Пространства и смыслы [Владимир Викторович Орлов] (fb2) читать постранично
- Пространства и смыслы [Памятные страницы истории Арабского Востока] (и.с. Исламский и доисламский мир: история и политика) 12.29 Мб, 267с. скачать: (fb2) - (исправленную) читать: (полностью) - (постранично) - Владимир Викторович Орлов - Дмитрий Евгеньевич Мишин - Антон Анатольевич Войтенко - Дмитрий Рустемович Жантиев - Татьяна Михайловна Калинина
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (107) »
Пространства и смыслы Памятные страницы истории Арабского Востока
К 200-летию
Института востоковедения РАН
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАУКИ
ИНСТИТУТ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
Москва
2018
Издание подготовлено при поддержке Фонда исследований исламской культуры имени Ибн Сины и на основании результатов Конкурса на соискание издательских грантов им. Ибн Сины. № проекта: 2018.01.10
Ответственные редакторы: В. А. Кузнецов, Д. Е. Мишин, В. В. Орлов Рецензент: С. А. Кириллина Авторский коллектив: А. А. Войтенко, Д. Р. Жантиев, Т. М. Калинина, И. Г. Коновалова, Д. В. Микульский, Д. Е. Мишин, В. В. Орлов, Г. А. Попова, В. В. Прудников, Д. В. Соловьева, В. В. Тишин Иллюстрация на обложке: Shutterstock
© ИВ РАН, 2018 © Фонд Ибн Сины, 2018 © ООО «Садра», 2018
* * *
Введение (Д. Е. Мишин)
С самых ранних лет своей истории человек непрестанно осмысливал пространство вокруг себя. Этот процесс продолжается и теперь и, будем надеяться, не остановится никогда: ведь он неотделим от естественного хода жизни и познания мира и составляет неотъемлемую часть и того, и другого. Едва ли есть смысл повторять ту очевидную истину, что с развитием человеческого знания и, в частности, науки, наш кругозор становится всё шире, охватывая всё новые пространства, а сведения — точнее. Но осмысление пространства не ограничивается лишь накоплением сведений о нём и исправлением представлений, оказавшихся неверными. Напротив, человеческое сознание, используя умозрительные отражения действительности, создаёт свои образы пространства, что каждый из нас знает и на собственном опыте. Такие образы составляются частью из сведений о тех или иных объектах, частью — из культуры человека и общества, к которому он принадлежит. Эта последняя оказывала (а во многих случаях — оказывает и ныне) решающее воздействие на формирование образа, что легко видеть на примере древних народов с их священными горами, рощами и реками. Из сказанного, между прочим, следует, что при изучении любого общества мы рано или поздно сталкиваемся с тем, как оно относится к пространству вокруг себя и осмысливает его. История арабов даёт в этом отношении множество интересного и заслуживающего внимания материала. Арабы — потомки современников великих империй древности: ассирийской, ахеменидской, македонской, римской. Об арабах повествуют или, по крайней мере, упоминают многие авторы, которых принято считать классическими. Немало дошло до нас и от самих доисламских арабов: только надписей бедуинов-сафаитов известно несколько десятков тысяч, а в устной передаче сохранились, пусть и с рядом искажений, стихи, записанные позже, в мусульманское время. Появление ислама и создание мировой державы — халифата — способствовали развитию арабоязычной литературы, во что существенный вклад внесли и представители других народов Востока. Эта литература представляет собой необъятное собрание сведений, которое ещё долго будет давать достаточно материала для исследований и открытий. Поэтому в целом история арабов очень хорошо освещена, что даёт возможность сделать ряд наблюдений и о том, какой смысл придавали они на разных этапах своей истории пространству вокруг себя. С течением времени представления арабов о мире, несомненно, менялись. В доисламское время не было ещё общеарабского движения; племена расселялись в местах, которые казались им наиболее подходящими для проживания, в основном на Аравийском полуострове, но также и в сопредельных странах. После арабских завоеваний положение коренным образом изменилось. Владения мусульман охватывали теперь огромную территорию от Индии до Атлантического океана. Впоследствии многие из этих земель вошли в состав Османской империи, и вопрос отношения к ней на определённом этапе (конец XIX — начало XX в.) стал важнейшим в истории арабов. Кроме того, в поле зрения мусульманских правителей, купцов, учёных стали попадать страны и области, прежде неизвестные арабам, в частности Русь, Центральная и Западная Европа. Мусульманские писатели сохранили о них немало ценных и подчас уникальных сведений, которые давно привлекают к себе внимание историков. Изучая эти известия, мы видим, помимо прочего, как свойственные средневековой эпохе воззрения влияли на географические представления: например, рядом с русами и славянами появляются легендарные йаджудж и маджудж (يأجوج و مأجوج — Прим. сост.). С другой стороны, арабское общество пребывало в постоянном развитии. Одни арабы оседали в городах и селениях, другие по-прежнему вели кочевую жизнь. Разделение города (ḥāḍira, حاضرة- 1
- 2
- 3
- . . .
- последняя (107) »
Последние комментарии
2 часов 44 минут назад
3 часов 51 минут назад
4 часов 49 минут назад
5 часов 3 минут назад
14 часов 13 минут назад
14 часов 15 минут назад