Майт Метсанурк и его роман "На реке Юмере" [Айно Гросс] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]



Айно ГРОСС


МАЙТ МЕТСАНУРК И ЕГО РОМАН «НА РЕКЕ ЮМЕРЕ»


Майт Метсанурк (Эдуард Хубель, 1879—1957) принадлежит к тому поколению эстонских писателей-реалистов, которое вошло в эстонскую литературу в начале XX века.

В своих первых работах, появившихся в печати в 1904-1905 годах, — новеллах и миниатюрах — автор высмеивает человеческие пороки и слабости. Считая, по примеру Л. Толстого, что залогом пере­устройства мира является нравственное самоусовер­шенствование людей, молодой писатель стремится в подтексте своих произведений дать читателю моральные поучения.

Метсанурк вырос в семье крестьянина-середняка. Учась в Тартуском городском училище, он жил на квартире у ремесленника, да и позже, работая пи­сарем, общался главным образом с мелким чинов­ничеством и ремесленниками. В 1902-1905 годах он работает в небольшом городке Выру учителем, а начиная с 1906 года — в Таллине журналистом. Зна­ние жизни у молодого писателя было недостаточ­ным, односторонним; не внесла ясности в его противоречивые социально-политические взгляды, сло­жившиеся в основном под влиянием буржуазной социологии и идеалистической философии, и рево­люция 1905 года. Тем не менее, революция оказала свое влияние на Метсанурка как писателя, о чем свидетельствует расширение тематики его произве­дений. Повесть молодого автора «Цветы отечества» (1908), вышедшая отдельной книгой и посвященная «женскому вопросу» и проблемам воспитания, при­влекла внимание читателей. В это же время в лите­ратурном разделе одной из газет начал печататься первый роман Метсанурка, появление которого бы­ло значительным событием литературной жизни Эстонии в период реакции, последовавшей за рево­люцией 1905 года. В романе «Виллем из Вахесааре», содержащем и автобиографический элемент, Метсанурк горячо выступает против социальной несправедливости. Хотя этот протест носит стихийный характер, однако роман, в котором раскрыта типич­ная для того времени судьба хуторянина-середняка, показывает в художественном обобщении резуль­таты развития капиталистических отношений в де­ревне. В следующем романе Метсанурка — «Рабы» (1912) это обобщение не достигает такой силы, хотя писатель сознательно придал этому произведению общественно-критическую направленность. Чисто этическая исходная позиция при анализе социаль­ных явлений оказывается недостаточной, чтобы вскрыть их подлинную сущность. В последующих произведениях автор сосредоточивает внимание на психологических проблемах, обрисовке характеров.

В 1920-х годах в творчестве Метсанурка выступа­ют на первый план вопросы, ставшие актуальными в связи с историческими событиями 1917 года. В этих произведениях, особенно в романах, отражаются мировоззренческие искания самого писателя, по­этому здесь и проступают так явно противоречия в его взглядах. Наиболее революционным произведением в творчестве Метсанурка является содержа­щая элементы экспрессионизма повесть «Без бога» (1921), в которой автор осуждает пассивную по­корность и призывает бороться против несправед­ливости, за свои права. В последующих произведе­ниях, также несущих в себе черты экспрессиониз­ма, — в пьесе «Сын генерала» (1925) и романе «Безвестная могила» (1926) писатель отступает от бое­вых позиций и снова рассматривает жизнь с точки зрения отвлеченного гуманизма. В результате этого вопросы социальной борьбы освещены им односто­ронне.

В своем наиболее значительном романе — «Крас­ный ветер» (1928) Метсанурк также оценивает жиз­ненные явления с морально-этических позиций. Но сама разработка конфликта в романе дает возмож­ности для глубокого и разностороннего изображе­ния жизни. Метсанурк не только первым в эстон­ской литературе запечатлел в художественном произведении эстонскую деревню 1917 года и после­дующих лет; его роман дает более объективную и художественно убедительную картину указанного периода, чем какое-либо другое произведение, написанное в годы буржуазной диктатуры.

В 1930-х годах, в обстановке все углубляющейся политической реакции в Эстонии, Метсанурк не смог сохранить свою прогрессивную позицию. Его реформистские взгляды заставляют его порой идти на уступки буржуазной идеологии, что находит свое отражение и в его литературной деятельности. В творчестве Метсанурка в этот период своей прогрессивной направленностью отличаются два про­изведения — исторический роман «На реке Юмере» (1934) и роман на современную тематику «Званые и избранные» (1937), содержащий критику христиан­ства и церкви.

Свое первое историческое произведение — «На реке Юмере» — Метсанурк опубликовал уже имея немалый литературный стаж, хотя интерес к этому жанру возник у будущего писателя еще в детстве. Еще в сельской школе он увлекался работами по истории эстонского народа, принадлежавшими перу публицистов периода национального движения, а также повестями Э. Борнхёэ, А. Сааля и др., рас­сказывавшими о жизни эстонцев в далеком прошлом. Познакомился Метсанурк и с повестью Гоголя «Тарас Бульба», опубликованной на эстонском язы­ке еще в 1880 году. В городском училище, когда Метсанурк, овладев русским языком, получил более широкий доступ к русской литературе, он прочел исторические романы Данилевского и Лажечникова. Прочитанный в переводе на эстонский язык роман Толстого «Война и мир» настолько захватил юношу, что через некоторое время он снова возвращается к нему, но на этот раз читает его уже в оригинале.

Под влиянием прочитанных произведений сложи­лись взгляды Метсанурка на историческую художе­ственную литературу как жанр, что послужило предпосылкой к созданию исторического романа им самим. Одним из условий успеха в этой области писатель считал глубокое изучение изображаемой эпохи. Но цель исторического произведения он видел не в том, чтобы восстановить внешнюю картину отдаленного прошлого, а в том, чтобы осветить исторические события сквозь призму душевной жизни своего героя. Тем самым Метсанурк про­явил верное понимание вопроса о главном объекте исторического произведения. Правильный подход к событиям прошлого был обусловлен правильным взглядом писателя на роль народа: Метсанурк счи­тал народ решающим фактором в ходе историче­ского развития.


***

Веками томился эстонский народ под игом ино­земных поработителей; эту мрачную эпоху, как яр­кие вспышки, освещают огни народных восстаний. Для литератора, работающего в жанре историче­ского романа, эти события дают большой и благо­дарный материал. Одно из крупнейших восстаний эстонцев против своих поработителей, известное под наименованием восстания в Юрьеву ночь 1343 года, послужило темой для первой эстонской исто­рической повести — «Мститель» Э. Борнхёэ, вышед­шей в 1880 году, да и впоследствии к нему не раз возвращались авторы исторических произведений. Особенной популярностью пользовалась эта тема в годы Великой Отечественной войны.

Когда Майт Метсанурк в середине 1920-х годов впервые пробовал свои силы в области историче­ских сюжетов, он задумал роман, центральным со­бытием которого также было бы восстание Юрьевой ночи. Но работу над этим произведением он не до­вел до конца, а когда много лет спустя снова обра­тился к исторической теме, то избрал события, от­носящиеся к более раннему времени — к периоду «натиска на восток» немецких феодалов в начале XIII века.

Еще в VI—VII веках скандинавы стали совершать набеги на восточное побережье Балтийского моря и северные русские земли. Начиная с IX века целью этих походов становится покорение и обложение данью народов Прибалтики и русских земель. Для борьбы против агрессоров новгородские словене и кривичи объединились с эстонцами. В XII веке скан­динавская агрессия усиливается, теперь она уже преследует цель феодальных захватов. Дания делает неоднократные попытки покорить эстонцев. Бла­годаря совместному сопротивлению эстонцев и рус­ских ее попытки потерпели провал. Однако эти военные набеги означали начало надвигавшейся с запада агрессии, которая обрушилась на народы Прибалтики в XIII веке.

В течение многих веков через Прибалтику шла торговля между восточными и западными народами. В XII веке на южном побережье Балтийского моря руководящие позиции захватили немецкие купцы. Их действия служили подготовительным этапом для вторжения немецких феодалов.

Населенные раздробленными и относительно сла­быми народами прибалтийские земли были заман­чивой добычей для немецких феодалов и купцов. Свою агрессию захватчики осуществляли под фла­гом крестовых походов. Их устремления находили полную поддержку со стороны цапы римского, ко­торый был заинтересован в том, чтобы увеличить число своих данников и создать в Прибалтике плац­дарм для наступления на Русь.

Чтобы покорить ливов, земли которых входили в княжество Полоцкое, немецкие захватчики стре­мились создать в нижнем течении Даугавы опор­ный пункт. Для этого в 1184 году была построена в Икшкиле деревянная церковь. Однако ливы не позволили превратить себя в данников церкви. Что­бы сломить их сопротивление, папа объявил в 1193 году крестовый поход. Первый крестовый поход провалился. В 1199 году епископом Ливонии стал Альберт, который с этого времени в течение три­дцати лет являлся непосредственным организато­ром покорения ливов, латышей и эстонцев. Епископ Альберт пользовался поддержкой папы римского и немецких купцов. Для полного покорения страны епископ Альберт приступил к созданию опорного пункта: он соорудил укрепления вокруг селения Рига, расположенного близ устья Даугавы. Чтобы иметь в Ливонии постоянное войско, Альберт стал раздавать в лен завоеванные земли светским участникам крестовых походов — выходцам из Герма­нии. В 1202 году в Ливонии был основан рыцарский орден — Орден меченосцев.

Осуществляя свою завоевательную политику, не­мецкие захватчики пользовались раздробленностью народов Прибалтики. Чтобы ослабить их сопротив­ление, иноземные поработители стремились разъ­единить местные народности и посеять между ними распри. Кроме того, захватчики старались привлечь на свою сторону местных старейшин и заставляла жителей покоренных земель участвовать в военных походах. В 1208 году ливы и латгалы, обитавшие в районе рек Даугавы и Гауи, были порабощены за­хватчиками и началось вторжение в земли, насе­ленные эстонцами.

Первый крупный поход против эстонских племен феодалы-захватчики начали осенью 1208 года, вторгшись в землю Уганди в юго-восточной Эстонии. Жи­тели Уганди, объединившись со своими соседями из земли Сакалы, дали захватчикам решительный от­пор, те в свою очередь ответили набегом на Сакалу (южная Эстония). Затем было заключено на один год перемирие, после истечения которого меченосцы снова совершили опустошительный набег на Уганди.

В 1210 году борьба прибалтийских народов против немецких поработителей развернулась с еще боль­шей силой. Курши, после победы, одержанной ими над епископом в морском сражении, попытались овладеть Ригой. Для этого они призвали себе на помощь русских, литовцев, ливов, земгалов и эстон­цев. Но наступление на Ригу кончилось неудачей из-за несогласованности действий союзников. Эстон­цам помешало участвовать в походе на Ригу новое вторжение в Уганди орденских войск, нарушивших договор о перемирии. В 1210 году эстонцы пред­приняли попытку овладеть опорным пунктом мече­носцев — крепостью Вынну (Цесис). После четырех­дневной осады положение находившегося в крепости неприятеля стало тяжелым. Но затем пришло известие о том, что приближается войско рыцарей из Риги и крещеных ливов. Эстонцы были вынуж­дены снять осаду. Они отступили к реке Юмере, притоку Гауи, чтобы здесь дать бой. Эстонцы рас­положили свои силы в лесу и внезапно обрушились на преследующего их противника. В бою орденские войска были разгромлены, часть рыцарей истреб­лена, часть взята в плен. Пешие ливские и латгаль­ские воины, которых немцы заставили следовать за собой, обратились в бегство.

Победа на реке Юмере имела большое значение. Она вдохновила эстонцев и другие народы Прибал­тики на дальнейшую борьбу с захватчиками. Побе­дители разослали по всем эстонским землям призыв начать большой совместный поход против меченос­цев.

Для захватчиков поражение на Юмере было серь­езным ударом. Это видно из того, что немцы отпра­вили послов к князю полоцкому, прося о заключе­нии мира. По условиям договора, рижский епископ по существу становился вассалом князя полоцкого. Таким путем немцы старались помешать сотрудни­честву между русскими и эстонцами, а также дру­гими народами Прибалтики.

В 1211 году борьба эстонцев против захватчиков усилилась и приобрела еще больший размах. Ран­ней весной 1211 года немцы вторглись в Сакалу, разорили ее и окружили крепость Вильянди, которую после героической обороны эстонцы были вынуждены сдать. За этим, однако, последовали многочисленные походы эстонцев против врага. Борьбу жителей южной Эстонии начали активно поддерживать сааремасцы, приплывавшие на своих кораблях под Ригу и на реку Гауя. В 1211 году был совершен крупный объединенный поход на укрепленный замок Каупо, старейшины крещеных ливов, в Турайде; этот поход должен был явиться первым этапом в осуществлении военного плана, направ­ленного против Риги. Однако на помощь Каупо пришло недавно присланное из Германии войско и эстонцы потерпели неудачу. Опустошительные набеги врагов и повальные болезни, свирепствовавшие в 1211-1212 годах, ослабили силы эстонцев, ливов и латышей. Покоренные немцами ливы и латыши заключили с эстонцами перемирие. Епископ и орден также заключили с эстонцами договор о перемирии на три года, чтобы укрепить свои завоевания. Однако еще до истечения срока перемирия епископские и орденские войска стали снова разорять эстонские земли. Эстонцы ответили на это несколькими военными походами, но в 1215-1216 годах захватчики подчинили своей власти несколько земель южной Эстонии. Зимой 1216 года немцы предприняли через замерзшие проливы набег на Сааремаа, но потерпели поражение. Крестоносцы непрерывно получали подкрепления, и это позволяло им вторгаться все дальше и дальше в эстонские земли, вследствие чего к 1217 году Уганди оказалась в такой же зависимости от захватчиков, как ливы и латгалы.

Завоевание южной Эстонии немцами ставило под серьезную угрозу русские территории, особенно Новгород. Новгород и Псков стали готовить отпор захватчикам. В 1217 году было собрано большое войско, русские призвали и эстонцев присоединиться к нему. В ответ на этот призыв под Отепя собра­лось не только ополчение из непокоренных эстон­ских земель, но и жители тех земель, которым уже было навязано христианство. Благодаря победе объединенного русско-эстонского войска под Отепя лахвптчики были изгнаны из Уганди и потеряли свою власть и над рядом друтих земель.

Осенью 1217 года эстонцы начали готовиться к большому военному походу и призвали новгород­ского князи присоединиться к ним. Проведав об этом, немцы поспешили опередить русское войско. В сражении близ Вильянди эстонцы потерпели по­ражение. В 1218 году объединенные силы эстонцев и русских нанесли серьезный удар врагу в земле Уганди.

Видя, что немецких войск не хватает для борьбы с русскими и эстонцами, епископ Альберт обратился за помощью к датскому королю Вальдемару II. Датчане уже и ранее совершали разбойничьи набе­ги на восточное побережье Балтийского моря. В 1219 году датский король во главе крупного войска пред­принял набег на северную Эстонию. Эстонцы ока­зали упорное сопротивление, но после ожесточен­ной борьбы были покорены. На эстонцев теперь наступали с двух сторон — с юга немцы, с севера датчане, и к 1220 году жители всей материковой части эстонских земель подпали под иго завоева­телей. Несмотря на это, борьба с захватчиками про­должалась, теперь уже по почину сааремасцев. До­говорившись о разделе покоренных земель, захват­чики повели усиленное наступление с целью поко­рить и Сааремаа, но встретили упорное сопротивление.

Сааремасцы, захватив и разрушив построенную датчанами каменную крепость на Сааремаа, при­звали жителей материковой части Эстонии к вос­станию против феодально-католического ига. Всеэстонское восстание 1222-1223 годов было кульми­национным пунктом освободительной борьбы эстон­ского народа. Восставшие обратились за помощью к русским, и те прислали в эстонские крепости свои войска. Но длившаяся годами борьба значительно ослабила силы эстонцев, а русские не могли оказать им в полной мере действенную помощь из-за того, что сами подверглись в 1223 году татаро-монгольскому нашествию. В 1224 году епископ Альберт при­был из Германии с вновь навербованным войском крестоносцев, и немцы предприняли новое наступ­ление. Был осажден главный центр восстания эстон­цев и опорный пункт Новгорода в Эстонии — Тарту. После долгой, ожесточенной борьбы крепость пала, ее защитники погибли все до единого. Захватчики снова стали упрочивать свою власть, В 1227 году был покорен и остров Сааремаа.

Завоевание эстонских земель было завершено, но восстания эстонцев продолжались, поддержанные борьбой русских против немецких захватчиков.


***

Роман Метсанурка «На реке Юмере», повествую­щий о сопротивлении древних эстонцев чужеземмным завоевателям-феодалам, отображает только один из эпизодов этой упорной, десятилетиями длив­шейся борьбы. Действие романа охватывает корот­кий отрезок времени — от начального периода этой борьбы до битвы на Юмере в 1210 году, окончив­шейся победой эстонцев.

Исторических источников, которые освещали бы эту отдаленную эпоху, сравнительно мало. Основ­ной точкой опоры как для писателей, так и для ис­ториков служит старейший местный письменный источник — «Хроника Ливонии», относящаяся к на­чалу XIII века. Автором ее был священник одного из латгальских приходов, известный под именем Генриха Латышского. В своей хронике он пытается оправдать покорение народов Прибалтики немецки­ми феодалами и в особенности — деятельность епископа Альберта. Будучи сам очевидцем и участ­ником событий, автор подробно описывает военные походы и разбойничьи набеги, поэтому хроника содержит много исторических фактов и данных из жизни народов Прибалтики. Несмотря на свою тен­денциозность, хроника является источником цен­нейших материалов.

Для Метсанурка в его работе над романом «На реке Юмере» хроника Генриха Латышского служи­ла главным источником как при описании самих со­бытий, так и в изображении жизни и быта эпохи. Разумеется, писатель не может найти в хронике все, что ему необходимо для воспроизведения картины прошлого. Из-за малочисленности материалов по раннему периоду истории эстонского народа Метса­нурк, так же как и другие авторы исторических ро­манов, был вынужден вводить в повествование вы­мышленных героев и в разработке сюжета опирать­ся больше на свою фантазию, чем на факты. Так, например, Генрих Латышский сравнительно подроб­но описывает осаду Вынну и битву на реке Юмере. Имеются в хронике и данные о предшествовавших этим событиям действиях куршей и ливов. Но в то же время у Генриха Латышского ничего не гово­рится ни о подготовке эстонцев к походу, ни о его организаторах. Поэтому Метсанурк мог вывести в роли инициатора похода вымышленного героя, не впадая при этом в противоречие с историческими фактами. В судьбе главного персонажа романа — старейшины небольшого кихельконда Мягисте как бы воплощена главная тенденция исторического развития этой эпохи. Надо отметить, что название кихельконда Мягисте не встречается ни в каких источ­никах: те места, к которым автор привязывает действие романа, в действительности еще не были в описываемое время заселены. Но это не ошибка, происходящая от неосведомленности автора, а ху­дожественный прием, как это явствует из развития сюжета: само расположение Мягисте между бога­тыми эстонскими кихелькондами и территориями, которые уже были покорены крестоносцами, вело к тому, что Мягисте делалось ареной военных столк­новений. При таком положении вещей становится очевидной необходимость самообороны, которая и побуждает главного героя романа к активным дей­ствиям.

Как указывалось выше, в 1208 году началось по­следовательное наступление немецких феодалов на земли, заселенные эстонцами. К этому времени при­урочено и начало действия романа «На реке Юмере».

Почти все события первой части романа, которая повествует главным образом о жизни и становле­нии характера главного героя, являются плодом творческого вымысла писателя. Все же одна из сю­жетных линий этой части книги связана с истори­ческими событиями, отмеченными в хронике Ген­риха Латышского, — с походом эстонцев против крещеных латгалов, в котором эстонцы потерпели поражение под Бевериной. Прежний старейшина кихельконда Мягисте — отец главного героя романа Велло — умирает от ран, полученных во время этого похода. Молодому старейшине Велло необходимо завоевать авторитет в своем кихельконде, а также, преодолев внутренние колебания, обрести веру в свои силы. Этому способствует необходимость вы­ступить против чужеземных захватчиков.

Эпизод в конце первой части романа, когда приходит весть о вторжении немецких феодалов в Уганди, оттбражает действительные исторические факты и служит как бы введением к драматическим сценам в начале второй части. Включая Мягисте в сферу вторжения, предпринятого немцами и латгалами в 1208 году в Сакалу, писатель тем самым переплетает исторические факты с художественным вымыслом.

Этот разбойничий набег врага определяет дальнейшие действия главного героя книги. Хотя организация крупного ответного удара старейшиной кихельконда Мягисте и является событием вымыш­ленным, писатель как в общем развитии действия, так и в деталях все же остается в рамках истори­ческой достоверности. В побуждениях Велло игра­ют роль и личные, и общие интересы. Ища помощи и поддержки для осуществления своего намерения, Велло обращается к упоминаемому в хронике ста­рейшине Лембиту и посещает его в крепости Лехола. С именем Лембиту связаны многие битвы с не­мецкими феодалами в последующие годы. Один из наиболее выдающихся старейшин земли Сакала, реальное историческое лицо, Лембиту появляется в романе лишь как эпизодический персонаж. (Здесь необходимо отметить, что Метсанурк намеревался написать о Лембиту историческое произведение; роман «На реке Юморе» должен был явиться как бы подготовительным этапом к этому.) Отказ Лем­биту принять участие в начинании старейшины Мя­гисте мотивируется в романе тем, что Лембиту со­бирается с помощью соседних народов организовать более крупный поход против крестоносцев. Лембиту считает план Велло слишком опрометчивым, поэтому не поддерживает его намерения. Поскольку даль­нейшие действия Лембиту отвечают мотивировке, дайной в романе, его отказ поддержать Велло пред­ставляется вполне убедительным.

В романе нашли также отражение действия куршей и ливов, предшествовавшие осаде Вынну и бит­ве на Юмере. Автор, правда, не придерживался точно всех исторических подробностей, но общее направление в развитии событий показано правильно, причем здесь также вымышленный сюжет связывается с подлинными историческими фактами. В описании осады Вынну и сражения на Юморе Метсанурк опирается на данные хроники Генриха Латышского, к которым подходит в нужной мере критически. Но кое-где критическое отношение ав­тора к хронике привело к слишком высокой оценке военной сметки и действий эстонцев. Так, напри­мер, тактика эстонцев в сражении на Юмере вы­глядит в описании Метсанурка чересчур усложнен­ной и маневрирование — слишком точным. Откло­нением от исторических фактов надо считать и то, что Метсанурк изображает сражение на Юмере как бой эстонцев со всем вражеским войском, в то время как в действительности победе эстонцев спо­собствовало бегство пешего войска, состоявшего из ливов и латгалов. Но так как в сценах битвы чисто внешнее сюжетное напряжение не преобладает над показом душевного состояния воинов и основным мотивом этих сцен является полное единение эстон­ской дружины в решающей битве, то отход от точ­ного воспроизведения событий не имеет такого уж существенного значения.

Изображая общественные отношения древних эстонцев, писатель опирался на современную ему историческую науку, и поэтому в этой области имеются некоторые неточности. Буржуазные исто­рики считали, что феодальные отношения у древних эстонцев только начинали складываться. Советские же исследователи показали, что процесс социаль­ной дифференциации был здесь в начале XIII века уже на более высокой стадии.

Частное владение землей, на основе которого про­исходило имущественное расслоение и выделялась богатая знать, стало возникать уже в конце первого тысячелетия н. э. Основную часть общества состав­лял самый многочисленный его слой — члены сель­ской общины, которых объединяло совместное поль­зование земельными угодьями, совместный труд и военные походы. Богатая верхушка была еще тесно связана с общиной. Общину составляли семьи, оби­тавшие в одной или нескольких деревнях. Известное число деревень, расположенных близко одна от другой, образовывали кихельконд. Деление на кихельконды уходит своими корнями в далекое про­шлое, к временам родовой и племенной организации, что доказывается различиями в говоре, фольклоре и народной одежде отдельных кихелькондов. Воз­никновение кихелькондов относится к первому ты­сячелетию н. э. К этому времени прежняя, основан­ная на кровном родстве община сменилась новой, территориальной. Окончательное превращение ки­хельконда в административно-территориальную еди­ницу произошло в начале второго тысячелетия, когда развитие экономических связей, рост населе­ния и необходимость организовывать самозащиту от нападений извне потребовали создания более крупных территориальных объединений. Центрами общественной и хозяйственной жизни кихелькондов были укрепленные поселения, во время войны яв­лявшиеся также убежищами для жителей округи.

Несмотря на общественное расслоение, дела ки­хельконда обсуждало, по древней традиции, народ­ное собрание, в котором участвовали все взрослые свободные мужчины. Но решала здесь прежде всего воля богатой верхушки. Сама эта верхушка также подвергалась расслоению. Из среды имущей знати выдвигались старейшины, в каждом кихельконде их имелось один или два. Старейшины, власть которых переходила по наследству, представляли население кихельконда, заключали от его имени договоры, следили за их выполнением.

Таким образом, к XIII веку в эстонских землях имел место уже развитый процесс феодализации, которому покорение страны немецкими феодалами придало совсем новое направление.

Хотя Метсанурк в своем романе изображает взаи­моотношения старейшины Велло с общиной как пат­риархальные, в этом нет резкого противоречия с историческими данными. В тот период в общест­венных отношениях у эстонцев еще имелись зна­чительные пережитки первобытнообщинного строя, отношения феодализма зачастую выступали еще в патриархальном обличье, были внешне завуалированы древними первобытнообщинными формами. Поскольку Мягисте изображается в романе как ма­лый и бедный кихельконд, местная верхушка не могла здесь быть такой сильной, как в каком-либо богатом кихельконде. Писатель не рисует жизнь древних эстонцев в виде некоей патриархальной идиллии. Между общинниками имеются имущест­венные различия, наряду с зажиточными есть здесь и бедняки, и слуги, и рабы. В романе отмечается имущественное неравенство как между отдельными семьями общинников, так и между кихелькондами. Высокомерное отношение к Велло со стороны ста­рейшин более богатых кихелькондов Лехолы и Алисте вырастает именно на этой почве. От степени зажиточности зависит и их политический вес. При таком положении Велло поставлен в необходимость завоевывать себе авторитет делами. Но для этого молодой старейшина Мягисте должен прежде всего преодолеть внутренние противоречия. Отводя зна­чительное место раскрытию внутреннего мира сво­его героя, Метсанурк следует тем традициям, кото­рыми обогатили исторический жанр Пушкин и Л. Толстой.

Оценивая действия и суждения старейшины Мяги­сте, автор тем самым выражает свои общественные идеалы. Главный герой романа — народный вожак, который все свои силы отдает борьбе с опасностью, угрожающей стране. В связи с этим в романе ста­вится вопрос о соотношении общественных и лич­ных интересов, и главный герой разрешает его в пользу интересов общественных. Во взаимоотноше­ниях старейшины с общиной автор отмечает черты демократизма. Особенно подчеркивает он присущее Велло чувство справедливости и его стремление всегда защитить слабейшего.

Хотя автор относится к своему герою с симпатией и показывает его в положительном свете, диалекти­ческий подход к изображению человеческих харак­теров помог писателю избежать идеализации этого образа. В обрисовке остальных персонажей пи­сатель также не грешит идеализацией, поэтому мы не находим в романе того «культа предков», кото­рый характерен для исторических романов националистического толка. В этом смысле очень пока­зательна характеристика старейшины Лембиту. Он дан автором как человек, мыслящий широко и учи­тывающий при разрешении вопросов сегодняшнего дня и более отдаленную перспективу. Намерения Велло не совпадают с его собственными, поэтому он отказывает старейшине Мягисте в своей поддержке. Однако его решение, достаточно обоснованное, не делает его в глазах читателя человеком недостой­ным. Лембиту противопоставлен другим богатым старейшинам, которые думают только о своем иму­ществе и после крупного вражеского набега спешат в Ригу заключать мир. Перед старейшиной малень­кого Мягисте Лембиту предстает гордым и само­уверенным, но Велло не чувствует себя оскорблен­ным, он признает превосходство Лембиту.

Действие романа «На реке Юмере» происходит в эпоху завоеваний, совершавшихся под флагом обра­щения язычников в христианство, поэтому вопросы, связанные с христианской верой, занимают в произ­ведении существенное место. На их трактовке в из­вестной мере сказалось то обстоятельство, что в пе­риод создания романа «На реке Юмере» у Метсанурка было наполовину написано другое произве­дение, где рассматривались проблемы современной церкви.

Социально-историческая роль христианства нахо­дит свое отражение в развитии событий романа. Наступление христианства идет в романе двумя путями: в землях, завоеванных иноземными захват­чиками, население подвергается насильственному крещению; кроме того, христианскую веру пропове­дуют католические патеры, странствующие по стра­не. Вопрос о том, кто в числе первых добровольно принял крещение, автор разрешает не совсем пра­вильно. Показывая, что христианская вера находит благоприятную почву среди людей, переживающих душевный кризис или имеющих какой-либо физиче­ский недостаток, автор приписывает людям ХIII века мысои и чувства современного человека. В действительности же христианство к тому времени уже давно стало идеологией феодализма, которую восприняла прежде всего имущая верхушка. В романе это отражено в действиях старейшины ливов — Каупо.

Эти небольшие неточности в изображении рас­пространения христианства ни в какой мере не сни­жают общей антирелигиозной направленности про­изведения. В церковных кругах роман «На реке Юмере» вызвал большое недовольство. В клерикаль­ной прессе о нем писалось не раз. Позицию автора сравнивали с антирелигиозными взглядами социали­стов. Ценность произведения пытались уменьшить тем, что автора обвиняли в недостаточной осведом­ленности, высказывалось также мнение о художест­венной слабости романа. Книга обсуждалась даже в совете одного из пробств (церковных округов) и на конференции теологов, где подверглась осуждению со стороны церковников, как «глумящаяся над рели­гией».


***

В развитии исторического жанра в эстонской ли­тературе мы можем различить три периода. Эстон­ская историческая повесть появилась в конце XIX века в связи с национальным движением и с поро­жденной этим движением необходимостью рассмот­реть социальные и национальные проблемы в исто­рическом аспекте. Национальное движение было направлено против пережитков крепостничества, против прибалтийского дворянства и его феодаль­ных привилегий; социальные противоречия здесь еще более обострялись противоречиями национальными. Соответственно общей направленности эстонской литературы того времени большинство исторических повестей написаны в романтическом духе и проникнуты боевыми идеями национального осво­бождения.

В начале XX века эстонский реалистический исто­рический роман представлен меньшим количеством произведений и одним лишь автором — Эдуардом Вильде. Романы Вильде знаменуют более высокую ступень развития эстонской исторической литера­туры, а также в большей мере основываются на действительных исторических фактах. Тематика произведений Э. Вильде также тесно связана с со­циальными явлениями того времени; его романы от­личаются антифеодальной направленностью, они по­вествуют о крестьянских волнениях XIX века. Со­зданные в революционной атмосфере 1905 года, эти произведения, в свою очередь, усиливали в народ­ных массах революционные настроения.

В противоположность произведениям этих двух периодов, большинство эстонских исторических романов, появившихся во второй половине 1930-х годов, отличаются своим реакционным содержа­нием. Написанные в годы фашистской диктатуры, чаще всего — по прямому заказу правящих клас­сов, произведения исторического жанра этого пе­риода в большинстве случаев служат реакционной идеологии. В романах, изображающих отдаленные времена, ясно сказывается идеализация древних эстонцев в националистическом духе. Жизнь эстон­цев в эпоху, предшествовавшую введению христи­анства, рисуется как блистательное, славное про­шлое малого, но, в военном отношении сильного народа. Материальная культура далеких предков изображается более высокой, чем она была на са­мом деле. Взаимоотношения эстонцев с соседними народами, особенно с русским, также характеризу­ются соответственно националистическим концеп­циям. Среди этих проникнутых националистическим духом исторических романов произведение Метса­нурка выделяется своей объективностью в трак­товке темы: автор не разделял тех концепций бур­жуазной историографии, которые служили отправ­ной точкой для реакционных романистов. В романе Метсанурка встречаются отдельные погрешности против исторической правды, но это нисколько не умаляет прогрессивной сущности произведения, бла­годаря которой оно занимает прочное место в цен­ном литературном наследии прошлого.


Перевод М. Кулишовой.