Игры (Энциклопедия РОСМЭН) [Издательство «Росмэн»] (pdf) читать онлайн

Книга в формате pdf! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]



• •
• •• •
• • • • • •• •

• • •• •• • •
•••••
• •• •
• • •• • •
•• • • • • • ••
• •
• • • • • ••



••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••

Е. Тhк
И. Рассказова

+
ИfPbl
ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

/~
Иллюстрации

И. Тер-Аракеляна

С. Дурнева

*

+
Москва
>

2000
•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••

•••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••••
••
••
••
••
••

~ ОДЕРЖАННЕ

4
Чайнворд 5
Ребус 5
Шарада 5

Глава nятая
&ИАЬЯРА 47
Немного истории 48'
Бильярдные игры 50
Что нужно для игры
в бильярд? 52

Наборщик5
Анаграммы 6

Глава wестая

Г;.ава первая

ИГРЫ СО СЛОВАМИ

3

Кроссворд

Палиндромы, или
леревертыши 8
Все буквы алфавита

ИГРЫ НАРОДОВ МИРА

Г;.ава седьмая

Волейбол 75
Теннис 76
Настольный теннис
Футбол 80
Хоккей 85

53

Метаграммы 10
Каркас 10
Отгадай слово 11
Балда 12
Эрудит 14

Не дать уйти

54

Хоккей на траве

Австрия

Большая охота
Азербайджан

54

Не nадай в ров 56
Защищай товарища
Англия

Глава восьмая

ИГРЫ НА ВОЗАУХЕ 89
Штандер 90
Колдун 91
Городки со снежками

56

57

Глава вторая

Цеnные салки

ШАХМАТЫ И ШАШКИ 15
История шахмат 16
Борьба за шахматную
корону 18
Сказочные шахматы 22
История шашек 24

Обезьяньи салки 57
Перекрестные салки 57
П рихлолни комара 59
Бег ло кругу 59

Борьба за шашечную

Горящий мяq

Греция

Чет или неqет

59

Рыбаки и рыбки
Собачка 94
Чехарда 95
Жмурки 96
Звонок 97
Выбивалы 98

94

98
99
100

Море волнуется

Убей медведя 60
Франция
Вытеснение 61

Третий лишний
Золотые ворота
Мышка 101

Глава третья

Китай

Птичка на дереве

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ 27
Морской бой 28
Нарды 30
Многообразные
крестики - нолики 32
Рэндзю 34
Гомоку, гобанк и лента 35
Щелк! 35
Рассада 35
Квадратобоязя ь 35
Го 36
Окружение десанта 37
Реверси и отелло 38
Быки и коровы 39
Мастермайнд- для тех ,
кто не любит цифры 40
Четыре краски 40

Поймай за хвост
дракона 61
Франция
Знамя 62
Чехия
Прага 63
Швейцария
Доброе утро , охотник!
Япония
Яnонские салки 65

корону 25
Сказочные шашки

25

Яnонский бадминтон

Швеция
Шлагбаум 65
Россия
Городки 66
Горелки 68
Лаnта 69

Глава четвертая

41

Маикала 44
Калах 45
Чисоло 45
Ним46
Мариенбад

92

93

Дания

ИГРЫ С ПРЕДМЕТАМИ
Домино 42

78

88
88

Хоккей с мячом

Абхазия

9

71

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ
Бадминтон 72
Баскетбол 73

102

Глава Аевятая
КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ 103
История карт 104

64
65

Гадания на картах
Карточные игры
для детей 111
Пасьянсы 114

108

Глава Аесятая
КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИГРЫ 117
Кто nридумал nервую
электронную игру

118

Ролевые игры 120
Квесты 121
Стратегии 121
Симуляторы 122
Сnортивные игры 122
Логические игры 123
Комnьютерные шахматы

124
Указатель нrр

126

46

Кегли и туnи нз

46

•••••••••••••••••••••••••••••••••

••••••••••••••••••••••••••••••••••••

••••••• ••••• •••• •••• •• ••

ГЛАВА ПЕРВАЯ

•••••••••••••••••••••••••

иrРы



СОСАОВАМИ
."

1


КРОССВОРД

. ЧАЙНВОРД РЕБУС ШАРАДА
НАБОРЩИК АНАГРАММЬI
ПМИНДРОМЬI, ИЛИ ПЕРЕВЕРТЫШИ

ВСЕ БУКВЬI МФАВИТА
О
МЕТАГРАММЬI КАРКАС • БМДА

ОТГАДАЙ СЛОВО ~--­
ЭРУДИТ

•••••••••••••••••••••••••••••••••

:s:

~

о

5
о
(.)

]!
а.

L...

:s:

---------------------

то,

что

получилось, отnравил

в

Например, в Москве с

местную газету. Читатели завали­

начала 90-х годов

ли редакцию просьбами nродол­

ХХ века работает

жить необычную игру. Когда Ор­

целый коллек­

Английское слово «кроссворд»

вилл покинул тюрьму, на его сче­

тив под руко­

можно перевести как . Всем нам знако­

сумма гонорара

Кроссвора

...

водством

О. Васильева.

мы цепочки клеток, образующие
nричудливые узоры,- кроссвор­

Эnндемня кроссвордов

,

ды. Игроки разгадывают тексты,
сопровождающие кроссворды,

и

Европу кроссвордная эnидемия

записывают отгаданные слова в

настигла в 20-е годы. С тех пор

его клетки.

бол ьш и нет во газет и журналов ре­

Самын nервын кроссворд

в

1924 году

в СШАвышел
nервый сборник
кроссвордов.

гулярно публикуют кроссворды.

Есть даже издания, полностью
посвященные этим словесным го­

Сразутри страны считаю;гсебя ро­

ловоломкам, пособия по их со­

диной кроссвордов: Великобрита­

ставлению и разгадыванию.

ния, США и Южно-Африканская
Республика. Англичане
уверены, что nервый
кроссворд напечатал

М. Девис в лондонс­
кой газете «Тайме».
В США nервый
кроссвордопубли­
ковал

журналист

А. Винн в газете

«Нью-Йорк
уорлд» 21 декабря

1913

года. Чита­

телям

новинка

очень понрави­
лась,

и его сло­

весные голово­
ломки стали пе­

чатать в разных

В России первый кроссворд по­

изданиях.

явился

18

августа

1925

года в Ле­

6нэнес за реwеткон

нинrраде, в «Новой вечерней га­

В Южно-Африканской Республи­

журнал начал публико­

ке первый кроссворд составил ...

вать кроссворды в каждом номере.

зете>>. А с мая 1929-го столичный

заключенный. Житель Кейптауна

В наши дни кроссворды составля­

В. Орвилл стал виновником ав­

ют

токатастрофы и угодил на три го­
да

за

решетку.

Чтобы
тать

и

энтузиасты - одиночки,

и

работники специальных фирм на
nерсональных компьютерах.

скоро­

время

в

тюрьме, он стал

вписывать бук ­
вы в ряды квад­
ратных

камен­

ных плит,

кото­

рыми был вымо­

щен пол. Затем
он перенес сло­

ва на бумагу и

••••••••••••••••••••••••••••••••• ••••••• •
ЭnидемиА кроссвордов захватила Евроnу в 20-х годах ХХ века.

4

:s:
Несколькодесятковлюдей nрофес­

в слово «слон». Долгое вре­
мя считалось, что цели можнодо­

Краткий переход займет всего

·DOP·DOЗ·DP3·3P3

----------......
----------с

Каркас

-

еще одна интересная

и rpa на составление слов. И граю­

щие выбирают несколько соглас­

честве. Слова здесь как бы натя­
гиваются на каркас, образован­

шается переставпять в любом по­
рядке. Пусть выбраны буквы к, н
и т. На этот каркас «натягивают­
ся» следующие слова:

16 ходов:

мука-мура-тура-тара­

каmр-каmк-крmк-урmк­

по~к­

во~к

·············••••

больше.

слон

свойство согласных образовывать

Но потом оказалось, что дос-

. . . . ··

··...\

{*

*.

.J

......··

•'

и т. д. Побеждает тот, у кого слов

урок-срок-сток-стон­

таточно всего 12 ходов:

••••

\.
···.......

оок-ооа-ооа-эоа

кара-каре-кафе-кофр­

по~•­

•••••.

миr-маr -маи -чаи -час -чад -rад­
rод-rид-вид-вис-вес-век-оек­

ный из согласных, которые разре­

Одна из самых популярных голо­

••••

17 ходов:

ъ и ь) используют в любом коли­

Как сделать нз мухн

стичь за

занимает

ных, а гласные (а также буквы А,

кошка

поэ~­

В основе этой игры лежит
скелет слова. Если вычеркнуть из

муха-мура-мара~пара- ~:~~:ау;~:т:~ав~:~:~нтоов~~~. все

парк-паук-каук~каюк-

каик~клик-клин-клонслон

· =~-МWА~::А-ПАРА-~t:i~:~w:~[:кщ~.м~~·

10

наконец,

шесть ходов:

таграмм:

мама-Аама-Ааnа-nаnа Anr,Aoк,Aon,Aoт
Посмотрите, как коза стано-

и,

тельное путешествие во времени

всеми любимой книги .1у

креста. Сейчас эта игра
Ангдийский no:Jт л:онца

чала

XV/1

XVI-

ltа-

столетия Николай Бре­

тон в од1ю11t из стихотворений со­
ветоваА при игре в щахматы со

с,юбым парт11еро11t воздерживать-

совсем забыта, а коро­
левской иrрой назына­

ют обычные шахма­
гы. Для четырех иr­
роков

nридумано

не:~-1ал0 ИГр,

110

ре­

корд числадейству­
ющих лиц nрин.щ­

лежит астрономи­

СЯ от наСJitеU/дивых ЗO.~teЧallиU в его

адрес, так как вполне 1110гло ока­
заться, цто тот в.шдеет итогой
с болыиим искусством, че.м шах­

матнь1111и фигурами. «А потому,
noyцr;.J Бретон, - веди себя скром­
но, поставь ему мат и ступай сво­

ей дорогой».

ческим

шахматам,

pacnpocтpaнeiiiiЫM

н глубокой дреннос­
ти. Играли семь че­
ловек

доске,

на

круглой

а

фигуры

nрсдстаr1Ляли собой
nлансты

и

знсзды

(Луна, Солнцс,Ве­
нсра, Марс и др.).

Бытует мнение, что шашкu

-

гораздо менее интеллектуальная

игра, чем шахматы. Но так думают не все. Эдгар По в своем рас­
сказе «Убийство на улице Морг» сравнивает mахматы и шаи1ки

к явной выгоде последпих.

лийские, ис­
nанские, ита­
льянские,
немецкие,

француз­

«В шахматах, где фигуры перавпоцепны

u совершают самые разно­

образпые и причудливые двuжения, сложность ошuбочно прини.мается
за глубину. Между тем здесь многое реmает внимание. Стоuт ему ос­
лабеть, и вы совершаете оплошность, которая неминуемо веjет к 1/О­

скис,

шот­

лаt щеки е и т. д .

Все эти игры
отличаются
друг

от друга

ражению. А поскольку mахматиые ходы мuогообразны, то шансы на Оll­

nравилами, но в

лошность соответственно растут, и часто выигрывает не более спо­

них,

собный, а более сосредоточенпый игрок. Другое дело шаmки, где допуска­

шашках, исnользуется стандартная

ется один лuшь ход с незначительными вариантами; здесь июнсов на
недосмотр куда меньше, внимание не играет особой роли
сuт главuым образом

Dm

сметливости ума ... Здесь

u успех зави­

llpll равпых

как и

в русских

доска 8х8 и в расnоряжении сторон

no 12

шашек . А вот в канадские

шашки играют на большой доске

силах

12х 12, в сенегальские- 11а малень­

победа зaвllcllm только от удаотого хода, от неожидаююго и остроум­

кой 6х5. Еще меньшая доска в су­
данских шашках

иого решеншv>.

---------------------

единиц на старте.

История шашек уходит в далекую

древность. Одна из легенд при­

nисывает честь изобретения ша ­
шек древнегреческому воину Па­
в осаде

Трои. Шашки были обнаружены
в гробнице египетского фараона

ствии шашки стали чрезвычайно

nоnулярны в России. Шашками

увлекались А. Суворов , Г. Держа ­
вин, А. Пушкин , Н. Гоголь, Л. Тол­
стой , А. Чехов. Шашки nоnали
даже

в литературные nроизведе­

ния: именно в эту игру играли на
мертвые души два великих nлута,

гогалевекие герои Чичиков и Ноз­
древ . Замечание Чичикова: «Дав­
ненько не брал я в руки шашек»
и ответная реnлика Ноздрева:

«Знаем мы вас, как вы nлохо игра ­
ете! » дав но стали афоризмами ...

В каждой стране

-

свои

wаwкн
Тутанхамона, о них уnоминается в

«Одиссее» Гомера. Восточные сла­

В России всеГда играли в русские

вяне

в

64-клеточные шашки. Своя разно­

!У веке. В шашки играл Владимир

видность шашек имеется чуть ли не

знали

о

шашках

еще

Мономах, а Петр Первый ввел их

в каждой стране. Известны, ска­

в nрограмму ассамблей . Вnослед-

жем,

24

Этн игры

nравилами, но и числом боевых

Истори• •••••

ламеду, участвовавшему

- SxS.

отличаются друг от друга не только

шашки американские, анг -

давностали

точным шашкам nроводилисьеще

в конце nрошлоr·о века. А в

Стоклеточные wаwкн
Различие правил

·щлгос врсмн ме­

шало мастерам из разных стран со­

стязаться друг с другом. И если

8

шахматах уже давно существова­

ли

международные

сонзи,

то

о

шашках ОНИ ВОЗНИКЛИ ТОЛЬКО В се­

редине

XIX века, когда во всем м н ре

стали ~11·рать в стоклеточные шаш­

ки на доске

1Ох 1О. Размеры доски

И КОЛIIЧССТВО шашек (ИХ

стало

20)

игру

сделали

сложнее

и

богаче, потому
что

вариа11тов

ходов стало го­

раздо больше.
Неофи ци­
альные состя­

занин по стокле-

совершен­

1947 го­

ду была образована Всемирнан ша­

но

шечнан федерация, и стоклеточ­

стонтель­

ные

шашки

стали

НЫМИ

называться

рами

междуrrародным!-!.

--------------------liop11'• J8

CIIНJIO корону

8

пример,

есть и такие игры, которые еше не

дителыrицы . Шашки-самоеды от­
личаются от обычных тем,

что

игре бе­

мира

рутсн

не толь­

шашкам

состоялся

в

история шашеч­

ной короны более чем в два раза

ки,

собственные.

том, что на сегодняш­

ний день у шашистов, как и у шах­
матистов, чемпиоr-1ат мира разыг­

рывалея

40

раз, а шашечными ко­

в

ко чужие шаш­

короче, чем шахматной. Удиви­
тельно при

НО

и свои

Играя в став­
ропольские

шашки, каждый
игрок может ходить

ролями, как и шах"1атными, в об ­

не ТОЛЬКО СВОИМИ,

ще Н

шашками.

13

сложности

становились

НО

И

ЧУЖИМИ

гросс-мейстеров!
В ОТЛ11ЧИе ОТ

UJaX\1aT,

рОЗЫГ­

ВОАКН Н овца

рЫШ шашечноir короны nроводит­
ся почти ежегодно (по:пому шаш­

Ю1 и допrали шахматы так быстро).
Причем если шахматные чемпио­
ны

р:эн-

такдалеко отошли от игры-праро­

этой

по

ИГ-

(на­

дзю или го), но

Первый официальный •rемпионат

1948 году, то есть

само­

представляли разные страны,

то в международных шашках борь­
ба Е\сегда велась в осrювном меж­
дусоветскими и голландскими IIГ­

роками,

и чемпиона\1И мира ста­

НОВ11Лись только

гроссмейстеры

В :этоfi игре на доске одна овца

-

белан шашка. которая стоит на

любом поле восьмоli гороюонта­
ли. А на первой горизонтали- че­
тыре черные шашки -волки, ко­

торые ловнт овцу. Все шашки хо­
днт

на соседние черные поля, но

волка\1 запрещено отступать. Они

из СССР (России) и Н11дерландов.
Первым чемпионом \Н1ра был

голландец Пит Роозенбург, а тепе­
решним шашечны

1

королем srвля­

ется наш соотечественник Алек­
сандр Шварц 1ан (он завоевал этот
титул в матче с Алексеем Чижовым

в

1998

году).

--------------------CK8JOIIHW8 888KII
Шаwкн на Аюбон вкус

Наряду с традиционными шашка­
м и, в которых для победы требус_т­

должны запереть овцу и

ся

виться с ней, а та стремитсн nро­

взять все шашки

противника

расnра ­

или лишить их хода, известно не­

рватьсн

мало шашечных игр,

где правила

Если играть внимательно, то не­

игры и цели игроков совсем иные.

трудно убедиться, что волки почти

на

первую

горизонталь.

Такие игры называют сказочными

всегда добиваются своего и съеда­

шашками. Некоторые из них уже

ют бедную овцу.

25

Уrолкн
В углахдоски 8х8 расположены бе­
лые и черные шашки в виде квад­
рата по девять шашек в каждом.

Противники ходят по очереди,
причем ходы могут быть двух ти­
пов:

1)

персмещение шашки на

свободное соседнес поле по верти­

кали или горизонтали;

2) перспры­

гивание через свои и чужие шашки

беды; они подожгли го­

Французский фило-

род, чтобы в.месте с 11и.м по-

соф Мише. 1ь Монтень в своих
«Оnытах» описывает историчес­

гибнуть в пла~оtени, презрев вели­

кий эпизод, который .может с-tу­

кодушие победитеАя. Нача.юсь

жить жизнешюй ~оюделью игры в

вое сра.жение: враги дра,шсь за то,

110-

чтобы их спасти, а жители за воз­

поддавки :
«Александр Македонскиti осаж­

мож·,юсть покончить с собой, при­

да.! как-то город в Индии. Жите­

чем прилагали к этому такие

ли, доведенные до крайности, твер­

усилия, какие . 1юди обыч11о де.юют,

до реиици .шшить его радости по-

чтобы спасти свою .ж·изнь».

JICe

11с осознают единства двух этих

Помавкн

игр. Один гроссмсiiстср по шаш­

Как ни странно, эта игра не менее

ки, любит предлагать своим кол­

увлекательна, ••см обычные шаш­

легам пари, что из десяти партий

ки . В словаре Владимира Даля о

в обычные шашки он ровно в пяти

кам, искусный игрок и в поддав­

на свободные поля доски вдоль

возьмст верх

в шашки, в которой проигравший

раст! Такое пари он вы игры вал

считается вы~нравшим•. Иначе

даже у мастеров, полагавших, что

говоря,

поддавки отличаются от

хоть одну партию они сумеют свс ­

обычных шашек тем, что здесь

спt вничью . Но они ошибались:
ко1да выигрыш был нсвозможсн.

рый не в состоянии сделать оче ­

гроссмейстер переключалея на

поддавки. И что самое интерес ­

редной ход.

Вот еще одно парадоксальное

ры вает тот, кто псрвы м займет

определение поддавков: :по обыч ­

Еще одна похожая игра извес­

и столько же проиг­

партию выигрывает игрок, кото­

вертикалей и горизонтален. Вьнtl­
противоположный угол доски.

1

поддавках сказано, что это «игра

нос

- этого никто 11с замечал.

Но поддавки все-таки уступа­

••ые шашки , в которых каждый

ют в популярности обычным

играет за противника. И правда,

шашкам. Видимо, причина это­

тна под названием сальта . Она

можно считать, что в поддавках

го - в традиционном взгляде на

была популярна в начале века и

обе стороны ходят чужими шаш ­

игру как на модель воснньJхдсй ­
ствий. Стремление уничтожить

представляла собой смесь шашек

ками, но при этом стремятся к вы ­

и уголков. Играют в нес на доске

игрышу. Вспомним о ставрополь­

или

IOxlO. У

ских шашках,

характернос для большинства

каждого игрока по

15

ша ­

где игроки

могут

пленить силы

противника,

шек, на которых изображены сол­

ходить и белыми, и черНЫ'1.1И . По

игр, в том числе шашечных, ка­

нце, луна и т. д . Побеждает тот, кто

сути :.па игра объединяет в себе

жется более естественным, хотя

первым расположит свои планеты

обычные шашки и поддавки.

на полях соперника .

Иногда даже опытные игроки

не только в играх, но и в жизни

бывает всякое.

".



••



НАСТОАЬНЬIЕ
о

fPbl
, ',
• •

8
о

МОРСКОЙ БОЙ
НАРДЬI

КРЕСТИКИ-НОЛИКИ

. МЕЛЬНИЦА ЧЕТЬIРЕ В РЯД
: .:... РЭНДЗ
ГОМОКУ ГОБАНК
.
ПЕНТА ЩЕЛК! РАССАДА ГО
: БЬIКИ И KOPOBbl МАСТЕРМАЙНА


4ЧЕТЬIРЕ КРАСКИ

РЕВЕРСИ

]j
Q.
L...

s

ш

]j

::r:

.D

~

::r:

----------'•i
----------Морскоi

Вряд

ли найдется человек, ни

(Зх 1}, три эсминца (2х
ре катера

( 1х 1).

и четы­

1)

Раз'\1ести в сво~1

флот, игроки начинают по очере­
ди стрелять по неnриятельской

акватории. Побеждает тот, кто

разу в жизни не сражавшийся в

первым потоnит вседесять кораб­

морской бой. Каждому известны

лей проти вниJ...а.

nравила

той игры, но не каждыИ

знает, что, несмотря на внешнюю
nростоту, эта nоnулярнан игра со­

держи

r

Стратеrня «бумажных

,

адмнралов))

немало тонкостей.

Конечно, успех в этой игре в ка­
кой-то мере зависит от везения.

Можно беспорядочно наносить
удары по неприятелю и nри этом

без nромаха уничтожить все ко­

рабли. Но вряд ли на это стоит

рассчитывать. Лучше воспользо­

ваться математическИ провсрсн­
ными сnособю.ш ведения боевых
действий, которые повышают ве­
роятность nопадания в чужие ко­

рабли.
Предположим, мы хотим по­
пасть в неприятельский линкор.
Чаще всего в морской бoii иг­

рают на досках

1Ох 1О.

В состав

флотилии каждого игрока входят
десять кораблей:

линкор (корабль
4х 1), два крейсера

Если стрелять последовательно
по nолям первой горизонтали, за­
тем по полям второй и т.д., то не
исключено, что мы обнаружим

его только после 97-го

кором, а когда с ним будет nокон­

выстрела. А стреляя по

чено, nринимаются за крейсеры.

nолям, обозначенным

Теnерь удары следует наносить

крестиками
нем

на

рисунке,

верняка

верх­

мы

на-

nоnадем

в

линкор не позднее 24-го хода.

через сtва nоля на третье. Потопив
оба крейсера, nерсходят к .)Смин­

цам. Когда неnотоnленными ос­
таются одни катера, выбор ударов

Оnытные игроки сначала ве­

уже не имеет значения, и придет­

дут охоту за неnриятельским ли н-

ся nолагаться только на случаН.

Конечно, ва\1 может nовезти, и вы
nотоnите более легкие корабли
nри охоте за более тяжелыми.

28

::zs
а..

L..

полям б5, б6, в5, в6. Обстрелива­

В бой вводятся

емый игрок сообщает номера тех

ДОПОАННТеАЬНЫе СНАЫ

частей, в которые nроизошло по­
падание,

Иногда сражение ведется не толь­

ко на морс, но и на суше. Соответ­

но

не указывает

nри

этом, каким частям nринадлежат

полн. Для положения на рисунке

ственнодоска становится поболь­
ше (например, 20х 15) и разбивает­
ся на две части. Соnсрttики полу­
чают в свое распоряжение три вида

босвы

средств: корабли могут

располагатьсн в морс, су ·оnутные

войска

-

на суше, самолетам раз­

решается находиться и в морс, и на

суше. Для игры можно использо­

УСАОЖННМ задачу
противинку
Как же расставить собственные

корабли, чтобы nротивнику было
труднее их nотопить? Понятно,
'!ТО труднее всего обстоит дело с
катерами, для

nоиска которых

эффективно~\ стратегии не суще­

вать

20 боевых единиц:

обычного морского боя, два nря­

моугольника Зх

1

nрсвращают в

самолеты, а из шести четырехкле­
точных многоугольников создают

сухопутные войска.

ответ будет такой:

Морской бой

каждого хода

н Аоrнческне

ствует. Поэтому nри размещении
собственной флотилии лучше

во флоти­

лию включают десять кораблей

2, 2, 2, 3.

После

партнеры делают

определенные выводы о возмож­

умозаКАючення

ном разбиснии нсприятельской

раснолагать вес крупные корабли

доски и решают, куда нанести сле­

поплотнсе, nредоставляя против­

Эта игра ведется на досках 8х8.

нику для поиска катеров как мож­

Каждый из двух игроков разбива­

первым определит, на какие час­

но больше свободной акватории.

ет свою доску на четыре nроиз­

ти

Наиболее выгодное в этом смыс­

вольные части, состоящие из оди­

разбил свою

накового числа полей-

доску.

ле размещение

показано на ри­

-

16.

Каж­

сунке вверху. Даже если соnерник

дый ход

уже

шесть ваших

менных выстрела по nроизволь­

круnных кораблей, для обнаруже­

ному квадрату 2х2, например по

потопил

все

дующий удар. Побеждает тот, кто

nротивник

это четыре одновре­

ния четырех катеров у него оста­

ется еще очень большая пло­

щадь- целых

60

полей.

29

:s:
ш

::zs

::I:
..Q

~
::I:

---------------------

ником, nочтенный?- задал уче­
ник давно мучивший его воnрос.

-Ты сnрашиваешь меня, nо­

чему я здесь? Когда-то давным­

На Востоке нарды были извест­

давно я жил в долине среди лю­

ны с давних времен, а в Евроnе,

дей. Все меня уважали, как твое­

в том числе в России (где игра на­

го отца, да и богатством я не усту­

зывалась ), нарды nоnу-

nал ему. Но я играл как безумный

ве­

и все-все nроиграл . Сделал боль­

лярны

уже

несколько

ков. Нарды отличаются от

шие долги, которых не сумел от­

большинства

дать. И я бежал сюда в горы. Те­

настольных
игр

тем,

nерь

'IТО,

шашек, в игре
исnользуются

игральные

кости . Здесь
каждый ход зависит не только от
ситуации на доске, но и от слу­

-

вы­

от количества очков,

nавших на костях (зарах). Имен ­
может

но nоэтому игра в нарды

быть не менее азартной, чем, ска­
жем, игра в кости или nокер.

рды. Будешь там жить столько,
сколько nонадобится.

Поднялся nарень на гору, ра­
зыскал старика отшельника.

Прнтча об азартном
нrроке

ся, что он еще не сделал для свое­

го сына: дал хорошее образова­
ние, nостроил добротный дом,
накоnил много денег, удачно же­
нил, устроил

на nрестижную ра ­

боту. Но несnокойно было на
душе у отца: «УИду я, обыграют
nарня в нарды

-

ничего не оста­

нется, все nрахом nойдет. Надо
его играть научить».

-

Собирайся, сынок,

зал отец.

-

-

Знаю твоего отца,

-

сказал

тот. - Достойный человек, с ра­
достью исnолню его nросьбу. Да­

Старикармянин креnко задумал­

-

ска­

Завтра чуть свет nод ­

нимешься вон на ту гору. Най ­
дешь шалаш, в нем живет белый

как лунь, старый человек. Ска­
жешь, что ты мой сын, что я nро­
сил его научить тебя играть в на-

здесь,

и

вай сразу же и начнем. Сними со
стены нарды.

Посреди бедного убранства
жалкой хижины висящие на сте­

не богато инкрустированные на­
рды

выглядели

сокровищем

из

другого мира .

Потянулись недели и месяцы
тяжелой науки. Все изучили уче­
ник с учителем: стратегию и так­
тику, тонкости

игры, ловушки,

nодводные камни. Быстро шла
наука, и учитель остался доволен

своим учеником. Так nрошел це­
лый год, юноша в совершенстве
овладел игрой в нарды, и настал
наконец день nрощания.

-

Почему вы живете отшель-

все,

что

ти самые нарды, ко­

торые меня nогубили.

кроме доски и

чая

живу

имею,- вот

И самый лучший урок, кото ­

Для игры используется краси ­

рый я могу тебе преподать, - ни­

вая доска специальной формы,

тановкой на линии

когда не садись играть в нарды!

15 белых

8 (3+2= 5

Короткне нарАы,
НАН трнктрак

и

15 черных шашек и две

XII

(с промежуточной ос­

10)

на линию

полей) .

игральные кости . На доске со сто­

Ясно, что, несмотря на эле­

роны каждого из играющих нари­

менты случайности, на каждом

сованы

12 треугольных полей, бе ­

лых и черных,

1- 6 -

линии. Линии

дом белых, линии 1 -УI ­

Среди многихдесятков разновид­

дом черных. Между домами нахо­

ностей игры самым распростра­

дится двор.

ненными считаются короткие на­

Исходное расположение ша­

рды. Во многих странах Европы

шек симметрично: у белых две

их называют триктрак или бэк­

шашки на линии 1, три - на линии
8 и по пять - IШ линиях XJI и 6;

гэ ммон.

елинии

соответственно у черныхдве шаш ­

ки на линии

1, три- на линии Vlll
12 и Vl.

и по пять - на линиях

Веэенне

-

это еще

не все
Расставив шашки, игроки по оче­
реди бросают две кости и пере­
двигают шашки вдоль края доски

на несколько линий в соответ­
ствии с выпавшим числом очков

и в направлении своих домов : бе ­
лые по часовой стрелке по марш ­
руту

1- Xll -

12 -

1, черные про­

тив часовой стрелки по маршруту

1-

12 -

Xll -

1.

Партию выиг­

рывает тот, кто быстрее приведет

123458

7

в

8 10 11 12

ходу имеется немалый выбор, и
по

тому чаще всего выигрывает в

нарды тот, кто лучше считает ва­

рианты. Не случайно нарды лю­
бят шахматные короли Анатолий

Карпов и Гарри Касnаров, причем
оба играют весьма сильно.

Н АРУrне раэновнАностн

все свои шашки в свой дом и выб­
Помимо коротких нардов, суще­

росит их во двор.

Для персмещения шашек име­

ются разные

возможности . На ­

пример, если начинают белые и
кости выпали

3-

2, то они могут
1передвинуть

однушашкуслинии

на линию

линии

Xll

IV (3

поля), а другую с

на линию

11 (2

поля).

Или иначе : шашкуелинии lttали ­

ствует немало других видов игры:

длинные

нарды,

голландский

триктрак, матадор, змей и т. д. От­
личаются эти игры друг от друга ис­

ходной расстановкой шашек, уче­
том очков на костях , наnравлени ­

ем передвижения шашек . Но об­
щая идея игры всюду одна и та же.

нию

111 (2 поля) и с линии Xll на
линию 10 (3 поля). А может пере­
двигаться и одна шашка , скажем ,

31

--------------------Мноrоо,р8Jные

KPCCTIIKII•HOAIIKII
Кто начинает,

тот

точки со словами,

сок

клин

РЕКА

БУСЫ НЕБО

РЫБА

z

Хотя в крестиках-ноликах nрави­
ла nростые, сама игра nорой да­

СЕТЬ

нить

РОТ

хотя

начинают

игру

крестики. На этой жс.доскс ЗхЗ

имеющие общую букву.
игра nринциnиально не отличает­

х

ся от крестиков-ноликов ЗхЗ!
Чтобы убедиться в этом, расnоло­
жим девять наших слов на nолях

доски ЗхЗ (рисунок). Любые три
слова, стоящие в одной строке, в

одном столбце или на одной боль­
шой диагонали, имеют общую

букву, а у других троек слов общих
букв нет. Таким образом, для вы­
игрыша достаточно взятьтри кар-

о

можно играть в nоддавки. В этой
игре тому,

кто

nервым

выставит

ряд из трех своих знаков, засчи­

тывается nоражение. Здесьболь­
ше шансов выиграть у ноликов.

Правда, у крестиков сеть воз­
можность свести nартию вничью.

Для этого на nервом же ходу они
должны

занять

центральную

клетку и nосле этого симметрич­
но nовторять ходы nартнера.

Крестикн-нолики
НЗ САОВ
А вот игра, которая на nервый
взгляд не имеет никакого отно­

шения к крестикам-ноликам. На
девяти

карточках заnисаны де­

вять слов: рыба, кл ин , н ить , небо,

сок, бусы, рот, сеть , ре ка. Двое иг­
роков по очереди берут со стола
карточки,

32

и

выигрывает тот,

у

рисунок,

вы

Безумные
крестикн-нолики
Существуеточеньзабавный вари­
ант игры, когда каждый игрок при

своем ходе ставит либо крестик,

наковых знаков, вес равно каких.
кого nервого окажутся три слова,

Оказывается, эта словесная

хоо
х

наш

nервым завершит ряд из трех оди­

nартия чаше всего заканчивает­
вничью,

запомните

либо нолик. Выигрывает тот, кто

ныс крестики-нолики нри в ряд•>

ся

вы

станете неnобедимым в игре со
словами.

н вынrрывает

леко не nроста. При игрсвобыч­

расnоложен­

ными вдоль одной линии. Если

Победа в этой игре всегда будет на

стороне

крестиков.

Эту игру

иногда называютбсзу\1ными кре­

стиками-ноликами. Можно иг­
рать и в безумные поддавки- хо­
дить разрешается

чем

угодно,

а

nроигрывает тот, кто nервым вы­

нужден образовать ряд из трех
одинаковых знаков. Как и в обыч­
ных nоддавках на доске ЗхЗ, сим­
метрично nовторяя ходы nартне­

ра, начинающий
себе ничью.

гарантирует

:21
а..

L.

МеАьннца

:s:

зуют мельницу. Построив ее, иг­

ш

Четыре в ряд

рок снимает с доски любую фиш­

:21
:х:

.D

ку противника. Расставив фишки,
Мельница- одна из самыхдрев­

партнеры по очереди

nередвига­

Гораздо интереснее играть в кре­

них игр в истории человечества­

ют их вдоль линий на соседние

стики-нолики, в которых победу

представляет собой более слож­

nоля. Цель прежняя: выстроить

приносят не три знака,

мельницу и снять с доски фишку

ленные в ряд, а четыре или пять.

ный вариант крестиков-ноликов.

постав­

разновид­

nротивника. Когда у одного из иг­

В > можно играть

ностей игры: мельница-улитка,

роков остаются всего три фишки,

на поле 4х4 или 5х5. На этих по­

Существует

много

мельница-паутинка,

лях ничью ноликам сделать еше

мельница-

проще, чем при игре .

Очень интересной получается
игра на поле крестообразной фор­
мы (рисунок). Здесь при грамот­
ной игре результат тоже получа­
ется ничейным.

о

о х о х
х о
сетка и т. д. Во всех этих играх пра­

он получает право nри очередном

вила

одинаковые, а друг от друга

ходе переставитьлюбую из них на

отличаются только количе­

любое свободное nоле доски, не

ствомфишекукаждогоигрока. При

обращая внимания на линии, со­

игре в простую мельницу партнеры

единяющие

получают по девять фишек.

мельницы своими тремя фишка­

они

Сначала игроки по очереди

поля.

о х х х

о

х

Сооружая
'-·

ми, он снимает фишки партнера,

ставят их 11а любые свободные

который ходит по обычным пра­

поля доски. Три фишки одного

вилам до тех пор, пока у него тоже

цвета, выставленные в ряд, обра-

не останется три фишки .

Побеждает в этой игре тот, кто

·-

Пять в РЯА
Эта игра - наиболее популярный

воз ­

вариант крестиков-ноликов. Тео­

мож1юсти построить новую мель-

ретически игроки ставятсвои зна­

сумеет лишить противника

ницу. Если у обоих парт­

кинанеограниченном поле, но на

неров осталось мало фи­

практике доска имеет конечные

шек (например, по три)

размеры. Обычно ::по просто лист

и ни один из них уже не

клетчатой бумаги. В игру . 30студентов из Г'Ол­
ландии с помощью полутора .милли-

часов каждый день, он рас­
ставлял 320 236 костей домино, и,

01/Ов костей домино изобразшщ кон­
туры всех стран Европейского Со­

ных в вертикальном положении.
Рекорд установил немец Клаус
Фридрих в

по

1984 году.

10

когда толкнул первую из них, упа­
281 581 кость. Это огро.мное

ла

8 х 7 на 28 nрямо­
1, образующих на­

гото­

вые кирпичики. Из них можно воз­
водить самые пастаящие баити.

жалась всего па одной

х

бор домино. Кто раньше это сдела­

игра, в которой фиtики
представляют coбoti отличный
строительный .материал

2

общества, а потом одним толчком
опрокинули 1 382 101 кость.'

кто не в состоянии сделать оче­

редной ход.

Есть nростой способ стать не­

победимым в данной игре. Для
этого надо воспользоваться сим­

метрией. Если играть на обычной
шахматной доске 8 х 8, то победа
обеспечена второму игроку. Ему
не надо н и о чем заботиться

-

дос­

таточно копировать ходы партне­

ра до тех пор, пока первый игрок
не сумеет сделать ответный ход.

Если одна из сторон доски четная,
а другая нечетная, то выигрывает

первый игрок. Наnример, на доске

11

х

6 он

кладет кость в центр доски

и после этого действует симметрич­
но, пока не одержит победу.

43

l

----------•••••••
----------Эта игра с незапамятных времен

известна в Азии и Африке. Попу­
лярность манкалы в Африке на­
столько велика, что ее даже назы­

вают национальной африканской

игрой. В некоторых языках слова
«раскладывать» и «сеятЬ>> звучат
одинаково, так что ученые пред­
манкалу,

обычные счеты, с помощью кото­

ниш врядах-от трех в детских

люди как бы изображали весен­

рых начисляли заработок строи­

разновидностях манкалы до

ний сев. Кстати, ряды углубле­

телям.

сколькихдесятков. Чаще всего их

полагают,

что,

играя

в

бывает

6, 7 или 8.

не­

Сбоку от доски

ний, напоминающие доску для

Для игры используется доска

манкалы, были обнаружены в пи­

из двух рядов углублений, но

делаются две большие ниши, ко­
торые тоже называются манкала­

рамидах и храмах в древнеегипет­

иногда лунки делают не на доске,

ских городах Луксоре и Карнаке.

а прямо на земле или вырезают на

ми. Правая от игрока манкала­

Исследование древних архитек­

большом камне. Встречаются и

его банк: попавшие туда камни

турных сооружений навело на

красивые фигурныедоски в фор­

выходят

мысль, LIТO первоначально доски

ме рыбы или лодки. Количество

его собственностью. Цель игры

для манкалы представляли собой

44

из

игры

и

становятся

состоит в том, чтобы накопить

:s:

~

в своей манкале

~

как можно больше

~

камней.

а.

с:

Перед началом

игры в

(.)

12 малых ни­

J5
а.

1....

шах лежит по три

камня.

:s:

Расклады­

вая камни

nротив

часовой стрелки,
игрок

учитывает

свою

манкалу,

а

маккалу противни­

ка nроnускает. Ход
можно

начинать

из

любой ниши собственного ряда.
После каждого хода возникает
одна из четырех ситуаций:

1.

Последний камень nолада­

ет в заnолненную

нишу своего

ряда. Тогда игрок на этом же ходу

--------------------'IIICOAO

Родина этой игры

-

Африка.

В нее играют на доске 4х7, то есть

2.

Если nоследняя фишка ло­

nала в пустую нишу заднего ряда,
то ход лереходит к nартнеру.

3.
пала

Если nоследняя фишка по­
в

nустую

нишу

nереднего

ряда, соnрикасающегося с рядом

делает еще одну раскладку, уже из

у каждого игрока по два ряда лу­

nротивника, то игрок забирает в

этой ниши.

нок, в которых они и

свой банк все его фишки из двух

2.

расклады­

Последний камень nолада­

вают свои фишки. Больших ниш

ниш напротив своей и,

ет в nустую нишусвоего ряда. Тог­

в этой игре нет. При раскладке

того, берет фишки из любой тре­

да игрок забирает содержимое

возможны три варианта:

тьей· ниши соnерника. Если обе

кроме

nротивника, расположен­

1. Если nоследняя фишка nолала

ниши наnротив nусты, то брать

ной наnротив его ниши, и nоме­

в нишу с фишками, то игрок берет их

фишки из третьей ниши не раз­

щает все камни вместе с тем, ко­

и nродолжает раскладку уже ими.

решается.

ниши

торый nринес ему успех, в свою
манкалу.

3.

Последний камень поnада­

ет в собственную манкалу. Тогда
игрок nолучает право сделать еще

одну раскладку из любой своей
ниши.

4.

Последний камень nоnада­

ет в нишу nротивника. Тогда ход
лереходит к nартнеру.

Игра завершается, когда все
ниши одного из игроков окажут­

ся nустыми. Тогда его nротивник
nрисоединяет оставшиеся камни
из своего ряда к тем, что накоnи­

лись в его манкале, nосле чего со­
держимое манкал сравнивается.

Выигрывает тот, кто набрал боль­
ше камней.

----------•••••
----------Эта армянская игра хорошо изве­
стна в России. В отличие от ман­

калы, в калахе исnользуется в два

раза больше камней-

no u.iесть в

каждой нише. Побеждает тот, кто

соберет больше

36 камней

в сво­

ем калахе (манкале).

45

:s:

~

::Е

~

а..
с::

(.)

]j
а..

L.

:s:

--------------------Ним

Этадревняя игра родом из Китая.

Самый простой вариант ни­

-

ма

игра с одной кучкой. Двое

по очереди берут из нее один, два

или три камня. Чтобы победить,
надо взять nоследний камень.

Когда-то в нее играли китайские

С помощью математического ана­

крестьяне, а сейчас она знакома

лиза удалось доказать, что вы все­

каждому, кто смотрел по телеви­

гда выиграете, если, перед тем как

зору передачу о приключсниях в

будете делать ход, число камней в

форте Байярд.

кучке не будет делиться на

Пусть имеется несколько ку­
чек камней (или пуговиц, монет,

12, 8,

спичек) и игроки по определен­

будет за ним.

ным правилам берут из них кам­

ни по очереди. Выигрывает тот,
кто забирает последний камень.

В другом варианте, наЬборот,
тот, кто берет последний камень,
проигрываст.

1.

Если

же ваш соперник оставляет вам

а потом

4 камня,

то победа

--------------------Игра мариенбад- современный

вариантнима-получила распро­

Как обеспечить себе
победу

странение после того, как ее по­

казали в фильме •Лето в Марисн­
баде>>. В :пой игре

16 фишек рас­

ставляются в четыре ряда: в пер­

Существуст мноrо разновиднос­

вом

тей игры в ним.

третьем

В игре нимби выкладываются

-

одна,

-

во втором -три, в

пять и

в четвертом

-

семь фишек. Игроки поочередно

три кучки- с тремя, четырьмя и

вынимают из какого-нибудь ряда

пятью камнями.

одну или несколько фишек (мож­
но даже взять целый ряд). Как

обычно, выигрывает взявший
последнюю фишку. В другом ва­
рианте, наоборот, взявший после­
днюю фишку проигрывает.

--------------------lerAII 11 ТfDIIHI

В игре цзянь­
шицзы

а

кучек две,

камни

ются колонками в ряд, причем каж­

дая колонка состоит из одной или

двух кеглей. Представьте себе, . О высоком ма­

дения

му денег. Отдать ее сразу он не смог

стерстве русских игроков в биль­

и вынужден был уступи,:гь победи-

ярд в

игры

вспоминают короля

Франции Людавика
приказал

Xl,

который

телю права насвоюзамечательную

установить

бильярдный стол в своих

аnартаментах. В

:XVI I сто­

летии бильярд приобре­
тает широкую популяр­

ность в других европей ­
ских

странах,

прежде

всего в Германии.
второй половине
ка бильярд

Во

XIX ве­

пришел

в

Америку. В этой стране
он

быстро

приобрел

множество

поклонни ­

ков, и именно в Нью ­

Йорке состоялись пер­
вые международные тур­

ниры по бильярду.

В Россию в начале

XYIIJ

века бильярд завез

Петр Первый, и эта игра

стала его любимым раз­
влечением. Появились и
заядлые игроки. Вжар­
ких схватках за бильярд­
нымстолом неразсходи­
лись такие исторические

личности, как великий
русский ученый Михаил

Ломоносов и гвардей ­
ский офицер граф Григо ­

рий Орлов. Стоитупомя­
нуть

и

трех

генералов

русской армии ,

войны

18 12

героев

года- Ива­

на Скобелева, Дмитрин

48

-.

XIX веке говориттакой факт.

многих nервоклассных билыrрд­

лись сильнейшие бильярдисты.

ных Петербурга он обыграл одно­

А в

го за другим всех хозяев nоля, nока

nервый чемnионат мира.

не столкнулся с нашим игроком

no nрозвищу Андрей

Часовщик,

1906 году в Париже nрошел
В Советском Союзе бильярд

который разгромил

вnлоть до 80-х годов, зато в nос­

:s;:

французского ма с­

леднее десятилетие бильярдные

nyx

и прах.

В ХХ веке бильярд

вид сnорта

не

клубы появляются один за дру­

гим. Проводится множество со­

стал чуть ли не обязатель­

ревнований по разным видам би­

ном атрибутом в творческой

льярда, наши игроки быстро вы­

среде. Так, великий nевец

ходят на международи ы й уро­

Федор Шаляпин считал,

вень. При

том состязаютсн и

что бильярдный стол в его

доме важнее, чем собра­

ние картин. Одним из
еГО ПОСТОЯННЫХ nартне-

рОВ был nисатель Алек-

сандр Куприн. Суще­

1868 году в

Россию nриехал зна­

ствует легенда, что однажды

менитый француз Перро с намс­

Шаляnин nригласил к себе

рением удивить ­
aiiШICT цеоь-, он Jiъtбирае-г на·
1ривленис бега, но nоимить, оса­
право -rо. н.ко

преимущества тому, кто убегает.

водящий уже обязан бежать за иг­

Дразня водящего, 011 не дает до­

роком, пробежавшим между ним

гнать себя.

и его жертвой.

,

.

--------------------- ---------------------

.......

nрипоn ни

ГРЕЦИЯ

В эту игру надо играть с мячом.

Водящий обязан бежать за тем

'lет ••• не11ет

игроком, который держит мяч в

Если угадано верно, отвечав­
ший получает камешек. А если
нет, то ему говорят: «Дай один,

чтобы был чет,..

Теперь наступает очередь вто­
рого игрока. Игра продолжается
до тех пор, пока у одного из игро­

ков не закончатся камешки. Тог­
да начинается подсчет камешков

руках. Игрок, спасаясь от пресле­

Этой игре больше тысячи лет, ее

у остальных игроков,

и

знали еще в Древней Греции и

вает тот, у кого трофеев больше.

дования,

кидает мяч другому,

и

выигры­

водящий оставляет его в покое.

Риме. У каждого игрока должно

Он мчится за новым обладателем

Есть и другой вариант игры:

быть

камешков. Два игро­

если ответугадывающего был пра­

10-15

мяча. Если он его поймает, то за­

ка стоят друг против друга и дер­

вильным, то он получает все ка­

бирает мяч и убегает, а пойман­

жат камешки в правой руке. Затем

мешки, зажатые в руке. Если ответ

ный игрок становится водящим.

--------------------&cr no

круrу

15-20 играющих становятся

в за­

тылок друг другу на расстоянии

метра, образуя большой круг. По
команде водящего они начинают

бежать по кругу, стараясьдогнать

бегущего впереди. Кого настиг­
нуг, тот выбывает из игры. Водя­
щий неожиданно кричит: ~стоп,
назад!>) Все останавливаются, бы­
стро поворачиваются

кругом

и

бегут уже в обратную сторону.

Каждый бегущий снова старает­
ся догнать того,

кто перед ним.

Чем меньше остается игроков,
тем быстрее нужно бежать. Выиг­
рывает игрок, который после­
дним остался бежать по кругу.

один из них незаметно перекла­

бьm неправильным, он должен от­

дывает в левую руку несколько ка­

дать столько же камешков, сколь­

мешков, показывает зажатый ку­

ко бьmо в руке у спрашивающего.

лак и спрашивает: Он

С тем , кого поймал горельщик,

становится к ним спиной на рас­

может назватьлюбую пару - вто ­

он становится в пару впереди ко­

ет в з яться з а руки.

3 метров от nервой nары.

рую , третью или вообще nослед­

лонны. А игрок , оставшийся в

Пары начинают хлопать в ладош ­

нюю. Игроки этой пары бегут,

одиночестве ,

ки , с каждым хлоnком все быст­

обходя горельшика с разных сто­

Если горельшик никого не сумел

рее и быстрее . При этом все иг-

рон . Обежав его ,

коснуться , он водит снова.

стоянии

r " :•

должны

начинает

водить.

--------------------Аеnте

лаптой-битой.

Битой

может

быть круглая палка из крепкого
дерева длиной около метра и

толщиной

3-5

раллельными линиями,

яние между которыми

рассто­

40 метров.

Территория между этими двумя

сантиметров. А

линиями называется полем. За

Эта популярная народная игра

можно игратьтеннисным мячом

одной чертой находится город,

развивает си.nу, ловкость и быс­

и ракеткой.

за другой -кон.

троту реакции. Для игры нужно
больше



человек. Они делятся

Для лапты вполне подойдет
ровная площадка длиной около

а шириной около

50,

небольшим резиновым мячом и

Ее делят на три части двумя па-

.. -- - rоРод.

-·-

20

метров.

на две команды. В лапту играют

110/\f3.

По жребию команды

делят­

ся на бьющую и водящую. Бью­
щая команда располагается в го­

роде, а водящая

-

в поле. Борь-

кон

ба идет за владение городом.

в бегущего, осалить его. За каж­

nротивников,

Один из игроков бьющей коман­

дого игрока, усnешно nробежав­

скрыться в городе. Если

ды становится на линию города

шего в оба конца, команда горо­

ется,

с лаптой в руке. Он называется

да получает очко. Если игрок

местами. Таким образом, идет

метальщиком. Игрок водящей

благополучно возвращается в

уnорная борьба

команды, подавальщик, бросает

город, он

за nраво жить в

мяч в сторону метальщика. Игра

снова бить по мячу. Если же он

начинается

остался за коном, то метальщи­

с

того,

что

ме­

тальщик изо всех сил бьет по
мячу лаптой, стараясь его отбро­
сить как можно дальше в

nриобретает nраво

не

успевшего

команды снова

городе.

то уда­

меняются

Когда

ком становится другой ИГRОК из

его команды.

1

поле.

Когда метальщик после удач­

Если метальщик nромахнулея

ного удара по мячу бежит через

или мяч уnал слишком близко к

поле за линию кона,

линии города, то он уступает ме­

команды, которые до этого оста­

игроки его

сто другому игроку своей коман­

вались за коном, стараются вер­

какой-нибудь команде удается

ды. Если удар был удачным и

нуться в город. Если в момент

скрыться в городе, игра nродол­

мяч

жается дальше. Команды меня­

ме­

nробежки в кого-то из игроков

тальщик бросает биту и бежит

поnадут мячом водящие, то игро­

ются

через поле за линию кона.

ки водящей команды бегут в го­

если поданный метальщиком
мяч поймает в поле игрок водя­

улетел

далеко

в

noлt:,

местами

и

в том

случае,

Он может либо остаться там,

род, и команды меняются ролями.

либо, если успевает, вернуться

Пока водящие бегут в город,

щей команды. Победителем счи­

обратно в город. Пока он бежит,

бьющая команда имеет возмож­

тается команда, набравшая nер­

игроки водящей команды, пой­

ность отыграться. Для этого

вой необходимое число очков,

мав мяч,

попасть им

нужно осалить мячом одного из

наnример,

стараются

Bcv.t известно,

15, 20

или

30.

что русская лапта

разу и подобию русской лапты.

в ранне.м средневековье. Поначалу

очень похожа на популярную смtе­

А может быть, у этих игр когда­

эта игра изображала полную опас­

риканскую игру- бейсбол. Может

то был один общий предок? Ученые,

ностей жизнь бродячих торговцев

быть, кто-то у кого-то скопиро­

изучающие историю игр (есть и

(команда поля),

вал правила? Но в России лапта из­

такие!), именно так и считают.

осесть в городе. Эта игра стала

вестна уже с XV века, а смtерикан­

Они уверены, что игра типа лап­

очень популярна в Европе, и теперь

цы вряд ли создали бейсбол по об-

ты попала в Европу из Индии еще

стремящихся

почти в каждой стране есть свой
местный вариант лапты. Так, в

Венгрии играют в круговую лапту,

а в Германии

-

в тройную, или не­

мецкую, лапту. А уже из Европы
лапта попала в Америку и там пре­
вратилась в бейсбол.

. •. . . . •. . . •••••. . ••. . ••.

ГЛАВА СЕДЬМАЯ

•••••••••••••••••••••••••

СПОРТИВНЬIЕ
ИfPbl


о
о

БАДМИНТОН

о
БАСКЕТБОЛ ВОЛЕЙБОЛ
ТЕННИС НАСТОЛЬНЬIЙ ТЕННИС
ФУТБОЛ ГМВНЬIЕ ФУТБОЛЬНЬIЕ
БИТВЬI ХХ ВЕКА

МИНИ-ФУТБОЛ

ХОККЕЙ ХОККЕЙ С МЯЧОМ
ХОККЕЙ НА ТРАВЕ

.

11
Cl.

L....

:s:
ш

11
:I:
CD

:s:
ь:

о
с

(.)

--------------------18АМИНIОН

изделиями из слоновой кости гер­

реходит к

цог привез необычные мячи с перь­

соперни­

я ми и ракетки. Игра очень понра­

ку.

вилась его родным и знакомым и

соперник

Судя по всему, бадминтон- одна

быстро приобрела большую попу­

из древнейших игр на земле. Ока­

лярность. До сих пор в городе Бад­

зывается, в мяч с перьями играли

минтоне, в бывшем имении гер­

еще около трех тысяч лет назад.

цога Бофорта, существует весь-

В одном из древних манускриптов

ма своеобразный музей. В этом

сообщается, что в

1122 году

до нашей эры в Китае
во времена правле­

Если

отбил волан,
идет

игра

до

тех

пор, пока волан не

упадет на чьей-либо

территории. Если волан

музее можно увидеть множество

экспонатов, рассказыва~их о

упал на поле подающего,

том, как шло развитие бад­

то право подачи переходит к со­
пернику, а если на поле соперни­

IIИЯ династии Чу

минтона. Старинные вола­

играли в мяч с пе­

ны

и ракетки соседствуют

ка, то подающему засчитывается

рьями. Игра назы­

там с самыми современны­

очко. Очки начисляются только

валась

ми. Сейчас бадминтон на

подающему.

. Три-четыре
гусиных

пера

скреnляли воедино

ободком

и

играли

деревянными

ракетка­

равных

входит

в

спортивных игр.

Первый

чемпионатмира побадМИIП'О­

ну состоялся в

При четном и нулевом коли­

семью

1977 году, а чем­
-

пионат Европы еще раньше

честве

очков

у

подающего

он

подает из своего правого задне­

го сектора в левый задний сек­

тор соnерника. При нечетнам

ми. А в Индии археологи

в 1968-м. В Международную феде­

количестве очков

нашли

рацию по бадминтону входит около

сектора в лравый сектор. Если

наскальные рисун-

ки, которым околодвухты-

IООстран, в том числе Россия.

играют в

нужный сектор, подача перехо­

дит к сопернику. Подачу мож­

игру, которую называли «Пе­

Немноrо

она» - прообраз нынешне-

о правилах нrры

но переиграть, если подающий
не попал ракеткой по мячу.

го бадминтона.

В Евроnу бадминтон по­

из левого

nри подаче волан не лоладет в

сяч лет. Изображенные на
рисунках люди

-

Игра идет до

Игра начинается с подачи мяча.

и женщин до

J 5 очков (у детей
1J очков). При этом

1872 году, когда англий­

Первая подача выполняется с пра­

разница в сНИ

рается поймать мяч. Если собач­

ки разбегаются по площадке. Ког­

тоже образуют новую пару р~ба­

ке удалось перехватить мяч, бро­

да рыбки начинают перебрасы­

ков. Если рыбак выбивает только

шенный игроком, то этот игрок

ваться мячом, рыбаки беругся за

одну рыбку, то новая пара рыба­

занимает ее место. Если собачке

-

собачка

-

руки- растягивают сеть- и за­

ков не создается и игра продолжа­

не удается поймать мяч, но nри

бегают на площадку. Им нужно

ется. При образовании каждой

этом мяч ее задел, она уже не име­

поймать руками-сетью ту рыбку, у

новой nары

рыбаки выходят за

ет права двигаться с места. Ей ос­

которой в руках мяч.

пределы nлощадки и потом воз­

тается лишь уворачиваться и на­

Попавший в сеть игрок броса­

вращаются бегом, взявшись за

деяться, что мяч рано или поздно

ет мяч в рыбок. Если он попал в

руки. Игра заканчивается, когда

удастся nерехватить.

кого-нибудь, то они образуют с

на площадке останутся только

этим игроком новую пару рыба-

двое игроков.

. -...

-

1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1

..

-

94
,

.

..-........ .
ш

СЧ И""rA-1\I Пока водящий это

чить в любой круг. Тот, кто остал­

земле и становится в него . Водя-

говорит, все играющие выбегают

ся без круга, становится водящим.

98

-

-

раз,

два, море вол­

щадке. На счет «ТРИ» все, вклю­
чая водящего,

..

стараются заско­

----------i
•••••
----------Траиi

В третьего лишнего играют от

По счету «раз, два, три» один во­

дящий начинает убегать, а вто­
рой - догонять его. Сnасаясь от
nреследователя, убегающий мо­
жет nристроиться сnереди к лю­

8 до 30

бой паре и закричать: «Третий

ки должны стоять друг за другом

лишний!» Тот, кто стоял сзади,
оказывается лишним. Теnерь он

человек. Играющие ста­
новятся по кругу nарами . Игро­

лицом к центру круга. Расстоя­
ние между nарами должно быть

вынужден убегать от водящего.

не меньше метра. Двое водящих

своей жертвы, то они меняются

стоят вне круга с разных сторон.

ролями.

Если догоняющий дотронется до

~алечина, калечина,

Сколько часов
до вечера?
Раз, два, три, четыре,
пять,

Ты идешь искать.

99

ш

~
о

CD



одну из освобождающихся норок.

Мышка может продать свою нор­

Та мышка, которая осталась без

ку или оставить ее за собой. Если

норки, становится котом.

мышек и успеть в

101

ш

~
о
а:!



выбирают водящего и сразу же

При счете «трИ>> надо спрыгивать

разбегаются врассыпную. Тот,

на землю и убегать от водящего.

кого водящий коснется рукой, вы­

Игра продолжается до тех пор,

бывает из игры. Убегающие могут

пока водящий кого-нибудь не

спасаться от водящего на дереве,

поймает. Пойманный становится

то есть запрыгивать на что-нибудь

водящим в следующей игре.

102
,

.

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ

••• •. • . •••••••. ••• ••••••

.•••••.••.••.••••••••••••

КАРТОЧНЬIЕ
,. ИfРЬI ~

41

ИСТОРИЯ КАРТ~

КАРТЬI В РОССИИ

НА КАРТАХ

ГАДАНИЯ

ИГРЬI И ПАСЬЯНСЬI :

БЕССЕРДЕЧНЬIЙ ПИШТИ ВОЙНА
ЧЕРНЬIЙ ПЕТР АКУЛИНА+ ПЕКСЕСО
ЧЕТЬIРЕ РЯДА

t!t ЗВЕЗДА •



~

БЕГУЩАЯ ВОЛНА

УЗНИК.

tft

+

.....•...•.•.......•..•..........................•....•....................•...•

JS
а..

L

:s:

ш

JS
r


~

~

----------••1"'
-----------

..._

Исrор••

V'~

f/.: ~~

что невозможно даже сказать со

~

всей уверенностью, где и когда

;u.

они появились впервые. По одной

~~Б

из версий карты изобрели египтя­

-

~

.:;ii
~*1

У карт история настолько древняя,

не для гадания. По другой

~

ро­

диной карт является Индия. Тре­
тья версия говорит о том, что кар­

ты создали арабы. И наконец, есть

еще предположение, будто на са­

Но потом суеверные люди увиде­

мом деле карты появились в Ки­

ли в карто•1ных играх вмешатель­

тае. Об этом, кстати, говорится в

ство нечистой силы и стали требо­

словаре Чин Цзетуна, известном в

году nо­

изобретены

заnрещающий nод страхом нака­

тырьмя

мастями

1120

году, и уже через

12 лет они стали достаточно попу­
лярными».

В Европу карты попали во вре­

зания кнуrом

играть в карты

на

территории Франции. А вот и дру­

гое из самых ранних уnоминаний

карт. Относится оно уже, nравда,
году. Именно тогда италь­

мена крестовых походов. Понача­

к

лу к картам относились терпимо.

янскийживописец Никколо Каве-

1379

Крестоносцы
поз н ако мили

Ев ропу
с картам и .

104

1254

явился эдикт Людовика Святого,

1678

в Китае в

вать их заnрета. В

года: «Карты с че­

Европе с

,

.

nример , короля червей рисовали

в хронику своего горо ­

ли , чем играли , у этой колод ы

да Витербо такую запись: «Введе­

было свое мистическое толкова­

в виде Карла Великого , короля

на в Витербо игра в карты, nроис­

ние . Согласно этому толкованию ,

франков. Юлий Цезарь выступал

луццо

BJJec

ходящая из страны Сарацинов и

52

карты соответствуют количе­

в виде короля бубен; древнееврей­

называемая там наиб>>. Сарацина­

ству недель в году. Четыре масти

ский царь Давид был королем

ми в те времена называли арабов.

символизируют четыре времени

пик , а Александр Македонский ­

-

года. Каждое время года, в свою

королем треф.

В егиnетской колоде карт
картах Таро - было

78 листов.

Ко ­

лода , которой nользовзлись в
средневековой Евроnе, состояла

13 недель , поэто ­
масти 13 карт.

очередь, тянется

му в каждой
В

XV веке

короли, дамы ива­

Зеркальные карты , то есть кар ­
ты , в которых одна половина от­
ражает

другую ,

появились

в

уже из 52 карт. И поскольку на кар­

леты изображались в виде леген­

Италии в ХУП веке , но полностью

тах поначалу все же больше гада-

дарных героев древности. Так , на-

вошли в обиход веке в

XIX.

105

J'i

а..

L

:s:
ш

J'i
:t:

Карты в Росснн



§

В

России

карты

появились в

XVl J веке и были восприня1 ы щесь
настороженно,

если не сказать

больше. В «Уложении» царн Алек­
сея Михайловича, nринятом в

1649 году, картежников рекомендо­
валось сечь кнутО\1 и рубить им

руки и пальцы. То есть постуnать с

ними, как с вора.ш. Указ

1696 года

велит обыскивать всех заnодозрен­
ных в nричастности к карточной

игре и бить кнутом тех, у кого кар­
ты будут обнаружены. В

1717

году

за игру в карты грозят денежным

штрафом, 'l с 1733-го картежникам
уготованы тюрьма 11 батоги.

Постепенно нравы смягчи­
лись. Уже nри Петре Втором кар­
ты становятся одной из излюб­

к выигрышу и порой даже нароч­

могли спать сnокойно. Штрафова­

ленных придворных забав. Анна

но проигрывала тем, кого хотела

ли лишь тех, кто играл на большие

Иоанновна карты тоже очень лю­

наградить. А если кого и обыгры­

суммы и в долг. Более того, Петр

била. Она никогда не стремилась

вала, то денег с nроигравшего не

Третий nри этом nредостерегал, что

брала. У..:аз, который она издала

в каждом случае расследование

играть «как

нужно вести крайне аккуратно и

в деньги, так и на пожитки, и на

тщательно проверять все факты,

деревни, и на людси».

«дабы не причини rь наnрасных nо­

в

1733 году, заnрещал

При имератрице Елизавете

клеnов, обид и бесnокойств».

Петровне запрет касался уже
только азартных игр.

А Петр Третий вообще решает заме­
нить

и

батоги

тюрьму

круп­

ным денежным

штрафом. Да и
то штраф зас­
тавляют платить
далеко не

всех

картежников.

Вполне безобид­
ные

игроки

по

маленькой

,

.

::zs
Cl..

L

:s;

При Екатерине Второй в кар­

непомерно великую игру». А Пуш­

w

ты играли везде и с огромной стра­

кин упоминал Зорича в своей .

стала

::zs
::г

§

го польского князя Адама Чарто­

При этом огромные доходы не

рижского: > с участием мно­

году в Лондоне состоялся

себе, то есть с другими компьюте­

гих знаменитостей. И уже на стар­

рами, то в последнее время, когда

те произошла сенсация: впервые в

они крепко встали на ноги, силь­

истории электронный гроссмей ­

нейшие из роботов бросили вызов

стер