Данныйматериалсозданврамкахпроекта «КонспектНовойЖизни». Содержит описаниепрактическихсредствдлярешенияобозначеннойпроблемы. Всеправанауказанныеметодикипринадлежатавтору. Копирование, распространениеилииспользованиеданногоматериалазапрещенобезписьменногоразрешенияавтора.
Введение
Существует огромное количество учений, рассказывающих о саморегуляции общественных процессов. В том или ином виде мы сталкиваемся с трактовками «невидимой руки» (экономики, рынка, общества), то есть силы самой системы, которая направляет, меняет, координирует. Теоретически, подобное воздействие должно проявляться в сохранении и поддержании мировоззренческих ценностей большинства, при угасании соответствующих ценностей меньшинства. Многие теоретики социальной науки видят в данном явлении базовый принцип саморегуляции, основанный на идеях свободы выбора и демократии…
Современное общество уже не живет единым организмом. Плюрализм мнений, столь популярный сегодня, размыл структурные грани, но уничтожил организационные основы существования. Так, с одной стороны, мы получили неограниченную социальную мобильность, но, с другой стороны, потеряли стержневые основы социального бытия. Ценности прекратили свое объективное существование, превратившись в нечто субъективное и индивидуальное. Каждый человек волен сам определять приоритет личного развития, деятельности, поведения – одно из многих современных трактований свободы. Учитывая это, следует спросить, а как быть с социальным контролем? Регламент, регулирующий общественные взаимодействия, появился и развивался, исходя из представлений о ценностях, только речь идет об общих ценностях, а не индивидуальных…
В спектре качеств, регулирующих поведение, особенное место всегда занимала нравственность. Чаще ее понимают как совокупность психологических (духовных) качеств человека, оказывающих прямое регулирующее воздействие на его поведение. Но в условиях отсутствия единой ценностно-ориентирующей программы можем ли мы называть кого-либо нравственным человеком?
Чем обусловлено поведение конкретного человека? Можем ли мы его скорректировать? И где искать призму, сквозь которую мы видим реальность?
Понятие «Личность»
Основным для нас с понятием является «Личность». То есть совокупность внутренних качеств, которые и формируют самого человека. Личность – это система, значит, явление, состоящее из отдельных компонентов, возникающих в течение всей жизни и деятельности человека. От чего будут зависеть желания, стремления, мотивы каждого отдельного человека? Пожалуй, от тех целей и задач, которые он выстраивает для себя, в соответствии с ценностными представлениями, сформированными в его сознании. Ценности определяют действия, а действия определяют бытие. Через деятельность человек задаёт среду своего существования. В процессе деятельности находит соответствующее окружение. Через свои поступки и решения получает общественную оценку, что, по сути, и является его личностью.
Для полного понимания представим себе простой пример. Ребёнок собирает что-то из конструктора: детали разнообразны, они крепятся друг к другу то ли хаотично, то ли исходя из каких-то соображений. Взрослый, оценивая его работу, может сказать: “Какая замечательная пирамидка!” или “У тебя получился прекрасный кубик!”. Так или иначе, в процессе возникает какая-то фигура, даже если это и есть всего лишь нагромождение отдельных деталей. Возможно, ребёнок объединял только те детали, которые ему нравятся, не собираясь изображать что-то конкретное. Однако, сторонний взгляд будет оценивать целостный образ (результат), а не его составные части.
Также и общество, опираясь на внешние проявления, поведение человека, формирует общее представление о нём, что и называют – термином “Личность”.
Экзогенные факторы воздействия
Определяющей ролью в процессе формирования личности (человека) обладают экзогенные факторы, заключающиеся во внешнем влиянии на человека. С самого рождения человек поддается воздействию внешних раздражителей, которые являются информацией, воспринимаемой им. Достаточно обратиться к примеру феномена “детей-маугли”, когда ребёнок, оказавшийся в природной среде, перенимал модели поведения животного мира. Таким образом, под влиянием внешних факторов происходило самоотождествление и возникал набор ценностных ориентаций, напрямую связанных с ним. В животной стае или в человеческой семье, младенец считывает информацию окружающего его социального пространства. В этом и заключается главный формирующий процесс – процесс социализации.
Таким образом, каким станет человек, зависит от опыта, который он получил в младенчестве. Какие модели поведения показывали
Последние комментарии
4 часов 56 минут назад
4 часов 58 минут назад
11 часов 40 минут назад
11 часов 49 минут назад
18 часов 1 минута назад
18 часов 5 минут назад