Время и песня [Жанна Ильинична Брагинская] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]

ВРЕМЯ И ПЕСНЯ

Репертуар для самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей



Москва

ПРОФИЗДАТ — 1986


ББК 85. 315

В81

Составитель Ж. И. Брагинская

Под общей редакцией Г. А. Гараняна

© Профиздат • 1986


САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ВИА И ИХ РЕПЕРТУАР

Вокально-инструментальные ансамбли занимают видное место в советской эстраде. Давно закончены споры, нужны ли они. Совершенно ясно, что жанр молодежной эстрадной песни, музыки необходим. Более того, дана оценка его роли в воспитании эстетических вкусов нашей молодежи и доказано его право занимать такое же место в эстрадном искусстве, какое занимают и другие музыкальные жанры. И если из-за сравнительной молодости этого жанра у него еще довольно много недостатков, то это лишь указывает на то, что ему необходима поддержка как по линии подготовки кадров, упорядочения концертной деятельности, оснащения современными инструментами, так иа это главноепо созданию репертуара.

Репертуародно из наиболее уязвимых мест в большинстве вокально-инструментальных ансамблей, как профессиональных, так и самодеятельных. Каждый музыкальный коллектив стремится к неповторимости в прямом смысле слова, он хочет петь только «свое». В то же время современный репертуар для ВИА очень невелик. Поэтому многие вокально-инструментальные ансамбли включают в свои программы произведения собственного сочинения, зачастую слабые в музыкальном и идейно-художественном отношении.

В решение этой проблемысоздание высокохудожественных музыкальных произведенийвключены сегодня центральные органы, занимающиеся вопросами культуры и искусства: Министерство культуры СССР и министерства культуры союзных республик, их репертуарно-редакционные коллегии, концертные организации, методические кабинеты, Союз композиторов СССР и Союз композиторов РСФСР. К созданию произведений для ВИА привлечены известные советские музыканты и поэты.

На улучшение репертуара самодеятельных ВИА направлено постановление Президиума ВЦСПС «О повышении идейно-художественного уровня репертуара самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей и дискотек профсоюзов, упорядочении их организации и выступлений», принятое 3 сентября 1984 года.

Однако далеко не все композиторы могут писать музыку специально для вокально-инструментального жанра, у которого имеется своя специфика, традиции. И если композитор создает прекрасные симфонии и оперы, то это еще не значит, что он так же заметно проявит себя в жанре эстрадной песни.

Поэтому при Московской организации Союза композиторов РСФСР создана Комиссия популярной музыки и ВИА, которую возглавил заслуженный деятель искусств РСФСР композитор Д. Тухманов. На эту комиссию возлагаются очень серьезные и жизненно необходимые на сегодняшний день задачиобъединить профессиональных авторов, пишущих для ВИА, а также выявить из самих ансамблей наиболее одаренных музыкантов, имеющих опыт композиции, и помочь им профессионально. Нужно, чтобы над созданием произведений для эстрадно-музыкальных коллективов работали как ведущие мастера, так и молодые творческие кадры, способные решать серьезные идейно-художественные задачи.

Обогащению репертуара самодеятельных ВИА высокогражданственными художественно-выразительными произведениями будет способствовать и второй Всесоюзный фестиваль народного творчества, посвященный 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции, который проводится с марта 1986 года по ноябрь 1987 года.

С проблемой репертуара тесно связана и проблема зрителя. Ведь на концерты ВИА приходит в основном молодежь. Здесь в определенной степени формируются эстетические вкусы советского молодого человека. Поэтому так важно музыкальным коллективам не идти на поводу у вкусов зрителя, а всеми возможными музыкальными средствами умело и ненавязчиво проводить воспитательную работу.

Данный сборник как раз имеет своей целью помочь самодеятельным вокально-инструментальным ансамблям расширить свой репертуар за счет произведений, написанных профессиональными композиторами. В него наряду с песнями таких известных музыкантов, членов Союза композиторов СССР, как Ю. Саульский, Д. Тухманов, Э. Колмановский и другие, включены произведения молодых талантливых авторов А. Журбина, Т. Островской, М. Гагнидзе.

Все песни специально аранжированы с учетом уровня исполнительского мастерства самодеятельных ансамблей. Партитуры несложны для исполнения, включают в себя инструменты, присутствующие почти во всех ансамблях. Они могут использоваться в том виде, в котором представлены, или же служить материалом для дополнительной обработки руководителями ансамблей.

Небольшой опыт издания песен советских композиторов в виде партитур для ВИА уже имеетсярепертуарно-редакционная коллегия Управления музыкальных учреждений Министерства культуры СССР по самодеятельному творчеству выпустила сборник лучших советских эстрадных песен.

Предлагаемый же сборник содержит произведения, написанные в основном в последние годы. Большинство из них созданы специально для ВИА, другие обработаны для вокально-инструментальных ансамблей опытными аранжировщиками, имеющими большой опыт работы с ними,Д. Атовмяном и Д. Смирновым.

Заслуженный артист РСФСР композитор Г. А. ГАРАНЯН

СЧАСТЬЯ ТЕБЕ, ЗЕМЛЯ

Музыка Ю. САУЛЬСКОГО, Слова Л. ЗАВАЛЬНЮКА



Здесь и далее: распределение строчек у ударных инструментов

H. H. — хай-хэт.

S. C. — ведущая тарелка.

A. T. — альт-том.

S. D. — малый барабан.

T. T. — тенор-том.

B. T. — бас-том.

B. D. — большой барабан.



показывает, что при игре на хай-хэте первая доля исполняется в тарелку.














Как воспеть эту землю
Под высокими зорями
С песней белого Севера,
С небом юга лазоревым,
С тем, что в сердце прописано
И вовек не стирается?!
Над седыми Курилами
Новый день загорается.
Припев: Света тебе и радости,
Мира и благоденствия,
Верных друзей хороших,
Солнечных дней в судьбе
Желаю тебе, земля моя, — 2 раза
Желаю тебе, земля моя,
Высокого неба ясного
И счастья желаю тебе!
Как воспеть эту землю —
Все, что прожито-пройдено,
Все, что в будни и праздники
Именуется Родиной,
Со степями широкими,
С перелетными стаями,
С городами далекими
Молодыми и старыми?!
Припев: Света тебе и радости,
Мира и благоденствия,
Верных друзей хороших,
Солнечных дней в судьбе
Желаю тебе, земля моя, — 2 раза
Желаю тебе, земля моя,
Высокого неба ясного
И счастья желаю тебе!
Все мечты и тревоги,
Все надежды приемлю,
Потому что всем сердцем
Я люблю эту землю.
Где мой след ни рассеется,
Что со мною ни станется,
Это где-то поселится,
Это в чем-то останется!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

Жизнеутверждающий, оптимистический характер этой песни требует исполнения на высоком эмоциональном уровне.

Триоли у ударных инструментов в седьмом такте от начала и в аналогичных случаях исполняются одновременно двумя палочками, но не как форшлаги.

Бас-гитаристу и ударнику нужно вместе проиграть свои партии еще до общей репетиции, чтобы найти соответствие в них.

Цифра 5 у духовых инструментов исполняется плотным штрихом, но в нюансе mf (меццо-форте), при постепенном динамическом нарастании.

В финале песни (примерно за девять тактов до конца) духовые инструменты играют f (форте) вначале в унисон. Когда голоса расходятся, динамика исполнения снижаться не должна.

МЕНЯ ЗОВУТ РАБОЧИЙ КЛАСС

(Из кинофильма «БОЛЬШАЯ ПЕРЕМЕНА»)
Музыка Э. КОЛМАНОВСКОГО, Слова М. ТАНИЧА








Мой самолет взлетает в синеву,
Мои друзья спешат на мой завод!
И всюду, где бываю и живу,
Меня любой по имени зовет.
Припев: Я — лесоруб и верхолаз! — 2 раза
Меня зовут,
Меня зовут
Рабочий класс!
Мы, как один, ребята хоть куда
И ко всему причастны на земле,
Но о себе нигде и никогда
Не говорим в единственном числе.
Припев: Я — Сахалин и я — Донбасс! — 2 раза
Меня зовут,
Меня зовут
Рабочий класс!
Куда ни глянь, пути мои лежат,
Я замостил три тысячи дорог,
И миллиард веселых киловатт,
Как Прометей, над Родиной зажег!
Припев: А я всего — один из вас! — 2 раза
Меня зовут,
Меня зовут
Рабочий класс!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

Песня написана очень просто. Ее живая, задорная мелодия легко запоминается, благодаря чему не нуждается в специальных указаниях по исполнению.

В качестве пожеланий можно лишь посоветовать музыкантам играть строго ритмично, маршеобразно, сохраняя веселый, задорный дух песни. Общий нюанс f (форте). В запеве ансамбль должен играть чуть тише, а в припеве динамику звучания следует прибавить.

НА СТРАЖЕ РОДИНЫ

Музыка 3. БИНКИНА, Слова М. МАЛКОВА











Сыны трудового народа,
Советской державы сыны,
Готовы к боям и походам,
Священной присяге верны.
Владеем оружием грозным,
Чтоб вновь не пылала война.
Ракетным щитом краснозвездным
Укрыта родная страна.
Над Родиной ясные зори.
И завтрашний день трудовой,
И землю, и небо, и море
Мы силой храним огневой!
Победное Ленина знамя
Над мирной Советской страной
И все, что достигнуто нами,
Мы силой храним боевой!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

Песня несложна для исполнения. Ее ритмическая структура не нуждается в особых рекомендациях. Важно только сохранить строй песни и маршеобразность. Никаких дополнительных штрихов. Лишь действительное звучание аккорда и динамические акценты.

АИСТ НА КРЫШЕ

Музыка Д. ТУХМАНОВА, Слова А. ПОПЕРЕЧНОГО


















Где это было, когда это было —
В детстве, а может, во сне? —
Аист на крыше гнездо для любимой
Свил по весне.
Чудился мне он и в странствиях дальних
Символом верной любви...
Люди, прошу: не вспугните случайно
Аиста вы!
Припев: Люди, прошу я: потише, потише...
Войны пусть сгинут во мгле!..
Аист на крыше, — 2 раза
Аист на крыше —
Мир на земле!
Аист на крыше гнездо с аистенком
Ночью и днем бережет.
Ну а в том доме под крышей девчонка
Счастья так ждет...
Люди, в Нью-Йорке, в Берлине, в Париже
Верьте друг другу и мне:
Аист на крыше — счастье под крышей
И на земле.
Припев: Люди, прошу я: потише, потише...
Войны пусть сгинут во мгле!..
Аист на крыше, — 2 раза
Аист на крыше —
Мир на земле!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

Для исполнения песни Д. Тухманова, кроме солиста или солистки, поющих основную вокальную партию, требуются еще три вокалиста для припева, написанного для четырех голосов.

Основные исполнительские требования для ансамбля музыкантов-инструменталистов относятся главным образом к партии фортепьяно. Эта партия начиная с цифры 3 довольно трудна, ее необходимо выучить отдельно до общей репетиции, и желательно наизусть. В наиболее неудобных с исполнительской точки зрения местах рекомендуется пользоваться указанной аппликатурой. Однако по желанию исполнителя аппликатура может быть изменена. Играть партию фортепьяно следует абсолютно ровно на протяжении всей песни и строго ритмично.

К остальным инструментам ансамбля пожелания следующие: играть точно в указанных нюансах, ровно, ритмично. В партии органа можно использовать вибрато. В партии трубы, вступающей в цифре 3, очень важно, подчеркивая основную мелодию припева, сделать постепенное нарастание звучания для логики кульминации в цифре 5.

В конце песни общее замирание звучания не должно влиять на темп. Темп можно замедлить только в двух последних тактах.

И ПОЭТОМУ МЫ ПОБЕДИМ

Музыка А. ЖУРБИНА, Слова И. ГРИЦКОВОЙ













Каждому из нас у очага тепло,
Каждому из нас хочется любить.
Посмотри, какое солнце взошло,
Неужели нам его делить?
Неужели нам его делить?
Как нам солнце делить?
Припев: Так откроем друг другу объятья
И в глаза друг другу поглядим.
Все мы люди: и сестры и братья, — 2 раза
И поэтому мы победим!
Жизнь добра бывает и бывает зла,
Но все равно ее хочется длить.
Посмотри, какая луна взошла,
Неужели нам ее делить?
Неужели нам ее делить?
Как луну нам делить?
Припев: Так откроем друг другу объятья
И в глаза друг другу поглядим.
Все мы люди: и сестры и братья, — 2 раза
И поэтому мы победим!
Будет жизнь, и будут дети подрастать.
Мы научим их этот мир ценить.
Мне и тебе земля — родная мать,
Неужели нам ее делить?
Неужели нам ее делить?
Как нам землю делить?
Припев: Так откроем друг другу объятья
И в глаза друг другу поглядим.
Все мы люди: и сестры и братья, — 2 раза
И поэтому мы победим!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

Эта оптимистическая, гордая песня пронизана верой в победу светлого разума, победу объединенных народов. Начинаясь с тихого речитатива, постепенно накаляясь драматургически и динамически, она должна к кульминационному моменту (модуляция в цифре 5) превратиться в гимн доброте, миролюбию. Поэтому при ее исполнении важно отношение к идее песни не только солистов-вокалистов, но и всех музыкантов.

Так, казалось бы, очень незначительна нота у духовых инструментов в первом такте цифры 5. Она действительно будет незначительной и даже мешающей, если ее сыграть формально. В то же время, сыгранная плотно, полновесно, эта восьмая внесет свою лепту в характер звучания песни.

При отсутствии вокального ансамбля пять тактов до цифры 3 и в аналогичных местах солист должен исполнять так:



ПЕСНЯ ДРУЖБЫ

Музыка Г. ГАРАНЯНА, Слова В. ЯШКИНА

© Профиздат 1986г.









Здравствуй, мой ровесник!
Мой далекий друг!
Запоем мы песню —
Шире дружбы круг!
Дружбою согреты,
Связаны судьбой,
На земле Советов
Встретились с тобой!
Припев: Да, да, да! — 3 раза
Дружба навсегда!
Навсегда! Навсегда! Навсегда!
Мы идем навстречу
Бурям и ветрам.
Наша дружба вечна,
Все подвластно нам!
Праведно и честно
Мы с мечтой одной
На ладонях вместе
Держим шар земной.
Припев: Да, да, да! — 3 раза
Дружба навсегда!
Навсегда! Навсегда! Навсегда!
Цели нет прекрасней:
К миру — без войны!
Октябрем для счастья
Звезды зажжены!
Пусть для нас сияет
Радужная даль.
Без конца и края
Дружбы фестиваль!
Припев: Да, да, да! — 2 раза
Дружба навсегда!
Навсегда! Навсегда! Навсегда!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

Песня-плакат рассчитана на массовое исполнение. При аккомпанементе малым инструментальным составом следует придерживаться нескольких основных моментов.

Хорошее исполнение песни зависит прежде всего от общей слаженности, сыгранности ансамбля. Скандированная фактура произведения обусловливает игру идеально ритмичную, даже метричную. Все сильные, слабые доли, указанные акценты и синкопы нужно играть жестко, плотно, с буквально математической точностью.

Фортепьяно играет всю песню без педали, сухим, острым звуком. Органные реплики также имеют немаловажное значение. Выдержанные аккорды, указанные арпеджато, необходимо играть аттакированно, пользуясь перкашен.

Бас-гитара может играть всю песню медиатором, но в некоторых местах, например во вступлении, в цифре 1 , лучше играть слэп.

В припеве, где автором указано исполнение под хлопки, без аккомпанемента, ударные потихоньку продолжают играть по хай-хэту, уже подчеркивая ритм, но стабилизируя его.

Следует быть внимательным к смене ключевых знаков.

ВО ПОЛЕ ЧИСТОМ...

Музыка Ю. САУЛЬСКОГО, Слова Л. ЗАВАЛЬНЮКА










Во поле чистом, во поле чистом,
Во поле чистом
Под ракитовым кустом
Лежит мальчишка, в бою убитый, — 2 раза
Никто  не знает и не ведает о том.
Во поле чистом, во поле чистом,
Во поле чистом,
Где покой и тишина,
Стоит девчонка, стоит девчонка, — 2 раза
Она в кого-то всей душою влюблена.
Во поле чистом, во поле чистом,
Во поле чистом,
Где под небом провода,
Стоит девчонка, лежит мальчишка... — 2 раза
Им уж не встретиться нигде и никогда.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

Так как песня довольно камерная, ее нюансировка на всем протяжении не должна превышать mf (меццо-форте).

исполняется как форшлаг, «чиркая» палочкой но радиусу тарелки.

Особое внимание музыкантам следует обратить на третий-четвертый и седьмой-восьмой такты цифры 1. Это нетрадиционные для вокально-инструментальных ансамблей полифонические эпизоды, которые требуют очень точного исполнения и звукового баланса.

Игра духовых инструментов в цифре 3 должна отличаться особо чистой интонацией при нюансе p (пиано). Это не просто унисон, а качественно новый тембр, и музыканты должны найти его.

Условной кульминацией песни можно считать оркестровый эпизод после второго куплета (четвертый такт цифры 4 ).

Третий же куплет является динамически доминирующим. Музыка постепенно нарастает к последнему такту цифры 5, и после диминуэндо в этом такте (цифра 6) исполняется в той же динамике, что и первый куплет, без увеличения громкости при повторении.

Оркестровый эпизод в конце песни должен звучать как эхо. Только в предпоследнем такте нужно сделать крещендо и довести звучание почти до f (форте). Sf (сфорцандо) духовых инструментов и органа завершает крещендо, сразу уйдя в pp (пианиссимо).

ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ВОЙНЫ

Музыка М. МИНКОВА, Слова И. ШАФЕРАНА












Еще до встречи вышла нам разлука,
И все же о тебе я вижу сны.
Ну разве мы прожили б друг без друга,
Мой милый, если б не было войны? - 2 раза
Наверно, я до срока стала старой.
Да только в этом нет твоей вины.
Какой бы мы красивой были парой,
Мой милый, если б не было войны! - 2 раза
И снова ты протягиваешь руки,
Зовешь из невозвратной стороны.
Уже ходили б в школу наши внуки,
Мой милый, если б не было войны. - 2 раза
Никто калитку стуком не тревожит,
И глохну я от этой тишины.
Ты б старше был, а я была б моложе,
Мой милый, если б не было войны. - 2 раза

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

Песня начинается настоящим, несколько грубоватым маршем громкого звучания, причем по окончании игры динамика у духовых инструментов спадать не должна.

Чрезвычайно важна g. p. (генеральная пауза), которая как бы проводит резкую черту между грубостью войны и той щемящей лирикой, которой пронизано все произведение.

Ритмическую фигуру бас-гитары в цифре 1 необходимо исполнять точно, без отклонений, так как она закладывает общую ритм-формулу всей партитуры. В цифре 2 к бас-гитаре подключаются ударные инструменты, а в цифре 3 — гитара. Это даже без увеличения громкости звучания создает динамическую драматургию.

В цифре 4, несмотря на игру хай-хэта шестнадцатыми долями, общая ритм-формула остается неизменной.

Остановка у оркестра (пятый такт цифры 4) несет ту же эмоциональную нагрузку, что и g. p., поэтому здесь крайне важно соблюдение идеальной тишины. Обычно расслабление наступает у слушателя после того, как отзвучит вся песня (разумеется, если она эмоциональна). В данном случае необходимо создать такое напряжение в паузе и в исполнении солистки, чтобы оно возникло с начала звучания оркестра.

Проигрыш оркестра в цифре 5 тоже носит маршеобразный характер, но в отличие от вступления звучит тише и мягче. Это как бы отдаленное звучание духового оркестра должно соответствовать эмоциональному состоянию слушателя.

Заключительный аккорд оркестра должен быть настолько тихим, чтобы осторожное эхо духовых инструментов pp (пианиссимо) все-таки прослушалось.

КРУЖИСЬ, МЕЛОДИЯ

Музыка М. ГАГНИДЗЕ, Слова Е. ПЕЧЕРСКОЙ












Купалась в речке тишина,
И ветер спал в ветвях березы.
И в этот час, и в этот миг — 2 раза
Вдруг первый звук во мне возник,
Как боль и радость, смех и слезы.
Припев: Кружись, мелодия, кружись,
И пусть все будет, как захочешь...
Неисчерпаема, как жизнь,
Неподражаема ты, как жизнь,
Меня зовешь и мне пророчишь.
Да, это музыка лилась
И припадала к изголовью...
Вот так, наверно, родилась — 2 раза
С моей землей тугая связь
И то, что мы зовем любовью.
Припев: Кружись, мелодия, кружись,
И пусть все будет, как захочешь...
Неисчерпаема, как жизнь,
Неподражаема ты, как жизнь,
Меня зовешь и мне пророчишь.
Купалась в речке тишина,
И ветер спал в ветвях березы.
И в этот час, и в этот миг — 2 раза
Вдруг первый звук во мне возник,
Как боль и радость, смех и слезы.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

Учитывая поэтичность текста песни, ее нужно исполнять очень проникновенно. В то же время музыка от начала и до конца должна идти в четком ритме, без ритенуто и диминуэндо.

Особое внимание рекомендуем обратить на финал в аккомпанементе.

ВОЛШЕБНАЯ ПЕСЕНКА

Музыка Т. ОСТРОВСКОЙ, Слова Н. ШЕМЯТЕНКОВОЙ

(с) Профиздат, 1986







Однажды утром ранним я проснусь,
Когда все тонет в розовом рассвете,
И за дела волшебные возьмусь:
Открою всем, как радостно на свете.
Зимой найду я теплые слова,
Чтоб растопить морозные узоры.
У песенки волшебной есть права
В улыбку превращать печаль и ссоры.
Припев: И пускай все сияет с утра,
пускай,
Новый день улыбается нам —
Он прекрасен на удивленье!
И пускай все печали уйдут,
пускай,
И рассеются, как туман,
Неудачи и огорченья!
А летом окна настежь распахну,
Ковры цветов повсюду разбросаю,
Потом росой жемчужной уберу
Я землю всю от края и до края.
Когда-то мне помог от бед уйти
Луч солнца, промелькнувший средь ненастья,
И я сумела вновь в себе найти
И доброту, и ощущенье счастья.
Припев: И пускай все сияет с утра,
пускай,
Новый день улыбается нам —
Он прекрасен на удивленье!
И пускай все печали уйдут,
пускай,
И рассеются, как туман,
Неудачи и огорченья!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

Партитура песни «прозрачная», не сложная для исполнения. Ее лирическая основа требует мягкости без педалирования отдельных аккордов. Песню нужно исполнить на одном дыхании, светло и радостно.

ВСЕ ЕЩЕ БУДЕТ

Музыка М. МИНКОВА, Слова В. ТУШНОВОЙ
















А знаешь, все еще будет,
Южный ветер еще подует
И весну еще наколдует,
И память перелистает,
И встретиться нас заставит,
И встретиться нас заставит,
И еще меня на рассвете
Губы твои разбудят.
Припев: Счастье — что оно?
Та же птица.
Упустишь — и не поймаешь.
А в клетке ему томиться
Тоже ведь не годится,
Трудно с ним,
Понимаешь?
Понимаешь, все еще будет.
В сто концов убегают рельсы,
Самолеты уходят в рейсы,
Корабли снимаются с якоря.
Если б помнили это люди,
Если б помнили это люди,
Чаще думали бы о чуде,
Реже бы люди плакали.
Припев: Счастье — что оно?
Та же птица.
Упустишь — и не поймаешь.
А в клетке ему томиться
Тоже ведь не годится,
Трудно с ним,
Понимаешь?
Я его не запру безжалостно,
Я его не запру безжалостно,
Я его не запру безжалостно,
Крыльев не искалечу...
Улетаешь? Лети, пожалуйста!
Улетаешь? Лети, пожалуйста!
Улетаешь? Лети, пожалуйста!
Знаешь, как отпразднуем встречу...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

При исполнении этой песни не стоит делать в ней динамических перепадов.

Особое внимание следует обратить на паузу в восьмом такте от начала. Это так называемая звучащая пауза, которая должна быть очень точно выдержана. Для этого ее необходимо тщательно отрепетировать. Советуем несколько раз доиграть вступление до этой паузы, ритмически четко исполнив предыдущие шестнадцатые доли, остановиться, сделав фермату, прислушаться и начать играть следующий такт (не далее).

Два такта в репризе до цифры 1 и далее играют бас-гитара и большой барабан. При этом их ритмический рисунок должен точно соответствовать друг другу. Позже подключаются хай-хэт, малый барабан и гитара (поочереди).

Цифры 1, 2, 4, 5 — у гитары. При наличии двух гармоний в такте смена происходит на четвертой восьмой. Так как следующая восьмая доля исполняется на полуприжатых струнах, должно создаваться впечатление, что эти две восьмые залигованы, то есть исполняется синкопа.

Финал песни нужно выстроить по принципу динамического нарастания, ведущему к заключительной ноте.

ПЕРЕКРЕСТОК

Музыка В. РУБАШЕВСКОГО, Слова А. МИТНИКОВА









Все было очень просто:
Мы знали наперед —
На то и перекресток,
Чтоб делать поворот...
И мы углы срезали
И вписывались в круг...
Но... встретились глазами —
И все смешалось вдруг!
Припев: Я гляжу на тебя. Смотришь ты на меня.
Словно видим друг друга впервые!
Словно вдруг прорастают средь белого дня
На асфальте цветы полевые!
Неведомо откуда
На миг и навсегда
Приходит это чудо —
Прекрасная беда!
Как будто все знакомо,
Старо, как белый свет...
Дается нелегко нам
Загадочный ответ.
Припев: Я гляжу на тебя. Смотришь ты на меня.
Словно видим друг друга впервые!
Словно вдруг прорастают средь белого дня
На асфальте цветы полевые!
Все просто только с виду,
И знает мир живой:
Когда-то каждый выйдет
На перекресток свой...
Пускай тобой размечен
Был поворот любой,
Единственную встречу
Готовит нам любовь!
Припев: Я гляжу на тебя. Смотришь ты на меня.
Словно видим друг друга впервые!
Словно вдруг прорастают средь белого дня
На асфальте цветы полевые!

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

Эту лирическую песню следует исполнять очень просто, точно, соблюдая нюансы, проставленные в партитуре. Темп (модерато, приблизительно = 128—132) будет зависеть главным образом от вкуса и индивидуальности солиста. Вся песня играется в одном темпе, без ускорений и замедлений.

Во вступлении, а также в цифрах 1 и 2 основные исполнительские нагрузки ложатся на партии электрооргана (синтезатора) и фортепьяно. Фортепьяно играет мягко, даже исполняя указанные акценты, по возможности легато. Педалью нужно пользоваться очень осторожно. Ритм выдерживается строго, но не выделяется на первый план. Все указанные синкопы, залигованные длительности следует играть очень внимательно и точно.

При исполнении цифры 1 электроорганом рекомендуется поставить тембр стринг, играть четверти стаккато, можно добавить вибрато. Если же в ансамбле имеется «Фендер-пиано», играть следует более выдержанно — портаменто.

Пожелания гитаре, бар-гитаре и ударным: играть просто, в указанных нюансах, не форсируя. Однако начиная с последнего такта цифры 2, который непосредственно вводит в припев, и далее песня звучит в иной манере. Фортепьяно играет очень четко, сухо, даже несколько жестко, подчеркнуто ритмично. Педалью пользоваться здесь уже нельзя.

Характер звучания ударных инструментов — бит — определяет и игру остальных исполнителей. Ритм выходит здесь на главное место. Реплики электрооргана нужно играть абсолютно точно, рубато исключается.

Последние четыре такта, завершающие песню, следует играть так же, как и вступление. Темп замедлять не нужно, но необходимо отработать общее диминуэндо и точно сыграть стаккато последнюю четверть.

ПОСЛЕДНИЙ ШАНС

Музыка А. ЖУРБИНА, Слова В. ШЛЕНСКОГО









Твои глаза и губы проплывают мимо,
Мне никогда уже не видеть этих глаз.
Я знаю точно: в жизни все неповторимо.
Последний шанс у нас с тобой на этот раз.
Не терпят чувства повторенья под копирку,
Неповторим под вечным небом каждый миг.
А март транжирит свою снежную копилку,
Март, как известно, к постоянству не привык.
Припев: Последний шанс у нас с тобой,
У нас с тобой на этот раз,
Последний шанс у нас с тобой,
У нас с тобой на этот раз
Последний шанс.
Снега осели и подтаивают льдинки,
И я теряю свой заманчивый покой.
Как машинистка бьет по клавишам машинки,
Капель по жести бьет божественной рукой.
Калейдоскопом перед нами кружат лица,
Через минуту ты исчезнешь за углом.
Ты, как чужая, окольцованная птица,
Чуть прикоснувшись, обожгла своим крылом.
Припев: Последний шанс у нас с тобой,
У нас с тобой на этот раз,
Последний шанс у нас с тобой,
У нас с тобой на этот раз
Последний шанс.
Среди домов, среди дымов, причалов, домен
Я разминуться так боюсь с тобой опять;
Мир перед нами многолик, велик, огромен...
Как нелегко найти, как просто потерять.
Твои глаза и губы проплывают мимо,
Мне никогда уже не видеть этих глаз.
Я знаю точно: в жизни все неповторимо.
Последний шанс у нас с тобой на этот раз.
Припев: Последний шанс у нас с тобой,
У нас с тобой на этот раз,
Последний шанс у нас с тобой,
У нас с тобой на этот раз
Последний шанс.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

Песню следует играть мягко, спокойно. Она идет в одном темпе, без ускорений и замедлений. Темп — модерато, приблизительно =140—144. Цифры 1 и 2 фортепьяно играет в нюансе mp—p (меццо-пиано — пиано), придерживаясь указанной фактуры стаккато под лигой. Это означает, что восьмые доли следует играть очень ровно, точно, но мягко, хорошо прослушивая каждую. Можно пользоваться педалью, но очень осторожно, особенно в припеве (цифра 3 ).

Электрооргану нужно найти тембр, близкий к стринг, но уплотненный. Лучше всего для исполнения этой песни подходит двухоктавный одноголосый синтезатор «мини-муг».

Гитара, бас-гитара, ударные инструменты играют очень просто, в указанной нюансировке. Гитаре желательно играть через флэнджер при средней амплитуде.

Припев следует играть более жестко, ударным подчеркивать слабую долю на малом барабане. Фортепьяно лучше снять педаль, за исключением октав:

 и т. п., чтобы добиться лучшего легато.

Особенно важное значение имеет в припеве ритм, твердый на протяжении всей песни. Переходы от припева к запеву, а также концовка песни играются приглушенно, как бы издалека.

Заканчивая песню, всей группе играющих инструментов следует хорошо отработать общий уход на pp (пианиссимо).

Я ЕЩЕ НЕ ЗНАЮ

Музыка А. МАЖУКОВА, Слова М. ПАКИНА

















Расплескала свет свой лунная дорога,
Встала возле берега, словно у порога.
В путь последний ринулась, падая, звезда.
Ей не загореться больше никогда.
Я еще не знаю, как любовь нежна.
Я еще не знаю, как тебе нужна.
Просто не изведала сладость первых мук
И не испытала горечи разлук.
Припев: Но когда-нибудь ты — 2 раза
Не пройдешь стороной,
Не пройдешь стороной,
Долгожданный мой.
Ветру слово молвила робкая волна.
Где-то одиноко вздохнула тишина.
И заря к заре всю ночь спешит без сна,
Только я по берегу все брожу одна.
Я еще не знаю, как любовь нежна.
Я еще не знаю, как тебе нужна.
Просто не изведала сладость первых мук
И не испытала горечи разлук.
Припев: Но когда-нибудь ты — 2 раза
Не пройдешь стороной,
Не пройдешь стороной,
Долгожданный мой.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛНЕНИЮ

При подготовке песни необходимо добиться четкого исполнения своих партий духовыми инструментами. Для этого нужно вначале выучить нотный материал и лишь затем приступать к работе над штрихами, которые в данной стилистике играют важнейшую роль. Так как штрихи должны быть максимально идентичными, духовой группе потребуется несколько отдельных репетиций.

Порепетировать отдельно придется и группам: орган и гитара, бас-гитара и ударные инструменты, чтобы добиться ритмического соответствия в цифре 4 и аналогичных местах.

Только после того, как группы настолько хорошо разучат свои партии, что будут исполнять их автоматически, можно провести совместную репетицию. Преждевременная репетиция всего ансамбля приведет к возникновению ощущения «мешанины», так как упомянутые дуэты не соответствуют друг другу ритмически. В то же время при четкой игре каждого из них становится ясно, что в песне воплощен принцип стиля 16/16, то есть при наличии пауз у каждого из инструментов весь такт практически заполнен шестнадцатыми долями. Лучше всего здесь подойдет сравнение с несколькими шестернями, каждая из которых имеет и выступы, и пустые части окружности, а при совмещении образуют единое целое.

 Время и песня: Репертуар для самодеятель-

В81 ных вокально-инструментальных ансамблей / Сост. Ж- И. Брагинская. — М.: Профиздат, 1986.—

160 с.

1 р. 20 к.

Сборник советских массовых песен о Родине, труде, рабочем классе, дружбе, специально обработанных для исполнения самодеятельными вокально-инструментальными ансамблями. Включены также вновь созданные оригинальные произведения для этих эстрадно-музыкальных коллективов, лирические песни. Даны советы и рекомендации руководителям и участникам ВИА по работе с данным репертуаром.

Для организаторов художественной самодеятельности, руководителей и участников ВИА.

ББК 85. 315


ВРЕМЯ И ПЕСНЯ: Репертуар для самодеятельных вокально-инструментальных ансамблей

Составитель Жанна Ильинична Брагинская


Зав. редакцией М. И. Корнилова.

Редактор В. А. Рунова.

Художник П. Меркулов.

Художественный редактор В. И. Шедько.

Технический редактор Л. Н. Никитина.

Корректор М. В. Взнуздаева


ИБ № 1762

Сдано в набор 03.03.86. Подп. в печать 01.09.86. А11206. Формат 60х901/16. Бумага офсетная. Гарнитура литературная. Печать офсет. Печ. л. 10. Усл. кр.-отт. 21,26 Уч.-изд. л. 11,52. Тираж 50 000 экз. Зак. 1131. Цена 1 р. 20 к. Ордена Трудового Красного Знамени издательство ВЦСПС Профиздат, 101000, Москва, ул. Кирова. 13.

Московская типография № 6 Союзполиграфпрома при Государственном комитете СССР по делам издательств, полиграфии и книжной торговли, 109088, Москва. Ж-88, Южнопортовая ул.. 24.



Оглавление

  • САМОДЕЯТЕЛЬНЫЕ ВИА И ИХ РЕПЕРТУАР
  • СЧАСТЬЯ ТЕБЕ, ЗЕМЛЯ
  • МЕНЯ ЗОВУТ РАБОЧИЙ КЛАСС
  • НА СТРАЖЕ РОДИНЫ
  • АИСТ НА КРЫШЕ
  • И ПОЭТОМУ МЫ ПОБЕДИМ
  • ПЕСНЯ ДРУЖБЫ
  • ВО ПОЛЕ ЧИСТОМ...
  • ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ВОЙНЫ
  • КРУЖИСЬ, МЕЛОДИЯ
  • ВОЛШЕБНАЯ ПЕСЕНКА
  • ВСЕ ЕЩЕ БУДЕТ
  • ПЕРЕКРЕСТОК
  • ПОСЛЕДНИЙ ШАНС
  • Я ЕЩЕ НЕ ЗНАЮ