«...не гасите света». Памяти Ильи Тюрина [Сергей Коколов Capitan] (fb2) читать онлайн
[Настройки текста] [Cбросить фильтры]
[Оглавление]
Сергей Коколов «…НЕ ГАСИТЕ СВЕТА» Памяти Ильи Тюрина
Вступление
Маленькие буквы в названии эссе об Илье Тюрине. Троеточие впереди — символ самовольно убранного «Но», или символ чего-то большего? Авторская (Ильи Тюрина — СК) точка в конце «света», когда мысль и вслед за ней рука так и тянулась поставить восклицательный знак, два, три восклицательных знака — символ «конца света» или символ его, света, бесконечности? В чем истина Ильи Тюрина? Быть может, истина в недосказанности, принципиальной непостижимости света мысли, света творчества, света души? Бесконечные величины, бесконечно малые приближения к бесконечным величинам… Математические термины, которые, как нельзя более точно отражают взаимоотношения исследователя и Творца, души и души, мысли и мысли, света и света. Мое самовольное троеточие (символ начала пути к Илье, начавшегося, на самом деле, гораздо раньше), вместо Его «Но», Его точка, означающая, как это ни парадоксально, бесконечность света: и «губы сказавшие „Amen“» — Его губы: или губы Его матери, Ирины Медведевой? Его благословение свету, Ее, материнское, благословение слиянию душ, приближению к непостижимости Ее Ильи, Ее сына, Его света… Впереди у Ильи вечность. Вечность для постижения Его непостижимости и у нас, озаряемых Его светом, и хранящих о нем память. Amen!Случайная (?) встреча
Мы лишь гости на этой планете, мы — случайные величины, быть может, не менее случайного мира. Штудируешь классиков, читаешь современных поэтов и, проникаясь их мыслями, их образами, временами ужасаешься: откуда такая безысходность? Неужели и в самом деле «Он (Бог- СК) создал нас без вдохновения, и, полюбить, создав, не мог?»[1] Неужели мы «птицы, не вьющие гнезд»[2], и нам лишь остается «назвать дерьмом себя и плыть»[3] по стихийной реке жизни, в которой, по понятным причинам, нам не суждено утонуть? Но все дело в том, что мы тонем, и, увы, слишком рано лучшие из нас. Выходит, не все так печально, и, хочется верить, что мы капли, растворенные в реке жизни, а, как известно, «капля остается мерой стихии этой и любой»[4]. Пусть мы находимся не в едином пространстве-времени, и многие уже просто «вне», мы — едины, мы — неотделимы друг от друга, мы связаны невидимыми духовными нитями, как связаны мать и дитя, душа и тело, слово и мысль. Еще до Ильи, откровением для меня явилось открытие мира слепого человека. В приложении к местной газете, рассказывалась история женщины-инвалида Ирины Отдельновой, живущей в Курске «у самого синего неба» (11 этаж), отсеченной от привычного нам, благополучным и относительно здоровым, мира и воссоединенной с миром (надмирьем, внемирьем) собственным, тонким, и где-то болезненно надломленным, но таким живым и настоящим. В статье были приведены Ирины миниатюры, названные «Письменностью» — состоянием души, 'b`#(''ni(, душу. От Ириной «письменности» (чудо? данность?) шел свет. «Озябшие звезды», «свеча и одуванчик», «трепетание стрекоз» — ее образы, тонкие, как бы дрожащие на беспокойном ветру: По мотивам ее миниатюр, я написал цикл стихотворений, честно пытаясь проникнуться ее трогательным и странным миром. Получилось (звучит как приговор самому себе) — нечто, подобное грубому прикосновению безжалостных пальцев к нежным лепесткам бабочки — бабочка потеряла легкость и не смогла взлететь… Но! Бабочка не умерла. Ирина душа отыскала уголок в моей, а значит — случилось проникновение… Илья Тюрин ворвался в мою жизнь (именно ворвался) со страниц того же приложения. Проникновенная статья рассказывала о гениальном мальчике, жизнь которого трагически оборвалась в 19 летнем возрасте. Впрочем, до статьи я добрался гораздо позже. «Вначале было слово» — поэтическое слово Ильи Тюрина. С его «Письма» начался мой путь в его мир, в его проникновенность. Я заболел его стихами. Заболевшая душа подобна набухающей по весне почке. Процесс ее роста стремителен, болезненен и… неотвратим. Илья заполнил меня изнутри, чтобы вырваться наружу стихотворением «Amen!» и сотней оттенков в картинах других, написанных, кажется (!), не под Его прямым влиянием стихотворений: отпечатки слов, задевших за живое душу, неизгладимы. …Стихотворение «Amen» появилось на страницах местной газеты. По прошествии месяца, я, и Илья в моем лице, получил за него словесную пощечину от начинающего ивановского поэта и критика, по совместительству (оставим его безымянным), который сказал буквально следующее: «Странно, что эпиграфом взята строчка „Оставьте все. Оставьте день — для глаз. Его конец — для губ, сказавших „Amen““»[5]. На вопрос «почему?», молодой критик ответил, что соседство слов «конец» и «для губ» вызывает вполне определенные эротические (sic!) ассоциации. В кромешной тьме, свет особенно ярок. Нимб Ильи засиял для меня с новой силой. Однако, я понял, что Илье увы, не суждено быть принятым и понятым всеми поголовно и безусловно, потому что его поэзия требует болезненной работы души. «Нельзя сказать, что он пишет для всех, но подобное невозможно в принципе — так что здесь мы его оправдаем».[6]Перекресток
Моей матери не стало, когда мне едва исполнилось шестнадцать. Сказать, что ее смерть была для меня шоком, значит не сказать ничего. Мой внутренний мир сжался до четырех стен комнаты в малосемейке: в середине ее стоял гроб, в гробу лежал мертвый родной (два страшно сочетаемых слова) человек. Высокопарные слова иголками входили под кожу, рыдания родных и близких разрывали черепную коробку: Я почти не плакал, моя печаль гнездилась внутри, и как голодный птенец то и дело требовала пищи. Тогда я в первый раз умер (дай Бог, что второй была смерть физическая) вместе с ней, моей мамой, чтобы воскреснуть к новой жизни, многое (и многих) простив, но не себя: И теперь, по прошествии многих лет, «в белом венчике из роз»[7] впереди меня шествует моя боль. Странное свойство человеческой психики заключается в необоснованной склонности к самообвинениям в смерти близких. B стихах я сотни раз возвращался (и возвращаюсь!) к образу матери, словно вымаливая у нее прощение за то, что не успел высказать последних, быть может, самых важных в моей жизни слов… Боль Ирины Медведевой, матери Ильи Тюрина, — крест, который суждено ей пронести через всю жизнь. Траурный август 1999 г. — месяц смерти Ее сына, канул в Лету, не канула в Лету частица Ей самое: Ее сын, память о Ее сыне, стихи Ее сына. «С любимыми не расстаются, всей кровью прорастая в них»[8], слишком много в них от нас самих. Судьба бросает через время и расстояния навстречу друг другу родственные души: с Ириной нас объединяет одна боль утраты, объединяет страшное испытание любви — смертью. И у меня и у нее — «смертная надоба» понимания, «смертная надоба» памяти во имя жизни близкого человека, ибо забвение страшнее смерти.Путь
Стихи всегда личностны. Душа читателя — губка, впитывающая колдовской настой поэтических рифм. Я — читатель Ильи Тюрина, мне двадцать восемь, ему меньше девятнадцати. Между нами — вечность. Его путь <был> стремителен, ярок и краток. Мысль, как всегда, опережает руку. Вычеркиваю «был» и прихожу к старославянскому «есмь». Илья — есмь, Илья в каждом слоге, запятой и точке. Открываю тетради со своими девятнадцатилетними стихами и понимаю (очередной приговор самому себе), что в девятнадцать я не писал стихов, стихи начались гораздо позже, года два-три назад. По сравнению с Ильей, я — медлителен и неповоротлив. Мой путь растянут на десятилетия, его — умещен в трех-четырех годах. Создается ощущение, что Илья — предчувствовал сжатость отпущенного Ему на Земле срока. Не потому ли стихи Его взрослее, мудрее и глубже возраста человека их написавшего? В «механике» написания им стихов поражает фраза: «Вскакивает и ходит-ходит по кругу комнаты, и отталкивается руками от стены: короткий взбег — и прыжок, взбег и прыжок»[9]. Именно так, в муках, рождаются стихи. Стихи — Высшее проклятие поэта и Высший дар Творца человечеству. Их нельзя отвергнуть, ибо с ними отвергаешь самого себя.Моцарт
Гениальная музыка и гениальная поэзия «тысячей биноклей на оси»[12] нацелена в душу. Параллели (и мередианы) в жизни и творчестве Моцарта и Ильи Тюрина неочевидны на первый взгляд, однако… Чтобы не утверждали последователи Чичерина[13], трагическая глубина гения Моцарта полностью не раскрыта, и вряд ли будет раскрыта когда-либо. В этом трагедия гения, но в этом и его триумф. Моцарт всегда современен, потому что до конца не понят. Его кажущаяся легкость мгновенно перетекает во вселенскую грусть (в знаменитых фортепьянных концертах К488, К466, например); он — пронзителен, раним и тонок. Напротив, Илья Тюрин — поэт скорее тяжелый, чем легкий. Его поэзия — плотно скрученный клубок образов. Но распутывать этот клубок (и так и не распутать до конца) предстоит еще многим и многим исследователям его творчества. Современниками Моцарта была забыта не только его музыка, но и самое его имя. К счастью, Илье Тюрину забвение не грозит. Vivat! Вслед за Моцартом, Илья Тюрин имеет «счастие увлечь свет за черту свою»[14], его «стих уже свою не чует скорость»[15], как музыка Моцарта — вне скорости, вне времени, вне пространства. Илья способен увидеть «тень от смычка посредине безмолвия»[16]. А что, если это тень от смычка в изящной руке Моцарта?Полеты во сне и наяву
«Поэзия явилась с неба…»[17], по крайней мере, Его поэзия. «Письмо» Ильи Тюрина, «Письменность» Ирины Отдельновой, музыка Моцарта — больше чем только поэзия или только музыка, это — состояние души, полеты в параллельных мирах, вечный свет в aeterna nox[18]… Илья Тюрин — поэт сложный, образный и неординарный. Он, воспитанный на русской классике (все мы «дети» Пушкина), далеко не классик; он, не избежавший влияния серебряного века[19], поэт века нынешнего, поэт миллениума. Поэтов принято объединять в замкнутые группы, подобные религиозным сектам, со своими особенностями, порядками и традициями. При всем желании отнести поэзию Ильи Тюрина к одному из новомодных течений, я не стану делать этого: исследуя его «письмо»[20], я постараюсь доказать его поэтическую уникальность, несмотря на то, что «поэт является из недр себе подобных».[21] Поэзия Ильи Тюрина — зрима. Вчитайтесь в его образы, а, вчитавшись, представьте «скользкое тело медали»[22], «пинцет погоды»[23], «негатив дня»[24], «клубящийся стих»[25]: сотни и сотни образов, высеченных поэтической мыслью на поэтическом слове… Поэзия Ильи Тюрина — сжата, как время, отведенное, ему на Земле. Для его «письма» характерна предельная концентрация мыслей:«Без темы и неведомо кому…»[37] Вместо заключения
Fugit irreparabile tempus[38]…Еще немного и поэзия Ильи Тюрина станет академической темой кандидатских и докторских диссертаций. Еще немного и появятся пухлые тома исследователей его творчества. Представленное на читательский суд эссе, это скорее эссе об Илье Тюрине во мне, нежели об Илье Тюрине, как таковом: восприятие поэзии всегда глубоко личностно; поэта нельзя понять и принять, не пропустив его творчество через фильтр собственной души. Поэзия Ильи требует болезненного вживания, ее свет a+(h*., ярок для обычного человека, но, всецело им проникаясь, становишься светлее и сам… Слишком часто поэт пишет «без темы и неведомо кому…» Счастье Ильи Тюрина (наше счастье!) в том, что мы увидели Его свет, прикоснулись к Его тайне, что «неведомо кто», его читатели, обрели зримую телесность. Так дай нам Бог, не погасить света Ильи Тюрина!
PS Название эссе «…не гасите света», родилось одновременно с мыслью о его написании. Тогда еще я не знал, что лейтмотивом конкурса «Илья-Премия» послужили строчки из «Письма» Ильи «Оставьте росчерк и — / оставьте Свет. Но не гасите света…»… Так его «Письмо» в третий раз возникло в моей жизни, и я увидел в этом знак… PPS
Акростих
памяти Ильи Тюрина
* * *
25-28 августа 2001 года
Последние комментарии
6 часов 5 минут назад
14 часов 57 минут назад
14 часов 59 минут назад
2 дней 21 часов назад
3 дней 1 час назад
3 дней 3 часов назад