Франкогаллия [Франсуа Отман] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Франсуа Отман Франкогаллия


Центр гуманитарных инициатив

Москва — Санкт-Петербург 2015


Серия MEDIAEVALIA

СРЕДНЕВЕКОВЬЕ КАК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ФЕНОМЕН. Основана в 2015 г.

(обратно)
(обратно)

И.Л. Эльфонд Ф. Отман — юрист, историк, политический мыслитель и идеолог гугенотов


1. Жизнь и творчество Ф. Отмана
Судьба известного французского мыслителя XVI века оказалась необычайной. Автор множества трактатов и памфлетов, Франсуа Отман вошел в историю политической науки благодаря произведению, написанному по горячим следам одного из самых кровопролитных событий позднесредневековой Западной Европы — Варфоломеевской ночи. «Франкогаллия» стала своеобразной программой гугенотской партии (затем ее идеи были позаимствованы представителями противоположного лагеря — ультракатоликами-сторонниками Лиги). Появление столь оригинального трактата, пользовавшегося во второй половине XVI в. исключительной популярностью у протестантов, во многом способствовало наступлению нового этапа в истории политической мысли Гуманизма и Реформации.

«Франкогаллия» Ф. Отмана (наряду с сочинениями Ж. Бодена) наметила перспективу развития не только национальной, но и европейской политологии в целом. Данное сочинение можно считать кульминацией идейной борьбы эпохи и одновременно апологией тираноборчества. Полемические приемы, теоретические обобщения и выводы «Франкогаллии» в дальнейшем широко использовались современниками для обоснования прав народа и идеи народного суверенитета.

Судьба автора по сравнению с известностью его произведения представляется не слишком яркой. Отману не довелось, подобно Мишелю де Лопиталю, изведать громкую славу, которую ему принесла бы собственная политическая программа, а затем стать свидетелем ее полного провала; он также не обладал широтой сферы исследований, характерной, например, для Жана Бодена. Франсуа Отман не был наделен мудрой терпимостью и скепсисом Мишеля де Монтеня, ярким гением Ронсара, пламенным талантом собрата по вере Агриппы д’Обинье или пылким пафосом Теодора де Беза. По сравнению со своими блистательными современниками он (как и Э. Пакье) представляется несколько суховатым, типично эрудитским исследователем. Но судьба и логика гражданских войн заставили талантливого, но ничем особо не выдающегося юриста принять на себя миссию ведущего идеолога гонимой части населения и взойти на вершину политической науки позднего Возрождения и Реформации.

Политическая мысль Франции второй половины XVI века формировалась в необычайно сложной социальной и конфессиональной ситуации. Религиозные войны, квалифицируемые современниками исключительно как гражданские, стали подлинной трагедией и испытанием на прочность национальной государственности1. Они оказали огромное влияние на развитие идеологии, выделение различных ее направлений, возникновение и эволюцию новых тенденций в общественной мысли.

По мере углубления кризиса современники все более осознавали его социально-политическую подоплеку. Конфронтация двух не только религиозных, но и политических лагерей, а также постепенное оформление третьего, стоявшего на охранительных позициях, определила напряженный характер борьбы. Наконец, присутствие недовольного дворянства обозначило главную линию противостояния — опровержение или, наоборот, оправдание абсолютизма. Развитие идеологии и конструирование системы политической пропаганды обуславливались углублением гражданских войн, особым процессом их протекания, а также изменениями позиций противоборствующих партий.

Начало гражданских войн сопровождалось дикими даже для XVI века эксцессами (жесточайшие пытки и казни, расправы с населением, поругание могил, разрушение национальных святынь). Первая и вторая войны (1562–1563 и 1567–1568 гг.) вызвали невиданное до этого во Франции усиление пропаганды, результатом чего явились т. н. «памфлетные войны». Лидеры направлений стремились обосновать позиции своего лагеря; в такой стихийной и не очень высокой по теоретическому уровню полемике формируются основные положения зарождавшейся новой идеологии. В данный период становится ясно, что идейный, да и художественный приоритет принадлежал партии протестантов — гонимая группа вынуждена была аргументированно обосновывать вооруженное выступление против законной власти. Эта партия имела в своих рядах талантливых писателей и полемистов, которые, правда, в ходе двух первых войн еще не решались полностью порвать с традицией верности государю и короне. Их концепция сводилась к идее защиты монарха от дурных советников (т. е. своих политических противников, прежде всего, Гизов). Непродолжительное снижение накала