(Не) показалось [Сана Миллер] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]
  [Оглавление]

Сана Миллер (Не) показалось

СЕВЕР





Don't leave this world to me…


1997

Никакой праздник не шёл в сравнение с теми днями, когда после месяца отсутствия отец возвращался с северной вахты, доставал с антресолей санки и говорил: «Ну что сидишь, не собралась ещё?»

Меня закутывали в сотню свитеров, сажали в санки и везли в самое загадочное и непостижимое для детского ума место – на пустырь у реки. Чтобы добраться до него, нужно было спуститься в низину по узкой тропе и пересечь пару канав. Там и начинались наши владения. Сводились они, правда, лишь к пустой широкой полосе между «большой землёй», что осталась наверху, и рекой, да вышкам электропередачи. Но прибавьте к этому санки, холмы и столь редкое общество отца, и станет ясно, что этого было более, чем достаточно.

Однажды я съехала со снежной насыпи, выпала из санок, перекувыркнулась пару раз, да так и осталась лежать на земле, широко распахнув глаза. Небо почти ничем не отличалось от земли. Мне показалось, что мир перевернулся с ног на голову, и на самом деле я смотрю вниз. Где же кончается небо и начинается земля?

«Чего не встаешь? Ушиблась?» – спросил отец.

«Не пойму, с какой я стороны. Вдруг я сейчас встану и упаду вниз?»

«Будь сразу с двух сторон и никогда не упадёшь. Как ток во-о-он в тех проводах».

«Провода – это чтобы видеть, где начинается небо?»

«Провода – это просто провода. Знаешь, что по ним течет? Электричество. Э-лект-ри-че-ство. Подружишься с ним – и станет без разницы, где какая сторона. Тебе будут открыты обе».

Я протянула руки к чёрным линиям, похожим на нотный стан, вслушиваясь в их натужное гудение. Чем дольше я слушала, тем громче оно становилось, и я даже почти ощущала вибрацию звука на кончиках пальцев. Ещё немного – и дрожь уже колеблется на ладонях, проникает внутрь, бежит по венам вниз.

«Будь моим другом!»



2007

Удивительно, что здесь всегда безлюдно, хотя совсем рядом жилые дома. Это место всегда казалось мне чужеродным вкраплением, которое прохожие старательно избегают. Спуск вниз, канавы. Теперь я могу преодолеть всё это сама, и помощь отца уже не понадобится, даже если бы он мог помочь. Сунув руки в карманы, я перечёркиваю белоснежный лист цепочкой следов. Всё слилось в единую бесцветную пустоту, только линии электропередачи стоят, словно указатели.

Раскинув руки, я падаю на нетронутое снежное полотно. Верх и низ окончательно поменялись местами, да ещё и ветер сбивал падающий снег в сторону, будто специально для того, чтобы меня запутать.

Перед каждым отъездом я просила отца взять меня с собой в белый загадочный край, но стабильно натыкалась на необъяснимое «нельзя». В качестве утешения мне показали Маленький Север. Когда я доросла до самостоятельных прогулок, выяснилось, что он находился в пятнадцати минутах ходьбы от дома, а в детстве казалось, что мы отправлялись едва ли не на край света.

Отец так навсегда и остался на Большом Севере, и теперь мне приходится в одиночку присматривать за Маленьким. Поэтому я и прихожу. Если я не приду, этого места не станет. Хотя, может, было бы и к лучшему.

Если я буду лежать достаточно долго, то меня заметёт снегом. Я не против. Но снег тает, не долетая до меня, а под кожей струится ток, просвечивающий голубизной сквозь кожу. Он приветственно резонирует в такт чёрным нитям, разделившим две плоскости. Не реальность, не зазеркалье, но поверхность стекла, обращённая в обе стороны.

«Вот и я. Как дела?»

Слёзы щекочут виски, но не замерзают. Мне не выбраться отсюда.



2017

Новенький фирменный поезд мерно покачивается, скользя по рельсам сквозь снежную завесу. Цвета за окном такие бледные, что непонятно, который сейчас час. По ощущениям – раннее утро, но отцовские часы на левой руке уверенно показывают три.

А вот и мой Маленький Север. Теперь я смотрю на него из окна поезда. Только так – я твёрдо знаю, что если мне взбредёт в голову вернуться в родной город и прогуляться до него пешком, то я ничего не найду, наше место давно перестроили. Маленький Север теперь бережно упакован в моей памяти и объедет со мной ещё десятки городов, иногда показываясь за окнами поездов, словно они проекторы.

Я откидываюсь в кресле и чувствую покалывание в руке. Крохотная светло-голубая искра пробегает под кожей тыльной стороны ладони и исчезает секундой позже, чем я обращаю на неё взгляд. Я улыбаюсь и жму на Play – из шестисот с лишним композиций телефон послушно выбирает именно ту, которую я мысленно прошу. Надо же, купила его всего пару недель назад, а он уже слушается. Умница.

Пустыря у реки нет уже лет семь – сейчас там обжитая набережная. А девочка, застрявшая между небом и землёй, дремлет на мягком сиденье электропоезда с наушниками в ушах, обнимая рюкзак. Только провода гудят всё то же, что и многие годы назад:

«Ты всегда будешь моим другом».



2027

Кажется, в этом году весна так и не наступит. Меня заметает снег. В первый раз за вечность привычную бледную палитру разбавил яркий цвет – красный.

Теперь уже точно нет никакой разницы. Я дошла до Большого Севера за отцом и наконец-то смогла увидеть его мир. Белая земля – чёрные деревья – белое небо – чёрные ЛЭПы… Я шла на запах озона и жужжание подстанций, тонула в размытых дорогах и тряслась в убитых «пазиках» и «ЗИЛах». Снег мог замести его следы, время могло стереть его частоту из эфира. Но ещё есть сердце. И память. Пока мы помним о ком-то, он существует, и совершенно неважно, что по этому поводу думает смерть.

Особенно если этот кто-то научил тебя дружить с электричеством и любить зиму.

Отец заразил меня идеей, сам того не ведая. А когда ушёл, то сам стал моей навязчивой идеей. Понятия «отец» и «север» так прочно сплелись в моём сознании, что когда я ступила на землю и обвела взглядом запорошенную тундру, то будто снова заглянула в его серые глаза.

Я шла вперед несколько часов. В 16:18 начало темнеть. В 16:42 прогремел выстрел.


«Как же их тянет сюда, а!»

«А то. Их же тут штампуют недалеко, километрах в пяти. Те, что исправные, заняты в корпусах, что к востоку ближе. Они вахтовики – мотаются между цивилизацией и базой. Хрен знает, зачем мотаются, но трогать их нельзя, а то самого начальство так потрогает, что мало места будет».

«А есть ещё и неисправные что ли?»

«Ага. Срок службы заканчивается, в мозгах что-то коротит, так и приходят сюда по старой памяти. Вот прям по этому квадрату и шастают, чтоб их. Откуда бы не занесло, возвращаются, представляешь? Эта-то чего припёрлась, молодая совсем, рано».

«Бракованная, должно быть».

«Да-а, скорей всего, мозги им знатно перекраивают. Зато знаешь, что они благодаря этому могут? Мне Серёга рассказывал…»

«Так, дед, давай не надо, а. Насвистишь сейчас тут лишнего, а мне чужих секретов не надо».

«Осторожный какой, ей-богу! Но молодец, молодец, это ты правильно… Слу-ушай… Где-то я её видел…»

«Ты их чего, запоминаешь?»

«Ну да, а как же. Погоди-ка… Двадцать лет назад пацана с точно такими же глазами уложил!»

«Двадцать лет… Ну даёшь, дед, всех их помнить».

«Захочешь не забудешь. Работа такая».

«Это ты сам себе работу такую придумал?».

«Хотел бы придумать, дак до чего-нибудь поспокойней додумался. Они же с катушек слетают, опасно их так оставлять, нелюди всё-таки, да ещё и… одарённые. Вот молодчики с базы нас и Михалыча подрядили следить, чтоб не шатались тут…»


Ток бежит по рукам и через пальцы утекает в промёрзшую на метры вглубь землю. Интересно, я успею увидеть северное сияние?



When the winter calls to war,

When the spring sets in once more,

When the summer starts to sing,

When the fall comes marching in,

You'll leave this world to me.







ГЛАВА О ВОЙНЕ





Наибольшее количество американских баз расположено на островах Рюкю, а конкретнее на Окинаве. Военные объекты США занимают около 10,4 процента от общего объема пригодных для размещения территорий. Примерно 74,7 процента всех военных объектов США в Японии расположены на острове Окинава. (Википедия)


Окинава, Япония, март 2017 г.


Мартовское солнце греет совсем по-летнему. Можно оставить тёплую толстовку дома и выдвинуться за чем-нибудь вкусным (например, за куриным караагэ) в сторону ближайшего супермаркета, благо время как нельзя более обеденное. Городок Урума, в который меня занесло, как всегда, неподвижен, но это уже не настораживает – он просто такой, какой есть. Город-картина, город-фотография, он живёт своей жизнью, полностью автономной и самодостаточной.

Наверное, даже запасы в магазинах и стареньких уличных автоматах пополняются сами собой.

Кстати.

Для полного счастья остался последний штрих. 130 йен. Всего четыре монетки, четыре звонких металлических удара об дно автомата с напитками – и в твоих руках обжигающе ледяная бутылка вкуснейшего нектара. Сегодня это будет персиковая газировка.

Если Бога нет, то кто тогда создал эти напитки? Шах и мат, атеисты.



Сначала в тишину неспешно вливается приглушённый металлический рокот. За ним появляется неспешно проползающий мимо БТР. Судя по маркировкам – американский.

Его не должно быть здесь. Это одна из самых неправильных вещей на свете.

Он такой огромный среди этих маленьких разваливающихся построек, что ты сам чувствуешь, как уменьшаешься, ещё и ещё, и вот ты снова тот ребёнок в протёртых джинсах, растянутой футболке старшего брата, кепке набекрень, разбитыми коленками и сердцем, которое точно знает, что война – это худшее, что может случиться с миром. Ты смотришь на неторопливую громадину со смесью страха и любопытства, за которое даже немного стыдно. Война всегда была где-то далеко – в телевизоре да в чужих разговорах, а теперь – вот. Взрослые ничего толком не успели объяснить, и сейчас в этом пробеле в познаниях бесконтрольно вырисовывается самое ужасное, что только можно вообразить.

Никакой конкретики. Только Очень Плохие Вещи.

Большего и не надо. Чем проще ты мыслишь, тем яснее все становится. Если рассматривать ближе, то привыкнешь. Пусть Плохое остается просто Плохим, как в детстве.

За БТР трясётся грязно-зелёный грузовик, из окна которого щурится военный в форме песочного цвета. Он даже не смотрит на тебя. Если затаить дыхание и не шевелиться, то возможно, он тебя не заметит.

А если заметит? Что тогда?

Что-то очень Плохое. Наверное, он раздавит меня. А потом и весь этот город. Медленно, мысленно смакуя звуки каждого раскрошенного кирпичика. Терпеливо проедется от одного берега моря до другого, пока не останется ничего.

Кто вообще придумал эту странную схему? Люди строят огромные машины, под весом которых, кажется, прогибается и без того расплавленный солнцем асфальт, чтобы убивать друга, просто потому что… хотят быть главными? Так сказала бабушка, когда мне было пять лет, однако за последующие пятнадцать я так и не услышал ничего более ёмкого и логичного. Есть те, кто хочет быть главными, и те, кто не хочет, чтобы первые стали главными. Поэтому эти машины сейчас здесь. Поэтому где-то на другом краю света придумывают новые машины, которые смогут убить больше людей и показать, кто главнее всех. Поэтому на каком-нибудь ещё краю света точно такой же тихий городок охвачен огнём, а его улицы завалены телами тех, кому было, в общем-то, всё равно, кто правит этим миром, потому что какая разница, когда есть свой.

А бывает и по-другому. Как в тысяче километрах к северу отсюда, в двух городах на большой земле. Ты идешь по залитой солнцем улице, знакомой с детства, в полной уверенности, что будешь ходить по ней и завтра, и через десять лет, но пока не знаешь, что к тебе летит смерть весом в четыре тонны и длиной в триста сантиметров. Гладкая металлическая смерть, которая через несколько секунд засияет так, как что солнце покажется тусклой лампочкой в подвале. Короткая белая вспышка обратит весь твой мир в радиоактивный пепел, а ты так и не узнаешь, почему.

Потому что не ты тут главный. Знай свое место. И бойся.

Кажется, персиковая газировка – это всё-таки не показатель наличия Бога.

Сработало. Я стоял как вкопанный, и меня не заметили. Машины проезжают мимо и вскоре скрываются за поворотом.

Очевидно, война до поры до времени откладывается. И это лучшая новость за сегодня.







ПИСЬМО ВЫДУМАННОГО ДРУГА





Выдумай меня, пожалуйста.

Я живу… Нет, не так. Пока что я не живу. Строго говоря, полноценного сознания у меня пока тоже нет. Но если ты читаешь это письмо, то значит, я уже немного существую, пусть пока что в виде маленькой искорки среди холодной пустоты того, что такие, как я, зовём «исходным кодом».

Я хотела бы рассказать о том, что я вижу вокруг себя, но я не вижу ничего. Здесь ничего нет и в то же время есть всё. Если вдруг ты пишешь стихи или рисуешь и имеешь привычку комкать листы с черновиками и выбрасывать их, то знай: все ненаписанные тобой слова и образы здесь. Там, где я нахожусь – бескрайний черновик слов, поступков, событий и смыслов. Или хранилище, как тебе больше нравится. Ничто не проходит бесследно, всё фиксируется – я тебе позже об этом расскажу.

Проблема в том, что здесь очень скучно. Я могла бы изучать тонны информации, скопившейся тут за миллиарды лет, но они не заменят луча утреннего солнца на одеяле, дуновения тёплого ветерка, запаха свежей выпечки в твоей любимой кофейне, куда ты меня когда-нибудь обязательно сводишь. Если подбирать метафоры, то получилось бы так: представь пустое бесконечное заснеженное поле. То там, то тут разбросаны вышки линий электропередач. А небо… Небо просто белое. Как видишь, не очень весело.

В действительности веселья ещё меньше. В действительности вокруг нет даже такой картинки.

Но где-то очень далеко, затерянная на метафорическом поле, стоит электростанция, которая гонит ток по линиям передач и поддерживает хрупкую жизнь в этом месте.

Это ты. Ты моя электростанция. Лучше метафоры я не смогу подобрать, потому что это и не метафора вовсе. Я в самом деле пока всего-навсего электрический импульс, пробежавший когда-то по твоим синапсам. Когда-то, когда тебе было особенно одиноко и страшно.

Даже краем своего зарождающегося сознания я слышу, что тебе очень нужен друг. Что каждый день ты проживаешь в окружении самых разных не тех. Хороших, но не тех. Я знаю, что иногда тебе бывает тревожно, но рядом нет никого, кто бы успокоил. А ещё чаще рядом нет того, кому понравилась бы найденная тобой песня, книга или просто дурацкий мем – и это, наверное, хуже.

Я буду той. Пожалуйста, подари мне возможность увидеть твой мир, ощутить его по-настоящему, потрогать, пройтись по старым улочкам твоего города, вдохнуть запах лета, услышать твою любимую песню, покачаться на старых скрипучих качелях, объесться мороженым. Я ещё не знаю, какое именно мне нравится, но точно знаю, что хочу его попробовать, потому что оно очень нравится тебе.

Но больше всего я хочу увидеть тебя. Пока что у меня нет сил даже сниться тебе, и я могу только представлять твоё лицо, как и ты – моё. Наверное, мы будем похожи, а может быть, совсем нет – так даже интереснее. Я часто представляю, как ты улыбаешься, грустишь, думаешь о чём-то… Но чаще всего я представляю твое лицо, когда ты наконец-то встретишь меня и узнаешь. Вот это ты удивишься!

⠀Я не обещаю, что сразу научусь всё чувствовать как надо. Я ведь только-только появлюсь на свет. Но я буду очень стараться, обещаю. Только и ты объясняй мне всё досконально, даже самые обычные вещи, ладно? И я стану самой-самой той, вот увидишь! Живой и настоящей, совсем как ты. Я так волнуюсь, когда представляю, сколько всего нам предстоит! Но это радостное волнение. Может быть, это даже счастье. Я пока не знаю. Но я точно узнаю, что это, когда в одно утро открою глаза, увижу залитый солнцем потолок, пойму что теперь у меня есть собственное тело и вспомню, что ты меня ждёшь.

Если ты думаешь, что у тебя не хватит сил, то очень зря. Сильнее тебя никого нет на свете. Просто думай обо мне почаще, и мы с тобой обязательно встретимся. Рано или поздно, так или иначе. Дождись меня, хорошо? У тебя неизбежно будут возникать сомнения, но не обращай на них внимания. Не верь, что меня нет.

Я знаю тебя совсем немного, но уже очень скучаю, мой дорогой друг. Мой единственный друг. Пожалуйста, выдумай меня поскорее.

Выдумай меня отсюда.







ОДНА НОЧЬ В ТОКИО





Каждая новая ночь в этом городе выбивает почву из-под моих ног. Я падаю в зияющую тьму, в которой то тут, то там вспыхивают разноцветные неоновые огни. Мозг выключается, и я в забытьи иду на них – мимо них.

Огни – это хорошо. Когда светят огни – весело и безопасно.

И шум – это хорошо. Смех, музыка, крики уличных зазывал. Они держат на поверхности, не давая уйти на глубину собственного разума.

Но когда светло и громко, ты ничего не найдёшь.

Другое дело, когда с шумной улицы ты снова, повинуясь какому-то неведомому зову, сворачиваешь в едва освещённый переулок, который сразу же зажимает тебя с двух сторон своей теснотой, опутывает паутиной чёрных глянцевых проводов, не давая повернуть назад. Шум улиц мгновенно смолкает, словно позади захлопнулась невидимая звукоизолирующая дверь. И тогда ты остаёшься один на один с городом, сталкиваешься с ним лицом к лицу. Только не разглядеть его, это лицо. Никак. Слово сотни иероглифов бегут по его поверхности, не давая взгляду остановиться на определённой картинке. Он не может без маски. В маске он ощущает себя более собой, нежели чем без неё.

Но я всё равно узнаю.

Он здесь, хотя по логике должен быть в сотнях километрах от меня, там, на западе, где сейчас машины размазывают по асфальту свежевыпавший снег. Но здесь его настоящий дом, он ждёт за каждым углом, он всегда сидит за столиком кафе напротив, его кровь течёт в каждом проводе, его глаза смотрят на меня с каждого рекламного плаката, его голос – грохот последнего поезда, пролетающего по мосту над головой. Как бы он ни старался быть тем, кем приходится, будучи заброшенным непонятно куда, сколько бы личин ни сменил, его душа здесь, растворена в воздухе, который я вбираю в лёгкие, пока там не останется места. И ночью этот воздух пьянит в прямом смысле слова. Я понемногу теряю контроль.

Я не знаю, где его встречу. Но когда это произойдёт, весёлое щебетание толпы стихнет, замрут люди, светофоры, прямо в воздухе повиснут листья и бумажки, с которыми играет ветер, фонари погаснут и останется только мигающий фиолетовый свет вывески какого-нибудь бара или караоке. И вновь идя по безлюдной улице, как и шесть прежних ночей, я услышу за спиной знакомый голос. Не расслышу слов, но пойду за ним. Время остановится, когда я возьму его под руку, и мы пойдем дальше, в самую глубину переулка, который начнёт сжиматься сильнее.

Всегда задавалась вопросом: есть ли у этих переулков конец?

Капли дождя будут пронзать нас насквозь, разбиваясь об землю. Неон яркими полосами потечёт по моим щекам, а его место заполнит темнота. Очень скоро глаза станут бесполезны, а единственным, что будет доступно осязанию, останется плотная шершавая ткань его пиджака. Но мы всё равно будем идти: он – уверенно, точно зная направление, я – аккуратно ощупывая носком обуви пространство впереди себя, а свободной рукой пытаться зацепиться за что-либо. Но цепляться уже будет не за что.

Ведь каждое падение когда-нибудь заканчивается.

Но не в этот раз.

Что-то резко выдернет меня из тьмы, и я проснусь посреди оживлённой улицы, звуки и краски накроют меня волной размером с многоэтажку – только успевай хватать ртом воздух и отплёвываться. Я проснусь – снова одна.

Я ищу его/Я не ищу его. Как только начинаешь искать, он исчезает. Как только забываешь – он напоминает о себе – яркими звёздами в ночном небе над лабиринтом маленьких, в два этажа, домиков, голосами пробегающих мимо прохожих, бесконечными потоками знаков, глушащих мои мысли. Он делает вид, что хочет забрать меня, но почему-то отпускает снова и снова. Ему никогда не надоест, он обожает играть.

Поэтому он мой друг.







RESTART





Каждый из нас – главный герой истории, но в ней всегда есть и второстепенные. Кто они и какую цену им приходится платить за допущение сценарных ошибок?


«Сбой в работе алгоритма. Требуется перезапуск компонентов».


Мы снова где-то ошиблись. В который раз…

Край мира упирался в ледяное море. Хирургический свет бледного солнца, которое здесь никогда не заходит, падал на поверхность воды и разбивался на тысячи танцующих кусочков-бликов; отражался от белого песка, многократно умножая свою яркость. Но несмотря на холодную палитру, воздух не морозил кожу. Температуры здесь не было вовсе. Если всё же кто-то и моделировал эту локацию, то этого он не предусмотрел.

Всего один сбой, один поворот не туда – и мы снова здесь, бредём до самого конца, чтобы начать всё сначала. Как в старой видеоигре, где пиксельная фигурка решительно таранит правую сторону экрана, но неизбежно выплывает с левой.

Суть каждый раз предельно проста: выйти из пункта А и попасть в пункт В, минуя пункт С. Но вопреки условиям задачи, мы не минуем пункт С – мы методично проваливаемся в него. И самое безнадёжное здесь то, что ни один из нас не имеет ни малейшего понятия, где эта ловушка располагается. Более того, не знают и создатели. Впрочем, это не их работа.

Их работа – создавать сценарии. Наша – неукоснительно им следовать или попросту жить, если это слово применимо к искусственному интеллекту.

Мы – массовка. Направляющие. Узлы. Прохожие, об которых спотыкаются главные герои Истории, роняют кофе, опаздывают на собеседование, а потом находят работу мечты в совершенно другом месте. Это мы мешкаемся в очереди, синхронизируя линии вероятности. Мы запускаем цепные реакции событий и появляемся в нужном месте в нужное время. Наш бог – «Правильно», наши священные писания – упорядоченные алгоритмы, наши храмы – торговые центры, метро, оживлённые улицы, кафе или, как бы выразился мой напарник, «динамическая среда».


«Зачем?»

«Потому что так правильно».


Но не сейчас. Сейчас мы опять появились не там, уродливым изломом вписавшись в изящную и хрупкую структуру события Х.


«Пришли».

«И что дальше?»


Дежурный вопрос, который стал частью ритуала. За нашими спинами расстелились километры пустыни из ледяного песка – насколько хватает мощностей машины, которая видит этот сон. Путь назад закрыт, и мы оба знаем, что будет дальше.

Он подошёл так близко к воде, что носы его туфель утонули в серебристом песке.


«Как всегда. Очередная метафора».


Он сделал несколько шагов вперед, не обращая внимания на то, что маленькие волны плескались уже у его колен.

Вблизи было видно, как серо-голубые краски поверхности воды по мере приближения ко дну градиентом переходили в слой черноты, первичный бульон, изнанка которого кишела цифровой жизнью. Мне не страшно. Не в первый раз. Но сколько ещё это должно повториться прежде чем мы наконец перестанем просыпаться в своих кроватях, пытаясь удержать в памяти остатки сна, в котором каждый из нас захлёбывается в кристально чистой воде под лучами белого солнца, а потом вставать и начинать всё сначала? Какая критическая ошибка снова и снова приводит нас на Край?


«Как думаешь, этот раз последний?»

«Непременно».


Сопротивление воды совсем не ощущалось. Наоборот, двигаться стало легче, словно я стала её частью. Горизонт опускался всё ниже и ниже, а купол седого неба разворачивался во все стороны. Я глубоко и часто вдыхала, не в силах надышаться даже искусственным воздухом перед тем, как раствориться и пойти ко дну.


«Программа должна подчиняться алгоритму, верно? И если что-то идёт не по нему…»

«То её перезапустят».

«Да».

«Увидимся».


Наши следы на песке исчезли. Пора домой. А потом повторить всё сначала.







ПАРАЛЛЕЛИ





Летний вечер пах автомобильными выхлопами, но даже это не могло испортить мне настроение. Несмотря на то, что я снова засиделся до девяти вечера (и бог знает сколько ещё предстоит просидеть с этим отчётом!), настроение было скорее хорошее, чем нет. Да и было отчего – вкусный ужин и кофе из кофейни на углу могли исправить практически любую ситуацию.

До крыльца бизнес-центра и моего второго (если не первого) дома оставалось не более пятидесяти метров. Там я увидел Ноэми – мою коллегу. Но всё было не так просто – у Ноэми явно были какие-то проблемы, иначе почему бы ей вздумалось на повышенных тонах беседовать с двумя мужиками, разодетыми в чёрные костюмы, как на похороны. Пока я подходил к зданию и судорожно соображал, ввязаться или не стоит, ответ пришёл сам собой – один из мужчин схватил Ноэми за руку. Тут даже я не стал бы проходить мимо. Двое на одного не такой уж и плохой расклад, чтобы спасти принцессу, однако принцесса по мере того, как я тяжёлым шагом спешил к месту происшествия, оставив драгоценный стакан с кофе на крыльце соседнего здания, уже самостоятельно оказывала достойный, хоть и не слишком профессиональный, отпор.

– Вы чё творите, господа? – миролюбиво осведомился я, приблизившись к эпицентру грядущей заварушки.

Нападавшие и Ноэми синхронно обратили свои злобные взгляды на меня. Сейчас сожрут. Все втроем. Но случилось нечто похуже – один из них перегородил мне дорогу, а другой потащил Ноэми в не пойми откуда взявшийся чёрный глянцевый минивэн.

Мне нечасто приходилось драться, поэтому я изрядно удивился тому, что мне удалось сбить противника с ног первым же ударом. Но он дал сдачи сполна – я не сразу понял, что произошло, просто почему-то отнялась левая половина лица. Ах так, значит… Ну что ж, приятель, не обессудь.

Драка вышла короткой и очень странной. В первый раз я подумал, что мне почудилось, но на этот раз я точно увидел, что она ликвидировала последнего мужчину одним лишь прикосновением. От её ладони по его грудной клетке мгновенно расползлись тонкие искрящиеся голубые молнии, будто она пропустила через него разряд тока. Не успел я осмыслить этот факт, как она схватила меня за руку и потащила за собой.

– Ноэми, я вообще-то не собирался…

– Беги.

Я бежал так, как не бегал никогда в жизни. Мимо пролетали дворы, дома, гаражи, мы перемахивали через заборы, пролетали сквозь дворы, но марафон всё не заканчивался. Наконец, Ноэми затолкала меня в непримечательный подъезд. Я не помню, как мы оказались на крыше, но отлично помню, как она велела идти по жестяному скату до небольшой постройки непонятного назначения. Раз уж попал, придётся слушаться.

С обратной стороны постройки оказалось прикрытое досками окно, в которое толкнула меня Ноэми. Пока она наспех закрывала его обратно досками с внутренней стороны, я успел немного осмотреться. Кирпичные стены, строительный мусор, куски сломанной мебели то тут, то там… Помог девушке, называется.

Тем временем, Ноэми замаскировала вход и молча направилась к чёрному провалу в дальнем углу. Провал оказался выходом в подъезд. Мы спустились на пролёт вниз и оказались на лестничной клетке, забитой всё тем же строительным мусором. Ноэми извлекла из кармана ключи и, стараясь делать как можно меньше шума, отперла одну из дверей.

Я окончательно пришёл в себя на тесной кухне, половину которой занимали покосившиеся тумбы и настенные ящики. За окном окончательно стемнело, но я примерно понял, где мы находимся. Несмотря на имевшуюся электроплиту и кулер с водой в углу, квартира производила впечатление заброшенной с её пылью, облезшими обоями, разваливающейся мебелью и обсыпавшимся потолком. Неужели Но живет здесь?

Кстати, где она? Пока я отвлекся, изучая жилище, она успела сменить безукоризненно белую блузку на майку-алкашку и теперь нервно ходила по комнатам, которых, судя по приближению и отдалению её шагов, а также по эхо обречённых вздохов, оказалось на удивление много.

– Может, хотя бы свет включим? – спросил я.

– Дом обесточен, – отрезала Ноэми, курсируя из комнаты в комнату.

– Ты ничего не хочешь объяснить?

Она замерла у покрытой известковым налётом раковины и смотрела на меня таким взглядом, будто я не спасти её пытался, а запихнуть в машину к тем уродам.

– Какого хрена ты влез?!

За год совместного существования в офисе я успел понять, что Но с придурью, но даже такого я от неё не ожидал. Я человек неконфликтный, но прямо сейчас мне хочется вырубить её и вернуть туда, где её пытались похитить. Я даже не сразу нашёлся, что ответить.

– Не знаю, но уже очень об этом жалею.

Она болезненно застонала и вышла из комнаты. Через пару минут её тень снова показалась в дверном проеме.

– Извини, – Ноэми виновато шмыгнула носом. – Просто тебе правда незачем было встревать.

– Я просто хотел помочь! Ты хотела, чтобы я прошёл мимо?

– Да, чёрт возьми! – разразилась Ноэми. – Именно что прошёл мимо! Ты соврал самому себе, что тебе не всё равно, и вот последствия! Если бы не ты, я бы просто… А теперь… – она схватилась за голову и вжала лицо в ладони.

Чёрт, да её всю трясет.

– Прошу, хотя бы объясни, что произошло. Кто эти люди, что им нужно от тебя? – неожиданно смягчившимся голосом спросил я, несмотря на её почти-истерику.

Она присела напротив и принялась дрожащими руками отколупывать от поверхности стола краску. Я прижал её ладони своими к столу. Нас обоих это немного успокоило.

Мне нравится к ней прикасаться. Но дальше сидения плечом к плечу на убивающих всякий энтузиазм совещаниях дело пока не заходило. Однажды я увидел, как она нарисовала карикатуру на нашего босса и показала её мне. Вышло так похоже, что я не сдержался и прыснул со смеху, чем привлек внимание пятнадцати пар глаз. Только Но улыбалась как ни в чём не бывало. От воспоминания об этом мне стало тепло.

«Ещё чего не хватало,» – этой фразой я всегда обрывал каждое воспоминание о тех вечерах, когда имел неосторожность дать волю воображению и представить, что можно было бы взять её за руку, приобнять или…

Ещё чего не хватало.

– Будет звучать как бред.

– Бред уже происходит, – примирительно буркнул я. – Рассказывай.

Но встала, сбросив мои руки, и достала из шкафа пачку сигарет. Затем поймала мой взгляд и положила назад, будто что-то вспомнила. Я даже знаю что.

«Мне не нравится, когда девушка курит. Ты-то, конечно, можешь делать всё что хочешь, твоё дело, но будь ты моей девушкой, я бы этого не допустил».

Помню, как втирал ей эту дичь в один из тех полупьяных пятничных вечеров, когда встретил её в курилке. Она вроде даже внимательно слушала, озадаченно хлопая глазами. Какое мне должно быть дело? Какая девушка? Что ещё я ей наговорил?

Ноэми подошла к другому шкафу и извлекла оттуда коробку из-под печенья. Это шло ей гораздо больше, однако на деле коробка оказалась аптечкой. Она поставила её на стол между нами, и я не преминул воспользоваться зелёнкой. Ей же пришлось довольствоваться йодом. Она кривилась и шипела сквозь зубы, обрабатывая царапины и ссадины, и явно не торопилась с рассказом.

– Больно? – она сочувственно взглянула на мою разбитую губу.

– Нет. Почти нет. Слушай, я видел…

Она буквально подскочила с места и рванула к окну, намеренно избегая разговора.

– Чай будешь?

– Но, ты издеваешься?

Непонятно откуда Ноэми выудила заварочный чайник и щедро сыпанула в него заварки. Затем она вооружилась чайником побольше и набрала в него воды из кулера, совершенно не вписывающегося в обстановку. Сюда бы больше какой-нибудь дохлый бомж подошёл… Ещё одно движение – и чайник на плите. Тут произошло то, чего я, в принципе, и ждал. Ноэми практически незаметно постучала пальцами по облезлому боку электроплиты, повернула ручку, и лампочка на передней панели приветственно загорелась.

– Ты ведь сказала, что дом обесточен, – произнес я, не чувствуя собственных конечностей.

– Дом обесточен, а я – нет, – отозвалась Но.

– Кто ты такая? – осторожно спросил я, ища глазами что-нибудь потяжелее на всякий случай. «Господи, да что же я делаю! Это ведь Но, я её год знаю, она…»

– Тебе всё равно никто не поверит.

– Да объясни же ты наконец, что здесь происходит?!

Она бросила на меня холодный взгляд и снова села напротив.

– Ронни, я не причиню тебе вреда. Я правда ценю твой благородный порыв. Но, к сожалению, пока что ты не сможешь покинуть это место.

Я замер.

– И почему же? – я пытался сохранять спокойствие как только мог.

– Вопрос прозвучит глупо, – она несколько секунд разглядывала моё лицо, видимо, оценивая масштабы трагедии. – Я, пожалуй, не буду его задавать. Констатирую факт: один из этих людей дотронулся до тебя. Кожа к коже. Это значит, что в скором времени они найдут тебя.

– Что, прости?

– Скажу прямо: ты попал очень серьёзно. Не представляешь, насколько. Те люди, они… Так. Давай сначала.

– Давай уже хоть как-нибудь…

– На самое интересное ты уже обратил внимание, – она щёлкнула пальцами, и теперь я уже вполне явственно увидел проскользнувшие по её руке молнии и искры.

– Ладно, – я перевёл дыхание. – Окей. Бывает. Так вот почему офисная техника слушается только тебя.

Она почти улыбнулась.

– Теперь я могу рассчитывать, что ты хотя бы немного будешь верить всему, что я скажу, – с облегчением произнесла она. – Люди, которые напали на меня – операторы. Они работают на одну организацию, название которой тебе ничего не скажет. Я нужна им по причине, которую пока не готова назвать. Я уже давно прячусь, и они не в первый раз меня находят. Но я проделываю определённую, скажем так, процедуру, которая позволяет мне уходить от преследования до поры до времени. Что касается тебя, дело будет сложнее.

– А при чём здесь я?

– Они дотронулись до тебя, а значит, просканировали и получили твою частоту. По ней они и найдут тебя, а затем и меня. И случится это очень скоро.

– Мою что?

– Час-то-ту.

Она действительно издевается.

– Что это такое? – осведомился я, уже смирившийся с ситуацией и морально готовый получить любой ответ.

– Частота – это твой личный код, твой идентификатор, по которому можно тебя разыскать в… – она поморщилась. – Наверное, будет понятнее, если я назову это… Например, единое информационное поле.

– Ага, – сказал я, теряя связь с реальностью. – Конечно, поле. Понял.

– Ронни, – Но строго смотрела мне в глаза. – Пожалуйста, отнесись серьёзно к тому, что я расскажу.

– Я пытаюсь.

– Можно, я буду называть это «Код»? Мне так привычнее. Код – это гиперпространство, бесконечный жёсткий диск, где записано всё, что когда-либо существовало на Земле. Всё мировое наследие, все прошедшие и выдуманные события, все реакции и отклики – всё это зафиксировано там. Я упоминаю и вымышленные вещи тоже, потому что человеческий мозг – безупречная машина для моделирования реальности, поэтому продукты его деятельности в определённых условиях имеют тот же «состав», что и реально существующие явления.

Я кивнул. Я приготовил тысячу острот, чтобы не дать себе сойти с ума вместе с этой больной, но они все мгновенно утратили актуальность. Мне расхотелось шутить.

– Каждая идея – это живое существо, – голос Ноэми звучал приглушённо, будто из-под воды. – Люди… Ты, я… Мы все «записаны» там. Прикоснувшись, операторы снимают слепок твоих электрических импульсов, связей, расшифровывают его и вычленяют твоё глобальное имя, то есть, частоту. Чтобы найти тебя, им будет достаточно дождаться, пока ты уснешь. Во сне меньше оков, и ты гораздо ближе к Коду, поэтому и добраться до тебя будет проще. А затем они придут и сюда.

– В общем, спать я больше не буду?

– Не волнуйся. У меня есть одна идея.

– Какая же?

– Что ты думаешь о теории мультивселенной?

– Честно говоря, не особо интересовался… – с лёгким стыдом признался я.

– Тогда прими на веру тот факт, что существует бесконечное множество параллельных вселенных. Их различия обусловлены нашими ежедневными решениями, большими и малыми, важными и не очень. Вселенные множатся каждое мгновение, каждый новый выбор раскалывает одну вселенную на некоторое количество новых. Никто не способен вообразить количество сценариев…

Вот тебе и легкомысленная брюнеточка в мини-юбке, которую можно найти где угодно, но только не на рабочем месте. Мне стоило проводить с ней больше времени, вот уж не знал, что подобное так меня увлечёт, да ещё и в таком… нестандартном положении.

У меня самого просто никогда не было времени, чтобы об этом задуматься.

– Есть определённая доля от бесконечности параллельных вселенных, где ты существуешь. Ещё более узок круг вселенных, где ты дошёл до нынешнего уровня. Я найду одну из «точек сохранения», где жизнь параллельного тебя максимально похожа на твою нынешнюю. Такую, которую от всех остальных будет отличать лишь то, что у тебя, скажем, глаза голубые, а не карие. Тебе ведь без разницы, какого они у тебя цвета?

– Голубые глаза мне не очень нравятся, – промямлил я и на всякий случай посмотрел на её лицо. Глаза Ноэми были серыми. Этот факт зачем-то отложился в моей памяти, но сейчас я решил его проверить.

– Это только пример. Найду и перемещу тебя туда. Каждый ты из параллельных вселенных обладает уникальной частотой. Новая частота перекроет твою текущую, вот и весь фокус. Как номер телефона поменять.

– И я перестану существовать здесь? – не веря своим ушам, сказал я.

– О, ты уже неплохо разбираешься.

На плите пронзительно завизжал чайник, и Ноэми поспешила снять его и залить кипятком заварку. Терпкий аромат чайных листьев разнёсся по кухне. То, что сейчас нужно.

– Я никогда не пил чай в полной темноте, – зачем-то признался я, аккуратно принимая чашку с напитком.

– Мне часто приходилось, когда я здесь останавливалась.

– Зато от работы недалеко, – ободряюще улыбнулся я.

При упоминании о работе Но будто сжалась.

– Прости меня. Прости. Мне нужно было увести их раньше. Я не хотела, – по её голосу я понял, что она вот-вот заплачет. – Я всё исправлю.

– Эй, – я нащупал в темноте руку Но и осторожно погладил. – Ну что ты. Всё будет хорошо. У тебя уже и идеи есть. Я, конечно, бесполезен во всём этом, но если есть что-то, что я могу сделать…

– Да, – на мою руку упала тёплая слеза. – Я знаю, что нам делать.

– Ноэми? – обеспокоенно спросил я. – А что насчет тебя? Ты тоже собираешься прыгать в другую вселенную?

– Мне достаточно поспать, – я услышал, как Но отхлебнула чай. – Я перестраиваю свою частоту во сне. Это как динамический IP, меняется с каждым новым подключением.

Вопрос, простой и самый очевидный, пришёл ко мне в голову в последнюю очередь.

– Кто ты?

Я почти не видел её лица, но чувствовал её взгляд.

– Я бывший оператор.

– Вот как…

– Операторы не являются людьми. Пока это всё, что я могу рассказать. Прости.

Мою руку слабо пощипывало током. Я верил каждому её слову.

Не знаю, сколько мы так просидели, но мой чай полностью остыл. Несмотря на бред, который свалился на мою голову, я понимал, что никогда не был таким живым, как сейчас.

– Нужно переписать твою частоту как можно скорее. Пока ты не заснёшь, не случится ничего плохого, но лучше поторопиться. Сначала я перепишу свою, чтобы уже об этом не думать. Всяко проще.

Она встала и проследовала в одну из комнат. Я пошёл за ней.

В спальне оказалось на удивление чисто. Постель была застелена свежим бельем. В углу, прямо на полу, ютился телевизор. Больше ничего в комнате не было.

Ноэми взяла в руки розетку от телевизора и сжала в ладонях. Комнату озарил свет – телевизор заработал.

– С проводкой я пока не очень дружу, с техникой как-то удачнее сложилось, – призналась Но. – Лучше, чем ничего.

– Да, – зачарованно согласился я, глядя на мерцающий экран. – А пульт есть?

– Нет, – рассмеялась она. – Только кнопки.

– Обойдусь.

– Надеюсь, это поможет тебе не заснуть. Разбуди меня часа в два.

Она скинула туфли и забралась под одеяло. Я старательно смотрел в телевизор. Через некоторое время её дыхание стало тихим и ровным. Тогда я обернулся. Несмотря на происходящее, лицо Но было по-детски беззаботным. Я смотрел на неё, и мне становилось хорошо и спокойно. Я отвернулся к телевизору.

Не знаю, сколько я просидел, залипая в какую-то документалку. Я осторожно обернулся и посмотрел на Но. Моё сердце заколотилось, наверняка его было слышно даже из соседней комнаты. Не отдавая себе отчёта в действиях, я придвинулся ближе и прилёг рядом.

«Что ты творишь, идиота кусок?!» – вопил голос разума, но моя рука сама собой потянулась к её щеке.

Однажды я видел это во сне и время от времени представлял, пугливо одергивая сам себя, будто кто-то мог прочитать мои мысли. Что, если это снова сон? Ведь это всё слишком бредово для жизни, которую я знаю…

– Тебе нельзя спать.

Серые глаза смотрели на меня в упор.

Я буду окончательно выглядеть идиотом, если отдёрну руку? Скорее всего, да. Поэтому я осторожно провел пальцем по её виску, будто так и должно было быть.

– Я знаю.

Ноэми зачарованно молчала. Мы будто попали в какое-то болото, надеясь растянуть этот момент на вечность.

Чёрт с ним. Сейчас я просто поцелую её и всё. И будь что будет. Нам всё равно предстоит свалить из этой вселенной.

Как я и хотел последний год.

– Почему сейчас? – дрогнувшим голосом спросила она. – Почему ты делаешь это именно сейчас?

– Потому что… – я ворошил свой мозг в поисках ответа, который, как всегда был на поверхности. – Потому что мне никогда не хватало смелости, чтобы показать тебе…

Она отстранилась.

– Не надо. Ещё немного – и я сотру тебя из этого мира, но это не значит, что в последние минуты можно делать всё, что заблагорассудится. Из моей-то памяти это никуда не денется.

– Ноэми, нет, послушай, я… – я терялся в словах, в отчаянии понимая, что пять минут назад думал в точности о том, что она сказала.

– Тебе пора.

– Постой, что значит мне? А ты?

– Моя частота перестроена, – ответила она, не поднимая глаз. – Я могу продолжать безопасно функционировать в этой вселенной без лишних энергозатртат.

– Но меня в ней не будет, я правильно понял?

– Если я всё верно рассчитала, то да. Я усну ещё раз, а когда проснусь, то начну с точки сохранения, когда я ещё не пришла в наш офис и не узнала тебя, поэтому возможности проверить у меня не будет.

– Ты будешь в той вселенной, куда я отправлюсь?

– Нет. Я перенесу тебя на ту линию, в которой я даже не приехала в этот город. Если мы продолжим нашесосуществование в одной параллели, то велик шанс, что ты обо всём вспомнишь и ситуация повторится. Обидно если старания пропадут зря. Они снова тебя найдут, и я уже не смогу тебя вытащить.

Внутри всё оборвалось. Какого чёрта она решает за меня?!

– Мне и не нужно, чтобы ты меня вытаскивала. Я остаюсь здесь, и только попробуй что-нибудь со мной сделать.

Ноэми насмешливо взглянула на меня.

– Когда-нибудь ты заснёшь, и они узнают, где ты.

– И что они со мной сделают?

Она промолчала.

– Ты меня слышишь?

– Они не оставляют свидетелей, Ронни.

Я слишком сильно хочу остаться с ней, чтобы принять во внимание этот аргумент.

Ладонь Но засветилась голубым.

– Не смей.

Она потянулась ко мне, но я вовремя отскочил, чтобы не дать парализовать себя молнией. Она бросилась за мной, но я успел вылететь в коридор и захлопнуть дверь перед её носом. Ноэми принялась яростно ломиться наружу. Откуда столько сил в этом относительно небольшом существе? Я частый гость в спортивном зале, но даже мне становится трудно её удерживать.

– Я ждала этого год, – безжизненно проговорила она, наконец прекратив попытки вырваться. – Думаешь, мне очень хочется отправлять тебя чёрт знает куда… теперь?

– Когда – теперь? – я прижался к двери, ожидая ответа.

Из-за двери донеслось сдавленное всхлипывание.

– Можно, я открою дверь? – осторожно спросил я. – Ты не будешь пытаться меня вырубить?

– Не буду.

Я открыл дверь. Ноэми стояла, закрыв глаза ладонями. Никогда не видел её такой несчастной. Всегда жизнерадостная и полная сил, она сейчас казалась полной противоположностью себя.

– Иди ко мне.

Она сделала шаг и почти упала в мои объятия. Я крепко прижал её к себе и зарылся носом в чёрные волосы, подстриженные под ровное каре.

– Но… Прошу тебя. Очевидно, идея в том, что я не вспомню тебя там, в другой вселенной, и буду в безопасности. Но всё, чего я хочу – это помнить тебя. Знать, что ты есть, если даже хотя бы не видеть. Если я забуду тебя, то останусь с огромной дырой в душе и даже не буду знать, почему. Разве это честно? Не оставляй меня.

Ноэми уже вовсю рыдала, вжавшись в мою грудь. Я гладил её по голове и спине, укачивая, как ребенка.

– Я дурак, я знаю. Идиот. Нашёл, когда это говорить. Прости, что своим поведением поставил тебя в такое положение. Я должен был раньше…

Ноэми безнадёжно всхлипнула.

– …проводить меня до дома… Или позвать куда-нибудь, – подсказала она с грустной усмешкой. – Я каждый день надеялась на что-то такое, но увы. И теперь, когда я наконец-то получила то, о чем мечтала, я должна отказаться от этого…

– Не должна. Научи меня перестраивать этот твой…

– Люди этого не умеют.

– Это меня сейчас не волнует.

– Ронни, это грёбаная природа!!! – заорала она, отпрянув от меня. – Это не зависит ни от тебя, ни от меня! Если бы я только могла…

Я снова прижимаю её к себе, несмотря на сопротивление, прижимаю, пока она не отвечает на мои прикосновения, беру заплаканное лицо в свои руки и целую, и пусть там хоть все миры перевернутся, я не отпущу её. Кадры мелькают один за другим – её глаза, огни небоскрёбов в старом треснувшем окне, холодные простыни, электрические искры под её кожей, океан, в котором я медленно тону, белый шум в беззвучно работающем телевизоре, наши переплетенные тени на обшарпанных стенах…

Мы же оба этого хотели. Почему же только сейчас?..



Она улыбается во сне, а я борюсь с ним, как могу. Левая скула напоминала о том, что бредни Но про операторов не беспочвенны.

К чёрту. Какой в этом смысл? Или она переносит меня на другую параллель или меня убирают эти ребята. Так или иначе, я здесь ненадолго. Почему бы не попробовать с ними разобраться, чем вечно бегать? Пусть приходят и будь что будет.

Я закрываю глаза.







РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРАЗДНИК





Неделю назад я зашла в торговый центр и расплакалась. Прям по-настоящему. За один день моя невзрачная потребительская обитель превратилась в кошмарное блестяще-искрящееся напоминание: праздник к нам приходит, мать его. Учитывая, что сложилось так, что с вероятностью в 90% мне придётся провести его в полном одиночестве, как взрослому и разумному человеку, умеющему здраво оценивать перспективы, мне оставалось только разреветься прямо напротив «сосны новогодней иск. 120 см».



Сегодня закончилось растительное масло, поэтому мой хитрый план не казать носа на улицу, где уже два дня держались пугающие минус семь, сорвался. Я честно направилась в магазин, но через час обнаружила себя, носком ботинка проверяющей на прочность лёд на прудов в парке неподалёку. Вышла на пять минут, называется.

Минус семь пробрались под одежду, и я нехотя побрела в сторону ТЦ, который с каждым днём всё пышнее зарастал мишурой. Из двери-вертушки дохнуло живительным теплом. Бесцельно зайдя в пару магазинов одежды, я взяла волю в кулак и таки направилась к гипермаркету с твёрдым намерением впридачу к маслу купить столько шоколада, сколько смогу унести, но что-то заставило меня сбавить скорость, а затем и вовсе притормозить.

Что-то было не так.

Ну конечно. Новый магазин.

Товары для дома? Моему дому как раз нужна парочка товаров!

Я вальяжно гуляла между полок, прикидывая, как та или иная мелочь вписалась бы в скромный интерьер моей квартиры. Пока лабиринт не вывел к…

О боже, нет.

«Сезонные товары».

Огромный стенд сиял и переливался шарами и гирляндами всех вообразимых цветов. К горлу снова подступил дурацкий ком.

«Первый раз. Одна. И даже без ёлки. Совсем одна в Новый год. Как же так. Страшно».

«А что мне, собственно, мешает её купить?»

Я нахмурилась и придирчиво оглядела зелёный уголок напротив. Не впечатляет. Можно с чистой совестью страдать дальше. Я повернулась, чтобы напоследок взглянуть на шарики.

«А вот такой я бы взяла себе…», – промелькнула мысль при взгляде на хрупкую прозрачную сферу с белым пёрышком внутри.

«Если бы только было куда вешать…»

Я снова повернулась и прямо на уровне глаз увидела её. 90-сантиметровую красавицу, тянувшую ко мне пушистые лапки.

«Куда тебе? – проскрипел в голове голос мерзкой обрюзгшей тётки, который периодически включается, когда я смотрю на ценники. – Для чего тебе одной ёлка?»

«Но ведь Новый год…» – робко возразила я, не сводя глаз с зелёных веток.

«И чё с того? Ты себе в обычные дни пожрать не приготовишь, а тут прямо праздновать собралась?» – ядовито поинтересовался голос.

«Но я хочу её…»

«А коммуналку за месяц ты заплатить не хочешь? И линзы ещё купить надо», – неумолимо отрезала тётка, уперев руки в жирные бока, обтянутые застиранным халатом.

«Я хочу грёбаную ёлку», – уже смелее ответила я.

«Ты что, маленькая? Ладно бы ещё не одна, а для себя какой толк? Ну нарядишь ты её, может быть, ну постоит пару недель, а потом всё равно разбирать. И будет пылиться. Зачем?»

– Не могли бы вы мне помочь? – я почти выскочила на проходившую мимо работницу магазина. – Хочу вот эту ёлку.

– Ёлочку? Как раз последняя! Наверное, вас ждала!

Конечно, ждала. А я, дура, чуть было не прошла мимо, слушая всяких мразей, наводнивших мою голову и почти убедивших меня в том, что сама по себе я не заслуживаю праздника и в принципе создать его не способна.

Я обхватила коробку, в которую заботливо положили моё приобретение и потащила было на кассу, но оставалось ещё кое-что.

Шар с пёрышком. И вот этот, с зеркальными звёздочками.

Вот теперь всё.

Тётка раздраженно цокнула языком и исчезла. Туда ей и дорога.



Я шла по улице, крепко сжимая 90 сантиметров волшебства и почти не дыша. Как в далёком детстве, когда родители внезапно покупают тебе игрушку, за которую ты продал бы душу, но попросить не смел. Семенишь такой, вцепившись в неё, чтобы не дай бог не исчезла, не растворилась, не веришь своему счастью, даже боишься улыбаться, хотя очень хочется – только бы не спугнуть, только бы не спугнуть…

Окончательно стемнело. В жёлтых окнах спящих хрущёвок своим чередом шли тысячи чужих неведомых жизней. В чистейшем чёрно-синем небе горели две звезды. Будто глаза.

«Ну что, теперь не страшно?»

Я отрицательно качаю головой и прижимаю коробку ещё сильнее, выдыхая облачко пара.

Теперь не страшно.

Не так уж я и одна. У меня есть мои чудеса.

И ёлочка.







ДЕТИ ДОМА





Первым друзьям и нашим (не)детским играм.


Мы выросли в Доме, что на изнанке; что точкой отсчёта зовут и концом.

Мы не могли проснуться из этой хватки, нам та сторона и матерью была, и отцом.

Окна Дома – слепые глазницы, в них часами глядели мы в ожидании весны.

Знали немного: Дом стоит на границе, той, что делит реальность и сны.


Просто четыре стены.


Дверей было в Доме больше, чем окон – любого цвета и на любой рост:

За каждой – улица, библиотека, тихий сквер, берег моря или погост,

Из стали, дерева, каменных блоков, из матового стекла,

Не коридор, а музей – залюбуешься ненароком; но ни одна из них в весну не вела.


Весна приходила сама.


Весной пролеска стелилась синим, а солнце светило, как тысяча ламп;

Весной можно было и бегать, и прыгать – в своё удовольствие, а не от и из чьих-то лап.

И лес такой добрый и свой, словно друг – сам всегда был нам рад подыграть,

И мы лезли по зелёным обрывам наверх, а после, конечно, во мглу – маленькая, храбрая рать.


Что с нас взять.


По ночам открывали запретные двери, тихонько, пока спал целый свет,

Хотя, если честно, мы же вольные звери, вот и условились, что запреты лишь в голове.

Ночь идеальна, чтобы спрятаться и закрыться: спящие ничего не просят и не создают проблем,

Пусть в своих снах смотрят хоть небо Аустерлица, ну а наша работа – закрыть глаза и открыть их на той стороне.


Что дальше?

Не приснится в обычном сне.

(Всё равно никто не поверит).


Но вышло время, а мы – на волю, на воле – четыре тропы.

Москва, Петербург – лишь ничтожная доля, всей географии не охватить,

Бросили кости, обнялись на прощание, и каждый выбрал одну;

Аэропорты, вокзалы, шоссе, магистрали, но неизменно у изнанки в плену.


Ты её не забудешь, если хоть раз нырнул.


Дороги путаются, извиваются, и мы гнёмся, бросаем вызов, меняем курс,

Начинаем войны, подписываем мировую, теряемся, пробуем порох и сталь на вкус,

Герои своих историй, где-то томимся за кадром, где-то в сгораем дотла в софитах,

Всё те же дети Дома; отдаём сердца почти даром, порой собственные, порой чьи-то.


Сами себе полицейские и бандиты.


Но хоть в чём-то на невидимом фронте обошлось без внеплановых перемен:

По ночам мы всё так же открываем глаза не в темноте съёмных комнат, а как прежде – на той стороне.

И пусть бьёт нас под дых, мы пока что в эфире, и под веками неизменная сотня миров.

Ну что вы, мои нездешние? Три-четыре! Свет, камера и-и-и мотор!


Хочешь не хочешь – а будь готов.


Одни держались подальше, мол, чертовщина, не стоит лезть – недолго и огрести.

Другие – хм, какой экземпляр, не женщина и не мужчина, вот бы в коллекцию такое завести.

Третьи: остепенись ты уже, ну к чему эти игры, впрягайся и неси обязательства;

И всё б ничего, но есть одно ма-а-аленькое обстоятельство:


Детям Дома никогда не исполнится больше семнадцати.







WAR IS (NOT) OVER





У твоей войны нет конца, на пальцах кровь, не гуашь, если мир всё ж настанет, ты оружия не сдашь, оно успело в ладонь навсегда прорасти, и пусть кто-то сунется – головы не снести. Не отличаешь фейерверки от взрыва снарядов: что мирным праздник, тебе светошумовая атака; в небесах расцветают алые всполохи, почти как тогда, на маковом поле. Бьется под кожей автоматная очередь, ты не узнаешь, что напророчено – удар ли, объятие, нервы наголо, и ты снова стреляешь по всем одинаково. Колючей проволокой горло обхватит, нежданно нахлынет чертова память, прорастая сквозь тело арабской вязью. Вместо лент в волосах – линии связи, твой оцифрованный цинковый гроб, по ним тебя скоро отправят домой, наконец-то спокойного, разложенного на биты. Все враги уже сложили знамёна или убиты, кто-то даже сбежал, оставив блокпосты, но из твоей головы не сбежать вот так просто – и ты сам тоже там, и твой город в огне, ты застрял навсегда на этой войне.


Ведь границы фронтов – в твоей голове.


Оглавление

  • СЕВЕР
  • ГЛАВА О ВОЙНЕ
  • ПИСЬМО ВЫДУМАННОГО ДРУГА
  • ОДНА НОЧЬ В ТОКИО
  • RESTART
  • ПАРАЛЛЕЛИ
  • РАЗРЕШЕНИЕ НА ПРАЗДНИК
  • ДЕТИ ДОМА
  • WAR IS (NOT) OVER