Балерина из трамвая [Маша Скворцова] (fb2) читать онлайн


 [Настройки текста]  [Cбросить фильтры]

Маша Скворцова Балерина из трамвая

Как-то раз я возвращалась с работы в трамвае. Трамвай ехал через Троицкую в сторону Соборной площади.Он был почти пуст, кондуктор и два пассажира: я и пьяная женщина в конце вагона напротив дверей. Пьяная женщина обратилась к нам и сказала:"А знаете, я когда-то была балериной. Танцевала на сцене в Театре оперы и балета". Наступила тишина, нам с кондуктором было нечего сказать, мы встретились с человеческой трагедией.

Галина, так звали женщину, так звали женщину в трамвае, в молодости была ведущей танцовщицей в театре. Изящная красавица с самолюбивым характером, она стремилась ко всему, что давало ей возможность подняться еще выше, еще ближе к своей мечте. Её упорство заставляло с раннего детства десятилетиями оттачивать свое мастерство. Она не была лишена сентиментальности, но при этом не привыкла отслеживать свои эмоции и анализировать переживания. Будучи волевым человеком, она была чужда рефлексии. Возможно, именно поэтому несправедливость больно задела её.

Её жизнь можно назвать чередой взлетов и падений. Правда, взлеты были закономерными, заслуженными трудом и талантом, а падения, возможно, от превратностей судьбы, от слишком сильного желания во всем получать максимум от жизни, от перфекционизма и ранимого характера. Самое тяжелое из этих падений, как хорошо, что сейчас она наконец-то могла думать об этом с иронией, было десять лет назад, в середине осени.

Труппа Театра оперы и балета должна была участвовать в опере, которая будет проходить в Петербурге в Мариинском театре и Галя была выбрана в качестве ведущей танцовщицы. Это был шанс уехать из провинции в северную столицу, шанс прикоснуться к своей мечте, которого она ждала всю жизнь. Она тренировалась дни напролет и в её душе мысли о возможном триумфе сменялись мыслями о провале, и так происходило изо дня в день, что выматывало её физически и душевно. В какой-то момент она перестала спать. Это сказалось на её настроении и на одной из последних репитиций она поссорилась с художественным руководителем и это ссора стала роковой для неё. Поэтому в последний момент решений о том, кто поедет в Петербург было принято в пользу другой девушки из кардебалета, как оказалось племянницы Директора театра. Это стало для Гали ударом. Было такое ощущения, как будто тщательно построенный замок с башенками, лестницами, балконами и садом вокруг , ухоженный и взлелеянный годами трудов и любви, был разрушен. С этого момента не за один день, а за некоторое время театр, все связанное с ним и даже танец как таковой вызывали сначала боль обиды, как свидетели её позора, а затем и вовсе отвращение. Этой болью обиды было отравлено всё её существование. Даже во сне, когда наконец-то наступает долгожданный отдых от земной суеты, она видела смех и презрение в глазах участников своей труппы и ощущала стыд и боль. По утрам она просыпалась, Умывалась, ела, шла в театр и танцевала, как она говорила позже, как в немом черно-белом фильме про себя, где она – главная героиня, но сценарий ей не известен и не интересен, автоматически, без участия души. Что-то надломилось в ней и постоянно приходила одна мысль – так дальше продолжаться не может.

Вечером она приходила в свою, ставшую безразличной, когда-то уютную квартиру недалеко от Театра оперы и балета, зажигала лампу в торшере и сидела так часами, слезы лились из ее глаз, беззвучно капая вниз. Обида от случившейся несправедливости как едкая кислота затапливала мир вокруг и, однажды, чтобы перебить её горький вкус, она открыла бутылку красного вина, подаренного ей на День рождения одним поклонником, и пригубила всего один глоток. Вкус ей понравился. Терпкий вкус лета далекой южной страны, где пахнет морем и солнцем, согрел её своим теплом, ей стало так спокойно и оттого хорошо. И теперь, вечерами, часто она пробовало вино и однажды даже пришла в театр в состоянии легкого похмелья.

Утро выдалось ясным. Галя даже пела, идя расслабленным шагом по Соборной площади в театр и ей было все равно, кто и что может о ней подумать.

– Доброе утро! – сказала она уборщице при входе.

–Доброе утро! – ответила Марья Петровна и не добавила привычного "Галочка", с удивлением глядя на Галину.

Галя прошла дальше, туда, где собрался весь коллектив и худрук. Увидев её, все обернулись.

Худрук сказал:

–Великолепно! На улице утро, а Вы уже уже пьяны! Чудесно! Тогда все мы, – он обвел рукой танцовщиц и танцовщиков кардебалета, – готовимся к выстпулению, Вы позволяете себе прийти в таком виде! Как это в Вашем характере! Вы не способны контролировать свои эмоции, распущенны не уравновешены! Идите домой и проспитесь. Мы еще посмотрим, на что Вы вообще будете способны впоследствии.

Слова застряли в горле у Галины от возмущения и она хрипло и тихо выдавила:

– Я вас ненавижу. Вы – безвольный слюнтяй, который не способен отстоять свое мнение. Вы уничтожили мою жизнь, Вы разрушили её полностью. И к тому же Вы всех настроили против меня.

– Вон! Вы уволены! Пьяная истеричка!

Галя вылетела из Театра. Она снова шла по площади, только в обратном направлении. Также светило утреннее солнце и пели птицы, но она как будто ничего не видела вокруг себя.

Придя домой, она заметила, что у неё озноб, легла в кровать, накрылась одеялом и пледом и заснула. Удивительно, она впервые крепко уснула.

После она приходила в театр много раз, говорила гадости, как понимала она сама же, про худрука и племянницу директора, с жадностью ловила информацию обо всех выступлениях. Она понимала, что лучше будет не трогать эту рану, что нужно время, чтобы она заросла и стало так больно и, что самое главное, нужно начать с себя, нужно измениться. У нее появилась склонность застревать на неприятных воспоминаниях и склонность к анализу своих поступков. По совету подруги она попала к психотерапевту и ей неожиданно понравилось приходить на психотерапевтические группы. Встречая товарищей по несчастью и глядя на них, она понимала, что выход все же есть, но пока не могла найти его.

Солнечное вино закончилось и сменилось более дешевыми напитками, она часто вспоминала Театр, детство у станка, родителей, которые любили её и верили в её счастливое будущее. Проходя по Соборной площади мимо Театра оперы и балета, она явственно вспоминала звук открывающейся высокой и узкой двери, запах дерева и прикосновение золоченной ручки, приготовление к представлению, декорации, костюмы и трепетное ожидание. И глядя украдкой в дверной проем вспоминала фразу "театр начинается с вешалки", которая раньше не имела для нее значение. Она понимала, что нужно уходить от этого, и со временем то, что она так любила, стало вызывать лишь боль утраты.

Единственным её утешением стали цветы. давным-давно, в лучшие времена, один постоянный поклонник подарил ей на редкость очаровательный букет цветов. Он как будто нес в себе дыхание весны. Она старалась сохранить его как можно дольше и, когда отдельные цветы начали увядать, она складывала из них венки и составляла композиции, для развлечения фотографировала их на телефон.

Как-то в моменты раздумий, когда она ложилась спать, Галя вспомнила слова психотерапевта о том, что если Бог посылает болезнь, то он дает и исцеление. И после этой фразу сразу же в её голове начали возникать цветочные композиции, букеты так ярко, что, казалось, она чувствует их запах.

Время шло, нужно было как-то жить. Однажды Галя зашла в цветочный магазин недалеко от дома, в окна которого она так любила заглядывать. Там увидела объявление о том, что магазину требуется уборщица. На следующий день она пришла и её взяли без лишних вопросов.

Она была по-настоящему рада этой работе. Чувство унижения в следствии потери социального статуса столько раз было пережито ею и в душе и на бирже, когда ей, бывшей балерине, предлагали работу продавшицей или нянечкой, столько раз о нем говорили на психотерапевтической группе, что устроиться уборщицей для неё оказалось легче, чем она представляла.

Она тщательно выполняла свою работу. Она мыла все уголки магазинчика, все полки и шкафы с цветами, опрыскивала их в соответствии с графиком, меняла воду, вдыхая благоухающий аромат. Цветя, потерявшие товарные вид, она брала домой, чтобы их не выбросили и делала из них композиции, зарисовывая в альбом и фотографируя. У нее даже появился небольшой кружок подписчиков. Бывало, что она задерживалась вечерами в магазине, и однажды в маленькой корзине, оставленной для будущих букетов, она смастерила свою "сиреневую фантазию", так она назвала свой первый официальный букет. Официальный потому, что на следующий день он был продан первому покупателю, который увидел и оценил его прелесть. После этого случая Гале вскорости предложили стать продавцом.

Медленно стали происходить изменения. В пятницу вечером Гале все чаще не требовалось вино, иногда желание было, но не так неотвратимо и не так часто, как раньше. Ей меньше хотелось есть, она лучше спала и показалось, что наступающая весна не такая грязная и холодная, как обычно ей казалось.

Одним утром она шла в цветочный магазин как обычно и навстречу ей попался мужчина, показавшийся знакомым.

– Здравствуй, Галочка!

– Здравствуйте – ответила она и задумалась, где же она его видела.

Она не видела его почти десять лет и потому никак не могла вспомнить, где же раньше она его видела. Потом она вспомнила зал, овации и невысокого приятного мужчину среднего телосложения, который подарил ей тот первый чудесный букет, с которого и началась её история будущего флориста. Тот поклонник всегда дарил ей цветы, всегда улыбался и спрашивал, как она живет. Она видела его на всех своих выступлениях и труппе даже подшучивали над тем, что этот мужчина влюблен в Галину-балерину. Тогда она не воспринимала его всерьез, а когда после увольнения вспомнила те слова, что были написаны на адресе, прикрепленном к букету, чувство благодарности к этому человеку, который единственный помнил о ней то хорошее, что в ней было.

Судя по виду Олега, так звали мужчину, он переживал не лучшие времена своей жизни. Ей вспомнилась его удаляющаяся скорбная фигура и захотелось сделать что-то хорошее для него.

В следующую их встречу она подарила Олегу небольшой букетик. Он узнал её, улыбнулся, спросил.

– Галочка, как твои дела?

– Хорошо. Я работаю здесь, – указала она рукой на рекламу цветочного магазина.

– А у меня умерла Валечка. – это была его жена.

После этого разговора они часто встречались на улице, когда каждый шел на свою работу и вечером, идя с работы. Они стали разговаривать, даже прогуливаться вместе по старому городу, с которым у каждого были связаны воспоминания. Они смеялись и никогда не спрашивали о том главном, для каждого своем, событии, которое навсегда изменило жизнь каждого из них, боясь обидеть друг друга и разрушить хрупкое счастье этих встреч. Постепенно они узнавали друг друга .

Галя похорошела, стала часто улыбаться, клиенты в цветочный магазинчик шли постоянным потоком. И однажды, проходя мимо Театра оперы и балета Галина встретила кого-то из своей труппы и эта девушка поздоровалась с ней. Она удивилась, так как сразу не узнала свою бывшую коллегу и ей стало тепло на душе оттого, что сейчас, впервые за десять лет, не было больно и стыдно от воспоминаний о прошлом. Чувство благодарности судьбе наполнило её сердце.