Некоторые основные принципы Буддизма [Бхиккху Бодхи] (fb2) читать постранично


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Бхиккху Бодхи Некоторые основные принципы Буддизма


Sabba danam Damma danam jinati

Sabba rasam Damma rasam jinati

Sabba ratim Damma ratim jinati

Tannakkayo sabba dukkam jinati


Дар Дхаммы превыше всех даров,

Вкус Дхаммы превыше всех вкусов,

Влечение к Дхамме превыше всех влечений,

Уничтожение желаний побеждает любую печаль


Эта маленькая книга, содержащая основные положения Буддизма, является даром Дхаммы. Пусть она приносит знание Дхаммы всем искренне ищущим истины и пути освобождения. Создатели этой книги от всей души желают всем ее читателям физического и духовного здоровья, всяких благ и смиренной практики Дхаммы. Пусть все существа во всех мирах живут в умиротворении.

Автором книги является буддийский монах Бодхи. В её основу положены лекции прочитанные им в музее Салара Джунга (Хайдерабад, Индия) в феврале 1999 года, на конференции посвященной памяти Салара Джунга

Перевод и издание книги: Рупасири Перера.

1. Будда. Человек и его миссия 

Буддизм берет свои истоки от индийского принца, известного как Будда, который проповедовал на северо-востоке Индии в пятом веке до н.э. Спустя два века благодаря поддержке императора Ашоки Буддизм распространился на большей части Индии и оттуда - по всему Азиатскому континенту. Благодаря усилиям миссионеров Буддизм перерождался несколько раз на своей родине и распространился на другие территории, предлагая людям, воспринявшим его, прочную основу веры и мудрости, на которой они могли построить свою жизнь, и он служил источником вдохновения, с которым они связывали свои надежды. В разное время истории Буддизм пользовался этим в таких, различных по географии, культуре, этносу странах как Афганистан и Япония, Сибирь и Камбоджа, Корея и Шри-Ланка, хотя все почитали одного и того же мудреца как своего учителя.

Однако, в силу исторических причин к двенадцатому веку Буддизм постепенно исчезал из Индии, и перед тем как он исчез, он основательно изменил Индуизм. В наше время такие разные мыслители как Свами Вивекананда, Тагор, Гандхи и Неру почитают Будду как образец. Также, в двадцатом веке, в то время когда Буддизм потерял многих своих последователей на Востоке, его влияние на Западе стало постоянно расти, наряду с увеличением числа сторонников, и в своей спокойной манере он пускает твердые корни в некоторых странах западного полушария.

На своем длинном пути истории Буддизм принимал широкое разнообразие форм. Благодаря своему спокойному и недогматическому характеру, он всегда легко приспосабливался к предыдущей культуре и религиозной практике людей, среди которых он распространялся, в свою очередь, став главным источником новой культуры и мировоззрения. Буддизм успешно срастался с местной культурой, и зачастую достаточно трудно найти то общее, что связывает различные течения Буддизма в одну и ту же религию. Внешние стороны так различны, начиная от мягкости церемониального Буддизма Теравады Шри- Ланки и Юго-восточной Азии, созерцательных и преданных практик Махаяна Буддизма Дальнего Востока, заканчивая таинственной ритуальностью тибетского Буддизма Ваджраяна. Хотя внешние стороны могут сильно отличаться, все они имеют один общий источник – жизнь и учение человека, известного нам как Будда.

Удивительно, хотя Будда стоит так далеко от нас по времени, на много раньше, чем все учителя, появившиеся в потоке Буддистской истории, но именно его голос обращается к нам прямо, с помощью языка, который мы можем мгновенно понять, с помощью слов, образов и идей, на которые мы можем немедленно отзываться. Если мы положим рядом тексты Чандогья Упанишад и Учения Будды о Четырех Благородных Истинах, которые по времени создания разделяют приблизительно всего лишь сто лет, то заметим, что первое из названных произведений восходит к такому далекому культурному и духовному уровню, что мы с трудом можем понять его, в то время как последнее звучит так, как будто бы оно было создано в Бомбее, Лондоне или Нью-Йорке всего лишь неделю назад. В отношениях и понятиях Будда так близок нам, что мы с трудом можем поверить, что нас разделяет временная пропасть размером в 2500 лет.

То, что учение Будды должно остаться уместным в течение всех изменчивых эпох человеческой истории, то, что его послание не угаснет с обычным течением времени, уже подразумевается в названии, под которым оно известно. Слово «Будда», как известно, не является именем собственным, это почетное звание, означающее «Просветленный», «Пробужденный». Он был удостоен этого звания потому, что он пробудился от глубокого сна неведения, в который погружен остальной мир; потому, что он глубоко проник в человеческие истины; и потому, что он провозгласил эти истины с целью пробудить остальных, чтобы те разделили с ним его осознание. Несмотря на глубокие изменения истории спустя двадцать пять веков, несмотря на изменения международных взглядов и мод от одной эпохи к