Так поступали наши мудрецы [Йогевед Сегаль] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Сегал Йохевед

Властелин мира

Йохевед Сегал

Властелин мира

Римский император Адриан любил спорить с рабби Иехошуа бен Хананией. Однажды он спросил рабби:

- Скажи мне, есть ли над миром Властелин, который владеет им?

Ответил ему рабби Иехошуа:

- Конечно! Не может быть, чтобы все происходило случайно.

- А кто сотворил небо и землю? – снова спросил император.

- Всевышний, благословен Он! Так написано в нашей Торе, в разделе Берешит, где рассказывается о сотворении мира.

Император предвидел, что ответит ему рабби Иехошуа бен Ханания, и задавал вопросы не для того, чтобы умножить свои знания, - ему хотелось поспорить с еврейским мудрецом и непременно победить в этом споре. Он задал рабби хитрый вопрос:

- Если то, что ты говоришь, верно, почему же Всевышний не открывает Себя в мире хотя бы два раза в год, чтобы все увидели Его и устрашились?

Ответил ему рабби Иехошуа:

- Потому что это невозможно! Ведь земные творения не смогли бы выдержать сияния лика Творца. Им это не по силам! В нашей Торе написано: «Не может человек увидеть Меня и остаться в живых».

Такого ответа и ждал Адриан. Теперь он был уверен в своей победе.

- Я не верю тебе! – закричал он. – Я, император Адриан, хочу Его видеть!

Рабби Иехошуа не смутился и спокойно ответил:

- Ты не сможешь увидеть Его, император!

Но тот настаивал на своем:

- Нет, я хочу Его видеть! Я приказываю, чтобы ты показал Его мне! А если ты откажешься, это будет означать, что ты лжешь!

- Хорошо. Подожди до завтра, - сказал рабби Иехошуа.

Император был человек очень любопытный и согласился с большой неохотой. Уже с восходом солнца Адриан с нетерпением начал ожидать, когда же, наконец, придет рабби Иехошуа и покажет ему Всевышнего. Наконец, к полудню пришел рабби Иехошуа во дворец.

Был месяц таммуз (десятый месяц еврейского календаря, обычно соответствует июлю. – Прим. Й.Сегал.), когда солнце светит особенно ярко. Рабби Иехошуа попросил императора выйти с ним из дворца, поставил его против солнца и, подняв палец, сказал:

- Смотри прямо на солнце и постарайся хорошенько его разглядеть.

- Это же невозможно! Кто может смотреть на солнце? – воскликнул разочарованный император.

Улыбнулся рабби и сказал:

- Невозможно? Ты не можешь этого сделать? Вдумайся в свои слова! Солнце это всего лишь ничтожная доля тех сил Всевышнего, которые проявляются в мире, но никто из Его созданий не может смотреть на солнце. А ты хочешь увидеть Всевышнего, Господина Вселенной, сиянием которого наполнен весь мир?!

Понял император, что рабби Иехошуа прав, и больше не задавал ему пустых вопросов.

(По Вавилонскому Талмуду, трактат Хуллин, 596, и по Мидрашу «Ялкут Шимони», ч. I)

Сегал Йохевед

Уверенность в помощи Всевышнего

Йохевед Сегал

Уверенность в помощи Всевышнего

Жил в одном городе очень богатый человек. Был у него большой дом с дорогой мебелью и прекрасный сад, где росли деревья самых разных пород и все цветы, какие только есть на свете. И мог он купить все, чего бы ни пожелала его душа. И все же не был радостен богач, потому что жил он один в своем большом доме и не было у него семьи – ни отца, ни матери, ни жены, ни детей. И поскольку он был одинок, был он всегда печален.

Подумал как-то этот человек: «Что толку мне в моих деньгах? Потратить их на изысканные яства? Но в моих погребах и так всего вдосталь, и я всегда сыт. Может быть, заказать новую одежду? Но шкафы мои и без того полны нарядов. Может, накупить драгоценностей? Но кто будет ими любоваться? А когда я умру, кому достанутся все мои деньги? Если б я только мог кого-нибудь ими порадовать!..».

С каждым днем становился он все печальнее и все больше тревожился. Расспросили богача соседи, отчего он всегда грустит, и, узнав, какая забота его гложет, сказали:

- Вот тебе хороший совет: подели свои деньги между бедняками. Их это обрадует, а ты исполнишь заповедь Торы о помощи бедным.

Услышав этот совет, решил богач: «Да, так я и сделаю! Но только отдам я деньги не тем, кто просит подаяния на улице, а лишь такому человеку, у которого во всем мире нет ни от кого поддержки. Такой человек больше всех обрадуется деньгам».

Взял богач кошель, полный денег, и пошел искать среди бедняков такого, кому никто не помогает. Долго, очень долго искал он, но так и не нашел. Одному помогает сын, другому – дядя, третьему – сосед, четвертого поддерживают добрые люди, исполняющие заповедь заботиться о бедных… Ходил он, искал, но не нашел такого бедняка!

Однажды вышел богач из города погулять в поле и увидел человека, сидевшего на груде камней. Человек этот был очень худ, одет в лохмотья, но глаза его светились радостью. Спросил его богач:

- Почему ты здесь сидишь?

- Потому, что у меня нет ничего, что бы мне принадлежало: ни дома, ни сада, ни поля, - ответил бедняк.

- А отчего ты так исхудал?

- Оттого, что уже много дней у меня во рту не было ни крошки.

А почему ты одет в лохмотья?

- Одежда моя вся износилась, а другой у меня нет.

Снова спросил богач:

- Нет ли у тебя родственника, друга или соседа, который мог бы тебе помочь?

- Нет, - ответил бедняк.

Подумал богач: «Вот я и нашел того, кого искал! Никто этому человеку не помогает. Отдам-ка я ему свои деньги!».

Вынул богач кошель и отдал его бедняку. Тот посмотрел на него с удивлением и спросил:

- Зачем ты даешь мне так много денег? Если ты хочешь выполнить заповедь о помощи бедным, то ведь в городе есть еще много бедняков. Почему ты отдаешь все мне одному?

Сказал богач:

- Я решил отдать часть своих денег лишь тому, кому никто в мире не помогает. А ты как раз именно такой человек.

Поспешно вернул ему кошель бедняк и воскликнул:

- Боже упаси, чтобы я сказал такое! Да, среди людей нет никого, кто помогал бы мне, но Всевышний рано или поздно одарит меня Своей милостью. В этом я уверен. Забери деньги, ты дал мне их по ошибке!

Подумал богач: «Если так, то не найдется никого, кому я смог бы отдать свои деньги». Выкопал он ямку, положил в нее кошель, засыпал землей и возвратился домой.

Но Всевышний, Которому ведомо все, увидел, что сделал богач, и не понравился Ему этот поступок. Решил Он наказать богача: пусть на собственной шкуре узнает, что такое бедность. И случилось так, что вскоре пришлось богачу продать свой прекрасный сад, потом – дорогую мебель. Вскоре продал он и дом вместе со всем добром и остался гол как сокол.

Вспомнил он тогда про кошель, который зарыл в землю, и подумал: «Пойду откопаю его. Как хорошо, что у меня еще кое-что осталось!».

Пошел он к тому месту, где был зарыт кошель, и начал копать. Проходили мимо стражники, увидели человека, роющего землю, и крикнули ему:

- Что ты здесь потерял?

Ответил бывший богач:

- Я ищу свои деньги, которые спрятал в этом месте.

- Твои деньги? Значит, ты украл их, иначе зачем бы ты стал их прятать! Идем с нами к правителю города. Он решит, как тебя наказать!

Схватили его стражники и привели к царскому наместнику.

Горько заплакал несчастный и сказал вельможе:

- Поверь мне, это действительно мои деньги, я не украл их! А спрятал я их потому, что не нашел человека, которому хотел бы их отдать.

Посмотрел на него наместник и спросил:

- Ты не узнаёшь меня? Помнишь бедняка, который не взял у тебя деньги? Это был я. Теперь ты видишь, что Всевышний помогает каждому, даже нищему, у которого, казалось бы, нет поддержки ни от кого на свете. Он сжалился надо мной и помог мне. Я стал правителем города, и у меня теперь есть все. Вот и ты не отчаивайся! Я знаю, что ты не вор и этот кошель принадлежит тебе. Можешь забрать его. Но зачем тебе пребывать в одиночестве и унынии? Живи вместе со мной в моем дворце, будем есть за одним столом.

Остался бывший богач во дворце наместника и учился у него никогда не отчаиваться и всегда верить в помощь Всевышнего.

(По книге «Сефер Маасийот» рабби Нисима Гаона)

Сегал Йохевед Честный труд всегда вознаграждается Йохевед Сегал Честный труд всегда вознаграждается Поначалу рабби Акива был беден, с трудом обеспечивал своей семье скудное пропитание. Каждый день отправлялся он в лес за дровами. Половину вязанок рабби относил на рынок и продавал, а на вырученные деньги покупал еду жене и детям. А что он делал со второй половиной? И из нее рабби извлекал немалую пользу. Этими дровами он топил печь в холодные зимние вечера, а при свете пламени, полыхавшего в печи, Акива учил Закон. Живя одной Торой, рабби забывал о том, что беден, и был неизменно весел и счастлив. Поздно ночью, когда рабби Акива собирался ложиться спать, он раскладывал на полу оставшиеся дрова, покрывал их дерюгой, и это служило ему постелью. Рабби был настолько беден, что у него не было даже кровати. Но от того, что он много учился и тяжело работал, он так уставал, что ему был приятен сон даже на таком жестком ложе. Однажды пришли к рабби Акиве соседи и пожаловались: - Нам мешает дым от твоих дров, и мы хотим предложить тебе вот что: продай-ка нам весь запас дров, который у тебя есть, а на вырученные деньги купи себе масло и плошку с фитилем. И тебе будет удобно, и мы не будем больше страдать от дыма. Соседи, конечно, преувеличивали свои мучения; дым не так уж и мешал им. Но они думали, что, если начнут жаловаться рабби Акиве, тот согласится продать им дрова, и тогда они помогут ему деньгами: заплатят больше, чем дрова стоят, и рабби сможет учить Тору при ярком свете масляной лампы. Но тот разгадал их намерение и не согласился. Он сказал: - Я не продам дрова. За мой труд они дают мне и моей семье все, что нужно человеку: и пропитание, и тепло, и свет, чтобы учить Тору, и постель для сна. Рабби Акива был доволен своей долей. И в конце концов Всевышний дал ему большое богатство. (По Вавилонскому Талмуду и по книге Авот де-рабби Натан, гл.

Сегал Йохевед

Свое и чужое

Йохевед Сегал

Свое и чужое

Хорошее дело решил сделать один человек: очистить свое поле от камней, которые мешали выращивать пшеницу. Как же он поступил с этими камнями? Вместо того, чтобы сложить их в кучу или сделать из них ограду, он бросал камни прямо на дорогу, что пролегала рядом с его полем.

По этой дороге за день проходило множество людей. Одни шли на работу, другие возвращались домой, и камни, конечно, мешали прохожим. Но хозяин поля не думал об этом, он лишь хотел поскорее закончить свое дело.

Проходил как-то по той дороге один праведный человек. Увидел он, чем занят крестьянин, и воскликнул:

- Горе тебе, неразумный! Что ты делаешь? Ты очищаешь чужое владение от камней и бросаешь их на свое.

Хозяин поля оставил на минуту свое занятие, посмотрел на прохожего и расхохотался.

- Глупец, - сказал он. – Что ты говоришь? Совсем наоборот: я очищаю свое владение от камней и кидаю их на чужое, на дорогу.

Ничего не ответил ему прохожий, лишь покачал головой и продолжил свой путь. Крестьянин снова взялся за работу и еще долго продолжал смеяться над странными словами прохожего.

Спустя некоторое время разорился этот человек. Пришлось ему продать свое поле и наняться работать к богатым людям.

Как-то вечером возвращался он с работы и вспоминал о тех днях, когда он ни в чем не нуждался. Погруженный в воспоминания, не замечал он, куда ступают его ноги, и вдруг споткнулся о груду камней и упал, больно ударившись.

Встал он, потирая ушибленные места и скрипя зубами от боли, огляделся вокруг и узнал это место. Оказалось, что шел он по дороге, пролегавшей рядом с полем, которое когда-то принадлежало ему. И камни на дороге он тоже узнал: ведь он сам бросал их сюда, когда очищал от них свои владения!

Воскликнул этот человек: «Прав оказался тот прохожий! Напрасно я назвал его глупцом. Поле, которое я очищал от камней, теперь не мое, а дорога, куда я бросал камни, теперь принадлежит мне так же, как и всем людям, которые ходят по ней. Я бросал камни из чужого владения на свое и причинил себе зло!»

(По Вавилонскому Талмуду, трактат Бава Камма, 506)

Сегал Йохевед

Радующийся своей доле

Йохевед Сегал

Радующийся своей доле

Рабби Иехуда бар Илай был одним из величайших мудрецов Израиля. Жил он бедно, ему не всегда хватало денег, чтобы прокормить семью.

Однажды рабби Иехуда учил Тору вместе со своим другом рабби Шимоном. На столе стояло блюдо с перезрелым инжиром. Рабби Иехуда начал с удовольствием есть этот инжир, а рабби Шимон отодвинул от себя блюдо, не попробовав ни одного плода. Спросил его рабби Иехуда:

- Почему ты не ешь?

- Этот инжир слишком спелый. Такие плоды вредят здоровью, ибо надолго задерживаются в желудке, - ответил рабби Шимон.

- Это же очень хорошо! – воскликнул рабби Иехуда бар Илай. – Если это так, то мы не проголодаемся и до завтра и будем питаться этими плодами весь следующий день, если не найдем ничего другого!

Вот как он был беден! Но все-таки рабби Иехуда всегда был доволен своей долей, выглядел радостным и здоровым, как богач, который ест каждый день изысканные яства.

Сидел как-то рабби Иехуда бар Илай и учил Тору вместе с рабби Тарфоном. Рабби Тарфон обратил внимание на то, что товарищ его был в тот день необычно оживлен.

- Отчего ты сегодня сияешь, как солнце? – спросил его рабби Тарфон. Ответил ему рабби Иехуда:

- Оттого, что твои слуги принесли вчера с поля свежего шпината мне и моим ученикам. Жаль только, что мы ели его без соли, - с ней, конечно, вкуснее, но у нас ее, к сожалению, не было.

Рабби Иехуде и его жене не хватало денег, чтобы купить одежду, и у них почти не было теплых вещей. Однажды жене рабби удалось выторговать на рынке дешевую шерсть. Женщина она была умелая и работящая, принялась прясть и ткать, и вскоре из этой шерсти была готова ткань. Сшила она из этой ткани накидку, украсила ее вышивкой, и она стала похожа на наряд вельможи. Накидка эта подходила и для мужчины и для женщины, поэтому рабби Иехуда и его жена надевали ее по очереди. Когда рабби отправлялся в Дом учения, он надевал накидку, а когда его жене нужно было пойти на рынок, в накидку облачалась она. Как рад был рабби Иехуда, что у него есть такая замечательная накидка! Каждый раз перед тем, как ее надеть, он благодарил Всевышнего:

«Благословен Тот, кто одел меня!» И ему было совершенно не важно, что другие люди одевались лучше.

Однажды рабби Шимон бен Гамлиэль объявил всеобщий пост по поводу беды, обрушившейся на Израиль. Обычно, когда глава Санхедрина провозглашал пост, все мудрецы собирались в его доме и вместе молились. И на этот раз собрались все мудрецы, и только одного среди них не было – рабби Иехуды бар Илая. Причина была простая: в тот момент, когда был объявлен пост, жены рабби Иехуды не было дома. Она ушла на рынок, как всегда, в накидке. Рабби Иехуде было нечего надеть, а без верхнего платья он не мог пойти в дом главы Санхедрина.

Заметил рабби Шимон бен Гамлиэль отсутствие рабби Иехуды и спросил:

- Почему он не пришел? Может быть, не дай Бог, заболел?

- Нет, - ответили мудрецы, - просто ему нечего надеть!

Тотчас же послал рабби Шимон человека отнести одежду рабби Иехуде. Вошел тот к нему в дом и видит: сидит рабби Иехуда на коврике и учит Тору.

- Рабби Шимон бен Гамлиэль посылает тебе в подарок эту накидку и просит поскорее прийти к нему!

Но рабби Иехуда отказался.

- Спасибо, я не нуждаюсь в подарках. У меня, слава Богу, есть одежда. Сейчас придет моя жена, принесет мою накидку, и я сразу же пойду с тобой. У меня ни в чем нет недостатка. Посмотри, как я богат! – воскликнул он и приподнял коврик, на котором сидел. Весь пол под ним был покрыт золотыми динарами!

Посланник был потрясен видом этого богатства, а рабби Иехуда добавил:

- Теперь ты видишь, у меня есть многое, стоит лишь захотеть. Но я не хочу брать от этого мира больше, чем необходимо, чтобы существовать. Поэтому я довольствуюсь тем, что у меня есть.

И тотчас же исчезли золотые динары, потому что рабби Иехуда не захотел их взять и остался в своей бедности, как и прежде. Но все-таки он был богачом, потому что никогда не желал ничего сверх того, что имел.

«Радующийся своей доле – вот кто истинно богатый человек», - говорили наши мудрецы, благословенна их память.

(По Вавилонскому Талмуду, трактат Недарим, 496)

Сегал Йохевед

Почитание отца

Йохевед Сегал

Почитание отца

В дни, когда стоял еще иерусалимский Храм, первосвященник во время службы облачался в особую роскошную одежду. Среди прочего был на нем нагрудник «хошен», отделанный четырьмя рядами драгоценных камней, по три в каждом, а всего было этих камней двенадцать, по числу колен Израилевых. Каждый камень символизировал одно из двенадцати колен. Случилось однажды так, что выпал и потерялся один из этих камней, и первосвященник не мог продолжать свою службу. Взяли тогда еврейские мудрецы мешок, полный золотых монет, и отправились искать другой камень вместо потерянного. Много мест они обошли и везде спрашивали, не знает ли кто, где можно купить недостающий драгоценный камень для одежды первосвященника.

Наконец встретился им человек, который сказал:

- В городе Ашкелоне живет богатый язычник по имени Дама бен Нетина. У него есть множество драгоценных камней и жемчужин, самых красивых в стране.

Отправились мудрецы в Ашкелон, отыскали дом Дама бен Нетины и постучали в дверь. Вышел к ним хозяин и сказал:

- Мир вам, мудрецы Израиля! Что привело вас ко мне?

Ответили мудрецы:

- Мы слышали, что у тебя есть много драгоценных камней. Не согласишься ли ты продать нам один из них? Мы принесли с собой золотые монеты и готовы отдать тебе целую сотню за этот драгоценный камень, - и они описали ему в точности, какой именно камень им нужен.

Сказал Дама бен Нетина:

- У меня, действительно, есть такой драгоценный камень, и я согласен продать вам его. Входите и подождите минутку, сейчас я вынесу то, что вы ищете.

Пошел Дама, чтобы достать из шкатулки камень, попытался было открыть ее, но шкатулка оказалась запертой, а ключа не было. Вышел Дама в другую комнату и видит: отец его спит, а ключ торчит у него из-под подушки.

Подумал Дама бен Нетина: «Если я достану ключ из-под подушки, отец, конечно, проснется. Нехорошо будить отца, когда он так крепко спит». Вернулся он к мудрецам и сказал:

- Я не смогу продать вам драгоценный камень, потому что ключ от шкатулки лежит под подушкой в отцовской комнате, а отец сейчас спит.

Подумали мудрецы: «Может быть, он говорит это потому, что хочет получить больше денег за этот камень?» - и сказали ему:

- Если ты продашь нам камень, мы дадим тебе двести золотых вместо ста обещанных!

- Нет, не могу будить отца.

- Нам очень нужен этот камень, и мы готовы дать за него триста золотых!

Но и тут не согласился Дама бен Нетина. Даже когда ему предложили тысячу золотых монет, он не передумал, а сказал мудрецам:

- Я не стану будить отца ни за какие сокровища на свете!

Увидели мудрецы, что он не продаст им камень, и ушли опечаленные.

Вскоре отец проснулся. Дама взял ключи, открыл шкатулку с драгоценностями и побежал догонять покупателей. Когда он отдал им камень, который они так долго разыскивали, мудрецы страшно обрадовались и хотели заплатить ему тысячу монет, но Дама не взял их.

- Дайте мне сто золотых, - сказал он, - как мы договорились с вами вначале. Я не хочу зарабатывать на уважении к отцу.

Сказали мудрецы:

- Глядите все, как язычник Дама бен Нетина почитает своего отца, и учитесь у него!

(По Иерусалимскому Талмуду, трактаты Пеа 60:1; 4:1 и Киддушин Зоа; 70а)

Сегал Йохевед

Подарок или взятка

Йохевед Сегал

Подарок или взятка?

Однажды к рабби Ионатану пришла женщина и принесла ему в подарок небольшую корзинку со спелым инжиром. «Рабби наверняка обрадуется этим красивым и свежим плодам, - подумала она. – А кроме того, может, когда-нибудь понадобится мне его помощь и он отплатит за добро добром».

В семье рабби Ионатана никто не усмотрел ничего худого в этом скромном подарке. Ведь женщина пришла не для того, чтобы, скажем, попросить рабби решить какой-то спор в ее пользу, - она хотела лишь доставить удовольствие ему и его семье, угостив их свежими плодами из своего сада.

Но хозяин дома сразу понял, что не должен принимать подарок. Если случится этой женщине прийти когда-нибудь на суд Торы, - он, рабби Ионатан, вспомнив об этом небольшом знаке внимания, не сможет вынести беспристрастное решение. И к тому же люди, видевшие, как она входит в дом с корзиной в руке, могут подумать, что рабби берет взятки, - а ведь Тора велит вести себя так, чтобы у людей не возникало малейшего сомнения в твоей честности!

- Большое спасибо тебе за твою заботу, - сказал рабби Ионатан женщине, но я не принимаю подарков. Пожалуйста, унеси эту корзину. Если она была открытой – не закрывай ее: люди должны видеть, что ты выходишь с тем же, с чем пришла. Если же корзина была закрытой – не открывай ее, чтобы никто не подумал: «Когда она входила – в закрытой корзине наверняка лежали золотые динары для рабби Ионатана, а он за это угостил ее инжиром». Нельзя давать людям даже малейший повод для напрасных подозрений!

И не помогли никакие просьбы той женщине, и вышла она с корзиной инжира, как и пришла.

(По Иерусалимскому Талмуду, Бава Батра, гл.2)

Сегал Йохевед

Мудрость молодого Давида

Йохевед Сегал

Мудрость молодого Давида

В дни царя Шаула жила в Израиле одна богатая вдова. У нее не было ни детей, ни близких родственников, и после смерти мужа она осталась совсем одинокой.

Однажды понадобилось вдове поехать в другую страну по важному делу. Она боялась оставить без присмотра в пустом доме деньги, которые у нее были; взяла вдова несколько глиняных кувшинов, наполнила их золотыми монетами, а сверху налила меда, чтобы никто не догадался о том, что лежит внутри.

Отнесла она эти кувшины одному из своих соседей и попросила хранить их до ее возвращения.

- Следи, чтобы с ними ничего не случилось, - сказала она. – Эти кувшины очень дороги мне. Это все, что у меня есть!

Взял сосед кувшины, спрятал в подвале своего дома, и вдова ушла со спокойной душой.

Однажды решил этот человек устроить пир: его сын женился. Хотел он приготовить большой медовый пирог, но не нашел в доме ни капли меда. Тут он вспомнил, что кувшины, которые вдова оставила ему на хранение, наполнены медом, и подумал: «Возьму-ка немного, а завтра куплю сколько нужно и вновь наполню кувшин. Да вдова и сама разрешила бы взять немного меда, ведь он мне нужен для трапезы по поводу такого важного события!»

Зажег этот человек свечку, спустился в подвал и начал доставать мед из кувшина. Вдруг он заметил: внутри что-то блеснуло. Зачерпнул еще одну ложку меда и увидел золотые монеты. Заглянул сосед богатой вдовы и в остальные кувшины и под тонким слоем меда нашел множество монет. Обуяла его жадность, и решил он взять золото себе. Опустошил все кувшины, золотые монеты спрятал в своем доме, а после свадьбы сына купил свежий мед, наполнил им кувшины вдовы до краев, запер подвал и никому не рассказывал о случившемся.

Через несколько месяцев вернулась вдова.

Пришла она к соседу и попросила вернуть ей кувшины. Тот встретил ее, приветливо улыбаясь:

- Вот твои кувшины. Я не прикасался к ним. Какими ты мне их дала, такими я тебе их и возвращаю! Я велю своим слугам доставить их тебе домой.

Вдова сердечно поблагодарила соседа, а тот послал слуг отнести ей кувшины. Как только вдова осталась одна, она решила вычерпать мед и достать золотые монеты, но – увы! – кроме меда не нашла ничего. От золота не осталось и следа!

Вдова горестно всплеснула руками и, рыдая, побежала к соседу, чтобы потребовать назад пропавшие деньги.

- Чего ты хочешь от меня? – воскликнул тот. Ты дала мне на хранение кувшины с медом, и я вернул тебе кувшины с медом!

Не помогли ни слезы, ни увещевания несчастной вдовы. Сосед повторял лишь одно:

- Я взял мед и вернул мед! Все, что я брал, - цело!

Пошла вдова жаловаться в суд.

- Есть ли свидетели, которые видели, как ты положила монеты в кувшины? Спросили судьи.

- Нет, - ответила вдова, - я боялась рассказать кому-либо об этом. Я опасалась, что меня могут обокрасть.

- Коли так, ничего тут не поделаешь! Если нет свидетелей, мы не в состоянии тебе помочь. Пойди к нашему царю Шаулу, может быть, он поможет тебе.

Пришла вдова к царю, а тот послал ее в Верховный суд, Санхедрин.

- Есть ли у тебя свидетели, которые видели, что в кувшинах были золотые монеты? – спросили ее судьи Санхедрина.

- Нет, - ответила вдова, - я никому не сказала об этом.

- Если нет свидетелей, - сказали судьи, - мы не можем тебе помочь. Ты не вправе привлечь к суду своего соседа.

Отправилась вдова домой ни с чем. Идет она и плачет. По дороге встретились ей молодые пастухи. Среди них был Давид, будущий царь Израиля. Увидел он плачущую женщину и пожалел ее.

- О чем ты плачешь, госпожа? Что за несчастье у тебя? – спросил вдову Давид.

Рассказала ему та о своем горе, а напоследок добавила:

- Ходила я и в суд, и к царю, и даже в Санхедрин, но никто не смог мне помочь!

Подумал Давид и сказал:

- Пойди еще раз к царю и попроси, чтобы он разрешил мне заняться этим делом. С Божьей помощью правда раскроется!

Поступила вдова по совету Давида. Царь, выслушав ее, удивленно воскликнул:

- Разве может быть такое, чтобы мальчик оказался мудрее судей Санхедрина? – но все-таки согласился: ему было любопытно узнать, что же сделает Давид. А Давид пришел в дом вдовы, позвал соседа, который брал на хранение кувшины, и спросил:

- Уверен ли ты, что это те же самые кувшины, которые вдова давала тебе на хранение?

- Конечно, уверен! Именно их она мне дала и именно их я ей вернул в целости и сохранности! Не понимаю, чего она от меня хочет!

Спросил Давид вдову:

- А ты уверена в том, что давала соседу на хранение именно эти кувшины?

- Это те же самые кувшины, - ответила женщина, - но только в них лежали золотые монеты, покрытые медом.

- Хорошо, - сказал Давид. – Теперь принесите мне другие сосуды и перелейте в них весь мед.

Как он сказал, так и сделали. Взял тогда Давид пустые кувшины и стал разбивать их один за другим на глазах у всех людей, собравшихся в доме вдовы. Удивились люди: зачем он это делает?

Но Давид знал, что он ищет. И вот, наконец, - находка: к одному из осколков прилипли две золотые монеты.

Сосед вдовы был потрясен, он не знал, куда теперь деваться. А Давид строго сказал:

- Немедленно верни вдове все, что ей принадлежит!

Не посмел вор больше лгать и вернул вдове все до последней монеты.

Царь Шаул и весь народ услышали об этой истории и подивились мудрости юного Давида.

(По сборнику «Ялкут Сипурим»)

Сегал Йохевед

Кто ел чеснок

Йохевед Сегал

Кто ел чеснок?

У рабби Иехуды ха-Наси учились многие мудрецы. Одним из них был Хия Великий, которого называли так за глубокое знание Торы и благочестивую жизнь. Однажды произошла такая история. Сидел как-то рабби Иехуда ха-Наси в Доме учения. Лучшие ученики рабби слушали его толкования Закона. Мудрец углубился в текст Торы и полностью сосредоточился на нем. Но вдруг он почувствовал запах чеснока, исходивший от кого-то из учеников и мешавший ему настолько, что он вынужден был прервать урок. Сказал он раздраженно:

- Пусть выйдет тот, кто ел чеснок!

В тот же момент встал со своего места лучший ученик, рабби Хия Великий, и вышел. Увидев это, остальные испугались, что рабби Иехуда ха-Наси и впрямь поверит, будто рабби Хия действительно ел чеснок. Они были совершенно уверены в том, что это не так: ведь рабби Хия отлично знал, что его учитель не переносит запаха чеснока. Поэтому встали и вышли все, в том числе и тот, кто действительно ел чеснок перед тем, как идти в Дом учения.

Увидел рабби Шимон, сын рабби Иехуды ха-Наси, как расстроился его отец из-за прерванных занятий, возмутился поступком рабби Хии и решил отчитать его. На другой день он встретил рабби Хию и строго сказал:

- Ты огорчил моего отца! Он очень расстроился, не доведя до конца урок.

Ответил ему рабби Хия:

- Неужели ты думаешь, что я и впрямь способен забыть об этом свойстве нашего учителя, которое известно всем? И уж, конечно, и в мыслях у меня не было сорвать занятия! Я и сам очень огорчен случившимся. А вышел я только потому, что хотел избавить от позора того ученика, кто действительно ел чеснок. Я был уверен, что все остальные выйдут вслед за мной, и тогда он сможет удалиться незамеченным. Пусть лучше в этом будут подозревать меня и пусть даже я буду виноват в том, что не был завершен урок Торы, лишь бы избавить товарища от мучительного стыда!

Так берег рабби Хия Великий честь своего ближнего, что готов был поступиться своей собственной.

(По Вавилонскому Талмуду, трактат Санхедрин, 11а)

Сегал Йохевед

Долина золота

Йохевед Сегал

Долина золота

Отправился как-то один из учеников рабби Шимона бар Иохая в далекую страну на заработки. Дела его пошли удачно, и вскоре он вернулся в Страну Израиля разбогатевшим. Карманы его были полны золота, и другие ученики, глядя на это, завидовали ему.

- Смотрите! – говорили они друг другу. – Товарищ наш съездил в другую страну и сразу разбогател, а мы здесь, в Израиле, едва сводим концы с концами, с трудом находим средства на хлеб и одежду. Если бы мы были такими же богатыми, то могли бы учить Тору, не думая о пропитании. Может быть, и нам поехать за границу, чтобы разбогатеть?

Услышал рабби Шимон бар Иохай, о чем говорят его ученики, созвал их и сказал:

- Идемте со мной в долину Пней-Маром, что за городом. Я хочу показать вам кое-что.

Когда они пришли на место, помолился рабби Шимон бар Иохай Всевышнему, чтобы Тот исполнил его просьбу, а после этого воскликнул:

- Долина, долина! Наполнись золотыми динарами!

Как только рабби Шимон произнес последнее слово, долина заискрилась и засияла, блеск золотых монет слепил глаза.

Сказал рабби Шимон бар Иохай ученикам, зачарованным этой удивительной картиной:

- Если вы хотите золота – вот оно! Всякий, кто хочет набрать монет, может это сделать. Но знайте: тот, кто возьмет золото сейчас, получит его в счет той награды, которую хранит для вас Всевышний за изучение Торы.

Стояли ученики, смотрели на золото и не двигались с места. Никому из них больше не хотелось стать богатым, и ни один не протянул руки к сокровищам, лежащим перед ними. И о том, чтобы уехать на чужбину ради заработка, они больше не помышляли. Им стало ясно, что лучше учить Тору в Стране Израиля, чем искать сокровища в чужих краях.

А что стало с деньгами в долине? Кто знает! Может быть, рабби Шимон бар Иохай помолился еще раз и, после того, как раскаялись его ученики, попросил, чтобы золото исчезло так же, как и появилось, и Всевышний послушался его голоса…

А долина эта существует и по сей день.

(По Мидрашу Шмот Рабба, 52:3; по Мидрашу «Ялкут Шимони» на Мишлей, 31)

Сегал Йохевед

В чем суть торы

Йохевед Сегал

В чем суть торы

В те времена, когда еще стоял в Иерусалиме Храм, жили в городе два великих мудреца. Одного из них звали Хиллел, а другого – Шаммай. Хиллел никогда ни на кого не сердился, а Шаммай был человек суровый и строгий к тем, кто вел себя некрасиво.

Однажды пришел к Шаммаю язычник и сказал:

- Я хочу стать евреем, но с одним условием: научи меня Торе за то время, что я смогу простоять на одной ноге!

Услышал это Шаммай и разгневался на глупца. Как можно выучить Закон за одну минуту, пока человек стоит на одной ноге? Ведь человек может изучать Тору всю жизнь и все равно не познает до конца ее тайн! Прогнал Шаммай язычника с глаз долой.

Явился тот к Хиллелу и сказал ему:

- Я хочу стать евреем, но при условии, что ты изложишь мне учение Торы за то время, пока я смогу простоять на одной ноге!

Ответил мудрец:

- Будь по-твоему.

И пока язычник стоял на одной ноге, Хиллел сказал:

- То, чего ты не желаешь себе, не делай другому человеку. В этом – суть Торы. А теперь иди и изучай все ее законы, чтобы знать, как исполнять волю Творца.

Послушался язычник Хиллела, начал изучать Тору, а вскоре прошел «гиюр» и стал евреем.

(По Вавилонскому Талмуду, трактат Шаббат, Зоа)

Сегал Йохевед

Про Камцу и Бар-Камцу

Йохевед Сегал

Про Камцу и Бар-Камцу

Из-за беспричинной вражды между евреями был сожжен Храм и разрушен святой город Иерусалим. Как это произошло?

В те времена, когда в Иерусалиме еще стоял Храм, в Израиле было много богатых людей, которые жили в великолепных домах. Однажды один из них решил устроить пир и пригласил на него всех своих друзей и знакомых – есть, пить и веселиться.

Был у этого человека хороший друг, которого он очень любил. Звали его Камца. Сказал хозяин дома своему слуге:

- Иди к моему другу Камце и пригласи его на трапезу.

Слуга невнимательно слушал своего господина, поэтому перепутал имя того, кого должен был пригласить. Пошел слуга к другому человеку, по имени Бар-Камца, и сказал ему:

- Мой господин просит тебя прийти к нему на пир.

Бар-Камца не был другом приглашенного, наоборот: тот ненавидел Бар-Камцу и вечно ссорился с ним. Удивился Бар-Камца и подумал: «Зачем он позвал меня? Ведь мы с ним – не друзья. Может быть, он хочет помириться со мной? Если так я не буду больше обижаться на него и приму приглашение».

Надел Бар-Камца самый красивый свой наряд и отправился на пир. Придя, он сел за стол вместе со всеми гостями.

Как было бы хорошо, если бы хозяин дома действительно решил с ним помириться! Но не тут-то было. Когда хозяин вошел в зал приветствовать гостей, он начал искать своего друга Камцу. И кого же он увидел? Бар-Камцу! Разгневался хозяин, подбежал к нему и закричал:

- Что ты здесь делаешь? Ведь ты ненавидишь меня! Сейчас же вставай и убирайся из моего дома!

Бар-Камца, опозоренный в присутствии всех гостей, побледнел от досады и сказал хозяину дрожащим голосом:

- Видимо, я был приглашен по ошибке. Но раз уж я пришел, позволь мне, пожалуйста, остаться здесь. Я готов заплатить тебе за все, что съем и выпью.

Закричал хозяин еще громче:

- Нет, я не согласен! Уходи отсюда!

Снова попросил Бар-Камца:

- Оставь меня, раз уж я здесь. Я оплачу тебе половину всего, что ты потратил на угощение.

- Нет! Не хочу тебя видеть! Сейчас же оставь мой дом!

Взмолился Бар-Камца:

- Позволь мне остаться ненадолго. Я оплачу тебе всю стоимость пира! Закричал хозяин:

- Ни за что! Уходи немедленно!

Он схватил Бар-Камцу за руку, выволок из-за стола и выгнал на улицу.

Страшно разгневался Бар-Камца. Так оскорбил его хозяин в присутствии всех гостей, и никто из них не заступился за обиженного! Решил Бар-Камца: «Я отомщу им всем! Хозяин дома еще раскается в том, что сделал, и гости горько пожалеют, что не вступились за меня! Их дома поглотит огонь!»

Но не предвидел Бар-Камца, что и он поплатится за злодеяние, которое задумал, и что вместе с их домами будет разрушен и его дом.

Что же он сделал? Добрался до Рима, пришел к самому императору, который властвовал тогда над Израилем, и сказал ему:

- Я открою тебе секрет. Евреи в Иерусалиме восстали против тебя. Они не желают, чтобы ими правил император. Они хотят другого царя!

Сказал император:

- Как можешь ты доказать это?

Ответил Бар-Камца:

- Пошли им теленка в жертву для Храма, и ты увидишь, что они не захотят принять его.

Послушался император Бар-Камцу и послал его выбрать жертву. А тот специально выбрал теленка, у которого на веке была небольшая царапина. По еврейским законам животное с таким изъяном нельзя было приносить в жертву, но император не знал этого. И поэтому, услышав отказ, он решил, что евреи и впрямь восстали против него.

И поверил император Бар-Камце.

Разгневался он и послал в Страну Израиля огромную армию. Солдаты вошли в Иерусалим, сожгли Храм и разрушили весь город. Погибли и Камца, и Бар-Камца, и хозяин, который выгнал Бар-Камцу, и гости, которые не заступились за него, и еще много других евреев, которые исполняли все законы Торы, но недостаточно любили друг друга.

(По Вавилонскому Талмуду, трактат Гиттин 55-56)

Сегал Йохевед

Все, что ни делает Всевышний, - к лучшему

Йохевед Сегал

Все, что ни делает Всевышний, - к лучшему

Однажды отправился рабби Акива в дальнюю дорогу и взял с собой осла, петуха и свечу.

Зачем он взял осла? Для того, чтобы ехать на нем верхом, когда устанет. Зачем он взял петуха? Для того, чтобы петух будил его с рассветом криком «кукареку»! А зачем он взял свечу? Для того, чтобы ночью можно было учить Тору.

Встал рабби Акива рано утром, помолился и отправился в дальний путь. Шел он, шел и, когда наступила ночь и сделалось совсем темно, добрался до одного города. Здесь решил он отдохнуть; стал искать постоялый двор, но его в городе не оказалось. Обратился рабби к местным жителям с просьбой о ночлеге, но все отвечали ему:

- Нет у нас места, иди дальше!

Долго стоял рабби Акива в темноте, дрожа от холода, но никто так и не впустил его в свой дом. Сказал тогда рабби: «Все, что ни делает Всевышний, - к лучшему!»

Рабби Акива не хотел больше задерживаться в городе, где живут такие негостеприимные люди. Пошел он в поле, выбрал себе место под деревом, зажег свечу, покормил осла и петуха, а потом сел учить Тору, да и забыл, что сидит один ночью в поле.

Вдруг услышал рабби Акива страшный рык. Огромный лев выпрыгнул из чащи и задрал осла. Не успел рабби опомниться от испуга и потрясения, как откуда ни возьмись появился кот и растерзал петуха. И тут же подул сильный ветер и погасил свечу. Рабби оказался в полной темноте.

Не было у него теперь ни осла, ни петуха, ни свечи. Но и тут сказал рабби Акива:

- Все, что ни делает Всевышний, - к лучшему!

Вдруг со стороны города послышались ужасные крики. Оказывается, напали на этот город разбойники и забрали в плен всех его жителей. Прошли разбойники через то самое поле, где сидел рабби Акива, но в темноте никто его не заметил. Так спасся рабби от рук злодеев. И сказал рабби Акива:

- Пусть все знают: все, что ни делает Всевышний, - к лучшему. Если бы лев не задрал осла, тот мог бы зареветь. Если бы кот не растерзал петуха, тот мог бы закукарекать. Если бы ветер не погасил свечу, она горела бы во тьме, и тогда разбойники обнаружили бы меня и увели в плен вместе с жителями города.

Поблагодарил рабби Акива Всевышнего за то, что Тот спас ему жизнь, и продолжал свой путь.

(По Вавилонскому Талмуду, трактат Брахот, 60б)