Внутренняя игра в копирайтинг [Константин Штольц] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]

Внутренняя игра в копирайтинг

Читая Тимоти Голви. И не только его

Предисловие

Мне нравятся работы всемирно известного коуча Майлза Дауни (http://www.koob.ru/downey/).

Майлз Дауни – основатель и директор по учебной работе знаменитой лондонской школы коучей. Автор ставшего классическим «недирективного подхода» к коучингу. В своей знаменитой книге «Эффективный коучинг» Дауни пишет о Тимоти Голви и его книге «Внутренняя игра в теннис».


При этом Майлз довольно подробно и внятно сам описывает понятие «внутренней игры» в коучинге, он посвящает этой теме всю четвертую глав своей книги. Поэтому желания познакомиться с работой теннисного тренера в оригинале у меня не возникало.



Однажды. Все чудеса случаются «Однажды».

Я зашел на сайт «Теннисная энциклопедия от Игоря Ивицкого» (https://tennis-i.com/). Именно на теннисном сайте, а НЕ на сайте деловой литературы, я увидел знакомое название книги Тимоти Голви. Открыл из любопытства.

Я был очень удивлён. Вот это да! Книга прямо подходила для моих «Конспектов» (http://theshtolts.ru/konspekty/). Она просто просилась в «Конспекты для копирайтера».


Книга оказалась настоящим подарком судьбы. Я погрузился в неё с головой, отложил другие проекты и начал писать «Конспект для копирайтера». Конспект «Внутренней игры в теннис» Тимоти Голви.

Получилось немного не так, как я первоначально задумал. Сам собой привлекся материал английского коуча Майлза Дауни, американского психолога и экономиста Даниэля Канемана, лауреата Нобелевской премии по экономике, профессора психологии из Чикагского университета Михайя Чиксентмихайи и разные материалы из других источников. Получилась мини-книжка, которую вы сейчас читаете.

«ВНУТРЕННЯЯ ИГРА В КОПИРАЙТИНГ».

Надеюсь, книжка вам будет полезна. Ваши тексты станут лучше.

Ментальная сторона успеха

Тимоти Голви родился в 1938 году в Калифорнии, и его жизнь с детства была связана с теннисом. В молодости он играл, в зрелые годы преподавал теннис. На основании своего опыта в 1974 году он написал книгу «Внутренняя игра в теннис», ставшую классической.

Книга написана для теннисных тренеров и любителей, которые хотят усовершенствовать свою игру. То есть для теннисистов. Но немало мест из этой книги очень поучительны, многим и многим копирайтерам она поможет улучшить стиль игры. Извините, разумеется, не игры, а копирайтинга.


Тимоти Голви начинает с того, что констатирует наличие в теннисе внешней игры, видимой всем, и внутренней игры, происходящей в голове теннисиста.

Основной тезис Тимоти – вы не сможете добиться заметных достижений, если НЕ уделяете внимания навыкам внутренней игры. Эта игра протекает в уме игрока, именно она позволяет восстанавливать концентрацию, уходить от нервозности, создавать готовность к игре и уверенность в своих силах. Внутренняя игра помогает справиться с привычками нашего ума, которые мешают достичь совершенства.

Это относится к спорту. Но точно так же это справедливо для любого творчества, включая копирайтинг.


Внутренняя игра включает способность действовать интуитивно. Каждый теннисист откроет в себе новые ресурсы, способность к гармоничной интуитивной игре, если научится успокаивать свой разум.

Раскрыть возможности теннисиста и наметить практически пути их реализации – вот цель Тимоти Голви.

Замените «теннисиста» на «копирайтера», и вот вам концентрат той практической пользы, которую вы можете извлечь из этой книги.


Люди часто жалуются: «Не в том проблема, что я не знаю, что делать, а в том, что я не делаю того, что знаю». Считается, что теннис – очень сложная игра, поэтому надо развивать надлежащее ментальное отношение. Надо быть уверенным и хотеть победить, иначе всегда будешь проигрывать. Но никто не говорит, как развивать это ментальное отношение.

У копирайтеров очень похожая ситуация. Правильное ментальное отношение и уверенность в себе необходимы копирайтеру, как и спортсмену. И, так же как и теннисистам, копирайтерам никто не объясняет, как этого достичь.



А вот Тимоти Голви делает именно это. Подробно, последовательно, шаг за шагом терпеливо рассказывает – что конкретно надо сделать для того, чтобы раскрыть свой внутренний потенциал, достичь наилучшего ментального состояния, стать уверенным и спокойным.


Учитесь, копирайтеры !!


Вот как Голви описывает типичный теннисный урок. Коуч стоит у сетки с большой корзиной мячей, он подбрасывает мячи и тщательно оценивает удары ученика. Очень скоро ученик получит шесть советов о том, что надо делать, и шестнадцать о том, чего делать нельзя. Дальше коуч заметит, что надо продолжать тренироваться и всё будет в порядке.

Но не тут-то было. От полученных инструкций мышцы плеча и предплечья ученика напрягаются, рот кривится, брови хмурятся. Если тренер предлагает ученику расслабиться, тот приходит в ступор, потому что не знает, как это сделать.


Однажды Тимоти заметил, что ученики лучше исправляют ошибки, когда он меньше говорит. Это был большой удар. Тимоти вдруг понял, что его прямые инструкции уменьшают вероятность появления желательных исправлений.

Голви сменил подход. Следующим учеником в тот день был Пауль, который брал первый урок тенниса. Голви решил дать ему минимальное количество инструкций. Он взял мячи и сделал десять ударов справа, ученика попросил только наблюдать и визуально фиксировать действия тренера.

Тимоти попросил Пауля мысленно несколько раз представить, что он сам выполняет удар. Затем вложил ракетку в его руку. Пауль обратил внимание на то, что во время удара тренер перемещает ноги. Голви ничего не сказал ему, просто предложил сделать несколько ударов. Ученик выполнил указание, для первого раза всё было нормально, но ноги не двигались. Тимоти сказал ему об этом. Пауль ответил: “О, да, я забыл про ноги”. Он, конечно же, помнил о ногах, но они пока не двигались. Затем Тимоти молча ещё несколько раз показал удар. Через сравнительно небольшое время ноги ученика стали участвовать в ударе.

Голви начал понимать, что показ удара лучше обучает, чем инструкция. Слишком много инструкций могут помешать процессу обучения.


Тимоти Голви задает сам себе один важный вопрос. Почему нельзя слишком сильно стараться? Чему это мешает?

Ответ известен тем, кто помнит сказку о сороконожке (https://mishka-knizhka.ru/skazki-dlay-detey/zarubezhnye-skazochniki/skazki-donalda-bisseta/sorokonozhka/). Она разучилась ходить, как только задумалась о том, с какой ноги начинать.

Разум и интуиция

Понятия «разум» и «интуиция» можно применить к копирайтингу. Но не так это просто. Чуть ниже – объясню.

Тимоти Голви подмечает, что игроки во время матча часто ведут сами с собой непрерывный диалог. Внутренний диалог.



Голви предполагает, что это диалог «разума» и «интуиции» в голове игрока. Разум командует, интуиция пытается выполнять действия.


При этом, похоже, разум думает, что интуиция плохо слышит, имеет короткую память и медленно соображает.

На самом деле интуиция слышит всё, ничего не забывает и совсем не глупа. После первого же удачного удара интуиция знает, какие мышцы надо включить для повторения этого удара. Такова её природа.


В этом состоит вся проблема. Разум не доверяет интуиции, хотя именно она реализует весь потенциал, который теннисист накопил к настоящему моменту.

Мяч уходит в аут. «Ты позорница, ты никогда не сможешь сделать удар как надо», ‒ жалуется разум. Интуиция не отвечает за плохой удар. Но разум осуждает действия интуиции и подрывает доверие к ней. В результате удар только ухудшается.


Тимоти предлагает послушать поучительную историю, не забывая о существовании разума и интуиции. Однажды к нему пришла на тренировку женщина, которая жаловалась на плохую координацию. Её типичная ошибка – удар ободом, а не центром ракетки. Тимоти предложил ей сделать несколько ударов, и был очень удивлен, когда восемь из десяти попыток были сделаны именно ободом. В следующей серии в обод попали шесть мячей. В третьей – почти столько же.


Тимоти сменил подход. Он предложил ученице во время следующей серии ударов отследить вращение мяча, наблюдая за его швами. Результат превзошел все ожидания! Девять из десяти мячей пришлись в центр ракетки. Только последний попал в обод. Оказалось, что ученица перед этим ударом вспомнила про необходимость бить центром. И, разумеется, немедленно все испортила.

Спокойный разум

Тимоти Голви ярко описывает состояние разума беспокойного. Мы все живём в постоянной бешеной гонке и невольно позволяем своему разуму двигаться с такой же бешеной скоростью.



Мы все становимся участниками напряжения и суеты. В голову лезет всякая ерунда, и мы теряем сосредоточенность и спонтанность мыслей.

Тимоти выделяет ключевой момент – подвижность нашего разума затрудняет проявление естественных способностей, и, в первую очередь, интуиции. А без неё невозможно достичь эффективной деятельности, без неё нет классного тенниса.

Как только мы начинаем размышлять, обдумывать, осмысливать или – еще хуже – оценивать свои действия, спонтанная естественность утрачивается.

Великая поэзия рождается в тишине. Великая музыка возникает из глубин спокойного разума. Так же и с величайшими достижениями в спорте – они происходят, когда разум спокоен как стеклянное озеро. Разум спокоен даже у чемпионов Формулы-1.


Моменты высших достижений называют «пиковыми». Тимоти цитирует известного гуманистического психолога Абрахама Маслоу: «Он [спокойный разум] чувствует себя свободным от страхов, сомнений, контроля, самокритики, тормозов; цельным, непринуждённым и творческим… Он просто есть».


Очень часто о хорошей игре теннисистов говорят: “Он играет, как по нотам”. Высшая Музыка явственно звучит в игре лучших из лучших.

Ясно, что невозможно играть, полностью выключив разум. Он присутствует, но направлен не прямо на игровые действия. Игрок находится в таком состоянии, что ему не надо стараться контролировать каждую мелкую мышцу, мяч после его ударов идёт точно по назначению. Однако подобная естественность в игре мгновенно исчезает, как только игрок начинает думать о том, что именно он делает, какие совершает движения. Пытаясь осуществить контроль над всеми деталями игры, теннисист теряет эффективность действий.

Можно ли играть, нарочно отключив свой разум? Да, – отвечает Тимоти Голви. Подобное состояние может быть достигнуто. Разум игрока при этом так сфокусирован, что он не мешает естественности движений. В этом состоянии тело работает автоматически, без вмешательства мыслей.

Способность приближаться к такому состоянию разума во время игры ‒ цель теннисиста, желающего достичь “пиковых” результатов.


Лучшие копирайтеры в свои Звёздные моменты испытывают подобные состояния. Музыка звучит. Отличие от тенниса состоит в том, что во время ответственных матчей рядом с теннисистом всегда находится коуч, а копирайтер, как правило, должен справляться в одиночку. Это труднее, но тоже возможно.

Способность успокаивать свой разум включает в себя развитие внутренних навыков. О том, как этого добиться, подробно рассказано в книге.

Поток

Как-никак, тексту Тимоти Голви уже больше 50 лет. С тех пор много управленческой воды утекло. В наше время специалисты, когда имеют в виду спокойствие разума, обычно говорят о «потоке». Поток стал общепринятым термином после выхода в свет книги Михая Чиксенмихайи «Поток. Психология счастья» в 1990 году. Это не единственный вариант перевода названия книги. Но мне кажется, именно он точнее других передаёт суть текста Михая.

Михай Чиксентмихайи http://readly.ru/author/175/ – знаменитый американский психолог, венгр по происхождению, профессор психологии Чикагского университета, известный своими исследованиям таких тем, как «счастье», «креативность», «субъективное благополучие». Более всего известен благодаря своей идее «потока» или «потокового состояния», он изучал этот вопрос в течение нескольких десятилетий.

В своей книге Чиксентмихайи прямо апеллирует к теме спорта, определяя понятие потока. Он пишет: Состояние потока возникает, когда мы делаем что-то, в чем выражается наша сущность… Именно это чувствуют музыканты, когда с головой погружаются в исполняемое ими произведение; спортсмены, когда приближаются к пределу своих возможностей». Здесь они с Голви близки.


Мне очень нравится описание потока как состояние мотогонщика на трассе во время соревнований. Он предельно сконцентрирован, следит за соперниками, обеспечивает равновесие, контролирует состояние байка. Всё это на скорости 200 километров в час. Вот уж поток, так поток !!



У Михая есть даже понятие, очень близкое к «спокойному разуму» Тимоти Голви. Это понятие «внутренней упорядоченности». Согласитесь, довольно близко. Михай описывает это понятие так: Оптимальное состояние сознания – это внутренняя упорядоченность. Такое состояние наступает, когда наша психическая энергия (внимание) направлена на решение конкретной реалистичной задачи и когда наши умения соответствуют требованиям, предъявляемым к нам этой задачей. Процесс достижения цели упорядочивает сознание. Моменты преодоления сложностей и борьбы с ними порождают переживания, доставляющие человеку наибольшую радость. Достигнув контроля над своей психической энергией, расходуя ее на выполнение осознанно выбранных целей, человек становится более сложной, более многогранной личностью. Совершенствуя свои навыки, бросая вызов все более сложным задачам, он непрерывно развивается.


При этом Михай на этом не останавливается. Он смело идет дальше. Он констатирует, что люди, испытывающие поток, описывают его как особое состояние души, когда в сознании воцаряется внутренняя гармония, когда то или иное занятие становится интересным и значимым само по себе, вне зависимости от важности стоящего где-то в конце результата.

Именно так. Михаю нужна, ни много ни мало, гармония.

Если Голви требует от внутреннего диалога – ведите разговор культурно, не ругайтесь, не обижайте друг друга, то Михай прямо командует «Прекратить разговорчики в строю !!» Подать сюда Гармонию!!


Какие еще «внутренние игры»?? Полная концентрация на внешней игре. Весь организм целиком, включая и разум, и интуицию, и печень, и селезенку – весь сражается с внешними обстоятельствами. Иначе – вылет с трассы. И хорошо еще, если только вылет.


Да, эта задачка посложнее мирного диалога разума с интуицией. Михай это понимает. Он не дает окончательного ответа на вопрос «Как контролировать сознание?» Он отмечает, что ответ выглядит простым в теории, но воплотить его в жизнь нелегко. Этот путь несколько похож на борьбу с лишним весом: все знают, как похудеть, все этого хотят, но достигает результата далеко не каждый.

Так что, не будем слишком усложнять без острой нужды. Далеко не всегда работа копирайтера так уж похожа на гонки на спорт-байках. Часто культурный внутренний диалог разума и интуиции представляет собой для копирайтера вполне приемлемую альтернативу.

При этом, следуя простым пошаговым инструкциям Голви, не будем забывать о Гармонии «потока» по Чиксентмихайи.

Но, начнем, все-таки, с подхода Тимоти Голви.

Не оценивать

Первый ключевой навык, которому нужно научиться – «Не оценивать». Это умение «принять, как есть», освободиться от свойственной человеку склонности оценивать себя и своё исполнение как хорошее или плохое. Освобождение от процесса оценивания – это основной ключ к успешной игре.


Именно с оценки и начинается цепная реакция. Сначала ум игрока оценивает один из ударов как плохой. После критической оценки нескольких ударов, игрок начнёт обобщать. Распространять оценку на текущий матч, на сегодняшний день, на этот сезон, на свою судьбу, наконец.

В результате, негативные оценки, вынесенные игроком самому себе, становятся само-исполняющимся пророчеством. Игрок начинает бояться, со страхом ожидает очередной ошибки при ударе слева или справа. Происходит что-то вроде самогипноза. «Вы становитесь тем, что вы о себе думаете» – описывает катастрофу Голви.


«Если “оценочный” игрок придёт ко мне, – пишет Голви – я сделаю всё возможное, чтобы не поверить его рассказу о “плохом ударе” или о “плохом игроке”, у которого все мячи уходят в аут». Он готов обсуждать причину, по которой мячи уходят за пределы корта. Но не готов делать вывод, что игрок или его удар «плохой».


Когда мы сажаем семя розы в землю, мы видим, что оно маленькое. Но мы не критикуем его как «не имеющее корня и стебля». Мы относимся к нему как к семени, давая ему воду и питание. Роза – это роза, с того времени, когда это семя, до того времени, когда она умирает. Всё время она содержит в себе весь свой великолепный потенциал. Она постоянно находится в процессе изменения, однако, в каждом состоянии, в каждый момент она вполне хороша такая, как она есть.


То есть, первое умение – это увидеть свои движения такими, какие они есть. Они должны восприниматься объективно. Как только вы видите движение чётко и принимаете его таким, как оно есть, начинается естественный и быстрый процесс изменения.


Осознание себя очень полезно. Тимоти объясняет это на практическом примере. Его ученик Джек брал уроки по удару слева у пяти разных профессиональных тренеров. Все они отмечали слишком высокий замах, но Джек никак не мог исправить этот недостаток. Тимоти просто поставил Джека перед зеркалом, и тот своими глазами увидел неправильное движение. Джек был изумлен! Он осознал себя. И очень быстро добился заметного прогресса на корте. А ведь Тимоти не дал ему ни одного совета. Ни одного! Такова сила осознания себя.

К копирайтингу это имеет самое прямое отношение. Копирайтеру, как и теннисисту, очень полезно время от времени смотреть на себя в зеркало. Таким «зеркалом» может быть взгляд заказчика, мнение товарища по цеху, ещё лучше – оценка коуча. В этом зеркале копирайтер может увидеть свои «плохо выполненные удары». И легко от них избавиться. Как Джек избавился от слишком высокого замаха.


Далее Голви разбирает умение «Осознание удара». Оно относится к анализу мышечных ощущений теннисиста. Для копирайтера конкретные мышечные ощущения не принципиальны. В конце концов, копирайтинг – умственная профессия. Так что, это умение мы пропустим.


К популярной среди психологов идее – использовать положительные формулировки и отказаться от отрицательных – Тимоти Голви относится критически. Дело в том, что похвалы содержат в себе скрытую критику. Голви подметил: тренер хвалит ученика за высокий замах, а ученик начинает стараться контролировать свои мышцы, чтобы не сделать замах слишком низко. Включается контроль, естественность пропадает. Тимоти выступает за объективность, против оценок, окрашенных по шкале «плохо – хорошо». Он убеждён, что именно в таких условиях естественные навыки проявляются лучше, обучение происходит быстрее.


И здесь с ним можно согласиться – как применительно к теннису, так и к копирайтингу.

Образ достижения

Дальше Тимоти рассматривает три основных пути общения с интуитивной частью собственной личности.

1. Формирование образа желаемого результата.

2. Повторение упражнений для закрепления.

3. Исполнение «роли» Чемпиона.

Все три подразумевают посылку сообщений интуитивной части, причем посредством зрительных образов и ощущений.

Следование всем трем путям в копирайтинге сильно затруднено. Дело в том, что в теннисе «образ достижения» довольно просто сформировать. Как минимум, мяч должен перелететь через сетку и попасть в корт. Если вы представили себе – с какой силой, и с каким вращением летит мяч, и в какую часть площадки он попадает – это уже очень неплохой «образ достижения».


В копирайтинге – гораздо сложнее. Но возможно.

Допустим, вы делаете карточки товаров для интернет-магазина. Представьте себе эти карточки. Создайте из них карусель на воображаемом экране. Посмотрите, какие они все ровные, симпатичные. Какие яркие картинки, какие крупные цифры на ценниках. Как аккуратно отформатированы описания, как они близки по размеру. Наконец, представьте себе страничку «Главреда», на которой ваш текст получил оценку 8, 5. Именно вообразите себе эту «восьмёрку», эту «запятую» и эту «пятёрку». Именно так. Восемь с половиной по Главреду. Это и есть ваш образ достижения. И это работает.

Проявите фантазию. Сформируйте образ желаемого результата и настойчиво выполняйте копирайтерский удар за копирайтерским ударом. Почти равнодушно наблюдая за результатом.


В отношении исполнения «роли» Чемпиона. В известном мне переводе этот путь назван «ролевыми играми». А речь идет совсем о другом. Дело в том, что бывает полезно дать своей интуиции новый опыт. Например, попытаться подражать теннисным чемпионам. Чемпионская улыбка, чемпионская осанка, наконец, даже чемпионская ракетка. И вот уже игра, сама собой, становится немного более чемпионской. Интуиция приобрела новый опыт, теперь она знает каково быть чемпионом.


Применимо ли это к копирайтингу? Отчасти – да, но только отчасти. Камнем преткновения служит первое правило. Теннисист в клубе постоянно видит, как играют другие. Что делают лучшие, как выполняют удары. Он смотрит по телевизору матчи участников турниров Большого Шлема. Наконец, рядом с ним находится тренер, который десять раз подряд покажет, как правильно выполнить удар.


У копирайтера гораздо меньше возможностей создать так называемый «образ достижения». Для его формирования копирайтер должен прикладывать специальные усилия.



Вы спросите: Какие? Ответ банально прост. Читайте !! Читайте много всего. Классическую литературу. Тексты знаменитых копирайтеров. Даже детективы. Даже стихи. Накапливайте интуитивное представление о том, что такое хороший текст.

Лучше всего делать это с раннего детства. Но никогда не поздно начать. Дайте своей интуиции шанс. Постоянно следите за копирайтерским Большим Шлемом.

Доверие интуиции

Четвертая глава книги посвящена третьему ключевому навыку подхода Тимоти Голви и называется «Доверие интуиции».


К счастью, большинство детей учится ходить до того, как родители могут сказать им словами, как именно следует ходить.



Матери наблюдают за усилиями своих детей с любовью и интересом, и, если они мудры, не очень вмешиваются. Если бы мы могли относиться к нашей игре в теннис, как к первым шагам ребёнка, мы бы достигли большого прогресса. Когда ребёнок теряет равновесие и падает, мать не осуждает его за то, что он неуклюж. Она даже не беспокоится об этом, она просто замечает факт. В результате прогрессу ребёнка, когда он учится ходить, никогда не мешает мысль, что он не координированный.

Нельзя отождествлять себя со своим ударом. Мать не корит себя за то, что ребёнок падает. Помните, что вы ‒ это не ваша теннисная игра. Доверьте телу учиться играть, как бы вы доверили другому человеку сделать определенную работу, и в скором времени вы будете играть сверх ожиданий. Позвольте цветку вырасти.

Тимоти обращает внимание читателя на то, что интуиция не появляется из ниоткуда. Интуитивные действия основаны на информации о прошлых действиях или о наблюдаемых действиях других. Игроку, который никогда не держал в руке ракетку, нужно дать возможность ударить по мячу несколько раз, прежде чем интуиция узнает, как далеко находится центр ракетки от держащей её руки. Каждый раз, когда вы ударяете по мячу, правильно или неправильно, интуиция собирает ценную информацию и откладывает её для будущего использования.


От себя добавлю. То же самое с копирайтингом. У девочки, которая в жизни ничего не писала, кроме школьных сочинений, нет копирайтерской интуиции. Ей надо написать несколько текстов для сайтов, прочитать статьи написанные другими, приобрести минимальный опыт. И интуиция заработает.


Практикуясь, интуиция собирает информацию. Она помнит каждое действие и результаты каждого действия. Важная вещь, которую должен запомнить начинающий игрок ‒ позвольте процессу научения протекать естественно и забудьте о само-инструктаже. Результаты будут удивительными – уверен автор.

Для интуиции картинка стоит тысячи слов. Она учится, как наблюдая действия других, так и выполняя действия сама. Почти все теннисисты испытывали чувство, что после просмотра теннисного чемпионата они играли выше своего понимания. Интуиция научилась у чемпионов.

Многим из нас нужно построить новое отношение к интуиции. Освоить новые способы общения. Разум часто смотрит на интуицию сверху вниз и унижает её своим пренебрежением. А надо – научиться смотреть на интуицию снизу вверх. Это отношение уважения, основанное на признании её возможностей. Научитесь полагаться на интуицию с позиции уважения – призывает Голви.


Отказ от оценочных суждений, искусство создания образов и способность освободить интуицию ‒ это три основных навыка, связанных с игрой в теннис. Они описаны в четырех законспектированных нами главах книги Голви.

Четвёртому, и самому важному внутреннему навыку – умению сконцентрироваться посвящена последняя глава книги. Об этом важнейшем навыке и будет рассказано в пятой, заключительной части конспекта.

И вы ОЧЕНЬ УДИВИТЕСЬ, я полагаю.

Быстрое и медленное

Это очень разные вещи: пробежать стометровку или преодолеть пятьдесят километров спортивной ходьбой. Нужны очень разные навыки.


Прежде чем перейти к последнему, ключевому навыку системы Тимоти Голви, я позволю себе с ним поспорить. Для этого спора я привлеку в союзники знаменитого американского психолога и экономиста Даниэля Канемана. Канеман – лауреат Нобелевской премии в области экономики. Он сделал существенный вклад в развитие психологической экономической теории, объяснил с позиции экономики и иррациональности отношение людей к риску в процессе управления своим поведением.

Канеман считает, что люди обладают двумя системами мышления – «быстрым» мышлением, которое можно назвать эмоциональным, инстинктивным или автоматическим, и «медленным», являющимся логическим и рациональным.


Свойством быстрого мышления является моментальная реакция. Для медленного необходимо выделять энергию и совершать умственные усилия.

Бывает, что человек чувствует конфликт между тем, что он должен сделать по своему пониманию, и своей инстинктивной реакцией, которая становится преградой на пути к этому. Дело здесь в самоконтроле, за который отвечает медленное мышление. Между устойчивыми убеждениями человека и его непосредственными впечатлениями есть разница. Иногда большая. Чтобы уметь противостоять иллюзии нужно научиться не доверять первым впечатлениям. Даже самый правдоподобный ответ не всегда является правильным. Быстрое мышление работает на автомате, и отключить его по мановению волшебной палочки нельзя. Но можно сделать так, чтобы медленное мышление всегда было настороже.


Обратите внимание, Даниэль Канеман буквально переворачивает с ног на голову концепцию Тимоти Голви. Тимоти агитирует за освобождение интуиции от угнетения разумом. Даниэль так же страстно призывает контролировать интуицию разумом.


И тот, и другой правы по-своему. Канеман, когда анализирует два типа мышления, меня убеждает даже больше, чем Голви, настаивающий на том, что в теннис надо играть исключительно инстинктивно.

Всё зависит от поставленной задачи и интервала времени. Планируешь сезон – включай разум. Готовишься к матчу – начинай привлекать интуицию. Чем ближе к конкретным игровым действиям, тем больше доля интуиции. Последний случай включить разум – это момент выбора направления и силы подачи. Дальше – чистая интуиция, особенно при обмене ударами у сетки. Здесь – одни мгновенные реакции, думать некогда.


Получается, что в поведенческой экономике главная опасность – это излишнее доверие интуиции. Это понимает Канеман. А в теннисном спорте главная опасность – излишний контроль со стороны разума. Это видит Голви.


Вы спросите: «А как же в копирайтинге?» В копирайтинге полярные, экстремальные ситуации встречаются реже. Копирайтеру следует всегда поддерживать гармоничный баланс между разумом и интуицией. Между работой головного и спинного мозга, если хотите. Конкретный баланс зависит от типа выполняемой работы. Если Вы пишете «Манифест коммунистической партии», работает, в основном, разум. Если ваша задача – 20 карточек товаров в день для интернет-магазина, или набор стандартных страниц сайта об огородных растениях, то здесь открывается простор для интуиции. Написали страничку про укроп, отточили ее до совершенства, получили «образ достижения результата» и вперёд. Интуиция поможет вам спинным мозгом сваять страницы петрушки, кинзы, рукколы, зелёного и красного базилика.


Копирайтинг – это вам не по мячику колотить и не по торговому центру слоняться. Копирайтеры! Задействуйте все свои возможности одновременно: разум и интуицию; головной мозг и спинной.

И всё у вас получится !!

Концентрация

Заключительная глава книги называется «Концентрация в теннисе». В ней описан четвертый ключевой навык авторского подхода Голви, и это самая неожиданная и удивительная глава во всей книге. Речь пойдет о … ДЫХАНИИ. Да-да, именно дыхание стоит в центре системы. И это хорошо.



Тимоти описывает упражнение, которое рекомендует выполнять в начале каждой тренировки и перед любыми соревнованиями. Это неподвижное, спокойное сидение и контроль дыхания. Просто, но очень полезно для контроля состояния разума. Первоначально упражнение использовали стрелки и фехтовальщики. Позже так делали знаменитые теннисисты Артур Эш и Майкл Чанг.

Копирайтерам от себя хочу посоветовать – выполняйте это упражнение всякий раз, когда вы садитесь за рабочий стол. Сели за работу – уделите пять минут самому себе, сконцентрируйтесь. Вот увидите – работа пойдёт лучше.


Упражнение. Примите положение сидя. Свободно опустите руки на колени, при этом пусть кончик указательного пальца касается кончика большого пальца на каждой руке. Закройте глаза, но не зажмуривайте их. Проследите, чтобы ваша спина, шея и голова были выпрямлены, ступни плотно касались пола. Сядьте спокойно, не двигаясь. Разум и тело сливаются в единое целое. Ощутите своё тело, неподвижное и расслабленное. Убедитесь, что вам удобно сидеть, вы расслаблены и спокойны.

Теперь начните раскрепощать свои мышцы. Представьте себе это зрительно – вы сидите и ваши мышцы расслаблены. Дайте себе команду расслабить все мышцы. Начните с макушки головы, затем перейдите к мышцам лба, глаз, рта, шеи, плеч, предплечий и рук. Спина, живот, таз, бедра, голени, стопы – расслабить нужно всё.

Проходите так по всем частям тела, пока не научитесь их расслаблять. Просканируйте всё своё тело. Если заметите напряжение в какой-нибудь части тела, можете помочь себе дыханием. Сделайте вдох, и затем выдох. Мысленно представьте себе, что при выдохе воздух направляется в то место тела, где вы ощущаете зажатость. После нескольких попыток, вы справитесь с этим.

Сделайте ещё насколько глубоких вдохов и добейтесь полного расслабления. Неподвижное сидение позволит вам ощущать своё тело и свое дыхание. Вы обретаете контроль над телом. Обязательно научитесь сидеть неподвижно. Двигаться дальше Вы сможете только после того, как отработаете успокоение своего тела.


Контроль дыхания. Прежде всего, Тимоти предлагает освоить брюшное дыхание. Сядьте удобно, чтобы голова, шея, спина были выпрямлены и образовывали прямую линию.

Сделайте медленный выдох, сократите мышцы живота. По мере выдыхания живот втягивается. Расслабьте брюшные мышцы и сделайте медленный и ровный вдох. Передняя стенка живота при вдохе движется наружу. Для удобства стоит слегка выгибать нижнюю часть спины. Теперь снова сделайте выдох. При втягивании мышц живота спина должна оставаться ровной. Допустимо слегка подать плечи вперёд. Повторите цикл дыхания несколько раз. Дышите через нос и ритмично.

На первых порах стоит положить руки на живот в районе пупка, это позволит прочувствовать движение стенки живота внутрь и наружу во время дыхания.

Ощущение дыхания. Сфокусируйте ваше внимание на дыхании. Дышите естественно, ритмично, без шума, остановок и задержке дыхания. Мысленно следите за ходом вашего дыхания. На первых порах продолжительность вдоха должна равняться продолжительности выдоха. Почувствуйте, как живот двигается внутрь и наружу, как воздух входит и выходит через ноздри, как тело наполняется воздухом.

После первого месяца выполнения упражнения, поменяйте его ритм. Постепенно увеличьте продолжительность выдоха в два раза. Например, если вы делаете вдох на четыре счета, то доведите выдох до 6, а потом – до 8. Концентрация улучшится.

Тимоти рекомендует теннисистам выполнять это упражнение два раза в день по 10‒15 минут. Делать упражнение не только сидя, но и лежа, и даже во время ходьбы. Овладеть не только брюшным, но полным и попеременным дыханием.

Эти продвинутые упражнения больше нужны теннисистам, чем копирайтерам. Можете пропустить.

На выполнение упражнения вы потратите 5-7 минут. Всего 7 минут, и вы сконцентрированы. Всё! Открывайте глаза – и за работу. Дело пойдёт !!


Вот и всё. Мы с вами изучили главные идеи Тимоти Голви, изложенные им в книге «Внутренняя игра в теннис». Напомню основные моменты. В теннисе (и в копирайтинге) важно поддерживать гармоничные отношения между своим разумом и своей интуицией. Голви описывает четыре основных внутренних навыка, которые позволяют поддерживать эту гармонию:

1. Отказ от оценочных суждений.

2. Искусство создания «образа достижения».

3. Способность освободить интуицию.

4. Сохранение концентрации за счёт контроля дыхания.

Эти несложные навыки позволяют быстро входить и уверенно держаться «в потоке».


За почти пятьдесят лет, прошедших с момента выхода книги в свет, многие тысячи теннисистов и других спортсменов овладели искусством «внутренней игры». Овладейте этой техникой, и вы «поймаете свою игру» и будете иметь множество поводов испытать сильные эмоции и потренировать глубокий выдох. ;-)



Как это делают теннисные чемпионы.

Послесловие

Небольшое послесловие

В качестве послесловия я выскажу два замечания от себя.

Одно – не принципиальное, а другое – принципиальное.


Не принципиальное замечание.

Среди навыков, которые пропагандируются в книге «Внутренняя игра в теннис», мне особенно понравился один. Тимоти не выделяет его из общего ряда, но он очень важен.

Именно он лёг в основу «недирективного подхода» к коучингу. Голви даже не дает этому навыку специального названия. От себя предложу условно назвать его «Отвлеки внимание». Это прием, который Тимоти использовал при обучении теннисисток удару справа. Он предложил ученицам отследить вращение мяча при ударе, визуально фиксируя положение швов мяча.

Это очень изящно – отвлечь внимание ученицы от постоянного самоконтроля и самооценки. Пусть следит за швами – техника удара улучшится сама собой. Очень красиво и эффективно.

Это подтверждено, в том числе, многолетней практикой недирективного коучинга.


А теперь – принципиальное замечание.

Поделюсь личным опытом.

Как-то раз, концентрируясь по Голви перед началом рабочего дня и рассчитывая обрести состояние покоя и сосредоточенности, я никак не мог справиться с внутренним напряжением. Сами собой возникли в голове слова: «Господи помилуй ..».

И состояние изменилось.


Если Вы тоже человек православный, попросите Божьей помощи в том, что собираетесь делать.

Замечу, что на Руси было время, когда общей традицией было принесение молитвы на начало всякого дела.

Хорошая была традиция.


Спасибо за внимание. Всех благ.

Ваш Константин Штольц


Оглавление

  • Внутренняя игра в копирайтинг
  • Предисловие
  • Ментальная сторона успеха
  • Разум и интуиция
  • Спокойный разум
  • Поток
  • Не оценивать
  • Образ достижения
  • Доверие интуиции
  • Быстрое и медленное
  • Концентрация
  • Послесловие