Аналог — отношения в браке, который не бывает бесконфликтным, «типа стабильным». Конечно, если не считать стабильностью постоянные изменения. Поэтому бесконфликтный брак обречен.
Душевное равновесие — это динамическое состояние, в котором все, что выводит из равновесия, помогает его сохранять. Благодаря так называемой трансмутации. О таком равновесии мы и будем вести серьезный практический разговор — наперекор утверждению: «Как можно быть спокойным, когда все клетки нервные?»
А ведь хочется, чтобы оно в тебе было, и было активным. Очень хочется. Но как? Для начала нужно стать внутренне сбалансированной системой.

СИСТЕМА — совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство.

Система присутствует в труде каждого из нас, это путь к успеху. Однако термин «замылен», и хочется чего-то более точного.

Дело не в дороге, которую мы выбираем; то, что внутри нас, заставляет нас выбирать дорогу.


О’Генри


Все хорошие советы даны давным-давно, со времен Марка Аврелия. Они известны, навязли в ушах и мозгу, но тем не менее проблема обретения душевного равновесия не перестает быть актуальной.
Полезно помнить, что подавляющая масса людей ограничивается тематическим чтением книг и просмотром в Сети разнонаправленных рекомендаций. До практики дело не доходит. Действовать, применять на практике рекомендации и советы решаются немногие, а результат получают лишь те, кто твердо решил перейти от «хочу» к «делаю». Они видят реальные изменения в ситуациях и жизни.
Необходимо найти и выделить в себе свое «я хочу», свое «мне надо» и «обязан себе»! Только так, и не иначе. Потому что любое абстрактное «надо», «нужно», «должен», «обязан» и прочее — не что иное, как «чужое хочу». Пример: «Ты должен убираться в своей комнате» — это: «Я хочу, чтобы в твоей комнате было чисто!» Именно «я хочу!», а не: «Ты должен самому себе уметь убираться в своем пространстве, потому что тот, кто убирает, правит бал».
Почувствуйте разницу. Конечно, хочется найти того, кто бы взял за руку и повел в светлое счастливое будущее. Наставника или Учителя из дальневосточных сказок и буддийских притч, которому вы доверились и под непосредственным руководством которого получили бы желаемый результат. Хорошо бы. Я тоже хотел бы найти того, кто не просто определит направление моего движения, а даст практические рекомендации, покажет упражнения, проконтролирует их выполнение и создаст обратную связь, поддержит в трудные моменты, ответит на все мои вопросы, вселит уверенность, укажет, с кем все получится легче, быстрее и эффективнее.
Только где такого взять? Каждый хочет иметь в Учителях Христа, но каждому дается тот, кого он достоин: «Бог всегда окружает нас людьми, с которыми нам необходимо исцелиться от своих недостатков» (Симеон Афонский).
Теперь о том, что не позволяет нам быть равновесными — если не всегда, то хотя бы тогда, когда это нужно, важно или жизненно необходимо. Сохранять внутреннее равновесие нам не позволяет то, что на языке специалистов именуется дезадаптацией171, а на повседневном — неумением быть адаптивным. Тогда мы ищем укрытия везде и всюду. Но! В жизни нет точки, где все будет хорошо и спокойно, аккуратно лежать на блюдечке, красиво упакованное, — нравится нам или нет. Важно это понять. Это жизнь, а не кино и не компьютерная игра, когда можно остановить на экране картинку и перезагружаться до тех пор, пока два любящих сердца не соединятся в поцелуе и не пойдут титры, а в зале прозвучит овация. Жизнь — длиннющий сериал, где один сезон сменяет другой, смерть любого действующего лица — не его окончание, а сюжетный ход, переход из одной коллизии в другую.
Перфекционисты упорно, раз за разом, строят жизнь по линеечке, каждый раз наступая на одни и те же грабли в тех же самых местах. Мы постоянно учимся жить. Никто не может сказать про себя, что он постиг жизнь во всем ее многообразии. Как только скажешь подобное, «карточный домик» домыслов и предположений мигом рассыплется. Все идеальное мертво, все живое неидеально.
Нужно постоянно принимать изменчивость жизни и спокойно встречать ее непредсказуемость. Наш ум дает оценку и окрашивает происходящее в разные цвета. Он помогает судить, что такое хорошо и что такое плохо, как можно и как нельзя, правильно или нет. Таков вечный поток жизни.
Вы можете искать укрытие от урагана в тихой бухте, как пескарь; избегать эпизодов, в которых спокойствие жизни может быть нарушено. Можно пытаться, хотя бы на время. Но потом, хотим мы того или нет, придется идти в жизнь. Кто-то советует «жить в эпицентре событий, как неизменное присутствие в самом центре бури жизни, как большой открытый простор, в котором радость и боль, экстаз и агония, скука и блаженство, могут возникать и утихать, подобно волнам в океане». Романтично. Но не всем удобно, эффективно и комфортно, а главное — полезно.

— Ваше сиятельство, вы здесь владеете всем, только не самим собой.


П.-О. Бомарше. Безумный день, или Женитьба Фигаро


Душевное равновесие как качество личности — умение, навык быть спокойным, умиротворенным, уравновешенным, в меру увлекаясь «качелями» жизни, не слишком радуясь и не очень сердясь, способность жить в гармонии с собой и внешним миром. Как в одной истории:
Жил да был один король. И захотелось ему получить картину, которая излучала бы умиротворение и приводила зрителей (его в первую очередь) к душевному равновесию. Чтобы всякий раз при взгляде на нее внутри становилось спокойно. Наградой за картину стала некая большая сумма. Положим, мешок золота — это же байка!
Художники, воодушевленные идеей и деньгами, активно взялись за работу. Король осмотрел готовые полотна. Их было много, но внимание короля привлекли лишь две работы.
На одной картине было изображено тихое озеро. Оно, как зеркало, отражало возвышающиеся горы, зеленый лес, порхающих птиц, голубое небо и белые облака. На берегу росли красивые деревья и цвели экзотические цветы, а над ними летали пестрые бабочки и стремительные стрекозы. Каждый, кто смотрел на полотно, чувствовал покой.
Вторая картина была совершенно иной. На ней художник изобразил горы, острые и угрюмые. Над ними клокотало небо, шел ливень, сверкали молнии. По горной стене падал пенящийся водопад. Как-то не уравновешенно, не мирно и не гармонично. Однако, присмотревшись, зритель видел, что у водопада, под небольшим каменным козырьком, растет кустик, корнями цепляющийся за выемку в скале, а на нем птица свила гнездо. Там, среди бушующей падающей воды, несмотря ни на что, она спокойно высиживает птенцов.
Именно эту картину выбрал король, сказав в назидание придворным и хроникерам: «Душевное равновесие возникает не там, где тихо и мирно, нет шума и беспокойства, а там, где при всех жизненных невзгодах мы умеем, благодаря силе души, сохранять безмятежность и спокойствие. Важно не что мы воспринимаем, а как.
Человек — очень сложная система, равновесие которой зависит от состояния всех элементов. Трудно говорить о душевном равновесии, когда расшатано здоровье, навалились болезни и не удовлетворяются потребности: физиологические, духовные, эмоциональные, интеллектуальные.
Душевное равновесие — итог правильного миропонимания, в котором нет идеализаций, чрезмерных радостей и страданий, сильных привязанностей к деньгам и материальным благам. В таком состоянии у нас есть возможность сосредоточиться на цели, задаче, смысле, решении и достижении.
Преподобный Серафим Саровский говорил: «Чаще смотри на небо, а не под ноги — и будут твои мысли ясные и легкие. Больше молчи, чем говори — и в душе твоей поселится тишина, а дух будет мирным и спокойным».
Э. Берн в книге «Игры, в которые играют люди» пишет: «Чаще всего в игры играют люди, потерявшие душевное равновесие; в целом можно сказать, что чем больше встревожен человек, тем упорнее он играет». Душевное равновесие прописывается у того, кто доволен жизнью и благодарен судьбе за нее.
Как сложится судьба, никто не знает…
Живи свободно и не бойся перемен.
Когда Господь чего-то забирает, Не упусти того, что он даёт взамен.

О. Хайям

Что излучаешь — то и получаешь, каковы мы — таков и видимый мир. Для человека, пребывающего в состоянии душевного равновесия, мир раскрывается во всем разнообразии. А зависит оно во многом от того, нашли ли мы свое предназначение, занимаемся ли саморазвитием, стало ли оно источником радости, воодушевления и вдохновения. Причем не где-то в пещерах Гиндукуша или на пляжах Ауровиля, а там, где живем мы сами, наши родные и близкие. «Если ты в день бедствия оказался слабым, бедна воля твоя» (Притч. 24:10).
Коротко перечислим искажения, ведущие к потере равновесия:
1. Желание получить все и сразу, мышление по принципу «все или ничего».
2. Драматизация как оценка того, что есть вокруг (прошлое, настоящее, будущее), в негативе.
3. Дискредитация позитивных моментов, интерпретация позитива как негатива.
4. Эмоциональная доминация, когда чувствование идет наперекор/вопреки фактам.
5. Рациональная доминация, когда логическая, рациональная составляющая идет наперекор ощущениям.
6. Приписывание другим умения читать ваши мысли и немедленно их реализовывать.
7. Генерализация, обобщение единичных данных и их распространение на все вокруг, когда «обжегшись на молоке, дуют на корову».
8. Мания величия — постоянное видение себя причиной всего вокруг и прочее.
Человек — структура многосоставная: биохимическая, физиологическая, психологическая. Плюс энергоинформационный элемент, создающий триединство Тело — Дух — Душа. Данная конструкция нуждается в энергетическом и информационном обмене с окружающим миром во всем разнообразии его проявлений, а следовательно, в развитии потенциала.
Значит — делай, что можешь, там, где можешь, и с тем, что есть.
В наличии у нас только мы сами.
За счастьем человек бежит, а оно под ногами лежит.
Общее место: день сегодняшний — хронический стресс, эустресс и дистресс. Все мы варимся в одном котле, а в нем прохладного местечка нет. Каждый в той или иной степени испытывает все трудности жизни в быстро меняющемся социуме, стране и среде.


Парадигма изменений перешла в парадигму нестабильности. Причем давно.


Мы движемся от одной нестабильности к другой. И, не осознавая этот факт до конца, как генералы, готовимся к прошедшей войне, отстаем от времени, неимоверно быстро меняющего все вокруг. Тот факт, что время бежит с невероятной скоростью, приобретет значение, когда оно может быть использовано как повод для пересмотра ситуации.
Для нашего душевного равновесия важность гармоничного развития всех компонентов имеет архиважное значение. Если применить метафору, нас можно представить в виде цветка на стебле с равновесной чашечкой лепестков. Решать задачу вхождения или создания в себе равновесия нужно комплексно. Включая вопросы главных факторов, связанных со всеми аспектами здоровья. Структурно. Как систему теоретических и практических представлений, связанных между собой общим смыслом, идеей и технологиями. Только сбалансированное раскрытие и развитие разных потенциалов может быть определено как гармония, иначе — одностороннее и дисгармоничное развитие.
Я воспользуюсь разработками, которые предложил В. А. Ананьев (19562007) под названием «Цветок потенциалов». Здесь все расписано емко и мудро — грех не обратиться к такому опыту! Я не умнее и не мудрее автора, лишь взгромоздился на его плечи, и мне отсюда, из этой позиции, видно дальше.
Концепцию «Цветок потенциалов» Ананьев представил в виде рисунка с изображением цветка, имеющего семь лепестков, каждый из которых означает потенциалы и отражает душевное, духовное, продуктивное, социальное, телесное и интеллектуальное здоровье человека. Как дополнение, седьмой лепесток — душевное равновесие. Каждый потенциал важен, зависим и взаимосвязан с другими потенциалами. Если нужна здоровая и благополучная личность, нужно последовательно развивать все составляющие цветка, так как это органично-целостная система теоретико-практических представлений, объединенная смыслом, идеями, целями, практиками.
Прикладной целью работы с потенциалами является создание возможностей, необходимости, условий для раскрытия каждого из них, в меру актуальной потребности. По запросу: «Не буди спящего, накорми проснувшегося». Семь лепестков цветка объединены в центре потенциалом равновесия, который их питает. Но даже идеальный цветок не может расти просто так, в пустоте. Ему нужны свет, небо, корни, почва, воздух. Атмосфера формирования и питательные первоэлементы содержатся в духовном потенциале. Корни обеспечивают устойчивость в зыбкой среде, погружены в почву традиции, состоящей из наследия культуры, цивилизации, этноса, народа, семьи. Свет вышний присутствует везде, если, конечно, поднять голову и посмотреть на небо.
Чтобы на практике применить это знание, требуется время, знание, желание, упорство, терпение и многое иное, что будет развивать нас в процессе. Итак, вот лепестки «Цветка потенциалов»:
1. Потенциал разума (интеллектуальный аспект)
Способность развивать интеллект и пользоваться им. Умение накапливать информацию, переводить ее в знания и воплощать их в жизнь. Включает основные установки, ценности, убеждения, метафоры жизни, мысли. Развитие — в умении пользоваться интеллектом и учиться. Главная задача в том, чтобы не страдать от собственных знаний, приспосабливать этот инструмент для развития.
2. Потенциал воли (личностный аспект)
Способность к самореализации. Умение ставить цели и достигать их, используя доступные ресурсы1261. Также самодисциплина, необходимая для продуктивного, деятельного проживания. Развитие потенциала включает формирование навыков принятия решений, умения сказать «нет», постоять за себя, определять сферу ответственности, ставить тактические и стратегические цели, соединять их со смыслами, адаптивность, Воля — источник активности, она помогает раскрыть потенциал.
3. Потенциал чувств (эмоциональный аспект)
Способность человека выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других. Повышение его уровня подразумевает развитие умения культивировать собственные чувства, что означает их цивилизованное выражение. Сюда относятся способности к осознанию, пониманию, управлению эмоциями, а также научение способам реализации чувств — это важная задача, способствующая формированию культуры эмоционального фона (настроения). Гнев, вина, тревога, беспокойство, печаль — нормальные переживания, но имеют отрицательное значение, когда человек их реализует вовне или внутри, разрушая других или себя. К развитию потенциала относятся способности осознавать и распознавать эмоции, регулировать и управлять их проявлениями.
4. Потенциал тела (физический аспект). Это, в первую очередь, развитие способности развивать физическую компоненту здоровья, «осознавать» телесность не просто как наличие тела, но как свойство личности. Этот потенциал характеризует личность и на поведенческом уровне, и на уровне интероцептивных ощущений. Сюда входит так называемый «телесный интеллект» — рефлексия, дифференциация в теле разных модальностей (визуальных, слуховых, тактильных, обонятельных, вкусовых ощущений). Кроме того, в него входит использование ощущений при повышении уровня культуры питания, во время занятий физкультурой, а также уровень удовлетворения сексом. Цель — познание тела, изучение его языка как системы раннего оповещения, развитие навыка контролировать мышечные зажимы; быть устойчивым, гибким, спонтанным, телесно-равновесным. Сюда же входит овладение навыками психогигиены и получение радости от вещного мира.
На помощь здесь приходит индустрия красоты. Ее задача — внушать неуверенность в себе. Нужно, чтобы мы чувствовали себя недостаточно красивыми и ущербным: не такие губы и щеки, много морщин, грудь маленькая (в целом формы), натуральный цвет волос не идет, лысина — лишнее. И вообще! Нужно менять все. Сложно остаться уверенным в себе, когда со всех сторон постоянно твердят про возраст, внешность и стандарт. А стандарт — то, чего в тебе не было и нет, НО его сделают в тебе и на этом заработают.
Общая тенденция, без гендерных различий. Каждому предоставляется суррогат, выдаваемый за подлинник (п. 11).
5. Общественный, социальный аспект, определяемый как способность человека быть синхронным, резонансным с социальными условиями, социумом и субкультурой. Сюда входит развитие уровня культуры общения, социального интеллекта, коммуникативных навыков, альтруизма, сопричастности к человечеству. Неспособность может быть источником асоциального поведения. Полноценное общение возможно, когда партнерские отношения честны, неформальны и искренни, идет обмен ресурсами (время, вещи, деньги, информация, чувства и проч.).
6. Креативный, творческий аспект.
Способность к созидающей активности, умение самовыразиться за рамками стандартных решений, поступков, мыслей, чувств, целей, задач, знаний и смыслов. Это созидание себя при помощи одухотворения материи, в том числе формального искусства. Развитие в себе адаптации к миру. В поле креативности интегрируются все три уровня организации: когнитивный, эмоциональный, поведенческий. Его раскрытие дает возможность выразить себя через разум, чувства, эмоции, ощущения, поведение. Это мощный фактор развития, детерминирующий готовность меняться, преодолевать стереотипы. Для чего необходима внутренняя свобода и умение перешагивать границы. Важно развивать доверие к своей творческой части, учиться генерировать идеи, завершать задуманное и получать продукт.
7. Духовный потенциал — основа, стебель, к которому крепятся лепестки-аспекты.
Способность реализовать и воплощать высшие ценности в жизнь. Творить добро, отстаивать справедливость, подставлять плечо, держать слово и т. д. через самореализацию. Это и есть подлинное духовное развитие — выявление в себе, поиск, нахождение и использование новых качеств, которые есть, но которыми пока ты не пользуешься. Проявление в себе Его образа и подобия.
Данный потенциал можно раскрыть, создав атмосферу принятия себя и других, в которой открывается доступ к состоянию любви, веры, чистоты и надежды, формируется опыт переживания высших состояний любви. Это стержень, на котором произрастает Цветок потенциалов — основа гармонии личности. Корни «цветка» погружены в традиции. Его нельзя нарастить с помощью так называемых духовных практик, когда мощным ментальным усилием вращают тысячелепестковый лотос вокруг макушки, медитации на рассвет над Гангом, хождения по стеклу или углям, созерцания пламени свечки или собственного пупка. Все начинается дома! Не нужно искать добрых дел на стороне. И добрые дела, и добрые отношения начинаются и заканчиваются дома. Проверкой доброты является наше отношение к ближним и домашним. Добрый человек добр везде и, в первую очередь, в своем доме и семье.
Стресс нас активно «пинает» на пути к развитию. Помогает и принуждает успешно, творчески и разнообразно, в каждом отдельном случае активно переводить проблему в задачу. Дистресс и эустресс, наоборот, усугубляют проблематику, переводят ее в заученную беспомощность и заставляют нас прибегать к неким эрзацам, заместителям и суррогатам развития, так называемым симулякрам (п. 11).
Не зная принцип создания сферы равновесия, сложно предметно зафиксировать, понять, увидеть и успешно использовать новый шанс, который обычно дается под видом неприятностей для удачного выхода из кризисной ситуации; без потерь, но с приобретением умения развивать собственный потенциал.
Наша задача — получение навыков в повседневной жизни для успешного раскрытия у себя и в себе каждого потенциала с помощью фиксации внимания и осознавания. Они в любой момент помогают нам усилием воли деавтоматизировать навыки восприятия, адаптивности и способности быть равновесным везде, где необходимо. Так «минус» переводится в «плюс», мы учимся искать, замечать, находить и пользоваться ресурсами, имеющимися в зоне доступа, а также переводить проблемы в задачи.
В центре лепестков я расположил душевное равновесие, которое образуется у того, кто доволен и благодарен всему, что его окружает, и себе за свою жизнь. Такое равновесие — результат умиротворенности. Это состояние покоя и благодати, умеренности в мыслях и желаниях, миролюбия и спокойствия. Те, у кого оно есть или приобретено, живут в согласии с разумом и душой. Чувства таких людей не расходятся с мыслями, мысли — со словами, а слова — с поступками. Это не равнодушие и не буддийская нирвана, а вполне жизненное и активное динамичное состояние.

— Сердце не забывай чистить.
— Как?
— Покоем.
— Что такое покой?
— Отсутствие ненужных мыслей.
В горах самый короткий путь — тропа. Любые попытки срезать ведут в бурелом, тупик или к пропасти. В жизни, как в горах, нет коротких срезов, простых решений и тайных лазеек. Любой, кто говорит, что с ним вы достигнете результатов просто и легко, врет. Он заведет к обрыву, в тупик/чащу, откуда придется самостоятельно выбираться.
Оптимисты! Легких решений нет. Бегите от ложной легкости, в итоге усугубляющей ситуацию. Проблема в отношениях не решается новыми позициями в сексе, трудности с ребенком — покупкой игрушек или чтением мама-блогов. Сложности с собой не исчезнут, даже если вы назовете их возможностями. Спасибо, конечно, духовным практикам, но, сидя на попе ровно в зале для медитаций, трудно чего-то достичь.
Пахать надо. Много и желательно в группе. С инструктором как точкой постоянной обратной связи. Не стоит недооценивать собственную решимость жить счастливо и в радости, свой запас сил на труд, старание и выполнение рекомендаций. Иначе не бывает, быть не может и не должно. Вам как: быстро и на халяву — без труда и усилий, или вы адекватны?
Бифуркация1301 — выход к цели через равновесное решение, когда можно осознанно смотреть на происходящее и, делая выводы, принимать нужное решение. Беспокойство не устраняет завтрашних проблем, но забирает сегодняшний покой. Мы это знаем-понимаем, но почти всегда трудно справиться с навязчивыми и тревожными мыслями. Это переизбыток энергии в каналах, отвечающих за переживания, эмоционально-чувственные реакции. Помочь же способно лишь равновесное состояние.
Тревожность не появляется на ровном месте. Это некомфортное состояние мы рождаем сами непрерывным потоком мыслей, всплывающей из прошлого тревожностью, плохо усвоенным опытом, родовыми страхами и массой тому подобных вещей. Мы рефлекторно (п. 7–9) реагируем на тревожную мысль и повторяем ее как мантру: «Вот как выскочит, как выпрыгнет!» Прокручиваем в голове тревожные сцены личного ада. Для психики не имеет значения, реальна тревога или надуманна, ее ожидают или она уже была в реальности. Особенно если к процессу пугания себя подключился гормональный фон (п. 8–9). Анатомию и физиологию никто не отменял, и чем дольше, тем сложнее разрешить ситуацию (п. 10–12).
Умение отделять проблемы от задач — показатель зрелой психики. Кстати, само умение — уже обряд перехода. Если вы постоянно и многократно «пилите опилки в голове», вас заманили в ловушку саморазрушения (п. 10–12). Для одного это норма, для другого — ресурс в виде переизбытка энергии, пока находящейся в иных системах. Фиксация нам в помощь (п. 13). Мгновенного результата не будет. Эффект — вершина пирамиды, которую мы постепенно строим из себя. Не таблетка, а навык, «мышца», которую нужно тренировать.
Для изменения шаблонов поведения и мышления потребуются усилия, сила, воля и сила воли. С их помощью можно довольно быстро выработать новый навык. При условии регулярной работы устойчивые результаты будут заметны уже через две-три недели.
Для начала — приобретите навык получать обычное расслабление.
Особое внимание — на расслабление нижней челюсти и языка, плюс контроль дыхания. Время — минута. Фиксируете цикл дыхания. Минуту можно найти всегда, даже не меняя привычный ритм жизни. Практика применима везде и повсюду: во время прогулки, стояния в пробке, поездки в транспорте и прочее. И так пять-шесть раз в день.
Задача — фиксировать, как воздух входит и выходит из легких (через нос или рот). Любые отвлекающие мысли — налево, к «восьмерке» (упражнение «Восьмерка» см. на с. 160) и опять фиксация внимания на вдохе-выдохе. Это и есть практика наблюдателя.
Фиксация нужна и хороша, когда требуется быстрый выход из тревожного состояния, для прерывания хоровода мыслей; когда нужно взглянуть на ситуацию со стороны, а упражнение «Взмах»1311 в силу разных причин выполнить нельзя.
Помните: «моя полнокровная жизнь = Я + мои обстоятельства».
Упражнение нужно для того, чтобы подготовить вас к более успешной практике более сложных техник и методик.

Алгоритм вопросов, которые нужно поставить перед собой, прежде чем приступать к любым упражнениям из какой-либо книжки

Выбросить дурь из головы можно. Но жалко.
Вдумчивый врач, психолог, специалист помогающей профессии и даже сам человек, желающий стать другим, лучше, более развитым, не ограничивает свои интересы запросом на снятие одного симптома. Они всегда пытаются разобраться и понять, как развитие повлияет на все, что вокруг и внутри. Изменение одного частного процесса сказывается на протекании всех других, и в организме, и в жизни. Какие изменения пойдут? Что надо принять? От чего бежать? Что и как будет меняться? Ответы помогут вам осознать степень своей готовности к изменениям. Ответы желательно фиксировать, чтобы потом их проанализировать, сделать выводы, получить опыт (п. 13-3, 4, 5), уточнить запрос и происходящие изменения.
Итак, вопросы:
• Что вы хотите изменить в себе (метафоры, сравнения, эпитеты, ассоциации)?
Ответ помогает сформулировать более точный и четкий запрос к тому, что происходит в жизни/организме.
• Чего мне не дают сделать неудовлетворяющие меня ситуация, состояние, душевная боль?
Ответ поможет определить, какие желания, ресурсы и потенции заблокированы.
• Что во мне не дает мне меняться, заставляет поддерживать дискомфорт и душевную боль?
Частица «не» фиксирует ограничения и то, какие «я хочу» заблокированы, а также помогает понять вторичную выгоду от стагнации, остановки в развитии. Позволяет найти проявления механизма компенсации.
• Что я смогу, избавившись от устаревших установок, ложных запросов и душевной боли? Что тогда удастся сделать нового? Как изменится моя жизнь?
Ответ выявляет волю, умение и навык жить с новым состоянием, выявлять потребности, заблокированные ложным посылом или ложной установкой.
• Как изменится моя жизнь, когда я изменюсь? Что нового? Хорошего? Плохого?
Ответ выявляет систему верований, страхов, фобий, наказов и установок, которые блокируют «я хочу», «мне надо» и «я должен себе», тормозящих потребность в развитии, создающих дискомфорт, душевную боль, неуспешность, недомогание и депрессии.
Будьте честны. Это изменения, которые обязательно будут у вас и в вас, а не их имитация.

Времени много создал Уранид, только много не значит — бессчетно.


А. Валентинов. Вернусь не я


Поначалу любая практика дается легко и результат очевиден. Трудности жизнь откладывает на потом. Тогда потребуются немалые дополнительные усилия, чтобы их преодолеть и достичь результатов, сходных с теми, которые легко получались в начале практики. Видимо, это своеобразный аванс, который некто дает на время и взаймы, чтобы сподвигнуть на занятия. Других объяснений у меня пока нет.
Что еще? Как только вы начнете меняться, тут же вокруг и около начнут происходить не самые приятные ситуации и события, которые будут мешать. Чаще всего, это феномен тяготения системы к стабильности. Ваши близкие хотят, чтобы вы оставались в привычном для них амплуа. Не со зла. Вы — часть их мира и деталь психики. Ваше изменение будет дискомфортно для них, вызовет бессознательное сопротивление. Вы будете другим, а значит, не опознаваемым сразу. Немного, но чужим.
Вероятно, из ХХ века — века вещей1431 нам достался термин «озабоченность статусом». Это беспокойство о собственном месте в мире и обществе, о собственной опознаваемости. Чтобы сразу становилось ясно, кто ты, куда идешь, победитель или проигравший. Видно не по внутреннему наполнению, а внешне, что переводит категорию внутреннюю в социальную. Забота о статусе лежит в убеждении, что от него зависит отношение к нам большинства людей. Узнают, что назначили на новую должность, — станут уважать. Узнают, что уволили, — будут жалеть, сторониться, игнорировать, избегать.
Наше эго, или Я-концепция, может быть представлена в виде воздушного шара, из которого уходит воздух. В него нужно постоянно добавлять гелий/водород. Раз сдувается, значит требует постоянных внешних вливаний, видимых проявлений любви, постоянного уважения и навязчивой заботы, чтобы оставаться на высоте. Поэтому эго уязвимо, чувствительно к уколам — пренебрежению, фамильярности, невниманию, манкированию, амикошонству. Мы излишне сильно надеемся и рассчитываем на сигналы уважения от внешнего мира, чтобы по этому поводу можно было принять самих себя.
Такая ситуация обычно проявляется в случаях, когда общество выходит за границы утоления базовых нужд и потребностей и появляется свободное время, ресурсы, блага, роскошь. В современном мире мы задумываемся о таких вещах, сравнивая наши достижения с успехами людей, которых считаем равными, или просто завидуем: «Надо же!
Такой молодой, а уже сын генерала!» Мы можем на ровном месте начать тревожиться о собственных недостатках или ущемленном самолюбии. Приятель/подруга наивно (а может, из садистских побуждений?) делится с нами тем, что для него/нее является хорошей новостью: кто-то получил должность, выгодно вышел замуж/ женился, вошел в список «чего-то», получил деньги…
Озабоченность важна, и сей факт активно эксплуатирует реклама, усиленно внушающая, что есть вещи, которые нас «за нас» сделают, покажут успешность и дадут возможность ощутить счастье (п. 10). Если у нас их нет, нам намекают, что мы «не совсем того», лузеры, и дела наши никуда не годятся: «Жужа! Он не знает, что такое дифлопе!» Если мы не потратились на часы Parmigiani Fleurier Fibonacci, у нас все плохо.
500 лет назад и сейчас нас обманывают (п. 10), а вероятность достичь вершин общества «легко и просто» остается такой же минимальной. Стать успешным, как М. Цукерберг, в наше время так же реально, как 400 лет назад стать Королем-солнцем Людовиком XIV. Нам же внушают: «Ты можешь все», «Кухарка должна управлять государством!» Тогда войдите в совет директоров Сибнефти за три года, в палату лордов Соединенного Королевства через год, получите в личное пользование весь запас форта Нокс в качестве прибавки к пенсии.
Вот небольшой тренаж, чтобы вы удостоверились на собственном опыте, что мы можем многое — но не всё.
Выделите пару минут. Так, чтобы вас никто не видел, иначе начнутся ненужные советы, смешки, любопытство, ирония, помехи. Широко откройте рот и громко произнесите звук «П». Если упражнение получилось, можете с легкой душой переходить к аналогичному произнесению звука «Ф».
Мы готовы принять себя лишь в том случае, если будем иметь столько же или больше, чем у людей, с которыми выросли, работали, пили, нарушали, дружили, идентифицировали себя в обществе. Вывод прост: выбирать окружение из тех, кто достиг или достигнет меньшего, чем вы. Ощущение счастья может на какое-то время поддержать и повысить самооценку, а депрессия как тоска по счастью способна подтолкнуть к неприятным коллизиям или нешуточным «хлопотам в казенном доме» (пп. 10–12).
Мы интересуемся миром, только когда у нас возникают проблемы. Страдая, начинаем думать. Осознание, что мы включены в этот процесс, помогает переместить боль в контекст, понять ее истоки, примириться с ней или сублимировать ее во что-то значимое не только для нас. Но ум периодически отказывается принимать правду, до тех пор пока его не подтолкнут к этому важные обстоятельства. Пока машина ездит, зачем знать, как она устроена? Пока любимый человек клянется в верности и любви, с какого… нам выстраивать отношения?
Личный опыт страданий у художников играл ведущую роль при создании шедевров. Уныние само по себе непродуктивно. Проще быть одиноким, чем написать «Цветы зла». Проще страдать, нежели создать «Страдания юного Вертера» (п. 13-3). Серьезная причина, по которой страдание можно возвести в культ, — то, что оно открывает возможности интеллектуального и творческого познания, ведения актуального диалога с миром: «Новые шансы даются нам под видом неприятностей» (В. Годгивз).
Искусство диалога состоит в том, чтобы давать нужное партнеру и получать от него необходимое нам сегодня и сейчас. Ресурсы, внешние и внутренние. Они включают такие важные ценности, как надежда, вера и мужество. Каждый обладает тремя самыми важными ресурсами, способными помочь успешно перевести любую проблему в задачу:
• надежда — обеспечивает готовность к встрече с будущим, саморазвитие и видение перспектив, что способствует жизни и развитию;
• вера — помогает осознать существование массы возможностей, необходимость вовремя их обнаружить и использовать;
• душевная сила (мужество) — помогает защитить надежду и веру, дает способность сказать «нет», когда мир хочет услышать «да», и наоборот.
Об этом пишут много и часто. Общаясь со всем, что нас окружает, мы смотрим в зеркало и видим, нравимся себе или нет. На этом основаны техники манипуляции. Умные люди позаботились о нас и сформулировали принципы амортизации, согласия с партнером без ущерба для общения:
• спокойно принимай комплименты;
• если предложение устраивает, соглашайся с первого раза;
• не предлагай свои услуги, прежде чем не сделал свои важные дела;
• предлагай помощь и сотрудничество только один раз;
• не жди критики со стороны, критикуй себя сам.
Как видите, ничего сложного. Эти принципы в качестве учебнотренировочного процесса и предлагается вам постепенно внедрять в свою жизнь. Учитесь на примерах тех, кто рядом. «Учителей — навалом. Учеников нет». Высказывание вполне в духе св. Симеона Афонского: «Бог нас всегда окружает теми людьми, с которыми нам необходимо исцелиться от своих недостатков». Это и есть «точка сборки» для поддержания внутреннего равновесия.
Как противопоставление статусу, у нас давно появилась потребность в индивидуальной идентичности и связанном с этим состоянием внутреннего равновесия. Спокойствия как внешнего проявления внутренней силы. В тщеславии1441 мы становимся наглыми перед Ним и трусливыми перед людьми. Тщеславный человек ищет одобрения у людей, и неважно каких. Тех, что рядом или «ва-а-аще», которые не в курсе, что ты есть на белом свете.
До Дарвина ответ был очевиден: «Господь создал Адама по своему образу и подобию, как отражение Его Идентичности, и тем самым завещал человечеству блаженство и отчаяние индивидуализации и безверия». Лучшего объяснения еще не придумали. Рай много раз подвергался утопическому переосмыслению со времен отторжения человека от единства мироздания, которое навеки привязало человеческую идентичность к способу производства, совместному труду, технологической и социальной гордыне.
Как-то раз житель Новой Англии работал у себя в саду. Проходивший мимо священник поздравил его с хорошим урожаем, выращенным с Божьей помощью.
— Да, — ответил тот, — а видели бы вы, каково приходилось Господу одному.
Бог не мертв, лишь поставлен на то место, где Его хотят видеть, не думая о том, что именно Он создал Мир. Идентичность получилась такая, что трудно придумать хуже. Проще и значимее считать себя развитым потомком макаки, а не Его?
То, что со мной происходит, должно чему-то меня научить. Как видите, все это вы уже умеете. И даже используете.

Когда мечтаете, ни в чем себе не отказывайте!
«В этом твоя проблема. Ты не хочешь влюбиться по-настоящему. Ты хочешь влюбиться, как в кино» («Неспящие в Сиэтле»). Так выглядит замещение (п. 10) очень важных для нас качеств — подлинных витаминов чувств, эмоций, страстей, склонностей, душевных порывов, ощущений — на таблетки из баночки.
Мы живем, чтобы чувствовать! Даже «сухарь», три десятка лет корпящий над некой теорией, в конце хочет получить в качестве награды (п. 5, 6) яркую эмоцию «Я это сделал, и никто другой!!! Я!!!». Ради этого мы живем, хотя чаще всего не отдаем себе в этом отчета. Привыкли пользоваться подделками, заместителями, суррогатами (п. 10), забыли вкус натурального продукта (п. 4–6). Почти все современные тренинги направлены на восстановление эмоционально-чувственной сферы: тому, что раньше умели получать даром, теперь приходится учиться. «Штурвал» вам в помощь!
Психоэмоциональная сфера человека представляет собой сложное хитросплетение элементов, которые позволяют переживать происходящее вокруг, внутри, при взаимодействии внутреннего и внешнего. Она полноценно развита, когда у нас выработан навык ведения диалога147].
Данная сфера делится на четыре компонента:
• Окружающий фон — как реагирование в форме переживания, задающего состояние организма. Он информирует организм, насколько удовлетворены его текущие потребности, комфортно ли сейчас.
• Эмоции — как субъективные переживания, касающиеся ситуаций и событий, важных для нас.
• Чувства — как наше устойчивое эмоциональное отношение к чему-либо/кому-либо. Они всегда субъективны и появляются в ходе взаимодействия с окружающим миром.
• Состояние — обычно не направленное на внешний объект, отличающееся продолжительностью во времени и устойчивостью. Запускается ассоциациями, эмоциями и чувствами, но при этом существует как бы само по себе. Состояния разнообразны, все в них определяют «нюансы оттенков».
Эмоциями управлять нельзя. Можно лишь научиться управлять их проявлениями и пользоваться ими как ресурсом.
Например, девять самых приятных звуков для уха человека, которые стабилизируют эмоциональный фон. Вы в курсе, что секундный звук способен изменить настроение на целый день?
Хруст снега. Найти нетоптаный и свежий, хрустящий снег в городе непросто, но если это удается, настает время расслабления, особенно подходящее для свиданий. Конечно, лучше прогуливаться по снегу ночью, так проще услышать хруст. Зима случается лишь раз в году, но и летом есть что послушать.
Шум прибоя. Повезло тем, кто живет у моря. Жители таких мест проводят на побережье много времени, летом и зимой. А шум прибоя длится вечно…
Потрескивание поленьев в костре или камине. А ведь можно совместить! Провести вечер у моря, разжечь костер — и наслаждаться и прибоем, и нежным треском горящих поленьев.
Журчание ручья. Найти такое удовольствие в условиях города трудно. Вероятно, многие городские вообще никогда не слышали этот звук, а значит, у них есть лишний повод отправиться отдыхать на природу.
Заразительный, искренний смех. Не тот, который звучит за кадром в современных комедиях. Смех продлевает жизнь, создает радостное, хорошее настроение. Не только тому, кто смеется, но и окружающим.
Дождь наполняет корыто. Звук дождя, но в ином контексте. В интернете можно встретить много творческих работ, связанных именно с этим — дождь способствует романтическому настрою.
Кошачье мурлыканье. Кошки — милые и непредсказуемые. Почти любая девушка хотя бы раз да назовет себя кошкой. Даже некоторые мужчины носят прозвище «Кот».
Птичье пение поутру. Один из самых приятных будильников. Если утром, когда просыпаешься, рядом еще и мурлычет кошечка, испытываешь райское наслаждение.
Стук дождя по крыше дома. Хорошо, что дождь не заканчивается мгновенно и мы можем насладиться его постукиванием.
Как управлять проявлениями своих эмоций? Реальность такова, что нам трудно расслабиться: тревоги, неопределенность, сложности, неуверенность в будущем, семейные неурядицы, «квартирный вопрос»… Знакомо до боли. Поэтому очень трудно справиться с эмоциями, сохранить разумное спокойствие, укрепиться и воспрянуть духом.
Насущным стал вопрос о том, как справиться со всем этим, сохранить спокойствие и наслаждаться жизнью.
Вы не в духе, но вам дают на руки маленького ребенка с просьбой занять его. Вы сразу начинаете «излучать тепло». Не потому, что ребенок так на вас действует, а потому, что вам нужно его успокоить. Эмоции запустили вы сами, так как умеете это делать. События в жизни — не более чем повод для переживаний. Переживания запускаются не жизнью, а человеком. Каждый должен уметь в нужную минуту переживать то, что требуется, и освобождаться от того, что мешает (работать, грустить, быть счастливым, делать счастливыми других).
Речь идет не о видимости и «душевной косметике», а о естественных переживаниях. Я не в восторге от человека, который, кипя внутри, сохраняет внешнее спокойствие. Нечем хвастаться и тому, кто научился гасить раздражение и быстро «отходить»: он копит раздражение и обиды.
Настоящий хозяин — не тот, кто может наводить порядок, а тот, кто способен не допустить беспорядка в своем доме. И в своей душе.

Наряду с разумом человек одарен архиважнейшим качеством — силой воли. Большинство путает ее с обычным упрямством, упертостью, желанием. Сила воли — иное, нечто большее. Ее истоки в глубине души, она проявляется как мощное внутреннее давление, побуждающее нас осуществлять задуманное, преодолевая любые преграды. Выражение «есть сила воли» — вещь конкретная и подразумевает, что человек подчиняется жесткой дисциплине для достижения своей цели.
Эта сила, способность к самостоятельному усилию у всех проявляется несправедливо и по-разному. У одних ее много, другие ее почти лишены. Успех в значительной степени зависит от силы воли, настойчивости, способности работать, когда другие не могут, а также от умения волевым усилием преодолевать трудности, неприятности, неудачи.
Есть масса людей, которые, обладая талантами, навыками, способностями, развитым интеллектом и сенситивностью, не способны достичь в жизни значимого из-за нехватки силы воли. Есть и такие, кто добивается успеха не за счет запредельных способностей, талантов, интеллекта, а благодаря упорству, преданности делу и сильному характеру, что помогает преодолевать препятствия и достигать целей. Вот и несправедливость. У кого-то нет воспитанности, широты мышления, зато в наличии ограниченность, упорство, черствость, и он имеет больше шансов на успех, чем культурный и способный, так как первый не думает о том, что создает другим сложности или причиняет вред своими притязаниями.
Второму сложнее достичь успеха, например, в бизнесе: он боится, что его «не так» примут и поймут, не хочет кому-то помешать, стать занудой. Его волнует мнение окружающих, и это лишает напористости. Именно нехватка волевых качеств не дает развивать свои таланты и продвигать ценный продукт. Он или тосклив и уныл, или пассивен, так как не может влиять на активных, напористых и наглых, пока не разовьет у себя отвагу, напор, силу воли, смелость и разумную независимость от мнения других.
Замечено, что сила воли напрямую и тесно связана с энтузиазмом. Тот, кто способен ощущать энтузиазм по отношению к тому, что ему по нраву, близок к обладанию силой воли. Сила воли — равновесный, непрерывный, осознанный энтузиазм. Апатия и недостаток силы воли характеризуются равнодушием ко всему, отсутствием любви и интереса к себе и другим. Тоскливый, апатичный, безразличный человек никогда не добьется ни помощи, ни поддержки, так как не способен ввести в резонанс тех, от кого во многом зависит воплощение идеи в продукт (п. 4). Не сможет «заразить» их своим энтузиазмом. Видя человека без огонька, мы считаем, что в нем нет уверенности в пользе и качестве продукта, проекта или идеи, которые он продвигает. Он не в состоянии ни «продать» себя, ни продемонстрировать лучшие качества (идея, вещь, мысль, проект, чертеж) (п. 4).
Есть важная деталь. Это кризис (п. 12), о котором я уже писал, в тридцать три — некий порог. После этих лет заканчивается период обучения, мы встаем на самостоятельные рельсы. Традиции говорят, что до этого возраста человека поддерживают высшие силы, а далее мы предоставлены самим себе. Не знаю точно, но эффект похож. Будто до 30–33 лет вели и поддерживали, создавая буфер безопасности от собственных идиотизма и глупостей, а потом мы «вдруг и сразу» оказались один на один с миром. От того, насколько к этому моменту научились и набрались сил, зависит дальнейшая жизнь и продвижение.
Вот этапы, когда мы приобретаем возможность получить толчок для развития:
• От 0 до 14 лет — информация принимается и усваивается, энергия потребляется со стороны, как аванс.
• От 14 до 30 лет — информация активно добывается и структурируется, энергия вырабатывается самостоятельно, за счет создания индивидуальности.
• От 30 до 40 лет — информация активно используется, энергия создается в процессе труда и творчества (дружба, служба, любовь). Накопление, добыча, реализация — три этапа развития, три основных направления, три кризиса.
В последнем возрасте у организма наступает фаза перехода: до этого естественные силы были способны уравновешивать идиотизм нашего им управления, потом глупость перевешивает, и организм начинает медленно, но верно идти к смерти. Кризис (п. 12) дается нам как шанс. Он заставляет пересмотреть Картину мира (п. 1), установки, стереотипы, взгляды (п. 7-11). Кризис обычно связан с утратами: себя, близких, веры в людей, свежести чувств. А также с предательством, хворями, тупиком.
Если мы успеваем сообразить, что глупость при обращении с собой способна нас одолеть, начинаем учиться балансу, внутреннему равновесию и можем полноценно жить в те сроки, которые нам отпущены, с учетом самостоятельной коррекции.
Один из простых способов проверки — взгляд. Тот, кто больше тратит, чем копит и восполняет, смотрит как побитая собака — жалобно и просительно, его взгляд тусклый и слабый. Глаз не горит внутренним огнем. До тридцати трех взгляд горит у большинства: организм полон сил. А потом уже далеко не у всех. Я не предлагаю верить. Найдите время и присмотритесь, проверьте. Взгляды у большинства людей в возрасте за тридцать затухающие. Значит, есть фронт работ.

Чтобы сделать человека счастливым, заполни его руки работой, его сердце — любовью, его разум — целью, его память — полезным знанием, его будущее — надеждой…
Просыпаться утром, когда ничего не болит, — радость, дар и благо, которое мы не ценим. Нам порой просто не с чем сравнивать (и дай Бог, чтобы так и было). Мы очень неблагодарны, потому как свое хорошее здоровье воспринимаем как нечто само собой разумеющееся, данное навсегда, которое всегда в хорошем состоянии и с которым не нужно возиться. Опыт жизни в теле — урок заботы о нем как о храме, где живет душа, образ и подобие Его. Опыт бережного и вдумчивого отношения, осознанности. Так-то оно так, но это не мешает вечно быть чем-то в себе недовольными, самому и окружающим. Мы не умеем себя слушать и слышать. Любить тоже.
Не смешно ли? В попытках снискать собственное расположение можно полжизни копить на обещанное себе же счастье и проживать его наискосок, по диагонали, вскользь. Нужно просто остановиться и оглядеться. И окажется, что уже все есть, здесь и сейчас. Не хватает малости — собственного присутствия.
Мир, в котором живем, очень выматывает и неблагодарен. Мы устали даже от того, что просто живем в нем. Устали заставлять себя кого-то любить, заботиться, что-то безвозвратно отдавать миру, который, как нам видится, ничего не дает взамен. Устали от неопределенности, серых будней и бестолковых праздников.
Когда-то мы были переполнены светлыми надеждами и оптимизм перевешивал цинизм. Были готовы отдавать безвозмездно, даром. Утраченные грезы, разбитое сердце, обман, невыполненные обещания, неудавшиеся планы постепенно приземляли и возвращали нас с неба на землю. Мир не всегда был добр, мы теряли больше, чем находили. Так было. Итог — в нас не осталось огонька, вдохновения, чтобы попытаться начать заново. Мы все устали — каждый. И не представляем, как устало наше тело от незавершенных действий (п. 8-12).
Человек — создание не только одушевленное, но и телесное. События жизни, проблемные ситуации на работе и в семье вызывают не только душевный отклик, но и проявления в теле. Проблемы с телесным здоровьем, которые мы привыкли лечить у врача, чаще всего не что иное, как «невыплаканные слезы обид, тревог, рухнувших иллюзий и злости на себя и не весь мир» (п. 11). Боль и хвори являются символическим выражением глубоких, неосознанных и нерешенных внутренних проблем. А стойкий терапевтический эффект возможен только при условии соединения душевных и телесных ресурсов.
В момент поступления информации (п. 1, 2) тело готово к действиям, мы испытываем гамму эмоций, от жестко негативных до позитивных и сексуально окрашенных. Если действие совершается (п. 4–6), напряжение уходит, ситуация разрешена и наступает полное расслабление. Если реакции не последовало, она оказалась безрезультатна или бессмысленна (п. 7), напряжение (полное или частичное) осталось и приводит к блокировкам в теле. При этом на уровне социальной реакции ситуация «зависает».
Блоки связаны с характером действия и реагирования, появляются там, где произошла блокировка импульса, а не где попало. Если вы хотели высказаться, но не высказались, у вас сначала появится напряжение шеи, гортани, нижней челюсти, скул, носогубного треугольника и т. д. Это тема для огромного количества спекуляций, так как люди часто забывают, что реагирует ВСЕ тело, а не его части.
В результате получения негативного опыта сдерживания или переживания возникает постоянное напряжение, на которое слой за слоем будут накладываться напряжения при повторах. Как торт наполеон, где каждый новый слой связан с проблемой, аналогичной предыдущей (п. 8-12).
Далее, как только пришла стандартно неразрешимая ситуация (информация), в нас мгновенно пробуждаются ассоциации и воспоминания. Тело реагирует: что-то зажалось, скулы окаменели, в боку закололо, а внутри что-то «оборвалось», диафрагма спазмирует. Это и есть память тела о неприятностях, которые мы уже испытали и вроде забыли, но в теле они живут. Дурные воспоминания остаются в памяти мышц, зажимах и блоках, сковывающих тело панцирем. Пока мы съеженные/скукоженные, масса сил уходит на поддержание хоть какой-то формы, и нам не помогут никакие лидерские курсы. Главный источник зажимов — характер (п. 9), запечатленный в мышечных зажимах и привычной реакции тела на дистресс. Именно они диктуют нам стандартное поведение в дистрессе и кризисе (п. 12). Его реакции определяют стиль нашего поведения, привычку держать удар, осанку, двигаться.
Слова могут быть обманом, а телесное выражение состояний никогда не лжет. Выражение «по одежке встречают» характеризует отношение к нам, на которое мы первым делом наталкиваемся, общаясь с социумом как те, кого «обидела жизнь», или как «наглые рожи». От нас ждут совершенно иного, конструктивных предложений, например, а у нас «ужас сковывает члены». Нечего удивляться, что с нами поступают не так, как мы «заслуживаем»! Наша поза — уже сигнал, крик: «Вот я какой!» Правда, от этого не легче.
В поп-психологии много внимания уделяют межличностным конфликтам и способам их преодоления. Дают массу рецептов, как спасти семью, наладить общение, повысить самооценку, добиться признания. Но чтобы найти, нужно потерять! Разрушительное начало надо утратить — что-то должно отмереть, уйти и затаиться, насколько необходимо, чтобы отмерла прежняя сущность. Обращение внутрь исходит из желания скорейшей гибели истощенного старого «Я» и реализации телом нового содержания.
То, что отказывается признать психика, отражает тело.
Мы очень устали друг от друга — от игр, в которые играем; лжи, которую транслируем; неопределенности, которую дарим друг другу. Мы не хотим надевать маску, но и оставаться наивным недоумком тоже не нравится. Приходится играть нелюбимые роли и кем-то притворяться, потому что мы не уверены в своем выборе.
Сложно что-то делать, хотеть и предпринимать новые попытки, когда силы на исходе, а идеалы, в которые мы верили, кажутся наивными. Когда вы близки к тому, чтобы сдаться, рекомендую: «Не надо!
Бесполезно. Нужно сделать еще одну попытку. Изо всех сил!» Помните, в таких случаях обычных усилий недостаточно: «В зачет идут только усилия и сверхусилия!»
— Что значит «сверхусилие»? — спросил кто-то.
— Это усилие, превосходящее то, которое требуется для достижения данной цели, — отвечал Гурджиев. — Вообразите, что я шел пешком целый день и очень устал. К тому же плохая погода, холодно, льет дождь. Вечером я прихожу домой, пройдя, скажем, сорок верст. Дома готов ужин, тепло и уютно. Но вместо того, чтобы сесть ужинать, я снова выхожу под дождь, чтобы пройти по дороге еще три версты, и лишь потом вернуться домой. Это и будет сверхусилие. Идя домой, я совершал обычное усилие, которое не в счет. Я шел домой; холод и голод подгоняли меня. Во втором случае я иду потому, что сам решил идти. Подобного рода сверхусилия становятся еще труднее, когда я решаю идти не сам, а повинуюсь учителю, который в непредвиденный момент требует от меня новых усилий, когда я уже решил, что на сегодня усилий хватит.
Другая форма сверхусилия — выполнение какой-либо работы в более быстром темпе, чем требует ее характер. Вы делаете что-то, скажем, моете полы или колете дрова. Это работа на час. Сделайте ее за полчаса — это и будет сверхусилием.
Мы намного более оптимистичны, чем можем себе представить. Способны отдавать больше любви, надежд и душевного пламени, чем отдаем сейчас. Мы хотим немедленных результатов и сдаемся, если не видим сиюминутного эффекта (п. 7-12). Поэтому разочаровываемся. Не видим обратной связи (п. 13) и прекращаем попытки.
Никто из нас не может быть вдохновлен постоянно. «Батарейки» надо подзаряжать каждый день. Мы выдыхаемся, расстраиваемся, утомляемся и устаем. Тот факт, что переутомились и устали, не означает, что мы тут же выпали из течения жизни и стоим на месте. Все, даже гении, устают и отчаиваются, но восстанавливаются и создают шедевры. Вот и все!
Для начала сбейте привычный темпоритм жизни. Замедлите движения (они должны быть более спокойными), делайте все не спеша, плавно, осознанно и с удовольствием. Усталость объективна, бороться с ней не нужно. Достаточно задать себе вопрос: «Как сегодня мне отдохнуть? Полежать? Сходить в парк? Посидеть в кафе одному? Пойти в баню? Посмотреть фильм или послушать музыку? Заняться физкультурой?» Тогда будут результаты при занятии с телом. В нем обязательно начнутся изменения, благодаря нашим усилиям, которые всегда сопровождают развитие. Этот процесс еще не раз вдохновит на новые свершения. Одиночество портит всех, даже женщин: они привыкают все проблемы решать самостоятельно, ни на кого не полагаясь. Самое плохое то, что они перестают верить, что бывает иначе.
Что сделать, чтобы одиночество стало продуктивным? Нужно его дозировать (п. 13-3):
Во время плавания Тура Хейердала на судне «Тигрис» экипаж взял в качестве эмоциональной разгрузки (напряжение в замкнутом мужском коллективе всегда высокое) обезьянку. Ее любил весь экипаж. Но на третьей неделе плавания она вдруг стала себя вести настолько отвратительно, что подумывали, как бы ее взять за хвост и выкинуть за борт: шкодила, хулиганила, вредничала, пакостничала, злилась и дралась. Кто-то из членов экипажа сообразил оставить ящик из-под бананов и вырезал в нем отверстие, поставил в уголок. Обезьянка туда пряталась, так сказать, уединялась на 40 минут в день и вскоре опять стала прежним зверьком — веселым, милым, ласковым и беззаботным.
Представляете, стайное животное нуждается в одиночестве! Пусть и ненадолго. Так и нам, всем и каждому, регулярно и систематически необходимо выделять в жизни пространство и время, чтобы побыть ГАРАНТИРОВАННО одному. И чтобы покой никто не нарушал без нашего согласия. «У католиков не напрасно существуют retraites (убежища), куда приезжают и где временно живут “мирские”, как бы отбывая поверочные сборы, подобно солдатам, которые в гражданской жизни могут опускаться и забывать военное дело. Для христианства каждый христианин — солдат. И каждого надо сохранять в боевой готовности. Католики поняли это отлично. Не станут возражать и православные» (Б. К. Зайцев, «Афон. Путевой очерк»).
Важно! Это поможет успешно восстанавливаться и не чувствовать себя виноватым в том, что «бездельничаешь». На стройке особенно хорошо видно такое отношение к отдыху. Сидят рабочие. Тот, кто курит, — «перекуривает» и заслуженно отдыхает, а тот, кто «просто сидит», — лентяй?
Одиночество бывает четырех типов:
1. Одиночество вынужденное. Переселение на ПМЖ в другой город, страну. Новая работа в отдаленной и пустынной местности. Командировка туда же, работа лесником, егерем… Тяжелая болезнь.
Изоляция, бойкот. Неумение заводить знакомства, сложности в общении, запрет на него.
2. Одиночество из-за гордыни. Это в тех случаях, когда не видишь рядом никого, «равного» тебе по развитию, начитанности, образованности, духовности, интеллигентности, эрудиции, красоте, духовности: «И встретиться нам не дает размах наших крыльев!» Гордо и пафосно.
3. Одиночество из-за обычной усталости от всего — тела, души, психики. Из-за перегруженности от насыщенного энергоинформационного обмена, общения, дел, трудов, работы, дел и делишек.
4. Одиночество для переработки и усвоения полученного опыта, чаще всего духовного. Уединение всегда необходимо, чтобы приобретенный опыт стал своим, усвоился. В скиты, горы, пустыню, в себя уходили после полученного Откровения пророки, святые и мистики, желая усвоить полученный опыт, присоединить его к себе и выйти обновленными.
Дело за вами. Какой тип одиночества ваш (п. 13)? Исходя из него и нужно создавать, выстраивать процесс самовосстановления. Активно переводить проблему в задачу (п. 13-3, 4, 5) и не путать причины. Если устали, показан отдых, а не «К черту, к дьяволу, в монастырь!» Если неумение общаться, ему можно научиться. Если гордыня, то не знаю — как получится. Важно помнить, что подлинное одиночество наступает, когда некому сказать, что ты одинок. Остальное — иллюзия и привычка (п. 7-12).
Одиночество — хорошая вещь, когда есть кому сказать, что оно хорошо. Мне нравится эта шутка, потому что в ней присутствует лишь доля шутки.
Напоследок. Важное ощущение и фактор в жизни — так называемый основной инстинкт, то есть секс. Как ни парадоксально, но подлинная новизна возникает, только если хранишь верность одному партнеру. Донжуаны-куртизанки, как правило, лишены воображения. Что Мессалина, что Казанова — обычные лентяи. Почему? Потому что, как ни меняй позы, места коитусов, партнеров, аксессуары, «примочки», ты остаешься той же примитивной особью, неважно мужеского или женского пола. Примитивным поборником пути наименьшего сопротивления, своих шаблонов, стереотипов, привычек, зависимости, своеобразной «наркотизации» (п. 10). Чтобы хранить верность, необходимы навык, внутреннее равновесие и талант.

Все мы гении. Но если вы будете судить рыбу по ее способности взбираться на дерево, она проживет всю жизнь, считая себя дурой.


А. Эйнштейн


Под креативностью (созиданием) обычно понимается трансформация потенциала личности, который вступает в приемлемые для общества формы активности, создание нового и даже качественно нового продукта (п. 4–6). Нестандартно решить стандартную для себя задачу. Это конструктивно, потому что снижается внутренняя тревожность и достигается успех. При ее активном использовании замещается не сам желаемый объект, а способ взаимодействия с ним. Общий принцип: делать привычные вещи непривычным способом. Если привычной реакцией на замечание была агрессия, теперь «непривычная» — понимание, желание разобраться в ситуации, решить ее. Подойти к ситуации творчески (п. 13 — п. 3–5).
Способность к креативности у людей разная. Большинство на нее не способно и будет ждать момента, когда жизнь поставит в такие условия, что ничего не останется, кроме как переводить проблемы в задачи, а обиды — в победы. Напомню слова из романа «Вся королевская рать» о том, что добро нужно делать из зла, потому что больше не из чего.
Цель человека — творить, создавать что-то принципиально новое, никогда ранее не существовавшее. Одухотворять косную материю156]. Многие представили художника и полотно, писателя и книгу, скульптора, обтесывающего гранитную глыбу. Необязательно. Уникальное может создавать не только человек искусства. Юрист, нашедший новый подход к решению конфликта, — творец. Экономист, выдвинувший идею нового формирования бюджета, — творец. Кто-то из родителей, с блеском разрешивший вечный конфликт «отцы и дети», тоже. Как и тот, кто что-то в себе преодолел. Потому что косной материей может быть все, от «железяки» до самого себя (п. 4). Создавать нечто уникальное может каждый, кем бы он ни работал и какое бы место ни занимал. Правда, осознать это способен отнюдь не каждый, поэтому многие становятся шестеренками механизма под названием «общество», а не его двигателем.
Так проще и безопаснее. Когда человек решается создать что-то новое, он идет на большой риск. Новаторство обычно воспринимается в штыки, потому что хочется: «…чтобы было все по-новому, оставаясь по-старому». Что-то новое можно создать при условии, что творец не будет опираться на стандарт и стереотип, мнение Великого Среднего, а поскольку его роль и мнение все значимее, настоящих творцов все меньше.
Мало кто способен пойти на риск. А если авантюра? Кому это надо? Насколько оправдано? Звери не производят ничего нового, почти не развиваются, а если и развиваются, то в присутствии человека157]. Импринтинг (запечатление) представляет собой избирательную фиксацию в памяти значимой информации с ее последующим копированием. Вот и все. Как бы мы ни превозносились над зверьем, не всегда серьезно от него отличаемся, лишь в ряде случаев.
Да, мы можем создать науку, построить мегаполисы, машины и дороги, покорить космос, овладеть холодным термоядом… И что? Это цивилизация. А культура — умение и навык с пользой и без особого вреда их эксплуатировать. Мы можем контролировать свои действия, жить в рамках морали, не нарушать закон. Вы полагаете, если бы не было законов, люди жили бы тихо и мирно, исключительно в рамках человеческого поведения? Никто бы не воровал, не грабил, не «нарушал безобразия»? Ты — человек, пока творишь и создаешь новое. Животные на это не способны.
Одно из главных различий между нами и братьями нашими меньшими — способность и возможность создавать уникальное. Именно тогда мы приближаемся к Творцу и можем гордо называть себя «человеком». У многих найдется уйма оправданий, почему они не человекообразные и являют собой винтики в механизме, но ситуацию в корне это не меняет.

Г. Честертон сказал: «Многие догадываются о пользе исповеди, но мало кто догадывается о пользе отпущения грехов». Это принципиальный момент.
Почему покаяние, а не прощение? Потому что покаяние является важным условием трансформации и развития. Упоминание покаяния чаще вызывает отторжение. Кому-то оно представляется чем-то заорганизованным и тоскливым. У кого-то покаяние ассоциируется с дачей показаний на самого себя, когда жизнь заставила совершить явку с повинной. Хотя именно покаяние — основополагающая истина, существенное измерение нашей духовной жизни, без которого полнота человеческого существования недостижима. Оно подразумевает в первую очередь внутреннюю переоценку себя, критический самоанализ, способность взглянуть со стороны, осудить свои грехи и отказаться от них. Хотя бы на время.
Кто выходит победителем, прощая врага: враг или тот, кто его простил? Тот, кто простил, потому что борьба с ближними приносит страдания. Жизнь превращается в ад: сны, давление, голова… Все подчинено борьбе. Если кто-то сделал нам зло, отвечая ему тем же, мы проигрываем. Мы были спокойны, но явился злодей — и спокойствие исчезло. Он победил, посеял в нас свою злобу и неправду? Если мы не отвечаем ему злом и изгоняем из сердца злобу, не теряя разумной оценки жизненной ситуации, у нас крепкий сон, АД в норме, голова не болит и здоровье хорошее. Так нас не победить. Своим добром мы побеждаем без битвы.
Покаяние — не нарочитое самоуничижение, а мужественная правда о самом себе. Это метанойя, раскаяние, изменение ума. После него можно по-новому взглянуть на себя. Зрелище не для слабонервных, и святых повергало в ужас и содрогание. Никто не в состоянии выдержать всю правду о себе. Она дорогого стоит, открывает доселе неизведанный, реальный, наполненный жизнью мир, прекраснее и поразительнее которого нет.
Простить — значит принять. Вы не замечали, что легче сказать «извини», чем «прости»? «Извини» подразумевает вывод из состояния вины: пусть я буду не виновен; давай считать, что я перед тобой не виноват. Можно еще поиграть словами. Как в детстве, когда ребенок, залезая в буфет за вареньем, нечаянно разбивает вазу и банку и заодно может сказать: «Мам, я тут разбил немножко всякого, нечаянно. Извини меня». Не виноват, а «так получилось».
«Прости» означает «я виноват и признаю свою вину, отпусти мне ее». Такой я сегодня, но обязательно исправлюсь. Нет проступка, за который мы себя не простили бы и не оправдали. Тогда почему другие лишены этого права?
У Него, при посредничестве священника (п. 13), мы просим простить нас. Принять виноватого, грешного, какого угодно — но принять, поэтому: «Прости меня за прегрешения вольные и невольные», а не «Ну, извини
Есть два уровня раскаяния:
• влияет только на будущее;
• распространяется на прошлое, врачуя его. Раскаяние не отменяет сделанного, но в этом случае прошлое перестает активно влиять на настоящее и портить его, становится фактом биографии. Отпуская сожаления о несбывшемся/ несделанном, мы отпускаем свою часть вины за былое. Это активное обучение, которое должно быть не подготовкой к жизни, а самой жизнью.
Простить… Чаще всего прощение происходит так: «Я могу простить, но не могу забыть», «Так и быть — прощаю!», что равно: «Ну, погоди. Будет и на моей улице праздник!», «Дождусь и порадуюсь! Земля-то круглая». Частичное и поверхностное прощение можно сравнить с наполовину сделанной операцией. В обыденном сознании «простить» значит отложить обиду, в том числе на самого себя. Чтобы ее достать, когда будет можно предъявить счет за все страдания. Чаще всего этот момент никогда не наступает, но осадочек живет в душе и теле. Родовые установки менять сложно.
Лучший способ поддержать душевное равновесие — чистое сердце, ясный ум, умение прощать. Быть адаптивным. Неприятности записывать в актив, потому что они заставляют не спать. Наша задача в мире — выявить у себя наличие сердца и души. Для этого порой достаточно «выполоть сорняки» — ростки сопротивления и извращения голосов своего же разума, привычек, установок и глупости. Так можно возвыситься над природной ограниченностью, стать Образом и Подобием Творца.
Часто пишут, что настоящая любовь — лучшая защита. Далеко не все в нашем мире можно ею преодолеть. Любовь — одна, подделок — миллионы. Даже Он, Его апостолы и святые не могли спастись/защититься любовью от жестокости мира. Надеюсь, вы не считаете, что любите людей и близких сильнее, чем Он. Если же любите больше, отложите книгу. Учить ученого — только портить. Узы ненависти чаще всего крепче уз любви. Ненавидя кого-то, негативно думая о ком-то, мы устанавливаем с обидчиком незримую, постоянную и крепкую связь. Чтобы этого не произошло, желательно стать внутренне равновесным по отношению к событию (обиде, оскорблению), человеку и своему отношению.
Окончательных побед в делах не бывает. Все относительно, кроме одного — самоутверждение за счет родных и близких ВСЕГДА ведет к распаду личности. Оно вам надо?
Возможно, кто-то, прочитав текст о прощении, пожмет плечами и скажет: «Все это слова. А что делать, если по-настоящему простить не получается? Если обида остается?»
В силу простоты честь создания методики себе приписывает множество школ и направлений, в то время как она была создана еще в палеолите. Именно тогда появилась необходимость налаживать связи, основанные на сотрудничестве, которое без доброжелательного отношения друг к другу не могло состояться. Благодаря ей выжил род людской, потому что в те времена одиночка был обречен на смерть.
В Библии сказано: возлюби ближнего, как СЕБЯ. Уже тогда знали, что человек себя не любит. Других тоже: «Все мы грешны перед Богом. Но если ты живешь в согласии с собой и ближайшим окружением, то 9/10 своего предназначения ты выполнил». Всегда ближние страдают больше всего и от наших поступков, и от нашего мнения о них. Мало кто борется за свою свободу. Чаще всего борются против свободы других.
Теперь главный вывод: лучшая и сладкая месть обидчику — собственная спокойная, счастливая и обеспеченная жизнь.


Рекомендации:

эту книгу рекомендовали 0 пользователей.
Прежде чем рекомендовать книгу, хорошо подумайте. Рекомендация - это высшая оценка, которую вы можете выставить книге. 10 по 5-балльной шкале.
Теги: психотерапия и консультирование


Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 239 страниц - близко к среднему (225)
Средняя длина предложения: 71.05 знаков - близко к среднему (80)
Активный словарный запас: немного выше среднего 1626.97 уникальных слова на 3000 слов текста
Доля диалогов в тексте: 1.57% - очень мало (27%)
Подробный анализ текста >>


  [Оглавление]