Комплекс независимости [Алексей Владимирович Баталов] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

КОМПЛЕКС НЕЗАВИСИМОСТИ

Читателям не нужно представлять моего собеседника. Народный артист, лауреат, профессор. К «секс-символам» и «плейбоям», которыми в наше время обзывают всех подряд, его никогда не относили. Эпитеты были иные: «замечательный», «умнейший», «интеллигентный». Он прекрасный рассказчик. Цикл передач «Прогулки с Баталовым», показанный на ТВЦ, был удостоен национальной премии в области документального кино и телевидения «Лавровая ветвь».

С народным артистом СССР беседует наш корреспондент Геннадий Сухин.

— Алексей Владимирович, в вас, наверное, были влюблены все советские женщины? Думаю, они продолжают любить вас и сегодня.

— Недавно мне сказали, что в каком-то опросе я попал в число действующих кумиров экрана. Удивился. Я-то уже думал, что «всё!», а зрители, оказывается, помнят. Когда лет пять назад на вручении мне премии «Созвездия» «За выдающийся вклад в профессию» увидел, что сидевшие в зале актёры и режиссёры так ко мне относятся, это стало огромной радостью.

Не верьте актёру, если он говорит, что устал от популярности, поклонниц и их писем. Он кривит душой: актёр не может жить без публики, и когда она отворачивается от него, он перестает существовать. К сожалению, всё быстро проходит, забывается, судьба актёра порой складывается из нечастых озарений, кумирами становятся ненадолго. Вот сегодня это удалось, сегодня это заблистало. А что будет завтра — Бог весть.

— Если бы ваши герои очутились в дне сегодняшнем? Давайте пофантазируем вместе.

— Классику тоже берём? Ну, тогда Гуров из «Дамы с собачкой», он домовладелец, и ему нынче хорошо должно быть. Современники? Саша Румянцев (фильм «Дело Румянцева». — Г.С.) постарел, конечно. И, наверное, остался без работы — сейчас ведь только молодых везде берут. Ну, может, он машины стал ремонтировать. На пенсию ведь не проживешь. А человеку нужно продолжать жить. Он же не корова: вот «насыпали» мне пенсию, и «стою-жую»? Но зарабатывание на пропитание тем плохо, что зарабатываешь не тем, что мог бы делать хорошо.

— В нынешних «мафиях» кого-то из своих героев видите?

— Ну, это вряд ли: Устименко («Дорогой мой человек»)? Даже смешно предположить. Саша Румянцев? Да он же правдолюбец, правдолюбие — качество невыгодное. Нет, он скорее сегодня будет стоять с плакатом «Отдайте нам наше!». Вот если только Протасов из «Живого трупа»?.. Впрочем, нет. Он и тогда не принимал свой мир, и этот бы не принял.

— А Гоша, которым вы с режиссёром Меньшовым обманули толпы одиноких советских женщин в фильме «Москва слезам не верит»?

— Я прекрасно понимал, что Гоша нужен был авторам фильма, чтобы каким-то образом завершить двухсерийные страдания несчастной женщины. Но на третий день он мог бы вдарить её бутылкой по голове. А почему нет? Гоша от первой жены ушёл, пристаёт к незнакомой женщине в электричке, пьёт, дерётся. «Одинокие советские женщины» не рассмотрели моего героя как следует.

— Сегодня много говорят о том, что «Россия возродится провинцией».

— Думаю, талант рождается независимо ни от географии, ни от политического или экономического состояния общества. Талант — от Бога. Нынче Москва — большая гастрольная площадка для приезжих. Кому-то может и повезти. Но здесь невероятно трудно пробиться, тем более удержаться. У нас очень любят говорить: «Вот в цивилизованных странах…» А в этих цивилизованных странах творятся те же безобразия, что и у нас. Там тоже есть высокопоставленные воры. Мы постепенно становимся гражданами мира. А что касается «гибели культуры», то это че-пу-ха! Человек живёт очень мало, поэтому ему и кажется, что именно с него всё началось и при нём же всё и закончится. А возрождаться Россия будет талантами, которые живут везде.

— У ваших учеников во ВГИКе существует некий «комплекс провинциала»? Ведь они ещё только должны себя утвердить в столице…

— Если и существует, то скорее в личной жизни. Уклад жизни, который их сформировал, чрезвычайно важен до сцены. А на сцене важно, как ты играешь, независимо от того, откуда ты приехал. Я вообще-то педагогом стал случайно. После кончины Бориса Бабочкина его курс остался неприкаянным. И чтобы не играть секретарей парткомов или колхозных активистов, я согласился его довести. С тех пор, то есть с 1975 года, работаю со студентами, в основном с приезжими. С «республиканскими» курсами, как их тогда называли. Была замечательная киргизская мастерская, украинская, белорусская. Разумеется, ребята из провинции в быту менее устроены — живут в общежитии. Они как бы дороже заплатили за своё обучение (даже в те времена, когда за учёбу вообще не платили). Они не просто забежали на экзамен, а ехали с определённой целью, готовились. Я к таким абитуриентам внутренне расположен, жду, что они должны сделать что-то серьёзное. Разумеется, есть и прекрасные столичные ребята, деление на Москву и «глубинку» — не гарантия конечного результата. Во всяком случае, я с радостью готов