Альпеншток и Громобоев [Денис Викторович Прохор] (fb2) читать онлайн

Возрастное ограничение: 18+

ВНИМАНИЕ!

Эта страница может содержать материалы для людей старше 18 лет. Чтобы продолжить, подтвердите, что вам уже исполнилось 18 лет! В противном случае закройте эту страницу!

Да, мне есть 18 лет

Нет, мне нет 18 лет


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Денис Прохор Альпеншток и Громобоев

В одном мгновенье видеть вечность,

Огромный мир – в зерне песка,

В единой горсти – бесконечность

И небо – в чашечке цветка[13].

Содержание.

В наши дни живет себе, поживает некий Громобоев. 35 лет. Разведённый, а по правде брошенный. Имеет на иждивении сына пятнадцати лет, Нитуш – странную предпенсионную особу и друга Альпенштока. Самоучку-изобретателя. Без образования, но с острым чутьем. Громобоев – человек обычный. Не сверху, не снизу. Так по середке. Одним словом материк. Одним словом, Terra Incognita. 20 лет назад Альпеншток изобрел порошок в синих гранулах. Теперь Громобоев продает его, как средство для чистки труб. Разбирают влет. 20 рублей килограмм. В нынешнем году Альпенштоку удалось получить розоватую водицу, секрет которой удастся открыть еще через 20 лет, когда синие гранулы войдут в реакцию с розоватой водицей. Тогда получится преобразователь. Вещество, после приема, которого любая едва уловимая, паутинная фантазия становится железобетонной реальностью. Это свойство преобразователя может привести к неприятным последствиям для Земли и ее обитателей. Чтобы предотвратить развитие разрушительной силы преобразователя, Громобоев из будущего отправляется в наше время, чтобы вместе с современным Громобоевым уничтожить розоватую водицу. Потом вдвоем они отправятся в прошлое, где с помощью третьего Громобоева, попытаются уничтожить синие гранулы преобразователя.


Три возраста Громобоева.

Конец весны – начало лета. Утро на полпути из ванной к чаю и бутербродам. Один знакомый губернский город на берегу одной из великих русских рек. Панорама города такая, что и пиратский и лицензионный Фотошопы пишут заявление по собственному. Здесь им нечего делать. Девятиэтажка на живописной, благодаря стараниям зеленхоза, окраине. Над всем этим летит красивый блюз Михаила Маргулиса. Называется он О.К. Слова в нем такие.

Эта песня вообщем ни о чем.

Может быть о том, что город спит

Или о моих друзьях

Я не видел их давно

Просто мне сегодня хорошо.

Я живу с гитарой за спиной

Мне вода, земля, дорога, дом.

Я наверно проиграл,

Убеждая дурака.

Да и бог с ним мне сегодня хорошо.

Я любя тебя могу летать.

Джимми, Рэй и Роберт полетят со мной.

Протяни свою ладонь. Я коснусь тебя крылом

И поверь мне, что нам будет хорошо.

Звучит песня, а мы видим, что происходит в это время за окнами девятиэтажки. Такие жизненные кусочки. Он и она. Одно на двоих одеяло. Он спит, она грустно смотрит на него.

Пожилой мужчина в майке-алкашке и ситцевых трусах-парашютах занимает холодный стульчак. Раздраженно хлопают крылья газеты.

На балконе торопливо и с опаской добивает сигарету прыщавый подросток.

– Коля, опоздаешь. – слышит он голос из кухни.

Подросток избавляется от окурка. Рукой разгоняет дым. С ненавистью смотрит во двор, где стоит его школа. В это мгновение его школа проваливается под землю .

Она не заботясь о вкусах зрителей, в том в чем была, то есть без ничего падает с кровати и отчаянно визжит. Вместо ее обыкновенного возлюбленного под одеялом спит великолепный мохнатый загорелый самец.

В уборную к пожилому мужчине с блицами вспышек вваливается целая делегация (может значимая политическая персона навроде Жириновского, только настоящая, не актер). Мужчина как был со спущенными трусами поднимается, срам прикрывая газеткой.

– Дорогой ты наш. Принимай от родины за труд твой ударный. – говорит персона и вешает через плечо ошеломленного мужичка орденскую алую ленту.

Подросток открывает крепко зажмуренные глаза. Школа на месте.

– Коля! – ударяет голос.

– Иду, иду. – обреченно огрызается подросток.

Она испуганно поднимает глаза над кроватью. Нет никакого великолепного самца, сладко храпит ее обыденное счастье.

Горько плюет мужчина и садится на уже теплый стульчак. Привиделось.

Открываются створки лифта на первом этаже. Оттуда за клубами розового дыма появляется Первый Громобоев. Он немного стоит в полумраке перед входной дверью подъезда. Наконец толкает дверь и выходит прямо в солнечное утро с последним аккордом блюза.

По одной из липовых аллей городского парка, что лучами расходятся от бетонного штыка, движутся расписанные детские вагончики. Их тянет смешной и смиренный лохматый пони. Движется он очень медленно. Еле-еле. Но пассажиры не покидают вагоны. Это заспанные работники в синих халатах с метелками и вениками. Их развозят для утренней уборки. За детским поездом вприпрыжку бежит Второй Громобоев. Второму Громобоеву около 35. Он крепкий с обозначенным брюшком. Таких множество, особенно в его возрасте. У них малые дети и порывистые движения. Надежда на лучшее и тощий кошелек. Они не нервные. Они озабочены. На Втором Громобоеве льняные широкие брюки, льняной пиджак с накладными карманами и рубашка в крупную оранжевую клетку. Громобоев обгоняет сказочный поезд и у него таинственным образом исчезает оранжевая рубашка. Вот так. Была-была и нет. Это не расстраивает Второго Громобоева. Напротив, он только ускоряет шаг. На площади с бетонным штыком Громобоев подбегает к фургончику торгующему чебуреками, жареными курами и прочей интернациональной снедью. У фургончика посередине окошечко, слева стекло, справа открытый гриль с нанизанными на вертела тушками. Внизу картонка: Куры-гриль. Второй Громобоев просовывает голову в окошечко.

Второй Громобоев: Две шаурмы сделай. Одну с огурцами, вторую с кетчупом.

Высокий атлетичный продавец в дурацком белом колпаке раскатывает тонкие армянские лепешки, насыпает мясо, шинкованную капусту, лук. За этим священнодейством наблюдает неряшливый тщедушный человечек в грязном длинном плаще. Немножечко на ложечку он с придурью.

Человек. Ай-да, Ахметка. Золотой ты, мой творожок. Хоть глаза ему завяжи, хоть руки. Все равно как надо сделает. Не посмотрит.

Второй Громобоев. А он больше ничего не умеет. На человече. (сует неряшливому человеку деньги) Сделай желудку легкий фуршетик, не все ж глазами то жрать. Ослепнешь.

Человек (принимая деньги) Спасибо, добрый человек. А ведь верно ничего то больше он и не умеет.

Второй Громобоев. (забирая еду и расплачиваясь) – Я же говорю. Мировое разделение труда. Кто-то работает, а кто-то нет.

Громобоев уходит.

Человек (вслед) – Спасибо тебе, добрый человек. Помог ты мне.

Второй Громобоев (обернувшись) –Давай-давай, только залпом не ешь. Доброта моя тебе колом встанет.

Громобоев садится за крайний столик под большим зонтиком. Кладет еду и смотрит на часы. Нервно постукивает по крышке стола. К нему подкрадывается Первый Громобоев. Но сделать это незаметно у него не получается. Второй Громобоев оборачивается.

Второй. – Я все помню.

Первый. – Тогда хорошо. Здравствуй, Ералаш Иваныч.

Второй. – Здравствуйте, Андрей Иванович.


Они жмут друг другу руки. Крупный план рукопожатия. Видно, что у них одинаковые бледные татуировки.

Второй. – А вы…ты ничего. Хорошо выглядишь.

Первый.– У нас это не сложно. Я оставил тебя без рубашки. Прости, ничего другого не осилило мой восьми тысячник.

Он хлопает себя по тяжеленькому животику.

Второй. – Ерунда. Я специально взял куртку… Прошу к столу.

Первый (видя шаурму) – Не забыл.

Второй. – А то..

Первый надкусывает шаурму. Он недоволен.

Второй. – А у меня с огурцами. Ну, Ахметка…

Второй идет к фургончику. Первый смотрит на него. Оглядывается по сторонам. Впитывает в себя утро. Ему улыбается человек в грязном плаще. Первый улыбается в ответ. Второй возвращается с холодным чаем и картонкой, на которой написано: Куры-гриль. Садится. Переворачивает картонку. Достает шариковую ручку.

Первый. – Надеюсь я вовремя?

Второй. – Угм… Альпеншток третьи сутки работает. Вот-вот разродится.

Первый. – Значит времени терять нельзя.

Второй. – Как предлагаешь действовать?

Первый. – К Альпенштоку не пойдем. … Тогда наверное домой?

Второй. – Соскучился?

Первый.– Я так долго этого ждал.

Второй. – Тогда вперед.

Второй возвращается к фургончику. Улыбается продавцу и незаметно вешает табличку. Теперь на ней крупно выведено. Воробьи-мутанты. Второй у столика.

Второй. – На рынок заскочим? Товар принять надо.

На городском рынке между вьетнамцами и Крошкой-картошкой у второго Громобоева палатка с бытовой химией. Сейчас она пуста. Продавец Зёма с синими руками, в кепарике, брюках, заправленных в сапоги и пиджаке, сидит на корточках в глубине вьетнамской палатки в окружении вьетнамцев, хлебающих лапшу из глубоких мисок. Зёма тоже ест это варево, но это не мешает честить хозяев и в хвост и в гриву.

Зёма. – Вы же хорьки тут все. По двадцать человек на одной шконке живете. Один бабу щупает, остальные пукают. Че за Вьетнам такой? Че ты улыбаешься мне, форпост социализма в Индокитае?

Вьетнамцы улыбаются, переглядываются и качают головами.

Вьетнамцы. – Сёма – холосий. Сёма – пяница. Сёма всела в лузе лезал.

Зёма. – Как лежал – так и встал. А вы чего? Мы вам: руки прочь от Вьетнама. Октябрёнки вам Золотой ключик и варежки посылали. Я помню у пахана поллитру увел. Так у меня задница ярче кремлевских звезд горела. Понимаете вы, байстрюки Хошимина. Конечно, вы тогда америкосов погнали. С моей-то поллитра. А вы нам чего? Тапки резиновые и бальзам «Звездочка». Вы че думали русские Иваны – дураки, да? Думали не раскусим?

( во рту Зёмы сияет железная фикса.)

Зёма. – Раскусили. Никакие это не конфеты, а хрень, чтоб от геморроя мазаться. А теперь нате-здрасте, ещё и сами приперлись. Так вот вам дуля, а не посылочки. Гнать вас всех отсюда. Домой, понимаесь, домой.

(Вьетнамцы кивают и улыбаются. Первый и Второй Громобоевы подходят к палатке).

Второй. – А где Зёма?

Первый. – Наверное, у вьетнамцев…

( Тут он замечает полиэтиленовый мешок с синими большими гранулами. Мешок стоит на деревянном ящике.)

Первый. – Ты, что Ералаш? Что здесь делает преобразователь?

Второй. – Когда он ещё будет этим преобразователем. А сейчас это замечательное средство для чистки труб. Берут влёт. Двадцатка за килограмм.

Первый. – Это может быть опасно. Ты думал об этом?

Второй. – Перестань. Ты же здесь… Где этот урка?

( Второй идет к палатке вьетнамцев. Первый после некоторого раздумья снимает мешок с ящика и бросает его в угол. К вьетнамской палатке они подходят вместе).

Зёма (голосом диктора)– … И о культуре… Пушкин там, Достоевский, но за Аллу Борисовну пупки ваши вьетнамские буду щёлкать, как белочка орешки.

Второй. – Зёма! Ты что здесь делаешь?

Зёма. – Андрей Иваныч… Соколик, ты мой… А я здесь политинформацию провожу с желтокожими братьями.

Второй. – Почему палатку оставил? Товар принял?

Зёма. – Обижаешь, далай-лама. 16 упаковочек Лотоса, как один. Ноздрю мне отрежь, если вру…

( Зёма на полном серьёзе протягивает нож.)

Второй. – Убери ты, господи, эту ковырялку. Показывай, чего ты там напринимал?

( Второй и Первый возвращаются к палатке. Зёма объясняет на ходу.)

Зёма. – Всё в масть, седой шкипер. Как наказывал Три упаковочки по пять пачек. Кадык ставлю. Всего 16.

( Второй быстро пересчитывает).

Второй. – Верно. 16.

Зёма. – Во, я же говорю тебе, генерал-аншеф. Эта приблуда водила отдавать не хотел.

Второй. – Ничего не понимаю.

Первый. – Зёма. А сколько будет три умножить на пять.

Зёма. – Ясен красен. 16.

Первый. – А пять ю шесть?

Зёма. – 36.

Первый.(обращаясь ко Второму) – Я оценил эту способность только через год. Он и сдачу так выдаёт… Идеальный продавец.

Зема. – А ты, что подсвечник, чтобы всё знать. Калежский агрессор, это что дядька твой?

Второй. – Дядька. Только очень далекий. Смотри, Зёма, меня неделю не будет. Поедем с дядькой на рыбалку. На тебя всё оставляю. Понял.

Зёма. – Ферштейн, хер майор.

Второй. – Рае скажешь, чтобы за зарплатой ко мне домой зашла. Сын отдаст. Как твои, оглоеды?

Зёма. – Одно слово – пятёрик со строгой изоляцией. Это ходка на всю жизнь, дядька ты мой, Черномор.

Первый. – Зём, ты сегодня это.. Ты в Ромашку сегодня не ходи. Рая ругаться будет.

( Первый и Второй уходят).

Зёма (вслед) – А она у меня и так как телевизор. Сперва Что? Где? Когда?, а потом Король Ринга без перерыва на рекламу. В Ромашку не ходи… А я пойду… За ради интересу…

(Первый и Второй поднимаются по лестнице жилого дома.)

Второй. – А у тебя Зёма сколько из кассы брал?

Первый. – Не больше сотни каждый день тянул.

Второй. – А у меня однажды тысячу увел. Потом целый месяц глаз не поднимал.

Первый. – Отучить не пробовал?

Второй. – А ты?

(Первый улыбается)

Второй. – Вот и я о том же.

(Они останавливаются на лестничной площадке. Второй хлопает по карманам. Первый протягивает второму связку ключей.)

Первый. – Я сохранил их после переезда.

Второй (вставляя ключ в замок.) – Что чувствуешь?

Первый (манерничает) – Понимаешь. Это двоякое чувство. Рецепторность восприятия зависит от той ментальной конструкции, которая возникает темпорально.

( Второй смотрит недоумённо)

Первый. – Я хочу сказать… Открывай давай.

Они входят в квартиру. Их встречает Нитуш – востроносая, подвижная с короткими кудряшками, лет пятидесяти. Может чуть больше. Работает на дому. Занимается созданием мозаики. Она только начала складывать разноцветные камешки, когда услышала шум в прихожей.

Нитуш. – Это ты, Андрюша… Кто это? Кен? Кен, это вы?

Первый(кашлянув в кулак, чтобы скрыть смущение). – Наверное да, Нитуш.

Нитуш. – Андрюша меня ну совсем не предупредил…

Второй. – Мы не знали ,сможет ли он выбраться.

Первый. – Очень много дел… У меня там… Ради рыбалки пришлось все бросить.

Нитуш. – А вы все такой же…

Первый. – Это только кажется, Нитуш… На самом деле я изменился… К сожалению.

Нитуш. – Правда?

Первый (твердо). – Это правда, Нитуш.

(к глазам Нитуш несутся слёзы. Закрываясь рукой, она исчезает в своеф комнате. Первый после недолгого раздумья закрывает полуотворенную ждущую дверь. Он виновато улыбается Второму).

Первый. – Я не могу… Это не моя история.

Второй. – Я понимаю… А с другой стороны. Кто его знает…

( Они проходят в гостиную, по стенам которой развешаны рамки для фотографий, в которых находятся странные на первый взгляд предметы, которые Первый изучает с пристальным вниманием. Здесь есть смятый почти целый окурок болгарского БТ с надписью «Пионерский лагерь Орленок. 1991г.», бурый кленовый лист – «11 ноября 2008», коробочка от таблеток – «Изготовитель этих таблеток и моего сына – Борисовфармхим», короткая толстая веточка – «Боевая флейта Хон Гиль Дона 07.03.89-15.06.89», фантик с машинкой от жвачки Турбо – «стоимость: 3 Финала,1 БомБиБом и разбитая губа», пустая рамка – «Жена», дурацкий детский рисунок с огромными человечками и маленькими танками – «Вселенная Ералаша 5 лет» и все в таком духе.

Первый (показывает на пустую рамку) – А этой у меня нет… Я ее снял.

Второй. – Когда-нибудь и я созрею.

Первый. – Несомненно.

Квартира Альпенштока. Скудная обстановка большой комнаты. Практически всю ее площадь занимает старинный самодельный стол. На столе Содом и Гоммора для любой приличной домохозяйки. Приборы, колбы, реторты, дорогущий Макинтош, тазик с замоченной одеждой, книги, большой мобильник заряжается от лимона, ржавый примус. Патефон с ручкой играет с особым патефонным звуком что-то мощное из АС\DC. Видно, что стол это то, вокруг чего вертится жизнь в этой квартире. Над столом малосильная лампочка, которую питает ноготошный генератор. От генератора протянуты провода к беговой дорожке. По ней бежит трехцветная кошка, пытаясь добраться до пластмассовой мышки. Альпеншток худой и нескладный, с лицом престарелого рокера убирается. Он очищает кусочек стола, протирает его, потом сваливает туда все барахло, и чистит следующий участок. Одновременно Альпеншток катает дырявым мокасином по деревянному полу вату. Звонка он не слышит совсем. Второй не дождавшись ответа, дергает ручку. Сейчас же взывает милицейская сирена. В тёмной прихожей Альпенштока появляется манекен, одетый в милицейскую форму с полосатым жезлом наперевес. Звучит искаженный мегафоном голос.

– Барыги живут в соседней квартире, а здесь живу я, капитан Ермаков.

(Второй, не обращает внимания).

Капитан Ермаков продолжает.

– Валите отсюда, ироды. У меня нет ни хрена.

Второй (проходя мимо) – Да заткнись ты..

Капитан Ермаков. – Ералаш, посажу на пятнадцать суток..

Второй делает неприличный жест в спину доблестного воителя и входит в комнату.

Второй. – Альпеншток, ты бы угомонил своего дядю Степу.

Альпеншток, не прерывая своего занятия, нажимает какую-то кнопку. Сирена и капитан Ермаков смолкают. Второй пытается взять кошку, та вырывается, она вся поглощена погоней за мышкой.

Второй. – Боже, ну и дурра.

Садится на краешек стола.

Второй. – Послушай, Альпеншток. Я тут на рыбалку собрался. У тебя ничего подходящего нет?

Альпеншток. – Ту баночку посмотри. Из которой детки пьют.

Второй берет баночку. В ней какой-то желтый порошок. Разглядывает.

Второй. – Это что? Подкормка?

Альпеншток. – Бери выше… Две чайные ложки на литр водки и утром не проклянешь вечер. В башке морозная свежесть наступает и абрикосами пахнет.

Второй давно подметив флакончик с розоватой водицей, спрашивает.

– А это что?

Альпеншток ( Поднимает с пола тлеющую вату, раздувает ее и зажигает примус).

Второй (доставая сигарету) – Подожди. Зажигалку где-то посеял.

Он прикуривает от ватки.

Альпеншток. – Понятия не имею… Я вчера че то призадумался и вот… Чай будешь?

Второй. – Давай… Слушай, ты бы записи какие-нибудь вел. Может ты здесь на Нобелевскую премию нахимичил.

Альпеншток. – А я веду. Там в Макинтоше полный реестр.

Вода на примусе вскипает мгновенно. Альпеншток тут же на столе делает чай. Разбрасывает пакетики по столовским чашкам. Достает колбасу из крохотного холодильника, который был создан вокруг батона Докторской. Разламывает колбасу и хлеб. Делает бутерброд изобретателя. Кладет на хлеб колбасу и пододвигает вместе с чашкой Второму.

Альпеншток. – Салфетку будешь?… А я буду.

Растилает салфетку рядом со своим бутербродом и садится на нее. Нажимает кнопку. Разворачивается рулон фотообоев, закрывая окно. На нем звездное небо и желтая луна в волнах медленной реки. Второй и Альпеншток сидят рядом на столе и держат свои кружки обеими руками.

Второй. – Я тут подумал… Сидит где-нибудь такой же как ты. Вместо того, чтобы футбол смотреть изобретает себе потихому. И как то раз так наизобретается, что изобретет что-нибудь, отчего все вокруг перевернется Мужика беременного или в прошлое-будущее сигать, когда вздумается. Может такое Быть?

Альпеншток. – Может. Об этом еще Кир Булычев писал.

Второй. – Я серьезно. Вот ты бы мог такое сделать, зная, что сам погибнешь. От эксперимента или от запоя по случаю нечаянной радости?

Альпеншток. – Спрашиваешь…

Второй. – Ты же потеряешь все это.

Альпеншток. – Зато все это обретет смысл.

Второй отпивает из чашки.

– А изобрети- ка ты мне сахар, Кулибин.

Альпеншток идет за сахаром на кухню. Второй действует очень быстро. Он прячет в карман баночку с розовой водой. Удаляет в ноутбуке из списка одну строчку. После недолгого колебания подтверждает это удаление. Возвращается Альпеншток. Второй размешивает сахар. Рука его дрожит.

Альпеншток. – Какой-то ты дерганый сегодня..

Второй. – Это все рыбалка. Давно не был, вот и штормит немного.

Кухня в квартире Второго Громобоева. Следующее утро. Первый и Второй в рыбацких плащах. Сидят. Справа от первого телескопическая удочка. В руках он держит рыболовный сачок. В углу кухни сын Ералаша. Худющий подросток в черных лосинах, ядовито-желтой майке и свернутой набок бейсболке. Второй дает ему наставления.

Второй. – Зарплату Зёмину Рае отдашь… Что ещё… Пирожков я там напек. В морозилке. Холодильник открываешь. Сверху. Такие кругленькие.

Сын (с максимумом иронии) – Карта есть? Как добраться?

Второй (не обращая внимания) – Умывальник не трогай. Приеду, починю. Вообще, вообще ничего не трогай.

Второй задумывается.

Сын. – Супрадин.

Второй. – Не забудь… Один раз в день. Если Нитуш закапризничает…

Сын. – Незаметно отравить компот. Знаю.

Появляется Нитуш. Одета она странно. В гулливеровских резиновых сапогах и длинном шарфе в несколько слоев намотанном вокруг горла. В руках у нее удочка для зимней рыбалки и бумажная коробочка. В таких в 80-е хранили пудру и драгоценности. У Нитуш раскрасневшееся, веселое лицо.

Первый. – Что это вы надумали, Нитуш?

Нитуш (в голосе проблески твердости, но постепенно гаснущие). – А то, что я еду с вами. У меня есть все, что нужно… Вот удочка. Дамская. Я вам совсем не помешаю.

Первый тяжело вздыхает.

Нитуш (торопится) – У меня все с собой. (Она открывает коробочку. На подушечке бледно-розовый дождевой червяк. У него безмятежный вид охранника из торгового центра. Тупой и равнодушный).

Второй. – Где ты это нашла?

Сын. – Ей Люков продал. За 427 рублей.

Второй. – Нитуш, вы с ума сошли.

Нитуш. – Это особый сорт. Деликатесный. На осетра.

Сын. – Редкий сорт. Червяк-дебил. Любитель солнца и смерти.

Второй поднимается и обнимает Нитуш за плечи.

Второй. – Сколько же вы потратили, Нитуш?

Нитуш (приступ твердости пропал и к глазам пробиваются слезы) – О.. Совсем немного.

Она не может устоять перед взглядом Второго.

Нитуш. – Всё… Такие удочки дорогие…

Первый поднимается и выходит. Из прихожей он видит, как Второй обнимает Нитуш. Сын гладит ее по вздрагивающим плечам. Семья…

Нитуш (плача). – Не пущу…. Ты же знаешь, мы не увидимся больше.

Второй. – Ну, ну, Нитуш… Вы преувеличиваете..

Первый выходит на лестничную площадку. Достает из кармана два флакона. С розовой жидкостью и синими гранулами. Растворяет несколько гранул в жидкости. Взбалтывает. Большим пальцем топит кнопку вызова лифта. Из квартиры выходит Второй. Передает удочку Первому.

Второй. – Ты забыл.

Первый. – Как она?

Второй. – Ты же знаешь, зачем спрашиваешь. Э-эх, человека мучаем.

Второй недоволен. Открываются створки лифта.

Первый. – Еще не поздно отказаться.

Второй заходит в лифт. В это время начинается вступление песни «Мама» группы Чиж и Ко. Первый нажимает кнопку первого этажа. Лифт закрывается. Первый отпивает из флакончика, передает Второму. Второй выпивает. Потом они закрывают глаза. Думают. Лифт открывается. Они выходят. Перед дверью немного стоят, наконец Первый решительно толкает дверь. Они выходят на улицу. В углу экрана надпись: «Начало 90-х». За вступлением следуют слова.

Стою на скале, смотрю в море

А в голову приходят мысли о стенах

Наблюдаю полет вольной птицы

А в голове возникает видение камня.

Мама, я очень болен.

Мама, нас лечат не те врачи

Те, кто нас заразил этим, врачуют нам раны

Именно поэтому я неизлечим.

Вокруг скалы бродят герои

В движеньях героев скользит усталость

Закрываю уши, чтобы не слышать

Но в середине меня кто-то поет песню.

Мама, я очень болен.

Мама, нас лечат не те врачи.

Те, кто нас заразил этим, врачуют нам раны

Именно поэтому я неизлечим.

Первый и Второй идут по улицам города. Солнце, но в фасадах и лицах тревога. Еще звучит песня, когда они выходят на обрывистый берег реки. В волнистой глади отражается публичная и своя, гретая за пазухой, хроника того растерянного времени. Они смотрят на реку. Песня уходит вместе с течением. Пыхтящий, словно болен астмой, катерок разбивает, режет прошедшее время. Оставляет позади бурлящий и клокочущий след. Первый и Второй уходят с обрыва.

Средняя школа. Урок химии. В кабинет входит учительница Зоя Ивановна. Она громкая, как тысячекилограммовый колокол. Волосы короткие , жирные с проседью. Ходит так, словно к левой ноге, привязали прямую и крепкую палку. Имеет невероятной длины указательный палец с обкусанным и желтым ногтем. Она им тычет в учеников и собственную жизнь. В левой руке у нее указка и журнал. На правом плече связанные между собою шнурками две пары зимних сапог. Класс встает. Девятиклассники еще носят школьную форму, но начало девяностых и значит свобода на пороге. В одежде следы нового времени. Круглые значки на фартуках. Крашенные волосы у девочек. Спектр от фиолетового до ядовито малинового. Отношения между собой более развязны. Записочки передают, не таясь. Разговоры громче положенного, но не на уроке Зои Петровны.

Зоя Петровна. – Тихо! Цыц, оккупанты.

Вроде бы жестоко, но в тоже время и любя. Зоя Петровна бросает связку сапог на стол. Устало плюхается на стул. Начинает устанавливать порядок при помощи своего боевого пальца.

Зоя Петровна. – Синебрюхов, думал, я не увижу? Ягодицы поднял и на первую парту.

Синебрюхов. – Зоя Петровна, мне и отсюда видно.

Зоя Петровна (поднимает свой палец вверх). – Что это, Синебрюхов?

Синебрюхов. – Ничего. Палец.

Зоя Петровна. – Первый минус тебе, Синебрюхов. Это палец одинокой, но не одичавшей женщины. А ты этого не видишь. Марш на первую парту. Громобоев. Отстань от Мусафиной. А тебе, Лиза, в твоем возрасте, надо Иосифа Кобзона любить, или кто там у вас, и химию. А Громобоева еще успеешь. Дети. – Зоя Петровна показывает на сапоги. – Это нам подарок от шефов. Стоят 40 рублей и 20 талонов. 45 размер.

Лиза (фыркает). – Куда нам такие лыжи, Зоя Петровна?

Зоя Петровна. – Ничего страшного. Газет напихаете и вперед. Сейчас на бумажках пишем цифры. С Ивановой начинаем 1, 2 и далее… Громобоев соберешь. Потом я проведу лотерею. Начинаем, дети. Альпеншток к доске.

Молодой Альпеншток понуро выходит к доске.

Зоя Петровна. – Так, Альпеншток. Параграф 25. Страницы 137-142. Алкалоиды и их валентность.

Альпеншток вешает свою уже волосатую голову на всегда впалую грудь. Молчит он геройски. Совсем беззвучно.

Зоя Петровна. – В чем дело, Альпеншток? Ты не читал?

Альпеншток. – Читал. Но давно, Зоя Петровна.

Зоя Петровна. – А что там сложного, Альпеншток? Мухин!

Мухин вскидывается , как солдатик. Отвечает четко и быстро.

Зоя Петровна прерывает. – Хватит. Садись. Я повторяю вопрос, Альпеншток. Что здесь сложного?

Поднимается вихрастая и улыбающаяся голова.

– А у него учебник для десятого класса, Зоя Петровна.

Этот всезнайка тут же получает подзатыльник от проходящего по рядам Громобоева.

Зоя Петровна. – Это правда, Альпеншток?

Альпеншток. – В библиотеке выдали, Зоя Петровна.

Зоя Петровна. – А что тебе стоило обменять на нормальный, 9 класс?

Альпеншток мнется.

Третий подходит к столу.

Третий. – А там интересней, Зоя Петровна.

Третий вываливает на стол собранные бумажки.

Зоя Петровна. – Тебя не спрашивают, Громобоев. Садись на место, и ты садись, Альпеншток. Три балла.

– За что? – охает кто-то из отпетых двоечников.

Зоя Петровна. – За то, что интересно… Вопросы есть? Начинаем розыгрыш лотереи….

Своим отличительным пальцем Зоя Петровна ворошит неодинаковые бумажки с цифрами.

Зоя Петровна. – Номер 7. Кто?

– Я. – робко поднимает руку кнопка в кудряшках и веснушках.

Зоя Петровна. – 23-й.

Третий сидит вместе с отрешенным от всего Альпенштоком. Он смотрит на бумажку. Именно у него выигрышный номер. Он подсовывает свою бумажку Альпенштоку.

Третий. – Здесь, Зоя Петровна.

Зоя Петровна. – Альпеншток? Повезло ему, да, Громобоев?

Третий. – И не говорите, Зоя Петровна. Просто зависть берет.


Вид дома Громобоева и прилегающей строительной площадки, словно, через трубу телескопа. В кругляше смеются и разговаривают двое подростков. Она – ладная и яркая, но немного пошловатая. В силу возраста это смотрится даже забавно. Он – коротковатый, сильный, с нестриженными волосами. Смалит папироску. Это Третий. Второй с Первым перекусывают. Сидят на кирпичах, на строительной площадке. Между ними то, что безвозвратно уходит из современной быстрой жизни. А жаль. Была в этом своя нежная гармония. На мятой газетке баночка венгерских огурчиков с зонтиками укропа. Две темные бутылочки пива с улыбающимися этикетками. Початая пачка Беломора. Буханка серого. Полукольцо чайной и сырок Дружба. Первый отрывается от гладкой трубы пятидюймовки. Он использует ее в качестве телескопа. Они сидят за завалом из таких труб.

Второй (с набитым ртом) – Что там?

Первый. – Вроде целуются… Что?

Второй. – А то, что я пойду сейчас и все ему расскажу.

Первый. – Что ты ему можешь рассказать?

Второй. – А всё… Что сядет из-за нее.. Что мама не выдержит… Что не пройдет и пяти лет, как эта дрянь его бросит с маленьким сыном.

Первый. – Перестань. Он имеет право на собственные ошибки, а ты бы подумал об Антошке.

Второй. – Ничего он не имеет. Знаешь почему? Потому что ничего не знает.

Второй берет в руки рыболовный сачок.

Первый. – Что ты такое придумал?

Второй. – Мы же здесь, чтобы что-то исправить. Чего же время тянуть. Сейчас и начнем.

Второй решительно встает и направляется к влюбленной парочке.

Первый. – Погоди. Постой. Ералаш, ты не имеешь права.

Второй подходит к парочке.

Третий. – Тебе чего, Бонифаций?

Девушка Лиза смотрит на Второго чистыми и светлыми глазами.

Второй (крыша у него едет далеко). – Давно хотел сказать тебе, Лизка, да только сейчас довелось. Блядь, ты последняя. И больше ничего.

Третий (поднимаясь). – Чего?

Второй. – Того… Что я ее муж и у нас пятнадцатилетний сын.

Второй не выдерживает и одевает сачок на несчастную, ничего не понимающую Лизу. Она начинает визжать.

Третий. – Держись, рыбачок.

Начинается наш родной бардак. Лиза визжит, Первый пытается разнять сражающихся ратоборцев. У него ничего не получается, более того он сам втягивается в драку. Аккомпанирует всему этому безобразию группа «Ноль», песня «Северное буги»

На вольных и могучих берегах

В огромных современных городах

Где вверх из труб выходит сизый дым

Где трудно оставаться молодым

Живут они, не ведая тоски

В домах призренья веселятся старики

И водят мужики грузовики

Уходя с песней в море рыбаки

О, это буги. Северное буги.

Его танцуют мужики и их подруги.

В конце концов Второму удается выписать Третьему знатного леща.

Третий. – Подождите. Стоп. Спокойно.

Пока он это говорит. Интерьер-экстерьер вокруг меняется. Они сидят на перевернутых деревянных ящиках на задах овощного магазина.

Третий. – Вы хотите сказать… Что ты, дед-бородед, и ты, животик… Что это я? Что я таким буду?

Второй. – Можешь даже не дергаться.

Третий. – Да вы что? Уехали. У меня разряд по самбо… У меня бицепс в диаметре 29. У Шварца в этом возрасте меньше был. В чего то напутали, мужики. Я не тот Громобоев.

Первый. – Покажи ему.

Второй. – Почему я?

Первый. – Хорошо. Давай вместе.

Второй. – Хочу сказать, что считаю это полнейшим идиотизмом.

Третий. – Э-э-э. Вы чего это придумали.

Первый и Второй спускают немного штаны. На левых бедрах у каждого родинка в форме темно-красной кляксы. Третий смотрит на эти молочные телеса. Вскакивает с ящика. Рывком расстегивает джинсы. Начинает сравнивать родинки. Эту любопытную композицию: трое мужчин с полуспущенными штанами замечает монументальная женщина, вышедшая из подсобки. Из ее губ выпадает недавно подкуренная сигарета. Из передника она достает баллончик Дихлофоса. Струя попадает на третьего.

Третий. – Ты, что тетка совсем ошалела?

Продавщица. – Не позволю в овощном магазине Мозоха праздновать.

Второй. – Убери пшикалку, тетка. Отравить не отравишь, разозлишь только.

Продавщица. – Пошли вон отсюда, гомосеки.

Продавщица размахивает баллончиком, а Громобоевых уже и след простыл.

Второй. – Боже ну-у-у и дурра. Теперь ты веришь?

Третий. – Родинки можно и фломастером пририсовать.

Второй внезапно останавливается. Тормозят и остальные.

Второй обращается к Первому.

Второй. – Дай ему попробовать.

Первый. – Прямо здесь. Посреди дороги?

Второй. – А здесь самое место. Доставай.

Первый. – Может не стоит так торопиться. Боюсь, это будет сильное потрясение для малыша.

Третий. – Э-э-э, громозеки. А меня вы спросили?

Второй идет к лохмато сложенным шлакоблокам. Вообще вся эта дорога разрыта, в лужах, грязная и в ожидании или чуда, или бригады коммунальщиков. Второй стелит на шлакоблок газету.

Второй. – Садись.

Третий садится. Первый достает флакончик.

Первый. – Пей.

Третий. – Понял. Там клофелин. По телевизору показывали. Сейчас опоите, а потом обчистите.

Второй. – Боже ну-у и дурра… Чего у тебя брать, Ералаш. Три копейки и те в виде пирожка с повидлом. Пей давай.

Первый. – Не бойся. Оно даже приятное на вкус. Если, конечно, рассол любишь.

Третий делает глубокий выдох в сторону.

Третий. – Глядите, мужики. Если что на вашей совести.

Выпивает.

Второй. – Даже о маме не подумал раздолбай.

Третий. – Точно рассол… Ну и чего?

Первый. – Теперь глаза закрой… и думай.

Третий. – О чем?

Первый. – Неважно… Главное думай.

Третий закрывает глаза. Первый и Второй ждут.

Первый. – Пора.

Второй. – Подожди.

Он хлопает себя по карманам. Находит поплавок. Приматывает его ко лбу. Колокольчик для донки вешает себе в нос. Две сигареты толкает в уши.

Второй. – Давай.

Первый начинает тормошить Третьего. Тот открывает глаза. Он видит перед собой преображенного Второго.

Второй. – Ку, четланин. Приветствую тебя на планете Блох.

Третий. – Перестань. Сейчас не надо.

Второй. – Понял… Транквилизируюсь… А у тебя по другому.

Первый. – Ты где был, малыш.

Третий. – Не знаю… Вроде в Гонконге.

Второй. – Где?

Третий. – В Гонконге… Ребята, мне Брюс Ли в пятак зарядил. Фантастика какая то. Брюс… Мне… В пятак.. Я и моргнуть не успел. Как по настоящему… Качественная у вас кислота, мужики… Только это опять ничего не доказывает. Такой дряни у цыган с Шанхая бидонами. Они, что тоже волшебники?

Первый. – То же но не то же, Ералаш. Наркотики из реальности делают иллюзию, а преобразователь любую самую неуловимую фантазию превращает в бетонную непоколебимую действительность.

Третий. – И Альпеншток это соорудил? Не могу поверить. У него по химии гуси даже зимой никуда не улетают, а в дневнике остаются.

Второй. – Вот поэтому и соорудил, что уникум… Сам преобразователь он сделает в его время. (Второй показывает на Первого) Альпеншток затеет генеральную уборку своего стола. Будь она не ладна. Гранулы попадут в ускоритель. ЖЭС отключит воду в целях профилактики. А эта штука так похожа на рассол. Все сойдется. В одном месте. В одно время.

Третий. – Ну и ладно… Чего вы так дрожите… Альпеншток молодчага. Брюс, как живой был.

Первый. – Он и был живой. В этом главная беда преобразователя. Попадая туда, ты даже остерегаясь, всего на миллиметрик, но меняешь судьбу окружающих. Ты можешь их контролировать, управлять ими, оставляя себя и свои мысли абсолютно свободными и неподконтрольными.

Третий. – Что же в это плохого? Это же очень хорошо свобода. Вон сколько за нее боролись.

Первый. – Применительно к себе да. Но кто знает, что таится у человека, здесь. ( Первый большим пальцем показывает на лоб) Кем он будет Ангелом или Бесом? А с преобразователем он легко может быть и тем и этим. Пока о преобразователе знаем ты да я, да мы с тобой, он абсолютно безвреден. Но если от него не избавиться, его начнут разливать в бутылочках и продавать в Магните. Тогда все… Каждый поселится в отдельную камеру, и оттуда будет управлять миром, который один на всех. Опять же вроде ничего страшного, если бы это была иллюзия. Но, к сожалению, эта реальность, и мне, почему то, кажется, что шесть миллиардов императоров Земля не выдержит. Представляешь, Ералаш, шесть миллиардов идей и воль. Каждый тянет в свою сторону, да Земля через секунду разлетится в куски. А мы этого не хотим.

Третий. – А причем здесь, Альпеншток?

Второй. – Он рассказал о преобразователе одному нехорошему человеку. Потом Альпенштока не стало.

Первый. – Там, где я живу, уже началось массовое производство преобразователя. Остановить это и спасти Альпенштока, мы можем, если уничтожим преобразователь. Ускоритель уже у нас. Розовая водица. Дело за гранулами. Они уже у Альпенштока.

Маленькая двушка Громобоевых. Второй и Третий лежат на полу, на расстеленном матрасе. Кровать они оставили Первому. Она смутно белеет в полумраке.

Третий. – Слушай… Про Лизку… Ты, что правду говорил? Нет ты не подумай, я не пистон… Мне что другие говорят… Сам знаешь… Просто интересно… Ты что спишь?

Второй. – Нет… Про Лизку… Сам разбирайся. Я тебе все сказал…

Третий. – Понятно… Я тут подумал… Ты ее бил?

Второй. – Пальцем не тронул.

Третий ( с облегчением). – Тогда понятно.. Зря. Я буду. Бить и по театрам водить. Я ей шалавой быть не позволю.

Второй. – А если она такая есть.

Третий. – Перевоспитаю… Я же теперь знаю, где осторожным быть. Вот и не получится у нее ничего.

Второй. – Слушай, а почему ты его Кеном назвал?

Третий. – Я Лизкиной сестре Барби подарил, та в плач.. Говорит теперь Кена хочу. Эта типа дружок ее… Теперь ищу… У вас там нет?

Второй. –Не знаю… Но грустно все это…

Третий. – Что грустно?

Второй. – Ты потому что Барби, но ведь я потому что «Пролетая над гнездом кукушки». Страшно сказать, как обмельчал Громобоев.

Третий. – Не понял. С тобой, что это уже было?

Второй поворачивается к Третьему.

Второй. – Было…

Первый на кухне. Вместе с мамой. Ей за пятьдесят. У нее большие расплющенные ладони. Сейчас они тихо спят на синей юбке. Между ней и Первым на клеенчатой скатерти с химическими цветами чай с сушками и ирисками.

Мама. – Я на камвольном работаю. Сначала в цеху, а потом мастер говорит: иди в наладчики. Там и платят больше. Я и пошла. Антошке уже десятый был. Отца то у нас нет. Он в шахте работал. Здоровый был. Антошка в него. Там обвал случился, вода защиту пробила. Так он прорыв заткнул. Все вышли, а он там остался. А вы, Кен, откуда так хорошо по нашему говорите?

Первый. – У меня отец из Вологды. После революции перебрался… А теперь вот я по обмену приехал.

Мама. – Да мне Антоша говорил. У нас теперь много всяких иностранцев… Но вы как будто другой…

Первый. – Почему вы так решили?

Мама. – Вижу…Те, как будто в парк на лодочках покататься, а вы такой, словно и не уезжали вовсе.

Первый. – А я подумываю вернуться, Татьяна Сергеевна.

Мама. – Не знаю… У нас сейчас не очень хорошо… А как вам Антошка?

Первый (кашлянув) – Хороший парень… Спортивный такой…

Мама. – Вы не думайте. Он и дома помогает… Только учится неровно. Это из-за характера. Шебутной. Не зря его во дворе Ералаш прозвали.

Первый. – Я думаю, это с возрастом пройдет.

Мама. – Вы только ему не говорите, что я его хвалила… Я его в ежовых рукавицах держу.

У Первого предательски дрожат веки.

В комнате продолжают разговор Второй и Третий.

Третий. – Рассказывай.

Второй. – Когда я был тобой, а он был мной.

Третий. – Ну ты и сказанул.

Второй. – Вообщем тогда немного не получилось. Преобразователь не был уничтожен полностью.

Третий. – Стой. Дай угадаю. Ты отдал не все гранулы.

Второй. – С чего ты взял?

Третий. – Чего проще… Я сделал бы тоже.

Второй. – Даже не думай об этом. Мне совсем не хочется повторять эту карусель снова. Тем более в пенсионном возрасте.

Третий. – А было бы прикольно.

Второй ( с силой сжимает плечо Третьего) – Голову оторву.

Третий. – Кому? Себе?

Второй отворачивается. В комнату проникает Первый. Он раздевается и ложится в постель.

Первый. – Вы спите?

Не услышав ответа, он продолжает.

Первый. – А мама мне соврала про отца… Прямо как в детстве.

Третий. – Удивил. Если бы не бабушка, я бы до сих пор думал, что ледокол затерло во льдах.

Второй. – Неправда. Он был летчиком.

Первый. – Нет. Он был шахтером и погиб геройски.

Второй. – Хорошо, что хоть умирает он у всех одинаково.

Школа. День. Между первой и второй сменами. Холл на втором этаже. Здесь находятся библиотека и вход в актовый зал. Стенд с государственными символами. Белый бюстик Ленина. Советский гимн, выбитый золоченными буквами. Флаг уже трехцветный. Под флагом увесистая трибуна из актового зала. На ней директор школы. Совсем молодой человек в квадратных итеэровских очках, коротковатых варёнках и белых носках. Рядом Зоя Петровна. Неистребимая, как стоп-кран в железнодорожном вагоне. Директор обращается к пионерам, выстроившимся вокруг трибуны с флагом, барабаном и галстуками. Голос у директора потрескавшийся и тонкий, тем не менее, говорит он твердо и смело.

Дир. – Ребята. Сегодня мы открываем капсулу с посланием к пионерам отряда имени Зои Портновой, то есть , к вам. Ее заложили ваши предшественники. 20 лет назад. Прошу.

Всухомятку грохочет барабан. Директор морщится. Обращается к Зое Петровне.

Дир.– Неужели нельзя было обойтись без этого спектакля? В конце концов, быть пионером сейчас совсем не обязательно.

З.П. – Когда скажут, тогда и отменим.

Дир.– Что за крепостная психология. Ей нет места в новой свободной школе. Я уже говорил вам, Зоя Петровна. Выдавливайте, выдавливайте из себя раба.

З.П.– Это не вы говорили, а Чехов… И школа не площадь, а храм. Здесь работает мысль, а не кобчик. И уж тем более не базар, где торгуют зимними сапогами.

Дир. – Сапоги – это временные издержки… Сейчас во всей стране кризис…

З.П. – С чего бы это? Коммунистов победили. Кого теперь винить. Не подскажете?

Директор становится пунцовым. Не зная, что ответить, он переключается на капсулу. Ее держит конопатый вихрастый парнишка. Директор забирает капсулу. Барабан смолкает. Нервничая, директор вскрывает свинцовую капсулу и разворачивает продолговатую бумажку. Сначала недоуменно вчитывается в написанное, потом поднимает искренние и верящие глаза.

Дир. – Ребята. Это послание, оставленное вам пионерами 71-го года. Но прежде чем я зачту его, прошу, не судите их строго. Они многого не знали. Они жили в придуманном ненастоящем мире. Ездили в лагеря, смотрели Зелену Гуру, читали про индейцев и делали шпунтики для рогаток, а совсем рядом, ребята, преследовали Солженицына, гноили в психушкахлучших людей и расстреливали из пушек Пражскую весну. Как неоправданно наивны они были. Как верили тому, что им говорили. Послушайте.

Дир. – Пионерам 91-го года, живущим при коммунизме. Дорогие друзья! В этом году наш отряд имени Зои Портновой победил на районном конкурсе по сбору металлолома. Нас премировали поездкой в Москву. Мы были на Красной площади и в Мавзолее вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина. Спускались в метро и гуляли по ВДНХ. Надеемся, вы поддерживаете славные традиции нашего отряда имени героической партизанки Зои Портновой. Обязуемся в будущем году подтвердить звание лучших по металлолому и подтянуться по макулатуре и посылкам для бастующих английских шахтеров. Конечно, наши дела не такие важные как БАМ , но верим, что и они приближают нашу общую победу. Победу всего прогрессивного человечества.

Директор отрывается от бумажки и обводит взглядом скучающих пионеров.

Дир. – Как видите, ребята, в главном они не ошиблись, эти прекраснодушные простаки. Прогрессивное человечество действительно победило. Косность и равнодушие. Ложь и неправду.

В запале директор роняет бумажку с посланием. Его подхватывает Зоя Петровна. Директор продолжает разоряться.

Дир. – Коммунистические оковы пали под ударами свободных людей. Долгожданная свобода, о которой грезили великие умы, наконец- то пришла в наши дома и мы открыли ей трусливо запертые двери.

Зоя Петровна переводит недоуменный взгляд с послания на разошедшегося директора. Послание в отличие от речей директора коротко. В нем всего три слова. «Физрук Мамонов – педик» и больше ничего. Директор доверительно опирается на трибуну.

Дир. – Ребята. Я вам завидую. Большую часть жизни вы проведете в обществе без страха и ограничений. Какие горизонты открываются перед вами. Какие возможности…

Третий. – Ладно, пошли…Зоя не видит.

Он и Альпеншток стоят за плотными рядами пионеров. Они пробираются к входу в актовый зал. По пути Третий нахально улыбается Зое Петровне. Мимо кучки желтых лакированных кресел Альпеншток и Третий проходят в классическую каморку, что за актовым залом. В ней пасмурно от слабой лампочки в плюшевом с кистями абажуре. На стенах плакаты из видеосалонов. На бугристом от паяльника столе магнитофон «Маяк». В нем перекатывается кассета с монотонным и оглушительным голосом Цоя. Над магнитофоном фотография Цоя, выдранная из журнала Ровесник. Под фотографией в жестяной крышке горят кубики сухого спирта. На худеньком диване долговязый Спицин, школьный диджей и Лиза. Они весело что-то обсуждают. Увидев это, Третий решает применить новую тактику. Он срывает с плеча спортивную сумку с учебниками и запускает ее прямо в Спицина.

Спицин. – Ты чего, Ералаш?

Ералаш проходит в коморку.

Третий. – Ничего… Что она здесь делает?

Спицин. – Зашла просто.

Лиза сидит с самым независимым видом.

Третий. – Пошла отсюда. Кому говорю.

Лиза. – Когда захочу, тогда пойду. Ты мне не начальник.

Третий (свирепея для виду) – Я тебе сейчас лицо побью.

Лиза.– Давай, давай. Козел.

Третий бросается на Лизу. Его с трудом пытаются сдержать Альпеншток и Спицин. Появляется Зоя Петровна.

З.П. – Что здесь происходит, Мусафина?

Лиза вскакивает с дивана и исчезает за широкими плечами Зои Петровны.

Лиза. – У Громобоева спросите. Совсем сдурел, придурок несчастный.

Третий. – Я тебя…

Он пытается вырваться… Лиза исчезает из поля зрения.

З.П. – Ты что себе позволяешь, Громобоев. Молчать. Альпеншток, Громобоев это ваша работа?

Зоя Петровна показывает послание.

Третий. – Нет.

З.П. – Не ври мне, Громобоев.

Третий. – Я не вру. Да отпустите вы меня…

Ему удается освободиться от цепких объятий. Третий пытается прорваться сквозь Зою Петровну, но натыкается на каменный палец. Охает и хватается за живот.

Третий. – Ух, Зоя Петровна.. Вот это техника. Будто 5 лет Шолиня.

З.П. – 7 лет в ПТУ №123. Громобоев, я повторяю свой вопрос. Это ваша работа?

На городской вокзал прибывает электричка. В толпе прибывших и встречающих, занятых своими делами, Нитуш. На ней одежда с чужого плеча, а в фиолетовых глазах бездонная темная глубина. Не смотря на изможденный вид, Нитуш довольно привлекательна. Толпа выплёскивает ее на вокзальную площадь, где бурлит стихийный кооперативный рынок. Поляки с полосатыми баулами, груды кассет на капотах ржавых копеек. Мохнатые колючие люди рядом с нежными цветами. Наперсточники. Нитуш идет по рынку. Перед ней какой-то жирный гражданин в красочном Адидасе роняет на землю недоеденный пирожок. Нитуш жадно съедает пирожок до последней крошки. За ней наблюдает черноволосый парень в распахнутой рубашке. Он сидит на капоте белой восьмерки. Парень отталкивается от капота. Все его движения танцующие и плавные. Он наследственный танцор.

Парень. – А –я-яй, откуда такая, красавица?

Нитуш пытается пройти мимо, но парень ее не пускает.

Парень. – Как зовут, молодая?

Нитуш. – А тебе зачем?

Парень. – Э-э-э, что за вопрос, слышишь? Жениться хочу, понимаешь?

Нитуш. – Дурак.

Парень. – Погоди, постой немного.

Парень подбегает к продавцу чебуреков. Берет у него три штуки, обернутые промасленной бумагой. Делает из чебуреков букет и преподносит его Нитуш, припадая на колено. Нитуш улыбается. У парня тоже открытая и искренняя улыбка. Мимо них течет грязный и мутный паводок. А на их островке уютно и тепло.

Первый и Второй на Палубе. Палуба- ресторан второй наценочной категории с длинной террасой, собственно Палубой. На ней стоят столики, за которыми угрюмые мужики пьют пиво из стеклянных поллитровых баночек. Пиво светлое-светлое, а мысли тяжелые-тяжелые. На столике между Громобоевыми, кроме пива, твердая безголовая вобла, припорошенная соленой чешуёй.

Второй. – К Альпенштоку пойдём без малыша.

Первый. – Почему?

Второй. – Мальчишка он совсем. Может подвести в самый неподходящий момент.

Первый. – Понимаю. Только малыш здесь причем, если себе веры нет?

Второй. – Не забывай, мы в какой-то степени похожи.

Первый. – Иногда мне кажется, что это всего лишь чья-то выдумка. Что мы три разных человека.

Появляется Третий вместе с Альпенштоком. Оба хмурые. Занимают места за столиком.

Первый. – Что случилось?

Третий. – Зоя Петровна лютует. Знакомьтесь, это Альпеншток. Это Кен. Американец. Это…

Второй. – Бритни Спирс – переводчик.

Третий. – Мистер Бритни Спирс – переводчик.

Альпеншток. – Круто…

Третий. – И это всё?… Чувак, это настоящие американцы. Тебе, что нечего у них спросить?

Альпеншток. – Не знаю… Жвачка есть?

Третий. – Понятно… Что решили? Когда пойдём?

Первый и Второй выразительно смотрят на Третьего.

Третий. – Не обращайте внимания… Альпеншток – свой. .. Кен по обмену приехал. Помнишь, в прошлом году к нам немцы приезжали. У него здесь дедушка, а внучатый племянник наследство зажал. Фотоальбом и швейную машинку Зингер. Кен ему 100 баксов обещал. Прикинь, а тот ни в какую. 500 и все. А Кен бедный, хоть и американец. Придется жмота этого ущипнуть.

Альпеншток. – А что правильно… Альбом пожалел.

Третий. – Вот и я говорю… Короче, сегодня вечером его не будет. С бабкой на дачу едет. Это надолго. Скажи Альпеншток?

Альпеншток. – Это да! Я тоже сегодня собираюсь на два дня. Как минимум.

Третий. – Вот и я говорю… Самое время. Думаю после девяти. Как считаешь, Альпеншток?

Альпеншток. – Самое то. Последняя электричка на Козьи Горы в 8 42. Эх, если б не бабка с вами бы пошёл.

Первый. – А ключи?

Второй. – Да. Как мы в квартиру влезем?

Третий. – Все продумано, а потом к Альпенштоку на квартиру… Альпеншток нам ключи нужны.

Альпеншток выкладывает на стол ключи с брелоком- открывалкой.

Третий. – Это дело… Только смотри бабке своей ни-ни…

Квартира Альпенштока. Вечер. Третий открывает дверь. Входит. За ним Первый и Второй. Тишина тут же нарушается грохотом и воем сирены.

Второй. – Боже, ну и ду-р-рра.

Третий. – Совсем забыл.

Капитан Ермаков.– Барыги живут в соседней квартире, а здесь живу я , капитан Ермаков.

Третий. – Ну что стоите. Ищите выключатель.

Капитан Ермаков -… У меня нет ни хрена.

Второй. – Заткнись ты.

Капитан Ермаков. – Ералаш, посажу на пятнадцать суток.

Первый с силой обрывает провода. Капитан Ермаков захлёбывается.

Громобоевы спешат по пустынной ночной улице. Внезапно Второй бросает Третьего на фасад здания.

Третий. – Ты чего?

Второй быстро осматривает карманы Третьего и тяжело вздыхает.

Третий. – Ты чего?

Второй. – Ничего… Беги давай.

Первый. – Что же вы? Пойдемте.

Улицу перегораживает белая восьмерка. Парень с вокзального рынка, не щадя, избивает Нитуш ногами. Рядом стоит обыкновенный субъект в сером плаще и мягкой шляпе с полями. Нитуш молчит и парень работает молча. Только субьект вздрагивает.

Субьект. – Вы уж не так как. А лучше деньги верните.

Парень. – Ничего сейчас как шелковая будет.

Третий (видя это). – Вы что творите, гады!

Первый. – Пойдемте, у нас мало времени.

Второй.– Как это нет времени. Ты, что не понимаешь.

Первый. – Я все понимаю.

Второй. – Это же Нитуш.

Первый. – Вот именно.

Третий. – Хватит титьки мять.

Третий бросается на парня. Завязывается драка.

Второй. – Ты идешь?

Первый. – Она будет несчастна всю жизнь.

Второй. – Ты идешь?

Первый и Второй бросаются за Третьим.

Снова пустынная улица. Первый несет на руках Нитуш. Следом идут Второй и Третий. Нитуш прижимается к груди Первого.

Первый. – Ничего, Нитуш. Потерпите. Сейчас к маме пойдём, она вас быстро вылечит.

Нитуш еще сильнее прижимается к груди Первого. Следом за Громобоевыми бежит давешний субьект. Страдает одышкой, задыхается на ходу.

Субьект. – Товарищи. Если милицию надо, то я мигом.

Третий. – Вали отсюда.

Субьект останавливается. Прижимает к груди мягкую шляпу.

Субьект. – За что вы так, товарищи. Я же помочь хотел. Не понимаю.

Финальная фраза.

Первый, Второй и Третий у открытого лифта.

Второй. – Насчет Лизки, ты хорошо подумай. Мой тебе совет.

Первый. – Не слушай его, мальчик. Пробуй жить, как ты… как ты этого хочешь. Но у тебя всегда есть несколько вариантов.

Третий. – Ладно. По правде ( в это время он смотрит на Первого и Второго)… Этот вариант тоже совсем неплох.

Они некоторое время смотрят друг на друга, потом раскрывают друг другу объятья. Совсем неуклюже и по-мужски. Первый и Второй заходят в лифт. Третий смотрит на них. Внезапно он слышит.

– Подождите! Я с вами! – к лифту спешит лысый и пунцовый колобок с большим чемоданом. Третий преграждает ему путь. Коротышка пытается прорваться.

Третий. – Как думаешь, мужик, Чубайс с ваучерами дело говорит?

Он слышит, как начинают гудеть тросы. Коротышка ставит свой чемодан.

Коротышка. – Вы действительно хотите поговорить об этом, молодой человек?

Третий. – Просто алчу.

Третий выбегает из подъезда. Коротышка кричит ему вслед.

Коротышка. – Молодой человек, куда же вы? Чубайс – это удача для России. Это говорю вам я – бывший преподаватель истории партии.

Третий бежит по лакированной светом фонарей дороге. Он улыбается. В лифте Второй обращается к Первому.

Второй. – Я надеюсь, он подумает над тем, что я ему сказал.

Первый. – В любом случае он никогда не будет похожим на нас.

Первый и Второй закрывают глаза. Начинает звучать песня группы «Квартал».

Как нежданный гость спустилась ночь

В этот город на песке. В город наших встреч

Может это холод твой нечаянный

Мне не дал его сберечь. Мне не дал его сберечь

Так легко как перышко

Я лягу на ладонь

Так далеко лететь до донышка

Твоей души на остров белых птиц

Где кончается туман.

Второй выходит на своем этаже. Первый едет дальше. Внезапно лифт начинает трясти. Он останавливается. Песня прерывается… Створки лифта открываются. Первый видит перед собой глухую и серую стену с тонкими тросами. Через нее в кабину лифта входит человек в грязном плаще. Второй непременно бы узнал его. Как то утром возле бетонного штыка он дал ему денег. Человек нажимает кнопку. Двери лифта закрываются. Лифт снова работает.

Человек. – Снова пытаешься, Ералаш?

Первый. – На этот раз у меня все получится. Альпеншток будет жить.

Человек. – То же самое говорили и те, кто был до тебя.

Первый. – Они могли говорить все что угодно.

Человек. – Скромность – отличительная черта всех Громобоевых… Они никак не могут понять.

Первый. – Что понять?

Двери лифта открываются.

Человек. – Тебе выходить.

Первый выходит и смотрит на человека, оставшегося в лифте.

Первый. – Ты не ответил. Что понять?

Человек поднимает вверх бутыль с синими гранулами.

Человек. – Что мы снова встретимся, Ералаш.

Лифт закрывается, слышно как скрипят тросы. Лифт куда-то едет, но куда не понятно. Горят обе стрелочки. Вверх и низ. Песня начинает звучать с того места где ее так незаслуженно прервали.

Проплывает ночь облаком

И уносит легкий дым безнадежных снов

И опять ты не со мной, а около

Я хочу тебя любить. Далекого. Далекого.

Так легко, как перышко

Я лягу на ладонь

Так далеко лететь до донышка

Твоей души на остров белых птиц

Где кончается туман.

КОНЕЦ.