Писатели Японии [Татьяна Анатольевна Булгакова] (pdf) читать онлайн

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

МКУК ЦБС Московского района
ЦРБ им. А.С. Пушкина
Информационно-библиографический отдел

Писатели Японии
(20-21 вв.)
Центральная районная библиотека им. А.С. Пушкина

Тел. 274-28-47

biblmr.r.52.ru
vk.com Библиотека Пушкина

Библиографический указатель
Н. Новгород
2018 г.

От составителя

Писатели Японии (20-21 вв.) : библиогр. указ. /
Информационно-библиографический отдел ; сост. М.Ф. Васильевых
; ред. текста и библиогр. Е.Н. Угланова. – Н. Новгород : МКУК ЦБС
Московского района : ЦРБ им. Пушкина, 2018. - 36 с.

С чем у Вас ассоциируется Япония? Наверняка, это цветущая
сакура, гора Фудзи, гейши и самураи. Но культура этой страны
гораздо богаче: здесь развивались и продолжают развиваться
музыка, театр, кинематограф, изобразительные искусства и
литература.
В нашем библиографическом указателе «Писатели Японии
(20-21 вв.)» рассказано о литературе, вернее о тех японских
писателях, произведения которых есть в библиотеке им. А.С.
Пушкина. В нем кто-то из читателей откроет для себя новые имена и
познакомится с необычными историями, а кто-то заглянет внутрь
загадочной японской души.
Книги японских писателей переведены на множество языков,
их можно встретить во многих странах. Обязательно выделите время
для прочтения литературных произведений японских писателей.
Японцы — удивительный народ. Япония — это прекрасная страна,
она достойна вашего внимания, поверьте, а лучше проверьте.
Библиографический указатель включает в себя краткие
очерки о жизни и творчестве японских писателей: Кобо Абэ,
Рюноскэ Акутагава, Минеко Ивасаки, Кадзуо Исигуро, Нацуо
Кирино, Юкио Мисима, Рю Мураками, Харуки Мураками,
Кэндзабуро Оэ, Кодзи Судзуки, Сёко Тендо. Персоналии писателей
расположены в алфавитном порядке. В конце каждого очерка Вы
найдете список произведений, имеющихся в ЦРБ им. А.С. Пушкина,
и список литературы о самом писателе.
Издание снабжено алфавитным указателем писателей и
указателем писателей с литературой о них.
Указатель
предназначен
любителям
японской
художественной литературы и всем тем, кто хочет больше узнать о
жизни и творчестве писателей.

Кобо Абэ (Абэ Кимифуса)
(1924-1993)

Абэ Кимифуса родился 7 марта 1924 года в одном из районов
Токио, местечке Кита. Детство будущего писателя прошло в
Манчжурии, здесь же он учился до 1940 года. Позднее он переехал в
Японию, чтобы закончил среднюю школу Сэйдзё.
В 1943 году поступил в Токийский императорский
университет на факультет медицины. В 1947 году, будучи
студентом, женился на Мати Абэ. Супруга по профессии была
художницей, поэтому именно она в дальнейшем занималась
подготовкой иллюстраций книг мужа и декораций к его пьесам. В
1948 году Абэ окончил университет, однако практикующим врачом
не стал, поскольку не сдал экзамен на квалификацию.
Биография Кобо как писателя начинается в 1947 году, когда
выходит его первый сборник поэзии «Анонимные стихи». В основе –
личные впечатления от жизни в Маньчжурии. В стихотворениях
передается чувство отчаяния молодежи послевоенного периода и
призыв протестовать против реальности.

В этом же году в свет выходят записки «Глиняные стрелы»,
повествующие о молодом японце, ушедшем странствовать и
плененным манчжурскими бандитами. Первым критиком, давшим
положительную оценку произведению, стал Рокуро Абэ, филологгерманист. Он переслал том Ютаке Хании, создателю журнала
«Современная литература». Уже через год первый том «Глиняных
стрел» был напечатан в популярном издании «Индивидуальность»,
что принесло Кобо Абэ известность.
Абэ становится вхож в литературные круги и получает
приглашение вступить в объединение «Ночь». При поддержке
руководителей объединения Кобо Абэ издает записки «Глиняные
стрелы» (переименованы в «Указатель в конце пути») отдельной
книгой.
Вышедшие позднее романы, среди которых «Стена.
Преступление S. Кармы» (в 1951 году, удостоена премии
Акутагавы), «Барсук с Вавилонской башни», «Красный дракон»,
были объединены в отдельное издание «Стена».
1950-ее годы ознаменованы вступлением писателя в
Коммунистическую партию Японии, откуда в 1961 году он был
исключен за публичную критику.
В 1962 году по сценарию Кобо Абэ снимается фильм
«Западня» (режиссер Тэсгихар). 1973 году в биографии писателя
стал знаменательным – начал свою работу его собственный театр
«Студия Абэ Кобо». «Студия…» прославилась новаторским
подходом, а их гастрольные пьесы вызывали общественный
резонанс. Просуществовал театр до 1980-х годов.
Большое влияние на творческое мировоззрение Кобо Абэ
оказали произведения Элиасса Каннети и Габриэля Гарсии. В своем
творчестве и выступлениях на телевидении японский писатель начал
популяризировать работы собственных кумиров.
В 1992 году Кобо Абэ был госпитализирован с диагнозом
«инсульт». Кровоизлияние в мозг произошло с ним во время работы

глубокой ночью. Врачи оказали необходимую помощь, после чего
писатель продолжил лечение дома.
Спустя год, в январе 1993 года, состояние Абэ ухудшается, 22
января он скоропостижно умирает от остановки сердца. Писателю на
тот момент было 68 лет.

Рюноскэ Акутагава
(1892—1927)

Произведения Кобо Абэ в библиотеке
им. А.С. Пушкина:
1. Абэ К. Женщина в песках. Чужое лицо : романы : пер. с яп. – М. :
Худож. лит., 1988. – 350 с.
2. Абэ К. Женщина в песках : повести, рассказы, сцены / пер. яп.,
сост. и предисл. В.С. Гривнина. – М. : Наука, 1987. – 492 с.

Литература о Кобо Абэ:
3. Вайль П. Все – в саду : Токио – Кобо Абэ – Япония // Иностранная
литература. – 1998. – С. 225-237.

Рюноскэ Акутагава родился 1 марта 1892 года в семье
небогатого торговца молоком. Матери Рюноскэ было уже за 30, а
отцу за 40, когда тот появился на свет, что считалось в Японии того
времени плохой приметой. Когда Рюноскэ было десять месяцев, в
сумасшедшем доме покончила жизнь самоубийством его мать, после
чего он был усыновлён бездетным братом матери Митиаки
Акутагавой, чью фамилию впоследствии и принял.
В 1913 году поступил на отделение английской литературы
филологического факультета Токийского университета, где вместе с
друзьями издавал литературный журнал «Синситё» («Новое
течение»). Там же был опубликован дебютный рассказ «Старик»
(1914).
Известность принесли рассказы из жизни средневековой
Японии: «Ворота Расёмон» (1915), «Нос» (1916), «Муки ада» (1918)
и другие. С 1916 года Акутагава преподавал английский язык в
Морском механическом училище. В 1919 поступил на работу в
газету «Осака майнити симбун».

В качестве специального корреспондента в 1921 году был
отправлен на четыре месяца в Китай. Акутагава стал мастером
рассказов и повестей, в которых в саркастическом стиле он описывал
человеческий эгоизм. В сборниках «Расёмон» (1917), «Табак и
дьявол» (1917), «Кукловод» (1919) значительное место занимают
проблемы морали, религии, взаимоотношений между жизнью и
искусством. Для новелл последнего периода (1920-е гг.) все больше
характерными становятся критика милитаризма («Генерал», 1922;
«Момотаро», 1924) и современного автору общества.
Все последние годы жизни Акутагава переживал сильное
нервное напряжение. Всё это выражено в предсмертных сочинениях:
«Жизни идиота», «Зубчатых колёсах» и «Письме старому другу».
24 июля 1927 года он покончил с собой, приняв смертельную
дозу веронала.
В 1935 году была учреждена литературная премия имени
Рюноскэ Акутагавы. Раз в год её удостаиваются молодые
литературные дарования Японии. Премия вручается и по сей день.
По количеству переводов на языки народов мира среди
японских писателей Рюноскэ Акутагава занимает одно из первейших
мест.

Произведения Рюноскэ Акутагавы в библиотеке
им. А.С. Пушкина:
4. Акутагава Р. Беседа с богом странствий : рассказы : пер. с яп. –
СПб. : Азбука, 2000. – 544 с.
5. Акутагава Р. Муки ада : [новеллы] : пер. с яп. – СПб. : Кристалл,
2003. – 319 с. – (Ориент стиль).
6. Акутагава Р. Новеллы : пер. с яп. / вступ. ст. А. Стругацкого ;
коммент. В. Гривнина, Н. Фельдман. – М. : Худож. лит., 1989. – 574
с.

7. Акутагава Р. Слова пигмея : рассказы. Воспоминания. Эссе.
Письма : пер. яп. / сост., предисл. и коммент. В.С. Гривнин. – М. :
Прогресс, 1992. – 592 с.

Литература о Рюноскэ Акутагаве:
8. Золотарева Л.А. Миниатюра Акутагавы Рюноскэ «Дождь» :
попытка интерпретации // Литература-Первое сентября. – 2009. – 115 февр. (№ 3). – С. 20.
9. Цветов В. Акутагава Рюноскэ (1892-1927) : Японская культура как
мы ее видим из жизни и трудов Акутагавы Рюноскэ // Вопросы
истории. – 2003. - № 1. – С. 3-4.

Минеко Ивасаки
(Масако Танака-Минамото)
(1949)

Минеко Ивасаки родилась 2 ноября 1949 года в Киото.
Урожденная Масако Танака в пятилетнем возрасте отправилась в
одну из киотских окию (дом гейш) изучать традиционный японский
танец.
Мадам Ойма, владелица окии, удочерила девочку и выбрала
своей наследницей. Минеко стала майко (начинающая гейша) в
возрасте 15 лет, а уже к 21 году, когда она официально стала гейшей,
считалась лучшей танцовщицей Японии. Занятия отнимали у нее
много физических сил, но зато старания были вознаграждены.
Минеко Ивасаки — гейша, которая танцевала для Королевы
Елизаветы и принца Чарльза.
Блистательная карьера гейши продолжалась и дальше,
Минеко имела великолепную профессиональную репутацию, не
обошла ее стороной и слава. Однако в возрасте 29 лет Минеко
Ивасаки неожиданно бросила любимое дело, сославшись на
усталость от условностей профессии и желание создать семью.

Ивасаки вышла замуж за художника классической живописи
Дзинъитиро Сато. Условием брака был немедленный развод в случае
несчастливого союза. У пары родилась дочь Коко. Супруг научил ее
реставрировать картины, это и является ее основным занятием на
сегодняшнее время. Бывшая гейша вместе с супругом проживает в
пригороде Киото.
Минеко Ивасаки на условиях конфиденциальности
согласилась на интервью для писателя Артура Голдена, когда тот
работал над книгой «Мемуары гейши». Однако тот открыл
инкогнито Минеко, упомянув ее в разделе благодарностей. После
публикации книги на Минеко обрушилась волна критики и даже
угроз её жизни за то, что она нарушила традиционный обет
молчания гейш. За это, а также за клевету, Ивасаки подала на
Голдена в суд, а сама решила написать автобиографию.
Ивасаки решила опубликовать автобиографию, взамен романа
Голдена. Её книга, написанная в соавторстве с Рэнд Браун,
выпущенная под названиями «Жизнь гейши» в США, «Гионская
гейша» в Великобритании и «Настоящие мемуары гейши» в России,
описывает её реальную жизнь. Она стала международным
бестселлером.
По мотивам книги снят фильм Хана Икуса. Он соответствует
книге в описании истории детства и юношества Минеко, но личная
жизнь героини фильма сложилась иначе, чем у прототипа.

Произведения Минеко Ивасаки в библиотеке
им. А.С. Пушкина:
10. Ивасаки М. Настоящие мемуары гейши / М. Ивасаки, Р. Браун ;
пер. с англ. В. Михайлюк. – СПб. : ReadFish : Амфора, 2006. – 350 с.

Кадзуо Исигуро
(1954)

Кадзуо Исигуро родился 8 ноября 1954 году в Нагасаки в
семье океанографа Сидзуо Исигуро. В 1960 году семья Исигуро
эмигрировала в Британию. Образование Кадзуо получил в гимназии
для мальчиков. Он мечтал стать музыкантом, играл в клубах,
посылал демозаписи продюсерам, но без успеха. В 1978 году Кадзуо
получил степень бакалавра в Кентском университете.
Был социальным работником в Лондоне. В 1980 году стал
магистром искусств в университете Восточной Англии. Выпускник
литературного семинара, которым руководил Малькольм Брэдбери.
В начале своего 30-летия Исигуро пишет слова для альбома
джазовой певицы Стейси Кент под названием «Завтрак в утреннем
трамвае».
Литературная карьера Кадзуо Исигуро началась в 1981 году с
опубликования трёх рассказов. Первый роман «Там, где в дымке
холмы» вышел в 1982 году. В 1983 году он был выдвинут на грант в
как один из «Лучших молодых британских писателей». То же
поощрение за эти же достижения он получил и в 1993.

Вторым романом был «Художник зыбкого мира». Этот роман
стал книгой года в Великобритании.
Третий роман Исигуро, «Остаток дня» был удостоен
Букеровской премии. При этом члены Букеровского комитета
проголосовали за роман единогласно, что случается нечасто.
Критики отмечали, что японец написал «один из самых английских
романов XX века». По роману «Остаток дня» снят имевший
значительный успех фильм с Энтони Хопкинсом и Эммой Томпсон в
главных ролях. Фильм в российском прокате шёл под названием «На
исходе дня».
В 1995 году был опубликован наиболее сложный по
стилистике роман Исигуро «Безутешные». Он наполнен
многочисленными литературными и музыкальными аллюзиями.
Действие романа «Когда мы были сиротами» (2000)
разворачивается в Шанхае в первой половине XX века. Это история
расследования частным детективом таинственного исчезновения его
родителей 20 лет назад.
Исигуро — автор двух оригинальных фильмов для
телевидения. Он член Королевского общества литературы. Его
произведения переведены более чем на 30 языков мира, в том числе
и на русский («Остаток дня», «Когда мы были сиротами», «Не
отпускай меня», «Там, где в дымке холмы»).
Кадзуо Исигуро живет в Лондоне с женой Лорной Макдугал и
дочерью Наоми.
Его предпоследний роман «Не отпускай меня» (2005)
включен в список 100 лучших английских романов всех времен по
версии журнала «Тайм».
Романы Исигуро переведены на 40 языков, однако для
русскоязычных читателей Исигуро открылся сравнительно недавно.
Главные произведения писателя начали издаваться в России лишь в
конце 2000-х.

На сегодняшний день в России вышло восемь романов
Исигуро. Последний из них — «Погребенный великан»—
опубликован в 2015 году.
Кадзуо Исигуро лауреат Нобелевской премии по литературе
2017 года.

Нацуо Кирино
(Марико Хасиока)
(1951)

Произведения Кадзуо Исигуро в библиотеке
им. А.С. Пушкина:
11. Исигуро К. Безутешные : роман / пер. с англ. С. Сухарева. – М. :
ЭКСМО ; СПб. : Домино, 2008. – 638 с. – (Интеллектуальный
бестселлер).
12. Исигуро К. Не отпуская меня : роман / пер. с англ. Л.Ю.
Мотылева. – М. : ЭКСМО, 2018. – 350 с. - (Интеллектуальный
бестселлер).
13. Исигуро К. Ноктюрны. Пять историй о музыке и сумерках :
роман / пер. с англ. Л. Бриловой, С. Сухарева. – М. : ЭКСМО ; СПб. :
Домино, 2010. – 266 с. – (Интеллектуальный бестселлер).

Нацуо Кирино родилась 7 октября 1951 года, городе
Канадзава, префектура Исикава. В детстве была активным,
увлекающимся ребёнком. У неё есть два брата. Вместе с отцом,
архитектором по профессии, семья ездила по многим городам
Японии.
С 14 лет Кирино живёт в Токио. Уже с детства посвятила себя
писательскому
ремеслу.
Однако
прежде
чем
стать
профессиональным писателем, она получила юридическое
образование, сменила много мест работы, в частности, была
журналистом и редактором журнала. В возрасте 24 лет вышла
замуж.
Литературный дебют Кирино состоялся в 1984 году, когда она
опубликовала первые романы о любви. Однако романы, написанные
в этом жанре, не были популярны в Японии.
Настоящим прорывом для писательницы стал роман «Дождь,
капающий на моё лицо»», который в 1993 году получил премию

Эдогавы Рампо. Роман был опубликован под псевдонимом Нацуо
Кирино, который стал для писательницы постоянным, а ее главная
героиня женщина-детектив Миро Мурано появилась еще только в
одном романе «Ночь оставленных ангелов» в 1994 году, после чего
Кирино принципиально отказалась от написания серий. Эти романы
позволили Кирино взойти на Литературный Олимп и стать одной из
лидеров японского детектива.
Очередным успехом для Нацуо Кирино стал роман «Аут»,
опубликованный в 1997 году, который в Японии вышел небывалым
тиражом 500 тысяч экземпляров, завоевал премию «Детективные
писатели Японии» и был переведен на ряд иностранных языков, в
том числе и на русский в 2006 году. «Аут» окончательно закрепил за
Нацуо Кирино славу одной из лучших писательниц современной
Японии.
Она обладательница шести основных наград детективного
жанра в Японии. Ее творчество не обойдено вниманием режиссеров.
В 2002 году произведение было экранизировано в Японии, а сейчас
Хидэо Наката готовится снимать американский римейк.
Нацуо Кирино стала одной из основательниц нового
направления в японском детективе, ориентированного на
психологический
реализм,
сторонящихся
элементов
сверхъестественного и отказавшихся от концепции серийного
построения романов.

Произведения Нацуо Кирино в библиотеке
им. А.С. Пушкина:
14. Кирино Н. Аут/OUT : роман / пер. с яп. С. Самуйлова. – М. :
ЭКСМО ; СПб. : Домино, 2007. – 704 с. - (Мона Лиза).

Юкио Мисима (Кимитакэ Хираока)
(1925-1970)

Юкио Мисима родился в Токио 14 января 1925 года в семье
крупного государственного чиновника Адзуса Хираока и его
супруги Сидзуэ. С младенческих лет воспитывался в доме бабушки –
рос тихим, замкнутым ребенком, был лишен игр со сверстниками.
Даже с матерью он мог видеться только с разрешения бабушки. В
1931 году, по протекции деда, бывшего губернатора Южного
Сахалина, был принят в привилегированную школу Гакусюин, где
учились дети знатных семей, в том числе императорской. Школу он
закончил с отличием, получив из рук японского императора
серебряные часы.
В 1941 году накануне вступления Японии во Вторую Мировую
войну, в 16-летнем возрасте пишет свое первое произведение –
романтическую повесть «Цветущий лес», проникнутую тревожным
ощущением неотвратимости наступающей войны. Уже в первой
книге появляется мотив, вариации которого не раз встречаются в его
будущих произведениях – мысль о том, что красота и смерть – это
главные понятия, определяющие сущность жизни. Тогда же он берет

псевдоним Мисима Юкио, впредь этим именем будут подписаны все
его произведения.
Подчинившись желанию отца, Мисима поступил на
юридический факультет Токийского университета, где изучал
немецкое право. К этому же периоду жизни писателя относится его
сильное увлечение литературой немецкого романтизма, породившее
позднее интерес к сочинениям Томаса Манна и философии
Фридриха Ницше. После окончания университета получает
престижное место в министерстве финансов.
В сентябре 1948 года Юкио увольняется из министерства
финансов, вступает в литературное объединение «Современная
литература» и получает заказ на написание романа. Отныне он
профессиональный литератор.
В 1949 году после выхода «Исповеди маски» он становится
знаменитым. Роман написан в традиционном для Японии
биографическом жанре. Он начинается с эпиграфа из «Братьев
Карамазовых» Ф.М. Достоевского, творчество которого оказало
большое влияние на Мисиму.
В 1951 году выходит роман «Жажда любви», позднее
включенный ЮНЕСКО в список коллекции шедевров японской
литературы. После этой книги за Мисимой закрепляется репутация
мастера психологической прозы.
В 1952 году Мисима как специальный корреспондент газеты
«Асахи симбун» предпринимает кругосветное путешествие, которое
продолжается полгода. Особенное впечатление производит на него
Греция с её статуями атлетов и античных богов. Вернувшись в
Японию, Мисима взялся за радикальную перестройку собственного
тела. Он занимается плаванием, бодибилдингом, кэндо, карате и
боксом. То есть предпринимает попытку переделать себя под свои
литературные произведения — сделать себя достойным того, что
пишет, соответствовать своим сочинениям.

Написанная в 1956 году книга «Золотой Храм» – популярнейшее
произведение писателя, если не всей японской литературы ХХ века.
В основу романа положен реальный факт сожжения за шесть лет до
этого древнего храма Кинкакудзи послушником буддийского
монастыря. «Золотой храм» стал одной из творческих вершин
писателя и считается самым читаемым в мире произведением
японской литературы.
В эти годы начался период восторженного восприятия каждой
новой работы Мисимы читателями. Сначала написанный на фоне
идиллического пейзажа острова Камисима роман «Шум прибоя»
(1954), а затем и «Долгая весна» (1956), и «Пошатнувшаяся
добродетель» (1957) открыли череду произведений, ставших
бестселлерами. Многие из них обрели столь большую популярность,
что были экранизированы. Мисима стал одной из центральных
фигур японского литературного мира.
В это же время, словно демонстрируя многогранность
собственного таланта, Мисима обратился к драматургии и написал,
наряду с многочисленными пьесами, сборник современных пьес для
театра. Примкнув к театру «Бунгакудза», дебютировал как
постановщик собственных произведений и как актёр. Ему
приходилось и ставить спектакли, и играть на сцене, но прежде всего
он, конечно же, был драматургом – крупнейшим и самым
талантливым в истории современного японского театра.
В последние годы жизни писатель увлекся монархическими
идеями и самурайскими традициями – утверждению кодекса бусидо
была посвящена трилогия «Патриот», «Хризантема», «Крик души
героя» (1967). В конце осени 1966 года он вступил в «силы
самообороны», а летом 1968 года на свои средства создал правую
военизированную организацию «Общество щита», в которой было
около ста человек.
Утром 25 ноября 1970 года Мисима отослал своему редактору
текст романа «Падения ангела», ставшего последним томом

тетралогии «Море изобилия» и последним сочинением Мисимы
вообще.
В этот день вместе с несколькими своими последователями он
захватил командира столичной военной базе Итигая и призвал
солдат выступить против «мирной конституции», но, когда
театрализованная попытка государственного переворота была
преимущественно
проигнорирована
слушающими,
Мисима
покончил с собой, совершив ритуальное самоубийство. Позже обряд
ритуальное самоубийство совершили еще семь последователей
Мисимы.
Похороны писателя превратились в торжество правых сил и
окончательно сделали из него главного японского классика и
культового писателя XX века. Мисима был кремирован в форме и с
мечом, как и завещал. Он сделал все, чтобы его судьба
воспринималась как причудливое и прекрасное произведение
искусства.

Произведения Юкио Мисимы в библиотеке
им. А.С. Пушкина:
15. Мисима Ю. Золотой храм : роман, новеллы, пьесы / пер. с яп.,
предисл. Г. Чхартишвили. – СПб. : Северо-Запад, 1993. – 478 с.

Литература о Юкио Мисиме:
16. Чанцев А. Поворот наоборот в послевоенной Японии: Ю.
Мисима о войне и мире // Новый мир. – 2010. - № 2. – С. 161-177.
17. Чанцев А. Эстетический фашизм. Смерть, революция и теория
будущего у Ю. Мисимы и Э. Лимонова // Вопросы литературы. –
2005. – Нояб.-дек. (№ 6). – С. 3-35. – (Писатели, о которых спорят).

Рюноске Мураками
(1952)

Рюноске Мураками родился 19 февраля 1952 года в семье
художника в городе Сасэбо, префектура Нагасаки. До восемнадцати
лет он рос в портовом городе, где располагалась американская
военно-морская база, поэтому он испытал на себе заметное влияние
западной культуры. В юные годы неоднократно принимал участие в
акциях Национальной федерации студенческого самоуправления,
направленных против американского военного присутствия в стране.
Именно в эти годы начал формироваться его литературный стиль.
В 1970 году он переехал в токийский пригород Фусса. Учился
в художественном университете города Мусасино, что неподалеку
от Токио.
В 1976 году дебютировал с романом «Все оттенки голубого»,
в котором описал жизнь молодых японцев, полной секса и
наркотиков. Роман вызвал сенсацию, разойдясь тиражом более
миллиона экземпляров, а молодой автор, еще не покинувший

студенческую скамью, стал лауреатом литературной премии
Акутагавы.
После выхода романа критики провозгласили Мураками
основателем нового направления в японской литературе.
В дальнейшем он создал ряд произведений, которые отличали
новаторский подход к языку, обильное использование сленга,
глубокое проникновение в психологию героев его романов и
достаточно неожиданные сюжетные повороты. Критическое
отображение окружающей реальности, интерес к ее темным
сторонам характерен для всего творчества писателя - будь то
история юной проститутки в «Топазе» или похождения
американского серийного убийцы в предновогоднем Токио триллере
в «Мисо-Суп», в которых попутно вскрываются проблемы
современного японского общества.
Также большую известность получили его романы «69»,
«Дети из камеры хранения» и составившие трилогию «Экстаз»,
«Меланхолия» и «Танатос».
Помимо литературного творчества Мураками на протяжении
многих лет занимается кинорежиссурой, снимая киноверсии
собственных произведений. Его первым фильмом стал «Все оттенки
голубого», вышедший в 1979 году.
В последующие годы он снял ещё несколько фильмов, среди
которых наиболее интересными были экранизации романов «Топаз»
(также известен как «Токийский декаданс», 1992), представленный
на кинофестивале в Торонто и «Киоко» (2000). Он также иногда
работает как сценарист — одна из его новелл легла в основу
сценария фильма режиссера Такаси Миикэ «Кинопроба» (1999).
Впрочем, кинематографическая деятельность Мураками
значительно менее известна, нежели литературная и главным
образом он известен как автор романов, чья популярность далеко
перешагнула пределы Японии.

В 2005 году за роман «Вперёд с полуострова!» Рю Мураками
был награждён премией имени Номы, лауреаты которой фактически
признаются классиками современной литературы Японии.
Наиболее известным произведением писателя считается
роман «Дети из камеры хранения» (1980). Эти и многие другие
сочинения Рю Мураками были переведены на русский язык.
19 апреля 2018 года на российских экранах появилась
кинолента Рю Мураками «Пирсинг», снятая по одноименному
произведению.

Произведения Рюноске Мураками в библиотеке
им. А.С. Пушкина:
18. Мураками Р. Меланхолия : [роман] / пер. И.М. Светлова. - СПб. :
ReadFish : Амфора, 2005. – 255 с. - (Экстра).
19. Мураками Р. Мисо-суп : роман / пер. с яп. E. Baibikov. – М. :
Амфора, 2004. – 335 с.
20. Мураками Р. Экстаз : роман / пер. Н. Калягиной. - СПб. :
ReadFish : Амфора, 2005. – 351 с.

Харуки Мураками
(1949)

Харуки Мураками родился 12 января 1949 году в городе
Киото, в семье преподавателя классической филологии. Дед Харуки
Мураками, буддийский священник, содержал небольшой храм. Отец
преподавал в школе японский язык и литературу.
Учился по специальности «классическая драма» на отделении
театральных искусств университета Васэда. В 1971 году Мураками
женился на своей однокласснице Ёко, с которой живет до сих пор.
Начать литературную карьеру Мураками решил внезапно. В
апреле 1978 года во время бейсбольного матча он понял, что мог бы
написать книгу. Что собственно и сделал.
И уже в следующем году, 1979 году, была издана его первая
повесть «Слушай песню ветра», которая стала первой книгой
трилогии «Крысы». Мураками получил за неё литературную премию
«Гундзосиндзин-сё», а чуть позже — премию имени Номы. Уже к
концу года роман-призёр был распродан неслыханным для дебюта
тиражом — свыше 150 тысяч экземпляров в твёрдой обложке.

Вторая повесть трилогии «Пинбол 1973» была опубликована
в 1980 году.
В 1982 году вышел роман «Охота на овец», который стал
третьей частью трилогии «Крысы». За этот роман писатель получил
премию имени Номы. В 1983 и 1984 годах Мураками издал два
сборника рассказов. А в 1985 году был опубликован его новый
роман, который получил название - «Страна Чудес без тормозов и
Конец Света», за который в том же году получил премию
«Танидзаки».
Кроме вышеупомянутого романа в этом году вышла книга
детских сказок «Рождество Овцы» с иллюстрациями Сасаки Маки и
сборник рассказов «Смертельный жар карусели с лошадками».
В 1986 году Харуки с женой отправился в Италию, а затем в
Грецию. А затем в 1987 году семья переехала в Лондон. В том же
году был издан роман «Норвежский лес». В 1988 году в Лондоне
Мураками закончил работу над романом «Дэнс, Дэнс, Дэнс» —
продолжение трилогии «Крысы». В 1990 году в Японии вышел
сборник рассказов «Ответный удар телепузиков».
В 1991 году Мураками переехал в США и занял должность
стажёра-исследователя в Принстонском университете. В Японии
вышло 8-томное собрание сочинений, в которое вошло всё, что было
написано в период с 1979 по 1989 годы. В 1992 году получил степень
адъюнкт-профессора. Закончил и опубликовал в Японии роман «К
югу от границы, на запад от солнца».
В Японию писатель вернулся спустя пять лет, в 1996 году.
Жил в Токио, а затем переехал в дом на берегу моря в город Оисо.
Все это время продолжал активно работать, выпустил несколько
романов и сборников, а так же написал документальную книгу об
атаке в токийском метро.
В июне-июле 2003 года впервые побывал в России — на
острове Сахалин. В это же время приступил к работе над очередным

романом, который был опубликован в 2004 году под названием
«Послемрак».
В 2006 году Харуки Мураками получил литературную
премию имени Франца Кафки.
В 2009 году был издан новый роман Мураками «1Q84».
Интересно, что весь первый тираж книги был продан ещё до конца
стартового дня продаж.
В январе 2017 года издательство «Синтёся» сообщило, что в
скором времени свет увидит новая работа писателя, которая
получила название – «Кисидантё гороси».
В настоящее время Харуки Мураками считается известным
писателем Японии. Он является лауреатом литературной премии
«Йомиури», которой были удостоены такие авторы как Кобо Абэ,
Кэндзабуро Оэ и Юкио Мисима.

Произведения Харуки Мураками в библиотеке
им. А.С. Пушкина:
21. Мураками Х. Все божьи дети могут танцевать : роман / пер. с яп.
А. Замилова. – М. : ЭКСМО, 2004. – 160 с.
22. Мураками Х. Джазовые портреты / пер. с яп. И. Логачева ; ил. М.
Вада. – М. : ЭКСМО, 2005. – 240 с. – (Мастера современной прозы).
23. Мураками Х. Дэнс, дэнс, дэнс… / пер. с яп. Д.В. Коваленина. –
СПб. : Амфора, 2001. – 361 с. – (Новый век).
24. Мураками Х. Игрунка в ночи / пер. с яп. Е. Рябовой. – М. :
ЭКСМО ; СПб. : Домино, 2011. – 192 с. – (Мураками-мания).
25. Мураками Х. К югу от границы, на запад от солнца / пер. с яп. И.
Логачева, С. Логачева. – М. : ЭКСМО, 2003. – 206 с.
26. Мураками Х. Кафка на пляже. Кошки / пер. с яп. И. Логачева, С.
Логачева. – М. : ЭКСМО, 2006. – 288 с.
27. Мураками Х. Край обетованный / пер. с яп. А. Замилова и С.
Логачева. – М. : ЭКСМО, 2013. – 320 с. – (Мураками-мания).

28. Мураками Х. Мой любимый sputnik / пер. с яп. Н. Куниковой. –
М. : ЭКСМО, 2004. – 272 с.
29. Мураками Х. Норвежский лес / пер. с яп. А. Замилова. – М. :
ЭКСМО, 2003. – 365 с.
30. Мураками Х. Охота на овец / пер. с яп. Д.В. Коваленина. – СПб :
Амфора, 2001. – 479 с. – (Новый век).
31. Мураками Х. Подземка / пер. с яп. А. Замилова, Ф. Тумаховича. –
М. : ЭКСМО, 2013. – 608 с. – (Мураками-мания).
32. Мураками Х. Послемрак / пер. с яп. Д. Коваленина. – М. :
ЭКСМО, 2005. – 238 с.
33. Мураками Х. Призраки Лексингтона : рассказы / пер. с яп. А.
Замилова. – М. : ЭКСМО, 2003. – 176 с.
34. Мураками Х. Сжечь сарай / пер. с яп. А. Замилова. – М. :
ЭКСМО, 2007. – 143 с.
35. Мураками Х. Слушай песню ветра / пер. с яп. В. Смоленского. –
М. : ЭКСМО, 2006. – 160 с.
36. Мураками Х. Страна Чудес без тормозов и Конец Света : роман /
пер. с яп. Д. Коваленина. – М. : ЭКСМО, 2003. – 544 с.
37. Мураками Х. 1Q84 (тысяча невестьсот восемьдесят четыре) :
роман. В 3 кн. / пер. с яп. Д. Коваленина. – М. : ЭКСМО, 2011. –
(Мураками-мания).
38. Мураками Х. Хороший день для кенгуру / пер. с яп. С. Логачева.
– М. : ЭКСМО, 2004. – 160 с.
39. Мураками Х. Хроники заводной птицы : роман / пер. с яп. И.
Логачева, С. Логачева. – М. : Независимая газета, 2002. – 768 с.

Литература о Харуки Мураками:
40. Коваленин Д.В. Суси-нуар (Занимательное мураками-ведение). –
М. : ЭКСМО, 2004. – 431 с.

41. Рубин Д. Харуки Мураками и музыка слов / пер. с англ. А.
Шульгат. – СПб. : Амфора, 2004. – 430 с. – (Новая эврика).
42. Шаргунов С. «Проблемы овцы» и ее разрешение : Харуки
Мураками «Dance, dance, dance…» // Новый мир. – 2002. - № 4. - С.
173-175.

Кэндзабуро Оэ
(1935)

Кэндзабуро Оэ родился 31 января 1935 года в поселке Осэ,
расположенном на острове Сикоку. С раннего детства мальчик
слушал занимательные истории, сказки, легенды. Оэ обладал
сильным воображением, и услышанные истории оказали заметное
влияние на формирование его творческих способностей.
Весной 1954 года талантливый юноша со второй попытки
поступил в Токийский университет на отделение французской
литературы. Тесное общение с творческими и образованными
людьми в университете побудило Оэ начать писать самому. Даже
самые ранние его произведения – рассказ «Добыча» и повесть
«Содержание скота» – оказались очень удачными. За эти книги Оэ
получил премию имени Рюноскэ Акутагавы.

В этот же период был создан рассказ «Смерть великодушна»
и роман «Опоздавшая молодежь». Они посвящены проблемам
современных студентов в столице Японии. Оэ говорит об
общечеловеческих ценностях, трудностях и противоречиях. По
мнению специалистов, ранние произведения Оэ были написаны под
влиянием творчества тогдашних французских писателей.
В 1964 году вышел автобиографический роман «Личный
опыт», через год были созданы «Заметки из Хиросимы». Эти
реалистические произведения запомнились читателям и критикам. В
романе «Личный опыт» писатель рассказывает о том, какие чувства
испытывает человек, у которого есть неизлечимо больной умственно
отсталый ребенок. Писатель выбрал такую тему не случайно: он сам
является отцом умственно отсталого сына. Цикл произведений о
сыне Хикари включает в себя также книги - «Объяли меня воды до
души моей», за которую он был удостоен престижной литературной
премии имени Номы в 1973 году и «Вставайте, о молодые люди
новой эры».
Начало 1980-х годов ознаменовалось возвращением писателя
к малой форме после продолжительного перерыва. Опубликованные
в первой половине этого десятилетия циклы рассказов «Женщины,
слушающие дождевое дерево» и «Укушенный бегемотом» были
удостоены премии Ёмиури и премии Кавабата соответственно.
Повсеместное признание творчества Оэ в Японии и за
рубежом также выразилось в получении им в 1983 году премии
«Осараги» за цикл «Проснись, новый человек!», номинировании на
Нойштадтскую премию в 1986 году и получении награды
проходившего в Бельгии международного фестиваля искусств
«Europelia» в 1989 году.
Творчество Оэ стало известно далеко за пределами Японии. В
1987 году он создал «Письма милому прошлому» – произведение,
ставшее весьма популярным.

В 1990 году Оэ стал первым лауреатом премии имени Сэя
Ито, которой он был удостоен за роман «Родственники жизни», а в
1992 году — был номинирован во второй раз на Нойштадтскую
премию.
В 1994 году Оэ был награждён Нобелевской премией по
литературе «за то, что он с поэтической силой сотворил
воображаемый мир, в котором реальность и миф, объединяясь,
представляют тревожную картину сегодняшних человеческих
невзгод».
В мае 2002 года Оэ был награждён французским Орденом
Почётного легиона. В июне 2004 года Оэ стал одним из основателей
антивоенного объединения «Статья 9».
В октябре 2005 года по инициативе издательства «Коданся»
была учреждена премия Кэндзабуро Оэ. В конце года Оэ объявил о
прекращении своего литературного творчества с публикацией
романа «Прощай же, книга!, вышедшего в 2005 году.
2007 год ознаменовался возвращением Оэ. С майского
выпуска в журнале «Синтё» началась публикация нового романа,
озаглавленного «На прекрасную Аннабель Ли ветер дохнул, и кудато её унесли». В мае также был объявлен первый лауреат премии Оэ,
которым стал Ю. Нагасима.
Работу над циклом «В позднем стиле» Оэ начал после аварии
на АЭС Фукусима I в марте 2011 года, трагедии особенно остро
воспринятой писателем, через всё творчество которого, как и
истории Японии XX века, проходит тема атомной катастрофы. Книга
была издана в октябре 2013 года издательством «Коданся».
Он по праву считается одним из талантливейших писателей в
мире, чьи произведения вызывают интерес у самых разных людей.

Произведения Кэндзабуро Оэ в библиотеке
им. А.С. Пушкина:
43. Оэ К. Игры современников : роман / пер. с яп. и предисл. В.
Гривнина. – М. : Радуга, 1987. – 400 с.

Кодзи Судзуки
(1957)

Кодзи Судзуки родился в японской провинции Хамамацу, 13
мая 1957 года. Гуманитарные способности стали проявляться с
детства, поэтому, окончив школу, Кодзи Судзуки отправился
получать высшее образование в Университет Кэйо по специальности
«французская литература».
В 1990 году он написал свой первый роман Rakuen, за
который получил множество японских наград и положительные
отзывы критиков и читателей. В дальнейшие годы Кодзи Судзуки
занимался написанием знаменитых на весь мир книг под общим
названием «Звонок». В первой половине 90-х он создал целую

трилогию, а в 1999 году вышел роман-приквел – «Звонок.
Рождение». Помимо «Звонка», Кодзи Судзуки стал автором таких
бестселлеров, как «Прогулка богов» и «Темные воды».
Две части трилогии Кодзи Судзуки «Звонок» были
экранизированы и пользуются огромной популярностью среди
зрителей всего мира. В одном из своих интервью Кодзи Судзуки
признался, что очень хотел бы, чтобы был снят фильм по роману
«Звонок – 3» и трилогия была полностью закончена. Судзуки
считает, что «главное - это книги, а фильмы нужны лишь для того,
чтобы подталкивать людей к их прочтению».
Так же Кодзи Судзуки мечтает, чтобы в Голливуде
экранизировали его роман о море «Rakuen», в котором речь идет о
судьбе человека, который борется и преодолевает жизненные
трудности, чтобы быть рядом со своей любимой. По мнению
Судзуки, этот сюжет как нельзя лучше подходит для голливудского
фильма. За этот роман автор получил премию «Japan Fantasy Novel
Award».
Сейчас писатель работает над новым хоррор-романом. Кроме
того, он интересуется и литературой для детей: переводит на
японский книги англоязычных авторов.
Последнее произведение, «Крик стали», вышел в 2010 году –
оно повествует об отряде японских смертников, «камикадзе».
Кодзи Судзуки объединяет декадентское чувство жизни и
иррациональный опыт ее постижения. Японский автор выбирает
удачный для этой цели и весьма востребованный масс-культурой
жанр - мистический триллер, способный вместить атмосферу романа
ужасов, энергетику круто заверченного детектива, декадентское
предчувствие конца света и даже нравственный урок,
преподнесенный почти по-голливудски.

Произведения Кодзи Судзуки в библиотеке

им. А.С. Пушкина:
44. Судзуки К. Звонок : роман / пер. с яп. E. Baibikov. – СПб. :
Амфора, 2004. – 363 с.

СёкоТендо
(1968)

Сёко Тендо родилась зимой 1968 года в семье члена клана
якудза ямагути-гуми, Ясухиро Тендо, и была третьим ребенком из
четырех. Помимо того, что отец Тендо стоял во главе местной банды
якудза, он также управлял тремя крупными компаниями:
инженерной, строительной и по торговле недвижимостью.
Раннее детство Сёко было счастливым. На тот момент семья
была очень обеспеченной. Она жила в собственном доме. Под
окнами комнаты Сёко росла сакура, в пруду плавали карпы, а гараж
был наполнен дорогими автомобилями и мотоциклами. Но такая

идиллия длилась не долго. В начальной школе Тендо приходилось
терпеть не только постоянные издевательства со стороны
одноклассников, но и ежедневную агрессию от пьяного отца.
В средней школе жизнь Сёко кардинально изменилась, она
сбежала из дома, нюхала растворитель для краски, неоднократно
участвовала в уличных драках. Когда Сёко было 15, её отец заболел
туберкулезом и в течение года бизнес Тендо обанкротился. Он
отошел от дел и залез по уши в долги.
В 17 лет, в попытки скрыться от каждодневного ада бессилия
и бедности, Сёко подсела на «спиды». За дозу и деньги она
позволяла спать с ней, терпя оскорбления и зверские побои.
В 19 лет Секо завязала с наркотиками, одним из толчков для
этого послужил сильный передоз. Её «наркодилер» ввел ей
огромную дозу амфетоминов и бросил умирать в отеле.
В 22 года она вышла замуж за члена якудза. Однако
радостное событие было горько-сладким, так как накануне она была
изнасилована своим бывшим любовником. Секо была вынуждена
прервать свою первую беременность, так как она и ее муж были
просто бедны, чтобы позволить себе это. Их брак продлился
недолго.
Жестокая реальность преследовала ее. Ее мать перенесла
обширный инсульт и умерла, а Секо попыталась покончить с собой
при помощи снотворного. К счастью, ее спасли. Но тут последовал
новый удар — ее отец умирет от рака желудка.
Пережив унижения, побои, изнасилования, предательство
любовников-бандитов, чуть не умерев от передозировки, и потеряв
всех любимых Сёко все-таки нашла силы изменить свою жизнь.
В 2002 году Сёко Тендо начала работу над своей
автобиографией. В 2004 году в Японии вышла ее первая книга:
«Луна якудзы: воспоминания дочери гангстера». Она сразу же стала
бестселлером, книгу переиздавали более 11 раз. Сегодня Сёко одна
воспитывает десятилетнюю дочь Комачи. Она каждый день борется

с предвзятым отношением
заслужила право на жизнь.

общества,

пытаясь

доказать

что

Произведения Секо Тендо в библиотеке
им. А.С. Пушкина:
45. Тендо С. Дочь якудзы. Шокирующая исповедь дочери гангстера /
пер. Н. Вуль. – М. : АСТ ; СПб. : Астрель-СПб, 2008. – 288 с.

Алфавитный указатель писателей юбиляров:
1. Абэ К. 1-2
2. Акутагава Р. 4-7
3. Ивасаки М. 10
4. Исигуро К. 11-13
5. Кирино Н. 14
6. Мисима Ю. 15
7. Мураками Р. 18-20
8. Мураками Х. 21-39
9. Оэ К. 43
10. Судзуки К. 44
11. Тендо С. 45

Указатель писателей с литературой о них:
1. Абэ К. 3
2. Акутагава Р. 8-9

3. Мисима Ю. 16-17
4. Мураками Х. 40-42