Под знаком змеи [Михаил Макарович Гараз] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Михаил ГАРАЗ ПОД ЗНАКОМ ЗМЕИ

Повесть

От автора

Все, о чем я рассказываю в этой книге, происходило в давние времена, в конце II в. н. э., спустя много лет со дня покорения римлянами Дакии.

Герои, с которыми ты познакомишься, жили в долинах рек Гиерас и Tиpac (нынешние Сирет и Днестр), а также на берегу Черного моря в подвластной Риму греческой колонии Ольвии, расположенной в устье реки Гипанис (нынешний Буг).

Это было время постоянных войн и столкновений между рабовладельческим Римом и соседними племенами, которые он стремился подчинить себе. Не все народы покорно вставали под знамя могущественной Империи. Так, воинственное и свободолюбивое племя даков в течение двадцати пяти лет вело войну с Римом, однако в 106 году Дакия как государство прекратила свое существование и превратилась в одну из провинций Римской империи. Войско даков, возглавляемое Децебалом, было разгромлено, а их предводитель покончил с собой.

В исторической науке долгое время преобладало мнение, что даки были полностью уничтожены. Впоследствии же стало известно, что часть даков уцелела и отступила на север и восток от Карпат и еще в течение 165 лет (до 271 года) продолжала выступать против владычества Рима. В историю они вошли под названием свободных даков.

Воевали римляне и с кочевниками, нарушавшими границы Империи, — с сарматскими племенами (языги, роксоланы, аланы и др.). Порою Рим привлекал некоторые из этих племен, с помощью всяких льгот и подачек, на свою сторону и использовал в борьбе против свободных даков и других непокорных племен в границах своих владений.

Среди главных героев повести есть и геты, миролюбивые и добродушные люди северофракийского племени, а также тирагеты — геты, жившие вдоль среднего и нижнего течения Тираса. Город Тира на берегу этой реки (стоял на месте нынешнего Белгорода-Днестровского), о котором упоминается в повествовании, был в то время греческой колонией, подчинявшейся Риму. Его жители — тирийцы — вели оживленную торговлю с соседними поселениями, в том числе и с Дуврой (предположительно нынешние Сороки или Сахарна).

Действие повести происходит в начале Великого переселения народов — времени смешения языков и обычаев, когда на землях северных фракийцев всходили ростки нового уклада жизни, новой материальной и духовной культуры (так называемая Черняховская культура).

Жизнь гетов и даков, далеких предков молдаван, ушедшая в невозвратное прошлое, до сих пор поучительна для нас своими событиями, поворотами истории, людскими судьбами.

Работая над повестью, я использовал литературный, исторический и археологический материал и все больше убеждался, что люди всегда жили с мечтою о свободе, красоте и счастье, всегда стремились к лучшей доле, хотя потом не раз тосковали по старой жизни. И когда они вырабатывали новые идеалы — религиозные, нравственные и политические, — то на пути их осуществления всегда вставали высокомерные чиновники, облеченные властью, погрязшие в пороках, либо злобные завистники, опустившиеся, жалкие люди. Тем не менее добро всегда побеждало зло, правда — ложь, а желание быть свободным разрывало цепи и давало человеку крылья.

И еще я понял, что жизнь движется вперед людьми честными, добрыми и справедливыми, к тому же умеющими отстаивать свои идеалы. Но человек не рождается с этими качествами — он приобретает их, узнавая мир, других людей, судьбы своих предков…

Глава первая ЗАБРОШЕННЫЕ ТРОПЫ

В утреннем тумане показался корабль со спущенными парусами. На мачте его развевалось две ленты, синяя и красная, — знак, свидетельствовавший, что корабль являлся собственностью тирийского торговца. Судно пришвартовалось к причалу Дувры.

Старое поселение тирагетов было давно сожжено готскими[1] конниками, но тирийцы продолжали причаливать к знакомому берегу. Отсюда была хорошо видна новая Дувра, основанная предводителем по имени Апта́са. Наскоро сколоченные бревенчатые жилища сгрудились, отступив от берега, на узкой террасе, под холмом.

…На рассвете Долина Змей ожила от голосов: шли молодые пастухи — узнать, что за весть привез им на этот раз тирийский торговец. Они шли с радостными возгласами и песнями; кто кричал иволгой или свистел сусликом, кто играл на свирели или просто дудел в листок.

Несмотря на превратности судьбы, пастуший род тирагетов оставался все тем же неунывающим и верящим в свою звезду. Когда опускалась ночь, люди поднимали лица к небу и молились звездам. Когда занималась заря, поклонялись солнцу; в полуденный час возносили хвалу травам — они ведь тоже были дети Солнца…

Позади юношей шли двое — старый корабельщик и его внук, пастушок лет семи или восьми. Оба были в опинках[2], белых домотканых штанах и рубахах из конопли, схваченных