Навыворот [Валерелис] (fb2) читать онлайн

- Навыворот 1.42 Мб, 28с. скачать: (fb2)  читать: (полностью) - (постранично) - Валерелис

 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]


тебе. осязаемое

Так ты называешь меня по имени.
Что, казалось бы, в этом простейшем имени?
Один слог – бог солнца, другой слог – нежность.
Не доставай моё имя губами, сердца не выними.
Сохрани его тайну во тьме на витебской улице,
Как прощались с тобой тогда, любящими безумцами.
Ты шептал моё имя ночами —
Я пряталась за чужими плечами
От этого яркого бога и нежности,
Восхваляемых твоими речами.
Пропадали пропадом, обещались – без вести,
Но куда нам?! Если вечности
Уже пройдены были. Помнишь ли, молодыми?
Мы тогда, в прошлых жизнях, всё плыли, плыли —
Не к тому приплывали в веках причалу,
Потому и начиналось всё сначала.
Вот и встретились вновь. Всё ли, как мечтали?..
И ты снова мне: "Лера, Лера", да "Не ходи по краю,
Я ж тебя, безутешную, оберегаю,
Я ж тебя ни забыть, ни добить – как ни пытаюсь".
А я всё «Лера-Лера» – и также ломаюсь-теряюсь.
Много форм есть моего горячего имени.
Только ты ни одну не предал бы и не выменял.
Я всё ломаюсь-теряюсь, от подснежников к инею —
Лера-Лера. Упряма без меры, хожу по краю —
Гну свою глупую линию
И прошлого не забываю.
10.03.2018

* * *

Я уже здесь.
Ты, знаю, не ждал.
Пришла откуда? – где ни бог весть,
Ни за слово никто не держал.
Я вижу тебя.
Насквозь, на расстоянии, в темноте.
Все не те!
Но ты, как всегда, промолчал.
Не встречал.
Я пришла!
Смотрю не в душу – в глаза.
Я чувствую – очень устал,
Я знаю – скупая слеза
На внутренней стороне глаза
Сияет невидимыми стразами,
Пока горит солнце, пока наступает весна —
Пока всё и сразу,
Пока ещё хочется жить…
Живая!
Очень хочется рядом быть…
Хочется наполнять, пожиная,
Смотреть в горизонт, не моргая,
Не боясь и чуть-чуть не дыша.
Всё смешалось.
Смеюсь…
Я не помню, о чём вздыхала вчера,
У какого грелась раньше огня,
У какого ждала причала
И с кем молчала.
Я не помню – уже не хочу,
Ведь теперь ни о чём не молчу!
Ведь совсем не жалею и горечью
Свои руки не мою, не грею,
Как кофейник, пробуждение утра.
Оставлены чудом тяжёлые путы.
Я здесь.
И мне всё по плечу.
Я смеюсь и уже не кричу.
22.04.2018

* * *

Ниочёмушек чирикает громкие слова в соцсети —
"навсегда, вместе, люблю, держу, береги"
Навсегда один, вместе с собой,
Держась за одиночество – им дорожит, не тобой,
Любит себя, маму немного и берега,
Пока не накатывает очередная волна.
Ниочёмушек проживает свою очень плоскую жизнь,
В которой покупка квартиры – и то катаклизм,
В которой ремонт – что, как не бедствие, буря?
В которой машина – средство возить "мамулю"
Раз в месяц на дачу. О господи, дача…
Хоть бы погорела или развалилась – та была бы удача!
В которой друзья лишь для зависти, а мужик – для сомнений,
Подруги щебечут n-ное количество мнений,
Что он – не такой, не хорош и вообще-то не любит,
Раз не дарит цветы, а всё пылесос да кастрюли.
Ниочёмушек так чирикает невесть кому,
Всё по правде, как в жизни есть, всё как на духу,
И ложится спать, посылая пожелание в мечте —
Пусть вокруг уже станут, пожалуйста, "те",
Пусть развалится дача – купить бы свой дом,
Пусть машина сломается – куплю велик,
обменяю на спорт этот метал-ло-лом.
Буду жизнь ценить, перестанет болеть голова,
перестану и я пить, материться, курить —
Даже если останусь одна,
Взметнусь из этого пепла
Не «ниочёмушком», а Жар-птицей.
Ниочёмушек засыпает, просыпается мафия снов —
В них она увидит прошлое и немного чего ещё.
Подходи к мечтам, выбирай букет…
Здесь нет мест небылицам.
Чик-чирик, Ниочёмушек! Нового утра свет —
Такого же, как все прошедшие утра.
Ничего в тебе не меняется, нет.
Не грим, но пудра – сатиновый тон,
бесконечный тлен.
23.04.2018

* * *

Не смотри на солнце, не пали глаза —
Загорятся они чёрными кругами,
синими бликами,
красными облаками.
Не чувствуй любви, виноградная лоза
Душит легче проросшего под забором веками,
Долгими часами
Ходившего по лезвию не бритвы, но жизни/смерти – босыми ногами.
Не смотри в их души – смотри по телу —
Руки расскажут о прошедшем по делу,
Ноги – о дорогах-путях, освещенных тенью, описанных мелом
По асфальту – от ребёнка до старика – от цветного к белому.
Не смотри, не чувствуй. Не берись, не надо
Погружаться в прошлое, будущее, правды,
Забываться в снах, мечтах, призмах, афоризмах,
Общепринятых конформизмах…
Не смотри на солнце!
Не смотри в окно!
Никто ж не смотрит —
И ты будь заодно!
24.04.2018

* * *

Бродский не мой герой —
Не признаю строгих лиц.
Канула в мир своих желаний,
Стихов, чувств, страниц,
Теперь вот сижу с ними,
Говорю себе – с глазу на глаз,
Что будущее – утопия,
И начинаю отстрел фраз.
Слово письменное – сжечь!
Ну а устное – промолчать.
Чтобы можно было лишь дома петь,
Чтобы радовать тихо лишь мать.
Ничего, никогда – "нет".
Очевидно и просто – "да".
Кто-то выбрал путь – "гореть".
Кто-то прочий – "не перегорать".
02.05.2018

* * *

люби её так, как хотел бы любить меня.
пусть чувство привязанности нежной крепнет
от ночи к ночи
в ожидании и вне очереди
стряхивай ей в руки пепел —
она удержит, согреет, стерпит —
всё, в отличие от меня, стерпит.
пусть любовь к ней твоя крепчает день ото дня.
губи её – ведь вам обоим так всё равно.
всё "для галочки", но "на своих местах" —
пусть всё не так было в мечтах,
пусть было не в искренне чёрных цветах,
пусть она не зовёт меня дрянью в душах —
ведь мне-то что?!
губи её, но всё же люби.
пожалуйста, обещай мне!
не оставайся неприкасаемым,
не оставайся мнительным и холодным —
холодно душам от серых высоток, окна
которых выходят на серый асфальт, на слякоть,
на апельсиновую мякоть похоже единственное Солнце —
то ли сладко, то ли кисло, то ли растечься, растаять.
вырежь, выбрось свою память,
очисти свои залежи,
разложи скрижали заново,
развяжи шнурки, "танцуй босоногим" —
живи. живи. живи и знай —
ты жив
пока жива
моя память.
а я помню,
до жизни помню,
как помнить дано немногих…
08.05.2018

* * *

Я устала среди песков пустынь
Без эмоций, без ветра – в жаре
Находиться одна. Потому я вошла в Океан.
Я нашла Океан – и нырнув с головою
В его бесконечные даль и глубины,
Потеряла себя я как будто бы всю.
И решила продолжить пути, но Невою
Ограничиться – не ныряя вглубь,
Не зарываясь то в сарказм, то в сюр.
В поисках жилых хоть палатки, хоть юрты
Я сменяла континенты, корабли, каюты —
И сменяла маски.
Я носила в голове лишь строки,
Музыку и строки,
Напевала их все
В лабиринтах коридоров – без опаски.
Все эти напевы продолжались долго,
Будто бы нарочно, будто бы без меры,
Будто вне религий, будто бы на вере —
Всё было хорошим. Всё вокруг – так тонко,
Всё становилось Лучшим.
Всё врастало в кости
Как растёт обида, как растут успехи —
Так росли напевы.
Разрасталось лето —
Подступали слёзы,
Накалялись нервы —
Остужали грозы.
Подступала осень.
Ближе Океана стала мне Нева, и
Я смеюсь об этом, об этом же горю.
Только не горюю —
Больше я не буду,
Больше так не буду.
Позвольте, дайте шаг лишь —
Я встану и уйду.
Позволили раздолье,
Позволили веселье —
Продолжу поутру.
Ну а пока – гитара,
Волшебная гитара —
Все строки на шесть струн…
27.05.2018

* * *

Нежность – это зелёный —
Не сдерживайся, помилуй.
Не скажу глупое "навсегда",
Но будем ведь вместе, милый.
Отрада – это оранжевый,
Правда – по ней жёлтым.
Рядились в серый меланжевый,
Лунный свет бывал прокажённым.
Чернотой светились признания,
Красным рдели самолюбования.
Каждым словом – под сердце вонзались
Серой сталью, не гаснущим пламенем.
Эта радуга бесконечна,
Жизнь цветами полна и игрива!
Только ты закрываешь глаза.
Проходишь – бесшумно – мимо.
Видишь только сумрак и точность,
Видишь только красное в синем —
Чувство жизни под слоем инея —
А ведь эти морозы – мнимые.
Засыпать на ходу умеешь —
Скучаешь в себе и на людях.
А закрыв глаза – бредишь, бредишь,
Шепчешь то, чего "небу-дет".
31.05.2018

Не сказка

…Что я точно всегда знала – так это что из меня не выйдет мягкого сказочника. Однажды, после прочтения мной стихов, моя мама сказала, что я читаю так, словно ненавижу свои стихи, свою публику и саму себя.

И я сразу поняла, о чём она.

Я не могла бы ненавидеть своего читателя или слушателя, но вот себя я ненавидела – так же искренне, как однажды полюбила себя. А потом я, снова собрав себя из ничего по кусочкам, полюбила себя ещё раз – так, чтобы оставаться всегда собой, так, чтобы не теряться нигде и, главное, ни в ком. Начала любить свои стихи я примерно тогда же…

Мне захотелось написать сказку – но её не я писала, а он самый. Этот сказочник, который нарисовал мне новый мир. Не горящие города на воде, не домик на дереве, который окружала приятная, но всё же неизвестность, а всё-таки целую вселенную. И не в моей голове, а в реальности, да ещё и для нас двоих. Эта вселенная умело была уложена им на современную нашу реальность, можете ли вы себе это представить?!.

Ах, конечно не можете!

Этот маленький мир огромен только по меркам двоих его обладателей, а вам он, конечно же, покажется слишком маленьким. Мал он от того, что вы привыкли считать, что если о любви – то во всех красках, во всех строках стихов, и ещё обязательно с Большой Буквы.

С Большой Буквы уместнее писать о Большом Брате, если уж вам так угодно, как раз об этом гласит поговорка "у страха глаза велики"…

А любовь – это маленькое, крошечное, незаметное чужому глазу – и так оно и должно быть! Когда-то я думала, что, крича в стихах о любви, я, превознося её к небесам, всё же приближаюсь к ней, к её познанию и пониманию.

А теперь знаете, что я думаю?

Любовь – это тишина. Это понимать друг друга без слов. И никому не говорить о своём маленьком секрете.

Он только для вас. Один хранит замок, другой – ключ.


Кстати, любовь не нужно превозносить. Она – не чудо, а заслуженный, ежедневный труд, который не терпит отлагательств, если человек – хороший сам по себе, и нашёл своего, не менее хорошего, человека. Всему своё время, не бывает и "упущенных шансов" – бывают лишь те возможности, о которых жалеешь.


И никаких сказок.

Всё только про жизнь…

11.06.2018

* * *

Когда закончится усталость
(Самоанализ послан к чёрту),
Я ведь, конечно же, исправлюсь —
Не раз с тобою потанцуем.
16.06.2018

Чеширке

Я с тобой, моя нимфа, закончится боль,
И наступит прекрасное завтра:
Сложили оружие, идём в бой,
За руки держась, босиком, под мантры,
Проклятия, напевы и музык ритмы
Шагаем вперёд, латаем раны —
Крепитесь, мамы, держитесь, папы —
Озвучивайте молитвы.
Бой на смерть начался с первым криком жизней
Синеволосой и рыжей.
09.07.2018

Ты сама

– Давай-ка сама иди уже, большая же девочка!


– Давай-ка сама, Валерия!

– Но это с задних парт меня отвлекают и спрашивают!

– Я не буду разбираться, кто, кого и зачем отвлекает! Пишите контрольную самостоятельно!


– Наше дело только предложить, твоё – самой решить, куда поступать. Мы хотим как лучше. Программист – это не твоё, так что выбирай из других вариантов. У тебя же так хорошо с языками!


– Мне не нравятся твои моральные устои, по-моему, ты тянешь меня куда-то не туда со своим этим матом, выпивкой и курением. Давай-ка ты сама по себе. Дело не в том, что ты забыла про мой день рождения. Просто у меня здесь совсем другая жизнь, а ты там, кажется, реально катишься вниз.


– Тебе, конечно, виднее, но я бы на твоём месте не пил столько. Скажется же, ты всё-таки девушка…


– Может быть, ты не будешь такой самостоятельной и позволишь о себе позаботиться?


– Только тебе решать, хочешь ли ты быть цельной личностью.


– Ты сама так решила! Ты могла бы не уезжать в Москву!


– Ты сама вечно сваливаешь!

––

Ты ?

10.06.2018

* * *

Живу на три страны. Меняю города.
Какие-то родные, все прочие – случайны.
Мои попытки бегства от себя отчаянны.
Рождённая бороться летать не может —
Борюсь без остановки, не оголяя ножен…
Тенденция, что сохраняется в веках и странах.
Мой ритм прост, как твой, как ваш, как общий —
Проснуться не хотеть, но встать, работа, в дом вернуться,
Чтения час, поспать, вот цикл – вновь проснуться (и т. д.)…
Когда борюсь? Как только просыпаюсь,
Стараюсь делать всё не унывая —
Веками – тяжесть, и на веках – слякоть.
И Минск во мне, и Вильнюс – вдохновение,
Москва – самый горячий из путей.
И так выходит, что по сути —
Везде я свой, по факту же – ничей.
13.07.2018

* * *

Смотрю вслед ускользающим
Закату, горам, морю,
И верю, что снова вернётся вдохновение —
Что будет его вволю.
Что море было на будущее
Живительной водою,
Что бодрости солнечной хватит на годы, годы.
Что будет упорство и труд приносить плоды,
Что их будет больше,
Чем всех фруктов этой страны,
Хотя бы всей Черногории точно!
Хотя бы выше тех гор будут взлетать чувства —
Я так хочу оставаться на грани полёта-безумства!
Надеюсь, что будет сниться Будвы ривьера,
Что любая проблема будет разбиваться об колено,
Что приключениям камни джунглей родных, московских, не станут помехой,
А что главное – будет так же сильно хотеться жить!
Надеюсь, не будет торчать мой хребет,
Как тёзка горного,
Надломленной, неравномерной каменной породою.
Мечтаю не сломаться, пусть будет перевес по шкале землетрясения.
Черногория! Ты в моём сердце.
Ты – моё потрясение.
12.08.2018

* * *

При полёте в самолёте ночью земля и небо как бы меняются местами: небо черным-черно, украшено зачастую только пуховыми тёмно-серыми, а то и почти графитовыми облаками, да редкими блёстками как будто холодных звёзд. Зато как роскошно выглядит земля! Пролетая, а особенно взмывая ввысь при взлёте, пока точно открыты ещё и глаза, и душа ко вдохновению, и уж точно открыты ещё окошки-иллюминаторы, прилипаешь к ним взглядом – невольно – и оторваться не можешь. Какая россыпь истинного золота открывается глазам!

Улицы и крупные дороги напоминают змеек из старых детских игровых автоматов, здания – маленькие коробочки, как из тетриса, подсвечивающиеся только тёплым жёлто-оранжевым цветом… Всё в фонариках и лампочках! Всё поглощено ночным очарованием! Такими мне помнятся, например, ночной Стамбул, Москва.

Совсем другие вечером и ночью Минск, Вильнюс, Рига: сравнительно маленькие их аэропорты не видят ежедневно того количества лиц, не встречают того количества сердец, которые двигаются по миру на борту огромного крылатого сооружения – настоящего творения человеческой мысли. Сами же города словно скромничают и намекают, что на них нужно смотреть днём, а если и вечером – то в неспешной прогулке, со своей собственной высоты, а не из самолёта.

Всегда в моменты взлётов и посадок думаю о том, как здорово иметь эту возможность: видеть рассветы и закаты, причудливые облака, а особенно ночные мегаполисы с огромной высоты. На глазах всегда выступают слёзы от этой красоты, навеваемой соединением природы и достижений наук, сил человека. А в полёте всегда ощущается благодарность за такое изобретение, которое позволило сделать весь мир настолько ближе, доступнее, удобнее и гостеприимнее. Как же хорошо, что до соседней страны можно добраться за час, а не за неделю, скажем, верхом на лошади или в карете!

Лучше, пожалуй, может быть только добраться куда-то по морю – но это уже отдельная тема для разговора…

12.08.2018

Человек искусств[1]

Мне не хочется возвратиться в прошлое,
И не думай. Каждый раз – как последний.
Я врываюсь день за днём в твою жизнь буром, бурею,
Но не предпринимаю попыток в ней осесть.
День будь то летний, осенний…
День последний настанет ведь точно —
Я достану открытку, и книгу, и
Любимый блокнот. Он оставался непорочным,
Но моя рука коснётся его. И вот
Я выведу танец и боль. Я нарисую и напишу тебя,
Каким ты остаёшься годы, вечности,
Каким ты остаёшься навсегда, что до больного точно.
Это признание, блицкриг и точка.
Я не умею рисовать, но точно стану,
Я напишу не лучшее стихами или прозой,
Но лучшее, что сердце растревожит
Растрёпанное я тебе расставлю
По полкам, по местам, и колесницей
И околесицей пусть будут эти чувства!
Меня не тянет больше в небылицы.
Я открываю занавес и – чудо! —
Меня ты слышишь, как ещё не слышал,
И чувствуешь, как будто вновь близки, знакомы.
Как здорово, что мне такое снится,
Спустя все горести, ненастья и надломы!
Ну, улыбайся же! Герой мой полноправный,
На первой линии, как дом мечты – у моря,
Я чувствую – осенний день на завтра.
Надеюсь же, что мы с тобою – воля.
13.08.2018

Выступая соло

Раз. Начинается марш.
Два. Намечается ритм.
Три. Давай поговорим.
True. Давай вместе пить.
Раз. Начинается соль.
Два. Продолжается – в месть.
Три. Проблем не перечесть —
Всё равно мы рядом с тобой.
Раз. Я вальсирую в такт.
Два. Я солирую в танго.
Три. Бесконечный ритм, манго,
Кокосы, море, шах-мат.
Три. Нас не станет, молчим.
Два. Нас и не было. Больно.
Раз. Продолжается шанс.
Раз. Намечается ритм.
Раз. Разгорались фривольно —
А теперь мы фривольно горим.
11.08.2018

* * *

Герой смотрит в небо,
Но бережёт своей нежностью тех,
Кто найдёт причину споткнуться, и кем бы не был
Обеспечит улыбку и смех.
Героем не нужно родиться.
Мы станем героями, станем!
Заучим, и за слова эти станем
Намертво, пусть, моя птица,
Мой перелётный ангел-хранитель,
Моя сезонная блажь…
Ты создаёшь и мою обитель,
И улыбку, и раж…
Словно на скорости рёва мотора
Я врываюсь в другие миры…
А по факту – я камень раздора
По жизни. Я камень земли.
Той земли, что меня породила,
Той земли, что так тянет меня.
Я не хочу, но чувствую силу
Её гудящую – день ото дня.
Всё сияние моей ностальгии
Разрывает сны и смешало пути.
Ангел-хранитель, прилетай и спускайся,
Явись же мне во плоти!
И он явился. И он так близко.
И он не улетит.
Мой ангел собирается в путь —
Но отныне нам с ним под руку идти.
07.09.2018

* * *

меня не любят в поэт-тусовках,
так как я не рублю сплеча.
у меня про любовь, про нотки,
цвета-чувства – но не про палача.
я не пишу сильно, мерзко, уныло —
так за что им меня любить?
я не пишу смешно ли, дерзко-правдиво ли —
"нельзя помиловать, точно казнить".
да и я, вам сказать, не люблю их —
не любя пёстрость форм и блеф.
не хочу делать паблик – миллионником,
оформлять сборник фоткой, где "попа – орех".
я хочу поэтично помучиться,
отгореть, не оставив след.
может быть, однажды кто-то научится
понимать мой безликий цвет.
03.10.2018

* * *

…Олег пошутил с полуулыбкой: "Вера, ты такая неВЕРоятная!"

Вера отвечает: "Хах, остроумие просто блещет! Давно не слыхала сто-о-о-оль уморительных шуток, ей-богу, Олежа!"


Олеже 19 лет, Вера – его одногруппница в университете – ей 20, она "вся такая необычная" и ужасная зазнайка. То есть, они давно знакомы – вообще-то они живут в одном подъезде с детства, а их родители не то чтобы дружат, но вполне неплохо отзываются друг о друге, например, при сборе денег на капитальный ремонт в подъезде.

Просто из-за Вериного характера и вечного зависания "на своей Луне" она совсем не замечала Олега, пока у него не начал ломаться голос, и то только потому, что с прорвавшимся из груди настоящим мужским басом её старый знакомый выглядел так неестественно!

А Вера всегда тянулась ко всему гармоничному. Сколько Олег её знает.


По Вере никогда не скажешь с уверенностью, сколько ей лет: детское лицо с острым подбородочком и веснушками, светлые волосы – всегда одуванчиком вокруг лица. А глаза – всегда какие-то сердитые, уставшие, замученные, даже когда она улыбается. Эта деталь всегда смущает незнакомцев, потому что обращение и на «вы», и на «ты» смотрится как-то поддельно и ненормально – в равной степени.


Все называют её просто Вера.

"Вера, вы так очаровательны в этом жёлтом платье!" – говорит ей очередной ухажёр в дорогом ресторане.

"Вера, ты такая поехавшая!" – говорит ей лучшая подруга.

"Вера, ты такая невероятная!" – из года в год острит одной и той же тупой шуткой Олег.


Вера для Олега – тот уникальный человек, который понятен на сто процентов, вызывая в ту же секунду тысячу вопросов. Которого вроде знаешь как облупленного, но в то же время никогда не понимаешь, что у него на уме. Из года в год так: то он восхищается тем, как они синхронно говорят, вспоминают что-то, как она подхватывает его мысль с полуслова, или как он без слов понимает её – то в следующую секунду он опять не понимает, как далеко в себя она ушла, почему она вообще уходит в себя от него и, напоследок, почему она так любит делать себе больно.


Почему бы ей просто не быть с ним, например?


Вера идёт с лучшей подругой Маринкой по улице и, легко перепрыгивая забор, следом показывает подруге язык. Нормально погулять по городу с Верой невозможно, но Марина привыкла – зато только с Верой собственные маленькие демоны, закрытые за панцирем ответственности и примерного поведения, робко выглядывают наружу.


Марина давно уже знает, но не говорит Вере, что Олег в неё влюблён. Марина не может предать как собственные чувства к Олегу, которым не меньше лет, чем дружбе с Верой, так и не может лишний раз порадовать единственно близкую подругу – у неё и так слишком много поклонников. Бедный Олежа…


Олега всегда пугали в Марине пристальный взгляд почти чёрных глаз и каштановые волны волос – те, кто считают, что ведьмы рыжие и зеленоглазые, просто не видели "тихоню Марину".

Вот Вера… Вера другая, взгляд у неё хоть и грустный всегда, но такой нежный. Она не скрывает ребячества в себе, как и не скрывает свою разочарованность в мире, когда рассказывает ему о своих ухажёрах, когда рассказывает ему о том, как хорошо всегда в книгах и как плохо в жизни. Иногда складывается впечатление, что Вера хочет казаться умнее, чем она есть, даже перед Олегом. Тем более перед ним…


Вера не «невероятная», а «невыносимая» – придёт к такому выводу спустя пару лет Олег.

Взгляд Марины станет немного проще. А когда он позовёт гулять её один на один, без Веры – глаза Марины станут даже удивительно счастливыми.


Вера однажды случайно или на спор (никто не знает точно) выйдет замуж за очередного богатого ухажёра, с которым познакомится на выставке… или на какой-то богемной вечеринке… или ещё где-то. Она начнёт выпрямлять и «бальзамировать» лаком свои кудрявые волосы.


Однажды Вера пополнит "клуб 27" – в том самом ярко-жёлтом платье, которое однажды подобрали они вместе с Олегом и Мариной.


Олег перестанет использовать слово «невероятный» во всех формах уже окончательно. А Марина передумает называть дочку Севериной, потому что иногда ей, а не Олегу, будут сниться усталые глаза лучшей подруги.


…прости меня, Вера.

…простите, Вера…

09.10.2018

Марсу, моему коту

Я до сих пор помню тепло твоей шерсти
Твои всегда холодные кончики ушек.
Ты никогда не злился, когда я
Обнимала тебя, когда тебе
не очень-то и хотелось.
Ты покорно спал на ноутбучной клавиатуре,
За моей спиной, на одном со мной стуле,
В чехле моей гитары ты засыпал
С тех самых пор, как я только начала играть.
Ты со мной с моих четырёх лет,
И поверь, я не скажу, что ты – был.
Ты всё ещё есть, ты всегда есть,
Как бы далеко ты теперь ни жил…
Я играю на гитаре под твоё мурчанье,
Я царапаю себя – до крови, как иногда меня царапал ты.
И виню себя, что не была рядом,
И закипают слёзы, уже в душах.
Ты всегда говорил «мяу» и никого не слушал —
Ты всегда говорил его для меня.
12.11.2018

* * *

Твоё сердце – уютное, тёплое, доброе,
Настоящее. Таких очень немного,
Ты знаешь. Ты стоящий, ты важный,
Ты стойкий, ты страждущий и немного пропащий.
Ты знаешь, глаза твои – буря, агония, страсть,
Огонь, буря, и снова буря,
И снова буря…
Я знаю, что в этих глазах
Горю я,
горюя
Горю я.
Не важно, что слёзы
Льются, и льются, и льются —
Они закончатся,
Однажды закончатся точно.
Я повторяю всё дважды, трижды,
Потому что ты остаёшься страждущим,
Страждущим и вовсе не лишним.
Ты всё ещё очень много для меня значишь,
Для меня значишь всё, может
Даже немножечко больше,
Но это не значит, что мы должны быть
Обязательно вместе с тобой
Рука об руку, мой хороший…
Я чувствую неладное,
Каждый день чувствую неладное
И готова ходить с ладаном
И освящать твои шаги.
Вот только по ночам,
Когда ты уходишь в сон,
Когда ты уходишь в дрёму,
Когда ты уходишь в боль —
Не видно ни зги.
Как идти по следам,
Как идти по следам
Того, кто заметает следы
Или даже путает их?
Но не из трусости, не из трусости путает их,
А из вежливости или угрюмости…
Из угрюмости ли?!
Вымостили дороги, вымостили.
Сожгли мосты, сожгли области,
Оставили – области тьмы.
19.06.2018 (фрагмент)

* * *

Поднимается ветер. Пуще горят костры.
Разлетаются листья, и осень вступает верой,
До весны это будем, конечно, отнюдь не мы.
И зимой не мы станцуем на белом.
Разлетаются мысли – горят краснотой в глазах,
В многочисленных пасьянсах и реверансах —
На какой-то веранде меня угощают пледом.
Поделюсь им с тобой, чтобы холод забыть в часах,
Проведённых с тобой – в планах наших финансов.
Прозаичная и романтичная осень – пока тепло.
Завтра дождь и слякоть, почти морозец…
Устилай по утрам полотно кровати – розами,
Я хочу видеть всю твою страсть – ведь полгода темно.
Я люблю тебя, осень, Москву и чай!
Пою песни свои, играю свои романсы.
После каждого выступления – про финансы
Говоря с тобою как невзначай…
Мы так любим мечтать, потому что планировать – тошно,
Так легко улетать – самолётом, а можно и почтой,
Можно даже дурацким смешным в сети сообщением —
Только чувствовать руки всегда твои рядом, вдохновляться
во мне самой
твоим отражением.
Твоих глаз полнота и волос золото
Так подходят этой прекрасной осени.
Будь со мной, моё счастье – мы вместе не станем взрослыми.
Мы всё так же будем гореть и мечтать, просыпаясь не нагими,
Но голыми,
Улыбаться каждому утру в глазах нежности россыпью.
22.10.2018

* * *

я была нужна тебе, пока я была летом,
пока слепо верила и внимала твоим запретам.
я потеряла себя, я не разливалась светом,
но оставалась самостоятельной, не кормил меня хлебом,
но где-то в душе, глубоко, упрекал.
мне не нужно было отнюдь быть всегда богемной,
мне было мало тебя, но я не становилась царевной,
не обвивала руками душу твою, а своё горло – лентой,
я продолжала жить, зная, что жизнь – подвал.
я всё пыталась верить, пока оставались просветы,
продолжала мириться, с тобой не ругаясь, но думая, где ты,
в суете мыслей я искала привал.
наши города не разделил, а скрепил вокзал.
я нашла того, кто дышать мне дал.
иногда я встречаю тебя – да, весь мир мне мал.
11.11.2018

* * *

а мне бы разорвать своё сердце —
на людях,
стать бы в тысячу раз
эффективнее,
заткнуть уши, но освободиться
от наледи
своего же голоса
безразличного…
15.11.2018

* * *

отдаю тебе мультипаспорт, а ты разворачивай действия —
ни к чему ни глухой рапорт, ни шорох возмездия.
лучше загребай руками все созвездия
и раздавай их ищущим, просящим и нищим.
16.11.2018

* * *

Не хватает слов, дыханий, звуков, взглядов,
Чтоб передать всё то, что слишком надо.
И – лопни сердце – не могу быть строже.
И лопается сердце от треска хрусталя
Чужих сердец из льда подножий.
Ворота в рай и ад – всего глаза, но
Их очень хочется совсем не закрывать —
От чувства хочется не отвлекаться.
Быть вечным? И не есть? Не спать?
Всё бренное я б позади оставил —
Неистовый и томный вид души.
Мне б чувство жизни – и отсутствий правил!
Тогда бы я куда спокойней жил.
27.11.2018

* * *

И толку, если нет правды в преданиях?
Есть только предательства, "правильность",
Бесстыжая, жгучая лесть —
Бери и как есть в петлю лезь.
И толку? А значит, неправильно,
Ведь ты горишь и не вторишь правилам.
Переписывай историю набело —
Она твоей никогда не была.
Ведь ты никчёмный, простой, вяленький —
Но подавай лишь цветочков аленьких!
Ты бесполезно бравируешь, маленький,
Иди поплачь в плечо выдуманного врага.
Сегодня жизнь такая, что близкий самый
Может не встретить тебя на вокзале,
Можешь и ты вовсе не возвращаться,
Верней – собой ни с кем не оставаться.
Ты разрываешь струны – тебе душу рвут,
Как ты, детка/дитя/калека? – I'm very good, слушай,
Я хорош, я красив – посмотри скорей,
Разливайся полноводьем, так поёшь, соловей,
Хоть бы страшного не случилось…
Что может быть страшней, чем жить среди людей? —
Неувядающее царство шутов и чертей.
29.11.2018

* * *

На самом деле мне до сих пор страшно,
Что пройдёшь – на мою голову градом —
В этом бездонном городе
Где-то совсем рядом.
Мне иногда кажется, что целый мир
С тобой накрепко связан.
Я вижу в людях твои глаза,
Твои волосы,
Но не разум.
Я вижу в затылках, походках их
Безмерно твои черты.
Прошу тебя, выйди из моей головы,
Выйди и не вернись.
Я слышу в их голосах
Твои ноты, мотивы… сталь.
Как хорошо, что однажды тебе
Стало меня слишком жаль.
Я до сих боюсь твоего соседства
В этом городе без дверей.
В нас не было места детству —
Мы убили друг в друге детей.
Мне до сих пор страсть как интересно,
Кем же была она.
Я не спрошу. Но нам обоим известно,
Что одинок ты не навсегда.
Подводя итог за прошедший год,
Что, скажу, был не так уж мил,
Взамен на искры слёз и множество сил
Склонилось немало вершин.
Только ты всё царствуешь в городах —
Попутно в моей голове.
Я иду в своём сне, я иду во тьме —
Но отражаюсь в тебе.
06.12.2018

* * *

Работа, работа,
Работа,
Работа,
Работа.
Хорошо, если пять/два.
Лучше было бы – день через три.
Обрести работу – важнейшая забота.
Забудь, забудь про мечты!
Живи в конце концов на работе —
Зачем покупать квартиру?
Найди такую работу, где дают спецодежду —
Поверь, твоя жизнь больше не будет прежней,
Зарабатывай деньги и копи их в банке,
Не задумываясь над надеждой.
Не придумывай себе лишнего!
Получай зарплаты, трать лишь авансы,
Не гаси кредиты – бери их, чтобы тебя
Домогались коллекторы.
Иногда опаздывай на работу,
Чтобы писать от руки директору —
Так все имеют шанс запомнить тебя.
Работа, работа, работа —
Сутки, трое, обед, шестерёнки,
Я прощаюсь, братики-сестрёнки.
Мне 16. Я большой.
Мне пора.
13.12.2018

* * *

Не смотри назад, не смотри на юг —
В отражении своём меня увидишь вдруг.
Ровно дышать и то стало сложно, друг?
Не смотри на север, не смотри на свет —
Холоднее ничего не было и нет.
Я забуду имена и зароюсь в плед.
Не смотрю на осень, не смотрю на снег —
Что-то холодает в сердце под наш век.
Под твоими веками храним мой оберег…
Не смотрели вниз и не искали высь,
Только руку дай – прыгай, оторвись!
Больше не поделимся. Больше не сошлись.
19.12.2018

* * *

Грош цена тебе, если ты не был добр —
Не делать ничего плохого нынче мало.
Пусть это так понуро, быть может, опоздала.
Верни душу на место, сердечный вор!
Начнём сначала, в алфавитном:
а – альфа, б – берег,
в – Вечность и Верность,
в – волны, возглас, вереск,
«всякий» так больше не умеет.
Хорошим будь, да делай так, чтоб верили,
Чтоб взглядом мерили, но убивать – не смели бы,
Озорством беззлобным, качелями, мебелью
Разлинованной твоим добрым взглядом и словом, делом бы
Восхищались и пели песни. Мелом ли
Рисовали бы на асфальтах, а в зиму – снегом ли
Под шуршаще-звенящий твой нежный смех.
Апрелями могут быть и глаза твои грешные,
И руками, развязанными однажды,
Ты, возможно, почуешь – не по разу каждой —
Что, доброту раздавая, ты проживаешь за "внешнее".
Как лечили твои косы медно-серые, узелками связывая,
Так же и перестанут однажды, покаявшись —
Преклонившись перед добром твоим праведным,
Всем признаешься, что и ты был когда-то падшим.
20.12.2018

* * *

Спасибо, что со мной. Спасибо, что всё ещё рядом.
Посмотри, что за история под красотой! Впрочем, и красота мне тоже надо.
Моё слово пробьёт 12 часов, стен, лет, угроз или потолков,
Мне не избежать людских толков, как и любому, кто среди них.
За красотой – история, за историей – слово, только не взять в толк,
Какой оно примет в новом году оборот и какой подготовит урок.
Пусть узнаю больше, пусть не стану выше, перестану носить каблуки —
Мы бежим по следам друг друга, запутывается в узелки.
04.01.2019

не пускают в рай

Срывая одежду – в музыке под проливным дождём,
Одетый в героев книжных, не бывает собой и вдвоём,
Мечтает сильно вернуться туда, где уж не бывать,
Себя до последней капли плачевно даёт разорять.
Разбирает себя на части – по ночам оживать устал,
Холодом сердце скрывает, но оставляет открытым портал,
Вечное бегство песни, призрак-огонь в груди.
Душу его, пожалуйста, холод, ты отпусти.
Ты заколдованный мальчик, принц со сталью в глазах.
Тревожно читается в памяти: просто я очень устал.
Яростно, нервно, тактильно – бери моё сердце и бей!
Есть ли оно, сердце, в холоде январей?..
15.01.2019

* * *

Я не умею и не люблю фотографировать,
И сильно стесняюсь, когда хотят запечатлеть меня.
Но для тебя порываюсь позировать.
Хочу, чтобы смотрел, не говоря.
Чтобы увидел новые детали,
Чтобы сложил ярчайший, нежный образ,
Не предавали б эти фото, не продавались бы,
Все мысли о «товаре» нажимают тормоз.
Я останавливаюсь будто в полудрёме,
По факту – ослепляемая вспышкой.
Не побегу топиться в водоёме —
Не «сфоткаю», но запишу всё в книжку.
Безудержную яркость фотографий
Заменят нервно-трепетные строки.
Ты выше видимых желаний.
Ты больше в душу смотришь, заходишь в закулисье
плоти.
Я закрываю объектив, бросаю плёнку —
Это не мой талант – красивые картинки.
Я напишу тебя – как молодым ребёнком
Душа твоя поёт – а на глазах
морщинки.
20.01.2019

* * *

Повернись лицом и посмотри мне в глаза,
Так, как смотрю тебе в душу я.
Не убийство, но каждый раз попытка —
Я возвращаюсь к истокам, не найдя адресата —
Голая и окрылённая открытка —
Без понимания, что впереди за полоса.
И возвращаюсь – уходила безвозвратно.
И угрожаю – будто бы не рада.
И рассмеялась бы в лицо – делилась страхом.
Мне не хватает ни тепла, ни хвата.
Мне не хватает.
Я заливаю ви́ски в топку, будто для рассказов,
Ругаюсь матом – нежная девчонка.
И лишь слезами растопив все стены и размазав,
Я становлюсь "послушной собачонкой".
Так привыкаю, что руби колени!
Я забываюсь и теряю мнение,
Растрачиваю нервы, время
И отправляюсь в новые полёты —
Будут прибытия и рейсы, вертолёты,
И ви́ски, и в висках шумы —
Открытка я, но адресат – не ты.
31.01.2019

Трамвай в прошлое. Весна

Когда на улице немножко светлее, чем в душе,
А ты едешь в трамвае, и нежданно
Нападает задумчивость,
Кусает на плечо,
Заставляет обернуться и встретиться с прошлым —
Бываешь ли ты хоть иногда к этому готов?
Трамвай увозит тебя в глубины сонного района,
На улице уже плюс – чуть теплее, чем в душе,
Но всё ещё местами лежит снег.
Он заставляет тебя вернуться в прошлое,
Подумать, как могло бы быть сейчас солнечно,
Какая могла бы быть весна,
Если бы не было сказано, сделано, забыто, оставлено —
Им от тебя хотелось столь малого.
Вечерний весенний дождь напомнит пережитую осень —
И тот заставит задуматься о прошлом!
На улице немного меньше грязных мокрых ям, чем в твоей душе.
Ты утопаешь в этой грязи, в этом шуме дождя,
Что гремит в твоей голове.
Ты всё думаешь и думаешь о прошлом,
А сам уже и не знаешь:
Почему снова темно?
Почему наступает весна?
Почему не прекращается дождь?
Почему так грохочет трамвай?
Почему ты не можешь его покинуть и проезжаешь маршрут по кругу уже третий раз,
И что такого ты осознаёшь, что грохот становится тише,
А за окном транспорта будто проглядывают первые лучи солнца?
Это дух твой колесит в трамвае!
Это тень твоя думает о том,
Что ты, где ты и как ты,
А ты третий год
уж ничто, нигде и никак.
19.03.2019

* * *

Я смотрю на мужской мир
Своими плаксивыми глазами
И неустанно думаю: как было бы странно безженщин,
Будь то Ева или Лилит, каждая из них
Внесла свою лепту, оставила свой шаг,
Сделала мир безумнее, но живее и уютнее,
Ступила своей босой ногой на что-то раскалённое,
Как собственная гордость,
И сказала: "я – твоя" —
И с тех пор мужчина пропадает в её власти.
Нет, совсем не наоборот —
Ведь подарив себя, целиком и полностью,
Женщина окутывает мужчину пожизненным теплом,
Любовью, комфортом в мелочах,
Иногда руганью, что и то заканчивается приятно,
Даже если расстаться с ней – это самое приятное
В сложившейся ситуации.
Ну бывает так, что не сложилось.
Жаль, что не каждая, далеко не каждая
Возьмёт и наступит на свою эту гордость
По-настоящему так и именно тогда,
В тот немногочисленный раз, когда
Это действительно будет необходимо.
Не каждая так сможет – подарить себя
Всецело, единогласно,
Всё тело и душу, и голос, и движения – всё, что особенно и
Потому так прекрасно
Сможет подарить кому-то,
А ещё это мечущееся спонтанное сердце своё —
Кроваво-красное, трепыхающееся,
Отлитое из загадки и притягательности.
Но если случается так,
То мужчина станет нежным и более чувственным,
Он научится у неё сочувствию,
уважению,
Немного и самолюбию,
А ей передаст свою стойкость и знание,
Что имеет вес обещание,
Если его сердце ей так же
Бескорыстно подарено.
И тогда наступает гармония,
Под звуки марша в один сливаются профили,
И вследствие этой церемонии
они обретают новое измерение —
Третье – семейное.
И потом будут новые истории,
Так как однажды тоже вырастут дети.
Так рождается и не гаснет самый вечный огонь на свете,
Кто и что бы ни творил-говорил.
22.03.2019

* * *

Сначала они достанут из земли
Тот крест, что ты вбил.
Потом убьют твоего кота.
Потом уничтожат твою семью.
Бороться не остаётся сил,
На месть не достаёт зла.
Остаётся курить и пить, пропуская весну.
Что сделаешь лично ты?
В ответ в глазах пустота.
Ты бежишь из дома – и рад.
Ещё тлеют – не пылают – мосты.
У тебя вне дома пустеет, скуднеет душа.
Вырывается горе наружу, и вот ты – убийца, вор, гад.
На своей ли земле, на чужой ли, идёшь,
Ноги путая, думая – сталь,
В чудо не веришь и света не ждёшь,
А сам сердце наружу достал.
В каждой строчке и ноте,
В каждой капле крови и в почте
Всё твоё естество. И твой дом – это ты.
Убеждаешь себя на рассвете, что всё ещё будет.
Бегаешь в час ночной по лесам.
Слышишь в голове шум, видишь в ней лишь хлам.
Никаких поворотов. Никаких чужих судеб.
Лишь сам.
Остаёшься с собой. Но собой не бывать.
Становишься безразличным к шумам.
05.04.2019

“Трудоголичке”

Вначале ты писала губной помадой на зеркале,
Потом – ручкой на бумаге, оставляя записки на столе.
По вечерам, когда ты не приходила, всё меркло,
Но я всегда просыпался с твоей ладонью на моей щеке.
Вначале ты ходила в джинсах, потом перешла на платья —
Мне было плевать, я знавал тебя в нижнем белье.
Меня бесило, когда перед другими оголяла запястья.
От моего эгоизма ты сияла – не в свете, но в огне.
Ты любила свою работу. И меня тоже.
Иногда сверлила взглядом и словами "ревнуешь, быть может?"
Ты оставалась наедине с собой. Днями, годами.
Твой личный рост всё рос… между нами.
Я был бы так прост, как ты никогда не бывала!
Но кроме себя и работы не видела ничего и не признавала.
У тебя остались работа, суши и одинокий ветер.
У меня есть камин, душа и лучшие в мире дети.
10.04.2019

Выбор

Концом любой битвы с собой всегда является победа. Даже если ты сдался своей слабости, лени, плохой привычке, привязанности – пока ты принимаешь себя и ты искренен с собой, ты побеждаешь. А далее – по обстоятельствам: ты либо решаешь что-то предпринимать, либо окончательно миришься с положением дел. Сдаться, смириться – это равноценный выбор, для принятия которого в любом случае тоже приходится пройти муки выбора. Стать мудрее и психологически старше.

21.04.2019

больное

Ты знаешь, боль не перекричать струной,
Год за годом, тоска сменяется… тоской.
В любом авангарде, в любом реверансе
Тоска – всё, что останется. И ты останься.
Теплом волны, что под кормой,
Прохладой летних вечеров
Будет подкормлен снова вой —
Он жив в тебе, пусть и не нов.
Так холодно трубят фанфары,
И так стареют наши лица,
Что в каждом что-то величаво,
И в каждой спрятана тигрица…
И к чёрту правду, к чёрту, к чёрту!
Закапывают снова лица.
И нам с тобой не по дороге,
Никак с тобой не породниться.
Стучит каблук, врываясь в танцы,
По-пятничному праздно жить…
Я правда так устала, мама.
И не хочу такою слыть.
Так не хочу больных и лютых
Мыслей без толка, в тот же вой
Транслируемых посекундно
Не чередою, но гурьбой.
Сама к себе хожу с войною —
И снова милую себя.
Себя я знаю лишь такою
День ото дня. Год? —
Двадцать два.
25.04.2019

* * *

Все хотят уйти в море. Ходят на поклоны к причалам.
"Забери меня, море", "Спаси, сохрани мои слёзы", "Смой с лица горе" —
Без начала, без конца кричали
И кричать будут, будут снова и снова
На языке, in English, на мове.
Море никуда никого не зовёт, но ждёт в гости,
А других оно смывает с суши в свои глубины.
Почему их зовут не счастливыми, а погибшими?
Почему они обречённые, если не всплыли кости?
Ведь это то, к чему так стремятся многие – покориться, отдаться полностью.
Море смоет песок и теплом, нежностью
Обогреет руки твои и сердце безбрежное.
А потом украдёт и погребёт вечностью.
А чего вы хотели? Чего ещё хотели вы?
02.05.2019

* * *

видеть то, чего нет,
или явь не видеть?
непринятие полное
на земле походкою
высечь
выщемить
выжать
затягивая кофе
призывать себя,
не прощаясь с честью.
ветром с дождём известное —
"не скучай"
12.05.2019

* * *

Горящая лава течёт,
Пенится кровь,
Зазвенел отсчёт —
На секунды, выстрелы,
На холод, на деньги —
Не помехи, всё по плечо,
Всё нипочём,
Всё – голод в морях изобилия
Мусора, осознания ненужности,
Избытка чувственности.
Докричаться пыталась —
Подрезали нервы и голос
Сковали оковами.
Ничего в эти окна
Кроме закатов
Не закатится нового.
Только рёв моторов
С проезжей части
И аромат папиросный —
Закатать бы вопросы, затяг —
И да здравствуй же,
Здравствуй,
вольность!
Покрывались ли инеем,
Пеплом ли, матами,
Может, канатами.
При душении про узлы не забудь,
Не даря утешения.
Как смешно – мы стремимся к вечному,
К Жизни, а ведь только смерть вечна —
Она единственная.
При рождении мы, говорят,
Забываем, что знали все истины,
Чтобы заново всему научиться.
Чтобы снова курить, материться и
Ждать чудес от таинственности.
Всю жизнь прожигая,
Себя ищем ли?
Все таблетки глотая,
Живём или "лишь бы"?
В ком-то другом утопая,
Всплывём ли? / Выплывем ли?
Зачем все богатства мира,
Если есть воинственность?
Кружки по серпантину,
Виражи неискренности,
Всю жизнь на других положи
Ради признанности,
А потом иди, помолись,
Ведь болит, болит.
Иди к чёрту, брат,
У меня под рёбрами
Динамит,
И фитиль так дымит-дымит…
24.05.2019

* * *

Как просто: с тобой ассоциируется чай,
А значит, ты в каждом моём дне.
Как минимум дважды в день.
Дважды в день я заливаю не просто скрученные листки кипятком,
А твоё отражение в пустом дне чашки,
Которое всегда выкладывается этими сухими листками,
Похожими за зародыши того, чего между нами
Никогда не будет.
Чертовски больно заливать наши воспоминания кипятком.
Я не пью чай горячим, я жду, пока он остынет до бодрящей прохлады, но
Даже она не достанет меня —
Завариваемую заживо собственными мыслями —
Со дна той чашки,
Куда ты всыпал меня однажды, когда улыбнулся утром.
Ты залил меня водой, чтобы я захлебнулась?!
Но я оказалась сильнее твоего плана,
Я выплыла на поверхность, я гордо
(Читай грустно) смотрела, как ты нетерпеливо
Доставал меня из своей чашки —
Чайный листик за листиком —
Тебе тоже это не нравилось, но ты
Не оставил выбор ни себе, ни мне,
Ни воде, что была между нами, а потом для нас…
А ведь мы могли бы теперь обниматься в воде,
Скажем, в море,
А не заваривать друг друга и наши воспоминания,
Не отказываться пить чай с кем-то другим,
Оставляя его чисто для себя,
Оставляя его остывать до последнего,
Оставляя себя на дне чашки каждый раз,
Минимум два раза в день…
И вот мы понимаем всё.
Оба всё понимаем.
Допиваем чай.
Улыбаемся с противоположных концов
Диаметра верха чашки.
Грустим, что ближе не быть.
Радуемся, что у нас остаётся наш чайный ритуал.
И уходим каждый в свою жизнь.
…Финал?
10.06.2019

* * *

Завтра я напишу
"Как ты там?"
Ты не ответишь
"Без тебя"
Ты не ответишь
"Сижу в темноте"
И не добавишь
"Где нет света – обман"
Завтра я спрошу
"А где свет?"
Ты не ответишь
"Там, где ты тараторишь свой бред"
И не добавишь
"Там, где лета след"
И не убавишь
Ни громкость, ни скорость, ни mad…
Madness мне не к лицу, но
Перевесив ноги в окно,
Я придумаю новых волшебных кино —
Каждое мелодрама. Каждое – немо́.
Каждое чёрно-белым,
Рабоче-выходным,
Завтрако-ужином,
Неженатым-суженым,
Толерантным-обьюженным.
Каждое кино со своей приправой —
Каждый день остаюсь приманкой,
В прошитом кармане дыркой-обманкой
Всё равно дающей надежду,
Не поэтапно, а поэтично срывающей одежду,
Не скрывающей больше свою нежность.
Остаюсь местом для переправы.
Делай шаг – я поймаю.
Левой для неустойчивости, после правой.
Так и останусь навечно неправдой?
10.06.2019

* * *

Ты находишься в одной со мной кровати, но это не мешает тебе ня чуць мяне.


Дело, разумеется, не в том, на каком я говорю языке, а в том, что я говорю – на любом из мне доступных, а ты, находясь до удушья рядом, попросту не слышишь меня. Когда между нами выросла эта стеклянная стена – сказать с точностью не представляется возможным. Однако из-за этого прозрачного полотна не проходит звук моего голоса, а когда я пытаюсь жестикулировать, то всё твоё естество воспринимает мои размахивания руками как угрозу.

Ты повышаешь голос и срываешься на крик.

Я не двигаюсь из-за прозрачной стены, ничего не говорю. Замкнуться всегда оказывается проще. Это как перенести болезнь "на ногах" – ты не сдался, ты станешь сильнее, вот только однажды ты, конечно, «заболеешь» снова и обиды прошлого вырвутся наверх таким ледяным фонтаном, что тошно станет не от себя, не от него, не от ледяной, а не стеклянной стены, что давно уже выросла между вами, а от всего и сразу. И работа будет плохой, и ничего ты не достиг в своей безупречной жизни. Всё как-то не так.

Всё вообще не про тебя.


Але ж я гавару, а ты ня чуешь…


Иногда я продолжаю разговаривать – в перерывах между погружениями в себя, в книги, в музыку, в миллиард придуманных дел.

Я перебиваю тебя в разговорах, в мыслях, в действиях.

Лучше я сама сделаю и скажу, только бы не пришлось лишний раз смотреть тебе в глаза и что-то тебе отвечать.


Aš nekalbu lietuviškai[2], je ne lis pas le français[3], no canto en español[4]. Я говорю лишь по-русски, по-английски стараюсь не уходить, а чувствую себя по-белорусски. Но какой бы ни был чей-либо другой язык, кроме твоего, я улавливаю оттенки голоса и взгляда, иногда предпочитаю язык тела и танца любому другому языку – в них мне проще всего уловить контакт.

Вот только мало кто со мной танцует. Мы с тобой танцевали в последний раз слишком, слишком давно.


Мысли в тайнах, эмоции и чувства – наружу, словно пытаюсь накормить ими вечно голодный мир.

Получается плохо.


Высыпаюсь тоже плохо, кофе пью достаточно, а вот вин, что приближали бы к лёгкой богемности – совсем не пью. Единственный образ жизни, что позволил бы жить "в образе", но без постоянной маски, я и тот променяла на йогу и правильное питание.


I can't stand myself from time to time.

А якi ж час апынецца наступным?..

18.06.2019

* * *

Хруст нервов – смех ведь! – возьми да лопни…
Скажи, что к чёрту всё, да имён не вспомни,
Позабудь молитвы, дожди, дороги.
Подглядывай в окна. Не смотри под ноги.
Не ищи отражений, не смотри на своё тело.
Это всё не то, чего ты с ранних времён хотела.
Становись лучше, хочешь – даже Лучшей.
Не задирай прошлое, не копошись в будущем.
Отправляй посылки (не письма!), оставайся подолгу дома —
Тем вкуснее повороты и начало дороги.
Привыкай к принципу недотроги —
Подглядывай за чужими чувствами, но не выдавай тревоги.
Не оборачивайся, преследователю не смотри в оба.
Там не душа, там потерянности омут,
Там не душа. Была, но нет её больше…
Сиди дома робко. Аминь! – новая сила и воля.
27.06.2019

* * *

Мне нравится работать с текстом в электронных текстовых редакторах. Так пишешь какую-то откровенную безвкусную и несвязную дрянь – и всё прекрасно. Удаляешь – 50 символов, 22 символа, три-два-один-ноль. И чувствуешь себя чудесно. Словно всё лишнее из тебя самого ушло. Остаётся чистый «лист» – каждый раз как новый шанс. Как шанс написать что-то стоящее, шанс поверить в то, что ты можешь написать что-то стоящее, а не только «привет-как-дела» в очередной соцсетке.


Когда чувствуешь нечеловеческую опустошённость, которая стучит в затылок, потому как бежит за тобой по пятам и не достаёт своими кровожадными руками до твоих висков, не застилает твой взгляд, вот тогда нужно писать. Потому что только текст покажет тебе твою суть. И вот ты пишешь, пишешь, выбрасываешь себя китом на берег, последние разы кричишь, задыхаешься в душе – и перерождаешься. По пути, конечно, несколько раз вот эти взлёты-падения – от n-ного количества символов к нулю и назад с новой, лучшей версией себя.


Режим полёта на телефоне. Очередное «перерождение» вроде как пройдено. Идёшь к тому, чтобы выдохнуть, успокоиться. Устаканиться в своих мыслях и настроении. Но вот бурлящий поток лавы твоего настроения снова подбрасывает в воздух неопределённости, вопросы. И знаешь же, что чуть-чуть осталось поработать, чтобы это всё разрешилось, а перед этим чуть-чуть осталось подождать. Но сердце разрывается на части, буквально на атомы и собирается заново какой-то другой, кажется, формой – невыносимые перепады температур… Хладнокровие и накал, пожар и вьюга.

Тем временем рождён текст…

14.07.2019

зимнее

Новый год вламывается, не спросив
Ни про финансы-планы, ни про остатки сил,
Ни про «кого», ни про "как его не любить".
Всё оставить, что прошлое. Обнулиться и счёт обнулить.
Мы не выиграли ничего, на год старше став.
Столько дел переделав, безумно от них устав.
Ты такоооого добился, а хочешь ещё того?!
Твоя жизнь – чёрно-белое не немое, да не про то.
В новый раз, решив сделать больно – предупреди.
Болеть будет не меньше, ведь жив огонёк в глазах —
Я с тобой, мой мечтатель. Особенно страшно устав,
И невест играть, выдыхая дым, да садясь на мель,
На ковре-самолёте влетая в мечтаний тупую лень.
Это первый день года. А я уже, снова устав,
Повторяю привычный речитатив-устав:
Мы останемся вместе, пусть даже рухнет Рим.
Ты во мне и со мною, насколько нам хватит сил.
Ты неподражаем.
Непокорённый, но не один.
01.01.2020

Послесловие

Хочется выразить благодарности моим – людям, которые в равной степени становились героями стихотворений и просто ждали эту книгу. Снабдили фотографиями. Даже помогли с названием – исключительно точным.

Навыворот – это когда чувства побеждают разум, когда искренность прорывается наружу сквозь все «не правильно», «не принято», «нельзя». Навыворот – это когда вместо слов просто протягиваешь руку – ту руку, в которой весь твой жизненный опыт.

* * *
Особая благодарность выражается Маше Феткевич – автору фотографии обложки и всех снимков в оформлении книги. Когда её руки берутся за фотоаппарат, меня всякий раз ждёт вдохновение…



Посмотреть работы Маши: https://www.instagram.com/mashafetkevich/

Примечания

1

Отсылка к названию фильма "Мост искусств".

(обратно)

2

Я не понимаю по-литовски.

(обратно)

3

Я не читаю по-французски.

(обратно)

4

Я не пою на испанском.

(обратно)

Оглавление

  • тебе. осязаемое
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • Не сказка
  • * * *
  • Чеширке
  • Ты сама
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • Человек искусств[1]
  • Выступая соло
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • Марсу, моему коту
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • не пускают в рай
  • * * *
  • * * *
  • Трамвай в прошлое. Весна
  • * * *
  • * * *
  • “Трудоголичке”
  • Выбор
  • больное
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • * * *
  • зимнее
  • Послесловие
  • *** Примечания ***