Джек Восьмеркин американец [Николай Григорьевич Смирнов] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]





Николай Смирнов ДЖЕК ВОСЬМЕРКИН АМЕРИКАНЕЦ

О «Джеке Восьмеркине» и его авторе


Книга эта написана давно, в годы первой пятилетки, в годы создания первых колхозов, когда наша деревня узнала первые тракторы, появившиеся на освобожденных от межей полях. Механизации тогда было еще мало, она еще только начинала менять вековой уклад старой деревни.

Книга рассказывала о социалистических преобразованиях, происшедших если не сегодня, то буквально вчера. Ее читали как сводку с колхозных фронтов. Сейчас она стала историей, но тем интереснее для нашего современника читать живой рассказ о том, как, при каких обстоятельствах происходит ломка старого и становление нового, небывалого.

Книга была любима еще и потому, что написана она с большим литературным мастерством.

Автор ее, Николай Григорьевич Смирнов, владел художественной формой в совершенстве. В литературу он вошел театральным драматургом.

Когда Н. Г. Смирнов начал писать романы для юношества, он перенес в них свое драматургическое мастерство, где основа — движение, где каждое слово, каждая реплика проверяются и на вес, и на объем, и на восприятие, и на силу воздействия.

Книги Смирнова имели большой успех у читателей. И прежде всего это относится к той удивительной повести, прочесть которую вам предстоит сейчас, — «Джек Восьмеркин американец». Читатель был буквально пленен ею, а случилось так потому, что он нашел здесь все то, что обычно ищет, — занимательный правдивый сюжет, стремительный разворот событий и революционную романтику строительства новой жизни, романтику освоения новой земли.

Все приключения, которые случаются с героями повести, происходит в деревне. Писателя интересовала деревня потому, что там в те годы, тридцатые, решался один из важнейших жизненных государственных вопросов, там шла коллективизация: разрозненные мелкие крестьянские наделы скачивались, превращались в огромные, сплошные полевые массивы, где трактору обеспечена свобода маневра.

Н. Г. Смирнов недаром отправил своего Яшку в Америку и вернул его на родину знающим сельскохозяйственную технику Джеком. Джек отлично владел машинами, трактором. Писатель заставил Джека, обладавшего русским размахом и американской деловитостью, преобразовывать на новый лад русскую деревню. У Джека, пока он колесил по Америке фермерским наемным рабочим, родилась и окрепла мечта - собственная ферма с сорока акрами земли. Мечта эта не могла осуществиться в Америке, где фермерский рабочий не был в состоянии накопить достаточно долларов для приобретения даже самого маленького клочка земли. Мечта эта осуществилась только на родине, там все крестьяне получили землю бесплатно.

Я не стану пересказывать содержание повести — не стоит лишать вас удовольствия от знакомства с книгой, но проследите при чтении, как естественно происходит переход от одной сцены к другой. На этот счет у Николая Григорьевича была своя теория. Он говорил одному из своих друзей-писателей, что «наша валюта – действие, драматизация действия», и советовал «писать сценами», причем пояснял, что «сцена – это не сценка, а переход на одной ситуации в другую».

Сам он широко пользовался этим приемом, но не надо думать, что сюжеты Смирнова выстроены прямолинейно. Нет, его романам присуща сложность композиции, линии скрещиваются, как рельсы в большом железнодорожном узле. И тем интересней вам пробираться по этим хитро сплетениям, тем с большей охотой вы следите за страницами, желая узнать, что же будет дальше. Предсказать это с точностью никогда нельзя. В последнюю минуту вам показывается неожиданный и ловкий ход, и действие стремительно мчится по нему.

Кроме «Джека Восьмеркина американца», Н. Г. Смирнов написал книгу «Дневник шпиона» – одну из первых у нас повестей детективного жанра. С большой точностью та прослежена история англо-советских отношений за первое десятилетие после Октябрьской революции.

Хочу сказать еще об одной книге Смирнова. Это «Государство Солнца» — исторический роман о польском революционере XVII века Морисе-Августе Бениовском, чья биография развернулась необычайными приключениями в южных морях.

Н. Г. Смирнов умер 27 июня 1933 года в Москве. Он работал тогда над созданием истории строительства гигантского металлургического завода в Кузнецком угольном бассейне. В ту пору в стране широким фронтом развернулась индустриализация и стройка, о которой писал Смирнов, была в числе основных ее объектов.

Внезапная смерть оборвала его жизнь на полуфразе.

Я уверен, что Н. Г. Смирнов полюбится вам сегодня и вы подружитесь с ним.


И. Рахтанов


Часть первая ДЖЕК ВОСЬМЕРКИН