Трансляция (СИ) [Евгений Валерьевич Кузьмин] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Трансляция





  1. В поиске



  В древности мир прочно покоился на трех слонах, по потом незыблемые основы сгинули в бескрайних просторах космоса, а наша округлившаяся, подобно не очень умному человеку, планета покатилась в неизвестном направлении или, как некоторые считают, в бесконечную протяженность мрака. Сегодня все хотят стать разрушителями устоев, борцами с затхлым консерватизмом. Но осталось ли хоть в чем-то какая-то устойчивость, признанная преемственность? Похоже, нет сегодня ничего прочного, с чем можно развязать опасную войну или, хотя бы, вступить в схватку. И эта дурная (?) бесконечность. Хоть термин и не из физики, или природы, а из противоестественной, как сам абсолютный дух, логики Гегеля, но как точно! Бесконечность - дура, ограниченность - молодец. Так, кажется, сказал Суворов?



  Вот-вот, садизм духа. Обычное дело. Я же тогда измывался над гитарой, грезя новым звучанием. Что еще измыслить, находясь в оковах ограниченного, небольшого набора нот? Их всего семь. Это, конечно, не как сосны, которых три, это гораздо больше. Но и не так уж значительно, как мне хотелось бы. Блуждать можно, так многие и делают... но куда тут выйти? А поиск звука - это проще и, как казалось, продуктивнее регулярных упражнений. Что уж говорить. И никакие предостережения Томаса Манна не действовали, а Адриан Леверкюн воспринимался персонажем, на которого следовало равняться. Этот музыкант добился невероятного успеха, преодолев все человеческое, прыгнув выше того, что дает разум - сошел с ума. Дураку этого не дано. Ему не с чего сходить. Струны, между тем как и в былые времена под влиянием других рук, все так же бились о гриф. Вечность и неизменность.



  Дрейфуя в этом потоке сознания, я сошел с Иерусалимского трамвая и поспешил на ул. Шмуэль га-Нагид, где располагалась наше репетиционная точка,- милая, маленькая студия в подвале дома начала двадцатого века, красивом здании эпохи модерн. Место замечательное, центр города. Но надолго ли? Квартира-подвал напротив арендовалась йогами. И никакая звукоизоляция не спасала их от приятных звуков музыки, возвращавших души из заоблачных сфер. Йоги не любили искусство. Они жаловались, да. Прекрасные песни им не нравились. А что мы могли поделать? Шёпотом в барабан не ударишь. Ох, боюсь, изведут нас эти сверхчеловеки какими-то своими духовными техниками, порчами-проклятиями. Но пока нить рутины не разрывается. Репетиции идут, а творческие успехи вполне себе на вожделенном уровне.



  Я первым добежал до места, скамейки напротив входа, подождал басиста и барабанщика. Встретившись, мы последовали в студию, в ту самую тесную, но вполне достаточную для нас комнату. Много ли физического, материального пространства, по сути пустоты, нужно творческим людям, истинное отечество которых - мир духа. Тем более, что достойная аппаратура вполне способствовала переходу к высшему.



  - Вот, неплохо бы вставить варган в "Темный лес". - Сказал я в какой-то момент о наболевшем.



  - Варган сегодня - это балалайка вчера. Пошло и неоригинально. Псевдонародничество наших дней. Варган засовывают куда только можно без всякой на то надобности, - парировал басист Арнольд.



  - А мы разве играем на оригинальных инструментах?



  - Но мы не заявляем инструментами об оригинальности. А варган - ложное заявление.



  - Моя цель - не демонстрация оригинальных инструментов. Варган хорошо бы прозвучал в песне. Вот и все. В целом саунд стал бы объемнее, красивее. В этом все дело. Я не выпендриваюсь.



  - Кстати, у меня дома завалялась электрическая мандолина. Она только собирает пыль, а жена все время порывается выбросить инструмент. Тебе такое понравится. Хочешь, я тебе подарю? Но на репетицию, пожалуйста, не приноси его, очень прошу.



  - У меня как раз нет пылесоса. Я с радостью обзаведусь чудесным устройством. Спасибо, Арнольд.









  2. Обретение



  Да-да, я тогда предавался болезненным грезам о неслыханном инструменте, о том, как чудодейственный звук заменит пошлое умение, порождение непочетных тренировок, постыдного упорного труда.



  И момент настал. Разумеется, я с большой радостью принял от Арнольда редкий инструмент,электромандолину "Крунк", выпущенную в далекие семидесятые на Ереванской экспериментальной фабрике музыкальных инструментов. Артефакт сохранился в идеальном состоянии. Нигде ни выбоин, ни царапин, все исправно работало. Конечно, современному изнеженному цивилизацией человеку сложно выжимать из этого приличный в музыкальном сообществе звук. Кривой порожек, криво набитые лады... Зато резкий, сильный, очень четкий, выразительный саунд я нашел любопытным. Мне кажется, простое и техничное соло на этой мандолине - то, что я искал.



  - Арнольд, а ты сам-то играл на этом девайсе?



  - Когда-то я много экспериментировал со звуком. Хотел найти необычный тембр. Но со временем сам для себя решил, что очень хорошая гитара лучше очень плохой мандолины, как ни крути. Я для себя сделал такой вывод, - важно играть, а не экспериментировать с разными звенящими-шелестящими дубинками, скворечниками с проволокой, производенными мебельными фабриками или просто мастерами-садистами, мстящими музыкантам из зависти, от обиды, что их собственные карьеры не состоялись.



  - Но иногда все же хочется выйти за обычные, привычные рамки, пределы, прорваться за горизонт. Пусть даже и через уход к истокам, к корням, к первобытным дубинкам.



  - Есть такой путь, конечно, подобно свинье искать трюфель в грязной почве под ногами. Теперь у тебя есть такая возможность. Этот инструмент плохо строит или, точнее, совсем не строит. С ним легко выйти за пределы, навязанные семью привычными нотами. Это для тех, кто находит гармонию в любых разладах.



  - Непричесанный звук имеет свое очарование. Слишком гладкая, слишком правильная музыка скучна.



  - О, да, наслаждайся волшебным миром играющего мимо нот инструмента. Кстати, мандолина фонит. Впрочем, как раз это, кажется, исправимо. Но я не умею.



  - Ничего, я разберусь.







  3. Фон



  И разбирался. Но не с этим. Играть на новом инструмента весело. Не осознаешь недостаточности умения, радуешься новым звукам. Но была и чудовищная, требующая решения проблема, - мандолина, как и предупреждал меня Арнольд, ужасно фонила. Заземление и изоляцию я откладывал, - прочь от земли и ограниченности к высотам свободного творчества! В конце концов, появляться с этой мандолиной на концерте или даже на репетиции я пока не собирался. А в самой проблеме виделась некая героическая борьба, - мандолина сама издает звуки, которые я не готов принять. Я же, вопреки всему, навязываю строптивому инструменту свои представления о музыке.



  И вот, как-то, вырвался из оков обычного графика, - условился со знакомой певицой выпить кофе в центре города. Авось, что-то из этого выйдет. Нашей музыкальной группе не помешал бы интересный вокал.



  Краткие вступления о текущем положении дел быстро мутировали в воспоминания о "былом и думах". И певица ошарашила трюизмом:



  - Как же все всегда фонило!



  - Фон - это не главное. У меня была гитара, которая меня била током.



  - Наверное, было за что.



  - Я думаю, просто такой, вот, у нас с ней был союз без любви... Ах, кстати, о фоне. У меня есть забавный инструмент, который и сегодня его генерирует в огромном количестве.



  - Молодец, создаешь, значит, фоновую музыку.



  - Без особого старания, следует сказать.



  - Припоминается случай, произошедший в давние годы у нас в музыкальной школе... Хотя... Нет. Этого, возможно, никогда и не было. Речь о мифе, легенде. Я сама не видела. В моем детстве знакомые рассказывали такую историю. При нашей музыкальной школе состоял вокально-инструментальный ансамбль "Одуванчик". Это правда, не возразишь. Название идиотское, в него трудно поверить. Но вполне правдивое и в духе времени, детское, пионерское. Но слушай дальше. Гитарист этого состава - по совместительству мастер-самородок. Он все время что-то паял-клеил. Вслушиваясь в фон славной гитары, созданной ленинградской фабрикой музыкальных инструментов им. Луначарского, парень распознал звуки радио. Это сразу навело его на гениальные мысли и подтолкнуло к экспериментам, которые скоро дали поразительный результат. Небольшая доработка позволила гитаристу ловить гитарой БиБиСи и Голос Америки.



  - Сила мысли. Наверняка этот парень слушал западную музыку, рок какой-то... Вот и призвал Севу Новгородцева.



  - Ну, я считаю, все эти духовные связи действуют иначе, не так просто. Нет такого, что коммунисту является Ленин, пушкинисту Пушкин, а битломану Леннон. Астральный мир - мир эмоций, а не словесных формулировок. Кроме того, здесь триггером может служить не только любовь, но и ненависть. Да и ритуал, инструменты, используемые в нем в значительной степени определяют результат. А еще время и историческая эпоха, и астрологическая не могут не воздействовать. Там, где в средние века являлась Дева Мария, сегодня, скорее всего, заявится какой-то инопланетянин с Альфы Центавры.



  Я осмотрелся вокруг и ощутил взгляд пустоты. Внутри похолодело без всякой осознаваемой причины. Не хватало явления пророка. Окружающий меня вязкий мрак силился что-то сообщить... даже сообщал. Но я не мог перевести его взгляд, его послание в словесные формулы... И все. Разговор принял более практическое направление. Необходимое о духовном - сказано, а кто не понял, тому и не надо.







  4. Выход на связь



  Пробуждение. Выходной. Ожидаемых вещих снов на меня не снизошло. Вселенная пока демонстративно молчала. Я включил мандолину. Фон проявился сильнее обычного. Появились потрескивания. Я пропел из оперы Прокофьева: "Если ты, производящий стуки, действительно демон и если ты слышишь мои слова, постучи три раза!" Фон внезапно прекратился. А за этой оглушающей тишиной последовало три отчетливых щелчка. Я удивился, забеспокоился, сердце упало, на душе похолодело, - остается только хорохориться. Не для публики. Ее не было. Но как еще приободриться, вернуться в норму? Тогда я сказал, глупой шуткой подавляя страх: "Духи, духи! - Га, га, га". Но ответом был треск, за которым едва различимо угадывались слова: "Саша, Саша, Саша, Саша, Саша, Саша."



  - Я пока помню, как меня зовут, - я почувствовал дрожь в собственном голосе.



  - А меня узнаешь? - заскрипел фон.



  - Нет, что в имени мне твоем, - я переиначил фразу Пушкина.



  - Как же деградировали люди! Не помнят своих великих учителей.



  За что? Я же помню Пушкина! Но все, - шум ослаб и слов за ним больше не прослушивалось. Играть я не мог. Меня охватило неописуемое возбуждение. Я все выключил, поставил мандолину и вышел на улицу.



  Знакомые пути через грязные каменные джунгли вели к скверу. Там немного деревьев, количество их приблизительно равно числу нот, и можно соврать себе про свежий воздух в этом отдельно взятом месте. В голове возникла мысль: "А не позвонить ли Арнольду? Демонический голос мог обращаться и к нему во время борьбы с мандолиной за качественный звук?" Но нет. О чем я ? Я же хорошо знаю этого человека. Он не станет общаться с шумом. Он не попытается угадать в треске слова. Даже если демон вещал предельно отчетливо, Арнольд зачислил его во вредные суеверия. Так мне кажется. По крайней мере, звонить точно не стоит. Что я скажу? Я различил в треске слова? Но ведь это может быть простой фантазией. Я помню, в детстве в стуке проезжающих поездов я различал истории или простые музыкальные фрагменты. Воображение играет со мной, оно заполняет возникающую пустоту. Это как галлюцинации в катакомбах. В юности я много бродил в этих бескрайних подземельях. Стоило выключить свет и остаться в полной тишине и темноте, как мозг начинал предлагать звуки и образы, создавать галлюцинации. И теперь. Я пребывал в одиночестве, включил музыкальный инструмент и вообразил в нем своего собеседника. И кто пытался установить со мной связь? Какие-то "учители учителей" плотно засели в электрической мандолине. Самый ожидаемый гость - Гермес Трисмегист. Мои помыслы были обращены к нему с самой зари туманной юности. А, может, Аполлоний Тианский, друг и соратник Элифаса Леви, в совершенстве овладевший изящным греческим слогом, а потому и настоящий мессия в отличии от малограмотного Иисуса. Ах, но это же все вздорный поток сознания! Пора обратиться к главному русскому вопросу - "Что делать?" Позвонить Татьяне, певице, с которой я вчера приятно беседовал в кафе! Все происшествие несомненно связано с нашим диалогом. Но не буду заводить речь о говорящей мандолине, просто вернусь в исходную точку, чтобы потом двинуться в другом направлении.



  Сказано-сделано. Я набрал номер и условился о новой встрече.





  5. Пустота



  Сидя за столом на пластиковом стуле, я пялился на вымощенную камнем широкую пешеходную улицу, а она отвечала мне бликами. Зачем я здесь? Я беседовал с Татьяной о разном, о пустом и близком. Но есть и долг. Я обязан высказать что-то и относительно наших общих планов. Татьяна пришла, я полагаю, за этим. А тут разговоры о любимых музыкальных группах, о книгах,- обо всем, что позволяет убежать от реальной жизни, сделав ее более или менее приемлемой. Беседа "о птичках". Я не желал активно уводить разговор в "мистическое" русло. Пусть вселенная или боги сами пошлют знамение, укажут путь. Впрочем, какое им до меня дело? Помнится, я услышал как первоклассник после занятий чеканил слова насмешливым тоном: "Нам на уроке сказали, что Бог один! Вот чепуха! Как один Бог может справиться со всем этим миром!" И он прав, несомненно. Бог справляется, похоже, не очень хорошо. Если же богов много, то все равно, результаты их водительства весьма скромны. Они, как правильно заметил Ксенофонт, похожи на людей. Следует лишь добавить, они больше занимаются имиджем, чем своими непосредственными обязанностями. А я вдруг произнес:



  - Забавно, я в фейсбуке процитировал Марка Аврелия: "Живи в согласии с богами" и всем мои ортодоксальные религиозные друзья "лайкнули" этот пост. Люди невнимательны, мир сыплется как песок, нам ли подметить песчинки? - я попытался ввернуть пошлую сентенцию.



  - Фейсбук - подмена и лица, и книги. Все становится безликим, бездумным и подконтрольным. Знание - давно не сила. Оно - слабость. Но я ее питаю. Пока контролеры не видят, - Татьяна зачем-то подхватила мое настроение.



  - Я не верю в теории заговоров.



  - Не о них речь.



  - Вот, кстати, подумалось. Есть древнеегипетская концепция: человек создает богов. Людям нужны боги не в меньшей степени, чем богам люди. Самое известное рассуждение об этом - в герметическом тексте "Асклепий". Теория пережила Древний Египет и многие другие времена, так сказать, мутирующие иже мы с ними. Вспоминается старая байка, не припомню ее источник... Римский император Юлиан Отступник вызвал языческих богов ,которые предстали перед ним в жалких обличиях. Утратив людское почитание, жертвоприношения, они потеряли былую силу. В современном оккультизме все это живо и сегодня. Актуальна теория эгрегора, повторяющая древнеегипетское представление. Не так ли с политическими заговорами? Мы создаем нашими мыслями реальность.



  - Я вообще верю - я в центре вселенной. Все происходит в согласии с моими мыслями. Иногда боюсь и подумать что-то.



  - Страх оправдан. Думать в наше время - не комильфо. А твоя концепция - об этом писал Джордж Беркли...



  - Но дело не в том, что кто-то когда-то это написал. Важно, что это так работает, что я это так чувствую. Любая традиция - это во многом иллюзия. Главное - мыслимое в данный момент времени. В иной момент мысль изменится, как бы она ни основывала свой авторитет на отличной, на самом деле, от нее идеологии былых эпох.



  - Людям важна эта структурированность мышления. Хотя она и иллюзорна, как заметил Лев Шестов. Люди и сами себя всегда как-то определяют. Это элемент стадности, это возможность отказаться от необходимости принимать решение и, главное, отвечать за них. Я один из народа, я один их класса, я такой, как все. И только Бог сущий, "Я есмь сущий". Он лишен партийности. Впрочем, люди обычно с этим не соглашаются, зачисляя Бога в почетные члены племени, надеясь на подлые поступки Бога по отношению к соперникам или просто к тому, на чье имущество претендует племя.



  - Твои рассуждения - попытка ускользнуть от осознания чувств. Все эти философы, теофании - конкретизация мощных переживаний, чтобы избежать тонкой классификации. Вот ты не любишь литературу девятнадцатого века?



  - Не люблю.



  - Я это подозревала.



  Так произошел внезапный уход разговора в религиозно-философское русло. Но мысли иссякли так же быстро, как и появились. Беседа провисла, а потом скоро вернулась к нашим музыкальным проблемам. А на что я рассчитывал? Кто-то решит за меня мои проблемы? Вселенная вернула меня к распутью, вынуждая сделать самостоятельный выбор.









  6. Имя демона



  Дома я включил мандолину. Свободная импровизация - чем не вид медитации? И я играл, а остановившись, прислушался к фону.



  - Сашка, привет. Не признал?



  - Кто ты, демон? Назови свое имя! - я решил прибегнуть к древним оккультным наработкам.



  - Это же я. Дорогой товарищ Леонид Ильич Брежнев.



  - Кто-кто?!



  - А кого ты хотел уловить советской мандолиной? Зевса Олимпийского? Джона Леннона?



  - Зачем ты пришел ко мне из бездны? Моя воля сильна, тебе не подчинить меня.



  - Не особо и надо. Наше дело и без тебя побеждает. Скоро коммунизм воцарится повсюду, хоть и под другим именем.



  - Ты ни в чем не раскаиваешься?



  - Наше пространство для выбора очень ограничено. Мы прячемся от какого-то зла, раскаиваемся, работаем над собой. Но оно нас всегда побеждает, лишь слегка замаскировавшись, зайдя с неожиданной стороны. Зло - это такая же миссия, как и добро. Она возлагается на человека Богом, ее следует выполнить. И недостойном тут не место. Великая судьба - великим людям.



  - И что тебе от меня нужно? Помощь в построении очередной утопии?



  - Э... нет... что тебе нужно? Дача? Машина? Я же генеральный секретарь, ты помнишь? От Ильича до Ильича не было подобного Ильичу. Но не даром. От каждого, так сказать, по способностям. А коммунизм... если мы его построим под его именем, без модификаций, как обещано, то он перестанет быть целью устремлений, предметом веры. Коммунистическая идеология рухнет... Хотя идеология - это вздор. За ней стоят какие-то подсознательные человеческие интенции, которые могут в разных обстоятельствах использовать различную словесную шелуху. Я хочу, чтобы ты кровью подписал социалистические обязательства.



  Я тут же выключил мандолину. Резать себе руки из-за каких-то звуковых галлюцинаций? Нет, это же вздор.









  7. Привратник



  Есть такое призвание - вечный охранник, на древнееврейском "шомер". Работа не пыльная, привлекательная для философствующих натур и пламенных оккультистов. Платят копейки. Но как-то можно поддерживать в теле жизнь. А много ли нужно мыслителю? Алексей из этой породы. По дороге на работу я столкнулся с ним - он возвращался после ночного дежурства. А на вопрос "Как дела?" я отреагировал наболевшим:



  - Представляешь какой-то призрак коммунизма предлагал мне подписать договор кровью? А при жизни он проповедовал атеизм!



  - Атеизм людей, построивших пирамиду своему вождю, не мог не иметь духовной составляющей. Собственно, человек - не только физиология. Что мы без духовности?



  - Ага. Конечно. Посмотри вокруг.



  - Посмотрел, - асфальт и камень. А "человеку нужен человек". Лучше, вглядись в суть легендарных мыслителей прошлого. Вот Владимир Ильич Ленин. Его атеизм - вздорный вымысел. Истинный ход мысли вождя столь возвысился до глубин сатанинских, что мещане, псевдо-верующие не сумели постигнуть само существования религиозной вести в его явлении и учении. Рассуди сам, мог ли какой-то юрист, родившийся в глуши Симбирска, без мощной работы на душевном и духовном планах, или, грубо говоря, без помощи Сатаны, взять власть в огромной стране, перевернуть весь наш мир вверх тормашками. Все выдающиеся политики так или иначе завербованы чертями. Впрочем, это и так понятно, этот тезис не требует доказательств. Достаточно пристально всмотреться, чтобы убедиться в моей правоте. Конечно, не все политики это вполне осознали. Каждый человек так или иначе совершают магические действия, но не каждый это осознает. Работа мысли и воли - это всегда волшебство. Ленин же проводил сознательное священодейство, потому и достиг столь выдающихся успехов. Сам псевдоним Ульянова обычно связывают с приисками Ленского. Там добывали золото, высший, здоровый металл. Все остальные металлы, как ты знаешь, - лишь болеющее золото. А еще, золото - символ Солнца, зримого божества. В апреле 1912 года на прииске произошла ужасная бойня, солдаты открыли по бунтующим рабочим огонь. Поводом для востания послужили разговоры о выдаче трудящимся плохого или несвежего мяса. Существуют разные версии этой истории, с противоречивыми деталями. Постоянно в них лишь само мясо. Духовный же смысл мифа о возмущении пролетариата в том, что человеку, ставшему на путь стремления к высшему (золото), нет пути назад или в сторону. Вожделея материального (мяса), идущий к высшей цели пилигрим обречен на гибель (расстрел). Сам Ленин родился в апреле, месяце подавления бунта, но под другим созвездием. Выбором псевдонима вождь как бы г оворит: "Мы пойдем другим путем, наше грядущее под водительством иных звезд", желая обозначить свой путь к философскому золоту, без обращения к материальным соблазнам. Еще смысл партийной клички связан с легендой о немецком визионере Якове Бёме. Тот в детстве пас скот. Однажды, погоняя неразумных животных, он обнаружил на вершине горы вход в пещеру. Проникнув туда, мальчик заметил горшок полный монет, так сказать "золотой горшок". Юный Яков не осмелился притронуться к чужому добру, - какое мещанство! Но в тот же деть он поведал своим товарищам о находке. Однако, повторно вход в пещеру разыскать не удалось. Смысл истории очевиден. Бог открыл Якову, что погоняя дураков, народ увесистым шестом, он достигнет вершин и несметных богатств. Бёме, впрочем, не воспринял суть божественных наставлений, избрав стезю бумагомарателя, предпочтя, так сказать, надстройку базису. Предвещая такой ход дела, вход в чудесную пещеру скрылся от него. Говорят также, что выбор партийной клички - дань уважения и почтения Лазару Републикану Ленену, великому французскому оккультисту. Кстати, знакомство Ильича с демонологией очевидно. Приведу лишь один пример, показывающий, что Ленин понимал, объяснял любые идеи через демонологию. Так в письме Максиму Горькому он отмечает: ""Богоискательство отличается от богостроительства или богосозитательства или боготворчества и т.п. ничуть не больше, чем желтый черт отличается от черта синего".



  - Я смотрю, люди извратили учение Ильича.



  - Это судьба любых учений. Но ничего ни плохого, ни страшного здесь нет. Мыслителям кажется, что они делятся своими идеями. Но их миссия - дать имена демонам, приходящим в наш мир, назвать еще не вполне проявившиеся на материальном плане явления. И если тебе явился демон - это лишь значит, что какая-то сила прорывается или возвращается в наш мир, а ты это почувствовал. Ни больше, ни меньше. Тебе предлагается миссия. А ты думай. Тебе решать, принять ее или отвергнуть. Стань великим, не важно, носителем добра или зла, или потеряй все. Ты уже выхвачен из среды стада. Без серьезных потерь нет пути назад.







  8. О прорицаниях



  После этого разговора я стал прислушиваться к голосу из мандолины. Он мне всякий раз давал мне любопытные предсказания, которые, впрочем, никогда не сбывались. Как-то я спросил:



  - Почему ты всякий раз мне врешь?



  - Я никогда не обманываю. Дело в другом. Астральный и материальный миры организованы различно. Астральный мир - мир чувств. Здесь нет логической последовательности, привычной вам обусловленности. Наша реальность - поток эмоций. А душевная правда отличается от событийной истинности.



  Мне вспомнилось, с каким трудом я когда-то разыскал столь популярную у советской интеллигенции "Розу мира" Даниила Андреева. Мне грезилось, я найду в ней ответы на все мучившие меня вопросы. Но читать книгу оказалось непросто. А еще сложнее понять, как такой откровенный бред, противоречащий всему здравому, рациональному, подтвержденному эмпирически, мог приобрести высочайший авторитет? Я на много лет забросил "Розу мира" "под лавку". После же я вспомнил о книге и примирился с текстом,- это нужно воспринимать как передачу эмоций, а не как описание материальной действительности. Так все становится на свои места. Важно лишь осознать, "Роза мира" повествует об астральном плане.



  Но, все же. Предсказания касаются меня и материальных событий. И здесь обман Брежнева очевиден... и чудовищен. Считается, что приличный дух не лжет. А дух вранья - это нечто ужасное, сатанинское. В оккультизме Дьявола прямо называют Отцом Лжи:



  - Но ты же обращаешься ко мне в моей материальной реальности, предрекаешь события в моем мире, на языке моего мира. Тебе следовало бы разъяснять мне вещи, которые работают для меня.



  - Я тебе ничем не обязан. Кто ты такой, чтобы давать мне указания? Кроме того, если бы все сбылось, было бы неинтересно. Я бы даже сказал, не благочестиво. Представь себе ситуацию построенного коммунизма. Что бы тогда делали люди? Во что бы они верили? К чему стремились?



  - Да, ладно. Вы бы стригли "овец", как и прежде. Какая разница?



  - Как смеешь ты дерзить мне, высшему существу? Кто ты такой, человечишка? Твои прямые обязанности - внимать и исполнять.



   Ситуация казалась абсурдной. Какой смысл в общении с этим духом? Но я продолжал выходить на связь. Мне казалось, что я в некотором смысле избранный. Дух обращается ко мне. Большая же часть человечества, как мне тогда представлялось, лишена такого рода общения. Была даже книга, которую просто видел на лотке, но не купил, не читал, - "Избранники духов". Мне тогда это показалось глупым, - именно неприятие заголовка стало причиной того, что он задержался в моей памяти. В конце концов, духи - это какие-то низшие сущности, а вот Бог... Со временем, я пересмотрел свой взгляд. Современные религии - во многом безбожные учения. Это просто политическая и этическая идеология. Общение с высшими мирами, включая Бога, там по сути под запретом. Институты архаичны, а потому плохо работают, с легкостью прикрывая коррупцию и всякого разного рода другие преступления. Для чего в этом участвовать?







   9. Снова у врат



  Я опять столкнулся с Алексеем, на этот раз в магазине.



  - Все говоришь с призраками прошлого, с призраками коммунизма?



  - Ну хоть какое-то общение... Его не так уж и много в нашей современной жизни.



  - И как? Что говорят духи?



  - Мир темнеет. Мое мироощущение увязает во мраке. Я это чувствую. Пожалуй, я прикоснулся ко злу, к перевернутому темному миру. Пора от этого избавляться.



  - Человек сам придумывает свое добро и зло. Почитай Библию, у Бога свой подход. Господь жесток и беспощаден. Людям это трудно принять, они изобретают себе новых божественных водителей... а потом атеистических учителей, чтобы скрыться от божественной справедливости, которая абсолютно антигуманна. Сегодня атеизм и религии слишком часто представляют одно - они выдают желаемое за действительное.



  - Хорошо. Пусть так. Но есть же какая-то общая система координат. Бог в ней представляет один полюс, а Дьявол другой.



  - Обрати внимание на сходство пятой и пятнадцатой карт таро. На обоих изображен некий авторитет. На пятнадцатой - Бафомет, на пятой - Папа Римский, жрец, иерофант или какой-то другой религиозный иерарх. Перед каждым из этих персонажей два зависимых от протагониста человека, на пятой они ползают на коленях, на пятнадцатой они в цепях. Но по сути разницы нет. В каждом из случаев тотальная зависимость. Можно подумать, что на пятнадцатой карте эта зависимость носит негативный оттенок, а на пятой она положительна. Но это иллюзия, если присмотреться. На всех версиях колоды жутко глядеть на рабские образы людей, склонившихся перед религиозным авторитетом. Более того, если Бафомет - некая духовная, запредельная сущность, то Папа-иерофант - человек из плоти и крови. Выбор между картами - выбор пути, через личный опыт или посредством обращения к очевидно несовершенному человеку, который вместо оказания помощи, порабощает искателя истины.



  - И всюду порабощение.



  - "Все предопределено, но свобода дана", "Свобода - осознанная необходимость". Что делать тому "кто жив и брошен в темный склеп?"



  - Ему "земля - священный край изгнанья"?



  - Ну уж точно тут "в любви не радость встреч дана". С землей иногда больно встречаться.



  Я же подумал, что мир можно осознавать на разных уровнях. Если погрязнуть во зле, то ему найдутся логические обоснования, а жизнь наполнится несчастьями, вольными и невольными проступками.







  10. Мастер



  И все же в какой-то момент я решил, что музыкальный инструмент - не то, что следует использовать для общения с духами. Я устал от перманентной лжи Брежнева. А сам этот персонаж слишком комичен, слишком часто исполнял важные роли в анекдотах, чтобы серьезно относиться к его авторитету. Сами же галлюцинации, как мне тогда казалось, вели меня к катастрофе. Не следовало поощрять свое собственное безумие. От фона следовало избавиться. Я повез мандолину мастеру, о котором мало знал, на самом деле. Мы с Димой случайно познакомились на концерте в Ашкелоне. Я взял его визитку, понимая, что инструменты портятся похлеще, чем люди. Больше специалистов я не знал. Это определило мой выбор.



  И вот я уже в гостях у Димы. Чай и вежливый разговор, хотя мы оба загружены неотложными делами. Я заметил на столе книгу Булгакова "Мастер и Маргарита":



  - В детстве я с удовольствием прочитал эту книгу. То был набранный на машинке запрещенный текст. Меня очаровала нелегальная в те годы чертовщина. И какая-то удивительная игра, смешавшая пафос и гротеск. Родители мне говорили, что роман о любви. Но я им не верил. Тем более не верю и сегодня. В подростковом возрасте, уже в годы Перестройки, все сверстники прочитали текст или начали свободно заявлять, что прочитали. Хорошим тоном считались восторги по поводу книги. А я охладел к роману. Центральная идея абсурдна. Булгаков возмущается злом, представленным советской властью. А совладать с этим злом в романе помогает персонификация зла, демоны, вызывающие очевидные симпатии автора. Это же нелепость. Булгаков противопоставляет злу не добро, а другое зло, еще более древнее и страшное. Впрочем, корректно ли вообще разделять эти два вида зла. Они не могут не быть частями одного целого.



  - Ты ничего не понял. Я считаю, что "Мастер и Маргарита" - советская Библия. В стране, где правит зло, лишь через осознание глубинных оснований зла доступен хоть какой-то прорыв к свету. В романе, я с тобой согласен, противопоставлены разные уровни мрака. Низший - материальное воплощение, высший - духовные основания, нечистая сила. Лишь осознав причины зла, добравшись до его корней, возможно его победить. Советский человек имел возможность понять добро лишь через зло. Таков коммунистический духовный опыт. Впрочем, в первой половине двадцатого века мрак накрыл не одну лишь Российскую империю. И мы идем к повторению. Уроки не выучены. Темные времена неизбежно сменяют светлые. А наше время породит, я надеюсь, нового Булгакова, возможно, не русскоязычного. Но я пока готовлюсь, как могу.



  - Все же, Булгаков не сбрасывает ярмо зла.



  - А это и невозможно. При слишком сильном сопротивлении, человек не живет в одном духовном ритме с миром. И тут два выхода - полное отшельничество или гибель.



  - "Веселые" перспективы.



  - Такова жизнь. И даже строже. Для гибели достаточно просто отказаться от своей земной миссии.







  11. Пробуждение



  Тяжесть и мрак медленно покидали мое тело. Казалось, я выныриваю из темного омута. Прежде я тонул, уже перестал сопротивляться, смирившись с гибелью, казавшейся неизбежной. Но вдруг пришло спасение, - какая-то светлая легкость, потащившая меня ввысь к яркому сиянию солнца. Я открыл глаза и в недоумении осмотрел открывшуюся мне небольшую комнату. Несколько человек сидело со мной за одним столом. На столе бумажный круг с буквами, перевернутое блюдце, свечи. На меня пристально и насмешливо глядело хорошо знакомое лицо, но в этот момент я еще не вполне вернулся и не мог ничего вспомнить об этом человеке, процедившим сквозь зубы:



  - Хорошо тебе спалось?



  - Ничего, спасибо.



  - Явление духа ты проспал. А он оказался личностью незаурядной.



  - Он вам играл музыку, я так понимаю.



   Кривая усмешка стерлась с лица моего собеседника:



  - Ты и имя его можешь назвать?



  - Александр? - неуверенно промычал я.



  Вся компания пристально всматривалась в меня:



  - Расскажи нам, как он умер. Мы не успели спросить.



  - Я не знаю. Он и мне не рассказал... Забавно, но я совершенно ничего такого не помню, хотя ощущал, что я - это он.