Этюды о гуманитаризации образования [Азад Халил оглы Мирзаджанзаде] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

А.Х. МИРЗАДЖАНЗАДЕ

АЗЕРБАЙДЖАНСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО Баку — 1993

ББК 371 М 63

Заказная литература

Научный редактор академик АН Азерб. Республики, доктор философских наук, проф. Ф. К. КОЧАРЛИ

Рецензенты: академик АН Азерб. Республики, доктор философских наук, проф. А. М. АСЛАНОВ,

доктор философских наук, проф. И. А. РУСТАМОВ

Редактор издательства С. Юнусова Художник Э. Исмайлов

Мирзаджанзаде А. X. Этюды о гуманитаризации образования


М 63 Этюды о гуманитаризации образования. — Б.: Азернешр, 1993. —416 с.

В книге последовательно применяется системный анализ процесса, связанного с гуманитаризацией образования. Рассмотрены вопросы диагностирования с разных позиций, определения, приведен лингвистический минимум, излагаются вопросы моделирования и принятия решений при недостаточности и неопределенности информации

Книга предназначена для учеников старших классов, студентов вузов и может быть полезна специалистам в гуманитаризации их мышления.

ББК 371

М—651 (07)—93

ISBN 5-532-01055—3

© Азернешр, 1908

ВВЕДЕНИЕ

Когда я был молод, я хотел встретить старика,

Которого мог бы учить.

Теперь я постарел и хочу встретить юношу,

У которого мог бы учиться.

Б. Брехт

Различные методы анализа одного и того же объективного процесса или явления могут привести к созданию весьма отличающихся друг от друга концепций реальных систем и соответствующих им реальных условий.

В качестве иллюстрации можно привести такое рассуждение. Дом вместе с его электрической, отопительной и водопроводной системами архитектор может рассматривать как одну большую систему. Инженер-теплотехник же вправе рассматривать отопление как замкнутую систему, а дом — как окружающую среду. Для социопсихолога дом — это среда, окружающая семью, а последняя — система, исследованием которой он занимается. Для него взаимосвязь между отопительной и электрической системами может не иметь значения, тогда как для архитектора эта взаимосвязь может быть важной. Короче, следует быть очень аккуратным при определении изучаемой системы и границ между нею и окружающей средой.

Известна притча о каменщиках. Одного спросили, что он делает, он сказал: везу тачку с камнями. Спросили другого, он ответил: строю Шартрский собор! (готический собор XII—XIII веков с богатейшим скульптурным убранством), т. е. он связал свой труд с конечной целью1.

Труд должен носить совместный характер и в то же время разделяться в зависимости от пола и возраста людей. «Отдельный скрипач сам управляет собой, оркестр нуждается в дирижере» — так К. Маркс завершает свои рассуждения о том, что всякий совместный труд нуждается в большей или меньшей степени управления.

Однажды французский музыкант Капе спросил одного из видных дирижеров, как ему удалось объединить оркестрантов, способных так единодушно и замечательно играть. «Я нашел артистов и сделал из них людей». И тут же оговорился, что предпочел бы обратное.

В. Спиваков говорит: «...Я сразу нашел людей и музыкантов. Замечу: наши душевные силы не тратятся на какие-то трения между собой — только на творческий поиск» (Советский Союз. 1987. № 10).

Коллективный процесс труда папуасов Новой Гвинеи в земледелии описал Н. Миклухо-Маклай.

Несколько мужчин становятся в ряд, глубоко втыкают заостренные палки в землю и потом одним взмахом поднимают глыбу земли. За ними следуют женщины, ползущие на коленях. За женщинами идут дети различного возраста, растирающие землю руками. После разрыхления почвы женщины при помощи маленьких палочек делают в земле углубления и зарывают в них семена или корни растений.

Процесс создания произведения един и неразделим

К сожалению, встречаются и такие случаи:

Живой предмет желая изучить,
Чтоб ясное о нем познанье получить,
Ученый прежде душу изгоняет,
Затем предмет на части разделяет,
И видит их, да жаль: духовная их связь Тем временем исчезла, унеслась.
(И. В. Гете)
В 30-х годах Л. Берталанфи сформулировал идеи системного анализа, которые представляют собой попытку рассмотреть свойства объекта через свойства его частей.

Чтобы объект исследования можно было бы рассматривать как систему, он должен удовлетворять следующим требованиям:

1. Объект (целое) должен состоять из подсистем (частей).

2. Объединение подсистем в систему должно помогать в формулировке задачи (цели исследования).

3. Должна существовать характеристика, определяющая взаимосвязь подсистем в системе.

4. Система должна быть частью (подсистемой) большой системы.

Р. Л. Берг считает, что теория