Сказки старой Руси. Начало [Роман Валентинович Папсуев] (epub) читать онлайн

Книга в формате epub! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]


Unknown
Start

Папсуев, Роман Валентинович.

П17 Сказки старой Руси. Начало / Роман Папсуев. — Москва : Издательство «Э», 2017. — 176 с. : ил.


УДК 821.161.1-312.9

ББК 84(2Рос=Рус)6-44


© Папсуев Р.В., 2017


ISBN 978-5-04-089352-2


© Оформление. ООО «Издательство «3», 2017


Все права защищены. Книга или любая ее часть не может быть скопирована, воспроизведена в электронной или механической форме, в виде фотокопии, записи в память ЭВМ, репродукции или каким-либо иным способом, а также использована в любой информационной системе без получения разрешения от издателя. Копирование, воспроизведение и иное использование книги или ее части без согласия издателя является незаконным и влечет уголовную, административную и гражданскую ответственность.


Литературно-художественное издание

Папсуев Роман Валентинович

СКАЗКИ СТАРОЙ РУСИ

НАЧАЛО

Ответственный редактор Д. Малкин

Художественный редактор Р. Фахрутдинов

ООО «Издательство «Э»

123308, Москва, ул. Зорге, д. 1. Тел. 8 (495) 411-68-86.

0нд!руил: «3» АК,Б Баспасы, 123308, Мэскеу, Ресей, Зорге кешеа, 1 уй.

Тел. 8 (495) 411-68-86.

Тауарбелпск «3»

Кдзакстан Республикасында дистрибьютор жэне ен1м бойынша арыз-талаптарды кабылдаушыныц
екмм «РДЦ-Алматы» ЖШС, Алматы к., Домбровский кеш., 3«а», литер Б, офис 1.

Тел.: 8 (727) 251-59-89/90/91/92, факс: 8 (727) 251 58 12 вн. 107.

©himhih жарамдылык мерз1М1 шектелмеген.

Сертификация туралы акпарат сайтта 0нд!руил «Э»

Сведения о подтверждении соответствия издания согласно законодательству РФ
о техническом регулировании можно получить на сайте Издательства «3»

0нд(рген мемлекет: Ресей
Сертификация карастырылмаган

Подписано в печать 04.10.2017. Формат 84x108'/1б.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 18,48.

Доп. тираж 3000 экз. Заказ 5317.

Отпечатано с электронных носителей издательства.

ОАО "Тверской полиграфический комбинат’.' 170024, г. Тверь, пр-т Ленина, 5.
Телефон: (4822)44-52-03. 44-50-34, Телефон/факс :(4822) 44-42-15
Home page - www.tverpk.ru Электронная почта (E-mail) - sales@tverpk.ru


Встретимся онлайн!

Facebook — talesofoldrus

Instagram — @amokrus
Вконтакте — toroc

#сказкистаройруси

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 1

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 2

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 3


  1. ' Зарисовок. - Здесь и далее примеч. автора.

  2. Ролевая игра (от англ. Role-playing game - RPG). ↑

  3. Сеттинг-среда, в которой происходит действие художественного произведения, настольной или компьютерной игры; место, время и условия действия. Сеттинг можно определить как набор правил и внутренней истории некоего окружения. ↑



Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 4

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 5

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 6

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 7

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 8

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 9

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 10

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 11

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 12

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 13

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 14удучи автором текста и иллюстраций, для начала немного расскажу о себе и о «Сказках Старой Руси»: тогда вы лучше поймете, как мне пришла в голову идея проекта, о чем он и почему я решил им заняться.

Примерно с 2000-го года я пишу книги. Опубликовал четыре романа и пару рассказов. Кроме того, я художник-иллюстратор. Иллюстрировал книги многих авторов и довольно много рисовал для цикла романов Джорджа Мартина «Песнь Льда и Огня». Писательство в итоге забросил, а вот рисовать продолжил и с 2008-го стал художником в игровой индустрии. Участвовал в разработке многих игр, на некоторых проектах был ведущим художником. Со временем у меня сформировалось ясное представление как об индустрии в целом, так и о работе художника в ней.

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 15

Как-то раз я завел записную книжку со смешной обложкой, которую назвал «Monsta Panopticum» - в нее я зарисовывал разных фэнтезийных персонажей, в том числе монстров. Альбом для скетчей[1] скоро закончился, а идеи для персонажей остались, поэтому решил, что нужно начать новый скетчбук. Осталось лишь определиться с тематикой.

И тут позволю себе небольшое отступление с коротким экскурсом в историю.

Я человек взрослый, застал еще Советский Союз, и рос, как большинство людей моего поколения, на классике - фильмах Роу и Птушко, картинах Васнецова и Билибина. Сказки люблю с детства, из этой любви и выросла страсть к фэнтези и научной фантастике.

Потом появились игры, в стране стала зарождаться игровая индустрия. Игр было много, разных жанров, но мы поговорим конкретно об РПГ[2], основанных на сказочных сюжетах. К сожалению, на рынок выходило очень мало игр с использованием славянской мифологии. В качестве основного сеттинга[3] разработчики использовали классическое «западное» фэнтези. Причина этого проста и меркантильна в своей основе - считалось, что славянская мифология не рассчитана на зарубежных пользователей, что это сугубо наш внутренний продукт. Соответственно, продажи подобного продукта заведомо ограничены внутренним рынком и в лучшем случае окажутся весьма скромными.

А классическое фэнтези известно повсюду, особенно после успеха World of Warcraft. Поэтому отечественные разработчики ориентируются в первую очередь именно на классическое фэнтези и такое мнение в индустрии бытует до сих пор, и лично меня этот факт всегда сильно печалил.

Несмотря на то что мои тогдашние познания в славянском фольклоре сейчас я бы назвал рудиментарными, тем не менее прекрасно понимал: славянский фольклор богат образами, на его основе можно придумывать различные игровые вселенные.

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 16

В общем, так и получилось, что я, выбирая тему для будущего скетчбука, задумал совместить русские сказки со стандартными игровыми фэнтези-штампами. Решил, что запущу такой веселый проект для себя и друзей в Фейсбуке, где стану упражняться в рисовании, а заодно практиковать «зарядку для фантазии». Было ясно, насколько это тонкая тема, - мои визуальные решения могли не понравиться. Но я хотел попробовать.

Так у меня на столе и появилась новая записная книжка с нелинованной бумагой, в которой я стал зарисовывать концепты персонажей.

Проект назвал «Сказки Старой Руси» (Tales of Old Rus').

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 17

Название тоже было выбрано не случайно. Я хотел сразу отделить выдуманный мной мир от реальной истории, поэтому отказался от общеизвестных исторических наименований, к примеру таких, как Древняя Русь.

Начал свой проект в начале октября 2015 года. Первым делом я нарисовал, конечно, Илью Муромца. Каноничный персонаж былин, олицетворение русского эпоса. Только нарисовал его по законам игрового концепт-дизайна. С огромными наплечниками, гигантским мечом, богато украшенной броней. Широченные плечи, маленькая голова, огромные руки-ноги... Минимум реализма и «исторической правды», максимум фантазии и визуальных игровых штампов. За Ильей последовали Баба-яга, Алеша Попович, Кощей... И все они рисовались по одной схеме: берем стандартный образ героя, «въевшийся в мозг» с детства, переиначиваем его на «игровой» лад, добавляем фантазии на тему...

Картинки неожиданно «выстрелили» и понеслись по Интернету. В итоге появилась ответственность перед зрителями-читателями, а значит, пришлось менять общий подход к проекту.

И я стал изучать первоисточники, каноничные тексты былин и сказок из сборников Афанасьева и Толстого, копался в Сети, бессонными ночами рылся в словарях и энциклопедиях...

И в скором времени я уже забыл про изначальную идею о «веселом проекте», «чисто для себя и друзей» и т. п. Дело принимало крутой оборот, и проект стал превращаться в нечто большее. Без ложной скромности могу сказать, что проект получился уникальным.

Во-первых, он разлетелся по Интернету без какой-либо рекламы с моей стороны, это лучший показатель того, что тема людям нравится и интересна.

Во-вторых, я объяснял, почему так рисую. Мало кто из художников возьмет на себя труд объяснить зрителям, почему он нарисовал что-то именно так, а не эдак. Ведь проще сказать пресловутое: «Я художник, я так вижу». В результате статьи-исследования стали неотъемлемой частью проекта, поэтому они и включены в этот артбук.

В процессе работы, изучая каноничные тексты русского фольклора, я узнал очень-очень много нового, такого, о чем раньше и не подозревал. Например, сразу выяснилось, что оригинальные тексты сказок и былин сильно отличаются от адаптированных вариантов, которые публиковались для детей и на которых мы все выросли. В оригинальных текстах все намного жестче, кровавее и сомнительнее сточки зрения современной морали.

Разумеется, ясно, что вся исходная мифология, как славянская, так и других культур, основана на представлениях людей о мире, в котором они тогда жили. И мир этот был далек от совершенства. Что такое гуманизм, права человека, здоровый образ жизни и тому подобные вещи, древние люди не знали. Поэтому описывали, додумывая, то, что видели вокруг, используя как устные сказания, так и собственную фантазию, стараясь привить подрастающему поколению какие-то свои базовые ценности.

Но мир давно изменился. И представления о воспитании, актуальные в стародавние времена, воспринимаются теперь как нечто запредельно варварское. Повторю, это характерно для любой мифологии, не только славянской. Конечно, надо помнить предков и их традиции, да и вообще каждому человеку нужно как следует знать историю хотя бы своей страны

Что касается былин, то, безусловно, нельзя эпос воспринимать буквально.

Следует рассматривать его больше сточки зрения символизма и общих моральных посылов. Отсюда и идут адаптации - убираем лишнее, варварское, оставляем понятное современникам и правильное сточки зрения общечеловеческих ценностей, которые, в свою очередь, основаны на идеях гуманизма. И получаем произведение, которое влияет на неокрепшие умы подрастающего поколения. К слову, я разделяю такой подход и считаю, что адаптировать сказки под современный мир необходимо.

Если кратко, то я хотел сказать: наглухо законсервированная культура вырождается и вымирает. Если она не развивается, не интегрируется в мир, то она обречена сгинуть на задворках истории и стать предметом интереса лишь для отдельных специалистов. Примеров тому немало.

Это касается и визуальной составляющей. Вдумайтесь: те образы из русских сказок, к которым мы все привыкли, придуманы и разработаны в конце XIX и начале XX века. За сто лет было крайне мало попыток придумать на основе сказок что-то новое.

Вот можно считать, что мой проект - как раз такая попытка.

Формулируя для себя суть нового проекта, я принял волевое решение: рисовать свою, авторскую версию, вдохновляясь не крайне сомнительным поведением былинных и сказочных героев, а какими-то отдельными описательными элементами, которые встречались в исходных текстах Афанасьева и Толстого, а также в справочной литературе. То есть как автор я решил, что не стану выписывать буквально тех самых героев былин и сказок, что присутствуют в каноничных, исходных текстах, а буду на основе этих текстов заниматься современным мифотворчеством. Это будет моя собственная «кабинетная мифология». Мой собственный сеттинг, собственный выдуманный мир.

Ориентироваться я решил не только и не столько на «внутренний рынок», повторять визуальные решения классиков вроде Билибина или Васнецова я не собирался. Классика останется классикой, мои картинки никаким образом ее не отменяют. Мифология, которую я решил создавать, должна стать максимально универсальной и «современной». Визуальные штампы видеоигр понятны многим. Как выяснилось, зарубежные зрители с лету угадывали основные характеристики героев, не имея ни малейшего представления, что это за персонаж и какова его история.

Подобный подход ведет к принятию сложных решений. Запланированная мной универсальность мира Старой Руси заставила меня исключить одну из базовых составляющих реального мира.

В мире Старой Руси нет земных религий. Вообще.

Это осознанный и сложный выбор для меня, поскольку в сказках и былинах многое завязано именно на православной религии. Однако тема верований настолько сложная, что я волевым решением постановил: в моем выдуманном мире вообще нет земных религий. Там будет своя собственная, альтернативная мифология, но, поскольку в разработке вселенной я ориентируюсь на упрощение, свойственное любой компьютерной игре, у меня будет, если хотите, классическая борьба Добра со Злом.

Схема универсальна, понятна всем и вряд ли вызовет гнев даже у самых ярых защитников любой из конфессий. Поэтому религиозные термины, употребляемые в текстах, я отношу исключительно к неким предметам, символам или действиям, связанным с магией.

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 18

Хочу также заметить: то, что в проекте не будет религий, не означает, что проект - неоязыческий. Это категорически не так. Как было сказано выше, я предлагаю свою версию миротворения, мироздания, и - в который раз напомню - нужно не забывать, что мир Старой Руси - это альтернативная вселенная.

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 19

 

Свои сказки я решил делать «взрослыми», не для детской аудитории. Дети пусть растут на старых добрых адаптированных сказках, незачем им ужасы всякие смотреть.

Резюмируя, можно разделить поставленные передо мной задачи следующим образом.

Этап 1. Взять за первоначальную основу русский (и в целом славянский) фольклор, выделить определенное количество интересных героев, которые смогли бы существовать в «игровом I мире». Использовать как источник каноничные тексты из былин, а также сборников Афанасьева и Толстого, чтобы определить описания героев, а также основные черты их характеров.

Этап 2. Продумать, каким образом эти герои могли бы существовать в «игровой вселенной». Любая РПГ имеет в своей основе лор - легенду-сюжет, а персонажи в РПГ имеют определенную историю и игровые характеристики. И мне нужно «обработать» с этой точки зрения выбранных мифологических героев. То есть нужно придумать для них новые сказки.

Этап 3. Нарисовать героев, используя визуальные штампы компьютерных игр и западного «классического» фэнтези, чтобы добиться универсальности образов. Чтобы персонажи стали героями компьютерной игры именно с точки зрения изобразительного воплощения. А вот что касается характеров, поведения и сути персонажей, я буду больше ориентироваться на каноничные тексты сказок, лишь адаптируя их для лучшего раскрытия самих персонажей и мира, в котором они живут.

Когда я окончательно определился с форматом своего проекта, осталось самое сложное - все это придумать и нарисовать.

Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.

Исследования, фантазирование, рисование, все это - вне рабочего времени, по ночам и по выходным, плюс работа над другими проектами, и в итоге такой график привел к тому, что артбук готовился очень долго. Не хотелось торопиться, хотелось сделать все правильно.

И вот первый результат перед вами. В итоге получился сборник картинок и статей в стиле «игрового фэнтези». В них представлены мои авторские трактовки тех образов, что известны с детства каждому.

Есть в этом сборнике и информация по существам, которых мало кто знает, но они являются частью славянского фольклора. Они показались мне интересными и подходящими для «игровой вселенной» - вымышленного мира Старой Руси.

Представленную книгу не стоит воспринимать как самостоятельное, цельное произведение. Это скорее обильно иллюстрированный сборник разных по объему и стилистике статей на тему славянского фольклора. И это ни в коем случае не научное исследование темы, и я отдаю себе отчет, что никакой академической ценности мои творения не несут. Они призваны в первую очередь развлекать. Это чистой воды поп-культура.

Также нужно понимать, что представленные образы не окончательные, они могут изменяться со временем, в процессе работы над проектом. Опубликованные здесь картинки - лишь эскизы на тему. То, что мы в игровой индустрии называем «концепт-артом». То же касается и текстов - идеи, которые я включаю в статьи-главы, довольно сырые и могут быть серьезно доработаны и даже переработаны.

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 20

Вполне возможно, что на определенном этапе к проекту подключатся другие авторы - как писатели, так и художники. Собственно, уже сейчас этот процесс начался. Например, некоторые идеи по персонажам артбука мне подсказал Леонид Сиротин (он известен и как писатель Леонид Алехин), а какие-то особенности мира родились благодаря дискуссиям с Вадимом Пановым.

Не устану повторять, что я намеренно дистанцировался от нашего с вами мира и исторических реалий. «Сказки Старой Руси» - это альтернативная реальность, своего рода Отражение, как у Желязны в «Хрониках Амбера». Да, она основана на славянском фольклоре, но все остальное, вплоть до географии, радикально изменено, Это новая фэнтезийная вселенная со знакомыми героями. И потенциально эта вселенная сможет вместить в себя и другие переработанные мной мифы - сказания народов мира (в последнем разделе артбука представлены несколько персонажей из других мифологий).

На сегодняшний день уже проделана огромная работа над лором вселенной, определено мироустройство, уточнены метафизические, географические, экономические, политические аспекты этой альтернативной реальности. И кто знает, возможно, вскоре вы сможете найти «знакомых незнакомцев» в книгах серии, пока еще не существующей, которая будет называться «Новые сказки Старой Руси».

Напоследок хочу искренне поблагодарить всех тех, кто проявил интерес к проекту на страницах Интернета. Всех, кто поддерживал и ободрял меня, не давая забросить это непростое начинание, всех, кто советовал и критиковал.

Без вашей помощи и вашего участия эта книга не вышла бы в свет.

Что ж, довольно присказок.

Итак...

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 21

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 22

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 23

Это по большей части справочная глава, которая вам поможет лучше ориентироваться в принадлежности героев.

Руны в мире Старой Руси имеют Большое значение, ими пользуются как герои, так и злодеи.

Если с символикой все примерно понятно (чисто авторская работа, никакой привязки к реальности), то с рунами пришлось серьезно поработать.

Дело в том, что славянских рун не существует в природе, поэтому я взял на себя смелость составить собственный «словарик».

Для вас, внимательные читатели, это Будет дополнительная игра - читать, что у героев написано на одежде, какие руны и символы используются в орнаментах одежды или оружия.

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 24

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 25

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 26

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 27

В этом разделе я расскажу вам о богатырях и поленицах Старой Руси. Поленицы, или поляницы, — это Богатырши. Общее замечание относительно роста Богатырей: они гиганты, порядка двух с половиной метров. Поленицы выше обычного человека, но примерно на 10-12 процентов ниже богатырей, т. е. порядка двух метров двадцати сантиметров. Из-за такого роста сторонние наблюдатели опознают богатыря сразу, в доспехах он или без. Конечно, бывают исключения, когда богатырь обычного роста, но обладает сверхъестественной силой. Но обычно богатыри очень высокие.

А Первые Богатыри Старой Руси были гигантами, высотой около трех метров.

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 28

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 29

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 30

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 31

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 32

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 33

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 34

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 35

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 36

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 37

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 38

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 39

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 40

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 41

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 42

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 43

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 44

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 45

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 46

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 47

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 48

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 49

Этот раздел посвящен героям и героиням — обычным людям, не богатырям, которые по воле судьбы или по дурости оказываются вовлечены во всевозможные приключения. Как мне кажется, эти персонажи даже немного интереснее богатырей и полениц, поскольку они такие же обычные люди, как мы с вами, только обладают сказочными знаниями и умениями. Но характерами, эмоциями и мотивациями они от нас мало чем отличаются, поэтому мне, как автору, они наиболее симпатичны.

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 50

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 51

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 52

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 53

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 54

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 55

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 56

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 57

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 58

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 59

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 60

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 61

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 62

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 63

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 64

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 65

Думаю, тут все понятно.

Враги в этой главе — это и персонажи, и целые классы существ, которые враждебны как к людям в целом, так и к Руси в частности. Их отличительная особенность - то, что они выбрали путь зла, либо по своей воле, либо по воле обстоятельств, и с пути этого не сходят, творя зло и сея ужас. Неприятные и страшные персонажи, с которыми борются герои и богатыри.

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 66

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 67

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 68

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 69

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 70

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 71

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 72

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 73

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 74

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 75

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 76

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 77

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 78

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 79

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 80

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 81

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 82

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 83

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 84

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 85

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 86

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 87

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 88

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 89

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 90

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 91

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 92

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 93

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 94

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 95

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 96

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 97

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 98

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 99

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 100

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 101

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 102

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 103

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 104

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 105

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 106

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 107

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 108

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 109

В этом разделе я расскажу о всевозможных сказочных созданиях, как положительных, так и не очень. Большая часть их по сути своей нейтрально относится к человеку, некоторые даже вполне мирно с ним сосуществуют, однако они — создания другого порядка, а потому всегда севе на уме. Здесь, как и в предыдущих разделах, представлены не только существа из русских народных сказок, но и некоторые персонажи из славянской мифологии, которые в сказках не появляются, однако в своё время играли значимую роль в обрядовых традициях наших предков.

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 110

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 111

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 112

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 113

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 114

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 115

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 116

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 117

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 118

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 119

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 120

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 121

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 122

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 123

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 124

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 125

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 126

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 127

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 128

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 129

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 130

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 131

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 132

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 133

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 134

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 135

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 136

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 137

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 138

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 139

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 140

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 141

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 142

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 143

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 144

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 145

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 146

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 147

Исследование персонажа

Строго говоря, Варвара-краса - это единственный персонаж в моем проекте, который разработан исключительно из-за интересного имени. Народных сказок про Варвару-красу нет. Есть одна, которая называется «Марья-краса - долгая коса», но там героиня - практически классическая damsel in distress («дева в беде»). Впрочем, я и в той сказке нашел любопытную цитату, о которой поговорим чуть позже. Ну и, разумеется, есть классический фильм Роу «Варвара-краса, длинная коса» аж 1969 года выпуска, который я смотрел в глубоком детстве и никогда не пересматривал, поскольку не было нужды, - как я уже сообщил, меня заинтересовало исключительно имя главной героини.

Дело в том, что русские народные сказки очень бедны на имена. Сплошные Иваны, Василисы, Марьи да изредка Елены. Хотелось, чтобы в моем проекте наблюдалось хоть какое-то разнообразие, чтобы не было ужасной путаницы. Поэтому иногда мне как автору приходилось принимать суровые творческие решения, например - создавать персонаж, отталкиваясь исключительно от его имени.

Так произошло и с Варей, которую я как автор очень полюбил, и, возможно, любовь эта обусловлена тем, что придумывал я ее практически с нуля, не используя никаких источников (поскольку их просто нет).

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 148

Мало кто понимает, что придумывать персонаж на основе уже известных данных, при этом стараясь сохранить некий дух, базисную сущность персонажа, - довольно изнурительный процесс. Это намного сложнее, чем выдумывать героя с нуля.

Но с Варей все пошло как по маслу - легко и непринужденно.

С самого начала я решил сделать некий вариант искательницы приключений, а-ля Лара Крофт, чтобы много путешествовала, разыскивала древние артефакты, расхищала гробницы (курганы) и чтобы была независимой и своевольной. Хотелось на основе общеизвестных архетипов создать яркий, самостоятельный и интересный женский персонаж.

И в итоге получилась, на мой взгляд, любопытная Варвара-краса, которая стала одной из главных действующих героинь в мире Старой Руси. Подробности ее текущих приключений я раскрывать не буду, однако вполне могу рассказать о начале биографии любимой героини.

Итак, Варвара - дочка князя одного из северных царств Руси. Соответственно, росла она в обеспеченной семье, была окружена роскошью и богатством, но с самого детства демонстрировала свой буйный нрав. Как и все русские девицы, Варя ходила с косой.

Когда стукнул переходный возраст, коса у нее оказалась очень длинной, почти до пола. При этом Варя косу не любила, потому что она ей всегда мешала. Варя, по сути, была пацанкой, везде лазала, прыгала, с парнями дралась, в общем, была очень боевой девахой, из разряда тех, кто коня на скаку и в горящую избу.

Как я упомянул, жила Варя во дворце, и папа у нее был очень богатый. Соответственно, при дворе вечно ошивались люди из разных стран, послы, советники, слуги, торговцы и так далее. Жил при дворе и пришедший с востока старичок мудрец, с которым Варя сильно сдружилась, поскольку он рассказывал ей о своих странствиях, учил мудрости жизни... и заодно обучал восточным единоборствам. В том числе - как воевать с помощью собственной косы.

Собственно, идея использовать косу в качестве оружия не так безумна, как кажется. Во-первых, никогда нельзя забывать, что речь идет о сказках. Во-вторых, в той же сказке «Марья-краса - долгая коса» читаем: «Подбежала тут Марья-царевна, стала Змея по глазам косой хлестать». Так что идея с использованием косы как оружия вполне уместна. Ну и давайте не будем забывать о всяких фильмах о кунг-фу, где герои изредка используют собственные волосы как оружие (см. «Stranger from Canton» и «Запретное царство»).

Варя достигла возраста замужества и стала вообще невыносимой - все время ныла, что хочет странствовать, белый свет посмотреть, себя показать, грезила о славе великой путешественницы, с другими девками дружить не желала, указания нянек и прочих боярынь игнорировала, папу-маму не слушалась, в общем, типичный подростковый период, гормоны, все дела.

Папе это надоело, и он кинул клич, мол, выдаю дочку замуж, кто желает?

Варю, сами понимаете, такой расклад вообще не устраивал, но ее никто и не спрашивал, поскольку папа сильно на дочку рассердился. Но Варя тоже оказалась не лыком шита и во время смотрин постоянно демонстрировала свой невыносимый характер, поэтому женихи сами от нее сбегали.

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 149

Но тут с помпой и пафосом приезжает очередной жених с далекого юга - толстый и мерзкий султан. Он не только отличается омерзительной внешностью, но еще и оказывается фетишистом и влюбляется в... Варину косу.

Соответственно, он совершенно не реагирует на Варины закидоны - лишь бы коса была на месте, все остальное не важно. И вот во время смотрин, движимый извращенными желаниями, он своими потными ручонками стал Варю за косу хватать, мол, о да, детка, какая ты краса, иди ко мне.

А Варя (недаром же у старичка-мудреца боевым искусствам обучалась) в ответ ему наваляла по полной, прямо при всем честном народе.

Тут терпение папы окончательно лопнуло, и он Варю засадил под домашний арест в высоченную башню, приставил кучу охраны и запер засовы. Башня высокая, до ближайшей постройки просто так не допрыгнуть, так что папа спокоен. А зря.

Потому что Варю заточение ничуть не смутило, и она задумала побег. Прикинув расстояние до ближайшей постройки, она понимает, что ей нужен какой-то канат, поэтому решительно режет свою длинную косу и гнет подсвечник, чтобы сделать «кошку».

В это время толстый извращенец, оскорбленный Варей и желающий возмездия, договаривается с папой о женитьбе (а у султана с богатствами все хорошо, можно заключить выгодные торговые союзы, в общем, очень выгодный жених). Клятвенно заверяет князя, что с его дочкой будет обращаться со всяческим уважением, брешет с три короба, и князь, несмотря на вялые попытки княжны протестовать, соглашается выдать Варю замуж за султана, предполагая, что замужество-то уж точно вправит дочери мозги.

После чего на радостях во дворце устраивают грандиозную попойку. Жирдяй, по-прежнему униженный и оскорбленный, напивается и решает «наказать негодницу». При этом воспоминания о том, как его избили, еще слишком свежи, и толстяк Варю очень боится. Поэтому берет с собой двух телохранителей, подкупает охрану Вари и вламывается к ней в горницу. И вот эта тройка незваных гостей застывает на пороге, глядя на коротко стриженную девушку, которая в этот момент уже стоит у окна и прикидывает, как ей допрыгнуть до соседнего здания.

Варя же, держа в руках свою косу с «кошкой» на конце, оборачивается, кричит: «Коса тебе нравится, жиробас? Н-на!» - и косой жестко избивает всех троих. Затем с помощью той же косы цепляется за элементы декора на фасаде башни, выпрыгивает в окно, приземляется на крыше соседнего здания, сдергивает к себе косу - и поминай, как звали.

Так начинаются приключения Варвары-красы. Косу она решила не выкидывать, взяла с собой и какое-то время хранила ее просто как напоминание о своем первом приключении, исключительно из сентиментальных соображений. Но в одном из первых же квестов Варя сумела зачаровать свою косу, и та сделалась волшебной. В итоге она не рвется, вытягивается, ее можно использовать как угодно с помощью волшебного наконечника, который способен принимать любую форму. В итоге коса становится универсальным магическим гаджетом.

Варвара много путешествовала, можно сказать - объездила весь свет. О ее приключениях слагали легенды, среди ценителей магических артефактов она пользовалась большим уважением, поскольку, будучи честной русской девушкой, всегда поступала по совести и заказчиков не обманывала. Если они не обманывали ее, конечно. Ее безупречная репутация искусной добытчицы уникальных магических предметов в итоге сыграла с Варей злую шутку, но это уже совсем другая история...

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 150

Резюме

Варвара-краса - русская девушка, княжеская дочь. Сбежала из дома и отправилась странствовать по белу свету в поисках приключений. Стала известной добытчицей магических артефактов. На картинке слева она изображена возле Северной Стены в Градимирских горах (это огромное фортификационное сооружение, защищающее Русь от набегов врагов с северо-востока).

Умна, остра на язык, в меру эмоциональна. Безупречная физическая подготовка, ярко выраженные акробатическиеспособности. Она прекрасно фехтует, освоила восточные единоборства. Благодаря своим многочисленным приключениям нешуточно разбогатела, накупила недвижимости в разных точках мира, но в родное царство пока так и не вернулась.

Основной гаджет - зачарованная коса, активируемая с помощью магического камня. Этот универсальный гаджет Варя использует постоянно и с удовольствием. Предмет магический, как вы понимаете, на картинке, посвященной косе, записаны некоторые его функции. Я просто суммирую основные: выполняет мысленные приказы хозяйки, рукоять «хлыста» и наконечник магически связаны через косу, наконечник может принимать любую форму (жидкая сталь), коса тоже может видоизменяться - становиться толще или тоньше, вытягиваться в длину и тому подобное. В принципе, изначальный концепт (волшебная коса с наконечником) остался тот же, только стал более удобным для Вари, плюс родилась прекрасная история.

К слову, волосы наша героиня так и не отрастила, ходит с относительно короткой стрижкой.

Помимо косы у нее есть и ряд других любопытных зачарованных предметов, например, шапка-невидимка и клубок-путеводитель.

В результате ряда событий Варвара невольно стала одной из ключевых героинь мира Старой Руси.

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 151

Дополнительные наброски

На примере Варвары я решил довольно подробно показать и рассказать, как разрабатывают образы персонажей, основываясь на общих вводных. Поэтому этот подраздел будет обильно снабжен иллюстративным материалом, плюс я прокомментирую все этапы первичной разработки.

Итак, начнем. Рассказ пойдет о том, как разрабатываются персонажи (не только в геймдеве, этот подход часто применяют и в кино, например, и в мультипликации, да и везде, где требуется «серьезный» подход). Начинают обычно с фигуры и лица, чтобы сделать своего рода «болванку», а уже затем поверх добавляют одежку.

В принципе, весь этот процесс - словно одевание куклы: начинаем с нуля, добавляем элементы.

Вообще есть в геймдеве такое понятие «обкатка» (это когда персонаж рисуют минимум с трех сторон - фас, анфас, спина; плюс рисунок в изометрии), но часто из-за сжатых сроков полную обкатку не делают, останавливаются, например, только на виде спереди (или изометрии) и отрисовывают ключевые элементы. Вот рюкзак и сапог на картинках - это как раз такие элементы.

В принципе, уже сейчас Варя максимально близка к изначальному скетчу, только кокошник добавить...


Здесь вы видите первые этапы «одевания» Вари в ее обычный костюм, основой для которого стал изначальный скетч. Я, безусловно, вносил определенные изменения, но в целом концепт остался тот же.

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 152

 Добавляем обвес у Вари появляются пояс и рюкзак за спиной. Рюкзака в выбранном ракурсе не видно (он не очень крупный), поэтому его нужно нарисовать отдельно.


Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 153

В принципе, это тот же обвес - корсет, кольчуга (только удлиненная), рубаха (удлиненная), наручи-перчи, сапоги + штаны + железо. Рюкзака нет, парные мачете в этом варианте крепятся напрямую к корсету.

Этот вариант для боя, в нем не особо попрыгаешь-полазаешь.


Но я пошел чуть дальше и решил, что сделаю еще и ратный вариант одежды, в котором Варя будет уже не в шортиках и в котором вполне можно ходить в умеренном климате.

Этими двумя «стадиями» я в принципе закончил разрабатывать тему первоначального скетча и решил посмотреть на Варю в других вариантах одежды, с другими мотивами.

Все картинки, что я выкладывал до этого момента, были нарисованы, чтобы продемонстрировать одну простую мысль - герой-персонаж может ходить в какой угодно одежде, в каком угодно обвесе. Ему совершенно не обязательно постоянно ходить в фулл-плейте, он может в штанишках (шортиках) и рубашке бегать.


Варя - путешественница, поэтому я решил сделать для нее еще и «пустынный костюм», в котором она могла бы путешествовать по южным странам. Разумеется, мотивы ее одежды зависят от того, в каком регионе она странствует, поэтому в этом варианте будут сильны восточные, бедуинские и другие южные мотивы.

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 154

И вот Варя надевает плащ. Я думаю, теперь вряд ли кто-то скажет, что она похожа на Лару Крофт, правда? Да, прежде чем предполагать, что это копия костюма из «Ассассинс Крид», потратьте пару минут, чтобы погуглить, как выглядит костюм в «Ассассинс Крид», и сравните.


Суть в том, что люди, смотревшие на первоначальные скетчи, почему-то воображали, что герои постоянно именно так и ходят. Вовсе нет. Более того, некоторые персонажи могут даже внешне сильно отличаться от изначальных образов, особенно когда речь идет о народностях. Например, болотники, лешие, лесовики, лесные духи, русалки, берегини и так далее - все они не обязательно выглядят именно так, вполне возможны разные вариации во внешности (у людей же разная внешность, не так ли?). Надеюсь, мысль понятна.

Но я понимаю: светлый плащ с глубоким капюшоном неизбежно рождает ассоциации. Это еще одна демонстрация того, как одежда может повлиять на восприятие персонажа. Но Варе как персонажу такой плащ очень подходит, поэтому он у нее теперь есть.


А еще иногда Варя оказывается далеко на севере, где холодно. И тогда она одевается вот так. Стадии одевания в этот костюм я раньше не выкладывал в свободном доступе, оставил эксклюзивно для артбука.

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 155

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 156

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 157

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 158

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 159

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 160

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 161

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 162

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 163

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 164

Проект, как вы понимаете, можно развивать долго и в самых разных направлениях. На самом деле в этой книге присутствует лишь крупица того материала, который можно наработать, если уделить славянской мифологии достаточно сил и времени. Представьте, если проектом будет заниматься не один человек (ваш покорный слуга), а целая команда - авторов, художников, разработчиков. Горизонты бескрайние. Например, можно сделать настольную карточную РПГ-игру...

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 165

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 166

...или раскраску- антистресс...

.

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 167

..или мангу...


Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 168

...или аниме (да и вообще - мультипликацию)...


Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 169

...или комиксы...


Кстати, о комиксах...

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 170


Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 171

 

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 172

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 173

И да, Сказки Старой Руси уже стали частью нашей реальности - благодаря замечательным, талантливым, искусным и креативным ребятам, которые с энтузиазмом приняли созданных мной персонажей, и своими руками смастерили прекрасные костюмы для косплея.

Признаюсь честно - это было очень неожиданно и очень приятно, поэтому хочу, чтобы вы, мои читатели, полюбовались на то, с каким тщанием и вниманием к деталям эти ребята подошли к разработке костюмов. И ведь все - сами, своими руками! Ух.

БЕРЕГИНЯ:

Модель - Ксения Рогутенок (https://vk.com/rogutenok)

Фотограф - Алексей Останин (https://vk.com/mr.rockarolla)

ВОДЯНИЦА:

Модель - Наталия Воронинская (https://vk.com/voroninsky)

Фотограф - Ксения Рогутенок (https://vk.com/rogutenokphoto)


Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 174Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 175

ФОТОГРАФЫ:

Алексей Богушевич (NekoBlackCat) (https://vk.com/nekoblackcat)

Дмитрий Зинкевич https://vk.com/dmitryzinkevich

КОСБЕНД ТРАЛИ-ВАЛИ.

Василиса Премудрая:

Модель - Чёрная Полина (http://vk.com/id26426039)

ЛЕСОВИК:

Модель - Шишпаронок Татьяна (http://vk.com/tajiz)

Марья Моревна:

Модель - Якубовская Лилия (http://vk.com/leo_0bnimator2000)

Василиса Прекрасная:

Модель - Шутко Юлия (https://vk.com/mufO1)


Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 176

ФОТОГРАФЫ:

Сергей Егоров - https://vk.com/egoroffoto

Егор Цветков - https://vk.com/club114800933

Елена Касьянова - https://vk.com/elena_photo_vrn

КОСПЛЕЙ:

Снегурочка - Анна Дрозд (https://vk.com/id118264201)

Берегиня - Татьяна Паламарчук (https://vk.com/tanusha199920)

Василиса Премудрая - Надежда Колотило (https://vk.com/hidory_hope)

Алёша Попович - Евгений Сухоруков (https://vk.com/id5410912)

Финист Ясный Сокол - Александр Терновских (https://vk.com/alejandro_de_shagron)

Елена Кощеевна Премудрая - Екатерина Душутина (https://vk.com/surikate)

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 177

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 178

 


  1. Народные русские сказки А.Н.Афанасьева, в трех томах. /М.: Издательство Наука, 1984-1985


  1. А.Н. Толстой. Сказки./ М.: Правда, 1985
  2. Славянские древности. Этнолингвистический словарь, в 5 томах. /Гл. ред. Н. И. Толстой. - М.: Международные отношения, 1995-2012
  3. Славянская Мифология. Энциклопедический словарь. Издание 2-е./ От. Ред. С.М. Толстая. Ред. Татьяна Агапкина, Ольга Белова, Людмила Виноградова, Владимир Петрухин. - М.: Международные отношения, 2014
  4. Мифы народов мира. Энциклопедия в 2-х т. / Гл. ред. С. А. Токарев. - М.: Сов. энциклопедия, 1992.
  5. Мифологический словарь / Гл. ред. Е. М. Мелетинский. - М.: Советская энциклопедия, 1990.
  6. Л.Н. Виноградова. Народная демонология и мифо-ритуальная традиция славян./ М.: Индрик, 2000
  7. Славянская мифология: Энциклопедический словарь. / Ред. Владимир Петрухин, Татьяна Агапкина, Людмила Виноградова, Светлана Толстая - М., Эллис Лак, 1995.
  8. А. В. Гура. Символика животных в славянской народной традиции. / М.: Индрик, 1997.
  9. Тексты сказок из сборников Афанасьева и Толстого доступны на сайте http://hobbitaniya.ru/. Впрочем, там очень много авторов, в том числе зарубежных, и всем любителям сказок очень рекомендую этот сайт. Ну а для непытливых всегда есть https://ru.wikipedia.org/

Читайте, учитесь, исследуйте и цените богатство нашей родной культуры!

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 179

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 180

 

1. Что это было?

Вы только что посмотрели артбук по проекту Сказки Старой Руси (Tales of Old Rus). В нем я показал вам картинки, основанные на русских народных сказках, славянской мифологии и былинах. Идея была такова - разработать-раскачать одну тему, попробовать рассмотреть ее с разных углов. Пришло в голову, что стоит попробовать сделать наших персонажей, но в стандартной современной игровой фэнтези стилистике (не стоит пытаться определить конкретную игру, вдохновившую картинки, тут будет всё и отовсюду).

Сами скетчи я рисую карандашом в записной книжке, потом сканирую и немного, по мелочи, обрабатываю в фотошопе (оформление, правка мелких косяков, блики (рисую на белой бумаге, блики рисовать довольно проблематично), разделение планов и т.п.). Цветные же картинки рисовались сразу в фотошопе.


2. К чему этот проект (к игре, к комиксам?) и что с ним будет дальше?

Проект задумывался для собственного увеселения, поэтому вначале все рисовалось из головы и без изучения источников. Это был просто набор авторских картинок и авторских же текстов. Что с ними потом будет - пока вопрос открытый. Вот, сделали артбук. Дальше увидит свет издание не только с картинками, но уже и с авторскими текстами. А дальше - время покажет. Как вы поняли из главы «Новые Сказки Старой Руси» возможностей - масса.


3. Где Змей Горыныч, Лихо Одноглазое, Кот Баюн и т.п.?

Они - в планах. Есть список героев, запланированных к реализации. Если в артбуке нет героя, которого хотели увидеть, это может означать две вещи: либо герой не настолько известен, чтобы его сейчас использовать (также, возможно, он - историческая личность или что-то в этом роде), либо он оставлен на будущее, и, вполне вероятно, что я его сделаю потом. Ну и есть откровенно неинтересные герои, которые просто не вписываются в формат проекта. На данный момент в списке потенциальных персонажей присутствуют: Великий Князь Владимир, Китоврас, Синеглазка, Иван-Царевич, Святогор, Садко, Морской царь, Морена, Птица Нагай, Идолище Поганое, Микула Селянинович, Вольга Святославич, Калин-Царь, Кикимора, Кот Баюн, Василиса Микулишна, Никита Кожемяка, Полкан, Вий, Кони (богатырей, Сивка-Бурка, Конек-Горбунок и т.п.), Птицы - Сирин, Алконост, Гамаюн, Жар-Птица, Емеля с печкой, Иван-дурак.


4. Почему у Ильи меч, а не булава, почему у Алеши нет лука и т.п.

Потому что богатыри пользовались любым оружием в совершенстве, у Ильи был меч Святогора, да и вообще - нет никаких источников, кроме картины Васнецова, что у богатырей было какое-то «любимое оружие». Они были круты, им было пофиг, чем воевать.


5. Почему гигантские наплечники и почему бронелифчики?

Не все в игры играют, не все знают деталей разработки, поэтому объясняю подробно.

Наплечники. Во-первых, в играх наплечники - это статусная вещь, они указывают на хай-левела, т.е. высокоуровнего персонажа. К функциональности это не имеет никакого отношения. Чем больше всякого навешано на наплечниках - тем выше уровень персонажа.

Во-вторых, богатыри обычно - конные, им руки особо сильно поднимать не надо.

В-четвертых, ЭТО СКАЗКА, к реальности не имеет никакого отношения. Наплечники могут хоть гармошкой складываться, неважно. Они - визуальный атрибут, подчеркивающие силу, мощь героя. И только.

Бронелифчики. Я сам сильно возмущался на эту тему, когда пришел в геймдев. Непрактично, стрела попадет, ну вы знаете все эти аргументы.

А теперь послушайте, почему так с точки зрения разработки игр (объяснение будет очень упрощенное, но, надеюсь, вы поймете). Если я мальчика и девочку одену в фулл-плейт, закую в железо с ног до головы, вам придется поднапрячь мозг, чтобы определить, кто из них мальчик, а кто девочка.

В играх это недопустимо. Игрок должен моментально распознавать в персонаже ВСЕ. И пол, и статус. Отсюда и пошли бронелифчики, когда девочки бегают полуголыми и т.п. Не имеет никакого отношения к реализму и историчности.


6. Должен быть. А также всевозможные варианты, типа: «А может лучше так?» Герои должны выглядеть не так. Тут ничего русского нет. В сказках было не так. Иванушка превратился в конце сказки в мальчика. Автор пишет, что изучал материалы, а сам Илье Муромцу не булаву, а меч нарисовал!

Словосочетание «должен быть», применительно к проекту, который основан на моей фантазии, не имеет никакой силы и никакого смысла. Т.е., когда люди мне пишут в Интернете, что у Ильи должна быть палица, у Бабы Яги должен быть нос и т.п. - я на такие комментарии не реагирую, а иногда и баню, если люди начинают упорствовать. Дело в том, что как «должно быть» - так я и нарисовал.

Эти образы в моей голове, вы их не видите, я их вижу. Поскольку я сносно умею рисовать, то рисую именно то, что в моей голове и показываю вам. Если мои образы не совпадают с вашими - это нормально. Ну так я свои фантазии никому и не навязываю. Что касается "ничего русского". Люди, которые подобное пишут, обычно крайне слабо разбираются в сказках, мифологии, да зачастую и в истории тоже. У них в подкорке засели штампы и стереотипы с детства, когда им читали сказки родители (читали, спешу заметить, адаптированные для детей версии, с хэппи-эндами и счастьем для всех). Еще эти люди смотрели мультфильмы и фильмы, точно так же адаптированные для юного поколения. Ну и конечно, Васнецов и Билибин, Птушко и Роу. С пониманием. Сам такой был.

Так вот, я не ориентируюсь на эти штампы, я намеренно их ломаю. И да, иногда приходится реально прилагать усилия, чтобы выбить у себя из головы засевший стереотип. Так что я понимаю этих критикующих меня и мой проект людей. Но вообще, если у человека достаточно развито критическое мышление, то он должен понимать, что никто не знает, как было «на самом деле». Мы не можем разобраться, что у нас сейчас-то происходит, в современном мире, а мним себя специалистами по древним временам, не говоря уже о мифологии. В истории столько всего понамешано, культуры на протяжении веков так перемешивались, что утверждать «это русское, а это не русское» - это верх самоуверенности и тупости. Самый простой пример. Вы же все знаете, какие шлемы носили богатыри, да? Остроконечные такие, классика. У Васнецова, опять же. Вы в курсе, что это византийские шлемы? Ага.

Тоже самое касается «русского духа» или «славянского духа» - это разговор о штампах и стереотипах.

Если же человек считает, что я «замахнулся на святое» (у меня был один коммент про Илью - «Я его мощам молилась, а вы тут картиночки рисуете») - нам просто не по пути. Мы с вами на разных волнах, у нас разные жизни, вы никогда не поймете, что я делаю, зачем я это делаю, почему я это делаю, и нам лучше сразу расстаться.

В любом случае, я всегда говорил, и повторяю снова. Этот проект не имеет никакого отношения к реальной истории и реальной жизни. Это сказки, попавшие в мир игр. Это фан-проект, от слова fun (радость, веселье). Постарайтесь относиться к нему не слишком серьезно. Да, сейчас проект стал посерьезней, да, есть шанс, что он поможет рассмотреть богатейший русский фольклор под более современным углом. Это не отменяет главного - проект делается с любовью к нашему фольклору и делается с удовольствием. Как только удовольствие закончится, я проект сверну.


7. Когда будут новые картинки?

Что ж, первое материальное воплощение проекта вы держите в руках. В скором времени выйдет второе издание, но уже с развернутыми текстами-исследованиями. Как это будет выглядеть вы можете увидеть в разделе "Новые Сказки Старой Руси" на примере главы "Варвара-Краса". Издание будет очень пухлым, поскольку, как мне сообщили в издательстве - там текста на 9 авторских листов (это очень много).


8. Ваха! Варик! Элдер Скроллс! Дота! Аллоды! Лара Крофт! Скавены (Скэйвены)! Кощей - вылитый Король-Лич! Илья Муромец - вылитый Император! и т.п.

Поскольку довольно давно работаю в геймдеве, я вполне сносно разбираюсь в основных визуальных штампах. При этом могу кого-то разочаровать, но я никогда не играл в Warhammer, Warhammer Online, Аллоды Онлайн, Доту, Elder Scrolls, Dark Souls и даже World of Warcraft, что не мешает мне знать, как они выглядят.

Игровые штампы они на то и штампы. Мне, честно говоря, даже нравилось, что люди всё время пытались определить, откуда образ, из какой игры и почти всегда - неверно))) Иногда называли даже игры, о которых я и не слышал. Но суть одна - это говорит о том, что я справился с задачей))) Если говорить конкретно, то, например, острые элементы на броне обычно рисуют, чтобы обозначить агрессивность и ЗЛО. Так что увидели если увидите игрового персонажа, у которого во все стороны торчат острые железки - с вероятностью 90% вы смотрите на какого-то отрицательного или крайне агрессивного персонажа.

Точно так же, как сказки у нас воспринимаются по давно известным штампам и стереотипам, точно так же в играх есть определенные вещи, которые кочуют из игры в игру. Например, про большие наплечники и бронелифчики см. пункт 5. Штампов много, они разные и о них можно писать отдельную книгу, но поверьте на слово - именно из-за них у людей возникают ассоциации - во что играли (или что знают), то и озвучивают. Соответственно, многое зависит от эрудиции.


9. Касательно источников информации и авторских сказок.

Мне часто советуют какие-то источники, которые могут помочь в работе. Я неоднократно отвечал на вопрос, откуда черпаю информацию, но, похоже, пришла пора еще раз это озвучить.

Я стараюсь использовать в работе общедоступные и достоверные источники. Научные справочники, энциклопедии и, собственно, оригинальные тексты сказок, как они записаны в сборниках Афанасьева (в первую очередь), Толстого, Даля и т.п. Практически постоянно пользуюсь Википедией, в которой часто есть выдержки из этих трудов-статей-исследований (смотрю, если есть ссылка, непроверенную информацию с Вики стараюсь не использовать).

Я не использую авторские интерпретации мифологии и «кабинетные исследования» отдельных авторов, стараюсь даже не читать признанных экспертов на эту тему, поскольку там, опять же, их авторская интерпретация, а не сухие факты. Делаю я так потому что чужой взгляд на исходные материалы может серьезно повлиять на мой собственный, а я этого избегаю. Намеренно.

И я не уделяю ни минуты времени авторским интерпретациям, которыми был завален книжный рынок, начиная с развала СССР. Вообще, стараюсь искать источники не позднее конца 80-ых годов прошлого века (особенно если это не размышления на тему, а именно сухие факты, основанные на анализе оригинальных фольклорных текстов). Также я крайне осторожно отношусь к украинским источникам, поскольку начиная с развала Союза, там идет жесткое переписывание не только истории, но и, увы, фольклора.

В целом, резюмируя - я использую те источники, которые сам считаю достоверными и достаточно «научными». Если нет информации в этих источниках - смотрю другие, более «кабинетные» и иногда даже совершенно бредовые, но всегда в собственных текстах предупреждаю, что этот материал - поверхностный и доверия не заслуживает.

И при всей серьезности подхода к разработке персонажей, прошу в первую очередь не забывать, что проект у меня:


  1. Аполитичный,
  2. Не серьезный и не претендующий на научность,
  3. Кабинетная мифология в моем авторском исполнении

Тоже самое касается и авторских сказок, в том смысле, что я пока их просто не использую (Пушкин, Ершов, Барто, Маршак, Успенский и т.д.). Хотя можно сказать, что и Афанасьев, и Толстой являются авторами, но думаю, что это не так - они в первую очередь собиратели. Да, они, вероятно, позволяли себе вносить какие-то авторские изменения, но тут уж ничего не поделаешь - это самое близкое, что можно найти «не авторское», применительно к каноничным текстам. Бажова я пока тоже не рассматриваю, но вполне возможно, в будущем обращусь и к его сборникам.

Спасибо вам, что просмотрели эту книгу! Надеюсь, вам понравилось.

И до новых встреч, друзья!

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 181

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 182

Сказки старой Руси. Начало. Роман Папсуев. Иллюстрация 183

Любимым родителям, Ольге Павловне и Валентину Владимировичу за то, что поддерживали меня во всем и всегда.

Любимой жене Юле за поистине сказочное терпение, понимание, поддержку и помощь. Ты - самая лучшая! Люблю тебя!

Леониду Сиротину, уникальному человеку, за неиссякаемую энергию, фантазию, за всю помощь, оказанную мне лично и проекту.

Вадиму Панову за то, что убедил меня в том, что к проекту нужно отнестись намного серьезнее.

Всем людям, кто поддерживал мой онлайн-проект все это время. Вы придавали мне сил и терпения, помогали словом и делом. Без вас проект благополучно заглох бы, не успев начаться.