Спектакль [Елизавета Андреевна Порядина] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Елизавета Порядина Спектакль

Театр – место, где одни люди надевают маски своих героев и проживают тысячи жизней на единственной сцене, а другие – наблюдают за этим действием и замечают в увиденном то, что находит отклик в сердце. Когда это происходит, думаю, случается чудо: единение душ автора, актера и зрителя.

За окном уже стоял крепкий мороз, но такое обстоятельство не напугало меня и мою спутницу. Мы решили посмотреть новую постановку в театре. Нас удивило, что сие действие длится меньше часа, а низкая цена билета подкрепила желание увидеть то, что воплотят талантливые личности на сцене.

Учитывая все нюансы, я надел не просто классический костюм и снежно-белую рубашку, не также потрудился завязать галстук-бабочку и надеть запонки. Дама моего сердца же появилась в прекрасном черном платье длиной ровно до середины коленной чашечки, как и предусматривал этикет, а ее тонкие музыкальные пальцы аристократично подчеркивали черные полупрозрачные перчатки.

У нее были глубокие и невероятно умные зеленые глаза, на первых этапах влюбленности я терялся в них. Все внутри сжималось, тело пронизывала дрожь, волнение охватывало весь разум и туманило его. Их цвет даже можно сравнить со свежезаваренным зеленым чаем, сквозь стеклянную чашку которого проникали лучи солнца. Сейчас же они были прикрыты легчайшей вуалеткой, от чего образ становился загадочнее.

Когда мы оказались в том новом и малоизвестном театре, меня поразило обилие желтого цвета: теплый свет ламп, позолоченные люстры, рамы, бежевая краска на стенах и прочее. В самом зале было прохладно. Однако об этом нас предупредили на входе, также сообщив причину:

– Дело в том, что сегодня утром наша отопительная система стала неисправна. Проблемы с котлом, которые обещали устранить к завтрашнему обеду. На данный момент он отключен, чтобы не возникли иные неприятные ситуации.

– Неприятные ситуации? – неожиданно для себя спросил я.

– Пожар или же утечка газа, – ответили мне.

– Спасибо, что предупредили, – произнес я, и чтобы скорее завершить этот диалог добавил, – А как пройти на сам спектакль?

– По лестнице вверх и прямо, там вас встретят, – сказали заученную фразу.

Звучало все обнадеживающе, однако ситуация с отоплением уже вызвала внутри меня некоторое беспокойство.

– Ты встревожен? – так тонко прозвучал ее голос, будто тысячи льдинок разбились на более мелкие, но при этом звук оказался приятно высоким.

У нее потрясающее развита эмпатия, и колебания моего настроения были замечены сразу. Эта девушка с глубокими глазами могла быть невероятно молчаливой, но одновременно внутри нее бушевал океан мыслей.

– Да, несколько обеспокоен бедственным положением этого заведения. Но представление менее часа длится, а после мы сможем сходить с тобой в кафе, которое недалеко от дома и заказать твоего любимого какао, – постарался я разрядить ситуацию.

– Все будет в порядке. Уверена, что нам будет, о чем вспомнить или поразмышлять. Даже название у постановки такое … – она прервалась.

Нам открылся совсем небольшой зал, но в нем было даже уютно. Огромные кресла были обиты красным, скорее даже бордовым бархатом, из подобного материала кулисы свисали с потолка, ожидая момента, когда можно раскрыться и показать все то, что вызревало несколько месяцев, а может и лет.

Глупо и нелепо сравнивать длительность постановки, как и объем книги, количество минут в фильме, эпизодов в сериале, со временем, затраченным на их создание. Можно написать сотни страниц за месяц, но также потратить годы на создание книги с таким же объемом. За четыре года можно снять целый сериал, с полутора сотнями эпизодов, невероятно детализированный, однако на создание фильма длительностью чуть больше двух часов может быть потрачено около восьми лет. Вы можете меня критиковать, но при таких размышлениях стоит делать упор на детали, сцены, даже диалоги и прочие мелочи. Все не так просто, как может показаться на первый взгляд.

– Латинское… название. Clientela. Vale! – продолжил я.

Зависимость. Многозначное, – шепнула задумчиво она, будто пыталась представить, чем закончится постановка, которая ещё не успела начаться.

Часто так происходит, что, едва подумав о каком-либо событии, пытаешься предположить его последствия. Это сравнимо с игрой в шахматы: каждый игрок заранее продумывает несколько ходов наперед, выбирая в конце оптимальный вариант или уже существующую тактику. Но в реальности все значительно сложнее – слишком много деталей задействовано в механизме жизни.

Представьте себя днем в центре оживленного района города. Вы спешите на встречу, причем очень важную, даже судьбоносную. Всего лишь нужно прямо пройти два квартала, никуда не сворачивая. Таинственным образом вы рассчитали время, когда на светофоре загорается ужасный красный свет, тормозящий на пути к цели. И, наконец, вы спокойно идете, постоянно сияет зеленый цвет светофора, но вы опаздываете. Почему? Ведь все доли секунды были рассчитаны с учетом возможных погрешностей. Что не так? Не учли того, что впереди вас шел человек со скоростью чуть меньшей вашей. Также не подумали о той приятной собаке неизвестной породы, которая окажется у вас на пути. Не предположили, что шнурок на вашей обуви развяжется так скоро и отнимет несчастную минуту. Не знали, что в тот момент вам могут позвонить по телефону, из-за чего у вас замедлится шаг, поэтому вы отойдете к краю дороги, где проходила та пушистая дворняжка с жалобным взглядом, а по той же обочине шла медленно девушка, ведь она совершенно не собиралась торопиться домой, однако чудо – она заворачивает за угол, здесь вам приходится ускориться, но от быстрого шага у вас развязываются шнурки, и вы снова теряете время…

Темно-красные бархатные кулисы открываются. Нам показывают историю о жизни фермера, который невероятно сильно любит своих овец и уделяет слишком много времени им, настолько много, что уже долгие годы не может сделать своей возлюбленной предложение. Вся постановка невероятно утрирована, от чего в некоторых моментах еле сдерживается смех, однако со стороны это выглядит так, будто ты задыхаешься. Ведь громкий смех в театре – неуважение к играющим и остальным зрителям.

– Ты любишь своих овец больше меня! – кричит актриса, играющая ту самую возлюбленную, которая ожидает предложение в течение нескольких лет.

– А тебе важна лишь прибыль с их пострига! – выпалил главный герой.

Кулисы опускаются, но, как оказалось позднее, лишь на время. А некоторые зрители уже пытаются наполнить весь зал аплодисментами.

Но минута, и теперь на сцене стоят те же актер и актриса, сыгравшие главные роли. Особо хочется отметить их внешний вид, который спровоцировал смешок молодого человека, сидевшего позади. На актрисе огромный парик кудрявой блондинки, вероятно, здесь ссылались на любовь к овцам и героиня хотела, чтобы к ней чувствовали такую же сильную привязанность, но я не эксперт. И как вы уже догадались, актер был костюме с изображением денег.

– Зависимость, – произнес очень отчетливо актер, – многие из нас зависимы от мнения окружающих.

– Но еще чаще от предпочтений одного единственного человека, которому мы хотим понравится, – продолжила мысль актриса, – ужасно, ведь это заставляет нас постоянно притворяться тем, кем мы не являемся на самом деле, – на этой фразе девушка указала на собственный парик.

И знаете, ладно внешность перекраивать под ту, которая тебе нравится. Но ситуация, когда создаешь образ противный себе, однако одобряемый окружением, действительно на грани фантастики, которая каждый день воплощается кем-то. Хотя это не самое пугающее, намного страшнее, когда тебя заставляют иначе мыслить, запрещают читать или смотреть определенные вещи, предлагают взамен иные, ненавистные тебе.

– Так люди теряют в первую очередь себя настоящих, – произнесла актриса.

– Что такое личное мнение? Собственная точка зрения? – продолжил актер, – В такие моменты люди ссылаются на общепринятое. Но это губит как наше внутреннее состояние, так и наш разум. Он покрывается неосязаемой пленкой, на глаза будто одевают повязку. Неприятное чувство. В итоге, когда уже остаешься один, то думаешь: кто я? Что я? Что мне нужно? А точно ли я этого хочу или такое мнение мне навязало общество? Жить обрекается на жалкое существование, ведь такие люди даже не понимают, что им может принести удовольствие. Может, снимем уже эти маски?

«Снимем маски», – произнес актер. Я не могу объяснить то, что произошло дальше. Со звоном запонки с моей рубашки полетели на пол, узел на галстуке-бабочке ослабился, неприятные коже тонкие перчатки девушки полетели к запонкам, туда же отправилась легчайшая вуалетка, затемняющая вид. Сила искусства – никак иначе я не могу назвать произошедшее. Все устои, которые правили нами, сковывали, как тот галстук на шее, ослабли, рухнули, исчезли, улетели, рассыпались в прах. Так что ж… Снимем маски!

– Неожиданный конец, не находишь? – этот голос вернул меня к реальности.

– Мне сначала хотелось встать посреди спектакля и уйти. Подумал, что попал на дешевую комедию, но то, что сказали в конце…, – я прервался.

– Изменило твою жизнь, – она встала прямо передо мной так близко, что я смог почувствовать её теплое дыхание, – Я должна тебе признаться. Только не бойся, но … я не люблю какао. Мне нравится чай. Согласна, какао звучит романтично и уютно, мне не хотелось рушить твои идеалы. Но сейчас понимаю, что лучше…

– Сказать правду. Я рад, что встретил тебя, – по-мальчишески смущаясь, начал нести полную несуразицу, отражающую мои настоящие чувства, – Мне сложно подобрать слова, но уверен, что ты меня понимаешь. Твои глаза они как свежезаваренный зеленый чай, сквозь стеклянную чашку которого проникают лучи солнца. Ты светишься изнутри…

Никогда раньше я ничего не говорил ей о своих подобных ассоциациях. Боялся показаться странным или смешным. Но даже если это и является правдой, лучше узнать сразу. И не жить в омуте сомнений: «сказать? Спросить? Или не стоит? Я выгляжу смешно?». Если не спрашивать, то никогда не будет возможности узнать мнение человека по поводу той или иной ситуации. Не бойтесь показаться глупым, бойтесь остаться таким.