Мир, война и метро [Михаил Хавинсон] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Михаил Хавинсон Мир, война и метро

– Алло! Я в метро, не могу говорить. Перезвоню.

«Звонок сверху», – подумал я. Так странно: как будто мы можем спускаться в подземное царство, а оттуда сверху нам звонят, и мы можем отвечать. Мы словно в большом организме. Что если моя почка может «позвонить» мозгу, мол, такое дело, не хватает сахарка, кинь на баланс. Я усмехнулся. Может, мы как кровяные шарики внутри транспортно-кровеносной системы города: бежим, двигаемся, переносим что-то с одного места на другое. Мы сами построили такой большой организм, который шумит, стучит и работает на нас, а мы – частично на него. Он как будто стал самостоятельным, каждый поезд ждет с утра машиниста, а машинист, наверное, гладит панель и может, называет поезд особенным именем. Каким вот, например? Какое я бы дал имя поезду в метро? Была ли это кличка типа «Стрела» или «Дружок», как у животного, или имя как у человека, например, Даша или Вова?

Мы строим реальность под себя: прорыли туннели, пустили по ним, как по жилам, поезда, и потом, наверное, начали, одушевлять всё это. Какую душу мы сотворили этим поездам? Мы строили гиганта метро для больших возможностей, как наше продолжение, воплощение мечты мчаться быстрее, и душа метро, стало быть, продолжение наших душ. Чего нам не хватает? Любви, пожалуй. Всегда не хватает любви. Наполнили ли мы душу метро, душу поездов любовью? Хотя кому-то не хватает дома, кому-то надежности и предсказуемости, кому-то радости. Этим и наполнили. Но кто-то боится мира и хочет от него закрыться… Может, поэтому так шумно в метро. Как шанс в этом шуме услышать тишину, самого себя.

Поезд плавно затормозил. «Станция Ботанический сад, следующая станция ВДНХ…». Ну, всё же просто: вот, есть станция, есть следующая за ней и следующая. Но что-то есть во всём этом притягательное. Может, возможность всё начать сначала. Закольцованность метро, словно намекает, что в любой момент всё можно начать заново: просто перейти на другую сторону. И самое интересное, что ты не вернёшься на прежнюю станцию, какой ты её знал. Она будет той же, но немного другой, как будто одновременно показывая, что ты снова здесь, и в то же время у тебя появилась новая возможность, новый взгляд, новая мысль, новое ощущение, возможно, едва уловимое, но совершенно точно что-то открывающее, как порция воздуха из другого мира, другой реальности, в которую ты можешь войти. Поддержит ли тебя душа метро или ей всё равно? Захочет ли она, чтобы ты соприкоснулся с этой новой реальностью или ездил по кругу в ожидании чего-то?

Невольно мне показалось, что схема метро похожа на карусель. Странное дело, что крутится не она, а мы – поезда кружат нас по станциям, не смущаясь, возглашая рёвом своё появление. Такая вот карусель, аттракцион, где мы можем, буквально закрыв глаза и открыв, оказаться в другом месте, рядом с совершенно разными незнакомыми людьми. Ещё схема метро мне всё больше напоминает гигантский мозг, по которому движутся нервные импульсы – это мы. «Ну, да – порой мы бываем очень нервны и импульсивны», – усмехнулся я. Мы переносим информацию, и вообще – на кого мы все работаем? На какого-то богатенького дядю в Мерседесе? Но он ведь тоже, как и мы, что-то переносит в своем микрометро, он, может быть, даже уверен, что работают на него, что он хозяин всего, но любая его болезнь показывает, что этот дядя не более, чем ещё один элемент в системе, который выполняет свою роль. Он умрёт, а система продолжит жить, на его место придет другой, который будет думать, что все работают на него.

Так странно, что мы создали такой мир – метро… Микроорганизмы и клетки, похоже, тоже создали нас. Вдруг они думали, что создают нас для себя, и по сути управляют нами так организовано, как мы управляем метро. И вдруг у этого созданного появляется сознание, которое провозглашает себя главным. Похоже, что эти клетки знали, что строят наше тело, для того чтобы туда пришло сознание, либо это сознание они смогли сами построить, и оно уже существует независимо от них и это их устраивает. Так и должно быть – хорошо, когда каждый занимается тем делом, которое ему предназначено или которое он выбрал сам, что по сути одно и то же. Разве плохо нам, что не надо прорубать дорогу и проходить сквозь опасности джунглей, чтобы попасть, куда надо? За нас это решает ум метро – он всё спланировал и организовал. Может показаться, что отдельные люди и есть его ум, но какая в этом разница, из чего он состоит, важно, что он есть и не зависит от отдельного человека. Мы родили его в нашем обществе, и наделили его властью преодолевать расстояния, вдохнули в него жизнь. Причем «мы» – это несколько поколений, так же как и наши тела составили не одно поколение клеток, которые сумели друг с другом «договориться» на языке ДНК. Нам всем наверняка будет хорошо, когда мы полностью договоримся: клетки, которые создали органы и тело, договорятся с сознанием, которое либо ими порождено, либо приглашено. Наш договор с метро – это забота о нём, а взамен – карусель, которая кружится под Москвой и доставляет нас почти в любую её точку через своеобразные порталы.

«И создал Господь Бог человека из пыли земной, вдохнул в его ноздри дыхание жизни, и человек ожил». Я бы не стал слишком превозносить человека и говорить, что метро создано только им – это несправедливо. Гораздо справедливее, как ни странно, сказать, что метро сотворила природа руками человека. Природа вдохнула в него жизнь, когда мы открывали пустоты внутри земли под городом. Эти пустоты, словно вздыхая, наполнялись воздухом. Железные руки уверенно освобождали пространство для человека. Маленькие клетки сотворили тела, имеющие сознание, а это сознание само превратилось в клетку, из которой образовалось большее сознание, коллективный ум. Он творит себе разные тела, одно из которых – метро, и населяет их. Он ищет новые формы для себя, давая каждому то, что он хочет. Дышащая вселенная, в которой мы – импульсы, биения, расходящиеся во все стороны. Удивительно то, что мы свободны и можем наполнять эти формы по своему желанию: вот, ты – в метро, вот – в городе, в самолете. Ты можешь стать частью этой формы или элементом её содержания, а можешь создать свою форму – ты свободен. Вздохни глубоко, почувствуй это. Здорово же?

Поезд – это стрела, ты можешь оседлать стрелу, чтобы пронзить пространство. Когда гаснут огни станции, поезд погружается в космическую тьму, мы впустили в землю не только воздух, но и космос. Порой ты теряешь вес, как космонавт, и движешься сквозь пространство – это мечта. Метро наполнено космосом, в котором порой толпятся люди, чьи взгляды устремлены куда-то внутрь себя, в музыку, звучащую в наушниках, в слова электронной или бумажной книги, в воспоминания… А поезд дерзко летит в пространстве, и вот уже появляется свет очередной станции, блики облицовочной плитки, фигурки людей, примагничивающихся к входу в поезд. А поезд переносит часть космоса из одной точки в другую, перемешивая пространство в большом сосуде, в котором постоянно рождается что-то новое. Смогло бы оно родиться, если бы не было этого движения? Возможно, для этого мы его и создали. Мы создали движение. Движение, в котором происходит эволюция человека и человечества, это наша форма – метро с умом, душой и телом.

Кто-то невзначай толкнул меня плечом, мне это напомнило о слипании клеток крови, если они начнут слипаться – начнется болезнь. Не от того ли это, что мы хотим взаимодействовать друг с другом, потому что имеем одну природу, имеем родство, которое тянет нас друг ко другу. Это взаимодействие возможно: вот, я вижу пару, которая обнимается, а вот – мать, которая держит на руках дитя. Похоже, тому, кто меня толкнул, не хватает взаимодействия – может, обнять его? Пожалуй, воздержусь. Конфликты и война – это такой способ взаимодействия, способ – почувствовать единство. Поле боя, на котором сражаются враги, объединяет их. Объединяет их и смерть, оружие, желание победить и взять то, что причитается. Они договорились, что могут умереть и это их устраивает, нужно ли им мешать в этом? Просто уберите оттуда детей и тех, кто не хочет объединяться войной. Мир – другое дело. Интересно, что даже слово «мир» в смысле «вселенная», и «мир» в смысле «отсутствие войны» в русском языке звучат одинаково. Мир создает мир, война разрушает мир. Миром созданы формы, миром создано метро. Когда-то двое мужчин пожали руки и дали начало строительству новой формы для сознания. Формы, позволяющей путешествовать сознанию в темноте космоса.

Говорят, на Марсе могли быть города под поверхностью. Не знаю, но думаю, что точно могут быть в будущем. Каким бы оно было – марсианское метро? Пропитанное духом планеты, ее сердцебиением. И примет ли нас Марс? Мне приходит мысль, что иногда мы можем походить на клеща, который проедает ходы под кожей человека, мы его быстро выведем, но пока он это делает, для него это естественно, такова его природа. Какова наша природа? Не выполняем ли мы для природы какую-то миссию, после выполнения которой нас благополучно выведут. Звучит страшновато. Хотя и это природный замысел – и тогда наше сознание обретет другую форму. Вдруг венец творения – не человек, а техногенный интеллект? А человек – промежуточное звено, которое даст ему жизнь? Время покажет, но я бы не стал этого бояться. Это – как бояться смерти.

Что, если смерть – это как пересесть в другой поезд, или спуститься в незнакомое метро? Тебе нужно будет пройти по указателям в поезд. Если увидишь разные названия, выбирай то, к чему лежит душа, а можно просто походить пооглядываться, поизучать. Ты выберешь нужную станцию и пойдешь ждать поезд. А возле лавки будет прыгать девочка с белыми бантами, какая-то бабуля будет вязать спицами, мужчина в деловом костюме и с кейсом поправит очки – им на ту же станцию. Только поезд будет ехать из света, а не из темноты. Когда-нибудь в глубокой старости, ты, чувствуя себя хорошо, войдешь в этот поезд, который с чувством легкого падения понесет тебя сквозь свет на твою станцию – и всё будет понятно и легко.

Мужчина слева от меня посмотрел на часы, наверное, он опаздывает, прикидывает в голове, сколько еще времени осталось до его остановки. Отрезок времени. Может, наша стихия – это время и пространство, всё создано из пространства и во времени, поэтому у нас так много вокруг часов и пространств. В какой-то степени мы можем управлять пространством и временем, а они – управлять нами. Карусель-метро – это большие часы, которые способны превратить время в расстояние. Покупая билет в метро, ты покупаешь эту возможность. Что происходит в течение этой трансформации времени в пространство? Происходит рождение мыслей, других, которые не приходят в прежних местах и при других трансформациях.

Какая-то девушка зашла в поезд с чемоданом. Она запыхалась, куда-то спешит. Вот, и она что-то куда-то переносит, клетка большого организма. Эге-гей! Ты слышишь меня, Большой Ум? Как у тебя дела? Чем ты занят? Опять, наверное, что-то создаешь? Я знаю, всё классно – спасибо тебе.

Вот, уже скоро будет моя станция, но закончится ли для меня метро? Мне вдруг показалось, что вся моя жизнь – это сплошное метро. Вот, я выйду из метрополитена, буду стоять на другой остановке в ожидании такси, затем зайду в здание и там расположусь на диване, подожду и пойду в другое помещение на другую станцию. И каждый новый день – это моя новая станция, а сон – мой поезд. Что ждет меня на этой станции, и куда я хочу прибыть в этом новом дне. Эти станции, словно путь поезда, чередуются, они порой такие разные, в них встречаются новые люди и давно знакомые, в них возникают радость, любовь, грусть.

Двери поезда распахнулись, и я вместе с потоком импульсов большого ума метро спешно направился к выходу, словно выходя из космического скафандра великана. Впереди проливался дневной свет, и карусель-метро мягко выпустила меня на поверхность. Солнечное небо с облаками ласково грело, а воздух наполнялся городским шумом. Завтра я тоже пойду туда – в таинственный лабиринт, дышащее создание, огромный робот-исполин, раскинувший свои туннели под городом. Я знаю, что у него есть душа, ведь у нас одна природа – природы формы и сознания. На время я стану его частью, и послушаю мысли, слова, рассмотрю образы, которые появляются в моем, а значит и в его уме, послушаю отзвуки космоса, почувствую невесомость. Входя в метро, я скажу: «Привет тебе, мой друг». А войдя поезд – порадуюсь старому железному знакомому. Ты знаешь, я рад, что ты у меня есть – пошумим с ветерком.