Учебная лекция для студентов специальности «Издательское дело и редактирование» по курсу «История книжного дела». [Автор неизвестен] (doc) читать онлайн

Книга в формате doc! Изображения и текст могут не отображаться!


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Учебная лекция
для студентов специальности
«Издательское дело и редактирование»
по курсу «История книжного дела»

Книга в Западной Европе в 19 веке.
Общий характер книгопроизводства в 20 веке
План
1. Технический прогресс в области книгопроизведства в первой половине 19 века: а) изменения в производстве бумаги; б) новое в технике книгопечатания.
2. Оформление книги в первой половине 19 века.
3. Развитие книгопечатной техники во второй половине 19 века.
4. Основные направления в технике книгопроизводства и оформления книги в 20 веке.
Литература
1. Баренбаум И.Е., Шомракова И.А. Книга и книжное дело в капиталистических странах.—Л., 1990.
2. Немировский Е.Л., Горбачевский Б.С. С книгой через века и страны.—М.: Книга, 1964.
3. Немировский Е.Л. Мир книги.—М.: Книга, 1986.
4. Кацпржак Е.И. История письменности и книги.—М.: Искусство, 1955.

1. Технический прогресс в области книгопроизводства
в первой половине 19 века.
19 век во всех странах Западной Европы был веком укрепления буржуазного строя. В первой половине 19 века появляется ряд новых изобретений и усовершенствований во всех областях техники. Этот период называют эпохой промышленного переворота. Технический прогресс наблюдается и в области техники книгопечатания; он происходит в одинаковой степени по двум основным линиям книгопроизводства: собственно в книгопечатном и в графическом искусствах.
Произошли изменения и в производстве бумаги. Эти изменения способствовали увеличению бумажной продукции и удешевлению книги. Революцию в производстве бумаги совершила самочерпалка – бумагоделательная машина. Она была изобретена в конце 18 века в годы Великой французской буржуазной революции. Её создатель – Никола Луи Робер, работавший у французского типографа Франсуа Дидо. Бумагоделательная машина заменила ручной труд рабочих-черпальщиков. Встал вопрос: из чего делать бумагу? В первые века книгопечатания бумагу делали из тряпья. В 1719 году знаменитый физик Реомюр, который прославился широко распространённой шкалой для термометра, предложил делать бумагу из древесины. В то время на это не обратили внимания. Только через 40 лет немецкий исследователь Шеффер напечатал книгу на бумаге, приготовленной из механически истолчённого древесного волокна. Его опыт был повторён в 1799 году в Англии. Но ещё в течение 50 лет дальше опытов дело не шло: качество бумаги из древесной массы было низким. Не был ещё найден способ разделения древесины на волокна и превращения её в бумажную массу. Это сделал немецкий бедняк-ткач Фридрих Гошлот Келлер. Он придумал способ измельчения древесины с помощью точильного колеса. Так как Келлер был беден, он продал право на своё изобретение инженеру Генриху Фельтеру. В 1847 году Фельтер построил первую машину для размалывания дерева. Её назвали дефибрер. Дефибрер напоминал высокую металлическую коробку – это шахта, куда поступают короткие одинакового размера брёвна-балансы. Огромный камень – жёрнов – натирает, вращаясь, древесину и превращает её в волокнистую массу. Вода непрерывно смачивает камень и дерево и вместе с тем отделяет друг от друга волокна. Но изобретение дефибрера не решило проблему изготовления бумаги полностью: в волокне древесной массы при её истирании оставались различные растительные жиры, красящие вещества, смолы и т.д. Встала проблемы выделения из древесины только её волокнистой части – целлюлозы. Впервые это удалось сделать английскому химику Ф.Б. Хаутону в 1857 году. Он обрабатывал древесину раствором каустической соды. В 1865 году американец Б.Х. Тильгман разработал другой способ разработки – с помощью раствора бисульфита кальция.
Химические способы производства целлюлозы явились важным этапом в истории развития бумажного производства. Для приготовления печатной и писчей бумаги используют смесь древесной массы и целлюлозы. Чем больше целлюлозы, тем лучше бумага. Печатную бумагу высшего качества целиком отливают из целлюлозы.
Современная бумагоделательная машина выпускает в 4000 раз больше самочерпалка Луи Робера (скорость – более 1000 метров в минуту). Современные способы механической и химической обработки волокнистых материалов позволяют получать бумажную массу из самых разнообразных видов сырья – натуральных и синтетических волокон.
В первой половине 19 века создались условия для значительного увеличения выпуска книг, газет, журналов. В 1811 году появилась скоропечатная машина, изобретённая немцем Фридрихом Кенигом. Печать на таких машинах производилась с большой быстротой: можно было получить до 1500 оттисков.
Основной принцип техники книгопечатания, изобретённый Гуттенбергом, заключался в том, что наборную форму составляли из отдельных литер. В 19 веке появилась обратная тенденция в принципе техники книгопечатания – отдельные литеры пытаются слить в целую полосу с той разницей, что эту полосу (форму) не гравировали, а отливали из того же металла, из которого отливали и отдельные литеры. Этот новый способ техники книгопечатания получил название стереотипии.
Впервые пытались стереотипировать в начале 18 века, но в то время стереотипирование не нашло применения, так как не было потребности в ускорении полиграфического процесса. В конце 18 века французская фирма Дидо возобновила эти опыты и стала выпускать стереотипированные издания. В 1829 году парижский наборщик Жену изобрёл новый способ стереотипирования, который заключался в следующем: размягчённую бумажную массу накладывают на наборную форму и получают матрицу; после того, как бумажная матрица высохнет, в неё наливают расплавленный металл и получают стереотип – металлическую пластину, точно воспроизводящую типографский набор. Стереотипная печатная форма даёт возможность быстро отлить несколько других печатных форм и печатать на нескольких машинах или даже в нескольких типографиях; стереотипия позволяет давать неограниченно большие тиражи и сохранять матрицу в течение длительного срока. Стереотипия нашла повсеместное распространение.
Важнейшим изобретением в технике книгопечатания стал новый способ печати – плоская печать или литография. Этот способ одинаково пригоден и для размножения текстов, и для воспроизведения иллюстраций. Изобретателем литографии был немец Алоизий Зенефельдер (1771-1834). Сущность литографского способа печати состоит в следующем: на отполированную поверхность зернистого камня наносят жирным карандашом рисунок, травят камень кислотами и покрывают печатной краской. Предварительно камень смачивают водой, чтобы краска не пристала к влажным, свободным от рисунка местам. Таким образом, печатание производится с плоской поверхности камня, обработанного химическим способом. Литография – более дешёвый способ, чем печатание подвижными литерами. Посредством литографии можно воспроизвести и текст и рисунок любой сложности. К литографскому способу печати часто прибегают в тех случаях, когда набор слишком сложен и требует большого количества разнообразных знаков. Вследствие этого литография широко применялась для печатания, например, нот или текстов на восточных языках.
Важным моментом, способствовавшим удешевлению и ускорению техники воспроизводства иллюстраций, было изобретение в конце 18 века англичанином Томасом Бьюиком (1753-1828) торцовой гравюры. При таком способе гравирования возможна передача тонов, переходов от света к тени, поэтому торцовая гравюра получила название тоновой.
С начала 19 века литография и тоновая гравюра почти совсем вытеснили старые способы воспроизведения иллюстраций. В 30-х и 40-х годах 19 века для дорогих изданий применяли гравюру на стали. Этот способ широко использовался в Англии для особых – подарочных – изданий. Преимущество этого способа в том, что со стальной доски можно сделать значительно большее количество отпечатков, чем с медной. Но изобразительные возможности при отделке стали значительно меньше, чем в медной гравюре: сталь даёт сухой и холодноватый оттенок. Этот способ вскоре вышел из употребления.

2. Оформление книги в первой половине 19 века.
В этот период в оформлении книги отразились те основные стили и течения европейской художественной культуры, которые сменяли друг друга в литературе и изобразительном искусстве: классицизм, романтизм и реализм.
Одним из блестящих образцов классического оформления книги было собрание сочинений Расина, изданное Дидо. Классическому оформлению книги соответствовали также строгие шрифты Дидо и Бодони.
Лучшими иллюстраторами-романтиками признаются Эжен Делакруа, глава романтической школы в живописи, создавший иллюстрации к «Фаусту» Гёте и «Гамлету» Шекспира, и Тони Жоанно, делавший множество иллюстраций к классическим произведениям литературы. Гаварни – мастер бытовой карикатуры.
Начиная с Жоанно, в иллюстрациях романтиков проявляются черты реалистического направления. Первыми по времени реалистическими иллюстрациями считаются рисунки Жоанно к «Дон Кихоту».
Последним по времени представителем романтической(?) школы был иллюстратор Гюстав Доре (1823-18830. Деятельность его относится к тому времени, когда в литературе и искусстве утвердился реализм. Известнейшие его работы – иллюстрации к «Гаргантюа», «Божественной комедии», «Дон Кихоту», к французским народным сказкам Ш. Перро. Доре приобрёл широкую известность во всём мире, его иллюстрации перепечатывались во всех странах.

3. Развитие книгопечатной техники во второй половине 19 века.
В этот период во всех странах Европы широко развивается газетное и журнальное дело. Книгоиздательства выпускают большое количество высокотиражных изданий. Конкуренция заставляет искать способы ускорить процесс печати, особенно газет. Остро встал вопрос о замене ручного набора машинным. Первая попытка создать автоматическую наборную машину принадлежит русскому изобретателю П.П. Княгининскому и относится к 1870 году. Но его изобретение не нашло применения в производстве. В 1886 году американский немец Отмар Мергенталер создал строкоотливную наборную машину, называемую линотипом. Работают на этой машине так же, как на пишущей машинке. При ударе по клавише из запасного магазина выскакивает металлическая матрица и становится на специальную линейку, на которой собирается целая строка матриц. После окончания набора строка заливается расплавленным металлом, получается цельнометаллическая строка, с которой можно печатать.
Для ускорения процесса печатания плоскопечатные машины, которые имеют небольшую производительность (1500-1800 оттисков в час) заменяются ротационными печатными машинами (скорость печати до 100 тыс. оттисков в час). В ротационных машинах печать производится на двух соприкасающихся друг с другом цилиндрах: на одном – печатная форма (стереотип), на другом – бумага. На ротационных машинах можно печатать одновременно на обеих сторонах листа. При наличии в машине нескольких цилиндров производительность увеличивается в несколько раз.
Значительные усовершенствования вносятся в репродукционную технику. Полный переворот в технике воспроизведения иллюстраций произошёл после изобретения фотографии в 1840 году и фотомеханических процессов воспроизведения рисунков. В 1867 году был изобретён фотомеханический процесс изготовления клише – цинкография. При этом способе рисунок, полученный на фотонегативе, переводят световым способом на цинковую пластинку. Линии, составляющие рисунок, покрывают защитным слоем лака, затем пластину протравливают кислотами. Таким образом получают клише, предназначенное для высокой печати. Это клише точно соответствует гравюре на дереве, изготовленной механическим и химическим путём.
В 1882 году был изобретён способ сетчатой цинкографии, или автотипии, соответствующий тоновой гравюре на дереве. Этот способ состоит в том, что объект фотографируют через мелкую сетку (растр); затем изображение переводят на цинк; полоски, составляющие сетку, подвергают травлению, в результате которого остаётся изображение, состоящее из рельефных точек, более или менее крупных, метсами настолько крупных, что эти точки сливаются и образуют тёмные пятна.
Вслед за этими двумя способами воспроизведения иллюстраций были изобретены: автотипия-дуплекс, в которой чёрный отпечаток сочетается с цветным фоном; цветная цинкография, осуществляемая путём последовательного отпечатывания на одном и том же поле бумаги трёх или более сетчатых клише; гелио-гравюра, меццо-тинто -- фотомеханическая углублённая гравюра; фототипия, пользующаяся желатиновым клише; фотолитография -- способ перевода фотографии на камень. Большое распространение получает более дешёвый способ производства цветной иллюстрации -- цветная литография, или хромолитография. этот способ широко применяется для воспроизведения обложек дешёвых книг, выполняя роль рекламы: яркая, бросающаяся в глаза обложка книги привлекает покупателя. Хромолитография применялась главным образом для оформления детских книг и так называемых книг "для народа".

4. Основные направления в технике книгопроизводства
и оформление книги в 20 веке.
В первой половине 20 века полиграфическая техника получает дальнейшее развитие. Механизируется набор всех видов текста, для чего совершенствуются наборные полуавтоматы (линотип, монотип и др.), делаются попытки сконструировать автоматические наборные машины, самостоятельно читающие оригинал, написанный на машинке. Начинается практическое применение фотонаборных машин, воспроизводящих текст на фотоплёнке. Широкое распространение получили автоматические печатные машины – тигельные, плоскопечатные, ротационные. Ротационные машины становятся основным печатным оборудованием не только в газетном, но и в журнальном и книжном производстве. Создаются высокопроизводительные газетные ротационные машины, дающие до 100 тыс. четырёхстраничных газетных оттисков в час. Агрегатирование таких машин позволяет широко варьировать объёмы газет и выпускать многотиражные газетные издания в короткие сроки. Большое развитие в первой половине 20 века получили различные способы многокрасочной печати. Наиболее распространённым способом репродукции становятся офсетная печать и ракельная глубокая печать.
Во второй половине 20 века усиливается процесс концентрации и централизации производства и капитала, укрепления позиций крупнейших монополий. процесс концентрации характерен и для книжного дела. Основной выпуск книжной продукции сосредотачивается в руках наиболее мощних издательств. Усиление процесса концентрации приводит к созданию крупных издательств и промышленных объединений почти во всех странах Западной Европы. Например, в Англии – «Пирсон групп», котрая помимо издательств владеет газетой, фабрикой, музеем и др. Крупнейшие издательства Франции, такие как «Ашетт», «Лярусс», «Галлимар», – мощные концерны, тесно связанные с финансовыми и промышленными монополиями.
Издательским делом занимаются также отдельные частные лица, общества, ассоциации. Издательсва специализируются на выпуске определённых типов изданий. Наиболее крупные имеют универсальный характер.
Высокий уровень развития книгоиздания обусловлен столь же высоким уровнем полиграфии. Полиграфические предприятия используют самое новейшее оборудование и все достижения науки и техники: фотонабор, оптические читающие устройства, компьютерную технику и др.
По общему объёму книжной продукции к самым главным и развитым книжным странам принадлежит англия. Самый большой тираж среди книг в твёрдых обложках имеют школьные учебники. Бестселлерами среди изданий в твёрдых обложках считаются книги, продающиеся в течение года в количестве 50-100 тыс. экземпляров. Большое место в книжном потоке занимают карманные издания в мягких обложках – «покет бук» (poket book) или «пейпер бек» (paper back).
Распространение книг осуществляется традиционно. Так, например, в Англии: продажа в книжном магазине или киоске, по почте или через книжные клубы. Существуют и книгораспространяющие фирмы. постоянная тенденция, характерная для всех стран, – трост цен на книжную продукцию. часть книжной продукции выпускается для распространения в других странах. Большое количество книг экспортируется из Англии, США и Японии. Важную роль в распространении книг играют книжные выставки и ярмарки. книжные ярмарки во Франкфурте-на-Майне (Германия), проводимые с 15 века, сохраняют своё значение и влияние в книжном деле. В различных странах мира проводятся специализированные выставки и ярмарки, представляющие книги определённой тематики и назначения.
Книга всегда и везде выполняла важнейшие функции коммуникации, информации и распространения знаний. Изобретение книгопечатания придало книге еще большее значение. Успехи века Возрождения, эпохи Просвещения, буржуазных революций в Англии, Франции, Нидерландах, реформаторского движения в Германии и других странах Западной Европы во многом обязаны книгопечатанию, деятельности издателей, типографов, книготорговцев. Альды, Эльзевиры, Этьенны – это не только замечательные издатели и книгопечатники, но также известные эрудиты, учёные, просветители, использовавшие книгу как могучее орудие знания, науки, культуры. Успехи книгопечатания, содействуя научному, техническому и социальному прогрессу, в свою очередь зависели от состояния и развития техники, научных достижений, от уровня культуры, просвещения, достигнутых той или иной страной. количество новых произведений, издающихся в стране, в определённой степени может служить мерилом прогресса.