Уличный художник [Владислав Викторович Порошин] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Влад Порошин Уличный художник

В городском парке в кои то веки вместо опостылевшей попсы заиграл настоящий духовой оркестр. Первые аккорды фокстрота «Цветущий май» грянули так громко, что испуганные голуби взлетели вверх. Потом они сделали пару кругов над площадью и облепили крышу единственной на весь парк ротонды. Радостное солнце, как будто услышав музыку, заулыбалось сквозь плотный навес зеленой листвы.

— Ну, хоть какое-то разнообразие, — подумал Павел Ефремов.

Он поставил в тень раскладной стульчик, разложил мольберт, открыл коробку с карандашами и рядом на небольшом стенде выставил примеры своих картин. Павел еще во время учебы в школе занимался в изостудии и ему неплохо удавались портретные работы. И он, может быть, и связал бы свою дальнейшую жизнь с изобразительным искусством, но отец тогда сказал, — что за профессия такая художник? Вот инженер это да, всегда стабильно будешь иметь кусок хлеба с куском масла.

И вот ирония судьбы, с родного завода, на котором он отработал пять лет после ВУЗа, Павла сократили, оставили так сказать, и без куска хлеба и без куска масла. И пришлось ему вспомнить свое школьное увлечение. Второй месяц, бывший инженер Ефремов, сидел на раскладном стульчике и писал портреты посетителей городского парка. Обычными клиентами Павла были миловидные девушки, влюбленный парочки, которые переживали самый сладкий конфетно-букетный период, а так же мамы и бабушки с детьми. Но сегодня к нему подошла необычная пара пожилых супругов. Одеты они были в старомодные плащи, семидесятых годов прошлого века. А по лицу женщины было видно, что она глубоко переживает какое-то горе. Ее муж держался более стойко, он всячески старался поддержать и успокоить жену. Внезапно прямо в спину художника подул холодный неприятный ветерок.

— Молодой человек, — обратился мужчина к Павлу, — вы можете нарисовать портрет по фотографии?

— А какого, по-вашему, фига я здесь сижу? — поежившись от холода, хотел было ответить Ефремов. Однако видя состояние супругов, он осекся и сказал, — конечно, напишу. Это будет стоить тысячу рублей, а по времени работа займет час, может быть полтора.

— Хорошо, мы пока погуляем и подышим воздухом, — согласился мужчина, доставая из внутреннего кармана плаща, как некую драгоценность, фотографию девушки.

Его супруга не выдержала и всплакнула, спрятав глаза в платочек. Мужчина же сначала полюбовался этой фотографией, а потом положил ее около мольберта вместе с требуемой суммой денег. Павел аккуратно спрятал деньги в карман, и кивнул головой, дав понять, что все сделает в лучшем виде. После чего пожилые люди удалились.

— Очень странная пара, — подумал Ефремов. Потом он прикрепил на зажим прямо к мольберту фотографию и принялся привычными движениями руки рисовать овал лица, размечать линии глаз, губ и носа. Девушка с фотографии смотрела, немного опустив голову вниз, и чуть-чуть развернув свой профиль вправо. У нее были тёмно-русые длинные волосы, которые полностью закрывали уши, и большие серые глаза. Во взгляде, безусловно, симпатичной девушки, читалась какая-то болезненная грусть.

— Интересное лицо, — подумал Павел, — пожалуй, я бы мог увлечься такой девушкой. Хотя кому нужен, безработный уличный художник, — тяжело вздохнул он.

Однако, постепенно при работе над портретом невеселые мысли испарились из головы. Ефремов так увлекся, прорисовывая тени и полутени на лице девушки, что целый час пролетел для него, как несколько минут. Павел даже не заметил, когда перестал играть духовой оркестр, и снова в парке зазвучала отечественная и зарубежная попса.

— Отличная работа, — похвалил он сам себя и сделал фотографию на планшетник для портфолио. Затем Ефремов посмотрел по сторонам, ища глазами заказчиков этого портрета, но их нигде не было.

— Все это очень необычно, — задумался художник, — и оркестр куда-то запропастился, не мог же он испариться со всеми инструментами, стульчиками и пюпитрами для нот.

— Сколько будет стоить наш портрет? — вывел его из раздумья голос молодого парня, рядом с которым стояла, по всей видимости, его подружка.

— Тысячу рублей, — ответил Павел.

— А долго нужно будет сидеть, и позировать? — поинтересовалась надув губки девушка.

— Я вас сейчас сфотографирую на планшетник, вы можете пойти пока погулять на часок, потом придете и заберете свой рисунок, — успокоил молодежь Ефремов.

— Норм! — обрадовался парень. И тут же со своей подружкой они стали позировать для фотографии.

После веселых молодых влюбленных были еще клиенты, и еще, и практически до самого вечера, Ефремов работал в поте лица. Периодически он, конечно, всматривался в прохожих, но тех самых первых заказчиков, той пожилой пары так больше и не увидел. Придя домой, Павел первым делом поставил чайник на плиту, а вторым решил пересчитать выручку. Он вынул все содержимое из внутреннего кармана пиджака на кухонный стол и удивился. Вместе с деньгами за работу, коих было значительно больше обычного, лежала прямоугольная вырезка из какой-то старой газеты. Ефремов внимательно рассмотрел ее, вверху можно было прочитать большие буквы РАВ, а ниже год 1972, и в самом низу был кусочек какой-то фотографии.

— РАВ, — подумал Павел, — это газета «Правда»? Стоп! А где фотография девушки, которую я рисовал в начале дня? Она же должна была быть, там же где и вся выручка!

Ефремов еще раз обшарил все карманы, но тщетно, фотографии нигде не было. Тогда он раскрыл папку с рисунками, которые обычно брал для портфолио и увидел искомый портрет незнакомки. Кстати на лице девушки, неизвестно как, появилась маленькая слезинка.

— Итак, подведем итоги, — сказал сам себе художник, наливая чай, — портрет девушки есть, денег за его исполнение нет, фотографии оригинала тоже нет. Либо я схожу с ума, либо элементарно перетрудился. Будем все-таки верить в лучшее, — решил, наконец, Павел.

Ночью Ефремов почувствовал себя не важно, у него горело горло, раскалывалась голова, но самое противное все тело стало ломить от озноба. Он встал с дивана, и, шатаясь от слабости, прошел на кухню. Там он долго рыскал в поисках обезболивающего и наконец, нашел растворимую таблетку от головной боли. Затем Ефремов налил в стакан воды и бросил в нее шипучку, таблетка мигом покрылась маленькими пузырьками. Это было последнее, что ухватило сознание Павла. Какое-то мгновение он смотрел на свое тело, которое распростерлось на полу, со стороны, а потом неведомая сила его закрутила и выбросила на берег моря. Холодные брызги окатили лицо.

— Ничего себе шторм, — подумал Ефремов, — и самое интересное, что это за место? И как я сюда попал?

Павел внимательно огляделся и увидел в метрах пятистах большой камень, на котором кто-то сидел. По развивающимся волосам на ветру, Ефремов понял, что это девушка. И пошел вдоль берега в ее сторону. Расстояние, которое казалось значительным, на деле художник преодолел за секунды.

— Привет, — поздоровался он с незнакомкой.

Девушка посмотрела на Ефремова, как на какое-то недоразумение, и снова уставилась на волнующееся море. Павел же напротив обрадовался, увидев знакомое лицо.

— Эй! А я тебя знаю, точнее я твой портрет вчера рисовал в парке, — попытался он вновь завязать разговор.

— Мне это не интересно, — сказала незнакомка, даже не повернув головы.

— Не интересно, не интересно, — пробубнил про себя художник и полез на этот огромный камень.

Немного попыхтев, Павел уселся рядом с неприветливой девушкой и стал так же смотреть на волны.

— Живописно, — поделился он своим видением бушующей стихии, — Айвазовский бы порадовался, есть, где разгуляться воображению.

— Меня это не волнует, — снова попыталась закрыть беседу незнакомка.

— Как это волны могут и не волновать? — пошутил Ефремов, однако незнакомка сочла этот юмор слишком плоским для какой либо реакции на него.

— Нет, правда, — не успокаивался молодой человек, — здорово здесь! Я вот спросить хотел, может быть, ты знаешь, что это за место, и как из него выбраться? А то я буквально несколько минут назад сидел на кухне, а сейчас тут, сижу.

Незнакомка внимательно посмотрела на Павла, как на больного и сказала, — это пограничный мир, выход в мир живых в море. Нырнешь и вернешься к себе, если конечно тебя там кто-то ждет.

— Что значит кто-то? — удивился уже Ефремов, — мама и отец меня ждут, у меня там.… Вообще-то меня там с работы сократили. Но я руки опускать, не намерен. Прорвусь как-нибудь.

Павел чмокнул незнакомую девушку в щеку и спрыгнул с камня.

— Эй! Ты чего! — крикнула незнакомка, — ты зачем меня поцеловал?

— Так, поблагодарил, ведь у меня ничего здесь нет, портрет твой там, в том мире, — объяснил свой поступок художник, — а так бы я тебе его подарил.

Волны внезапно окатили Павла с головы до ног. Он еще раз посмотрел на девушку, помахал ей рукой и пошел в море.

— До встречи! — крикнул Павел.

— Постой! — перекрикивая волны, обратилась незнакомка к Ефремову, — может, ты еще раз заглянешь ко мне в гости? А то мне здесь одной скучно.

— Лучше ты возвращайся в наш мир! А то тут как-то пустынно и не уютно, — ответил он.

— Но меня там никто не ждет! — маленькая слезинка скользнула по лицу незнакомки.

— Прямо как на картине, — подумал Павел и крикнул, — теперь там, в нашем мире, я тебя буду ждать! Каждый день в городском парке недалеко от ротонды, с мольбертом и карандашами.

Потом художник разбежался и нырнул в набегающую волну.

По телу пробежала судорога, которая ударила по всем венам, как электрический разряд. Ефремов почувствовал, как его мышцы покалывают тысячи маленьких иголок. Он приподнялся с кухонного пола и взялся рукой за голову. На затылке пальцы нащупали здоровенную шишку. Павел глубоко задышал и заметил, что все его тело покрывает холодный липкий пот.

Наутро Ефремов проснулся, как ни в чем не бывало, его не знобило, голова почти не болела, и самое интересное горло было девственно чистым, не было ни покраснений, ни других прочих признаков ангины.

— Что же это такое со мной произошло? — подумал он, готовя себе ужин, — сон, что ли такой? Тогда откуда шишка на голове? В общем, идти надо работать в парк, там, на свежем воздухе, все можно будет детально обдумать.

Спустя месяц, это происшествие мало-помалу для Ефремова стало забываться. Единственный портрет незнакомки, который теперь всегда был среди его лучших работ, напоминал про ту странную ночь. К концу лета, в жизни Павла наметились очередные перемены, его друзья предложили ему поработать в качестве инженера на новом малом предприятии. И хотел, уже было, Ефремов отказаться от походов в парк, так как устал немного от уличного изобразительного искусства. Но в этот последний выходной он снова сидел в тени деревьев напротив своего мольберта. День тянулся очень медленно. Работы было мало. И тут он увидел, как прямо в ротонде расположился духовой оркестр. После небольшой минутной репетиции, дирижёр взмахнул своей волшебной палочкой и зазвучал фокстрот «Цветущий май». Голуби испуганно взлетели вверх.

— Здравствуйте, вы можете нарисовать мой портрет? — кто-то милым женским голоском обратился к Ефремову.

— Что? — удивленно переспросил он, оборачиваясь.

— Я говорю, вы можете нарисовать мой портрет? — на Павла смотрела та самая незнакомка из его ночного происшествия и улыбалась.

— Он давным-давно тебя уже ждет! — Ефремов открепил от своего портфолио лучшую работу и протянул ее девушке, — где же ты была все это время?

— В больнице, — ответила незнакомка, разглядывая свое рисованное лицо, — я из комы вышла две недели назад. А, у тебя получился отличный рисунок.

— Да, портрет хорош, — удрученно согласился Павел, коря себя за бестактность, — послушай, а кем тебе приходится та пожилая супружеская пара в старомодных плащах, которые мне заказали эту работу?

— В старомодных плащах, — задумчиво повторила, что-то вспоминая, девушка, — это были мои бабушка и дедушка, у меня в комнате висит их фотография, где они оба так одеты. Только они давно умерли, — добавила она, и грустно улыбнулась.