Современное отечественное и зарубежное издательское дело: Конспект лекций [Б. В. Ленский] (doc) читать онлайн

Книга в формате doc! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Московский государственный университет печати
Ленский Б.В.

Современное отечественное и зарубежное издательское дело
Конспект лекций





Ленский Б.В.

Современное отечественное и зарубежное издательское дело: Конспект лекций
М. , [2002].   






Содержание
Московский государственный университет печати 1
Современное отечественное и зарубежное издательское дело 1
Введение 3
1. Введение в дисциплину. Источники изучения 4
2. Книгоиздание в структуре современного книжного дела 6
3. Масштабы современного мирового книгоиздания 10
4. Демократизация издательской деятельности в России 12
5. Правовые основы издательского дела 14
6. Современная издательская система России 17
7. Издательство и государство 19
8. Роли общественных организаций в развитии международного сотрудничества 21
9. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга 23
Учебно-методическое обеспечение дисциплины 27
Рекомендуемая литература 27
Основная литература 28
Дополнительная литература 28


Введение
Курс «Современное зарубежное и отечественное издательское дело» является составной частью комплекса дисциплин по специальности «Издательское дело» и дает студенту представление о масштабах современного книгоиздания, динамике и тенденциях его развития, объемах издательской продукции, выпускаемых как в мире в целом, так и в отдельных странах, а так же о видах и типах этой продукции. Дисциплина рассматривает книгоиздательское дело в системе книжного дела, характеризует структуру мировой книгоиздательской системы, распределение издательств по крупнейшим книгоиздающим странам различных континентов и регионов.
Изучение основных разделов дисциплины «Современное зарубежное и отечественное издательское дело» дает будущему специалисту возможность познакомиться с основными субъектами процесса создания и распространения книги и особенностями взаимоотношений между ними. Важное значение в связи с этим придается рассмотрению вопросов создания и функционирования единого информационного пространства книжного рынка.
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования сфера деятельности специалиста книжного дела охватывает области книжного дела и других систем массовых коммуникаций, систем организации и управления, рекламы, научно-технической информации, а, главное, издательского предпринимательства. В этой связи в учебном процессе наряду с лекционным курсом организуются практические и самостоятельные занятия, которые вместе с задачей усвоения и закрепления материала по дисциплине прививают студентам навыки самостоятельной работы, анализа и синтеза имеющейся информации, требующейся для принятия оптимального решения. Именно на практических занятиях студент получает уроки реализации необходимых специалисту видов деятельности, определенных в ГОСТе, а именно — международной, методической, организационно-управленческой, информационной, творческой.
Цель дисциплины «Современное отечественное и зарубежное издательское дело» состоит в том, чтобы дать студенту представление о масштабах современного книгоиздания, динамике и тенденциях его развития, объемах издательской продукции, выпускаемых как в мире в целом, так и в отдельных странах, а также о видах и типах этой продукции. Дисциплина рассматривает книгоиздательское дело в системе книжного дела, характеризует структуру мировой книгоиздательской системы, распределение издательств по крупнейшим книгоиздающим странам различных континентов и регионов.
Задачами дисциплины являются:
• формирование у студентов представления о структурах современных издательств и о месте редактора в издательском процессе;
• обучение основным формам и методам оценки издательского потенциала отдельных стран и регионов с использованием статистических материалов и информации, публикуемой в периодической печати и других источниках;
• дать необходимую сумму знаний об основных элементах маркетинга и менеджмента как механизмов современного издательского предпринимательства;
• обучение формированию прогнозных данных на основе анализа динамики развития издательского дела в России и в мировых масштабах.
В результате изучения данной дисциплины будущий специалист книжного дела должен реализовать следующие виды деятельности: методическую, организационно-управленческую, аналитическую, информационную, творческую. Деятельность специалиста книжного дела, освоившего полный курс данной дисциплины, обеспечивает формирование издательского репертуара, подготовку изданий различных типов и видов, создание новых издательских организаций.
После изучения курса «Современное отечественное и зарубежное издательское дело» студент должен знать:
• о месте и роли книгоиздания в современном книжном деле;
• о масштабах и структуре выпуска книг и брошюр в мире и в отдельных странах и регионах;
• о мировой издательской системе;
• о состоянии и тенденциях развития выпуска и распространения книг и брошюр с использованием новых информационных технологий;
• о современных информационных системах в издательском деле.
В результате студент должен овладеть навыками:
• краткосрочного и долгосрочного прогнозирования развития книгоиздания с учетом появления новых средств информации и массовой коммуникации, в том числе сетевых;
• использования элементов маркетинга, менеджмента и других механизмов рыночного хозяйствования в целях получения эффективных результатов издательской предпринимательской деятельности.
С учетом получения перечисленных знаний студент должен уметь:
• профессионально грамотно сформулировать основные положения издательской политики данной организации с учетом ее профиля и складывающейся конъюнктуры рынка;
• разработать планы маркетинговой кампании в пределах выделенного бюджета;
• пользоваться современными информационными системами типа «Books in print».
1. Введение в дисциплину. Источники изучения
Актуальность дисциплины «Современное отечественное и зарубежное издательское дело» определяется несколькими принципиальными положениями. Во-первых, в последние годы XX столетия в России сформировалась, и продолжает развиваться новая система издательского дела, коренным образом отличающаяся от той, которая функционировала в стране и определяла ее издательский потенциал на протяжении 60 лет (1930- 1990 гг.). Анализ основных характеристик этой системы, ее перспектив и возможностей представляет собой одну из самых актуальных задач книговедения сегодня. Во-вторых, само становление и функционирование новой издательской системы проходило под влиянием ряда важнейших факторов, среди которых отчетливо выделяются социально-политические (демократизация различных сфер общественной жизни страны), экономические (переход к рыночным отношениям и плюрализму форм собственности), научно-технические (общим фоном и материально-технической основой происходящих изменений является растущее использование новых информационных и коммуникационных технологий), международные (глобализация финансовых, экономических, культурных, информационных взаимоотношений и интеграция в этом русле российской издательской системы в мировую) и другие. Анализ указанных факторов и попытка рассмотреть возможности экстраполяции их воздействия на положение в издательском деле в России в XXI веке в качестве предмета представляемого исследования, без сомнения, является актуальной проблемой.
В-третьих, требуется переосмысление и развитие некоторых из сложившихся книговедческих концепций, в которых недостаточно полно учитываются системный характер книжного дела, типологии книги, перспективы развития книгоиздания в условиях все более усиливающейся конкуренции со стороны новых средств коммуникации.
Образование новой издательской системы в стране естественным образом сказалось на объеме выпуска издательской продукции и ее репертуаре, причем изменения эти зачастую носят, столь существенный характер, что рассмотрение причинно-следственных связей в этой сфере также заслуживает большого внимания.
Предмет дисциплины — доминантные, сущностные факторы формирования и функционирования современной издательской системы страна в новых условиях рыночной экономики, в также механизм их влияния на состояние и перспективы развития книжного дела в России в ситуации активного использования постоянно обновляющихся информационно-коммуникационных технологий и интеграции российского книгоиздания в мировое книжное дело.
Цель и задачи дисциплины. Целью работы являются выявление и обоснование основных факторов становления и развития современной издательской системы России, для чего было необходимо решить следующие задачи:
• исследовать издательскую систему как целостное комплексное образование и обозначить связи и отношения между отдельными элементами, которые определяют ее основные качественные характеристики;
• проанализировать современное состояние мирового и отечественного книгоиздания с точки зрения динамики количественных показателей и качественных изменений;
• определить важнейшие характеристики новой системы российского издательского дела, отличающие ее от существовавшей в предшествующие годы;
• охарактеризовать уровень и степень воздействия отдельных факторов на формирование издательской системы, в том числе при их комплексном функционировании;
• определить тенденции развития книжного дела с учетом постоянного внедрения в практику новых информационных технологий и рыночных отношений и выработать прогноз книгопроизводства на ближайшие годы и более отдаленную перспективу;
• определить новые направление получения книговедческого знания с учетом изменения условий развития книжного дела.
Методологической базой представляемой работы служат как общенаучные, так и специальные книговедческие методы. Среда общенаучных методов наиболее активно использовался системный подход, формально-логические методы, а также метода научного прогнозирования-экстраполяция, моделирование и экспертная оценка.
В числе, книговедческих методов следует назвать историко-книговедческий, статистико-библиографический, библиотипологический и др. Кроме того, при анализе условий функционирования издательской системы был использован деятельностный подход, позволивший определить сущностные характеристики системы.
Основой проведенного исследования стали труды классиков российского книговедения М.Н. Куфаева, Н.М. Лисовского, А.М. Ловягина, Н.А. Рубакина, а также крупнейших ученых, работающих в сопредельных сферах науки о книге и книжном деле: С.Г. Антоновой, И.Е. Баренбаума, А.И. Барсука, А.А. Беловицкой, П.Г. Буги, В.И. Васильева, Р.С. Гиляровского, А.А. Гречихина, Е.А. Динерштейна, М.П. Ельникова, И.Г. Моргеншгерна, Е.Д. Немировского, С.П. Омилянчука, С.А. Пайчадзе, Н.М. Сикорского, В.И. Соловьева, В.Д. Стельмах, К.М. Сухорукова, И.А. Шомраковой, И.Л. Шурыгиной, К.Т. Ямчука и др.
В качестве источников в конспекте лекций использованы материалы Государственного архива печати РФ, информационные файлы банка данных «Российская библиография» (Российская книжная палата), данные статистических ежегодников «UNESCO Statistical Yearbook», материалы съездов и конференций Международной ассоциации издателей, Международной федерации книготорговцев. Международной федерации библиотечных ассоциаций и учреждений (ИФЛА), Федерации европейских издателей, Директората образования, культуры и спорта Совета Европы, Международного агентства ISBN и пр.
Отдельную группу источников представляют монографии известных теоретиков средств массовых коммуникаций М. Маклюэна и О. Тоффлера, крупных зарубежных книговедов Р. Баркера, Э. Бейверсток, Р. Эскарпи, К. Мигоня, П. Кэрвена, Дж. Кремера, Л. Шацкина, Дж. Хьюнефельда, Дж. Хэджкока, У. Эко, Р. Эстиваля, а также переведенные автором данного исследования на русский язык коллективные монографии американских специалистов книжного дела «Книгоиздательский бизнес» (М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1993) и «Книжный маркетинг» (М.: Терра, 1996).
Кроме того, в работе использованы многочисленные отечественные и зарубежные периодические издания книговедческой проблематики, материалы интернет-сайтов различных организаций, отчеты о НИР, выполненных научными учреждениями отрасли, в том числе Российской книжной палатой, материалы СИФ НИЦ «Информпечать» РКП.
2. Книгоиздание в структуре современного книжного дела
На фоне постоянно растущих объемов книгопроизводства как в России, так и во всем мире, постоянно повышается роль издательств в структуре книжного дела, растет число издательских организаций, их влияние на величину и диапазон репертуара выпускаемых книг и брошюр, на качество издаваемой продукции. Однако эффективность издательской деятельности в современных условиях могла бы быть гораздо более высокой, если бы совершенствование работы издателя опиралось на более надежную научную, книговедческую основу. В этой связи, приходится, к сожалению, констатировать неадекватность разработки проблем издательского дела на нынешнем этапе развития книговедения, особенно теории и практики издательского дела как научной или учебной дисциплины.
На это в последнее время не раз обращали внимание видные ученые-книговеды и практики книжного дела. Так, И.Е. Баренбаум совершенно справедливо замечает, что «редакционно-издательское дело и книжная торговля не обеспечены столь же глубокими, фундаментальными, новаторскими теоретическими разработками, как общее книговедение и библиографоведение», но, на наш взгляд, делает из этого заключения совершенно неожиданный вывод: «С использованием новых средств меняется технология производства и продажи книг, но при этом не требуется координальное переосмысление объекта и предмета науки, как, например, в библиографоведении. Многое здесь зависит от общетеоретических книговедческих положений, которыми определяется методология редакционно-издательской науки и библиополистики».
В этой связи нельзя не согласиться с А.А. Гречихиным, что, игнорируя системный подход, вообще можно придти к исключению из книжного дела момента «книгопроизводства».
Польский книговед К. Мигонь, также отмечая не разработанность отдельных разделов книговедения, писал: «Среди книговедческих (и родственных им) дисциплин наряду с такими высокоразвитыми в теоретическом, фактографическом и институциональном отношении, как библиография, библиотековедение, история книги, есть отрасли, которые только формируются. Это издательское дело, книжная торговля и чтение, а также узкие, специализированные отрасли (хотя и имеющие длительную традицию): папирология, переплетное дело, оформительское искусство».
К. Мигоню вторит И.Г. Моргенштерн: «Моделировать структуру книжного дела через перечисление составляющих его областей (звеньев) затруднительно и по той причине, что, как ни странно, еще далеко не завершился процесс формирования и наименования этих частей и становления в качестве самостоятельных изучающих их научных и/или учебных дисциплин. Например, в области создания книги как будто существует редакционно-издательское дело и посвященные ему теория, история, методика, организация этого дела, однако реальные научные и учебные дисциплины именуются теория и практика редактирования, теория журналистики, организация и экономика издательского дела и т.д.».
Такой подход к проблемам теории и практики книгоиздательского дела во многом объясняется тем, что на протяжении 60 с лишним лет сущность книгоиздательского процесса в нашей стране сводилась в основном к политической и идеологической оценке представленной авторами рукописи, то есть к так называемому редакторскому анализу, а также к технической обработке и подготовке издательского оригинала к производству. Именно поэтому теория и практика редактирования была практически единственной научной и учебной дисциплиной книгоиздательского цикла. Проблемы реализации книги — главного звена издательского дела в мировой практике — государство брало на себя, предоставляя соответствующие суммы оборотных средств государственному же книготоргу для централизованной скупки выходящей литературы и последующего распределения ее по всем регионам страны.
В современной общественной практике под издательским делом понимается форма деловой активности, связанная с выпуском и распространением различных изданий, т.е. более расширительно, чем просто процесс книгопроизводства. Поскольку для совокупного обозначения газетного и журнального дела обычно используются термины «пресса» и «периодическая печать», а в последние годы — «печатные средства массовой информации», в российском книговедении издательским делом по традиции называют преимущественно книгоиздательское дело или просто книгоиздание как часть более общего понятия «книжное дело». В этом, сфокусированном, смысле издательское дело рассматривается как производство и распространение книг и брошюр, других видов непериодических изданий, а также тех видов сериальных или продолжающихся печатных изданий, которые выпускаются в форме книг и брошюр.
Хотя И.Е. Баренбаум в уже цитированной нами статье и писал, что в книговедении «покончено с терминологической путаницей» и на этой основе «улучшилось взаимопонимание между специалистами (практиками и теоретиками)», тем не менее, одна из основных категорий книговедения — книжное дело — до сих пор относится к числу наименее разработанных понятий как в системе научного знания, так и в практической деятельности. В энциклопедии «Книга», например, одном из последних изданий книговедческого цикла, прямо указывается на то, что существуют различные мнения о составе книжного дела. Отметим, что из множества подходов к определению этой категории нам более близки позиции Е.А. Динерштейна, с которых к книжному делу предлагается относить лишь те отрасли, которые связаны с производством и распространением книги (издательское дело, книгопечатание и книжная торговля). Для соотнесения этих отраслей друг с другом характерны экономические связи. Что касается библиографий и библиотечного дела, то они, по мнению Е.А. Динерштейна, связаны с бытованием книги в обществе и в состав книжного дела не входят. Объединяющим началом в этом случае являются, как считает автор схемы, идеологические связи.
Хотя последнее положение представляется нам достаточно спорным, все же структуре книжного дела, построенной на «производственном» принципе, на понятии дела как «делания», следует отдать предпочтение. Это согласуется и с упомянутым выше мнением А.А. Гречихина, который в другой своей работе также настаивает на необходимости «в корне пересмотреть те системы книжного дела, которые вообще исключают сферу «книгопроизводства».
Однако, вне зависимости от того, какая схема книжного дела рассматривается, мы утверждаем, что в современных условиях издательское дело не просто входит в его состав, но и является его основной и ведущей частью. Это утверждение основывается, по крайней мере, на трех моментах. Во-первых, именно на этапе издательского дела сосредоточены все основные творческие процессы, характерные для создания книги, — формирование замысла издания, поиск автора, способного в наиболее эффективной степени воплотить этот замысел в жизнь, создание и организация работы всего творческого коллектива (художник, дизайнер, переводчик и т.д.), обеспечение соответствующего полиграфического исполнения тиража, и, наконец, но не в последнюю очередь, осуществление полной маркетинговой программы, нацеленной на то, чтобы книга нашла своего читателя/покупателя.
Ведущее положение книгоиздания в структуре книжного дела отчетливо определяется и при так называемом «стадиальном» рассмотрении, при анализе цепочки различных видов деятельности на пути книги от замысла к материальному воплощению в издание и переходу его в руки читателя. Один из представителей такого подхода К. Мигонь, утверждая, что совершенно естественно классифицировать книговедческие отрасли подобным образом, пишет: «В такой интерпретации первой частью науки о книге будет наука об издательском деле, под которым мы понимаем совокупность процессов, направленных на приспособление авторского текста к нуждам читателя, а также производство книги». Во-вторых, с точки зрения экономической издательское дело представляет собой одну из форм предпринимательства, базирующуюся на началах книжного маркетинга. И в этом отношении издательское дело можно назвать ведущим направлением книжного дела, поскольку именно издатель принимает на себя весь риск по выпуску книги как товара, т. е. предмета, предназначенного для продажи и призванного удовлетворить потребности определенной группы читателей. Уже упоминавшийся Дж. Алексис Кучумов говорил по этому поводу: «Издательская фирма по-настоящему является издательским предприятием только в том случае, если она не уклоняется от риска, если она доверяет оценкам читающей публики в вопросах отбора книг для издания, если издательские убытки в конце концов возмещают не читатели и не налогоплательщики. Для достижения успеха издательство должно идти на разумный риск, и не только финансовый. Издатель должен определять культурную, научно-техническую ориентацию своей фирмы, брать на себя обязательства от ее имени. И это лишь немногие примеры ситуаций, когда издатель идет на риск».
В-третьих, превратившись в результате эволюции издательского производства из посредника между автором и типографией в посредника между автором и читателем, издатель все больше и все чаще становится в определенной степени праавтором будущего издания, планирующим зачастую не только форму, в которую облекаются произведения автора, но и само произведение. На эту особенность фигуры сегодняшнего издателя мы впервые обратили внимание еще в конце 70-х годов. В этой связи важной отличительной чертой издательского дела является тот факт, что каждая выпускаемая книга, даже обычное переиздание, является, по сути, новым проектом, производственно-экономической реальностью, новым творческим решением и новым маркетингом. Специфику издательско-информационного продукта отмечал еще академик О.Ю. Шмидт, один из первых руководителей Госиздата: «Каждая книга имеет свою судьбу, своего (подчас очень «индивидуального») автора, свой технический подход, свои трудности, свою особую читательскую среду и свой неизбежный хвост неприятностей». По существу, именно издательский проект является основным видом продукции любой современной книгоиздающей структуры в ее главной, творческой ипостаси, и не случайно именно издательское название (title) является ведущим показателем активности издательства, преимущественной формой статистического учета в мировом книжном деле. Можно утверждать, что, по аналогии с деятельностью промышленных предприятий, число выпускаемых названий книг и брошюр является измерителем «мощности» издательской организации, приоритетной характеристикой ее творческого и производственного потенциала.
Специфика издательского производства в современных условиях позволила Международной ассоциации издателей назвать его созидательной, креативной экономикой с учетом творческого вклада и размеров добавленной стоимости самого издателя в каждый разрабатываемый проект.
В настоящее время творческая роль издателя, его доля участия в разработке проекта издания возрастает настолько, что это дает ему основание ставить вопрос о формировании новой области права, которая была бы полностью независимой от авторского права. «Контракт, или авторское право (как оно именуется в рамках римской юридической традиции), — отмечает Пауль Н. Ассер из Международной группы издателей научной, технической и медицинской литературы больше уже нельзя рассматривать как исключительную привилегию одного автора. Это может быть группа авторов или даже издательская фирма. Вот почему мы должны, в дополнение к авторским правам, создать систему прав, которыми можно было бы пользоваться для охраны наших инвестиций и обеспечения дальнейшей работы наших издательских фирм». Это особое право должно учитывать издательскую инициативу по выпуску той или иной книги, а также влияние издателя на формирование авторского коллектива, роль редактирования и составления, подготовки художественного оформления, организации производственного процесса и маркетинга.
Творческая роль издателя в креативной экономике органично сплетается с его предпринимательской функцией, которая наиболее рельефно проявляется в процессе инвестирования производственных процессов.
Как бы ни были сильны в книге ее духовные стороны, культурная составляющая, но издательское дело — это прежде всего предпринимательство. Тот же П.Н. Ассер, говоря об экономической стороне издательской деятельности, утверждает: «Все же издательское дело — это бизнес, что бы мы ни говорили об идеалистических и нематериальных его свойствах. При всем старании взять в расчет предстоящий рыночный риск, никто не может точно знать заранее, как воспримет рынок новую книгу — вещь, которую еще никто не видел и на которую, может быть, совершенно не будет спроса, исключая спрос со стороны членов семьи автора. Покрытие этого риска является существенным фактором обеспечения издательской функции». Поэтому, вкладывая свои или заемные средства в издания, издателю-инвестору приходится так планировать помещение капитала в другие издания, чтобы результирующая строка в балансе доходов и расходов позволила не только покрыть возможные убытки, но и получить прибыль. Многие издатели из разных стран мира разделяют точку зрения философа книжного бизнеса, вице-президента и главного редактора американского издательства «Даблдей Паблишинг Компани» Сэмюэла Воэна, утверждавшего, что «без умеренной прибыли издатель не сделает ничего. Если не выпускать в свет книги, которые можно продать, а на вырученные средства оплатить аренду и выдать зарплату, издательство не сможет вообще выпускать книг — ни серьезной литературы, ни чтива».
Органичное сочетание творческой и предпринимательской функций дают основание считать издателя ведущей фигурой во всей структуре книжного дела.
3. Масштабы современного мирового книгоиздания
В истекшем столетии объем выпуска книжной продукции в мире постоянно возрастал, причем темпы увеличения производства остаются и до сих пор достаточно высокими и устойчивыми.
Мировое книгоиздание располагает развитой издательской системой, насчитывающей в настоящее время почти 500 тыс. издательств и других организаций, выполняющих близкие по содержанию функции. Около четверти из них находятся в США. Крупными издательскими системами располагают Великобритания (около 60 тыс.), Франция (примерно 25 тыс.), Германия (около 20 тыс.), Япония (более 20 тыс.) и др. Мировая издательская система отличается не только своей величиной; но и высокой динамикой роста. За последние 10 лет количество издательств увеличилось более чем втрое. Такой рост издательских структур основан, преимущественно, на включении в эту сферу деятельности средних и особенно мелких предприятий, наряду с которыми в каждой стране действуют объединения-гиганты, выпускающие львиную долю продукции.
Вовлечение все новых организаций в издательское дело привело к тому, что, как уже указывалось выше, статистическая служба ЮНЕСКО исчерпала свои возможности достоверного учета выпускаемой продукции. С 1991 г. прекратилась публикация в статистическом ежегоднике «UNESCO Statistical Yearbook» сводных данных об издательской деятельности в мире. В настоящее время в сборнике публикуются сведения лишь по отдельным странам, да и то с большим опозданием. Единственным кумулятивным источником получения сведений о положении в мировом книгоиздании 90-х годов являются данные интернет-сайта Международной ассоциации издателей, подготовленные на основе материалов, предоставляемых в штаб-квартиру МАИ национальными издательскими ассоциациями.
Базируясь на этих данных, а также используя иные источники (периодическую печать, материалы книжных выставок и ярмарок и т.д.), можно определить рейтинг стран, входящих в первую десятку лидеров мирового книгоиздания. В связи с тем, что сами статистические сведения о книжном выпуске формируются на основе разных методик и имеют неодинаковую степень достоверности, мы сочли возможным учитывать в рамках данного рейтинга характеристики, определяющие достигнутый уровень книжного выпуска в той или иной стране, вокруг которого колеблются меняющиеся год от года показатели.
Таблица 1
Лидеры Мирового книгоиздания в 2000 г. (по алфавиту)

№ п/п 
Страна 
Количество выпускаемых названий, тыс. 
1
Бразилия  
50 
2
Великобритания 
120 
3
Германия 
80 
4
Италия 
50 
5
Испания 
60 
6
Китайская Народная Республика 
140 
7
Российская Федерация 
60 
8
США 
70 
9
Франция 
50 
10
Япония 
70 
Данные, приведенные в таблице 1, могут служить основанием для того, чтобы попытаться рассчитать примерный объем книжного выпуска в 2000 г. Используем в этих целях методику, которая уже применялась нами при определении прогнозных показателей развития книгоиздания. Эта методика основана том, что общий объем мирового книгоиздания в определенной пропорции соотносится с объемом выпуска книг и брошюр в странах первой десятки в рейтинге участников глобального издательского процесса. Например, в 1990 г. в государствах, составивших первую десятку (по рейтингу МАИ, с учетом ранее высказанных замечаний), выпуск составил около 60% от общего объема книгопроизводства в мире (по числу названий). Если считать, что и в дальнейшем удельный вес первой десятки был таким же, то получим, что к концу 2000 г. в мире было выпущено примерно 1250 тыс. названий книг и брошюр. При этом следует учитывать, как уже неоднократно отмечалось, что система статистического учета итогов книгоиздательской деятельности во многих странах далека от совершенства по целому ряду причин. Поэтому данные, которые публикуются даже в официальных источниках, не отражают с доскональной точностью истинного положения дел. Обоснованные автором характеристики позволяют судить о складывающихся тенденциях и пропорциях и могут быть использованы для формирования государственной политики в книжном деле. На этих основаниях можно представить себе следующую картину развития мирового книжного производства во второй половине XX в.
Таблица 2
Мировое книжное производство (тыс. названий)

Континенты и регионы
Годы

1955
1960
1970
1980
1990
2000
Мир в целом
269,0
332,0
521,0
715,0
842,0
1250,0
Австралия и Океания
1,0
1,0
7,0
12,5
12,0
15,0
Азия
54,0
51,0
75,0
138,0
228,0
300,0
Африка
3,0
5,0
8,0
12,0
13,0
15,0
Европа
186,0
239,0
326,0
411,0
441,0
690,0
Латинская Америка и страны Карибского бассейна
11,0
17,0
22,0
43,0
42,0
70,0
Северная Америка
14,0
18,0
83,0
99,0
106,0
150,0
Примечания:
1. Данные 1955 — 1990 гг. приводятся по статистическому ежегоднику ЮНЕСКО (UNESCO Statistical Yearbook) за соответствующие годы.
2. Пропорции выпуска книг и брошюр по континентам и регионам в 2000 г. рассчитаны по аналогии с 1990 г.
3. До 1990 г. данные по Европе включают в себя показатели выпуска книг и брошюр в бывшем СССР.
Если оценивать состояние мирового книгоиздания в целом, то можно сказать, что на рубеже тысячелетий создан весьма надежный фундамент для дальнейшего движения вперед. Несмотря на бурное развитие, новых информационных и коммуникационных технологий, книга остается среди наиболее предпочтительных способов получения человеком необходимых знаний и в современную информационную эпоху третьего тысячелетия.
Показатели мирового книжного выпуска определяются очень высокими темпами книгопроизводства в последнем десятилетии прошлого века. Число названий книг и брошюр в 1970 г. по сравнению с 1960 г. выросло да 60%, в 1980 г. по сравнению с 1970 г — на 37%, в 1990 г. по сравнению с 1980 г. -на 18%. Это значит, что на протяжении нескольких десятилетий темпы роста выпуска книг и брошюр постоянно снижались. Однако в 1991-2000 гг. картина динамики книжного выпуска резко изменилась. Если за 80-е годы темп роста не достиг и 20%, то только за первую половину 90-х он был уже на уровне 25%, а всего за последнее десятилетие мировое книгопроизводство выросло почти на 50%, при этом рост шел от довольно высокого базового уровня (1990 г. — 842 тыс. названий).
4. Демократизация издательской деятельности в России
Принятие Закона «О печати и других средствах массовой информации» произвело впечатление разорвавшейся бомбы в день его публикации на страницах печати, поскольку главные демократические нормы этого документа были заложены буквально в его первой статье и в первых строках этой статьи, которые гласили:
«Ст. 1. Свобода печати
Печать и другие средства массовой информации в СССР свободны.
Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданам Конституцией СССР, означают право высказывания мнений и убеждений, поиска, выбора, получения и распространения информации и идей в любой форме, включая печать и другие средства массовой информации.
Цензура массовой информации не допускается».
Значение этих слов трудно переоценить, поскольку вся сфера массовой информации, даже в пору перестройки, настолько сжилась с тем фактом, что цензура существует как зло неизбежное и ничего с этим сделать нельзя, что потребовался определенный срок «привыкания» к новым нормам и правилам. Смущала и ссылка на Конституцию, в которой, как известно, все эти права и свободы были прописаны, но никогда не соблюдались и носили характер, скорее, декларативный, чтобы не сказать декоративный. В этой связи не всегда достаточно адекватно оценивалась значимость принятого Закона и зарубежными коллегами.
Приведем авторитетное высказывание, принадлежащее уже упомянутому Сэмюэлу Воэну. «Издательское дело как бизнес, — пишет он, — естественно, регулируется федеральным правительством и правительствами штатов. Но книга как средство коммуникации выпускается без какого бы то ни было регулирования. Книга, ее создатели и ее читатели являются и подзащитными и гарантами Первой поправки». Речь здесь идет о том, что вполне достаточно, что свобода слова провозглашена в Конституции, и незачем принимать какие-либо дополнительные установления в этой связи.
В противовес этим утверждениям, принятие закона о свободе печати в России в тот период было не только желательным, но и крайне необходимым для эффективного продвижения общества по демократическому пути. Эта необходимость усугублялась еще и тем, что опереться, подобно американцам, на конституционные нормы было практически невозможно по указанным выше причинам.
С другой стороны, принятие такого закона уже опиралось на практику явочного проведения тех или иных акций, осуществление которых еще несколько лет назад вообще грозило свободе человека (тот же выпуск несанкционированных «самиздатовских» книг, изданий за счет автора, газет, не входящих в обойму утвержденного официоза, серий типа «Популярной библиотеки» издательства «Книжная палата», публицистики типа сборника «Иного не дано» издательства «Прогресс» и т.д.). Одним словом, общество уже не могло дальше нормально функционировать, не имея законодательной базы для эффективного развития средств массовой информации. Сегодня отчетливо видны определенные недоработки не только правового, но и вербального характера, которыми страдал текст закона. Кажется странным, что закон, посвященный проблемам печати, почти не содержал в себе норм, регулирующих книгоиздательскую деятельность. И, тем не менее, этот правовой акт, просуществовавший всего 1,5 года и утративший свою силу как Закон СССР вместе с распадом Союза, не утратил своего значения и до сих пор рассматривается в качестве поворотного пункта во всей истории российского книгоиздательского дела, со времен первопечатников и до наших дней.
Закон «О печати и других средствах массовой информации», разработанный молодыми юристами Юрием Батуриным (впоследствии помощником Президента РФ), Михаилом Федотовым (впоследствии министром печати и информации РФ) и Владимиром Энтиным, содержал целый комплекс юридических норм и установлений, позволявший регулировать на правовой основе деятельность всех средств массовой информации. Но мы остановим внимание лишь на трех аспектах, в наибольшей степени формирующих демократический характер документа.
Bo-первых, уже указанное провозглашение свободы печати и отмену цензуры. В стране, где цензура господствовала столетиями, эта норма была беспрецедентной.
Второй момент, сразу обращавший на себя внимание даже при беглом знакомстве с Законом, относится к статье 7 «Право на учреждение средства массовой информации», в которой было записано: «Право на учреждение средства массовой информации принадлежит Советам народных депутатов и другим государственным органам, политическим партиям общественным организациям, массовым движениям, творческим союзам, кооперативным (вспомним, что еще за год до принятия Закона кооперативам было отказано в таком права), религиозным, иным объединениям граждан, созданным в соответствии с Законом, трудовым коллективам, а также гражданам СССР, достигшим восемнадцатилетнего возраста». Такого расширительного толкования состава потенциальных учредителей страна не знала со времен НЭПа. Наиболее сильное впечатление производило упоминание об отдельных гражданах в качестве возможных учредителей СМИ, да еще с чрезвычайно низким возрастным цензом.
И, наконец, третье обстоятельство, которое поднимало Закон в глазах тех, кто ожидал перемен: деятельность в области печати и средств массовой информации отныне будет носить не разрешительный, а регистрационный характер. В статье 8 устанавливалось, что «редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после регистрации соответствующего средства массовой информации», далее определялся порядок регистрации, а также назывались те случаи, когда распространение информации допускалось без регистрации (речь шла об органах государственной власти и управления, предприятиях, организациях, учебных и научных учреждениях и т.д.). В тексте Закона не было ни одного пункта, предусматривавшего случаи, когда учредителю средств массовой информации нужно было бы получать у кого-либо разрешение на его функционирование.
5. Правовые основы издательского дела
В декабре 1991 г. после распада союзного государства был принят Закон Российской Федерации, название которого несколько отличалось от прежнего документа, утратившего к этому моменту свою юридическую силу. Теперь закон назывался «О средствах массовой информации» и хотя и базировался на тех же трех китах — свободе СМИ, плюрализме учредителей и отсутствии указаний на необходимость испрашивать разрешение на ведение информационной деятельности, тем не менее можно отметить, что полтора года действия предыдущего акта не прошли даром. Новый закон содержал более четкие определения основных терминов (массовая информация, средства массовой информации, редакция, издатель и пр.), более обоснованные и аргументированные положения, включал в себя гораздо более широкий круг проблем, отражавших практику применения союзного закона.
По-новому зазвучали в тексте закона и основополагающие положения, они стали конкретнее и ближе к жизни, утратив ненужный идеологический пафос. К примеру, статья 1. «Свобода массовой информации» получила такую редакцию:
«В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации».
Дальнейшее развитие в законе получили вопросы недопустимости цензуры. Вместо простого упоминания об этом, содержавшегося в тексте Закона СССР, в новом правовом акте введена специальная статья 3 «Недопустимость цензуры», где развернуты содержательные аспекты этого понятия. Текст статьи гласит: «Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, — не допускается».
И еще одна очень важная запись в этой же статье: «Создание и финансирование организаций, учреждений, органов или должностей, в задачи либо функции которых входит осуществление цензуры массовой информации, — не допускается».
В новом Законе по-иному расставлены акценты в отношении потенциальных учредителей СМИ. Учитывая ориентированность на создание в стране гражданского общества, на защиту прав личности, изменен даже порядок перечисления субъектов, которые могут стать учредителями СМИ, на первое место выдвинут отдельный гражданин:
«Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин, объединение граждан, предприятие, учреждение, организация, государственный орган». Далее сделаны обоснованные оговорки, касающиеся как граждан, так и организаций, которые по тем или иным причинам не могут выступать учредителями СМИ. У граждан ограничения распространяются на тех, кто не достиг 18-летнего возраста, или отбывает наказание в местах лишения свободы по приговору суда, или является душевнобольным, или признан судом недееспособным. Что касается других субъектов, то у них ограничение возможностей стать учредителем СМИ касается организаций, деятельность которых запрещена законом. Наряду с общими положениями, о которых было сказано выше, в законе нашли отражение вопросы организации деятельности средств массовой информации, распространения этой информации, отношений средств массовой информации с гражданами и организациями, прав и обязанностей журналистов, межгосударственного сотрудничества и, конечно, ответственности за нарушение законодательства о средствах массовой информации.
Несмотря на несомненные достоинства нового закона, которым былоположено начало формированию правовой базы современного российского книгоиздания, к существенным недостаткам его относится тот факт, что в нем, как указывалось выше, практически не отражена специфика книгоиздательского дела (и это не касаясь ещё теоретических проблем соотношения книги и СМИ). Нормы закона регулируют преимущественно деятельность периодической печати и электронных средств массовой информации. Видимо, осознавая это, законодатели вынашивали мысль о принятии отдельного закона, направленного на обеспечение правовой базы книгоиздания в новых условиях. На эту мысль наталкивает запись во «Временном положении об издательской деятельности в РСФСР», утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» от 17 апреля 1991 г. № 211. В этом документе (п. 1 «Положения») указывается: «Настоящее Временное положение (далее — Положение) регулирует порядок издательской деятельности на территории РСФСР впредь до принятия Закона РСФСР об издательской деятельности». Представляется достаточно обоснованным, что «Временное положение об издательской деятельности в РСФСР» вобрало в себя все ключевые установления Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», касающиеся общественной роли печатных изданий, к которым были отнесены газеты, книги, журналы, брошюры, альбомы, плакаты и иные виды изделий полиграфического производства. В документе указывается, в частности, что свобода издательской деятельности в России гарантируется действующим законодательством и призвана обеспечить права граждан на информацию и пользование достижениями культуры, свободу мысли, религии и убеждений, свободу выражения мнений и, что имеет немаловажное значение, свободу научного, технического и художественного творчества. Наряду с указанием на то, что «цензура печати не допускается», «Положение» вместе с тем четко фиксирует перечень всех тех действий, для осуществления которых издательская деятельность не должна использоваться. Здесь текст «Положения» почти дословно корреспондируется с соответствующими статьями Закона о печати.
Постановлением Совета Министров РСФСР «О регулировании издательской деятельности в РСФСР» установлено, что издательская деятельность на территория РСФСР осуществляется на основании лицензии, за выдачу которой с издательства взимается лицензионный сбор, а средства от его уплаты направляются равными, по 50%, долями в государственный бюджет и на дополнительное внебюджетное финансирование развития федерального и местного книгоиздания, увеличение выпуска учебной, детской, научной, справочной и другой социально значимой литературы.
Выпуск книг и брошюр, так же как и организация иной предпринимательской деятельности, на основе государственного лицензирования в принципе не противоречит нормам гражданского права и, пожалуй, наоборот, свидетельствует о предоставлении издательствам широкой экономической самостоятельности. Однако необходимость лицензирования предстает и иной своей стороной, поскольку выдача лицензии — это, при всех прочих равных условиях, фактически выдача разрешения, а не просто акт регистрации, как этого требует Закон РФ «О средствах массовой информации». Видимо, не случайно в самом Законе ни словом не упоминается о том, что учредитель издательства должен еще и получить лицензию на осуществление его деятельности. В настоящее время вопрос о лицензировании издательской деятельности находится на стадии рассмотрения в законодательных органах и, скорее всего, будет решен в духе закона о СМИ. И тем самым будет разрешено противоречие, ставящее под сомнение подлинность провозглашенных в Законе свобод «поиска, получения, производства и распространения массовой информации».
Начало 90-х годов прошло под знаком расширения законодательных основ издательской деятельности. К числу наиболее важных и нужных законов», появившихся в это время в области регулирования издательской деятельности, безусловно, относится Закон Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах», принятый 9 июля 1993 г. Он регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), фонограмм, исполнений, постановок, передач организаций эфирного и кабельного вещания (смежные права). Уже в этом документе многие нормы соответствовали принципам международного авторского права, в частности, отвечали требованиям Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в части сроков действия авторского права (в течение всей жизни автора и пятьдесят лет после его смерти). Был принят еще целый ряд законов, так или иначе способствующих развитию издательской активности, а самое главное, создающих солидный фундамент для строительства основ гражданского общества. Одно только перечисление этих законодательных актов дает достаточно ясное представление и о широте охватываемых ими проблем, и о характере и способах их решения. Среди новых актов можно назвать Законы РФ «О библиотечном деле» (декабрь 1994), «Об обязательном экземпляре документов» (декабрь 1994), «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (декабрь 1995), а также постановление Правительства РФ от 12.10.1995 г. № 1005 «О федеральной целевой программе «Поддержка государственной полиграфии и книгоиздания России в 1996-2001 годах».
До сих пор речь шла о законах и других нормативных актах, касающихся преимущественно творческой стороны деятельности издательской системы. Одновременно в общегосударственном масштабе велась большая законотворческая деятельность, способствующая формированию в России гражданского общества, превращению ее в правовое государство. Принятие законов и кодексов, формирующих законодательную базу экономического развития страны, содействует успешному функционированию издательств как предпринимательских структур, как хозяйствующих субъектов.
К настоящему времени перечень основных документов по правовому обеспечению деятельности включает в себя около десятка кодексов и основ законодательства по различным направлениям общественного развития (в том числе Гражданский кодекс Российской Федерации, Основы законодательства Российской Федерации о культуре и др.), более 20 законов, около 30 указов Президента РФ, значительное число постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и другие документы.
Таким образом, к рубежу тысячелетий в России создана достаточно солидная правовая база, способствующая дальнейшему развитию издательской системы и ее полноправному функционированию. Однако, по мнению, автора, по-прежнему актуальной остается разработка «Закона Российской Федерации об издательской деятельности» либо иного документа взамен пока еще не отмененного «Временного положения» 1991 г.
6. Современная издательская система России
Демократизация оказала огромное влияние на формирование новой издательской системы, подобной которой в стране еще не было. Уже к концу 1990 г. вдвое увеличилось количество легально действующих издательств. Введение в действие Закона РФ «О средствах массовой информации» дало новые импульсы этому процессу. Количество выданных лицензий на ведение издательской деятельности составило в 1991 г. — 1597, в 1992 г. — 2967, в 1993 г. — 1866, в 1994 г. — 813. По данным Министерства РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, по состоянию на 15.04.2001 г. число организаций, получивших право на ведение издательской деятельности на территории Российской Федерации, превысило 15 тысяч.
Конечно, далеко не все эти новые образования систематически занимаются выпуском издательской продукции. В Российской книжной палате за критерий включения той или иной издательской организации в число действующих принято выполнение ею требований Федерального Закона «Об обязательном экземпляре документов», в соответствии с которым издательства через полиграфические предприятия должны присылать в РКП установленное количество экземпляров выпускаемых ими изданий. Если исходить из этого критерия, то количество действующих издательств примерно втрое меньше числа зарегистрированных и получивших лицензию. В 1998 г. оно достигло своего максимума (6352), однако кризис августа 1998 г. привел к тому, что более одной тысячи издательств прекратили свою деятельность, и по итогам работы в 2000 г. их насчитывалось немногим более 5 тыс. Они расположены почти в 300 городах России (стоит вспомнить, что 10 лет назад не все областные центры — нынешние субъекты Федерации — имели у себя издательские структуры). Во многих городах число издательств измеряется десятками, а в таких городах, как Екатеринбург, Новосибирск, Уфа в отдельные годы их насчитывается более ста.
В то же время обращает на себя внимание тот факт, что основное число издательских организаций сосредоточено в Москве и Санкт-Петербурге. Так, в 2000 г. почти половина всех издательств функционировала в Москве, и более 10% — в Санкт-Петербурге, а на всю остальную Россию приходилось менее 2 тыс. издательств и издающих организаций. Такая «расстановка сил» в издательском сообществе оказывает серьезное негативное влияние на проблемы книгораспространения.
Крайне неравномерно распределены мощности и в самом издательском сообществе. Если принять общий выпуск книг и брошюр в 2000 г. за 60 тыс. названий (фактически 59543 названия), а число действующих издательств за 5000 (фактически 5110), то получается, что каждое издательство выпускало в среднем 12 названий в год. Это довольно высокий показатель, однако, на самом деле большинство из этих 5 тыс. издательств — это мелкие и средние структуры, зачастую осваивающие не более одного-двух проектов в год. В то же время существуют три-четыре десятка издательств-гигантов, концентрирующих у себя выпуск десятков и сотен названий и выпускающих их миллионными тиражами.
По данным за 2000 год 37 издательств, большинство из которых расположено в Москве, выпускают более четверти всех названий книг и брошюр, публикуемых ежегодно в России, причем некоторые из них осуществляют свыше 100 издательских проектов ежемесячно.
Если говорить о тиражах, то насчитывается 35 издательств, выпускающих более 1 млн. экз. в год, причем в своей совокупности они делают 55% всего объема российского книгопроизводства. Более того, на долю всего 5 издательств — «ACT», «Дрофа», «Олма-Пресс», «Просвещение» (государственное издательство) и «Эксмо-Пресс» — приходится почти 33% совокупного тиража по стране.
Все это свидетельствует о чрезвычайно высокой степени концентрации издательского бизнеса, граничащей с монополизацией книжного рынка России несколькими крупными издательскими группами.
Особенно показательны преобразования в издательской деятельности на региональном уровне. Автор впервые обобщает показатели книгопроизводства в данном разрезе (см. табл. 1). Это позволило выявить и проанализировать причины неравномерности распределения книгопроизводства по федеральным округам.
Таблица 3
Доля отдельных федеральных округов в общем выпуске книг и брошюр
в России в 1999-2000 г.

Федеральные округа
Количество книг и брошюр
Тираж

1999
2000
1999
2000

Число назв.
уд. вес, %
Число назв.
уд. вес, %
млн. экз.
уд. вес, %
млн. экз.
уд. вес, %
Всего
47733
100,0
59543
100,0
421,5
100,0
471,2
100,0
Центральный
31293
65,6
38333
64,4
356,8
84,7
395,4
83,9
в т. ч. Москва
28341
59,4
35091
58,9
346,4
82,2
384,0
81,5
Северо-Западный
5711
12,0
7732
13,0
34,5
8,2
42,8
9,1
в т. ч. СПб
4906
10,3
6823
11,5
33,3
7,9
41,5
8,8
Южный
2142
4,5
2803
4,7
9,3
2,2
8,8
1,9
Приволжский
4023
8,4
5095
8,6
14,2
3,4
18,1
3,8
Уральский
1507
3,1
1933
3,2
4,0
0,9
3,9
0,8
Сибирский
2206
4,6
2792
4,7
1,7
0,4
1,5
0,3
Дальневосточный
851
1,8
855
1,4
1,0
0,2
0,7
0,2
Данные, приведенные в таблице 3, показывают высокий уровень концентрации книгопроизводства в Центральном и Северо-Западном федеральном округах, значительно превышающей степень концентрации в них издательских организаций. В совокупности, по итогам 2000 г., здесь было выпущено 77,4% всех названий и 93% общего тиража по стране. Это во многом объясняет трудности доставки издаваемой продукции в отдаленные районы и недостаточно активное развитие региональных книжных рынков, особенно в восточных районах России.
7. Издательство и государство
В условиях демократической политической системы и рыночной экономики издательства ведут свою деятельность независимо от государства. Свобода издательской деятельности постоянно декларируется как самими субъектами ее, так и различными профессиональными объединениями издателей на всех уровнях — от регионального до мирового. В Уставе Международной ассоциации издателей указывается, что предметом первоочередной заботы этой организации является: «Поддерживать и защищать право издателей на публикацию и распространение продуктов их интеллектуальной деятельности в обстановке полной свободы при условии, что они будут соблюдать все законы и правила, относящиеся к этой деятельности, как в пределах собственной страны, так и в международном масштабе. Ассоциация считает своим долгом всеми силами противостоять любым попыткам или угрозам ограничить эту свободу).
С другой стороны, издатели многих стран нуждаются в поддержке со стороны государства, особенно при выпуске так называемых социально значимых видов литературы, так или иначе ориентированных на удовлетворение потребностей всего общества. Таким образом, отношения издателей с государством носят диалектически противоречивый характер, модуль которого сводится к тому, чтобы вовлечение государственных органов в проблемы издательского сообщества ограничивалось протекционистскими мерами, но не переходило границ творческой самостоятельности издательских структур.
Можно говорить о двух формах государственной поддержки книгоиздания: прямой и косвенной. Под прямой поддержкой подразумевается использование государственных субсидий для развития книгоиздания в целом, для осуществления отдельных издательских проектов, особенно носящих ярко выраженный национальный характер, для поддержания книготорговых фирм и библиотек, а также для поощрения экспорта книг, прав, издательских и полиграфических услуг.
Системы прямой государственной поддержки действуют во Франции, в Испании, Италии, Португалии, некоторых скандинавских странах, Южной Корее, Бразилии, Канаде.
Однако основной и предпочтительной формой государственного протекционирования издательского дела во многих странах является применение разнообразных средств косвенной поддержки, которые распространяются либо на всю издательскую систему в целом, либо на ее отдельные подсистемы — научную, учебную и т.д. Среди этих средств наиболее важное место принадлежит государственной политике в области налогов. Основные преимущества издательства получают при уплате налога на добавленную стоимость. В ряде стран — Аргентине, Бразилии, Великобритании, Гане, Индонезии, Ирландии, Кении, Колумбии, Мексике, Новой Зеландии, Норвегии, Швейцарии, Южной Корее и др. — налог на добавленную стоимость в книжном деле вообще не взимается. В подавляющем большинстве европейских стран ставки НДС на книги значительно ниже, чем на другие товары. Так, в Германии при номинальной ставке НДС в 16% размер этого налога на книги составляет 7%, во Франции эти ставки составляют соответственно 19,6 и 5,5%, в Греции — 18 и 4%, в Испании — 16 и 4%, а в Португалии — 17 и 5%. Руководящие органы Европейского Союза в 1991 г. приняли решение о необходимости введения единых ставок налога на добавленную стоимость для всех стран, которые входят в объединённую Европу, причем, при номинальной ставке НДС в 15% для ряда товаров, в том числе тех, основой которых являются объекты авторского права (среди них — издательская продукция), устанавливается пониженная, льготная ставка в 5%. В тех же странах, где НДС на книги не взимается вообще (Великобритания, Норвегия, Швейцария), эту практику было. решено сохранить.
С развитием международного сотрудничества в области книгоиздания круг видов государственного и международного протекционизма постоянно расширяется.
В России государственная поддержка издательств осуществляется в обеих рассмотренных выше формах. Прямая поддержка книгоиздания осуществляется на основе Федеральных программ выпуска различных видов социально значимой литературы: учебной, научной (в том числе научно-технической), справочной, детской, литературы на языках малых народов и др. Федеральная программа в виде перечня изданий, выпуск которых осуществляется при поддержке государства, формируется на основе ежегодного конкурса. Заявки, представляемые издательствами, рассматриваются компетентной экспертной комиссией с участием представителей различных ведомств.
Финансирование изданий, включенных в Федеральную программу, осуществляется через Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, причем субсидируются только те затраты (или их часть), которые относятся к полиграфическому исполнению и закупкам бумаги и материалов. Все редакционно-издательские и прочие расходы относятся на счет издателя, участвующего в программе. В рамках Федеральной программы ежегодно поддерживается выход в свет примерно 1,5 тысяч названий.
В декабре 1995 г. был принят закон «О государственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации», который был ориентирован главным образом на косвенную поддержку СМИ и книгоиздания. «Под государственной поддержкой, -указывалось в тексте Закона, — понимается совокупность организационных, организационно-технических, правовых, экономических и иных мер, устанавливаемых государством в целях обеспечения прав граждан на получение объективной информации, на свободу слова, а также в целях обеспечения независимости средств массовой информации». Закон предусматривает налоговое, таможенное, валютное и иные виды регулирования, а также регламентирует особенности приватизации предприятий, обеспечивающих выпуск газетной, журнальной и книжной продукции.
Особое значение для развития издательской системы России во второй половине 90-х годов имело полное освобождение от налога на добавленную стоимость оборотов по реализации книжной продукции, а также редакционной, издательской и полиграфической деятельности по производству книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (то есть по тем отраслям, которые определяют направления деятельности ЮНЕСКО). Кроме того, перечисленные виды деятельности освобождались от налогообложения на прибыль в части, зачисляемой в федеральный бюджет.
Стоит заметить, что после принятия этого закона многие субъекты Федерации приняли соответствующие законы и также отменили налог на прибыль, зачисляемый в бюджет субъекта федерации. Таким образом, российские издатели почти на всей территории страны были освобождены от налогов.
Большую роль в поддержке книгоиздания сыграли и другие разделы закона, но недостаток этого акта состоял в том, что он имел ограниченный срок действия, который в конце 2001 г. истекает. Специалисты считают, что прекращение действия закона приведет к удорожанию книг (по учебникам, в частности, на 25%) и, следовательно, к снижению доступности книг для населения.
8. Роли общественных организаций в развитии международного сотрудничества
Деятельность издательства в обществе, основанном на демократических началах и рыночной экономике, по определению, требует самостоятельности, независимости от государства (за исключением, конечно, тех случаев, когда издательство учреждено государственным органом, выполняет государственный заказ и финансируется из госбюджета). Вместе с тем издательство, входящее в издательскую систему, как уже было сказано, связано рядом отношений с другими издательствами как элементами этой же системы и с системой в целом. Развитие корпоративных связей заставляет издателей (как, впрочем, и других хозяйствующих субъектов в различных отраслях общественного производства) объединяться, потому что в единстве, в кооперации проявляются эффективнее всего преимущества системы, именно здесь формируются интегративные качества, присущие системе в целом.
Издательские ассоциации или иные объединения существуют сегодня практически во всех странах с развитым книгоизданием. Причем в некоторых странах, например, в США, функционируют десятки издательских объединений, которые включают в себя издательства по определенным целям или интересам: по видам выпускаемой литературы (учебной, научной, профессиональной), по религиозным признакам, по географическому расположению (есть даже Ассоциация издателей, размещающихся западнее Скалистых гор) и т.д. Ассоциация американских издателей как общенациональное издательское объединение формулирует в своем уставе такие цели:
• расширять рынок сбыта книг, других печатных материалов, включая журналы, компьютерные программы, тесты, учебные пособия;
• содействовать укреплению статуса издательской деятельности в США и во всем мире;
• содействовать пониманию широкой общественностью уникальной, неповторимой ценности книг и другой печатной продукции в культурной, научной и политической жизни нации;
• выступать за интеллектуальную свободу против всех форм цензуры как внутри страны, так и во всем мире;
• обеспечивать членов Ассоциации полезной текущей информацией относительно действующих условий торговли книгами и другой аналогичной продукцией, правительственных акций, законодательных предположений и другими материалами, представляющими интерес для членов ассоциации;
• разрабатывать программы подготовки кадров, предлагать информацию, содействующую налаживанию менеджмента в компаниях — членах Ассоциации.
Координацию деятельности всего мирового издательского сообщества осуществляет Международная ассоциация издателей — одно из старейших издательских объединений. Ее особенность состоит в том, что она объединяет не отдельные издательства, а национальные ассоциации издателей. Основана в 1896 году в Париже. В соответствии с Уставом основная задача организации — обеспечивать и защищать свободу издательской деятельности и чтения. МАИ активно участвует в конференциях и встречах по проблемам издательского дела, интеллектуальной собственности, книгообмена, авторского права и др. Руководящий орган — Международный комитет, в котором представлены все ассоциации — члены МАИ. Комитет собирается не реже одного раза в год, обычно во время Франкфуртской книжной ярмарки.
Ассоциация российских книгоиздателей (АСКИ), созданная в 1990 году, объединяет не только издателей, но и другие предприятия: книготорговые, научные (например, Российскую книжную палату) маркетинговые и т.д. В Ассоциации состоит около 200 членов. Основные задачи — защита прав и интересов издателей, разработка и осуществление программ развития социальной сферы книгоиздания, повышение профессиональной квалификации издательских кадров, развитие материальной базы, расширение международного сотрудничества. АСКИ систематически проводит конкурсы на лучшее издание, в том числе и международные. Она внесла большой вклад в разработку и принятие Закона 'О государственной поддержке СМИ и книгоиздания Российской Федерации. АСКИ является членом Международной ассоциации издателей.
Кроме АСКИ (она имеет свое отделение в Екатеринбурге) в России действует еще несколько профессиональных издательских ассоциаций (например, Ассоциация университетских издательств, Ассоциация издателей школьных учебников), а также объединений издателей в регионах (например, в Санкт-Петербурге).
В 2001 году создано еще одно объединение, в которое вошли многие крупные издательства: Российский книжный союз, учредители которого предпринимают усилия для формирования более широкой коалиции, которая включала бы в себя предприятия, представляющие все стороны книжного дела. РКС ставит одной из своих главных задач добиться продления действия Закона «О государственной поддержке СМИ и книгоиздания Российской Федерации». Важное место в его работе занимают проблемы пропаганды чтения и более активного использования новых технологий, в частности, в книгораспространении.
Современный этап развития издательской системы России характеризуется своеобразным «двоевластием», когда привычное государственное управление книгоиздания медленно и трудно вытесняется общественными формами координации деятельности издателей, объединяющихся на корпоративных началах. Этот процесс сопровождается поисками методов и способов коллективного управления, принятия решений и организации их выполнения. В ходе этого процесса складываются, укрепляются и проверяются те самые связи взаимодействия между элементами издательской системы России, которые делают ее системой, целостностью, единством. Временные рамки перехода к полному общественному самоуправлению в издательском сообществе страны установить трудно, но можно утверждать, что вектор движения уже не изменится.
9. Перспективы развития издательского дела. Электронная книга
Начиная с середины XX века, когда средства массовой информации, особенно электронные, получили достаточно широкое развитие во всем мире, постоянно возникал вопрос о том, а что будет с книгой, найдет ли она место в новой информационно-коммуникационной среде. Одними из первых отреагировали на эту тему фантасты, среди которых пальма первенства, безусловно, принадлежит Рэю Брэдбери с его знаменитой антиутопией «451° по Фаренгейту» (1953 г.). Можно сказать, что он стал основоположником дискуссии том, что ожидает книгу в будущем в условиях острого противостояния с новыми информационными технологиями.
Однако подлинный взрыв общественного мнения в сфере культурологии произвели выступления безвестного до того времени профессора английской литературы университета в Торонто Херберта Маршалла Маклюэна. В начале 60-х годов он стал самой популярной фигурой в мировой социологии и футурологии, создателем собственной теории массовой культуры. К числу наиболее известных его работ принадлежит знаменитая «Галактика Гутенберга» (University of Toronto Press, 1962) с характерным подзаголовком «Формирование типографского человека».
Маршалл Маклюэн был, по сути, одним из первых теоретиков информационного общества, которое сегодня служит предметом, многочисленных дискуссий среди ученых и специалистов самых разных направлений. При этом сложился стереотип, согласно которому именно он предсказывал скорый закат книжного дела. Справедливости ради, следует сказать, что ни в одной из работ Маклюэна, в том числе и в «Галактике Гутенберга», нет никаких прямых указаний на этот счет». Однако он явно отдавал предпочтение современным способам информации и коммуникации, которые относил к «электрическим», в противоположность предшествовавшим им «механическим», полагая, что изобретение Гутенберга значительно ухудшило возможности коммуникации по сравнению с устными формами межличностного общения, существовавшими еще во времена Сократа. «Технология Гутенберга выкачала из языка звуковые ощущения,- писал Маклюэн. — Она установила неведомые дотоле, никому не понятные стандарты произношения и мышления. До появления типографий мир никогда не сталкивался с таким позорным явлением, как плохая грамматика и т.д. и т. п.». Зато он с восторгом отзывался об открытиях Маркони и Эдисона, этих, по его словам, «мастеров виндсерфинга по радиоволнам», благодаря, усилиям которых «слова снова зазвучали».
Маклюэн (особенно ранний шестидесятник) основное предпочтение отдавал телевидению, наиболее эффективному средству воздействия на большие массы людей в то время (вспомним, что антиподом книг у Рэя Брэдбери тоже были «телевизионные стены» в человеческом жилище).
В «Глобальной деревне», последней работе М. Маклюэна, написанной им в соавторстве с Брюсом Пауэрсом (книга вышла уже после смерти М. Маклюэна в 1980 г.), авторы не сочли возможным ставить точку в конце прогноза о будущем печатной книги, оставив дальнейшие рассуждения на эту тему последующим поколениям. Более того, они вообще гораздо осторожней подошли к делению информационного пространства на визуальное (в нашем контексте — книжное) и акустическое (где действуют эфирные СМК). Они пишут, что путь к акустическому миру не будет легким и что в ходе становления «мировой деревни» как символа глобальной коммуникации эти мировоззрения — визуальное и акустическое -постоянно проникают друг в друга «со скоростью света». Ключ к примирению, полагают авторы, в том, чтобы попытаться понять обе системы одновременно и содействовать их конвергенции. Сегодняшняя практика в основном подтверждает правильность этого вывода.
В 1970-х гг. появились две книги, написанные авторами по заказу ЮНЕСКО.
Одна из них называлась «Революция в мире книг» (М.: Книга, 1972, пер. с фр.), была посвящена массовому выпуску изданий в мягких обложках (paperbacks) и принадлежала перу известного французского социолога и литературоведа Робера Эскарпи. Другая — «Жажда чтения» (в оригинале — «Книжный голод») была написана тем же Р. Эскарпи в соавторстве с Рональдом Баркером, сотрудником Ассоциации книгоиздателей Великобритании (издание также вышло в издательстве «Книга» в 1979 г., пер. с фр. и англ.).
Обе книги сами по себе представляют значительный интерес, особенно для тех, кто занимается изучением новейшей истории книжного дела; для нас же объектом внимания в них послужили те разделы, где говорится о будущем книги. Эти разделы в обеих книгах четко обозначены. Следует отметить, что имя М. Маклюэна в текстах не упоминается, тем не менее влияние его работ на авторов, безусловно, сказывается, и это понятно, поскольку книги готовились в тот же период, когда появились откровения канадского профессора.
Поэтому литературовед Р. Эскарпи вслед за литературоведом М. Маклюэном стал искать изъяны в печатном слове по сравнению со словом произнесенным. В разделе «Зависимое искусство», входящем в состав «Революции в мире книг», Р. Эскарпи пишет: «Буква — знак по своему содержанию двойственна и множественна. Соединяясь с другими буквами в слова, которые, в свою очередь, соединяются в предложения, буква, в конечном счете, способствует передаче самых разнообразных сообщений-теоретических, практических, эмоциональных, но всегда имеющих определенный смысл. Как элемент мысли, в некотором роде «законсервированный» в письменной речи, но способный в любое время высвободиться благодаря чтению, буква является «орудием информации». Вместе с тем, взятая отдельно или в контексте, буква есть видимый образ звука. Написать слово — это значит, как бы замедленно произнести его. Чтение высвобождает как звуковое содержание, так и смысловое, но две эти реакции совсем необязательно совпадают и сосуществуют.
Буква — «орудие речи» и буква — «орудие информации» могут быть резко разъединены».
Еще теснее их позиции сближаются в «Жажде чтения». Здесь в главе VI, также подготовленной Р. Эскарпи, утверждается: «В течение почти пяти столетий, прошедших с момента изобретения книгопечатания и начала его развития, технический прогресс сделал возможным широчайшее распространение книг, но это не сопровождалось аналогичным развитием духовных потребностей. В наших «грамотных» обществах все еще господствуют ценности «дограмотного» периода.
В частности, успех аудиовизуальных средств объясняется не только тем, что эти средства «современные», но, скорее, тем, что они обращаются к древним, но еще не полностью забытым нами, методам передачи информации. Это может способствовать распространению знаний, но при условии, что возвращение в далекое прошлое будет органически слито с привычкой к чтению, которая должна играть свою собственную роль наравне с этими новыми и в то же время древнейшими навыками, порожденными аудиовизуальными средствами. Если это справедливо для стран со старой письменной культурой, то это еще более верно для молодых государств, перешедших прямо к использованию аудиовизуальных способов коммуникации».
Однако, если отвлечься от аналогий, связанных со сравнением достоинств и недостатков традиционной книги и эфирных СМИ, то в целом и Р. Эскарпи, и Р. Баркер видят главную задачу книжного дела в перспективе в том, чтобы наладить должным образом книгораспространение, в умении довести данную книгу до того читателя, которому она предназначена. Сегодняшнее состояние книгоиздания и книгораспространения полностью подтверждает правильность их выводов.
Книжное содружество внимательно следит за разработкой и использованием новых информационных технологий, предпринимая попытки максимально использовать их, во-первых, для совершенствования книгопроизводства, а во-вторых — для изменения стратегии и тактики издательского менеджмента в условиях ожесточающейся конкуренции. Многие из тех, кто трезво оценивает ход событий, понимают, что новые «информационные галактики», которые чем дальше, тем чаще будут сменять друг друга, вовсе не отменяют всего того, что уже было принято на службу человечеством в процессе его развития. Каждый последующий этап современной информационной революции непременно включает в себя технологии всех предыдущих. Электронные средства информации, в том числе и телевидение, вопреки самым мрачным прогнозам, вовсе не стали таким уж непреодолимым препятствием для увеличения объема книгопроизводства, так же, как и сама печатная книга не перекрыла дорогу слову писанному и устному.
Интересный сопоставительный анализ имеющихся взглядов на развитие отдельных информационных средств и собственный прогноз динамики процессов взаимодействия книги, печатного слова, с новыми коммуникационными технологиями осуществлен коллективом авторов во главе с Ю.М. Арским в монографии «Инфосфера».
В заключение стоит рассмотреть прогноз, подготовленный в 1997 г. группой «Гейдельберг» (полиграфическое машиностроение, Германия), который называется «Печатные средства информации в 2010 году: больше?.. меньше?.. исчезнут?». Разработчиками проведен серьезный многоаспектный анализ поставленной проблемы, поскольку, как справедливо замечают авторы проекта, рынок печатной продукции сильнее многих других областей экономики зависит от всех экономических и социальных факторов. Среди них: общее политическое, экономическое и технологическое развитие, рост народонаселения, экология, развитие мировой торговли, состояние воспитания и образования, развитие сферы средств информации. Составители резонно указывают также и на усложнение работы над прогнозом в связи с возникающей в процессе развития часто непредсказуемой взаимозависимостью и взаимодействием этих составляющих (мировые события последнего времени, связанные с борьбой с терроризмом, еще раз убеждают в справедливости этих утверждений).
На основе сопоставления перечисленных факторов в их детальной спецификации авторы прогноза предложили четыре сценария развития печатных средств информации на период до 2010 г. в зависимости от соотношения типов изменения экономических и технологических (показателей). К последним относятся главным образом достижения в сфере новых информационных технологий. Таким образом, выделяется главный конкурентный печатным средствам информации детерминант, который призван взвешивать шансы печатного слова в новой инфосфере. Принципиально важным представляется замечание, сделанное авторами и вынесенное ими на отдельную страницу: «Исследуется вопрос не о том, заменят ли, а о том, в какой степени печатные средства будут заменены электронными средствами». Фактически этим замечанием уже дается ответ на часть вопроса, вынесенного в заголовок всего прогноза, и подтверждается, что речь о полной замене печатных средств электронными СМИ не идет.
Отметим также, что для всех четырех сценариев характерен рост книжного производства от 8% до двух с лишним. Прежде чем перейти к нашей собственной оценке количественных показателей современного книгоиздания и тенденций их изменения, целесообразно сделать некоторые общие выводы из рассмотрения тех прогностических материалов, которые имеются в распоряжения специалистов к настоящему времени.
1. Первый и, пожалуй, самый фундаментальный вывод состоит в том, что книга, а в более общей форме печать, остается одним из самых значимых средств человеческого общения, обмена социальной информацией, исторической памяти народов и важнейшей формой культуры всего человечества. Ни один из рассмотренных прогнозов развития информационных процессов в обществе не содержит каких-либо указаний на устаревание книги как многофункционального информационно-коммуникационного инструмента, потерю ею своих качеств как элемента культуры. В наиболее афористической форме выразил это во время пребывания в Москве У. Эко, профессор Болонского университета, специалист по истории и культуре средневековья, автор известных романов «Имя Розы» и «Маятник Фуко». Он сказал просто: «Спите спокойно. Книга никуда не денется».
2. Вопрос о том, что вновь появляющиеся СМИ и СМК вытесняют книгу из информационного пространства, заменяют собой книгу, являются неким субститутом книги, решается далеко неоднозначно. Достаточно сказать, что значительный рост книжного производства во второй половине XХ в. приходится как раз на те страны, где в наибольшей степени получали развитие новые информационные, технологии и телекоммуникационные средства: Великобританию, Германию, США, Японию. Исследователи из Британской библиотеки, разработавшие недавно прогноз электронного научного книгоиздания в Англии на период до 2003 г., вынуждены были констатировать, что даже в таких «продвинутых» сферах общественной практики, как наука, выпуск «консервативных» печатных изданий будет продолжать расти.
3. В условиях высоких темпов развития научно-технического прогресса вновь создаваемые информационно-коммуникационные средства не вытесняют уже сложившиеся формы коммуникации, а выстраиваются вместе с ними в некий континуум, дающий возможность человеку все более эффективно работать в постоянно усложняющемся информационном пространстве. При этом они вступают во взаимодействие, с одной стороны, включаясь в конкуренцию, например, в борьбе за использование человеком свободного времени (книга, телевидение, радио, кино и т.д.), а с другой — активно дополняя и обогащая друг друга. Ярким примером здесь может служить все более глубокое проникновение компьютерных технологий в редакционно-издательский процесс, а также в процессы книгораспространения. Во «Введении» к популярному учебнику по книгоиздательскому делу говорится: «Компьютеризация как важнейшая часть нашей новой нарождающейся культуры окажет существенное влияние на книгоиздание и в ближайшее время, а тем более в XXI в., в двух основных направлениях.
Во-первых, постоянно возрастающие возможности обработки (манипулирования) информации позволяют быстро и легко делать книги (а также периодические издания, видео- и аудиокассеты, компьютерные программы, базы данных, CD-ROM и т.д.), которые в течение многих десятилетий будут в числе самых покупаемых товаров. Книги в этом ряду занимают особое место. Это наименее капиталоемкое производство, здесь низкие цены и наиболее дружественный интерфейс. Они не требуют никакого дополнительного оборудования при использовании и их всегда можно взять с собой в дорогу.
Во-вторых, способность компьютеров быстро обрабатывать огромные базы адресных данных позволяет использовать их как в огромных издательских конгломератах, контролирующих 75% всех книжных продаж, так и в небольших предприятиях, ориентирующихся на ограниченные контингента читателей. Последнее имеет весьма существенное значение, так как читатели грядущего века будут более требовательными к учету своих интересов и уровню обслуживания. Компьютер быстро излечивает нас от синдрома мышления массовыми категориями».
4. Степень взаимного влияния различных информационных технологий учесть чрезвычайно трудно, поэтому при разработке концепции прогноза будущего развития приходится опираться, главным образом, на прошлый опыт, результаты ситуационного анализа, а иногда и престо на здравый смысл.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
Основная литература
1. Авторское право и издатели в условиях рыночной экономики: Материалы международного семинара «Восток встречается с Западом». — Киев: Лыбедь, 1991.
2. Антонова С.Г., Соловьев В.И., Ямчук К.Т. Редактирование. Общий курс. — М.: Мир книги, 1999.
3. Книга: Энциклопедия (статьи «Издательское дело» (с. 228-232), «Издательство» (с. 233), «Книжный маркетинг» (с. 329-330), «Россия» (с. 535-551) и др.). — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1999.
4. Книжный маркетинг: руководство к действию. Сб. статей / Пер. с англ. Б.В. Ленского. — М.: Терра, 1996.
5. Кузьмин Е.И. Библиотечная Россия на рубеже тысячелетий. — М.: Либерея, 1999.
6. Ленский Б.В. Книга и книжное дело на рубеже тысячелетий / Тез. докл. VIII Междунар. науч. конф. по пробл. книговедения. М., 23-24 апреля 1996 г. — М.: Российская книжная палата, 1996.
7. Ленский Б.В. Россия в мировом книгоиздании // Книга. Исследования и материалы: Сб. 72 (с. 5-31), 75 (с. 5-14), 77 (с. 40-59). — М.: Терра, 1996, 1998, и 1999.
8. Ленский Б. В. Место книги в современных информационных потоках // Научная книга. 1999. № 1-2. С. 41-58.
9. Печать Российской Федерации в 1992-1998 гг.: Статистические сборники / Российская книжная палата. — М.: Рос. кн. палата, 1993-1999.
10. Работа в новых условиях: Сб. документов и материалов. — М., 1998.
11. Стандарты по издательскому делу / Сост.: А.А. Джиго, С.Ю. Калинин. — М.: Юристъ, 1998.
12. Энциклопедия книжного дела / Ю.Ф. Майсурадзе, А.Э. Мильчин, Э.П. Гаврилов и др. — М.: Юристь, 1998.
Дополнительная литература
1. Издания. Термины и определения. Стандарт отрасли ОСТ 20.130-97. — М.: Госкомпечать, 1997.
2. Издательства России. Справочник. Выпуск 3. — М.: ИМЦ «Альвис», 1999.
3. Книжная торговля. Справочник. Выпуск 3. — М.: Альвис; Манускрипт, 1999.
4. Книжный рынок России: анализ, проблемы, перспективы / Под ред. Б.В. Ленского. — М.: Информпечать, 1997.
5. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга. Второе европейское издание. — М., СПб., Киев: Вильямс, 1998.
6. Марголин Е.М. Исследование отраслевого рынка. — Курган: Зауралье, 1999.
7. Указатель статей, опубликованных в 75-ти томах сборника «Книга. Исследования и материалы». — М.: Российская книжная палата, 1999.
8. Научные и научно-практические журналы «Полиграфист и издатель»,«Полиграфия», «Читающая Россия», «Витрина», «Книжное дело», «Книжный бизнес», «Компьюарт», «Компьюпринт», «Высшее образование в России», «Университетская книга», «Научно-техническая информация» (Сер. 1). «Организация и методика информационной работы» (Сер. 2), «Информационные процессы и системы», «Международный форум информации и документации»
9. Библиографические и реферативные издания «Новые книги», «Книжная летопись», «Летопись журнальных статей», «Книги Российской Федерации», «Books in print».
10. Реферативные журналы «Издательское дело и полиграфия», «Информатика»
11. Научно-технические и справочные информационные сборники «Издательское дело», «Полиграфическая промышленность», «Книжная торговля», «Библиотечное дело и библиография», «Маркетинг. Консалтинг. Аудит. Реклама. Информация. Издательское дело. Средства массовой информации»
12. Научные и научно-практические издания «Книга. Исследования и материалы», Сб. 1-75, «Редактор и книга». Вып. 1-12, «Проблемы школьного учебника», Вып 1-9, «Издательское дело и редактирование. Теория. Методика. Практика», Вып 1-4.

Средства обеспечения освоения дисциплины
Автоматизированные информационные системы «Российская национальная библиография», «Книги в наличии и печати» («Books in Print»), «Авторитетные базы данных», справочники, словари, энциклопедии.
Тестовые задания по курсу (в компьютерном варианте).