Береговая линия, стихотворения в трех актах [Николай Григорьевич Шарифулин] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]


Шарифулин

Николай Григорьевич


Поэтический сборник «Береговая линия» включает в себя гражданскую, любовную и философскую лирику молодого артиста театра Шарифулина Н. Г. Книга состоит из трех актов – «Надвигается шторм», «Наваждение» и «Береговая линия», каждый из которых подкреплен небольшим эпиграфом.

В названии сборника присутствует литературная отсылка к «Очертаниям последнего берега» Мишеля Уэльбека, и это тонко переплетается с третьим актом.


БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ


Стихотворения в трех актах


Акт I


Надвигается шторм


Я знаю, мне не хватает самоорганизации,

Ведь я умею только жаловаться и огрызаться.

Повсюду пыль и насекомые...

Если б я изучал людей, то я был бы паразитологом.

Oxxxymiron («Тентакли»)


ПОТОК


Поэту Борису Бурмистрову


Словно играя или лаская своим теплым дуновением,

ветер способен пошевелить любую ветку на дереве,

но когда он обрушивает мощные потоки,

то жертвой становится не только дерево, –

а целый лес или тайга.

Он поворачивает стволы, ветви и корни

так,

как ему угодно.


Ветра, как известно, бывают разные:

прибрежные, умеренные, юго-западные и т. д.

(их много) –

и поэтому вред или польза

могут быть какими угодно.


Нам известно, что ветер

придает почве стихию воздуха;

каждое его прикосновение меняет дерево –

точно так же меняется и человек,

поскольку поток – это время именно той эпохи,

в которой мы живем.

В ней находятся:


политика,

коррупция,

идеология,

экономика...

наука,

культура,

религия,

мораль.


Что непосредственно формирует человека –

как дерево, а цивилизацию – как лес.

Но проблема в их подчинении ветрам.


31 декабря 2016


ПОСЛЕ ПАУЗ


(Из дневника)


1


Ночь. 29 августа


Почернела душа, словно улица,

погасив в каждом доме огни.

В этом городе счастье заблудится,

так что просто в покой уходи.


Позабудь свою дряхлую участь,

обрети тишину над судьбой,

а потом, пред Всевышним отмучась,

воротись, как когда-то домой.


Не пиши и забудь свои строки,

все, что есть на бумаге, – сожги.

Ты создал из искусства пороки,

чтоб услышать за гранью шаги...


2


30.08.2016


Процент любви не достигает ста,

когда душа пред Богом не чиста.


3


Сентябрь 2017


Память моя холодна,

как затуманенный лед;

кто не боится дна,

тот непременно умрет.


Вы говорите мне,

что за спиной туман

стелется в тишине,

словно самообман:


«Люди подводят итог:

кого нам еще побороть? –

ходит повсюду Бог,

у каждого свой господь.


На землю упала слеза

всем, приумножив страх! –

держатся небеса

не на людских горбах...»


4


2020 г.


Попутный ветер – для других – попутный.

Сегодня дует в спину, завтра – в грудь.

Я рад за тех, кто пел мой слог минутный,

но горестно за тех, кто смог уснуть.


И потому – окутывая бездну –

я думаю: откликнется молва

хотя бы за восторг, что не исчезну,

твердя не в спешке грустные слова:


«Моя звезда горит за поворотом

и каждый раз меняет высоту,

я шел за ней, но кровь стекала потом

в бездонную глухую пустоту».


ОРЕЛ


Не видел я боль и страданье, –

приходит, уходит заря –

но есть во мне цель и желанье

воспеть и восславить тебя!


Паришь ты над нами, как птица,

поем мы во все времена:

«Проснись, дорогая столица,

вставай же, родная страна!


Мы много чего повидали:

позор, воровство, беспредел,

победы, награды, медали,

ни в чем не повинных расстрел...»


Но вечно крыло подставляя

и жертвуя сердцем своим,

ты все же с кровавого края

вернешься обратно живым, –


чтоб вновь над страной и столицей

парил ты, свободу обрел;

чтоб вновь, защищая, ты бился, –

могучий двуглавый орел!


1 февраля 2016

ЗЕМЛЯ


Мир обошелся без Бога –

снова война и теракт.

Осталась одна дорога –

прямо идти, не в такт.


Кто-то напишет повесть,

это буду не я.


– Люди, вы слышали новость? –

Остановилась Земля.


– Там череда страданий,

слабый и тусклый свет,

убежище для скитаний! –

вот мой короткий ответ.


Кто-то название «Морось»

впишет теперь за поля.


– Люди, вы слышали новость? –

Остановилась Земля.


Каждый ходит под Богом –

в меру глуп и умен,


никто пред Всевидящим оком

не был еще обделен.


Кто-то никчемную скромность

взял на часок для себя.


– Люди, вы слышали новость? –

Вновь закружилась Земля!


20 марта 2016


КОЛЫБЕЛЬ ПОТЕРЯННОЙ ОТЧИЗНЫ


Ты сидела вчера приобняв колени,

как забытый корабль на старой мели, –

потеряв всякий шанс и забыв о цели,

ты не знала своей колыбели


много лет, – прежде чем обрести свободу,

обходя все рифы, разрезая воду, –

чтоб наутро добраться к родному флоту,

издавая знакомую ноту.


Бурлаки через силу тянут тросы,

только слышно, как их матерят матросы,

что над ними летают стальные осы,

заплетая ракеты в косы.


«Шевелись! Шевелись! Побыстрей, шалавы,

а то мигом хлебнете сейчас отравы!

Не видать вам больше своей державы,

как старухе поганой славы!»


Я знаю, что скоро наступит бой

за пространство, где будет стоять живой

жеребец, – у него текстурный крой

похож на кровавый слой.


Красный конь передумал менять подковы,

но никто не боится открыть засовы –

правда, слышно, как рядом мычат коровы:

«Кровавые всадники, кто вы?»


Но сегодня ты с нами ищешь берег,

чтоб избавить друг друга от тех истерик,

что поют нам громче, чем горный Терек –

оттого ты в душе холерик.


Жалко, что нету козырной масти –

все распадется во тьме на части,

Сартр сказал, затыкая пасти,

что деньги – синоним власти.


Вашингтон, Брюссель, Гаага, Женева... –

находятся справа, находятся слева;

я желал бы избавить людей от гнева,

как жили Адам и Ева.


Я не знаю, что будет с твоей судьбою –

может, ты приготовишься к новому бою,

или станешь на небе гореть звездою,

или сядешь на мель слепою.


Лето 2017 года


ЭЛЕГИЯ


Как ни в чем не бывало наступит победный накал,

превратив бытие в экзистенцию лживого сна;

в равной степени мир станет узок местами и мал,

чтоб в конечном итоге мы жили опять без окна.


Каждый ищет возможность взглянуть на людей свысока,

где карманы набитые лучше всего прикрывать,

ведь у них не от скуки свисают большие бока,

как могла бы подумать всерьез побежденная рать.


Что же завтра останется нам от воюющих стран?

Все события в пасмурных днях и в ужасных делах,

где политика – способ идти до конца (на таран), –

чтоб в столетнем периоде был человеческий крах.


Кто-то хочет господство иметь над простором земли,

превращая умы не в больничную воду, а в гниль...

Хоть в гараж отправляйся и дыры тихонько сверли,

потому что душа от вражды превращается в nihil1*.


Только сердце за ребрами бьется, как жалкий птенец,

словно хочет протиснуться в мир, где не носят плащей.

Чтоб спасти первозданность, рассеяв печальный конец...

(впрочем, все аннулировать это в порядке вещей).


Весна 2017


...и наступит тот день, –

расступилась бы пыль под ногами, –

как увидим мишень,

мы блуждать перестанем кругами.


И изменится все.

И настанет эпоха другая.

Замолчит воронье,

тишину меж собой умножая.


И отхлынет хандра.

И отстроим мы новый акрополь.

И отпустим раба.

И всегда будет хлеба нам вдоволь.


И в крылатом огне

мы увидим, как мечется Хронос.

И на смертном одре

нам почудится Ангела голос.


И при свете ночном

мы распутывать станем интриги.

А наутро начнем,

мы обменивать водку на книги.


Но маяк наш погас.

Не видать корабля Одиссея.

Приближается час,

когда сгинет скрижаль Моисея.


Остается одно –

уповать на чудесную силу,

пить безмерно вино, –

пока тело не ляжет в могилу.


21–22 мая 2021


ИЗ МАНДЕЛЬШТАМА


По бескрайней отчизне пройдусь не спеша,

утопая по пояс в болоте.

Никогда еще так не болела душа...

Что ты знаешь о птичьим полете?


Надо мною Воронеж, как птица кружит,

озирая пространство родное.

Почему в твоем карканье слышится: жид, –

неужели я верил в другое?


О, забытое Слово! О, Стих бытия!

О, великая нравственность Были!

О, безумная Жизнь! О, Надежда моя!

Нас по разным углам рассадили.


Разделяет звонок... Убивает звонок...

Убиенным негласностям вторя.

И умчал меня поезд на Дальний Восток,

чтобы встретиться с солнцем у моря.


Здесь прилив и отлив катят валы свои,

нагнетая суровость грузина.

Что мы знаем с тобой о великой любви,

если смерть не встречает осина?


Август 2018


ДИАЛОГ


Когда кривляться станет ни к чему...

Б. Пастернак


– Скажите, что вас волнует, наши Люди ведут учет.

– Заморожена жизнь, как банковский счет.

– Это пока не в счет.


– У меня нет дома и нет семьи.

– Держите судьбу за ремни.

– Я живу не лучше вон той свиньи.


– Я бы так не сказал, ведь это – второй Пилат.

– Извините, но жизнь – это сущий ад.

– Не хотите ль получить мандат?


– Нет, спасибо, свиньей я не стану.

– Зря. Залечили б душевную рану...

– За поклоненье тирану?


– Не превышайте лимит.

– Мазаль-тов! Я – индивид!

– Не стоит острить и учить иврит.


– А может, я, как Эйнштейн, еврей.

– Эта фраза не делает вас умней.

– Эта фраза делает из вас свиней.


– Вы случайно не коммунист?

– Нет, хотя лозунг футуристично чист.

– Полагаю, вы – антигерой или псевдоартист.


– Не исключено. Но кто виноват?

– Толстой? Достоевский? Я понял – Сократ.

– Во всем виноват Пират.


– Пилат II. Подпишите бумагу.

– Для начала: не хотите ли брагу?

– Все выпивают за нашу отвагу.


– А если за вашу не выпью, то что?

– Тогда вас убьют, вот что.

– Меня и так убьют. Но за что?


– За то, что живете здесь.

– Смерть не дана, как месть!

– У дерьма появилась честь?


– Я не философ и не поэт...

– Мы все про вас знаем. Вот вам совет...

– Дата и подпись? Это бред!


– В твоей голове винегрет, салат!

– Я все подпишу, уберите канат.

– Пилат II будет сильно рад.


– Не считаю, что это вполне...

– Становись-ка лицом к стене.

– Жизнь, как баррель, скачет в цене...


– А-ха-хах!!!

– Человек – это мусор? Ненужный прах?

Бах... Бах... Бах...


2019 г.


ЗАМЕТКИ О КАМНЯХ


I


Секундная стрелка бормочет: тик-так,

как следствие – я существую.

Хотя бы в квартире, где мятый пиджак

вам интерпретирует Время. Такую

картину вы встретите, если глаза

способны сканировать вещи.

Они не подвижны, но их голоса

о мире, о жизни – зловещи.


II


Поскольку за ними одна пустота,

они нам талдычат о смерти, –

как вождь у кремлевской стены, чьи уста

правдиво колышутся. Жить в круговерти,

конечно, возможно, но вот в чем вопрос:

а будут ли тучи над нами? –

в ответ получаешь реформу. Курьез

сравнил нас уже с валунами.


III


Мы – камни. Мы – прах. Наше дело молчать,

уткнувшись в смартфон, как в газету.

Иначе найдется такая печать,

что прошлое молча встревожит планету.

Молчание – знак, говоришь, – как же так?

Я думал иначе: мы – камни.

Жилище. Река. Мостовая. Овраг...

Молчанье камней даже в спальне.


IV


«Где милая Троя?2*» – в руинах, в камнях...

вождей завлекла паранойя.

Сияние ружей, доспехов и блях

разрушит столицы. Где ж милая Троя?

Не вспомнить уже соловецкий курорт –

история льется дождями.

Однако она повторяется. Фьорд

по-прежнему устлан камнями.


V


Параша в параше проснулась (ДР

отметила) – ночью летала

на «Черной акуле». Сегодня амбре

сквозит из открытого рта, как с вокзала.

Неведенье – сила. Какую тропу

нам следует выбрать? Ворота,

ты видишь, открыты, но нашу стопу

уже поглотило болото.


VI


Мне хочется верить упавшей звезде,

что больше не будут нас клацать, –

но камни немые лежат на земле...

Мне хочется верить, что лет через 20

наступит другая эпоха, – и я

на улице встречу мальчишку,

который, возможно, совсем без рубля

откроет пожухлую книжку.


VII


Здесь нет перспектив. Телевизор – профан.

Осталась лишь ретроспектива.

Взгляни на нее, видишь, левиафан

в вождя превратился... Однако дождливо.

Но камни лежат недовольные, ведь

потухли фонарные спички.

Приятель, систему не преодолеть...

молчание – дело привычки.


20 февраля 2020


* * *


Освободи свои мысли –

их отражает оскал.

Руки веревками свисли,

каждый из нас замолкал.


Вспомни дымящийся город,

запах обугленных стен, –

нужен ли пушечный повод,

если поют «Перемен»?


Выдержав, мы разузнаем

старый и грустный мотив,

все, что покажется раем, –

определит негатив.


Освободи свои песни –

в них отражается грусть.

Грусть – дальнозоркость болезни, –

я близоруких боюсь.


Переживи диктатуру,

дабы взойти на Олимп.

Я не пророк и не гуру:

sapiens – тот же Эдип.


Не говори, что, мол, полис

худший из всех полисов, –

нас ожидает гидролиз,

если услышишь засов.


Выпрями спину, двуногий! –

проблеск кривой впереди.

Освободитель убогий –

выкрикни: «Освободи!»


17 ноября 2020


МЫСЛИ


Ever moving

Iron thoughts came with me

And go with me:

Red river, river, river.

T. S. Eliot3*


1


Уходя от столичных гудков

мимо старых, больших площадей,

я построю в душе новый кров

из обломков моих кораблей.


19 ноября 2013


2


Ко мне не шла заветная мечта,

но, сделав шаг, я сам упал на камень...

и вдруг увидел – сдвинулась черта

в ту сторону, где места было мало.


1 декабря 2017


3


– О чем пою я на земле печальной,

когда на улицах готовится погром? –

пою о том, как праздник развенчальный

запел в груди, забыв молельный дом.


1 декабря 2017


4


В саду созрели сладкие плоды, –

не потому ль их пожирают люди,

чтобы разрушить образ красоты,

как высокопоставленные судьи.


Весна 2018


5


Мне верить хочется, что в нашем поколенье

нет тяги к благородству без души.

Но мы еще найдем во тьме спасенье,

увидев свет в расплывчатой глуши?


2018 (осень)


6


Куда только нас не кидает дорога,

то влево, то вправо, то в мягкость, то в твердь, –

но если я где-то сутулюсь убого,

то это затем, чтоб под ноги смотреть.


18 июля 2018


7


Открыть столетие у моря

и не нащупать глубины,

а после – умереть от горя –

за то, что мы не влюблены?


2017–2018


8


У нас короткие пути,

когда внутри мы одиноки.

Надеюсь, у меня в груди

горели искренние строки.


23 сентября 2017


9


Возьми мое сердце, которое с треском

способно в груди пламенеть.

Я знаю, глаза твои утренним блеском

рассеют печальный конец.


Ноябрь 2018


10


Уже месяц прошел – телефон все по-прежнему спит.

Ни привет, ни ответ до меня еще не доходили...

– Может, следует ей позвонить? Или сделать визит?

– Все, конечно, возможно, но ты предпочел или-или.


Адлер,

20 июля 2018 г.


* * *


Надвигается шторм –

он несет в себе мысли безбрежные –

в нем хранятся слова,

и меня не поймут люди здешние.


Надвигается шторм...

все, что было, останется в прошлом,

но ты думаешь, я

говорю тебе снова о ложном.


Надвигается шторм.

Наши чувства, как брызги соленые,

растворились в груди,

а любовь есть глаза воспаленные.


Надвигается шторм:

без идеи, без слов, без задачи... –

просто хочется жить,

забывая свои неудачи.


Надвигается шторм, –

как бессмысленна стала бессонница...

пронесется печаль, –

это Гелиос мчится на коннице.


Надвигается шторм.

Мои мысли к тебе возвратятся.

Одинокий маяк

обретает синдром постояльца.


Надвигается шторм –

исчезают ночные иллюзии,

чтоб уже навсегда

мы сплотились в объятьях диффузии.


19 июня 2020


Акт II


Наваждение


Твой мир колдунами на тысячи лет


Укрыт от меня и от света...

В. Высоцкий


ОСТАНЬСЯ СО МНОЮ, ЗВЕЗДА ОДИНОКАЯ


А. Ш.


Останься со мною,

звезда одинокая!

Звезда бледноокая,

укройся плащом.

Бывает, порою

глаза я закрою:

ты теплым лучом

согреваешь меня.

А стоит лишь раз

мне на небо взглянуть,

как свет твой таинственный,

как свет твой единственный

сиянием глаз

укажет мне путь.


17–28 июля 2018

Адлер


КАК МАЯКОВСКИЙ


Хоть я

и не француз,

но в любви

шарю:

причешу,

закатаю

правый ус

и пройдусь

по влюбленному

краю, –

как будто меня

парализовал

змеино-ядный укус.


<2013>


* * *


А. Ш.


Год назад здесь царила весна в январе,

а теперь почему-то зима. Без тебя

околел я вчера на Гостином дворе,

а сегодня продрог на Дворцовой; огня

нет в колоннах на Стрелке, Исакий исчез,

облачившись в туманную мантию. Мгла

закрутила меня в беспросветную смесь,

чтоб напомнить: как мог ты? – и – как ты могла?

Я скучаю, скучаю... И Питер не тот,

он ветрами меня гонит в Пулково. Что ж...

вылетаю к тебе – за бортом небосвод.

Как приятно, что ты меня все-таки ждешь.


28 января 2019

Санкт-Петербург


* * *


А. Ш.


Ты открыла печаль, как бутылку вина.

В этом терпком безумии есть превосходство.

Это если смотреть, ощущая сиротство,

где меж нами разлука уже не видна.


Ты открыла печаль, как планету. Во сне

ты все думаешь, как бы назвать ее кратко.

Отчего твоим мыслям становится шатко, –

разве ты не была рада этой весне?


Ты открыла печаль, как забытую дверь,

от которой ни проку, ни толку. Пространства

между нами все меньше. Теперь – постоянство

отголосками будет твердить: «Ты поверь –


наши чувства горят, как горят фонари!

Заглуши в себе прошлое, мы в настоящем

обретаем бессмертье. Под солнцем палящим

твой избыток печали не будет в крови».


3 апреля 2019


* * *


Узнаю твои руки –

до нашей разлуки

они обнимали меня.


Узнаю твои губы –

до них, как до Кубы,

а они целовали меня.


Ты узнаешь мой голос –

в нем движется Логос,

способный запомнить меня.


18 июля 2018 (Адлер)


* * *


Где-то там – впереди – за полоской песчаного берега

загорится последний маяк. Я услышу твой голос.

Он стремглав долетит, обгоняя воинственный Хронос, –

чтобы в нем навсегда заглушились и вопль и истерика.


Не призывы с мольбой и даже не крики о помощи.

Это нечто другое, чего мы еще не встречали.

Я иду на твой голос, не зная, что будет в начале,

может, берег пустой и песчаный, а может, сокровище.


Конец августа 2021


* * *


А. Ш.


– Что сделал ты? – данайцы на подходе,

они готовы нас с землей сровнять;

сегодня ты со мной, а на восходе –

увижу ли твою густую прядь?


От этой мысли в теле стонут вены, –

спадает с глаз густая пелена, –

но знаешь, ты прекраснее Елены,

мне все равно, чем кончится война.


18 августа 2021


* * *


А. Ш.


Ты не раз еще встретишь меня...

у разбитой черты,

где трава не растет,

где с тобой я на «ты»,

где смотрю я вперед, –

что бежишь ты, бежишь,

души наши храня, –

я не раз...

я не раз еще вспомню тебя.


Я с тобой.

Между делом,

только дай мне ответ:

это Ангел иль Демон

нам смотрит вослед?

Это Ангел! Он здесь,

чтоб сияла заря, –

я не раз...

я не раз еще вспомню тебя.


То ли дождь проливной

мною шепчет: «Постой!»

То ли там – за окном –

он становится льдом.


Ты как радость дождя!

Ты как счастье дождя!

Я не раз...

я не раз еще вспомню тебя.


Потому что стихами

чувства дышат в груди.

Все, что есть между нами,

ты в куб возведи:

«Только-только б успеть,

несмотря ни на что...» –

чтоб склониться, как ветвь,

чтоб узреть Божество;

ну а после взглянуть

на волшебную нить,

где откроется путь

мне твердить,

как дитя:

«Я не раз...

я не раз еще вспомню тебя!»


31 марта 2018


* * *


Березы в снежном серебре

стоят в задумчивости странной...

– Неужто были в сентябре

слова любви? –

любви желанной.


...Они твердили так всегда,

и я заметил, как дорога

вдруг повернула не туда,

столкнув в ночи меня с порога.


Она с пути меня свела,

придав заоблачной корриде!

Хотел сказать, что ты –

бела...

а вышло так, что ты в обиде.


1 декабря 2017


* * *


Если сможешь, вернись и прости,

от меня ты шагах в тридцати.

Подойди, обними,

это – я...

из-под ног убегает земля.


Если сможешь, прости и вернись...

я не падаю –

падаю вниз.

Обернись, посмотри и пойми, –

я на дне зажигаю огни.


Только рядом хочу быть с тобой;

от сомнений ты сердце укрой,

оно тоже шагах в тридцати...

Дорогая, прости же, –

прости.


Весна 2016


ЦЕЙТНОТ


Ты останешься здесь, в этом тесном краю;

в твоих грустных глазах я себя узнаю.


Немота праздных чувств от меня в двух шагах? –

но ты ставишь опять мне бессмысленный шах.


Ничего... улыбнусь... Гордость – малый удел.

Я повесил мишень... Я настроил прицел...


Посиди же со мной, посиди у окна;

коль боишься меня, так испей же вина,


но не вздумай терзать меня взглядом своим –

мы с тобою давно от сомнений горим.


И пока еще чист за окном горизонт –

ты услышь меня! хоть и попал я в цейтнот.


Я не прав, как всегда? Я не слышу тебя?

Но поставив мне шах, ты лишишься ферзя.


Хочешь, верь мне, не верь – я тебе поддаюсь,

потому что достал меланхолии блюз.


Оставайся же здесь, в этом тесном краю,

если думаешь, что я тебя не люблю.


Май 2020


ОСЕНЬ


Деревья в твоем саду уже отцвели.

Послушай, как дождь шумит...

Это – шепот осенней земли

создает первородный вид.


Так значит, деревьям уже не цвести? –

Персефона собрала свои вещи,

уже заказала такси...

Аид раскрыл свои клешни.


12 сентября 2021


* * *


Мы с тобою руки опустили,

бросили любовь на полпути.

Подожди, давай вернемся или

молчаливо руку отпусти.


Дай уйти мне. Не колдуй дверями.

Лишний шум нам больше ни к чему.

Город озарит меня огнями,

указав дорогу. Здесь чуму


принял я за высшее искусство,

Эроса за признак ОРВИ.

В скифосе Пандоры нет распутства.

Эрих Фромм ошибся – нет любви, –


ведь она является привычкой.

Сколь угодно смейся и шути:

сердце я твое открыл отмычкой –

значит, нам с тобою по пути?


3 февраля 2020


РАЗЛУКА


Забудь меня как можно поскорей...

Не мучайся. Мы все играем с жизнью.

Моим словам, пожалуйста, не верь –

они покрылись ржавчиной и слизью.


Забудь меня! Меж нами страшный сон.

Мы в этой мире смертны иль несмертны?

Я не дышу с тобою в унисон.

Давай заклеим и сожжем конверты.


«Забудь меня», – шепчу тебе во сне,

подушку по ошибке прижимая

к своей груди. Приблизился к стене:

она, как я – душою ледяная.


24 октября 2019


* * *


Под куполом бессмысленной свободы

я осознал никчемность бытия.

Планеты в небе водят хороводы,

а я все также маюсь без тебя.


Развалины – избыток теорем,

что сводятся порывами к ужасной

разлуке. Я спрашивал: зачем

тебя тревожить горечью напрасной? –


еще одно, – прости за прямоту –

но шквал эмоций все-таки банальность...

мы научились верить в пустоту –

Венеру поглотила сингулярность.


И кажется, за нами рыщет бес.

И оттого, я думаю, звереем,

что не поймем Венера – ахиллес

или обуза перед Эмпиреем?


7 июня 2021


НАВАЖДЕНИЕ


О н а


Где бы ты ни был – тебя настигну,

Выстрадаю – и верну назад.

М. Цветаева


Не пущу тебя! – а ты бивнями.

Отчего же моя душа

стала битая слова ливнями –

что не стоит уже гроша?


Ты и дверь открыл – окаянную;

стану бедной беглянкой я.

Мне не сложно – я в даль туманную

за тобою пойду без огня.


Говоришь, мои речи наивные? –

я хоть дурочка – близок конец,

ведь поступки твои деструктивные,

мой свободный и гордый беглец.


Что пророчили мы – не сбудется.

Хочешь? – пыл мой останови.

Не раба я твоя, не преступница,

но желаю ответной любви.


Резкий звук – я впадаю в депрессию.

Резкий взмах – и простыл твой след.

Я с трудом подавляю агрессию,

разогнав едкий дым сигарет.


Но слова твои в заблуждении...

и не более чувств. Эгоист.

Разрывается грудь в наваждении.

Пред собою всегда ты чист.


Я


¡Amor, enemigo mío,

muerde tu raíz amarga!

F. G. Lorca4*


В одном звонке скажу тебе без сожаленья:

любовь я приравнял в безумии к Даллол5**.

Не стоит причитать, не нужен валидол, –

пространство очертив, ты утолишь сомненья.


Меняйся, – говоришь, – под натиском спирали? –

срываясь, каждый раз, мы обретаем кидь.

Мой эгоизм всегда способен все простить,

забыв твои слова, что в страхе вылетали.


Я должен сделать то... Ты не довольна этим...

Но если спросишь, чем был не доволен я,

то сразу же поймешь, тревожишься ты зря –

первопричина – боль, в нее мы чувства метим.


Пустоты впереди, а может, и свобода,

тебе я не хочу доказывать любовь,

к доверью моему ты жизнь свою готовь,

чтоб выбраться смогли из лап водоворота.


Я мог бы без затей все изменить, однако

перед тобой стоял заполненный алтарь;

теперь же я кричу, как яростный бунтарь:

«Оставь меня! Невроз содействуется с мраком!»


Еще душа болит. Так медленно, так верно

вздымается печаль, оставив некий груз.

Вселенский вывод прост: к тебе я не вернусь,

хоть внутренне себя я ощущаю скверно.


11, 14 июля 2020


Акт III


Береговая линия


J'ai toujours eu très peur de tomber dans le vide,

J'étais seul dans le vide et j'avais mal aux mains.

Michel H ouellebecq6*


СОНЕТНАЯ ТРИЛОГИЯ


1


Безадресность – прощальный суррогат,

на полпути ворующая время.

Что делать мне, когда я, каменея,

разрушил двусердечный аппарат?


Остаток дня, как водится, потух –

над головой гирлянда загорелась.

Безмолвие. Мне кажется – я глух...

Зачем же слышать варварскую смелость?


Разлука между нами вбила сваю.

Твой телефонный номер повторяю

я, как – алгебраический закон.


И вдруг доходит, что не глух – а нем я...

Но где мой голос? – ничего не внемля,

я все-таки надеюсь: это сон.


27 июля 2020


2


Что ни скажу – все причиняет боль.

Не лучше ли молчать? Увидев слезы,

я стану лгать, но страх метаморфозы

прошепчет, что разлука – канифоль.


Свобода от разрывной суеты

тебе, как мимолетная отрава?

Ты головой усиленно мотала,

а я разрушил общие мечты.


И я солгал, безмолвно торопясь –

в надежде быть услышанным, но вскоре

мы обрели бессмысленную связь.


Настал тот миг – при нашем разговоре,

что канифоль, что слезы – отторженье.

Так я солгал... Вернется ли доверье?


30 июля 2020


3


Смеркается... Ты бьешься над вопросом,

боясь услышать тишину в ответ.

Мои слова, как зыбкий трафарет –

безжизненным покрылись купоросом.


Тебя терзало долгое молчанье...

Что для меня amor? – как на свиданье

пришлось мне отвечать совсем иначе,

что грудь забилась в ритме Фибоначчи:


– Прообраз немоты – пустой стакан;

воде всегда с ним будет одиноко.

Я знаю: поступил с тобой жестоко.


Бездействие... Я снова истукан?

Но кто-то должен в мире ошибаться,

как ученик в неясности абзаца.


31 июля 2020


БЕГ


I


Бегу неведомо куда,

закрыться бы – не знать печали.

Мне это дастся без труда –

об этом вороны кричали.


(Ухмылки вслед, но я бегу,

душевный хаос лицезрея.

Хоть множество стихов в снегу,

поэзия мне – панацея.)


А вороны над головой

нули рисуют так уныло,

что стал я лопнувшей струной...

Не догорай, мое светило!


II


Но как же хочется кричать,

разбить посуду, хлопнуть дверью!

Судьбой поставлена печать,

как приговор: останься тенью,


забудь себя и календарь –

ты так хотел быть одиноким,

что в зеркале увидев тварь,

ты сделаешься вмиг жестоким.


Поэтому беги, беги, –

забудь о прожитом ненастье

и прячься, услыхав шаги, –

Любовь хватая за запястье.


9–24 июля 2020


* * *


Схороните меня в тихом месте,

где не слышно людской суеты,

передайте печальной невесте

от меня полевые цветы...


Она робко поставит их в вазу,

осознав быстротечную жизнь, –

отчего она выкрикнет фразу:

«Мой любимый, ты только держись!»


Весна 2018 г.


* * *


Когда вдали погаснут звезды,

я стану верить в чудеса,

молясь земному, неземному,

чтоб вновь качнулись небеса.


Я громко крикну с непривычки:

– О Господи, все – ерунда!

Открой еще одни кавычки,

но не вноси меня туда.

Когда ночь звездными лучами

бесшумно проникает в дом,

не нужно пожимать плечами,

коль жизнь по морде бьет хвостом.

Однако, выпрямляя спину,

подумай как-нибудь в тени

о том, что каждый ляжет в глину,

хоть люд, хоть злые короли.


Но почему-то в час накала

мы разом верим в чудеса,

молясь земному, неземному, –

чтоб раскачались небеса.


2020 (конец марта)


* * *


У всего должна быть благодарность,

стоит только руку протянуть.

Очень часто я иду на крайность –

правда, крайность растеклась, как ртуть.


Ложь, гордыня, слепота дневная

и откуда это все взялось? –

и порой, себя не узнавая,

понимаешь: ложь прошла насквозь.


Мне бы насладиться этим миром,

даже если он порой суров, –

от невзгод укрыться б кашемиром,

зная, что стоит надежный кров.


Но зачем отсиживаться где-то? –

впереди еще одна межа –

та, что неизбежностью согрета

от моих падений с виража.


3 августа 2020


* * *


Остановить бы время на секунду,

когда влечет людская суета,

когда стремимся к творческому бунту,

когда душа под кожей заперта, –

остановить бы время на секунду.


Оно давно бежать уже устало –

от творческих душевных непогод,

от быстроты стремлений без начала,

от поражений и простых невзгод –

оно давно бежать уже устало.

_____


Мне горько думать: «Вот моя награда,

среди нелепых и банальных строф!»

Они опять смешнее маскарада...

Они опять личины без голов...


Но я ищу средь этой круговерти

спокойствие, дыхание и нрав,

чтоб сохранить и уберечь от смерти

живое чувство пожелтевших трав.


Май 2016


* * *


Когда я дотянусь до облаков,

все старое внезапно станет новым:

они помогут мне построить кров,

чтоб позабыть тот мир – он стал багровым.


Когда я дотянусь до облаков,

шумящий дождь пройдется над землею,

он смог разрушить множество оков,

не став при этом тьмой иль пеленою.


– Я дотянусь, теряя ось земную,

и вновь дорогу протопчу врагам –

они увидят истину простую,

когда я стану ближе к облакам.


3 сентября 2015


ФРАГМЕНТЫ


И вроде бы всегда на все готов...

И вроде бы надежная ракета... –

но, запуская «Вояджер» стихов,

я остаюсь, как НАСА, без ответа.

_____


Я знаю легкий путь – там чахнет сад,

искусство в нем погрязло в плоскодонстве.

Мне кажется: я тот же Герострат, –

безумие ищу я в превосходстве.

_____


Так выглядит безвыходность, когда

стихи твои сравнимы с Буцефалом

иль с «Вояджером». Пишешь в никуда,

а после ты довольствуешься малым.

_____


Я не хочу, чтоб близился финал.

Еще цела горячая подкова

и бьет копытом гордый Буцефал,

чтоб в трудный час мне не было херово.


10 июня 2021


* * *


Не надо время торопить,

я вновь твержу себе,

ведь ты – натянутая нить

в пустующей судьбе.


Всему наступит свой черед,

всему настанет время.

Пока душа во мне живет –

во мне живут творенья.


Не обрывайтесь ни на миг –

держитесь за основу,

чтоб в этот мир я весь проник,

как надо – по-живому.


Пускай другой не видит след –

не видит след в груди.

Ему не важно, что рассвет

наступит впереди.


Он будет время торопить,

но вдруг раздастся крик:

– Я здесь – натянутая нить,

остановись на миг!


31 мая 2016


ЭВТЕРПА


Упала птица, –

стальная спица

сменила ловко ее полет.

Не слышно звука...

Сплошная мука –

на землю падать, где варвар ждет.


Безумный окрик,

как беспризорник,

ворвался б в уши глухих людей,

но неподвластно.

Летать – опасно.

Лежать безмолвно – куда трудней.


В последнем вздохе,

как в суматохе,

ей показалось: Ньютон был прав.

Земля пылится,

ее частица

была пробита – сквозной анклав.


Красны волокна,

а птица мокла

да пела тихо, боясь уснуть:

«Полвека с лишним,


как пред Всевышним

лежать недвижно – сплошная жуть!»


Упала птица –

ее глазница

в траву роняла почти слезу –

в ней примесь крови

рисует зори,

ее спасенье – Поэт в Лесу!


Август 2020


МУЗА


– Кто ты? – ответь, скажи!

Дар, что дается свыше

или же ложь? Во лжи

ты становишься тише.


– Кто ты? – скажи, ответь!

Я безымянный странник,

ищущий в гибели твердь,

словно летящий безгранник.


– Я та, кто тебе верна,

из девяти одна,

кто поднимает со дна

в темные времена.


26 июня 2021


* * *


Неизменным останется только Слово,

что кипит и грохочет во мне сурово.


Но тревожусь я не о том, что было,

а о том, что будущее есть могила.


Оттого я хромаю в стихах, не зная,

в час заката куда приведет Кривая? –


простирая руки к высотам неба,

я в поэзии вижу тождество от Феба.


Тишина для меня не страшнее ада,

но бежит пустота, как движение яда,


устремляясь в пучину к светилам погасшим,

где во тьме белый Ангел становится страшным.


Оттого я va banque шагнул, как в пропасть.

Не пропасть бы за то, что строка – убогость.


Хоть отчасти она превратилась в жижу –

в ней порой без сомнения проблеск вижу.


И услышат меня за прямые речи,

потому что в них бури, тайфуны, смерчи


раздробили нутро, отчего был страшен

мой печальный слог, что звездой украшен.


Погрузись и увидишь меня, – каменея.

Ветер дует в лицо... – как Сизиф на дне, я


цель поставив, влачу свой стих на гору,

чтоб взглянуть на то, что не подвластно взору.


10–12 февраля 2021


* * *


Гудят еще одни вопросы

в твоих ушах:

а был ли бог?

когда усилятся морозы?

к чему ведет последний вздох? –


ведь, ощущая неизвестность,

мы затормаживаем ход,

чтоб изучить немую местность, –

как воду изучает флот.


Нам остается лишь во мраке

за контур совершить побег,

когда осядет без атаки

хороший, но никчемный снег, –


где будут дни сплетаться снова

в один большой ненужный ком,

чтоб прошептать:

«Зима без крова...

Зима бушует за окном...»


Зима наступит в воскресенье,

чтоб безысходность ноября

перевести опять в смятенье,

разрушив холодом тебя.


Найдется ключ от кабинета

в кармане выглаженных брюк,

где будет жизнь твоя согрета

рукой Всевышнего от вьюг.


2017


* * *


Никчемный человек, надев венец,

запомнил все – особенно начало:

где он родился, кто его отец,

какая сволочь на него стучала.


Он мог сказать, что жизнь – кусок дерьма,

а человек – животное. Искусство?

Забудь искусство, люди без ума –

ничто заменит пагубные чувства.


На улице стоял уже февраль,

на горизонте солнце догорало,

а он так долго всматривался вдаль,

завинчивая тело в покрывало.


Ему казалось, что земля – вокзал,

а люди все – животные ковчега,

которым кто-то где-то там сказал,

спасти от горя гниду-человека.


Но в час заката он смотрел в окно,

зачем-то издавая вздох тяжелый.

А ночь меж тем сужается в пятно,

взамен оставив воздух напряженный.


Но как же так, он думал, что Земля –

всего лишь кал... Мусоля сигарету,

он выкрикнул, почесываясь: «Бля!

как жалко, что людей счастливых нету!»


Зима 2019 года


* * *


Август успел сгореть,

оставив прощальный пепел;

хрустит под ногами медь –

конец октября – не светел.


Город не стал мне чужд,


но виден предел территорий,

оттуда доносится чушь,

как запах – там крематорий.


Август уже погас,

и пепел отправился в почву,

пел ветер прощальный джаз,

а дождь мне твердил, что порчу


я перспективу их.

Счастливым я был, но осень

меня изменила вмиг –

случилось вечером... в 8...


Стоит ли звать Хандру?

Мой переизбыток лета

попал случайно в дыру,

пропал евреем в гетто.


Стой и в лицо всмотрись,

я не избегаю пауз, –

но мне б устремиться ввысь,

взлететь, не оставить казус,


дабы пуститься впрыть

от суетных дней, ведь пепел

мог тело мое облепить,

когда человек не светел.


31 октября 2020


* * *


Как всегда, после стольких скитаний

возвращаюсь, как прежде, назад,

обменяв на шаги расстояний,

как в бреду, то ли рай то ли ад.


В перерыв разразится истерика,

чтоб понять, наконец, – не видать

очертаний последнего берега,

по которому водит нас мать.


Этот глупый маршрут отразится

в моих мыслях, как горький недуг, –

потому перелетная птица

завершает свой начатый круг,


потому от Харибды до Сциллы

расстоянье всего один шаг, –

чтоб достойным дойти до могилы,

не упав перед этим в овраг...


Середина августа 2021 года


МЕЛАНХОЛИЧНЫЙ ГОРОД


I


Меланхоличный город ночью обрел покой...

Стеклопакет закрой, чтобы не слышать вой –

за перспективой метра –

призыв холодного ветра.


Снова твержу: с одиночеством я на «ты»;

оно уже поминутно оставляет свои следы –

неважно, как и где,

главное, что в тебе.


Снаружи от всех закрыт, а изнутри ты – полый –

зная, что гнев – разъяренный Цербер, который

вот-вот сорвется с цепи,

слышу: ты ее закрепи –


потуже, вяжи узлом, приколоти, спаяй,

дабы в пустом пространстве не раздавался лай,

рвущийся изнутри,

не зная, что впереди...


Мне бы взглянуть на себя, подойти бы ближе...

Правда, мой внутренний бес запрятан в нише –


пячусь назад всем телом –

справиться б с этим гневом.


II


Меланхоличный город ночью обрел покой...

Днем неустанно ветер шуршал листвой;

к вечеру все изменилось,

когда подступила сырость.


Во избежание ора, точно ночной пожар –

в ужасе вырываюсь, я – беспринципный клошар.

На улицу сделал шаг,

где правит холодный мрак.


Волны бегут гуськом. Набережная молчит.

Цербер был для меня, как титановый щит.

Все, что осталось здесь, –

дни свои перечесть.


Я, всегда обсуждаемый в обществе Нигде и Никем,

гортань полна недосказанности, карман мой нем,

внутренне опустошен –

неужто мой гид Харон?


И если выход один, то – побег. Я не Кафка на пляже.

Напролом не иду – три старухи запутались в пряже.

Я иду, заглушая гнев, –

одиночество преодолев.


III


Меланхоличный город ночью обрел покой...

Не оборачивайся, лучше глаза закрой.

Зачем устремлять свой взор

в прошлое? – как в коридор.


Ты так мало прошел, что уже «маршрут перестроен».

Дельфы стали табу? – я иду не герой и не воин.

Вся одежда промокла насквозь.

Но куда мне теперь? – на авось


не решаюсь идти. Темнота будоражит сознанье.

«Темнота впереди, подожди!7*» – ты для нас осязанье,

когда человек одинок

или античный рок?


И если на то пошло, вопрос: что такое смерть?

Старуху с клюкой, цикличность, тартар... – нельзя узреть.

Позади тебя – тяжкий груз,

смерть впереди – искус.


Смерть – движение вверх или вниз? – спорить не ссыте, но

вокруг тебя и внутри тебя – почему-то все относительно.

Смерть для нас темнота, –

но она в слепоте не та.


2020–2021


* * *


Отражается в речи воинственной –

в смолянистой сибирской груди –

громкий гам, чтоб до боли неистовой

нам чуть-чуть оставалось дойти.


Вся земля под ногами истопчется,

и трава вся покроется льдом.

Только песня – тугая пророчица –

диким гулом несется в мой дом.


28 августа 2021


В ДЕЛЬФАХ


«Зачем ты сюда явился? Что тебе нужно здесь?

Мы чужаков не любим, лучше ответь, как есть!


Кем ты себя считаешь? – путник, воин иль раб? –

вид твой слегка забавляет, что до нутра – ты слаб».


«Я – пустынный щербатый берег, что видать вдали...

Взглянув на морскую гладь, увидишь, плывут корабли.


Бухта уже переполнена, будто пасхальный храм,

в трактире не отдохнуть, там воцарился бедлам.


Я изнемог в пути. Свет маяка погас,

если и есть светила, то это ночной Пегас».


«Ты заблудился, странник. Твой растерянный взгляд

предательски выдает, словно ты принял яд.


Что тебя напугало? Что ты ищешь? – ответь».

«Противоядие. Меня напугала смерть».


«Видел ли ты ее?» – «Да, и она страшна,

что до звуков ее, то порою она слышна.


Я не пойму никак. Кто она? Наверняка,

жизнь муравья зависит от моего башмака.


Мы задираем голову, чтобы найти ответ

в звездах, поскольку они старше многих планет.


Они неустанно молчат, мы же смотрим на плод.

Ждем. На девятый месяц наступит схождение вод.


Капля в утробе – жизнь. Капля в дальнейшем – сверток.

Разума не было до – до конфетных оберток.


Так мы с вами живем, а как распахнется земля,

сразу же мечемся пешкой, чтоб избежать ферзя.


Я знаю, что я умру, я знаю, что все умрут.

Пугает меня, что семя знает отцовский труд.


Но я не знаю, не вижу, не слышу другого движения,

за которым бы ясность предстала до моего рождения.


Мне остается последний переступить рубеж –

в 25 неустанно мыкаюсь, будто я Гильгамеш».


«Речь твоя хороша, сияет натертым червонцем,

но двуногому не дано птицей парить под солнцем.


Орфей бы не оглянулся, Сизиф не катил бы камень,

Прометей бы не даровал людям чудесный пламень.


Ты бы не знал их имен, если б не злая участь.

Они поплатились вдвойне, – веками за это мучась.


Взгляни на морской пейзаж. Борей, Сирокко, Муссон...

разница не в ветрах – они дуют со всех сторон.


Действие ветра – дуть, дабы создать волну,

та в свою очередь считает богиней Луну.


Ты же, взглянув на берег, видишь за линией край».

«Но я не знаю порой: Неведенье – Ад или Рай?»


«Прошлое – наша память. Будущее – под вопросом.

Настоящее между ними пользуется бо́льшим спросом.


Рождение, Жизнь и Смерть – циклы нашей Вселенной.

Смысл бытия, как сердце, бьется в груди сокровенной».


Конец лета 2021 года


* * *


Я, как прежде, один. Я, как прежде, смотрю на движение

той далекой Луны, что являет собой отражение


одиночества. Я побежденный лежу на ристалище.

Обезумел ли я? Все никак не найду я пристанище.


Я, как прежде, один – прерывал лицемерные действия

той нелепой актерской игры, чтоб потухли созвездия.


В ней присутствует ложь, как присутствует в осени aurum.

Как и прежде, один... Одиночество – это террариум.


За вселенским пространством блуждает остаток молчания.

Неужели в груди не покой, а одно – одичание?


Вспоминаю те дни, что окутаны звуком события.

Не тревожусь, не жду, не надеюсь, – за звуком – наитие.


Это я бормочу неустанно молитву призывную,

или ветер лихой посвящает мне песнь заунывную?


Может, звуки его так похожи на речи хвалебные? –

столь неясны они, что мерещатся воды целебные.


И вода ни Живая, ни Мертвая, – что невозможного? –

это Лета с Эвноей – всего лишь подобие прошлого.


Окунуться бы в них с головой, только что-то тревожное

подступает ко мне – слышу в адовом крике безбожное.


Я, как прежде, один. За спиной моей громкие возгласы

утопают во мгле, оставляя могильные образы.


Я когда-то считал, одиночество – это идиллия.

Как и прежде, один, не могу отыскать я Вергилия.


Я, как прежде, один. Кто поможет пройти эти тернии?

Я, как прежде, один. И, как прежде, живу я в презрении.


Апрель 2021


* * *


Проделав часть пути с обманчивой тоской,

он поспешил взглянуть на внутренний покой –

дыхание его подчас давало сбой,

и перемену чувств он сравнивал с золой;


земная суть, как Лес, представилась в слезах –


все то, во что он верил, вдруг превратилось в прах,

развеянный в груди, оставленный в стихах;

и, задирая голову, он видит в облаках


лишь экзистенциальность как истинный маршрут

существования, которому капут

когда-нибудь настанет – незнания грызут,

а тело цепенеет за несколько минут;


запутанные мысли его вели к огням,

что в сердце возгорали, но подступить к ручьям

смирения – не мог, как бык он был упрям,

однако с легкостью он все послал к хуям;


глазами Данте он смотрел на темный Лес,

но долго он молчал, отыскивая срез,

бросая взгляд вперед, как хищник или бес,

когда на звездном небе воспрянул Геркулес –


и он шептал устами: «Ну где же Проводник?» –

услышав тишину, он вмиг к земле приник,

увидев темноту, он выдал хриплый крик,

и в то же время он своим умом постиг,


что Проводник давно присутствует: «Смотри, –

он говорит себе, почувствовав в груди

Свободу и Покой, что глушат бунтари, –

я здесь, в твоей груди – я запертый внутри».


27 июня 2021 года


БЕРЕГОВАЯ ЛИНИЯ


Сбежав по лестнице крутой,

ты оказался уязвимым.

«Куда теперь? – звучит вопрос, –

мне отовсюду быть гонимым».


Как скрип безвыходных дверей

подчас пугает непомерно,

оставив лестничный пролет, –

ты все же двигаешься нервно


вдоль темных улиц. За углом

метро, бордель, напротив церковь,

береговая линия


для устремлений фейерверков.


С какой поры ты чужд всему?

Неужто жизни за пределом

не существует? Каково

быть в мире инородным телом?


Вокруг тебя соткался мрак –

блестит отчаянье в зазоре,

что служит признаком: тебя

на берег выблевало море.


Ты бьешься рыбой, чуть дыша,

трусливо отступают волны,

оставив бренность позади.

Твои позывы к смерти склонны,


но устремляя взгляд вперед,

ты чувствуешь во всем свободу, –

уже как птица ты паришь,

стремясь всем телом к Небосводу.


Конец декабря 2020


СВЕЧА


Свеча. Свеча. Гори, свеча!

Тебе дано гореть!

Пусть воск оплавится, крича,

но ты забудь про смерть.


Окутай нас своим теплом.

Не дай в тени уснуть.

Быть может, каждый за окном

во тьме увидит путь.


Июль 2018


ПО ВОПРОСАМ ПРИОБРЕТЕНИЯ И

РАСПРОСТРАНЕНИЯ КНИГ ОБРАЩАТЬСЯ


Электронные адреса:


E-mail

n_sharifulin@mail.ru


Сообщество в «ВКонтакте»

https://vk.com/nikolai_sharifulin


Страница в «Инстаграме»

https://www.instagram.com/nikolai_sharifulin/


Notes

[

←1

]

* Ниль (nil = nihil) – ничто (лат.). – Здесь и далее примечания автора.

[

←2

]

* Отсылка к стихотворению О. Мандельштама «За то, что я руки твои не сумел удержать...»

[

←3

]

* Но вечно в движенье

Железные мысли – пришли со мной

И уходят со мной –

Красная, красная речка.

Т. С. Элиот (англ.).

Из “Landscapes” (II Virginia), перевод Я. Пробштейна.

[

←4

]

* Любовь моя, враг мой смертный,

Грызи же свой горький корень.

Ф. Г. Лорка (исп.).

Из сборника поэм «Diván del Tamarit» (VI. Gacela de la raíz amarga), перевод А. Галескула.

[

←5

]

** Вулкан в Эфиопии, окруженный безжизненным участком земли.

[

←6

]

* Сорваться в пустоту всегда мне страшно было,

И вот, вцепясь в песок, над бездной я висел.

Мишель Уэльбек (фр.).

Из сборника « Configuration du dernier ravage » (Week-end prolongé en zone 6), перевод Е. Гречаной.

[

←7

]

* Из стихотворения В. Высоцкого «В темноте» (1969 г.).