Брихадараньяка упанишада [Автор Неизвестен] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Брихадараньяка упанишада

Ранние упанишады и Брихадараньяка

Дать достаточно краткое и одновременно емкое определение жанра упанишад нелегко: сюда входит свыше двухсот произведений, одни из которых занимают страницу, другие — больше сотни страниц, один — в стихах, другие — в прозе, произведений этического, философского, ритуального характера (порознь или одновременно), создававшихся на протяжении свыше двух тысячелетий. Значительно расходятся между собой и интересующие нас здесь в первую очередь так называемые главные 10–15 упанишад, издавна выделенных и прокомментированных индийскими философами, хотя их хронологические и тематические рамки не столь широки. Отнюдь не полное представление о них дает и знакомство с переведенной здесь Брихадараньякой — одной из наиболее старых и значительных упанишад.

На своей родине упанишады по сей день окружены любовью и преклонением. И, пожалуй, чтобы войти в этот раздел санскритской литературы, следует, прежде всего, уяснить себе место, отведенное ему индийской традицией. Уже древнеиндийские авторы подвергли скрупулезной классификации буквально все доступные их наблюдению феномены окружающего мира и стороны человеческой жизнедеятельности, все творения своей культуры. И как ни непривычны для нас, как подчас ни условны отдельные принципы этой классификации, значение их для современного исследователя трудно переоценить. Древнеиндийская методика описания, подчас находящая себе аналогии в современной методике, изучалась до сих пор очень мало, между тем она дает незаменимый материал для строгой систематизации явлений древнеиндийской культуры, во всей их специфике — важная задача, стоящая перед современной индологией.

Упанишады составляют раздел ведийской литературы, которая классифицировалась, с одной стороны, по принадлежности к одной из четырех вед (veda — «знание», здесь по смыслу скорее — «священное знание»), с другой — по своему характеру внутри каждой веды (гимны, ритуальные предписания, разного рода комментарии к ним). Четыре веды — это: Ригведа (Rgveda; ṛс — «гимн») — собрание гимнов, Самаведа (Sāmaveda; sāman — «песнопение») — собрание песнопений, Яджурведа (Yajurveda; yajus — «жертвенная формула») — собрание жертвенных формул и Атхарваведа (Atharvaveda от Atharvan — имени легендарного жреца) — собрание магических формул, заклинаний.

Литература каждой веды состоит прежде всего из самхиты (saṃhitā — «собрание»), т. е. самих гимнов, заклинаний, формул. Самхита Ригведы включает 1028 гимнов (sūkta), расположенных по 10 разделам (maṇḍala). Самхита Самаевды — 1549 гимнов, снабженных нотацией, за исключением 75 все они повторяют тексты Ригведы. Самхита Яджурведы существует в нескольких редакциях, принадлежащих различным школам (Kathaka, Kapisthala-katha, Maitrayani, Taittirīya, Vajasaneyi). Первые четыре известны под традиционным названием Черной (krsna) Яджурведы, содержащей наряду с жертвенными формулами также и комментарии в прозе, характерные уже для брахман (см. ниже). Более однородна по характеру Vajasaneyi saṃhita или Белая (sukla) Яджурведа — сюда входит около 2000 гимнов и жертвенных формул, разделенных на 40 глав. Содержание Яджурведы восходит в большей своей части к тексту Ригведы, а также Атхарваведы. Самхита последней состоит из 731 заклинания в 20 книгах. Датировка самхит в целом наталкивается на значительные трудности. Отдельные их тексты складывались, по-видимому, в III–II тысячелетиях до н. э., некоторые ученые настаивают на более ранних периодах. С бо́льшей вероятностью можно датировать завершение работы над текстами самхит и их кодификацию — I половина I тыс. до н. э. Сравнительно позже, по-видимому, около середины I тыс. до н. э. произошла кодификация Атхарваведы, хотя отдельные ее тексты, конечно, восходят к более раннему времени[1].

Следующий раздел ведийской литературы — брахманы (brāhmaṇa — «объяснение Брахмана»), прозаические тексты самого различного объема, содержащие ритуальные, мифологические и другие объяснения к самхитам. В них выделяют определенные предписания (vidhi) и собственно объяснения (arthavāda). В рамках отдельных вед существовали брахманы разных ведических школ (śākhā — «ветвь»). Брахманы Ригведы — это Айтарея (Aitareya), приписываемая Махидасе Айтарейе, и Каушитаки (Kauśitaki); Самаведы — Панчавинша (Pañcaviṃśa — «в двадцати пяти [главах]», иначе Tāndyamahābrāhmaṇa) и Джайминия (Jaiminīya — название одноименной школы); Черной Яджурведы — Тайттирия (Taittirīya — название одноименной школы); Белой Яджурведы — Шатапатха (Śatapatha — «сто путей»), одна из наиболее значительных брахман, известная в двух редакциях: Канва (Kāṇva) и Мадхьяндина (Mādhyandina); Атхарваведы — Гопатха (Gopatha) брахмана более позднего происхождения. Время составления брахман совпадает, по-видимому, с последним периодом оформления самхит — ок. X–VII вв. до н. э.

В